что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства

1. Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству. Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия. Примерами вероломства являются следующие действия:

а) симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия или симулирования капитуляции;

б) симулирование выхода из строя вследствие ранений или болезни;

в) симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта; и

г) симулирование обладания статусом, предоставляющим защиту, путем использования знаков, эмблем или форменной одежды Организации Объединенных Наций, нейтральных государств или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте.

2. Военные хитрости не запрещаются. Такими хитростями являются действия, направленные на то, чтобы ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво, но которые не нарушают каких-либо норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов, и которые не являются вероломными, поскольку они не обманывают доверие противной стороны в отношении защиты, предоставляемой этим правом. Примерами таких хитростей являются следующие действия: использование маскировки, ловушек, ложных операций и дезинформация.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

15. Вероломство и военные хитрости

Вероломство и военные хитрости регламентированы положениями Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), который был принят в Женеве 8 июня 1977 г.

Высокие Договаривающиеся Стороны, принимая настоящий Протокол, преследовали цель подтверждения и развития такого положения, которое предусматривало бы необходимую защиту жертв вооруженных конфликтов, кроме этого, дополнительные меры для обеспечения наиболее эффективного их применения.

Согласно ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника с помощью вероломства.

Под вероломством в международном гуманитарном праве следует понимать такие действия, которые осуществляются со следующей целью: вызвать доверие противника. Кроме того, эти действия должны заставить противника поверить в то, что он имеет неотъемлемое право на получение защиты либо обязан предоставить такую защиту в соответствии с нормами международного права, которое имеет место в период вооруженных конфликтов и военных действий, для того чтобы обмануть такое доверие.

Под нормами международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, необходимо понимать такие нормы, которые имеют место в период вооруженных конфликтов и военных действий и которые приведены в международных соглашениях, чьи участники – конфликтующие стороны, помимо этого, общепризнанные принципы и нормы международного права, применяемые к вооруженным конфликтам.

К вероломству относятся следующие действия:

1) имитация намерения осуществлять переговоры под флагом перемирия;

2) имитация капитуляции;

3) имитация выхода из строя по причине полученных ранений либо болезни;

4) имитация обладания статусом гражданского лица или некомбатанта, не принимающего участия в вооруженном конфликте;

5) имитация обладания статусом, который предоставляет защиту, путем использования:

Запрещено:

1) применение не по назначению отличительной эмблемы Международного общества Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца либо иные эмблемы, которые предусмотрены конвенциями либо Дополнительным протоколом I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

2) преднамеренное злоупотребление в период вооруженного конфликта иными защитными эмблемами, знаками или сигналами, такими как флаг перемирия;

а) отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций;

б) форменной одежды ООН;

в) форменной одежды нейтральных государств, которые не являются конфликтующими сторонами;

г) форменной одежды иных государств, которые не являются сторонами, находящимися в конфликте.

Военные хитрости не запрещены. В международном гуманитарном праве под военными хитростями понимаются действия, осуществляемые с целью введения противника в заблуждение либо побуждения его к совершению опрометчивых поступков. Военные хитрости не должны нарушать норм международного права, которые применяются в период вооруженных конфликтов или военных действий, и не являются вероломными. Это объясняется тем, что они не обманывают доверие конфликтующей стороны в отношении защиты, предоставляемой этим правом.

К военным хитростям относятся:

1) применение маскировки;

2) использование ловушек;

3) проведение ложных операций;

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Ограничения в применении воюющими сторонами средств и методов вооруженной борьбы

Запрещенные методы ведения боевых действий

Под методами ведения вооруженной борьбы следует понимать порядок использования средств ведения вооруженной борьбы для уничтожения живой силы и военной техники противника. В международном гуманитарном праве четко проводится различие между вероломством и военными хитростями.

а) симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия;

б) симулирование капитуляции;

в) симулирование выхода из строя вследствие ранения или болезни;

г) симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта;

д) симулирование обладания статусом, предоставляющим защиту, путем использования знаков, эмблем или форменной одежды Организации Объединенных Наций, нейтральных государств или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте. Однако симуляция имеет целью лишь введение в обман, заблуждение, поэтому обязательной составляющей вероломства, безусловно, должны быть последующие действия, для осуществления которых и применялась симуляция.

В отличие от вероломства военные хитрости считаются правомерными и означают любое действие, не являющееся в конечном счете вероломным, но направленное на то, чтобы ввести противника в заблуждение или вынудить его действовать опрометчиво (п. 2 ст. 37 Дополнительного протокола I). Примерами военных хитростей могут служить следующие действия: а) маскировка (природная, с использованием красителей, сеток, дыма); б) проведение мероприятий по активной маскировке (ложные цели, отвлекающие удары); в) демонстративные действия, ложные операции; г) дезинформация, ложная информация; д) использование технических средств (электронных, средств связи).

Дополнительный протокол I (ст. ст. 38, 39) содержит перечень запрещенных методов введения противника в заблуждение. К ним относятся следующие методы.

2. Запрещение использования не по назначению отличительных знаков медицинской службы, гражданской обороны, культурных ценностей, установок и сооружений, содержащих опасные силы, белого флага парламентера, а также других общепризнанных отличительных знаков и сигналов (например, для демилитаризованных зон, необороняемых местностей).

Анализ норм, содержащихся в ст. ст. 35, 53, 75, 85 Дополнительного протокола I, позволяет выделить следующие группы запрещенных методов ведения вооруженной борьбы.

3. Направленные против объектов: а) атака, бомбардировка или уничтожение санитарных учреждений, госпитальных судов (санитарных транспортов), санитарных самолетов, имеющих надлежащие отличительные знаки; б) бомбардирование военными самолетами, морскими кораблями незащищенных городов, портов, селений, жилищ, исторических памятников, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях; в) уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и др., составляющих культурное или духовное наследие народа, а также их использование для обеспечения успеха в военных действиях.

4. Направленные против собственности: а) истребление или захват неприятельской собственности, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью; б) захват судов, предназначенных для берегового рыболовства или потребностей местного мореплавания; госпитальных судов, а также судов, выполняющих научные и религиозные функции; в) разграбление города или местности.

Весьма важной является проблема правового регулирования методов ведения боевых действий неизбирательного характера, т.е. соблюдения принципа проведения различия. Принятие запрета, закрепленного в п. 5 «а» ст. 51 Дополнительного протокола I, явилось важным гуманитарным достижением. Авторы статьи считали, что нет необходимости ссылаться на «массированные» бомбардировки, на «бомбардировки зон» или на «бомбовые ковры» с того момента, как этот запрет стал полностью к ним применим, и обращение к таким выражениям может толковаться как ограничение защиты гражданских лиц от других видов бомбардировки. Следует отметить, что запрет ограничивается ситуациями, при которых гуманитарные требования первостепенны, поскольку он применяется в отношении зон, где сконцентрированы гражданские лица или объекты. Иные зоны не охватываются этим запретом. На каком расстоянии друг от друга должны находиться военные объекты?

Положения ст. 57 Дополнительного протокола I направлены на исключение еще двух случаев нарушения принципа проведения различия: а) неправильного опознания объектов военного характера до нападения на них; б) нападений, которые могут случайно нанести чрезвычайно большой урон гражданскому населению и ущерб гражданским объектам. Эти положения адресуются в первую очередь тем, кто готовит или принимает решения о нападении. Те, кто практически осуществляет нападение, часто не способны при использовании современных средств и методов ведения военных действий своевременно распознавать объекты, на которые планируется совершить нападение. Если «становится очевидным, что объект не является военным», «нападение отменяется или приостанавливается». Но даже если объект будет признан военным, нападение на него может быть запрещено, например, ввиду того, что этот объект скрывает опасные силы или он необходим для выживания гражданского населения, и в случаях, когда нападение вызвало бы чрезмерные потери среди гражданских лиц.

Отметим, что сторонам предписывается делать «своевременное предупреждение» о нападениях, представляющих опасность для гражданского населения, если обстоятельства позволяют сделать это.

Указания на методы ведения боевых действий обычно содержатся в распорядительных документах (приказах) органов военного управления, поэтому именно в них и должны предусматриваться все меры предосторожности, которые необходимы при проведении операции. При этом должны использоваться знания, которыми обладают юридические советники (помощники командиров по правовой работе). Вместе с тем ряд нарушений может быть предотвращен только при наличии достаточного уровня организованности и дисциплинированности подчиненных.

Элементарные правила основываются на принципах гуманности и состоят в следующем:

воевать можно только с теми, у кого в руках оружие;

подвергать нападению разрешено только военные объекты (например, военные базы, склады, запасы горючего, порты, взлетные площадки, автомобили, корабли, летательные аппараты, вооружение, снаряжение, здания и объекты,

которые используются противником в военных целях);

нападение не должно быть направлено на лиц и объекты, которые обладают защитным статусом, гражданских лиц и гражданские объекты следует щадить;

необороняемые местности и нейтральные зоны не должны подвергаться нападению;

объекты, содержащие опасные силы (атомные электростанции, дамбы, плотины), не должны подвергаться нападению;

взятие заложников запрещается;

следует с уважением относиться к лицам и объектам, отмеченным защитными знаками и эмблемами;

медицинский персонал и духовенство, раненые и больные солдаты противника, гражданское население, личный состав формирований гражданской обороны (пожарные, саперы, поисковые и спасательные отряды), парламентеры с белым флагом не должны являться объектом нападения;

окруженному противнику необходимо дать возможность сдаться в плен, приказ не брать пленных является серьезным военным преступлением;

с военнопленными следует обращаться гуманно, они обязаны сообщать данные только о своей личности;

следует воздерживаться от любых актов возмездия, уважать права собственности гражданского населения;

необходимо соблюдать самим указанные правила и требовать этого от сослуживцев, поскольку их нарушение влечет наказание.

Основной источник:
Международное гуманитарное право (Батырь В.А., 2011)
Международное гуманитарное право

Источник

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 30
Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве

что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть картинку что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Картинка про что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства

что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть картинку что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Картинка про что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства

что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть картинку что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Картинка про что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства

Уже со второй половины XIX в. начался процесс закрепления норм международного права, направленных на защиту людей, страдающих от бедствий, вызванных вооруженными конфликтами. Эти нормы провозглашены международными документами, составившими в совокупности основу современного международного гуманитарного права.

После Второй мировой войны были приняты четыре основных документа международного гуманитарного права, существенно усилившие защиту жертв вооруженных конфликтов:

• I Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;
• II Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г.;
• III Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;
• IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

В 1977 г. положения этих конвенций были расширены двумя дополнительными протоколами’.
• Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.;
• Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г.

Цель международного гуманитарного права состоит также в том, чтобы ограничить разрушительную силу вооруженных конфликтов, воздерживая воюющие стороны от бессмысленной жестокости, и не допустить превращения вооруженного конфликта в неприкрытое варварство. Помимо положений, обеспечивающих защиту определенных категорий лиц, в этом праве также закреплены основные ограничения, которые должны соблюдать воюющие стороны (схема 34).

что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть картинку что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Картинка про что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства

Общая защита гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, возможна только при условии, что воюющие стороны могут отличить гражданское население от тех, кто непосредственно участвует в боевых действиях (комбатантов).

Согласно нормам международного гуманитарного права, конфликтующие стороны обязаны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами и принимать все возможные меры предосторожности, чтобы щадить гражданское население. В то же время, если гражданскому населению создают условия защиты от насилия и нападений со стороны противника, то это предполагает, что оно не участвует в конфликте.

Международным гуманитарным правом предусмотрены ограничения ведения военных действий.

Ограничения по объектам нападения представлены на схеме 35.

что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть картинку что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Картинка про что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства

Международным гуманитарным правом установлены также ограничения по средствам и методам ведения военных действий.

Главный принцип ведения военных действий гласит: право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

Ограничение методов и средств ведения боевых действий предусматривает пять запрещений.

Запрещение нападений неизбирательного характера.

что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть картинку что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Картинка про что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломстваЦель этого ограничения — исключить использование тех методов и видов вооружений, которые не обладают достаточной точностью для проведения необходимого различия между военными объектами и гражданским населением и объектами, а также тех, чье воздействие не может быть ограничено во времени и пространстве.

Запрещение нападений, которые, как можно ожидать, вызовут потери среди гражданского населения или нанесут ущерб гражданским объектам, которые были бы чрезмерны по отношению к тому конкретному и прямому военному преимуществу, которое нападающие предполагают получить.

Противопехотные мины, установленные во время Второй мировой войны, продолжают убивать и калечить людей и сейчас, через много лет после ее окончания. Одно из главных препятствий в деле организации разминирования — его стоимость. Обезвреживание мины, на производство которой было затрачено 3 долл. США, может обойтись в 1000 долл.

Проявление при ведении военных действий заботы о защите природной среды.

Современная концепция охраны окружающей среды предполагает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба в целях сохранения здоровья или выживания населения. Так, в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Она запретила применение боевых зажигательных средств против лесов и других зеленых насаждений.

Кстати, в России, согласно статье 358 Уголовного кодекса РФ, массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Запрещение использовать в качестве метода ведения войны голод среди гражданского населения.

Нельзя подвергать нападению, разрушать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (например, запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы питьевой воды, ирригационные сооружения и т. д.).

Запрещение военных действий, основанных на вероломстве.

что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть картинку что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Картинка про что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломстваАктами вероломства считают действия, направленные на то, чтобы с целью обмана вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту, согласно нормам международного гуманитарного права.

Поэтому преднамеренное злоупотребление общепризнанными эмблемами (красного креста и красного полумесяца, белым флагом, защитной эмблемой культурных ценностей и другими общепринятыми защитными знаками) запрещено. Также запрещено во время нападения или защиты или для прикрытия военных действий использование национальных символов (флагов, военных эмблем, форменной одежды и т. п.) стороны противника, а также национальных символов и эмблем государств, не являющихся сторонами в конфликте.

Международное гуманитарное право, основные документы которого ратифицированы почти всеми государствами мира, ограничивает право сторон использовать определенные методы и средства ведения военных действий и обязует каждого, кто принимает участие в военных действиях, следовать правилам, позволяющим регулировать отношения между сторонами в вооруженном конфликте, и обеспечить защиту тем, кто не принимает в нем участия.

Вопросы и задания

1. Назовите три основных типа ограничения военных действий в международном гуманитарном праве.

2. Перечислите категории лиц, которые находятся под защитой четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г.

3. Чем вызвано введение ограничения по объектам нападения во время вооруженного конфликта?

4. В чем состоят ограничения по методам и средствам ведения боевых действий?

5. В чем заключается цель международного гуманитарного права?

6. Что понимают под общей защитой гражданского населения в международном гуманитарном праве?

7. Сформулируйте главный принцип ведения военных действий.

8. Что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства?

Источник

Международное гуманитарное право. Шпаргалка

13. Прекращение военных действий

Окончание войны – деятельность, которая направлена на восстановление мирных отношений между конфликтующими государствами и прекращение военных действий.

Основные формы прекращения военных действий:

Перемирие – это временное прекращение военных действий, осуществление которого основывается на взаимном соглашении между участниками вооруженного конфликта.

Перемирие бывает местное и общее.

К местному перемирию относятся действия следующего характера:

1) подбор раненых и больных;

2) погребение мертвых;

3) эвакуация из осажденных районов гражданского населения;

Оно заключается как командующим войсками, так и старшим военным начальником на определенном участке фронта.

Общее перемирие предполагает, что:

1) военные действия временно приостанавливаются на всем театре военных действий;

2) возможно прекращение военных действий.

В отличие от местного перемирия, общее заключается компетентными органами государств, которые занимаются решением вопросов относительно прекращения военных действий по всей линии фронта.

Отличительной чертой перемирия является то, что в его процессе конфронтация сторон приобретает формальное и юридическое равенство.

В современный период времени перемирие между сторонами, находящимися в конфликте, в основном заключается по волеизъявлению Организации Объединенных Наций, которая оговаривает со сторонами место и время, подготавливает проект соответствующих документов.

Капитуляция представляет собой всякое прекращение противоборства вооруженных сил или их части. Помимо этого, при ней капитулирующая сторона наделяется статусом побежденного государства и лишается всякого формального равенства с победителем.

Существуют два вида капитуляции – безоговорочная и на определенных условиях.

Но при любом ее виде сторона-победитель повергнутым государствам диктует свои условия.

При данной форме прекращения военных действий все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят в собственность противника, а капитулирующие войска попадают в военный плен.

Несоблюдение основных условий капитуляции является правонарушением международного характера, но только если оно совершено по приказу правительства конфликтующей стороны, либо военным преступлением, если его совершение произошло без такого указания.

Основные формы прекращения состояния войны между конфликтующими государствами:

1) заключение мирного договора. Данный вид договора рассматривает наиболее значимые вопросы относительно урегулирования политической, экономической, территориальной и иной проблемы вследствие прекращения военных действий между конфликтующими сторонами.

К таким договорам можно отнести заключенные СССР в 1948 г. мирные договоры с государствами-сателлитами фашистской Германии;

2) односторонняя декларация (например, СССР окончил войну с фашистской Германией Указом Президиума ВС СССР от 25 января 1955 г.), а также двусторонняя декларация (например, Советско-японская декларация от 10 октября 1956 г.).

К правовым последствиям прекращения военных действий относятся:

1) восстановление дипломатических и консульских отношений;

2) возобновление действий, отношений в области экономики;

3) разрешение территориального вопроса;

4) обмен военнопленными;

5) разрешение вопросов, касающихся ответственности государств и индивидов, иными словами, наступление ответственности государств в любом ее проявлении.

14. Понятие средств и методов ведения военных действий

На основании Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), от 8 июня 1977 г. в случае любого вооруженного конфликта стороны, находящиеся в вооруженном конфликте, имеют право выбирать методы или средства ведения войны. Право выбора не является неограниченным.

Под вероломством понимаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту по нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия.

Примерами вероломства являются следующие действия:

1) намерение вести переговоры под флагом перемирия или капитуляции;

2) выход из строя вследствие ранений или болезни;

3) обладание статусом гражданского лица или некомбатанта;

4) обладание статусом, предоставляющим защиту, путем использования знаков, эмблем или форменной одежды Организации Объединенных Наций, нейтральных государств.

Военные хитрости при проведении военных действий не запрещаются. К ним можно отнести действия, направленные на введение противника в заблуждение или побуждающие его действовать опрометчиво, но не нарушающие нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов, не являющиеся вероломными, т. к. они не обманывают доверие противной стороны в отношении защиты, предоставляемой этим правом. Примерами таких хитростей являются следующие действия: использование маскировки, ловушек, ложных операций и дезинформации.

В методах запрещается использовать не по назначению отличительную эмблему Красного Креста, Красного Полумесяца или Красного Льва и Солнца или другие эмблемы, знаки и сигналы; флаги, военные эмблемы, воинские знаки различия или форменную одежду нейтральных государств. Установлен запрет на дачу приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе.

Лицо, признанное или в данных обстоятельствах признающееся вышедшим из строя, не должно подвергаться нападению.

Вышедшим из строя считается любое лицо, если оно:

1) находится во власти противной стороны;

2) ясно выражает намерение сдаться в плен;

3) находится без сознания или каким-либо другим образом выведено из строя вследствие ранения или болезни и не способно защищаться (при условии что в любом таком случае это лицо воздерживается от каких-либо враждебных действий и не пытается совершить побег).

Если лица, имеющие право на защиту в качестве военнопленных, попадают во власть противной стороны при необычных условиях военных действий, то они освобождаются, а для обеспечения их безопасности принимаются все возможные меры предосторожности.

При ведении военных действий лицо, покидающее на парашюте летательный аппарат, терпящий бедствие, не подвергается нападению в течение своего спуска на землю. Лицу, покинувшему на парашюте летательный аппарат, терпящий бедствие, по приземлении на территории, контролируемой противной стороной, предоставляется возможность сдаться в плен до того, как оно станет объектом нападения, если не становится очевидным, что оно совершает враждебное действие.

15. Вероломство и военные хитрости

Вероломство и военные хитрости регламентированы положениями Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), который был принят в Женеве 8 июня 1977 г.

Высокие Договаривающиеся Стороны, принимая настоящий Протокол, преследовали цель подтверждения и развития такого положения, которое предусматривало бы необходимую защиту жертв вооруженных конфликтов, кроме этого, дополнительные меры для обеспечения наиболее эффективного их применения.

Согласно ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника с помощью вероломства.

Под вероломством в международном гуманитарном праве следует понимать такие действия, которые осуществляются со следующей целью: вызвать доверие противника. Кроме того, эти действия должны заставить противника поверить в то, что он имеет неотъемлемое право на получение защиты либо обязан предоставить такую защиту в соответствии с нормами международного права, которое имеет место в период вооруженных конфликтов и военных действий, для того чтобы обмануть такое доверие.

Под нормами международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, необходимо понимать такие нормы, которые имеют место в период вооруженных конфликтов и военных действий и которые приведены в международных соглашениях, чьи участники – конфликтующие стороны, помимо этого, общепризнанные принципы и нормы международного права, применяемые к вооруженным конфликтам.

К вероломству относятся следующие действия:

1) имитация намерения осуществлять переговоры под флагом перемирия;

2) имитация капитуляции;

3) имитация выхода из строя по причине полученных ранений либо болезни;

4) имитация обладания статусом гражданского лица или некомбатанта, не принимающего участия в вооруженном конфликте;

5) имитация обладания статусом, который предоставляет защиту, путем использования:

1) применение не по назначению отличительной эмблемы Международного общества Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца либо иные эмблемы, которые предусмотрены конвенциями либо Дополнительным протоколом I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

2) преднамеренное злоупотребление в период вооруженного конфликта иными защитными эмблемами, знаками или сигналами, такими как флаг перемирия;

а) отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций;

б) форменной одежды ООН;

в) форменной одежды нейтральных государств, которые не являются конфликтующими сторонами;

г) форменной одежды иных государств, которые не являются сторонами, находящимися в конфликте.

Военные хитрости не запрещены. В международном гуманитарном праве под военными хитростями понимаются действия, осуществляемые с целью введения противника в заблуждение либо побуждения его к совершению опрометчивых поступков. Военные хитрости не должны нарушать норм международного права, которые применяются в период вооруженных конфликтов или военных действий, и не являются вероломными. Это объясняется тем, что они не обманывают доверие конфликтующей стороны в отношении защиты, предоставляемой этим правом.

К военным хитростям относятся:

1) применение маскировки;

2) использование ловушек;

3) проведение ложных операций;

16. Военный шпион, доброволец, наемник

Согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. под военным шпионом следует понимать лицо, действующее тайным образом либо под ложным предлогом и занимающееся сбором сведений, касающихся определенного района действия одной из конфликтующих сторон, преследуя тем самым цель сообщить эти сведения противной стороне.

В соответствии со ст. 46 Дополнительного протокола I от 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных конфликтов, лицо, оказавшееся во власти противной стороны в период его занятия шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним обращаются так же, как со шпионом.

На основании настоящего Протокола лицо из состава вооруженных сил конфликтующей стороны занимается сбором сведений на территории, которая находится под контролем противной стороны, не будет считаться шпионом, но только если оно носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил.

Лицо из состава вооруженных сил конфликтующей стороны, не проживающее на территории, захваченной державой-оккупантом и занимающееся шпионажем на ней, не утрачивает свое право на статус военнопленного, кроме этого, с ним обращаются не как со шпионом. Исключением являются случаи, когда это лицо было захвачено до момента его присоединения к вооруженным силам, к которым оно принадлежит.

Под добровольцем понимается лицо, которое по собственной воле вступило в ряды действующей армии одной из конфликтующих сторон.

На основании V Гаагской конвенции 1907 г., если отдельное лицо по своему собственному волеизъявлению вступает в армию одного из конфликтующих государств, то оно утрачивает статус лица нейтрального государства.

Действия добровольца считаются правомерными только в том случае, если он вступает в ряды действующей армии, ведущей войну с целью защиты своей страны от иностранного неправомерного вторжения.

Наемник – лицо, которое добровольно, никем не принуждаемо, вступило в воинские формирования, осуществляющие вооруженную борьбу для достижения цели относительно защиты противоправных колониальных, расистских режимов против национально-освободительных движений.

На наемника не распространяются покровительствуемые нормы права вооруженных конфликтов, кроме этого, он не обладает правом на статус комбатанта, военнопленного.

Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I от 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. наемник – это лицо:

1) намеренно завербованное на месте или за границей для сражения в вооруженном конфликте;

2) фактически принимающее прямое участие в военных действиях;

3) руководствующееся в основном желанием извлечь личную выгоду, если конфликтующей стороной дано обещание материального вознаграждения, значительно превышающего вознаграждение, обещанное либо выплачиваемое комбатантам равного с ним ранга и с такими же функциями из числа личного состава вооруженных сил данной стороны;

4) не являющееся ни гражданином конфликтующей стороны, ни лицом, имеющим постоянное местожительства на той территории, которая находится под контролем конфликтующей стороны;

5) не входящее в личный состав вооруженных сил конфликтующей стороны;

6) не посланное государством, не являющимся конфликтующей стороной, для осуществления официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Данное определение наемника дает возможность определить более конкретное отличие его от добровольца, кроме этого, провести различие между ним и военными советниками, которые не принимают непосредственного участия в вооруженных конфликтах, а также направлены на службу в армию иностранного государства по соглашению между ними.

17. Экологические методы. Ведения военных действий

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29 декабря 2004 г.) определяет природную среду как совокупность всех компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. К компонентам природной среды относятся земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Под природными объектами понимаются естественная экологическая система, природный ландшафт и элементы, которые их составляют и сохранили свои природные свойства, а под природно-антропогенным объектом – природный объект, преобразованный в итоге хозяйственной и иной деятельности человека, либо объект, созданный им и обладающий характерными свойствами природного объекта, кроме этого, обладающий рекреационным и защитным значением.

Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, при ведении военных действий должна проявляться особая забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Защита заключается в запрете на использование методов и средств ведения войны, причиняющих такой ущерб природной среде, а соответственно, и наносящих ущерб здоровью или выживанию населения, кроме этого, запрещено причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий. Помимо этого, указанный запрет распространяется и на установки и сооружения, содержащие опасные силы, к таковым относятся плотины, дамбы и атомные электростанции. Они не должны подвергаться нападению, даже если являются военными объектами. Это объясняется тем, что они могут вызвать высвобождение опасных сил и повлечь тяжелые потери среди гражданского населения. Такая защита прекращает свое действие в том случае, если:

1) плотины и дамбы используются таким способом, который отличен от их нормального функционирования, а также для регулярной поддержки военных операций;

2) атомные электростанции начинают вырабатывать электроэнергию для регулярной существенной поддержки военных операций;

3) иные военные объекты, которые размещены в этих установках либо поблизости, но только если они используются с целью непосредственной поддержки военных операций.

Запрещено делать объектом репрессалий, так же как и природные объекты, любые установки и сооружения, которые содержат опасные силы.

Конфликтующие стороны обязаны избегать размещения каких-либо военных объектов вблизи или на территории установок или сооружений.

Для облегчения опознавания объектов, пользующихся защитой настоящего Дополнительного протокола, конфликтующие стороны должны обозначать их специальным знаком в виде группы из ярко-оранжевых кругов, которые расположены на одной и той же оси. Если такое обозначение отсутствует, то это все равно не освобождает ни одну из конфликтующих сторон от ее обязательств.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, принятая Резолюцией 31/72 Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1976 г., гласит, что каждое государство – участник настоящей Конвенции обязано не использовать в военных или любых иных враждебных целях средства воздействия на природную среду, имеющие широкие и (или) серьезные последствия в качестве способов разрушения или причинения вреда любому другому государству-участнику.

Но в то же время Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду не запрещает реализацию средств воздействия на природную среду в мирных целях.

18. Морская война

Правила ведения морской войны регулируются:

1) Гаагской конвенцией о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г.;

2) Парижской декларацией о морской войне 1856 г.;

3) Конвенцией о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин, 1907 г.;

4) Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 г.;

5) Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г.;

6) Конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г.;

7) Конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.

Под театром морской войны необходимо понимать все территориальные и внутренние воды государств, находящихся в конфликте, открытое море и воздушное пространство над ним.

Морские силы конфликтующих сторон – это военный флот, состоящий из:

1) военных кораблей (как подводных, так и надводных);

2) вспомогательных судов;

3) военных самолетов;

4) летательных аппаратов авиации военного флота;

5) торговых судов, переоборудованных в военные корабли.

Во время морской войны стороны, которые находятся в конфликте, используют военно-морскую блокаду – один из основных методов ведения данного рода военных действий.

Военно-морская блокада – система насильственных действий военно-морских сил конфликтующих сторон, не запрещенных современным международным правом.

Противоборствующие сторон преследуют цели, связанные с преграждением доступа с моря к берегу, который находится во власти противника.

Морские власти конфликтующей стороны, планирующие блокаду, обязаны:

2) указать дату ее начала;

3) указать географические границы побережья, подпадающего под блокаду;

4) указать срок, который дается судам нейтральных государств для выхода из этого района.

Власти блокируемого побережья или порта обязаны уведомить консулов иностранных государств о предстоящей блокаде определенного района. Блокада распространяется на все суда одинаково вне зависимости от их флагов.

Морская блокада прекращает свое действие в момент ее снятия блокирующим государством.

Возможность захвата судна, которое принадлежит нейтральному государству, за нарушение блокады обусловливается реальной или предполагаемой осведомленностью его о блокаде. Захват таких судов может быть осуществлен только в районе действия военных судов, обеспечивающих блокаду. Виновное в нарушении блокады судно и находящийся на нем груз подлежат конфискации.

Согласно XI Гаагской конвенции о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г. госпитальные суда, осуществляющие перевозку больных и раненых, суда-картелей, переправляющие парламентеров, обладают абсолютной неприкосновенностью и не подлежат захвату.

Парижской декларацией 1856 г. провозглашено, что неприятельский груз, перевозимый нейтральными судами, не может быть захвачен, только если это не контрабанда.

На основании Лондонского протокола 1936 г. подводные лодки обязаны руководствоваться правилами, касающимися действий подводных лодок в военное время, закрепленными в нем. Например, подводная лодка наравне с любым военным кораблем имеет право как потопить торговое судно, так и лишить его возможности плавания, но только в том случае, если оно предварительно доставит пассажиров, экипаж и судовые бумаги в безопасное место. Исключением являются случаи отказа совершить остановку после сделанного предложения о ней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть картинку что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Картинка про что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломствачто считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть картинку что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Картинка про что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломствачто считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Смотреть картинку что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Картинка про что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства. Фото что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства