что скрывается за скукой психология
Что в действительности скрывается за ощущением скуки?
Скука – это привычная и естественная эмоция человека, которая почему-то мало интересна для исследователей. Гнев разрушителен и способен вызвать самые разные негативные последствия в жизни, и поэтому его ресурсы постоянно изучают. Счастье важно для здоровья и мотивации, этим и ценно. А что со скукой? Надо ли что-то с ней делать? Какую роль она играет, какова польза скуки?
Сущность скуки
В ощущении скуки лежит комбинация нескольких переживаемых факторов. С научной точки зрения здесь определяется отсутствие неврологического возбуждения и субъективно ощущаемого психологического состояния некой неудовлетворенности, разочарования или отсутствия интереса. Более кратко и ёмко можно сказать, что скука – неудовлетворенное желание удовлетворяющей деятельности.
Скука несёт в себе важную эволюционную функцию, стимулируя человека к познанию и исследованию окружающей среды. Это логично, поскольку долгое нахождение на одном месте ставит человека в опасную позицию перед хищником и служит причиной отсутствия шанса на занятие альтернативной деятельностью, которая могла бы быть более полезна.
Общая субъективная оценка людьми чувства скуки носит негативный характер. К тому же, как выяснилось, что скука бывает нескольких видов.
Как устроена скука?
Изучение видов скуки началось в 1930-х годах, но более-менее чёткую типологию удалось выявить уже в 2006 году, когда исследователь Томас Гетц со своей командой вплотную занялись этим вопросом. Выяснилось, что люди переживают скуку по-разному. Получилось четыре вида переживаний, в основе которых находится уровень эмоционального возбуждения:
В 2013 году добавили новый вид – апатичная скука: при ней ощущается низкий уровень возбуждения, но высокий уровень негативного восприятия, отвращения к происходящему. Она несколько схожа с депрессией, поскольку человек чувствует себя несчастным, но не готов изменить что-либо. Этот тип является самым распространённым.
Без негативных эмоций, скука не приносит человеку проблем, но при высоком уровне негатива, может способствовать развитию депрессии.
Примечательно, что ощущение медленно тянущегося времени при состоянии скуки связано с лобной долей мозга.
Полезные свойства скуки
Практика «ничегонеделания» привела некоторых исследователей к интересным выводам. Известная журналистка Мануш Зимороди провела эксперимент в 2015 году со своими слушателями, в процессе которого можно было скучать без подстёгивания себя на продуктивную деятельность каждую минуту. Она и себе позволила скучать, так как задумалась, что в последнее время мало это делает. В итоге она написала книгу о проведенном эксперименте и открыла свою компанию. Скука стимулировала ее на творческие достижения. И многие другие исследователи считают, что что периодическая скука стимулирует творческие способности.
Это предположение нашло подтверждение в эксперименте психолога Сэнди Манн в 1990 и 2011 годах, когда выяснилось, что скучающие проявляют склонность к просоциальному и значимому поведению.
Взаимодействие со скукой
Скука несёт в себе полезные функции, поэтому стоит относится к этому чувству разумно. Если она проявляется ярко, и есть ощущение, что с этим что-то надо делать, можно применить физическую активность, например, отправиться на прогулку или сделать лёгкую зарядку. Если скука связана с переутомлением, то можно помедитировать. Простые разговоры с близкими помогут развеять скуку и обрести новый вектор деятельности.
Отвлечения на сервисы мобильного телефона чувство скуки только увеличивают. Позволяйте себе скучать в разумных пределах. Но если чувствуете, что это затягивается, принимайте меры и пытайтесь найти подходящее занятие, которое заинтересует и вытянет из этого состояния. Отличный вариант – посвятить время тренировкам мозга. У Викиум много тренажеров, которые развивают когнитивные функции и приводят мозг в тонус. Это интересно и полезно, попробуйте!
Что мы чувствуем на самом деле, когда нам скучно
Скука кажется таким простым и обыденным чувством, что порой трудно признать: за ней могут скрываться более серьезные и глубокие проблемы. Психоаналитик и специалист по работе с эмоциями Хилари Гендель рассказывает о разновидностях скуки и о своей практике работы с ней.
Многие люди борются с хронической скукой. Но что же это такое и какие могут быть способы преодолеть ее? «Скука — это эмоциональное, а иногда и психологическое состояние, когда человек теряет концентрацию, не интересуется своим окружением или чувствует, что день или период времени — унылый или утомительный», — считает психоаналитик Хилари Гендель, специалист по работе с эмоциями. Скука — часть жизни. Но иногда она — симптом чего-то более глубокого, что требует внимательного изучения.
Почему нам скучно?
Основываясь на своей психотерапевтической практике, Гендель выделяет несколько основных причин хронической скуки:
1. Скука, которая защищает от эмоциональной боли
Травматические и неблагоприятные переживания в детстве, такие, как воспитание в хаотичной среде, не дают ребенку чувства безопасности. Его отсутствие вызывает противоречивые эмоции, например, ярость и страх. Чтобы справиться с ними в одиночку, ребенок отделяет «плохие» чувства от жизни. Отключение от эмоций, избавляющее нас от боли, также может проявляться в форме скуки.
Скука в этом случае — результат отсутствия связи с базовыми эмоциями: грустью, гневом, страхом, отвращением, радостью, возбуждением. Когда мы теряем доступ к эмоциям, мы отключаем жизненно важный источник энергии, который помогает нам чувствовать себя живыми. Чтобы исцелиться, нам нужно снова безопасно соединиться через тело со своим огромным эмоциональным миром.
2. Скука, которая служит сигналом, что нам не хватает стимуляции
В этом случае она говорит о необходимости найти интересы и новизну в жизни. Чтобы преодолеть ее, нужно обнаружить препятствия, которые мешают нам найти новые интересы.
3. Скука, которая мешает осознать истинные желания и потребности
Считать, что наши желания и потребности недостижимы, значит чувствовать боль и в уме, и в теле. Скука позволяет закрыться от нее, сделать вид, что мы ни в чем не нуждаемся.
4. Скука как сочетание всего вышеперечисленного
Также может рассматриваться как прокрастинация или отстраненность.
История Евы
Ева выросла в хаотичной семье. В юности, когда она впервые встретилась с психоаналитиком, она, казалось, ни о чем не беспокоилась, заканчивая почти каждое предложение словами «все равно» и закатывая глаза. Такая форма защиты оберегала Еву от эмоционального дискомфорта. Но также и отключала ее от энергии и жизненной силы, которую приносят живые эмоции.
Она страдала от скуки — чувства, которое описала как «мертвость» и которое время от времени глушила алкоголем. Чтобы Еве стало лучше, необходимо было понять защитную цель скуки. Доктор Гендель использовала метод, согласно которому пациентке предлагалось представить те части себя, в которых живут печальные убеждения и эмоции, чтобы психотерапевт могла помочь ей трансформироваться.
Когда человек залечил давние травмы и раны, защита, такая как скука, больше не нужна
Гендель спросила: «Ева, ты можешь представить ту часть себя, которой скучно сидеть на диване рядом с тобой?» И Ева представила свою скучающую часть. Она увидела глазами взрослого человека образ 12-летней девочки в готическом наряде, сидящей на диване в кабинете психоаналитика.
От всей души и без осуждения приветствуя скучающую часть себя, мы узнаем, какова цель этого переживания и что нам действительно нужно. Почти всегда эмоции из прошлого нуждаются в проверке, уважении и осознании в теле до тех пор, пока они полностью не пройдут. Когда человек залечил давние травмы и раны, защита, такая как скука, больше не нужна.
Жизнерадостность и жизнелюбие Евы проявились, когда она в процессе психотерапии проработала гнев в адрес своих родителей и оплакала боль, которую испытывала в детстве. Она пришла к пониманию, что «пофигизм» предохранял ее от ран и разочарований в жизни. Узнала, что достаточно сильна и крепко стоит на ногах, чтобы справиться с проблемами и эмоциями.
Теперь Ева была готова выбрать более адаптивные способы разобраться с ситуацией, например, прислушаться к себе, а затем подумать о том, как наилучшим образом удовлетворить свои потребности и решить проблемы. Благодаря этой работе Ева перестала скучать, стала живой и открытой.
Скука как психологический феномен. Определение, типология, исследование феномена «скука».
В этом году нами проводится исследование, посвященное психологическому феномену, получившему в языке название «скука«. Состояние «скука» связано со многими негативными явлениями, такими как, например: самоубийство, депрессия, «отсев» из школ, преступность, наркомания, алкоголизм, проблемы здоровья, снижение производительности труда, утрата личностного смысла и т.д. Проблемой скуки занимаются уже две с половиной тысячи лет. Процесс индивидуализации человека побудил к осмыслению и объяснению ранее не вычленяемых и не дифференцируемых эмоциональных переживаний, таких как: тоска, скука, отчаяние, тревога и др. Феномен скуки крайне редко исследовался самостоятельно, без определенного контекста. Анализ степени разработанности проблемы скуки позволяет сделать вывод, что психология феномена скуки в нашей стране почти не исследовалась.
Определения понятия «скука»
Определения понятия «скука» в научной и популярной литературе крайне скудны, а в большинстве случаев вообще отсутствуют. В психологических словарях и энциклопедиях определения рассматриваемого феномена автором обнаружено не было. В современном словаре русского языка скука определена как «состояние душевного томления, уныния, тоски от безделья или отсутствия интереса к окружающему».
По сравнению с определением феномена «скука», типология скуки представлена значительно шире. В художественной литературе встречается типология, представленная Миланом Кундерой. Он различает три типа скуки: пассивная (человек страдает потому, что всё неинтересно), активная (человек предаётся хобби), мятежная (например, молодые люди крушат витрины). В философии Мартин Хайдеггер выделяет разные формы скуки, от поверхностных до сущностно-экзистенциальных. Он делит скуку на категории: скука по причине чего-либо, скука по чему-либо. В практической психологии М.Дольман различает четыре типа скуки: ситуативная скука (человек находится в томительном ожидании чего-либо), скука разочарования (человек ждёт чего-то важного, но всё оборачивается банальностью), экзистенциальная скука (кажется, что душа лишена содержания и мир топчется на месте), креативная скука (человек просто вынужден всё время создавать что-то новое). В рамках культурологического исследования Э.Р.Макогон выделяет тривиально-банальную и экзистенциально-метафизическую скуку. Представленный обзор типологий позволяет выделить два основных типа скуки для дальнейшего рассмотрения. Они нами были обозначены как бытовая скука и экзистенциальная скука.
Существование личности в экзистенциальном плане есть не некая точка, поставленная в настоящем времени, а некий его эпицентр, к которому она относит данные прошлого и будущего. Личность также включается в особые временно-пространственные континуумы деятельности и ценностных отношений с другими людьми. При этом приходит в действие ее способность к согласованию объективного времени, в котором осуществляется деятельность, со своим субъективным временем (Абульханова К.А., 1990). При противоречии между объективным и эпицентрическим временами, возникает, как один из возможных вариантов, утрата личностного смысла деятельности (бытовая скука).
Результаты исследования феномена «скука»
Гипотезы исследования: 1) Возникновение психического состояния скука связано с утратой личностного смысла деятельности, достигающего в крайних ситуациях утрату смысла жизни. 2) Психическое состояние «скука» обусловлено личностным восприятием времени.
Данные исследования и результаты можно будет использовать при подготовке спецкурсов: психология скуки, психологическое время личности. Так же целесообразно применения полученных знаний при практической консультационной деятельности психолога. Рассмотренное и описанное психическое состояние «скука» позволяет интерпретировать ряд поведенческих феноменов, наблюдаемых в социуме сегодня и описанных в данной работе.
(текст для публикации взят из Интернета)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Скука
Скука – это отрицательно окрашенное настроение или переживание; бездейственное психическое состояние, отмечающееся снижением активности, недостатком интереса к какой-либо деятельности или к внешнему миру. Скука, в отличие от апатии, сопутствуется беспокойством и раздражительностью. Выделяют много причин, почему она возникает, но самой распространённой является рутинный образ жизни. Существует достаточно способов, которыми можно воспользоваться в борьбе с описываемым состоянием и эффективно поддерживать мотивацию в трудовой или повседневной деятельности.
Описываемое состояние может быть порождено как внешними, так и внутренними причинами. Внешние причины (однообразная работа, сенсорная депривация, ожидание, недостаток общения). Внутренние причины (опустошённость, неумение эмоционально переживать, радоваться, ощущение отсутствия смысла жизни и соответственно целей).
Современный психоанализ скуку рассматривает с позиции проблем конфликта и контроля. Например, немецко-американский психоаналитик Фенихел считал, что скука возникает, когда человеку нельзя делать то, что он хочет делать или должен делать то, что ему не хочется. Данное состояние не зависит напрямую от физиологического состояния. Когда человека настигает скука, то в коре головного мозга превалируют процессы торможения, но и остаётся незначительный участок возбуждения, соединённый с выполнением рутинной работы или ожиданием её завершения.
Чтобы разобраться, что такое скука, требуется понаблюдать за детьми. Скучающие дети нередко рассеяны, наполнены чувством нетерпения и недовольства, желают скорее избежать условий, не позволяющих активно действовать.
Исследования показали, что в состоянии скуки у человека повышается уровень кортизола – гормон стресса. Повышенный уровень кортизола связан с рядом заболеваний, вызванных стрессом, таких как диабет, инсульт, болезни сердца. Психологи считают, что проблема скуки в социуме становится всё острее и это распространенное явление отмечается даже у активных людей.
Как бороться со скукой
Описываемое состояние зачастую сопровождается блуждающим вниманием, низким уровнем возбуждения, растерянным состоянием разума, которое нередко сочетается с нарушением физических, умственных способностей и усталостью. Для скуки из-за отсутствия интереса присущ низкий уровень энергии, из-за этого она нередко выступает предвестником депрессии.
Понимая, что скука – это отсутствие интереса, недостаток стимуляции, а также мотивации, необходимо действовать в этих направлениях.
Основным методом в борьбе с ежедневной скукой является определение и желание достичь цели(ей) в жизни. Цель должна иметь смысл для человека. Она поможет оживиться и позволит стремиться к лучшему в жизни. Цель не должна быть навязанной или успешно использованной уже кем-то другим. Определиться с целью поможет чтение книг, знакомство и общение с новыми людьми, путешествия.
Цели в жизни у каждого свои, поэтому в борьбе со скукой очень важно изучить себя изнутри и понять свои интересы. Для этого следует разобраться, чем человек готов заниматься всегда. Этот вид деятельности не должен надоесть через день, неделю и годы. Это может быть хобби, которое станет жизненной целью. Хобби это отдушина, которая поможет справиться со скукой и другими жизненными проблемами. Зачастую цель следует из мечты или одержимости, однако одного неудержимого желания мало, необходим ещё и труд.
Итак, чтобы побороть скуку, необходима цель, которая состоит из желания плюс осознанного решения действовать. Поставив её, следует определить задачи, которые помогут прийти к задуманному, добиться необходимого результата. Цель задач – это вырваться из оков повседневной жизни, познать что-то интересное или новое. Важно каждый день хотя бы час отводить себе для достижения своей цели. Она должна давать чувство удовлетворения и способна сделать скучный день осмысленным и счастливым. А поможет определить глубоко скрывающийся интерес и будущую цель честный ответ человека самому себе на вопрос, что ему больше всего нравится делать. Надо понять какое у него любимое дело и после этого следует начинать действовать.
Например, домохозяйка, скучая и рассматривая дизайн тортов, со временем может начать их печь на заказ или вести блог о приготовлении вкусных десертов; молодая мамочка вязать игрушки, выставляя их на продажу в социальных сетях; мужчины изучая информацию об автомобилях, могут стать в этом деле экспертами. Со временем хобби перерастёт в нечто большое и начнёт приносить заработок. Занимаясь любимым делом, можно побороть свою скуку, с которой всё и начиналось.
Скука на работе
Со временем на работе человека может начать одолевать скука. Человек начинает выполнять обязанности автоматически и, постепенно переносит этот автоматизм, например, в семью или другие сферы жизни. Чтобы не произошло профессиональной деформации и возникновении скуки на работе, важно не допустить остановку в профразвитии.
У каждого человека с годами отмечается профессиональная деформация, под которой понимается перенос профессиональных навыков в обычную жизнь. Такие психологические нарушения вызваны давлением извне и сопряжены со спецификой труда. Например, парикмахер при виде любого человека сразу оценивает его причёску, косметолог замечает неровности кожи, психиатр видит отклонения, кондитер на вечеринке может начать выяснять технологию приготовления торта, диетолог рекомендовать диету располневшим знакомым.
Профессиональные деформации вызваны рядом причин. Основной является остановка профессионального роста (продолжительная стагнация). Она происходит, когда личность достигает в трудовой деятельности некоторых высот и перестаёт двигаться к чему-то новому, отсюда и возникает скука.
Профессиональная деформация способна возникнуть на любой работе, которая сопровождается повторяющимися действиями. Даже самые престижные профессии подвержены наступлению стагнации. Профессиональная деформация для личности руководителя также частое явление.
К профессиональной деформации могут привести следующие факторы:
– непрерывная, скучная работа;
– отсутствие перспектив профессионального роста;
Психологическая профессиональная деформация в молодом возрасте возникает по двум причинам:
– когда молодой специалист имеет завышенные ожидания и, разочаровавшись в профессии, безынициативно выполняет функциональные обязанности;
– когда молодой работник выбирает профессию не из-за её характерных особенностей, а руководствуется желанием достичь власти, доказать свою социальную значимость. По этой причине ему скучно, не интересно и он попадает под процессы деформации.
Профилактика деформации и скуки включает:
– занятия спортом, физическими упражнениями;
– переосмысление взгляда на работу (понять какова её ценность);
– полноценный отдых и расслабление (медитация, йога, прослушивание любимой музыки);
– оставлять работу на работе и дома полностью переключаться;
– выбирать работу, приносящую удовольствие (для этого нужно прислушаться к своему внутреннему «я» и понять себя).
Итак, основная проблема скуки на работе в том, что она возникает там, где не хочется работать и заставляет безденежье. Человек изо дня в день ненавидит свою работу, но не может или боится что-то менять.
Скука в отношениях
Скука в браке наступает:
– если отношения в паре приелись;
– пропал интерес друг к другу;
– не о чем разговаривать;
– если один стал пассивный, а второй хочет развития;
– если возникает впечатление, что происходит друг от друга отдаление;
– если отмечается недостаток внимания и отсутствие заботы со стороны друг друга;
– если бытовые проблемы не решаются, а только накапливаются;
– если чувства угасли, а страсть давно пропала.
Если семью в данной ситуации не спасать, то скука «съест» брак полностью. По статистике, прожив много лет вместе, с ней сталкивается каждая вторая пара. Основной причиной скуки в отношениях считается отсутствие общих интересов или возможно их и не было никогда, кроме быта и детей. Спустя годы заканчивается восхищение друг другом и эту «магию» нужно создавать самим, чтобы не погрузиться в скуку и разочарование. В этом помогут комплименты, объятия и поцелуи без повода, приятности и сюрпризы.
Важно найти общее дело или хобби, заняться чем-то интересным для обоих. Домашнюю рутину общие друзья могут развеять лишь на время, поэтому на них рассчитывать не нужно.
Итак, под скукой понимают состояние, проявляющееся в виде нехватки внимания, понижения умственной и физической эффективности, повышения физиологической усталости. Чтобы это состояние не одолело полностью, в повседневный режим требуется включать разные методы и способы, помогающие активно управлять скукой. Очень важно заниматься по жизни тем, что приносит удовольствие.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что с человеком делает скука: наука блуждающего сознания
«У каждой эмоции есть цель с эволюционной точки зрения», — говорит Санди Манн, психолог и автор книги «Положительная сторона отдыха: почему скука — это хорошо» [The Upside of Downtime: Why Boredom Is Good]. «Я хотела выяснить, зачем нам нужна такая эмоция, как скука, кажущаяся отрицательной и бесполезной эмоцией».
Так Манн начала работать по своей специальности: скука. Изучая эмоции, появляющиеся на рабочем месте, в 1990-х годах, она обнаружила, что второй наиболее часто подавляемой эмоцией после злости была — да, да — скука. «Про неё пишут плохие вещи, — говорит она. — Почти во всём винят скуку».
Погрузившись в тему скуки, Манн обнаружила, что она, на самом деле, «весьма интересна». И уж точно не бессмысленна. Вижнанд ван Тилбург из Саутгемптоновского университета так объяснил важную эволюционную функцию этого тревожного и отвратительного ощущения: «Скука заставляет людей заниматься делами, в которых они видят больше смысла, чем те, что есть у них под рукой».
«Представьте себе мир, в котором мы бы не скучали, — говорит Манн. — Нас бы постоянно радовало что угодно — падающие капли дождя, кукурузные хлопья за завтраком». Разобравшись с эволюционным смыслом скуки, Манн заинтересовалась тем, есть ли у неё преимущества кроме вклада в выживание. «Инстинктивно, — говорит она, — я чувствовала, что каждому в жизни надо немного поскучать».
Манн разработала эксперимент, в котором группе участников дали самую скучную из всех задач, которую она могла придумать: копирование телефонных номеров из телефонной книги вручную. (Если кто-то ни разу в жизни не видел телефонных книг, погуглите их). Испытание было основано на классической проверке творческого начала, разработанной в 1967 Дж. П. Гуилфордом, американским психологом, одним из первых исследователей творчества. В оригинальном тест Гуилфорда «проверка альтернативных способов использования» испытуемому даётся две минуты на то, чтобы придумать как можно больше альтернативных способов использования повседневных объектов — чашек, бумажных скрепок, стульев. В версии Манн тест на творчество она предварила 20-минутной бессмысленной задачей — копированием телефонных номеров. После этого испытуемых попросили придумать как можно больше способов использования двух бумажных стаканчиков. Те выдали несколько идей средней оригинальности, вроде горшков для цветов и игрушек для песочницы.
В следующем эксперименте Манн увеличила скучную часть. Вместо копирования номеров из телефонной книги испытуемым нужно было читать номера вслух. И хотя некоторые из них делали это с удовольствием, после чего их удалили из комнаты, большинство участников посчитало это занятие чрезвычайно, совершенно скучным. Впасть в прострацию сложнее, когда ты занят чем-то активным, вроде написания номеров, чем когда ты занят таким пассивным действием, как чтение. В результате, как и предполагала Манн, испытуемые выдали более творческие идеи по использованию бумажных стаканчиков: серьги, телефоны, музыкальные инструменты, и, что больше всего ей понравилось, лифчик в стиле Мадонны. Эта группа уже рассматривала стаканчики не только как контейнеры.
Этими экспериментами Манн доказала свою точку зрения: скучающие люди мыслят более творчески, чем остальные.
Но что же такого происходит во время скуки, что запускает ваше воображение? «Скучая, мы ищем какой-то стимул, которого нет в непосредственной близости к нам, — поясняет Манн. — Поэтому мы начинаем искать стимулы, отправляя наше сознание путешествовать в различные места, находящиеся у нас в головах. Это способно стимулировать творчество, поскольку, когда вы начинаете грезить наяву и позволяете разуму блуждать, вы выходите за границы осознанного и переходите в подсознание. Этот процесс позволяет вам создавать различные связи. И это потрясающе».
Скука открывает путь к странствиям разума, что помогает нашему мозгу создавать те самые связи, способные решить что угодно, от планирования ужина до прорыва в борьбе с глобальным потеплением. Исследователи лишь недавно начали разбираться с явлением блуждания сознания, активностью, которой занимается наш мозг, когда делает что-то скучное, или не делает ничего. Большая часть исследований по грёзам наяву была проведена за последние 10 лет. С современными технологиями получения снимков мозга, каждый день появляются новые открытия того, чем занимается наш мозг не только когда мы чем-то сильно заняты, но и когда мы находимся в прострации.
Когда мы делаем что-то осознанно — даже если мы записываем номера из телефонной книги — мы используем «сеть исполнительного внимания» [executive attention network] — части мозга, управляющие и подавляющие внимание. Как говорит нейробиолог Маркус Рэйчл: «Сеть внимания позволяет нам напрямую контактировать с миром, здесь и сейчас». И наоборот, когда наш разум блуждает, мы активируем часть мозга под названием «сеть пассивного режима работы мозга», открытую Рэйчлом. Пассивный режим работы, названный так Рэйчлом, используется для описания «покоящегося мозга»; то есть, когда мы не сконцентрированы на внешней задаче с чёткими целями. Поэтому, в отличие от общепринятой точки зрения, когда мы уходим в себя, наш разум не отключается.
«С научной точки зрения, грёзы наяву — интересное явление, поскольку оно определяет возможности людей по созданию мыслей чистым образом, в отличие от мыслей, появляющихся в виде реакции на события внешнего мира», — говорит Джонатан Смолвуд, изучавший блуждание разума с самого начала своей карьеры нейробиолога, стартовавшей 20 лет назад. Возможно, не было простым совпадением то, что он получил докторскую степень в том же году, когда был открыт пассивный режим мозга.
Смолвуд — настолько увлечённый блужданиями сознания, что взял себе ник с таким названием в Твиттере — объяснил, почему эта область до сих пор не сильно развита. «У неё есть интересное место в истории психологии и нейробиологии из-за того, как организована когнитивистика. В большей части экспериментов и теорий мы демонстрируем что-то мозгу и смотрим, что происходит». В прошлом по большей части этот метод, основанный на выполнении задач, использовался для того, чтобы понять, как работает мозг, и он выдал огромное количество знаний по поводу процессов адаптации к внешним стимулам. «Блуждание разума занимает особое место, так как не вписывается в этот ряд явлений», — говорит Смолвуд.
Мы находимся в ключевой точке истории нейробиологии, если верить Смолвуду, поскольку, с появлением систем нейровизуализации и других всеобъемлющих инструментов для выяснения того, что происходит в мозге, мы начинаем понимать функционирование, по сию пору ускользавшее от нас. Сюда входят и наши ощущения, испытываемые во время безделья.
Ключевая роль грёз наяву стала очевидной для Смолвуда, как только он начал её изучать. Прострация важна для нас настолько, что «она может быть ответом на вопрос, что отличает нас, людей, от менее сложных животных». Она участвует в работе большого количества навыков, от творческой деятельности до предсказаний будущего.
Сеть пассивного режима работы мозга включается, когда он не сконцентрирован ни на одной задаче
В этой области ещё столько всего предстоит открыть, но что уже ясно, так это то, что пассивный режим не означает бездействия мозга. Смолвуд использует функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для изучения нервных изменений, происходящих, когда подопытные лежат в сканерах и ничего не делают, кроме как рассматривают неподвижное изображение.
Оказывается, что в пассивном режиме мы используем порядка 95% от того количества энергии, которое тратим при активных размышлениях. Несмотря на отсутствие внимания, наш мозг всё равно проделывает довольно много работы. Пока люди лежали в сканерах в эксперименте Смолвуда, их мозг продолжал «демонстрировать очень организованную спонтанную деятельность».
«В принципе нам непонятно, почему он этим занят, — говорит он. — Когда вам нечего делать, ваши мысли не останавливаются. Вы продолжаете генерировать мысли, даже если вам нечего с ними делать».
Смолвуд с командой в частности работают и над тем, чтобы объединить это состояние неограниченных произвольных мыслей и состояние организованной спонтанной деятельности мозга, поскольку они считают их «двумя сторонами одной медали».
Области мозга, составляющие сеть пассивного режима — срединная височная доля, срединная префронтальная кора, задняя поясная кора — выключается, когда мы переключаемся на задачи, требующие внимания. Но они принимают весьма активное участие в работе автобиографической памяти, модели психики человека (по сути, нашей возможности представлять, что думают и чувствуют другие люди), и, что уникально — обработка представления о себе, то есть, создание согласованного представления о себе самом.
Когда мы отвлекаемся от внешнего мира и погружаемся в себя, мы не выключаемся. Мы подключаемся к огромному количеству памяти, представляем будущие возможности, разбираем наше взаимодействие с другими людьми, размышляем над тем, кто мы есть. Кажется, что мы тратим время, глазея на самый долгий красный свет в мире, ожидая, когда он переключится на зелёный, но наш мозг выстраивает идеи и события в нужном порядке.
Именно в этом заключается суть различий между блужданием сознания и другими формами работы мысли. Вместо того, чтобы ощущать, сортировать и понимать вещи на основе того, как они приходят к нам извне, мы делаем это внутри нашей собственной когнитивной системы. Это даёт нам возможность подумать и лучше понять всё после того, как срочность момента прошла. Смолвуд приводит спор в качестве примера: пока спор происходит, сложно быть объективным или смотреть на всё с точки зрения другого человека. Злость, адреналин, физическое и эмоциональное присутствие другого человека мешают анализу. Но в душе или за рулём на следующий день, когда ваш мозг переживает происшедшее, ваши мысли становятся более глубокими. Вы не только думаете о миллионе вариантов ваших ответов, но и, возможно, без «того стимула, которым является человек, с которым вы спорили», вы можете посмотреть на всё с другой точки зрения и породить какие-то идеи. Размышления о межличностном взаимодействии другим способом, отличным от происходящего во время встречи в реальном мире, являются отличной формой творчества, стимулируемой блуждающим сознанием.
«Грёзы наяву особенно важны для такого вида, как мы, с высокой важностью социального взаимодействия, — говорит Смолвуд. — Всё оттого, что самым непредсказуемым явлением в вашей повседневной жизни будут другие люди». Наш мир, от светофоров до касс в продуктовых магазинах, работает по простому набору правил. В отличие от людей. «Грёзы наяву отражают необходимость понять сложные аспекты жизни, которые почти всегда связаны с другими людьми».
Поговорив с профессором Смолвудом, я ещё сильнее убедился в том, что заполнять свободные минутки дня проверками электронной почты, обновлением Твиттера или непрерывной проверкой телефона — деструктивно. Я понял, почему готовность отпустить свой разум немного поблуждать — ключ к творчеству и продуктивности.
«Ну, это спорное утверждение, — сказал Смолвуд. — Люди, у которых разум всё время находится в прострации, не смогут сделать вообще ничего».
Действительно. Мне не нравилось, что Смолвуд придерживает мой энтузиазм, но грёзы наяву на самом деле не всегда считались полезными. Фрейд считал людей с отрешённым сознанием невротиками. Ещё в 1960-х учителям рассказывали, что студенты-мечтатели рискуют приобрести проблемы с психологическим здоровьем.
Очевидно, способы грезить наяву существуют разные — и не все из них продуктивны или позитивны. В содержащей плодотворные идеи книге «Внутренний мир грёз наяву» [The Inner World of Daydreaming] психолог Джером Сингер, изучавший блуждающий разум более 50 лет, определяет три разных стиля грёз наяву:
Когда дисфорическая прострация превращается в хроническую, люди могут склоняться к деструктивному поведению — к зависимости от азартных игр, химических веществ или еды. Вопрос лишь в том, как проявляет себя блуждание мыслей у людей, жалующихся на хронический уровень несчастья — оно просто проявляется у них чаще, или же ещё и способствует ухудшению настроения. В исследовании от 2010 года «Блуждающий разум — несчастный разум», гарвардские психологи Мэтью Киллингворт и Дэниел Гилберт разработали приложение для айфона, предназначенное для наблюдения за мыслями, чувствами и действиями 5000 человек в любой момент времени в течение дня. Приложение выдавало звуковой сигнал в случайные моменты времени, и испытуемый отвечал на вопросы, затрагивавшие его действия, мысли об этих действиях, уровень счастья и другие вещи. По результатам наблюдений Киллингворт и Гилберт установили, что «люди думают не о том, что происходит, почти так же часто, как думают о том, что происходит», и «обычно такие мысли делают их несчастными».
Об этом можно услышать в любом классе по йоге — ключ к счастью лежит в том, чтобы жить в текущем моменте. Так как же всё обстоит в реальности? Блуждающий разум продуктивен или сам себя разрушает? Видимо, как и всё в этой жизни грёзы наяву — штука сложная и многогранная.
Смолвуд участвовал в исследовании взаимоотношений между настроением и блужданием разума, из которого был сделан вывод, что «порождение мыслей, не связанных с текущим окружением, может быть как причиной, так и следствием несчастья». Что, простите!?
В исследовании от 2013 года (Florence J.M. Ruby, Haakon Engen, Tania Singer) утверждается, что не все виды отстранённых размышлений или грёз наяву одинаковы. Данные, собранные у сотни участников, показывали, были ли их мысли связаны с текущей задачей, концентрировались ли они на прошлом или будущем, думали ли о себе или о других, в позитивном или негативном ключе. Исследование обнаружило, что негативные мысли вызывали негативное настроение (ещё бы). Отстранённые мысли людей в депрессии являлись и причиной и следствием негативных настроений, и «мысли, связанные с прошлым, особенно вероятно связаны с плохим настроением». Но ещё есть надежда — исследование также обнаружило, что «мысли, связанные с будущим и с самим собой предшествовали улучшениям настроения, даже если текущие мысли были негативными».
«У грёз наяву есть особенности, которые позволяют нам думать о наших жизнях в необычном ключе, — сказал мне Смолвуд. — Но в определённых ситуациях, возможно, не стоит продолжать думать об одном и том же. Многие состояния хронического несчастья вероятно связаны с блужданием разума просто потому, что эти проблемы невозможно решить».
Грёзы наяву схожи со смартфонами с тем, что с подобным времяпрепровождением легко переборщить. Смолвуд утверждает, что не нужно думать о том, как работают наши телефоны или наш мозг, в терминах «хорошо» или «плохо». Всё дело в том, как мы их используем. «Смартфоны позволяют нам делать удивительные вещи — например, связываться с людьми, находящимися на огромном расстоянии, но мы можем попасть к ним в ловушку, посвятив им всю жизнь, — говорит он. — И это не вина смартфонов». Грёзы наяву позволяют нам по-другому взглянуть на вещи — хорошо ли, плохо ли, но, главное, по-другому.
Обратная сторона дисфорической прострации, позитивно-конструктивная разновидность, происходит, когда наши мысли принимают творческое направление. Мы начинаем радоваться возможностям, которые наш мозг способен мысленно вызвать практически ниоткуда, как по волшебству. Этот режим блуждания разума отражает наше внутреннее стремление к изучению идей и чувств, составлению планов, решению задач.
Как же заниматься здоровыми блужданиями разума? Допустим, вы поссорились с коллегой. Вечером, когда вы режете себе салат, вы обнаруживаете, что постоянно проигрываете эту сцену в голове раз за разом. На вас накатывают волны гнева, и вы ругаете себя за то, что не придумали какой-то более умный ответ на его неоправданное заявление о том, что вы не вкладывались в последний проект на все 100%. Применив положительно-конструктивное отвлечённое размышление, вы прощаетесь с прошлым и придумываете способ показать ему, как много на самом деле вам приходится работать для ваших совместных проектов. Или же вы решаете перейти в другую команду и больше не общаться с этим козлом, потому что жизнь слишком коротка.
«Сменить образ мыслей труднее, чем говорить об этом, — сказал Смолвуд. — Грёзы наяву отличаются от других форм отвлечения внимания тем, что когда ваши мысли наталкиваются на какие-то определённые темы, это говорит о том, в каком положении находитесь вы в своей жизни и как вы к нему относитесь. Проблема в том, что иногда, когда жизнь человека складывается не очень хорошо, грезить наяву становится сложнее, чем когда жизнь кажется лёгкой. В любом случае суть в том, что это времяпрепровождение даёт нам возможность понять, кто мы есть».
Все эти часы в качестве молодой мамы, которые я провела, катая своего ребёнка в коляске, поскольку он из-за колик не мог уснуть по другому, и переживая, что я могла бы быть более продуктивной или оставаться на связи с обществом и с тем, что оно делает, на самом деле оказались удивительно полезными — я ненамеренно давала своему разуму свободное пространство и время, чтобы он смог достичь ранее недоступных широт. Я не только подключалась к прошлому опыту, но и представляла себя в будущем в разных местах, задуманных мною, и занималась планированием жизни.
И если пережёвывание неприятного опыта или постоянное возвращение мыслями в прошлое однозначно является побочным продуктом блужданий разума, исследования Смолвуда и других показали, что по прошествии достаточного количества времени на самосозерцание наш разум начинает склоняться к «перспективному мышлению». Такие мысли помогают нам находить новые решения — например, в моём случае это была совершенно новая карьера. Грёзы наяву по своей природе помогают нам, когда мы сталкиваемся со сложной задачей личного или профессионального толка. А скука — один из лучших катализаторов для запуска этого процесса.
На первый взгляд, скука и проницательность противоположны друг другу. Скука, если определять её только как состояние усталости и беспокойства без признаков заинтересованности, имеет только негативный подтекст, и её нужно всеми силами избегать; к проницательности же мы стремимся, и оно представляет собой качество яркого успеха и необычных умственных способностей. Гений, интеллект, талант, лёгкость против апатии, тупости, уныния. Это неочевидно, но два этих противоположных состояния очень тесно связаны.
Андреас Элпидороу, исследователь в психологическом отделении Луисвильского университета, и, как он сам себя называет, защитник скуки, объясняет: «Скука мотивирует стремление к новым целям, когда текущие цели перестают быть удовлетворительными, привлекательными или осмысленными для вас». В его научной статье 2014 года «Положительная сторона скуки» [The Bright Side of Boredom], Элпидороу утверждает, что скука «выполняет роль регулирующего состояния, поддерживающего человека при выполнении его целей. В отсутствие скуки человек оказался бы в плену неудовлетворительных ситуаций и пропустил бы множество приятного с точки зрения эмоций, разума и социального общения опыта. Скука — это и предупреждение о том, что мы занимаемся не тем, чем хотим, и толчок, мотивирующий нас на переключение целей и проектов».
Можно сказать, что скука — инкубатор проницательности. Это беспорядочное, неприятное, запутывающее, вызывающее отчаяние место, в котором приходиться немного побыть перед тем, как придумаешь успешную формулу или уравнение. Эту мысль уже много раз повторяли. «Хоббит» был задуман, когда Дж. Р. Р. Толкин, оксфордский профессор, «получил огромную гору экзаменационных работ, и проставлял им летом оценки, что было очень трудно, и, к несчастью, также и скучно». Когда он наткнулся на работу одного студента, состоявшую из чистого листа, он обрадовался. «Восхитительно! Читать нечего», — рассказывал Толкин ВВС в 1968 году. «Так что я, не знаю, почему, набросал на ней: „В норе в земле жил-был хоббит“. Так и родилась первая строка одной из самых любимых фэнтези-книг. Известно высказывание Стива Джобса, изменившего мир своими технологическими идеями: „Я искренне верю в скуку. Всякие технологические штуки — это прекрасно, но когда вам нечего делать, это тоже может быть прекрасным“. Стивен Леви, сооснователь Apple, писал в журнале Wired, как он с ностальгией вспоминает длинные, скучные летние месяцы его молодости, подпитывавшие его любопытство, поскольку „из любопытства вырастает всё остальное“, и выражал опасение по поводу эрозии скуки, исходящей от устройств, которые он помогал создавать.
Стив Джобс был мастером проницательности. Так что воспользуемся его советом радостно приветствовать скуку. Дайте вашему знанию о науке и истории скуки вдохновить вас на то, чтобы вернуть скуку в вашу жизнь. Сначала она покажется вам неудобной, раздражающей, вы можете даже разозлиться, но кто знает, чего вы сможете достигнуть, когда вы преодолеете первые фазы скуки и начнут включаться её потрясающие побочные эффекты?
Из книги Мануш Зомороди „Скучающий и проницательный“ [Bored and Brilliant], 2017.