что следует понимать под менеджментом воспитания
Менеджмент воспитания
среда, 10 декабря 2014 г.
Из каких компонентов складывается персонифицированная система воспитания?
40 комментариев:
Обычные. А не утратим ли таким образом единичное и особенное данного явления? И можем ли тогда использовать новый термин?
Компоненты:
1. Участники
1. Учащийся –главный компонент.
2. Родители.
3. Администрация, учителя, педагоги доп. образования и другие сотрудники образовательного учреждения.
Другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения.
2. Ценностно- ориентационный
1. Ценности сообщества детей и взрослых.
2. Цели воспитания.
3.Принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.
3. Деятельностный
1. Приоритетный вид (направление) деятельности.
2. Формы и методы организации совместной деятельности.
3. Основные функции воспитательной системы.
Управление воспитательной системой и самоуправление жизнедеятельностью коллектива образовательного учреждения.
4. Коммуникативный
1. Отношения в сообществе детей и взрослых.
2.Внутренние и внешние связи воспитательной системы.
5. Результативный
1. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы.
2.Формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной системы
Роль системообразующих факторов могут выполнять педагог, семья, классный руководитель, психолог- все зависит от ситуации.
Светлана Михайлова
На наш взгляд персонифицированная система воспитания (ПСВ) складывается из следующих компонентов:
1. Субъекты ( обязательный главный субъект – это ребёнок, остальные субъекты могут варьироваться в зависимости от конкретной ПСВ (родители, педагоги, друзья, одноклассники …).
2. Цель (исходит от главного субъекта – ребёнка).
3. Деятельность (виды могут быть разными, но все направлены на достижение единой цели).
4. Отношения
5. Ценности
Выполнять роль системообразующих (системоинтегрирующих) факторов могут : ребёнок, как главный субъект ПСВ и цель данной ПСВ.
Светлана Михайлова
На наш взгляд персонифицированная система воспитания (ПСВ) складывается из следующих компонентов:
1. Субъекты ( обязательный главный субъект – это ребёнок, остальные субъекты могут варьироваться в зависимости от конкретной ПСВ (родители, педагоги, друзья, одноклассники …).
2. Цель (исходит от главного субъекта – ребёнка).
3. Деятельность (виды могут быть разными, но все направлены на достижение единой цели).
4. Отношения
5. Ценности
Выполнять роль системообразующих (системоинтегрирующих) факторов могут : ребёнок, как главный субъект ПСВ и цель данной ПСВ.
Уважаемые нижегородские и псковские коллеги, мне симпатичны ваши размышления о компонентном составе ПСВ. «Подброшу» немного теории.
Под компонентом в теории систем принято понимать какую-либо часть си-стемы, вступающую в определенные отношения с другими ее частями (со-ставляющими). По мнению академика В.Г. Афанасьева, «в социальных си-стемах мы обнаруживаем компоненты вещного, процессуального, идейного и человеческого порядков». При разработке теоретических и технологических основ моделирования и создания воспитательных систем образовательных учреждений и их структурных подразделений нами было обосновано, что эти системы включают в свой состав следующие компоненты:
1) индивидно-групповой;
2) ценностно-ориентационный;
3) функционально-деятельностный;
4) отношенческо-коммуникативный;
5) результативно-диагностический.
При обосновании мы подчеркивали, что педагогам следует акцентировать свое внимание не на всех компонентах воспитательной системы, так как их количество очень велико, а прежде всего на тех, которые выполняют роль системообразующих (системоинтегрирующих) факторов. Системообразующий фактор – это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы. Чаще всего в качестве системообразующих (системоинтегрирующих) факторов выступают люди, идеи (в том числе и цели), деятельность, отношения между людьми.
1. Ребенок
2. Значимые взрослые
3. Среда
Системообразующим компонентом является совместная деятельность в результате, которой возможно достижение поставленной цели
Уважаемая Вера Ивановна, нам тоже дорог тот перечень основных компонентов воспитательной системы школы (класса, кружка или другого структурного подразделения), ведь он выстрадан и тысячи раз проверен (апробирован). Наверно, по сути и в ПСВ аналогичные компоненты, но их наполнение, как правильно Вы заметили, не должно быть громоздким, и их названия должны быть другими, даже для того, чтобы классный руководитель или другой педагог-воспитатель мог в реальной практике отличить функционирование воспитательной системы класса от действия ПСВ. Хочется что-то в этом духе.
Определяя компоненты персонально ориентированной системы воспитания целесообразно оттолкнуться от уже накопленного и теоретически обоснованного опыта, по этой причине естественно предложить три компонента:
I. Ценностно-смысловой компонент:
— нравственно-этические ценности, объединяющие учащихся и взрослых в коллектив единомышленников;
— нормы, правила и принципы взаимодействия участников образовательного процесса;
— цель воспитания как направление развития коллектива, персональные целевые установки участников воспитательного взаимодействия в контексте личностного развития вместе с коллективом и через коллектив;
— совместный поиск ключевых мотивов индивидуального и группового развития и саморазвития в условиях современной жизнедеятельности;
— философско-теоретическое и практико-ориентированное переосмысление содержания воспитания как стартовой черты самореализации и самосовершенствования личности всех участников образовательного процесса;
— определение роли освоения учебных предметов, в становлении личности имеющей свою персональную уникальность;
— разработка системы индивидуального и группового стимулирования повышения культуры воспитывающего взаимодействия.
II. Функционально-деятельностный:
— определение приоритетного направления коллективной деятельности и ее значимости для личностного самоопределения;
— подбор форм, методов, техник и технологий групповой и индивидуальной деятельности направленной на освоение и присвоение нравственно-этических ценностей как этапов достижения персональных целевых установок и цели воспитания;
— функции и роль персонифицированной воспитательной системы в повышении культуры социального взаимодействия и партнерства, коммуникативной компетентности;
— формирование механизмов управления, соуправления и самоуправления по вопросам организации индивидуальной и групповой деятельности;
— индивидуальная и групповая практика установления коммуникативных контактов в целях повышения функциональных возможностей воспитательной системы;
— согласование инструментального обеспечения изучения индивидуальных особенностей, задатков, способностей, интересов и социальных потребностей в целях оптимизации воспитательной работы
III. Диагностико – результативный:
— разработка методик эмпирического и эвристического подхода к результативности функционирования персонифицированной системы воспитания (для учреждения образования, для коллектива, для родителей, для социума, для педагогов, для учащихся) в системе повышения качества освоения учебных предметов;
— изменения уровня воспитанности учащихся в соответствии со стандартным мониторингом;
— разработка образа выпускника класса параллели и технологии индивидуального рефлексивного анализа персонального превосходства над эталонным образом (данный подход должен коснуться педагогов, родителей, администрации)
— определение критериев и показателей эффективности персонально ориентированной системы воспитания;
— подбор и апробирование инструментария определения качества и эффективности персональные целевые установки и ее отличия от традиционных воспитательных систем.
Таким образом, возникают три компонента персонально ориентированной системы воспитания, где роль системообразующего компонента определяет сам коллектив создающий свою персонально ориентированную воспитательную систему.
Что следует понимать под менеджментом воспитания
Опробуем еще один способ тестирования – с использованием так называемой контрольной суммы. Вам придется выбирать один (или несколько) из предложенных ответов. Все номера ответов суммируются и в результате получается контрольная сумма. Например, из первого теста выбран ответ № 3, из второго – № 2, 3, 5 и т. д. Номера слагаются: 3 + 2 + 3 + 5… После выполнения всех тестов, а их к каждой теме предлагается 10, получится некоторое значение, например – 65. Этот показатель вы сравниваете со значением, приведенным в коррекционном блоке. Если сумма совпадает, это отличный результат. Отличие на 10–12 пунктов сигнализирует о хорошем понимании темы. В случае неудачи – не огорчайтесь. Человеку свойственно ошибаться.
I. Из перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности воспитательного процесса. Просуммируйте номера.
1) Целенаправленность;
2) многофакторность;
3) уважение к личности;
4) длительность;
5) воспитание чувств;
6) компетентность;
7) двусторонний характер;
8) массовость;
9) экономичность;
10) опора на положительное;
11) сложность;
12) отдаленность результатов;
13) непрерывность;
14) вариативность;
15) неопределенность результатов;
16) содружество с семьей.
Правильные выборы в этом тесте: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16. Сумма выборов – 114.
II. Какой из источников оказывает наибольшее влияние на конечный результат воспитания?
1) Общение с людьми (двор, улица, транспорт и т. д.);
2) средства массовой коммуникации (включая Интернет);
3) книги;
4) семья, родственники;
5) друзья, группы, компании;
6) школа;
7) труд и самообслуживание;
8) правильного ответа нет;
9) все ответы правильные.
ИБ
Структура воспитательного процесса
Рис. 2. Стадии воспитательного процесса
III. Через какие основные стадии должен пройти воспитательный процесс?
1) Знание норм и правил;
2) формирование убеждений;
3) формирование чувств;
4) деятельность;
5) все стадии выделены правильно;
6) правильного ответа нет.
IV. Какова последовательность педагогических действий при формировании поведения школьника?
1. Ознакомление с общими нормами и требованиями; формирование отношений, взглядов и убеждений, общей направленности личности, поведения.
2. Формирование поведения; ознакомление с общими нормами и требованиями; формирование отношений, взглядов и убеждений.
3. Формирование чувств, эмоций; ознакомление с общими нормами и требованиями; формирование отношений, взглядов и убеждений.
4. Формирование убеждений, эмоций; ознакомление с общими нормами и требованиями; формирование взглядов.
5. Формирование сознания, убеждений, чувств; выработка навыков и привычек поведения.
ИБ
Диалектика воспитания
V. Что понимается под движущей силой процесса воспитания? Из предложенных альтернатив выберите правильную, доказав ошибочность или неполноту остальных.
1. Это такая сила, которая заставляет двигаться вперед.
2. Это результат противоречия между приобретенными знаниями и опытом в поведении, с одной стороны, и новыми потребностями – с другой, противоречия между потребностями и возможностями, а также способами их удовлетворения.
3. Под движущей силой процесса воспитания следует понимать не что иное, как противоречие между знаниями, которыми владеет человек, и методами их применения в жизни.
4. Движущая сила всегда возникает между неравнозначными понятиями, явлениями. В процессе воспитания это противоречие между установившимися правилами поведения и теми правилами, которые необходимо еще составить.
5. Правильного ответа нет.
VI. В воспитательном процессе действуют противоречия:
1) знаю – не знаю;
2) могу – хочу;
3) выгодно – не выгодно;
4) буду – не буду;
5) всем наперекор, лишь бы мне было хорошо;
6) между школой и семьей;
7) в содержании информации;
8) между словом и делом;
9) обособленность методов воспитания от практического поведения;
10) несоответствие требований уровню подготовленности воспитанника.
ИБ
Условия и факторы воспитания
СБ
Поразмыслим
СБ
Общие причины – общие рекомендации
VII. Найдите номера объективных факторов воспитания и просуммируйте их.
1. Развитие экономической мощи страны.
3. Подъем материального благосостояния граждан.
4. Совершенствование общественных отношений.
5. Тенденции межгосударственной интеграции.
6. Совершенствование производственных отношений.
7. Уровень развития науки и техники.
8. Развитие методов воспитания.
9. Число детей в семье.
10. Ускорение физического развития.
11. Улучшение материального положения детей.
12. Внедрение демократических принципов управления.
13. Влияние природы, климата, других естественных факторов.
14. Особенности проявления наследственных факторов.
15. Наличие принципов воспитания.
16. Деятельность общеобразовательной школы.
17. Влияние семейных отношений.
18. Деятельность общественных организаций.
19. Влияние средств массовой информации.
20. Развитие педагогической науки.
VIII. Расставьте общие факторы, вызывающие отклонения в поведении школьника, в порядке убывания значимости их влияния:
1) анамнез, состояние здоровья;
Что следует понимать под менеджментом воспитания
Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.
Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а дети после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности идет через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия совместно разделенная деятельность. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Эта деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.
Знание закономерностей воспитания необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.
Механизм идентификации: отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:
а) интериоризация принятие внутрь себя.
б) самопроекция выведение наружу, результат проекция, внешний образ
Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства переживание своего отношения. Эмоции это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета )
Переживание ведет к созданию нового образа.
Для вербализации необходим диалог
Диалог это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. Диалог культур, логик, голосов (Курганов). Внутренний диалог рефлексия анализ и осмысление своих действий.
Задача педагога : организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.
Задачи педагога : предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.
Позиция педагога: сопричастность, обращенная к ценностям, психотерапия.
а) самоограничения (если человеку кажется, что его достижения менее значительны, самоуважение понижается, даже прекращает деятельность)
Задача педагога : взаимопонимание, осознание ребенком, вера в успех, + подкрепление, такт.
б) интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).
Рационализация изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача отсюда и агрессивность, раздражение.
Виды рационализации дискредитация цели, самодискредитация и самообман при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора).
Методы и формы воспитания
Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. При возрастании количества воспитуемых качество воспитания снижается.
В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы.
Наиболее известна классификация по направлениям воспитательной работы: умственное, нравственное, этическое, эстетическое, трудовое, физическое.
Нравственное воспитание целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого самосознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Нравственное воспитание ориентировано на воспроизводство в формирующемся сознании общечеловеческих принципов. Любые знания, умения, навыки, которые приобретает человек, должны быть для него значимы, стать частью его мировоззрения. Социальное назначение знаний, которое состоит в применении их для блага общества, реализуется благодаря нравственному воспитанию.
В основе нравственного воспитания как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.
Сложно представить себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах,
применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования.
Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, и как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.
Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т.е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности.
С организацией производительного труда школа испытывает большие трудности, причем эти трудности в связи с переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но увеличиваются. В школах продолжает преобладать утилитарный учебно-производительный труд. Часто это лишь формальный придаток к школьной учебе, средство искусственной профессионализации общего образования. Такой труд слишком слабо связан с целью всестороннего и гармонического развития личности, перспективными тенденциями современного производства, потребностями, интересами, запросами школьников. Воспитательное значение такого труда невелико. Кризис «трудовой подготовки» в школе стал глубоким и очевидным. Перестройка школы потребовала эффективного решения задач трудового воспитания.
Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные и психофизиологические особенности школьников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных кооперативов, бизнес-структур, представляющих собой хозрасчетные предприятия, действующие по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.
Умственное воспитание это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирования мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыках. Под умственным развитием человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни.
Ум это совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Он проявляется:
в объеме, характере и содержании знаний;
в динамичности умственной деятельности (быстром или медленном ее темпе);
в критичности (способность оценить результат);
способности к обобщениям (широте ума);
в творческом познании и стремлении к нему;
в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении.
Средством умственного воспитания является обучение. Социальное назначение знаний это благо на пользу обществу.
Физическое воспитание неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы.
Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.
Эстетическое воспитание в современной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.
Самовоспитание формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Это сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы самовоспитания присутствуют уже у дошкольников. Хотя в этом возрасте ребенок еще не может осмыслить свои личностные качества, но он уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для самовоспитания можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.
Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчетливо начинает проявляться в подростковом возрасте, когда решающую роль в поведении начинает играть самооценка. Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы своих собственных поступков и нуждаются в тактичной педагогической помощи взрослых. Уровень самовоспитания это результат воспитания личности.
Самое большое влияние на ребенка имеет его семья. Именно с семьёй должно идти осмысление целей и содержания воспитательной работы. Умелое стимулирование активности учащихся возможно только при совместной работе школы, семьи и общественности.
Педагогическое взаимодействие процесс совместной деятельности воспитателя и воспитанника в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Это одна из ключевых категорий педагогики, а также научный принцип, лежащий в основе воспитания.
Разработкой данной категории занимались В.И. Загвязинский, Л.В. Левшин, и др. Педагогическое взаимодействие сложнейший процесс, состоящий из ряда взаимодействий: дидактических; воспитательных; социально-педагогических.
Компенсирующее обучение это модель социальной среды общества, целью которой является создание целостной, общедоступной, адаптивной системы обучения, обеспечивающей детям с трудностями в обучении, проблемами в воспитании оптимальных педагогических условий. Основным подходом, используемым в рамках компенсирующего обучения, является антропологический подход, который реализуется через личностно-ориентированную педагогику и требует иной ценностной парадигмы задач, в которой на первое место выходят социальные, воспитательные задачи, а уже потом обучающие.
Для работы с трудными детьми необходимо знание специальных методов, приемов, значительных усилий и работы учителя.
Для творчески одаренных учащихся необходимы специальные учебные программы, а также специфическое содержание образования с большим числом предметов для максимального вовлечения ребенка в интеллектуальную деятельность. Кроме того, для этих детей требуются и более разнообразные формы проведения занятий: соревнования, конкурсы, диспуты, способствующие приобщению ребенка к различным сферам общественной жизни.
Учитель в работе с одаренным ребенком должен использовать индивидуальный подход в обучении и воспитании.
При проявлении у ребенка специальных способностей он должен получить возможность развивать их под руководством высококвалифицированного специалиста.
Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, ее целями и задачами. Педагогическое взаимодействие проявляется в познавательной, трудовой, творческой деятельностях. Оно может рассматриваться и как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), и как интегральный (совокупность различных воспитательных форм воздействия в конкретном обществе
«Социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит».
«Сущность социализации состоит в том, что формирует человека как потенциального члена общества, к которому он принадлежит» (А.В. Мудрик). Содержанием процесса социализации является овладение социально-ролевыми функциями. Социализация осуществляется в процессе двух видов деятельности социального обучения и социального воспитания. Таким образом, социализация это процесс и результат диалектически взаимосвязанных деятельностей социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет