Что шаляпин делал силой своего голоса
Каким певческим голосом и тембром обладал Федор Шаляпин
«Искусство Шаляпина — это никем не виданное прежде явление, которое нельзя описать словами, равного ему нигде нет. Удивительное сочетание искренних эмоций, душевного благородства, величайшей творческой работоспособности и, самое главное, Божьей искры подлинного таланта и огромного личного обаяния завораживающе и неповторимо» (Daily Telegraph (1925г.), «Narodni listy» (1932г.).
Такими восторженными отзывами пестрели известные зарубежные газеты в начале прошлого столетия, встречая знаменитого русского оперного певца Шаляпина. Голос певца был настолько мощным и уникальным, что многие известные вокалисты считают его эталоном резонансного пения. Так каким голосом пел Федор Иванович Шаляпин?
Немного истории
В 15 лет у Федора практически сформировался глубокий красивый бас, впоследствии знаменитый итальянский тенор Джакомо Лаури-Вольпи так сказал о Шаляпине «Он был и остается русским гигантом, заслонившим великого Карузо. Голос Шаляпина стал эталоном, его имя облетело континенты» (источник: интервью Джакомо Лаури-Вольпи, 1972 г.).
В 1922 году Шаляпин в очередной раз уедет в заграничное турне и больше не вернется на родину. Слишком не совпадали его взгляды с пришедшим к власти большевистским правительством, он оставался убежденным монархистом. Федор Иванович с семьей остался во Франции. В 1937 году у Шаляпина обнаружили лейкоз, от которого он умер в 1938 году и был погребен на кладбище Батиньоль в Париже. В 1984 году останки великого певца привезли в Россию и перезахоронили на Новодевичьем кладбище.
Интересные факты
С именем Шаляпина связано немало интересных фактов и событий:
Что мог сделать силой голоса Шаляпин?
У знаменитого камерного и оперного русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина был настолько сильный и громкий высокий бас, что он в молодости был в состоянии силой своего голоса тушить свечи в канделябрах.
Правильный ответ 1. Тушить свечи.
Сегодня вопрос о красоте и макияже.
По пьесе у короля 3 дочери и он решил разделить королевство между старшей и средней дочерьми, а младшую из за того, что она не стала лукавить и не стала лгать отцу о своей к нему любви, он просто прогнал вместе с заступившимся за неё графом Кентом.
Изюминкой называют какую-то особинку, которая выделяет из ряда других, поэтому думаю, что для слона изюминкой можно считать хобот, хоть и смешно немного его так называть. И правда, у какого ещё современного животного есть такая заметная особенность во внешности? Когда слышим слово «хобот», сразу же представляем слона. Значит, это и есть его примечательная внешняя особенность.
Появилась новая викторина № 8 на сайте много ру.
Для создания большей безопасности в городе в 1721 году установили фонари, скамейки, предполагалось для отдыха тех сотни полицейских, что следили за порядком, были установлены полосатые будки для часового и рядом шлагбаум, который опускали, чтобы не пропустить, например, условно транспорт. Ввели и комендантский час. Это пошло на пользу, снизилось число совершаемых преступлений.
Ответ : Будки в полоску и шлагбаум
А Шаляпин и правда голосом стакн разбивал? Или это мифы?
Существует такая легенда.
Когда-то Федор Иванович Шаляпин гостил в имении князя Голицына в Новом Свете. Однажды он принял приглашение отведать шампанского, произведенного на голицынском заводе. Шампанское хранили в природном холодильнике — большом гроте на берегу моря. Шаляпину так понравился экзотический зал с идеальной акустикой, что он запел во весь голос, отчего в его руке лопнул стакан с шампанским.
Вот такой стакан разбивался от голоса Ф. Шаляпина. Происходит это в силу того, что в определенный момент частота колебаний голоса совпадает с частотой механических колебаний стакана, приводя его стенки в состояние вибрации. В конце концов стеклянные стенки не выдерживают слишком сильного напора звуковой энергии.
Можно ли разбить стакан голосом?
Если сначала легонько ударить по стакану и, прислушавшись к звону стекла, пропеть именно эту ноту, стакан может расколоться, потому что звук вашего голоса совпадет с частотой вибрации стекла.
Всякий знает, что стекла окон порою дребезжат от некоторых звуков улицы, не откликаясь на другие. Сильной и выдержанной нотой своего голоса певец может разбить стакан, приведя его в сильную вибрацию, стакан поглощает акустическую энергию на нормальной частоте.
Федор Шаляпин вполне реально звуком своего голоса разбивал стаканы.
Что шаляпин делал силой своего голоса
Шаляпин еще не лев, но когти львенка уже растут. Его не только хвалит пресса, но от его пения «плачет навзрыд бандит Клык» и дает ему кличку «Песенник».
Шаляпину девятнадцать лет. Когда он в Тифлисе по-(чт в концерте сцену Мельника «Да, стар и шаловлив я стал», публика замирает в зале, а потом встает и разражается бурной овацией (стр. 154).
И тогда же, услышав сцену в корчме из «Бориса Годунова», Шаляпин вдруг почувствовал, что с ним «случилось что-то необыкновенное». Он пишет: «Я вдруг почувствовал в этой странной музыке нечто удивительно родное, знакомое мне. Мне показалось, что* вся моя запутанная, нелегкая жизнь шла именно под эту музыку.
* Страницы указаны по первому изданию.
Она всегда сопровождала меня, живет во мне, в душе моей,—и более того: она всюду в мире, знакомом мне. Мне хотелось плакать и смеяться. Первый раз я ощутил тогда, что музыка — это голос души мира, ее безглагольная песня» (стр. 160).
Далеко ли этим строкам до замечательного описания Роменом Ролланом музыкально-психологических переживаний маленького Кристофа? Пожалуй, цитат достаточно.
Шаляпин родился гениальным певцом, и ни в чем ином он гениален не был. Его гений был, если можно так выразиться, в его «голосовой душе», в его голосовых тембрах, которые были цветами богаче радуги, оттенками ярче солнечных спектров, ясностью ощутимее солнечных лучей. Все вопросы его художественного бытия решались его певческим голосом.
Что же это был за голос?
Просматривая статьи крупнейших наших критиков, наблюдавших за становлением гения Шаляпина и его грандиозным ростом, нужно отметить присущую им всем одну и ту же особенность: за ничтожными исключениями, художественные эмоции, рожденные искусством Шаляпина, вызывали у людей музыкальной науки не придирчивость строгого научного исследования, давали им в руки не скальпель анатома, а краски художественного, образного, беллетристического, в лучшем смысле слова, изобразительства.
по тембрам, и здесь двойственность определения невозможна. Если бы это было не так, мы бы считали А. В. Секар-Рожанското и М. Е. Медведева за относительно тяжелые верхи баритонами, а баритонов М. Б. Сокольского или В. А. Томского (я называю только современников Шаляпина) за их беспредельные верхи — тенорами.
В начале своей карьеры Шаляпин действительно, как он сам рассказывал, «путался между баритоном и басом», пел Валентина в «Фаусте» и еще что-то. Но это было результатом его материальной нищеты, побуждавшей его к репертуарной всеядности. Когда он впоследствии, в зените славы, изредка брался за баритоновую партию Демона, для чего кое-что транспонировал на полтона вниз, а один раз даже не очень удачно выступил в партии Евгения Онегина, то это отнюдь не вызывалось художественными стремлениями: он делал товарищеское одолжение тому или иному хору в его бенефис и т. п.
Нет, Шаляпин был высоким басом, типичным бас-кантанто (высокий певучий бас) — и только. Он даже не был тем низким «центральным» баритоном, который ограничивает свой репертуар ролями Игоря, Руслана, Владимира Красное Солнышко, но не может петь Риголетто, Нелуско, не говоря о Жермоне, Фигаро и других подобных партиях. О своих неудачах в партиях Руслана и Владимира Красное Солнышко, спетых чуть ли не по одному разу, Шаляпин рассказывает сам. Запомним, кстати, что, не совладав с вокальной стороной этих партий, Шаляпин был и сценически неудовлетворителен, как любой рядовой певец, который теряет все свои изобразительные и даже музыкально-выразительные средства, как только партия ему физиологически не по голосу.
Бас у Шаляпина тоже не был всеобъемлющим: за отсутствием «профундовых» нот и при относительно слабоватых низах он был вынужден очень скоро отказаться от партии Кардинала в опере Галеви «Жидовка», от Бертрама в «Роберте-Дьяволе», а за партию Марселя из «Гугенотов» никогда и не брался. В партии же Кончака («Князь Игорь») он кое-какие низкие ноты пунктировал.
При малозвучных, своеобразно как будто чуть-чуть сипловатых низах голос Шаляпина, начиная с низкого си-бемоль, шел вверх, наполненный «мясом» до предела, то есть был максимально полнокровным в габаритах именно
басовой тесситуры. Мне не довелось слышать, чтобы Шаляпин взял когда-нибудь на сцене верхнее соль (в партии Томского, единственной в его репертуаре, которая эту ноту включает, я его не слышал), а ноты фа и ми при всей их замечательной звучности ему иногда, при малейшем недомогании, не удавалось держать на должном количестве колебаний, и они, случалось, звучали чуть-чуть ниже. Полнозвучными двумя октавами да еще с запасом, чем отличаются выдающиеся голоса, Шаляпин не располагал.
Остановился я на этом так подробно помимо всего прочего и потому, что Шаляпин побаивался высоких тесситур и не шел ни на какие эксперименты. Так, например, Э. А. Купер пытался приспособить для него партию вердиевского Фальстафа, но на спектакль Шаляпин так и не отважился. Не рискнул он взяться и за вердиевского Макбета, хотя мечтал об этом. Не из-за отдельных высоких нот в «Фальстафе» или в «Макбете», а из-за общей высокой тесситуры.
В. А. Теляковский даже свидетельствует в своей книжке «Мой сослуживец Шаляпин» (стр. 45), что Шаляпину очень хотелось спеть Руслана. Но он говорил, что очень боится верхних нот в арии «О, поле», то есть он боялся партии, которую сравнительно легко одолевали О. А. Петров, В. И. Касторский, В. Р. Петров и другие высокие басы. Между тем к Руслану он долго готовился, усиленно репетировал его с композитором А. Н. Корещенко, но петь его не рисковал.
Особой «стенобитностью» его голос тоже не отличался. Но он был большой, очень звучный и обладал достаточной силой, чтобы прорезать любой оркестр и выделяться на фоне любого ансамбля. Однако мощь шаляпинского звука была не природной, а являлась результатом исключительного умения Шаляпина распределять свет и тени при исполнении.
Вопреки элементарным правилам акустики, мы часто путаем звучность голоса и громкость. Не громкостью, то есть не физической силой, отличался голос Шаляпина, а акустическими качествами, звучностью и красками. Именно они являются основными возбудителями образного восприятия.
Когда Россини говорил, что певцу нужны три вещи: «голос, голос и голос», он объяснял это требование тем,
что голос должен обладать способностью выражать все те разнообразные эмоции, которые заложены в самой музыке. Когда знаменитый певец и педагог Лямперти уверял, что тембр певца — это зеркало его души, он пояснял, что через тембр должно быть слышно до видимости отношение певца к изображаемому им персонажу или событию.
В «Телеге жизни» М. А. Бихтера (рукопись) я прочел о голосе Шаляпина следующие строки:
«Оттенок его голоса, в основномокрашенный в трагические тона, всегда слышавшийся из глубинысущества его многоцветной, желанной правдивостью, заключал в себе как бы массу разнородных голосов, воплощавших трагическую сторону бытия русского народа, и звучал то трубным звуком, то жалобой, то примирением, то ужасом. Непреодолимым впечатлением этот голос захватывал слушателя, не оставляя ему частей внимания ни для чего другого».
Неизвестные таланты гениального русского баса Фёдора Шаляпина: Не музыкой единой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Выйдя из социальных низов, сын обычного крестьянина Вятской губернии, Федор Шаляпин, всю свою жизнь искал возможности воспользоваться тем, что дают интеллект, образованность, высоко развитый художественный вкус и внутренняя гармония. Он сумел еще в молодые годы достичь высочайшего уровня культуры, театрального и художественного мастерства. Имея внутреннее чутье художника, он сумел взрастить в себе великого артиста, неподражаемого оперного певца, талантливого графика, скульптора и гримера. И вряд ли можно ошибиться, сказав, что история русского театра не знает более пытливого ума, более жадного всепоглощающего таланта, чем шаляпинский.
Многогранность таланта
Неисчерпаемо одаренный народный артист, был известен не только потрясающими актерскими данными, но и талантом графика, скульптора, живописца, художника-гримера. Многие современники гения отмечали, что карандаш, перо и кисть занимали в жизни артиста вне сцены очень важное место. Все, кто близко знал артиста, замечали, что частенько во время беседы он рисовал, сам даже того не замечая. В этом порыве выплескивалась потребность графически изображать то, что наполняло душу и воображение виртуоза от искусства.
Держа в руке карандаш или перо, Шаляпин практически всегда закреплял свои мысли или слова рисунками, в этом была органическая потребность актера. Рисунки действительно появлялись повсюду, и сопровождали гения на всех этапах творческой карьеры, и красной нитью прошли через всю жизнь величайшего мастера. И стоит отметить, что, как правило, многие из них появлялись импровизированно.
Гениальный художник-гример
Особенным мастерством отличался артист в искусстве грима, любил заниматься, что называется, «живописью на собственной шкуре». Его гримы всегда приводили в восторг и сослуживцев и публику. Шаляпин, гримируясь для любого сценического образа, задействовал не только лицо и шею, но и руки, а при необходимости и тело. Для того времени это было действительно новаторством. «Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный, — писал впоследствии артист о первом выступлении в роли Мефистофеля в Милане, — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».
Также стоит отметить, что к гриму Шаляпин относился с предельным лаконизмом, как и к своим графическим рисункам. «Грим — очень важная вещь и лишних деталей надо избегать так же, как и в самой игре. Слишком много деталей вредно. Они загромождают образ». Именно Федор Иванович считается первым настоящим художником-гримером в том смысле, в котором мы привыкли считать.
Что и вовсе занимательно, Шаляпин умудрялся «гримировать» и аксессуары. Как-то играя роль Еремки, он расписал свои валенки. А когда режиссер при постановке «Дон-Кихота» решил вывести на сцену лошадь, то по распоряжению Шаляпина ее «загримировали». Художник театра под руководством актера, превратил терпеливого ломовика в худосочного Росинанта, мастерски прописав ему кости и ребра. Сам же Шаляпин наводил последние штрихи на шкуре лошади, на которой ему и пришлось выезжать на сцену в роли Дон Кихота.
Талантливый карикатурист
А, спустя два года, в 1915 году артист участвовал в качестве художника-карикатуриста на петербургской выставке первого «Салона юмористов», куда предоставил свои работы наряду с П. Щербовым, В. Дени, П. Трубецким, В. Лебедевым, Д. Мельниковым. К слову, Д.И. Мельников в свое время создал дружеский шарж на Шаляпина под названием «Художники на отдыхе», как нельзя лучше характеризующий сущность талантливого гения и многогранную его одаренность.
Не один десяток созданных Шаляпиным рисунков, портретов, карикатурных шаржей вошли в сокровищницу наследия гениального певца и артиста. И даже то немногое, что удалось сохранить в музеях и частных собраниях, служит прекрасными иллюстрациями к ярким страницам биографии легендарного гения. Все, над чем он мыслил, что воссоздавал на театральных подмостках, что вызывало его искренний интерес или негодование — метко подмечено и правдиво запечатлено в лаконичных графических рисунках.
Поэтому авторские портреты Шаляпина-художника не простая фиксация образа перевоплощающегося артиста. Тонкое чутье линии позволяло Шаляпину передавать истинное свое психологическое состояние, настроение несколькими четкими штрихами, добиваясь при этом потрясающей похожести и внутренней выразительности.
Шаляпин за свою жизнь нарисовал также целую галерею графических портретов своих современников — художников, писателей, театральных деятелей и членов своей семьи.
Невзирая на пристрастие артиста к графическим зарисовкам, Шаляпин больше всего любил ваять из глины. И тут также больше всего ему удавались автопортреты в виде бюстов. Из воспоминаний Сергея Коненкова: «Однажды Шаляпин сказал нам, художникам, что он рожден быть скульптором». Наверняка так оно бы и было, не стань он гениальным оперным певцом и потрясающим артистом.
Бонус
На протяжении всей жизни рядом с Шаляпиным шли художники. Яркая колоритная личность Федора Ивановича привлекала людей искусства не только как великолепная обаятельная модель, а в большей степени как глубокий типаж русского интеллигента и одаренного гения. Они часто обращались к образу великого артиста и запечатлевали его и в пору расцвета и, в годы зрелости таким, каким его знали современники, каким его видели на сценических подмостках.