что славяне считали костями земли

Как на Руси представляли сотворение мира: Что было создано Богом, а что — Дьяволом

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Как на Руси появились предания о сотворении мира

Практически у каждого народа существовали свои версии сотворения мира. Зачастую их отголоски наблюдались в различных обрядах, заговорах, поговорках, присказках и преданиях. В основной массе мифология представлений о том, как все было в этом мире до происхождения земли у многих народов очень похожа. Практически все считали, что это был бесконечный бесформенный хаос.

Во многих народах представляли, что все по своей природе было близко к стихии воды. И во всем этом небытие существовала божественная сила, которая смогла зародить жизнь. В легендах о сотворении мира ключевые роли, естественно, отведены появлению земли и небесных светил, людей, животных, растений, а также дня и ночи.

К сожалению, письменных источников о преданиях древних славян практически не осталось. Основная часть легенд и представлений появилась уже после крещения Руси. Естественно, это наложило свой отпечаток, ведь неканонические духовные книги, где были сюжеты о сотворении нашего мира и всего живого, запрещались церковью.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Они не были приняты христианской религией, но у простого народа были крайне востребованы. В ходе этого уцелевшие народные сказания и поверья были соединены с мотивами христианской веры, вследствие чего появились известные нам легенды и предания о сотворении нашего мира.

Сотворение мира Господом и Дьяволом

История сотворения земли, да и всего космического пространства, из мирового океана — популярная версия в мифологии разных стран. А вот по легенде, берущей истоки на Руси, мир сотворило божественное космическое существо, которое создавало его из песка, ила и земли. Само существо представляли зачастую в виде силы из темных миров, крупного животного, либо же огромной птицы. По поверьям это существо доставало землю небольшим кусочкам прямо со дна мирового первородного океана.

В давние времена была еще одна версия, где наш мир сотворили две враждующие силы, темная и светлая, а именно дьявол и Господь. Кстати, зачастую дьявол в различных преданиях был помощником Господа, однако делал все по-своему, не с добрым умыслом. Он, конечно, по повелению Бога нырял и доставал со дна землю, но втихаря оставлял немного и себе. По старым поверьям именно дьявол создал на земле болота, непроходимые тропы и чащи леса.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

У славян была еще одна версия сотворения мира, в которой Господь являлся ремесленником. Причем в зависимости от места проживания славян, Бога представляли в различных ипостасях. Где-то он был кузнецом, где-то ткачом, пекарем или гончарным мастером. Считалось, что так, как гончар создает горшки и кувшины, пекарь печет хлеб, так и Господь создал наш мир, природу, животных и людей из глины, теста, ниток и металла. Кстати, целые сотни и тысячи лет славяне верили, что работы различных мастеров, способных изменить материал при помощи огня и других магических способов, подобны божественной силе и мощи.

Легенды появления небесных светил

По народным преданиям небо считалось Божьим домом, а звезды — глазами наблюдающих свысока ангелов. А земля была плоская как тарелка и соединялась по краям с небесами, которые напоминали огромнейший потолок в виде сферы или арки. Также считалось, что существовало несколько небосводов, но людям был виден лишь один, самый ближний. В зависимости от региона люди верили, что количество небосводов от трех до одиннадцати. На самом дальнем, по преданиям, жил Господь.

Солнце считалось главным светилом. В народе его даже называли «небесным царем». У происхождения этого небесного светила много различных версий, но большинство людей верили, что образовалось оно из огня. А на небе оно появилось благодаря Богу, который достал его из-за пазухи. К слову, крестьяне верили, что этот шар из огня возможно достать на закате, стоит лишь протянуть к нему руку.

Пожалуй, больше всего предположений было по поводу возникновения звезд. В народе верили, что звезды — это свечи, которые каждый вечер зажигает Господь. Есть и другая версия их происхождения. Многие верили, что это глаза ангелов или же души умерших праведников и младенцев, которые присматривают за своими родными людьми на земле. Третья версия была, что звезды — это дети «небесного царя», которые гуляют по небу. На Руси по расположению звезд понимали время, а также могли предсказывать погоду на ближайшие дни и, в некоторых случаях, будет ли урожай. В некоторых регионах считалось, что звезда появляется на небе при рождении человека, а после его смерти гаснет навсегда либо же падает на землю.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Соперничество при создании животных

По преданию, Господь и черт вместе сотворили большинство животных. К примеру, дьявол слепил из грязи и глины волка, а оживить его смог лишь Бог. А вот собаку слепил сам Господь, причем из глины, оставшейся после создания человека. По легенде, черт создавал всех нечистых животных и тех, что были связаны с подземным миром, который располагался на корневой системе мирового древа, например, крысы, жабы, вороны, кроты.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

В древних легендах дьявол пытался соперничать и даже превзойти Бога, но у него это не получалось.Например, Господь создал пчелу, а дьявол захотел повторить за ним и создать даже лучше, но у него получались лишь шмели и осы. Причем считалось, что черт в расстроенных чувствах, из-за того, что у него ничего не выходит, слепил осу из двух половинок насекомых.

В некоторых регионах верили, что лягушки произошли от людей. Одно из поверий гласит, что первая лягушка — это душа проклятого младенца своей матерью. Исходя из еще одной легенды, лягушки — это люди, которые утонули во время всемирного потопа. Вообще про многих животных считали, что это бывшие люди.

Так было и с медведем, которого считали чистым животным, сотворенным Богом. Есть медвежатину на Руси было строго запрещено, так как он был создан самим Господом. Также считалось, что, если снять с медведя шкуру, то там внутри окажется обычный человек. По другим поверьям, разгневавшийся Господь превратил в медведей целое село, в котором однажды местные жители не пустили в дом на ночлег путника.

Были также птицы, которые по поверьям произошли от людей. Так голубь считался бывшим портным среди людей, дятел — плотником, аист — косарем. Интересные истории ходили про кукушек. Считалось, что когда-то раньше кукушка была молодой девушкой, у которой сложилась трагическая судьба, например, ее прокляла мать или же погиб любимый.

Интересный факт, когда древние славяне находили огромные кости мамонтов, они не думали, что это останки древнейших животных, живших ранее на земле, а считали, что это огромнейший слон, обитающий глубоко в недрах земли. Он постоянно рыл землю, подобно кроту. А на поверхности слон появлялся лишь после смерти, когда земля начинала выталкивать потихоньку его кости по частям.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Что славяне считали костями земли

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Каждый народ имеет свою систему мифов. До нас дошли древнегреческие мифы об олимпийских богах, скандинавские мифы об асах, древнеиндийская мифология, изложенная в «Ведах», и мифы многих других народов.

Мифология славян колоритна и разнообразна. В славянской культуре присутствует множество мистических существ, которые обитали и в домах, и в водоемах и в полях, во всем, что окружало людей. Древняя Русь включала множество племен, и у каждого из них были «свои» мифические существа, неизвестные соседним народам. Русы наделяли сверхъестественными способностями небесные светила и природные явления, горы, деревья и водоемы. Древние мифические существа сопровождали наших предков повсюду: дома, в поле, на конюшне, в дороге, на охоте.

Древнеславянская мифология сложна по своей структуре и богата по содержанию. К сожалению, до наших дней дошло очень мало источников, описывающих верования древних славян, и существ, соседствующих с ними в те времена. Во-первых, славянская мифология настолько древняя что, большинство историй существовало лишь в устной форме. Во вторых, история славянского народа была такова, что верования людей несколько раз менялись насильственным образом, при этом уничтожались практически все упоминания о прежних мировоззрениях.

Древнеславянская мифология затрагивает огромный промежуток времени и содержит информацию от сотворения мира до бытовых сцен славянского народа. При этом ее можно разделить на два крупных этапа: древний, первозданный этап, и новый, современный для древних славян. К сожалению, не осталось источников, описывающих события, приведшие к такому переходу, известно лишь, что в мире произошло какое-то событие, которое все изменило.

По верованиям древних славян Мир был разделен на три части: верхний мир, расположенный над небесами, мир богов и божественных существ – Правь; средний мир, мир в котором живут люди, звери, растения – Явь; и нижний мир, мир мертвых – Навь. Но эти миры хоть и отделены друг от друга, не являются отдельно существующими, они взаимосвязаны и взаимопроникаемы, однако обычному смертному пересечь границу миров не дано. В каждом из миров действуют свои законы и правила, за каждым из миров присматривают свои боги.

Вообще пантеон древнеславянских богов весьма многочисленен. Большинство божеств отождествлялось с различными силами природы, хотя были и исключения, самым ярким примером которых является Род – бог-творец. Весь пантеон можно разделить на два больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в первозданном этапе, и второй круг – молодые боги, которые взяли бразды правления в новом этапе.

Славяне верили, что все миры объединяет единое море хаоса, и все миры расположены в этом море. Изначально мир был создан Родом и двумя его сыновьями Белбогом и Чернобогом. В дальнейшем же, другие потомки Рода видоизменяли и развивали мир. Древние славяне верили, что до них, наиболее развитыми существами в этом мире были Волоты, а славяне являются прямыми потомками этих великанов. Но люди не единственные разумные существа в Яви. По соседству с ними живет огромное число существ, одни из них помогают славянскому народу, другие ненавидят людей и причиняют им вред.

Источник

Славянская викторина

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями землиСлавянская викторина рассчитана для детей 9-12 лет. Все вопросы направлены на расширение и закрепление знаний детей об исторических событиях и истории древних Славян, славянских мифах и легендах.

Цель: Проверить и расширить знания детей об истории и культуре Славян.

Задачи: • расширить кругозор; • дать новые знания о культуре славян; • развить сообразительность и логическое мышление; • воспитать любовь к истории и культуре наших предков.

1. Наши далекие предки называли себя:

2. Название древнерусских племен славяне или словене означает:

В) слава или разумеющий слова.

(слава или разумеющий слова)

3. Древнерусское государство называлось:

4. На чем писали древние Славяне:

5. Слово «лето» у древних Славян означало:

6. Где жили древляне?

7. Как называется славянская азбука?

8. Профессиональный воин в Древней Руси, хорошо владеющий мечом:

9. До принятия христианства Славяне обожествляли:

10. Кто первым рассказал нам об истории и культуре древних славянских племен?

А) Кирилл и Мефодий;

Б) летописец Нестор;

11. Предводитель викингов, ставший в 862 году править славянскими племенами?

12. По повериям древних Славян это животное самое сильное, являлось священным:

13. Князь Тьмы и Лукавый у Славян, олицетворяет нечистую силу:

14. Бог Солнца в славянской мифологии?

16. Славяне считали, что человека, убившего это животное, ждет 7 лет несчастий. Речь идет о:

17. Считается, что это растение цветет 1 раз в год, ночью накануне праздника Ивана Купала:

18. Вещая и ведающая тайные знания птица в славянских мифах и легендах, предвестник смертоносной бури.

20. Хранитель леса. Его глаза горят, словно угли, а лапти на ногах перепутаны:

21. Бог-громовержец у Славян, повелитель языческих богов.

22. Молодые красавицы – обитательницы рек и озер, заманивают своими чарующими песнями, чтобы погубить.

23. Появление этого существа из славянской мифологии ассоциируется с горем и неблагоприятными обстоятельствами.

В) Одинокий странник;

Викторина старославянская

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями землиВикторина Старославянская позволяет примерить на себя роль переводчика со старославянского на современный разговорный язык, узнать про неожиданное значение известных слов.

Занимательная викторина позволяет проверить память и сообразительность, увлекательно провести досуг.

Викторина для широкой разновозрастной аудитории.

1. Какой современной профессии соответствует должность скотника при княжеском дворе?

+ Банкир
Мясник
Уборщик

2. Как в старину у славян называлась детская колыбелька, которую часто подвешивали на крюк?

Кокора
+ Зыбка
Лытка

3. Какое насекомое в старину получило название «мшица»?

Мелкая мошкара
+ Комар
Волосяная вошь

4. Что такое «курник»?

Курительная трубка из глины
Насест для домашней птицы
+ Праздничный пирог

5. Каким ремеслом в древней Руси занимался скудельник?

+ Гончарством
Ткачеством
Столярным делом

6. Какую работу в старину выполнял сокачий в богатых домах?

+ Готовил еду
Ухаживал за охотничьими соколами
Стирал белье

7. Шкурки, какого зверя использовали в древней Руси в качестве разменных денег?

Соболя
Бобра
+ Белки

8. Какое действие в древнеславянском говоре обозначалось словом «позор»?

Плохо выполненная работа
+ Балаганное представление
Охота за мелкой дичью

9. Кого славяне наделяли прозвищем «безпелюха»?

Труса
Плаксу
+ Неряху

10. В отношение чего славяне употребляли слово «влагалище»?

Слюны во рту
Колодца с водой
+ Кошелька с деньгами

Источник

Славянская мифология. Общая информация. История появления, развития, изучения.

В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности.
В V — VII веках после Великого переселения народов, славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова. Шли века, и славяне все более отделялись друг от друга, образовав три современные ветви самой многочисленной семьи родственных народов Европы. Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы; западные — поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XII веке); южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Несмотря на разделение славян, их мифологии и поныне сохранили многие общие черты. Так, у всех славян известен миф о поединке бога грозы с его демоническим противником и о победе громовержца; всем славянским традициям знаком древний обычай в конце зимы сжигать чучело — воплощение мрачных злых сил или хоронить мифическое существо вроде Масленицы и Ярилы у русских и белорусов и Германа — у болгар.
Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, «творцом молнии», каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас — у славян был Перун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами; такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. Брат Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад Велес первоначально также был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древние и употреблялись всеми славянами. Общеславянские представления о высшем боге получили у отдельных славянских племен дальнейшую разработку, новые, более определенные и более причудливые формы.
Так, у западных славян высшим богом считался Святовит, и ему соответствовал Триглав — трехголовый идол, которому поклонялись в Щетине (Штеттине) и Волине. В городе Ретре тот же вышний бог, сын Сварога, носил название Радегоста, а в чешских и польских преданиях он фигурирует под именем Крока или Крака. Уже древние писатели предполагали, что имя Святовита явилось вследствие смешения языческого бога с христианским святым Витом; название Радегоста было тоже, как предполагают, перенесено на бога с имени города, а город получил это имя от одного из своих князей. Крак, по сказанию Козьмы Пражского, был мудрый и справедливый судья и правитель народа. Каковы бы ни были эти догадки, несомненно, что все перечисленные имена означали одного и того же вышнего бога и что все они явились позднее. Дошедшие до нас смутные свидетельства о славянских богах, находящие разъяснение в народных сказках и песнях, сводятся к борьбе светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою, жизни со смертью, Белбога с Чернобогом. С этими представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь и культ предков. Души усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце света, там, где заходит солнце; страна эта называлась у славян навьем, вырием, ирием, раем, пеклом. В эту страну надо снаряжать покойника, как в далекий путь, что достигается надлежащим погребением. До совершения похоронного обряда душа скитается на земле; у южных славян душа в этом состоянии носит название видогоня. Душа обречена на вечное скитание на земле, если правильного обряда не было выполнено; так, души девушек или детей, утонувших в воде, становятся русалками, мавками, вилами. Чтобы облегчить покойному путешествие в царство мертвых, славяне прибегали к сожжению: огонь погребального костра вмиг отделял душу от тела и отправлял ее в райские жилища. В этом огне П. Н. Милюков усматривает связь между двумя самостоятельно возникшими системами религиозных представлений: обоготворением сил природы и культом предков. С одной стороны, огонь был проявлением на земле небесного солнечного бога, посланником небесных богов; с другой стороны, он способствовал очищению души покойника и таким образом сам превратился в символ души предка, которая под именем Родa, Чура, домового становилась домашним божеством, охранителем семьи и рода. На очаге оба эти значения огня слились в одно нераздельное целое; на нем одинаково чествовались стихийный небесный бог и родовое божество семейной общины. Это двойственное значение огня находит наиболее яркое подтверждение в поверье западных славян о домашнем существе (чешское название его Křet, словен. Skrat), которое под видом огненного змея прилетает через трубу и приносит хозяину всякого хлеба и других плодов земных, а иногда и разные сокровища. В Тульской губернии существует поверье, что со дня Крещенья (зимний солнцеворот) появляется огненный змей (солнце), навещающий красных девушек (землю). К тому времени, когда среди славян стало распространяться христианство, славянская мифология не создала еще таких отчетливых представлений о богах, к каким пришли, например, греки: славянские боги продолжали сливаться со стихиями, которые они олицетворяли, и не имели еще ясных антропоморфических черт. Равным образом и культ предков у славян не вылился еще в такие отчетливые, законченные формы и не имел таких строгих юридических последствий, как у греков и римлян.
Религиозные воззрения славян сводятся к тем древнейшим слоям религиозных верований, которые составляют общее достояние народов арийского племени: они сложились до начала истории славян как отдельной племенной группы и дальше почти не подвинулись. Соответственно этому у них не было выработано строгих форм культа, не было и особого жреческого сословия. Только у балтийских славян мы находим прочную религиозную организацию: кумиры, для которых воздвигались храмы, жрецов, совершавших богослужение по известному чину, с известными обрядами, имевших иерархическое устройство и с течением времени приобретших значение первенствующей касты. У прочих славянских племен не было ни общественных кумиров, ни храмов, ни жрецов; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов. Русские славяне лишь под влиянием варягов пришли к мысли изображать своих богов в истуканах. Первые истуканы поставлены были Владимиром, князем Киевским, на холме Перуну, Хорсу, Даждьбогу, а в Новгороде, Добрынею — Перуну над Волховом. При Владимире впервые появляются на Руси и храмы, вероятно, им же сооруженные, в которых он, по словам саги об Олаве Тригвесоне, сам приносил жертвы. Но при том же Владимире введено в России христианство, которое положило конец развитию славянского культа, хотя и долго еще не было в состоянии вытеснить остатки языческих верований. По принятии христианства народное сознание славян смешало новую веру со старою, частью слило своих богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение «бесов», частью сохранило верность своим родовым богам. Козьма Пражский († 1125 год) рассказывает: «и доселе между многими из поселян, точно между язычниками, иной чтит источники или огни, иной обожает леса или деревья, либо каменья, иной приносит жертвы горам или холмам, иной кланяется идолам, глухим и немым, которые сам себе сделал, моля, чтобы они правили домом его и им самим». Под этими идолами Козьма разумеет, очевидно, домашних богов, которые у чехов назывались скритками и шетками, у русских — домовыми и т. д.; чешский домовой Křet изображался у чехов в виде маленьких бронзовых статуэток, величиною с палец, отчего он и назывался Paleček (мальчик с пальчик).

Наиболее интересным отражением славянской мифологии является приурочение языческих верований к христианским праздникам. Подобно другим арийским народам, славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и поочередной победы светлых и темных сил природы. Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года — рождение нового солнца. Языческое содержание этого праздника славяне влили в празднование Рождества Христова, и самое празднование святок получило у них греко-римское название коляды. Обряды, которыми славяне-язычники встречали наступление весны и летний солнцеворот, также в большей или меньшей степени приурочены были к христианским праздникам: таковы руcaлии, семик, купало. При языческом характере праздников название праздника превращалось в название божества, в честь которого некогда он совершался. Таким образом явились другие славянские боги вроде Ярилы, Костромы и т. п., число которых, вероятно, увеличилось благодаря недалёкому обличительному усердию христианских миссионеров, не вдумывавшихся в общую религиозную мысль славян и видевших во всяком названии особого бога.
Своеобразие славянской мифологии, которая, как и всякая иная, отражала мировоззрение ее создателей, заключается в том, что их жизнь была непосредственно связана с миром низших духов, обитающих повсеместно. Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность, иным — хитрость, злоба и коварство. Древние полагали, что все эти существа — берегини, вилы, водяные, полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти.

Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями. Поскольку собственно славянские тексты и изображения богов и духов не сохранились из-за того, что христианизация прервала языческую традицию, главным источником сведений являются средне

Источник

Славянская мифология

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Вячеслав Всеволодович Иванов, Владимир Николаевич Топоров. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. — Т. 2. — С.450-456.

Славянская мифология — совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени славянского единства до конца 1 тыс. н. э.. По мере расселения славян с праславянской территории — между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат, по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила дифференциация Славянской мифологии и обособление локальных вариантов мифов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.

Таковы мифология балтийских славян — западнославянские племена северной части междуречья Эльбы и Одера и мифология восточных славян — центры восточнославянских племён — Киев и Новгород. Можно предполагать существование и других вариантов мифов южнославянских племён на Балканах и юго-западнославянских племён в польско-чешско-моравской области, но сведения об их древней мифологии скудны.

Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность «язычества» была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов Славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках о мифологии балтийских славян и славянскими авторами о мифологии польских и чешских племён, христианские поучения против язычества («Слова») и летописи о мифологии восточных славян.

Ценные сведения раннеславянской мифологии содержатся в сочинениях византийских писателей, начиная с Прокопия Кесарийского (6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по Славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные — отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы. Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам — храмы балтийских славян в Арконе на острове Рюген, Перынь под Новгородом и другие, отдельные каменные изваяния — Збручский идол и др.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Особого рода источник для реконструкции Славянской мифологии — сравнительно-историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь с мифологией балтийских племён, отличающейся особой архаичностью. Это сопоставление позволяет выявить индоевропейские истоки Славянской мифологии и целого ряда её персонажей с их именами и атрибутами, например, основного мифа Славянской мифологии о поединке бога грозы с его демоническим противником (см. Перун, Индоевропейская мифология). Индоевропейские параллели позволяют отделить архаические элементы от позднейших инноваций, влияний иранской, германской и других евразийских мифологий, позднее — христианства, заметно трансформировавших Славянскую мифологию.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

По функциям мифологических персонажей, по характеру их связей с коллективом, по степени индивидуализированного воплощения, по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней.

Высший уровень характеризуется более обобщённым типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с официальным культом, вплоть до ранних государственных пантеонов. К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как *Реrunъ (Перун) и *Velesъ (Велес), а также связанный с ними женский персонаж, праславянское имя которого остаётся неясным.

Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине горы, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Причина их распри — похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах — жены громовержца. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа Перуна завершается дождём, приносящим плодородие.

Не исключено, что некоторые из этих мотивов повторяются в связи с другими божествами, выступающими в других, более поздних пантеонах и под другими именами (напр., Свентовит). Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма ограниченны, хотя есть основания полагать, что они уже составляли пантеон.

Кроме названных богов в пантеон славянских богов могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню — Сварожич, т. е. сын Сварога), Зваразич — Zuarasiz у балтийских славян (ср. чеш. и словац. raroz, «сушняк», и румынск. sfarog — «высушенное», позволяющее предполагать южнославянскую форму этого имени).

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Другой пример — древнерусский Дажьбог и южнославянский Дабог в сербском фольклоре. Несколько сложнее обстоит дело с названиями типа древнерусских Ярила и Яровит (лат. Gerovitus) у балтийских славян, так как в основе этих имён — старые эпитеты соответствующих божеств. Подобные эпитеты и образные наименования, по-видимому, соотносились также с богами праславянского пантеона (например: Мать сыра земля).

К более низкому уровню божеств могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т. п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом — Макошь, Берегиня и др.), иногда менее антропоморфных, чем боги высшего уровня.

Слово «бог» входило в имена различных божеств — Дажьбог, Чернобог, Белбог и др. Славянские данные и свидетельства других более архаичных индоевропейских мифологий позволяют видеть в этих наименованиях отражение древнего слоя мифологических представлений праславян. Многие из этих персонажей выступают в сказочных повествованиях в соответствии со временем бытования сказки и даже с конкретными жизненными ситуациями (например, Горе-Злосчастье).

С началом мифологизированной исторической традиции связываются герои мифологического эпоса. Они известны лишь по данным отдельных славянских традиций: таковы генеалогические герои Кий, Щек, Хорив у восточных славян, Чех, Лях и Крак у западных славян и др. Тем не менее и для праславянской мифологии правдоподобна реконструкция уровня генеалогических героев.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями землиБолее древние истоки угадываются в персонажах, выступающих как противники героев мифологического эпоса, например в чудовищах змееобразной природы, поздними вариантами которых можно считать Соловья-Разбойника, Рарога-Рарашека. Возможен праславянский характер мифологического сюжета о князе-оборотне, от рождения наделённом знаком волшебной власти (сербский эпос о Вуке Огненном Змее и восточнославянский эпос о Всеславе).
Сказочные персонажи, видимо, участники ритуала в их мифологическом обличье и предводители тех классов существ, которые сами принадлежат к низшему уровню божеств: таковы баба-яга, кощей, чудо-юдо, лесной царь, водяной царь, морской царь.

К низшим божествам славянской мифологии относятся разные классы не индивидуализированной, и часто не антропоморфной нечисти, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, болота и т. п.: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, судички у западных славян; из животных — медведь, волк.

Человек в его мифологической ипостаси соотносится со всеми предыдущими уровнями славянской мифологии, особенно в ритуалах: ср. Полазник. Праславянское понятие Души, Духа выделяет человека среди других существ и животных, и имеет глубокие индоевропейские корни.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Мировое Древо эвенков.

Универсальным образом, синтезирующим все описанные выше отношения в пантеоне богов, является у славян, и у многих других народов, Мировое Древо. В этой функции в славянских фольклорных текстах обычно выступают Вырий, райское дерево, берёза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня.

К трём основным частям Мирового Древа приурочены разные животные: к ветвям и вершине — птицы (сокол, соловей, птицы мифологического характера, Див и т. п.), а также солнце и луна; к стволу — пчёлы, к корням — хтонические животные — змеи, ящерицы, черви, бобры.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Славянская Вселенная — описана системой основных содержательных двоичных противопоставлений, определявших пространственные, временные, социальные его характеристики Мира. Дуалистический принцип противопоставления благоприятного — неблагоприятного для коллектива реализовался иногда в мифологических персонажах, наделённых положительными или отрицательными функциями, или в персонифицированных членах оппозиций. Таковы: счастье (доля) — несчастье (не доля). Праславянское обозначение положительной функции имело смысл — «хорошая часть (доля)». Ритуал гадания — выбора между долей и не долей у балтийских славян связан с противопоставлением Белобога и Чернобога — ср. персонификации доброй доли и злой доли, лиха, горя, злосчастия, встречи и не встречи в славянском фольклоре.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Система общих противопоставлений в мифологии.

Чёт — нечет — наиболее абстрактное и формализованное выражение всей серии противопоставлений, элемент метафорического описания дуализма всей славянской мифологии. Оно предполагает вычленение благоприятных чётных и неблагоприятных нечётных чисел, например дней недели: четверг связан с Перуном, пятница — с Макошью, вторник — с Праве (ср. также такие персонификации, как Святой Понедельник, Святая Среда, Святая Пятница).

Противопоставление правый — левый лежит в основе древнего мифологического права (право, правда, справедливость, правильный и т. п.), гаданий, ритуалов, примет и отражено в персонифицированных образах Правды на небе и Кривды на земле.

Противопоставление мужской — женский соотносится с оппозицией правый — левый в свадебных и похоронных ритуалах, где женщины оказываются слева от мужчин. Существенно различие мужских и женских мифологических персонажей по функциям, значимости и количеству: малочисленность женских персонажей в пантеоне, соотношения типа Див — дивы. Род — рожаницы. Суд — суденицы. Особенно значительна роль женского начала в магии, колдовстве. Мать сыра земля — постоянный эпитет высшего женского божества.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Оппозиция верх — низ в космическом плане трактуется как противопоставление неба и земли, вершины и корней мирового дерева, разных царств, воплощаемых Триглавом, в ритуальном плане реализуется в расположении святилищ Перуна на холме и Велеса в низине, как повелителя подземного мира.
Противопоставление небо — земля (подземное царство) воплощено в приурочении божества к небу, человека к земле. Представления об «отмыкании» неба и земли святым Юрием, богородицей, жаворонком или другим персонажем, создающем благоприятный контакт между небом и землёй, связаны у славян с началом весны. В преисподней пребывают существа, связанные со смертью (например, русалочки-земляночки), и сами покойники.

Противопоставления юг — север, восток — запад в космическом плане описывают пространственную структуру по отношению к солнцу, в ритуальном плане — структуру святилищ, ориентированных по сторонам света, и правила поведения в обрядах; ср. также четыре мифологических ветра, иногда персонифицированных — Ветер, Вихорь, Борей, соотнесённых со сторонами света.

В противопоставлении суша — море особое значение имеет море — местопребывание многочисленных отрицательных, преимущественно женских, персонажей; жилище смерти, болезней, куда их отсылают в заговорах. Его воплощения — море, океан-море, морской царь и его двенадцать дочерей, двенадцать лихорадок, русалок. Положительный аспект воплощается в мотивах прихода весны и солнца из-за моря.

На указанное противопоставление наслаивается другое: сухой — мокрый (ср. позднее — Илья Сухой и Мокрый, Никола Сухой и Мокрый) и сочетание этих признаков в Перуне, боге молнии — огня и дождя.
Противопоставление огонь — влага воплощается в мотивах противоборства этих стихий и в таких персонажах, как Огненный Змей (в русских былинах о Волге Всеславиче, в сказках и заговорах, в сербском эпосе о Змее Огненном Волке), Огненная Птица (сказочная жар-птица, словацкая «птица-огневик», птица Страх — Pax в русских заговорах с её иссушающими вихрями. Огненная Мария связана с Громовиком Ильёй в сербских и болгарских песнях, противопоставлена Марии Макрине (от «мокрый»).

Особую роль играет «живой огонь» в многочисленных ритуалах, обряды сожжения, возжигания костра и обряды вызывания дождя (пеперуда, додала у южных славян), культ колодцев. Огонь и вода соединяются в образах Перуна, Купалы, огненной реки.

Мифологическими воплощениями противопоставления день — ночь являются ночницы, полуночницы и полуденницы, Зори — утренняя, полуденная, вечерняя, полуночная. Конь Свентовита днём — белый, ночью — забрызганный грязью.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

В противопоставлении весна — зима особое значение имеет Весна, связанная с мифологическими персонажами, воплощающими плодородие — Ярило, Кострома, Морена, а также с обрядами похорон зимы и отмыкания весны, с растительными и зооморфными символами.

Противопоставление солнце — луна воплощается в мифологическом мотиве брачных отношений Солнца и Месяца. Солнечные божества — Сварог и Сварожич, Дажьбог, Хорс и др. Один из наиболее древних общеславянских образов — образ колеса-солнца; ср. также образ солнца на вершине мирового дерева и каравай-солнце.

Противопоставление белый — чёрный известно и в других вариантах: светлый — тёмный, красный — чёрный. Его воплощение в пантеоне — Белобог и Чернобог; в гаданиях, ритуалах, приметах белый цвет соотносится с положительным началом, чёрный — с отрицательным.

Противопоставление близкий — далёкий в славянской мифологии указывает на структуру времени и пространства по горизонтали: ср. «свой дом» — «тридевятое царство» в русских сказках, образы пути-дороги, мосты, дали, давние и новые времена.

Дом — лес — конкретный вариант противопоставления близкий — далёкий и реализация оппозиции свой — чужой; воплощается в образах человека и зверя (напр., медведя), домового, связанного с различными частями дома и двора, и других духов — лешего с лесом, водяного с водой.

Противопоставление старый — молодой подчёркивает различие между зрелостью, максимумом производительных сил и старостью, дряхлостью — ср. мифологические пары юноши и старика с плешью в весенних и осенних обрядах, Бадняка и Божича. Особую роль в славянской мифологии играли образы старухи-ведьмы, бабы-яги и плешивого старика, деда. С противопоставлением старый — молодой связаны оппозиция предки — потомки и ритуалы поминовения предков, «дедов», а также оппозиции старший — младший, главный — не главный (ср. роль младшего брата в славянском фольклоре).

Противопоставление священный — мирской отличает сферу сакрального, наделённую особой силой (ср. корень «свят-», в мифологических именах Свентовит, Святогор), от сферы бытовой, лишённой священной силы.

Описанные элементы славянской мифологии, такие как противопоставления и мифологические персонажи могут встречаться в текстах мифов разного рода — эпосе, сказках, заговорах, отдельных речениях, относящихся к приметам, проклятиям.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Для праславянского периода восстанавливаются многочисленные языческие празднества карнавального типа ( участие ряженых, сжигание чучела Костромы, Масленицы, фальшивые похороны и оплакивание Ярилы — бога весеннего солнца), связанные с определёнными сезонами и поминанием мёртвых. Совпадение ряда характерных деталей наряду с типологическим объяснением делает возможным (в соответствии с гипотезой В. Пизани) возведение этих славянских празднеств к календарным обрядам ряженья, реконструируемых для общего индоевропейского периода Ж. Дюмезилем.

Уже раннесредневековые латинские источники описывают фарсовые обряды, в том числе и поминальные, как у западных славян (Козьма Пражский и др.), так и у южных — в 13 веке Димитрий Болгарский описывает русалии и производимые по их случаю театрализованные действа и танцы, характеризуемые как непристойные. В неофициальной народной культуре эти языческие обряды сохраняются до 19-20 века во всех славянских традициях: ср. смеховые похороны мифологических существ типа Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары и др. у восточных славян, где в сезонных обрядах участвуют и зооморфные символы типа «коровьей смерти», у чехов — это обряд umrlec, моравские весенние обряды на Смертной неделе, когда выносилось чучело Smrtna nedela с исполнением песен, дословно совпадающих с восточнославянскими обрядовыми песнями, у болгар — русалии, Герман и другие

Поздняя праславянская мифологическая система, относится к эпохе образования раннего славянского государства, она более полно представлена восточнославянской мифологией и мифологией балтийских славян. Ранние сведения о восточнославянской мифологии восходят к летописным источникам.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 общегосударственный языческий пантеон богов. В Киеве на холме вне княжеского двора с теремом были поставлены идолы языческих богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши.

Главными божествами древнерусского языческого пантеона богов были громовержец Перун и «скотий бог» Велес (Волос), противостоящие друг другу — идол Перуна устанавливали на холме, идол Велесав низине, возможно, на киевском Подоле.

По социальной функции Перун — бог княжеской военной дружины, Велес — всей остальной Древней Руси. Единственный женский персонаж киевского пантеона богов — Макошь — связан с характерными женскими занятиями, особенно с прядением и шитьём. Другие языческие боги древнерусского пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к общим природным явлениям: Стрибог, видимо, был связан с ветрами, Дажьбог и Хорс — с солнцем, Сварог — с огнём.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Семаргл. Белокаменная резьба на фасаде Георгиевского собора (Юрьев-Польский) 1234 год.

Менее ясен последний бог древнерусского пантеона Симаргл («сим» — святой, «ярыгл» — ярило) в виде огнедышащего пса. Некоторые исследователи считают этот персонаж заимствованным из иранской мифологии (Симургл); другие трактуют его как персонаж, объединяющий все семь богов пантеона.

Связи между богами внутри языческого пантеона и их иерархия выявляются при анализе закономерностей перечисления богов в летописных списках, обнаруживается связь Перуна с Велесом, Стрибога с Дажьбогом и Сварогом, периферийное место Семаргла или Мокоши.

Принятие великим князем Владимиром христианства в 988 году повлекло за собой уничтожение языческих идолов, запрет языческой религии и её обрядов. Тем не менее языческие пережитки сохранялись почти до 19 века. Помимо богов, входивших в пантеон, известны и другие мифологические персонажи, о которых обычно сообщают более поздние источники. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род) или с сезонными обрядами (Ярила, Купала, Кострома), другие известны из менее надёжных источников (Троян, Переплут), третьи вообще являются созданиями «кабинетной мифологии».

Западнославянская мифология известна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам. Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и сведения разрозненны, речь идёт об отдельных божествах, связанных обычно с локальными культами. Возможно, что вся совокупность мифологических персонажей высшего уровня у балтийских славян не была объединена в пантеон, в отличие от языческих богов восточных славян. Богаты сведения западноевропейских хроник о культе западнославянских богов, в них даны чёткие описания культовых центров, храмов, идолов, жрецов, жертвоприношений, гаданий.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Языческая традиция у балтийских славян была прервана насильственной христианизацией, поэтому не сохранились источники, которые отражали бы продолжение старых верований. Из богов балтийских славян особенно известны Свентовит, характеризующийся как «первый, или высший из богов», как «бог богов»; он связан с войной и победами, его вопрошали о будущем урожае.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Храм-Святовита в Арконе на острове Руян (Рюген)

Триглав, названный «высшим богом», как и Свентовит, его атрибутом был белый конь, принимавший участие в гаданиях. Идол Триглава имел три головы и находился на главном из трёх холмов, как в Щецине.

Чернобог характеризовался как бог, приносящий несчастье, это имя часто упоминается в топонимах у лужицких сербов, как и Белый бог, Белбог. Прове — бог, связанный со священными дубами, дубровами, лесами. Припекала — божество приапического типа (Приап), связанное с оргиями. Подага — божество, имевшее храм, и идол в Плуне; Жива — женское божество, связанное с жизненными силами.

Как видно из перечня, некоторые боги, наделённые одинаковыми функциями и сходные по описанию, носят разные имена: не исключено, что их следует трактовать как локальные варианты одного и того же праславянского божества. Есть основания предполагать, что Свентовит, Триглав и Радгост восходят к образу Перуна. Вместе с тем, учитывая ярко выраженную многоголовость богов у балтийских славян, можно думать, что некоторые божества объединяются в единое божество, отражающие различную степени силы в разное время года. Вероятны и случаи резко выраженных противопоставлений: Белобог — Чернобог.

Единственный источник сведений о польских богах — «История Польши» Я. Длугоша ( 15 век), где перечисляются несколько теофорных имён, сопровождаемых соответствиями из римской мифологии: Yesza — Юпитер, Lyada — Марс, Dzydzilelya — Венера, Nya — Плутон, Dzewana — Диана, Marzyana — Церера, Pogoda — соразмерность, в частности временная (Temperies), Zywye — Жизнь (Vita). А. Брюкнер, проанализировавший эти польские названия, указал, что многое в списке Длугоша является созданием хрониста и не имеет корней в древней славянской мифологии. Таковы Lyada и Dzydzilelya, чьи имена восходят к песенным рефренам, другие имена принадлежат персонажам низших мифологических уровней, третьи имена созданы стремлением найти соответствие римскому божеству.

Однако есть основания полагать, что, несмотря на многие неточности и вымысел, список Длугоша отражает мифологическую реальность. Прежде всего это относится к Nya — имя происходит от того же корня, что и русское «навь», «смерть», Dzewana (ср. польск. dziewa, «дева», «девственница») и особенно Marzyana, мифологическим персонажам, выступавшим в сезонных обрядах. Pogoda и Zywye также заслуживают внимания, им не приведены римские мифологические соответствия. Ряд этих персонажей имеет достаточно надёжные соответствия за пределами польской мифологической традиции. Следующие за Длугошем авторы повторяют его список, а иногда и увеличивают его за счёт новых божеств, надёжность имён которых, однако, невелика, например, Лель, Полель и Погвизд у Маковского, Похвист у Кромера.

Чешские и словацкие данные об именах богов столь же разрозненны и нуждаются в критическом отношении. Есть основания считать, что в этой традиции некогда присутствовали мифологические персонажи, продолжающие образы Перуна и Велеса (ср., чеш. Perun и словац. Parom) — имя Перуна употребляется в проклятиях, и призывах к громовержцу поразить врага. Упоминание демона Veles у писателя 15 века Ткадлечека в триаде «чёрт — Велес — змей» или выражение «за море, к Велесу» в переводе Иисуса Сираха (1561 г.). Некоторые из мифологических имён, встречающиеся в глоссах к старочешскому памятнику «Mater verborum», совпадают с именами из списка Длугоша: Devana (лат. Диана), Моrаnа (Геката),Lada (Венера), а также Zizlila в одном из поздних источников (ср. Dzydzilelya у Длугоша).

С именами Прове, Поревит у балтийских славян, вероятно, связано имя мифологического персонажа Porvata, отождествляемого с Прозерпиной. Неплах из Опатовиц (16 в.) упоминает идола Zeiu (ср. Zeion более поздних источников), чьё имя, возможно, связано с зеленью, с культом растительности (ср. старочеш. zeie — «трава»); ср. также божество Jeseu (чеш. jesen, «осень»), отождествляемое с Исидой. Гаек из Либочан (16 в.) сообщает ещё ряд мифологических имён (Klimba, Krosina, Krasatina и др.; ср. Krasopani — старочешское название мифологического существа, возможно, эпитет богини — «Прекрасная госпожа», сопоставимый с названием морской царевны и матери солнца в словацких сказках, которые считаются недостоверными или вымышленными. Тем не менее, даже столь незначительные остатки дают косвенные представления о некоторых аспектах западнославянской мифологии.

Разрушение старой мифологической системы шло по нескольким направлениям: одно из них — переход мифологического персонажа с высших уровней на низшие, из круга положительных персонажей в круг отрицательных, что произошло, видимо, с таким мифологическим существом, известным по чешскому и словацкому фольклору, как Рарог, Рарах, Рарашек.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Данные о южнославянской мифологии совсем скудны. Рано попав в сферу влияния древних цивилизаций Средиземноморья и ранее других славян приняв христианство, южные славяне утратили почти полностью сведения о былом составе своего языческого пантеона богов. Достаточно рано возникла идея единого бога, Прокопий Кесарийский указывая, что славяне поклоняются «всяким другим божествам», приносят жертвы и используют их для гадания, сообщает и о почитании ими единого бога («О войне с готами» III 14). Поскольку в том же источнике есть данные о почитании бога грома, а в топонимике славянских земель к югу от Дуная довольно многочисленны следы имени Перуна и Велеса, можно с уверенностью говорить о культе этих богов и о следах мифа, о поединке громовержца с противником-демоном у южных славян.

В славянском переводе хроники Иоанна Малалы имя Зевса заменено именем ПерунаСын божий Пороуна велика…»), отражение имени Перуна видно в названиях участниц ритуала вызывания дождя на Балканах — болг. пеперуна, папаруна, пеперуда и т. п.; сербохорв. прпоруша, преперуша и др.; названия этого типа проникли к румынам, албанцам и грекам. Другое аналогичное наименование типа додола, дудола, дудулица, дудулейка и т. п., возможно, связано с архаичным эпитетом Перуна.

Об образе Велеса в южнославянской мифологии можно судить по описаниям покровителя и защитника скота у сербов — святого Совы, видимо, вобравшего в себя некоторые черты «скотьего бога». Упоминание в словенской сказке колдуньи Мокошки свидетельствует о том, что некогда Мокошь была известна и южным славянам. То же можно сказать и о царе Дабоге из сербской сказки в связи с восточнославянским Дажьбогом. Не исключено, что представления о южнославянской мифологии могут быть расширены при обращении к данным низших уровней мифологической системы и особенно к ритуальной сфере.

Введение христианства в славянских землях с 9 века положило конец официальному существованию славянской мифологии, сильно разрушив её высшие уровни, персонажи которых стали рассматриваться как отрицательные герои. Верховные языческие боги древних славян устояли в народном сознании и с принятием христианства были отождествлены с христианскими святыми, как Перун — со святым Ильёй, Велес — со святым Власием, Ярила — со святым Юрием (Георгием).

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Змеевик князя Владимира Мономаха

Низшие уровни языческих божеств славянской мифологии, как и система общих противопоставлений, оказались гораздо более устойчивыми и создавали сложные сочетания с господствующей христианской религией («двоеверие»).

Сохранилась демонология: вера в лешего (белорус, лешук, пущевик; польск. duch lesny, borowy, укр. лисовик, чеш. lesnoj pan и др.), водяного (польск. topielec, wodnik, чеш. vodnik). У южных славян бытовал сложный мифологический образ вилы (серб.), болг. самовила, самодива, — горных, водяных и воздушных духов. Общеславянский полевой злой дух — полудница, у восточных славян — полевик.

Многочисленные мифологические образы связывались у восточных славян с домашним хозяйством: рус. домовой, с эвфемистическими заменами этого имени словом дедко, дедушко, доброхот, доброжил, суседко, хозяин, он, сам, укр. хатний дiдко, белорус, хатник, господар, польск. skrzat, чеш. skoitek, akoat, koat. Сохранились и духи отдельных дворовых построек — банника, овинника и др. Двойственным было отношение к духам умерших, одни почитались покровители семьи — деды, родители, умершие естественной смертью, а другие — считались опасными мертвяки (заложные), умершие преждевременной или насильственной смертью, самоубийцы, утопленники.К числу предков-покровителей относился Чур, к враждебным мертвецам — упыри, мавки. Сохранялась вера в многочисленных злых духов — злыдней, мару, кикимору, анчутку, нячистиков у белорусов (шешки, цмоки и др.). Болезни олицетворялись с подчёркиванием отдельных их симптомов: Трясея, Огнея, Ледея, Хрипуша и др. Характерны представления о двенадцати лихорадках в русских заговорах, находящие параллели в других индоевропейских традициях.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Древние языческие традиции находили отражение в целом ряде литературных памятников, в которых использованы термины и ключевые понятия христианской мифологии и представлены основные категории славянской мифологии. Одним из характерных жанров восточных славян являются духовные стихи, по форме и музыкальному исполнению продолжающие общеславянскую традицию пения эпических песен на сюжеты из славянской мифологии.

что славяне считали костями земли. Смотреть фото что славяне считали костями земли. Смотреть картинку что славяне считали костями земли. Картинка про что славяне считали костями земли. Фото что славяне считали костями земли

Facial amphora with representations of the Great Goddess – Potnia Theron (Moldavia) 5 mil

В древнерусской «Голубиной книге» содержатся представления о соотношении человека и вселенной, микро- и макрокосма, соответствующие ведийскому гимну о Пуруше и восходящие к общему с ним индоевропейскому мифу о творении мира из тела человека. К индоевропейским истокам восходит и сюжет спора Правды и Кривды.

У западных славян к числу текстов, продолжающих архаичные карнавальные традиции, относились мистические фарсы с мифологическими персонажами типа восточнославянского Ярилы, ср. старочешскую мистерию «Unguentarius» (13 в.) с сексуальными мотивами в обыгрывании идеи смерти, с смехом над смертью.

Христианство у славян в значительной степени усвоило старый мифологический словарь и обрядовые формулы, восходящие ещё к индоевропейским источникам — такие наименования, как «бог», «спас», «святой», «пророк», «молитва», «жертва», «крест», «(вос)кресити», «обряд», «треба», «чудо» и т. п.

Литература.

Афанасьев А. Н.. Поэтические воззрения славян на природу, т. 1-3, М., 1865-69;
Иванов В. В., Топоров В. Н., Славянские языковые моделирующие семиотические системы. (Древний период), М., 1965; их же. Исследования в области славянских древностей, М., 1974;

Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий, I — Рождественские обряды, II — Баба-Яга, «Чтения в императорском обществе истории и древностей российских. 1865., 1866, кн. 2-3; его же, I — О некоторых символах в славянской народной поэзии, III — О купальских огнях и сродных с ними представлениях, IV — О доле и сродных с нею существах, 2 изд., Харьков, 1914;

Нидерле Любор, Славянские древности, пер. с чеш., М., 1956;
Bruckner A., Mitologia s?owianska. Krakow, 1918; Niederle L., Slovanske starozitnosti. Oddal kulturni. Zivot starych Slovanu, dil 2, Praha, 1924;

Pisani V., Le religioni; del Celti e dei Balto-Slavi nell’Europa precristiana, Mil., 1950; его же, II paganesimo balta-slavo, в кн.: Storia delle religioni, v. 2, Torino, [1965];
Unbegaun B. O., La religion des anciens slaves, в сб.; Mana. Introduction a l’histoire des religions, t. 3, P., 1948;

Eisner J., Rukovi? slovanske archeologie, Praha, 1966. Специально о восточнославянской мифологии см.: Гальковский Н. М., Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. 2 — Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе, М., 1913; Аничков E. В., Язычество и древняя Русь, СПБ, 1914;
Корш Ф. E., Владимировы боги, в кн.: Сборник Харьковского историко-филологического общества в честь профессора Н. Ф. Сумцова, т. 18, Пошана, 1874-1909, Харьков, 1909;

Малицкий Н. В., Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства, «Известия Государственной академии истории материальной культуры», 1932, т. 11. в. 10;
Рязановский Ф. А., Демонология в древнерусской литературе, М., 1915; Зеленин Д. К., Очерки русской мифологии, в. 1 — Умершие неестественной смертью и русалки. П., 1916; его же. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников, «Известия АН СССР», 1917;

Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; и «Русские аграрные праздники.» (Опыт историко-этнографического исследования), 1963; Токарев С. А., Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX в., М.-Л., 1957; Mansikka V. J., Die Religion der Ostslaven 1 — Quellen, Hels., [1922].

Специально о западнославянской мифологии см.:

Palm Th., Wendische Kultstatten. Quellenkritische Untersuchungen zu den letzten Jahrhunderten sklavischen Heidentums, Lund, [1937];

Wienecke E., Untersuchungen zur Religion der Westslaven, Lpz., 1940; Franz. L., Falsche Slawengotter. Eine ikonographische Studie, Lpz., 1941;

Schuchhardt K., Arkona. Rethra, Vineta. Ortsuntersuchungen und Ausgrabungen, 2 Aufl., В., 1926; Bruckner A.. Mitologia polska Studjum porownawcze, Warsz., 1924;

Polak V., Slovanske nabozenstvi, в кн.: Vznik a poeatky Slovanu, t. 1, Praha. 1956; Ноnig A., Die slawische Mythologie in der tschechischen und slowakischen Literatur, Augsburg, 1976;

Schneeweis E., Feste und Volksbrauche der Sorben Vergleichend dargestellt, 2 Aufl., В., 1953.

Специально о южнославянской мифологии см.:

Кулишић III., Петровић П. Ж., Пантелић Н., Српски митолошки речник, Београд, 1970;

Чаjкановић В., Студиjе из религиjе и фолклора, Београд, 1924 («Српски етнографски зборник», кн. 31);

Мерићи Б., Митолошки елементи у српскохрватским народним песмама, «Анали филолошког факултета», 1964, кн. 4;
Schneeweis E., Serbokroatische Volkskunde, Bd. 1 — Volksglaube und Volksbrauch, 2 Aufl., В., 1961; Bezlaj F., Nekaij besedi о slovenski mitologiji v zadnjih desetih letih, «Slovenski etnograt», 1951, letnik 3-4;

Арнаудов М., Студии върху българските обреди и легенди, т. 1-2, София, 1971-72; его же, Очерци по българския фолклор, т. 1-2, София, 1968-69;

Маринов Д., Народна вeра и религиозни народни обичаи, София, 1914 («Сборникъ за народни умотворения и народописъ», кн. 28).

Об Авторах:

Владимир Николаевич Топоров (1928-2005) — без преувеличений великий ученый мирового масштаба. Его работы по лингвистике (сравнительно-историческое языкознание, индоевропеистика — раздел лингвистики, исследующий живые и мёртвые индоевропейские языки, славистика, русистика, балтистика), семиотике, литературоведению, культурологии, мифологии, религии, фольклору стали фундаментальной гуманитарной классикой.

Вячеслав Всеволодович Иванов (1929 — 2017) — советский и российский лингвист, переводчик, семиотик и антрополог. Доктор филологических наук (1978), академик РАН по Отделению литературы и языка (2000). Автор более 1000 научных работ. Совместно с академиком В. Н. Топоровым написал две монографии и множество статей по семиотике славянской культуры. Иванов и Топоров являются создателями «теории основного мифа» — суть которой заключается в выделении основного её мифологического сюжета — сюжета борьбы Громовержца со Змеем.

Совместно с академиком Т. В. Гамкрелидзе Иванов В.В. является автором фундаментального труда «Индоевропейский язык и индоевропейцы» (1984), где исследуется грамматика и лексика гипотетического языка-предка всех индоевропейских языков. В книге впервые выдвинута «армянская гипотеза», утверждающая, что пра-индоевропейский язык возник на Армянском нагорье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *