что случилось на дальнем востоке сейчас
Путин потребовал от министра навести порядок с грузами на Дальнем Востоке
Глава Минтранса в ответ пообещал подготовить план решения проблем за две недели. «До конца ноября мы решим вопрос с грузом, который есть, но для этого не хватает нам еще четырех судов. Дайте нам две недели, мы просто определимся, какое решение мы предложим», — заявил он.
В октябре губернатор Камчатского края Владимир Солодов сообщил о проблемах с доставкой грузов по морю. По его словам, причина — в кризисе глобальной логистики. Грузы перенаправляют из Китая, с Суэцкого канала на Транссиб, из-за чего в портах Владивостока скопилось множество грузов. При этом такие регионы, как Камчатка, Сахалин и Магадан, полностью зависят от морских поставок. Губернатор Чукотки Роман Копин также сообщал, что из-за сложной навигации на Чукотку сложно доставить необходимые грузы, в том числе продукты и стройматериалы.
Савельев на совещании с Путиным подтвердил, что «международный логистический кризис» оказывает серьезное негативное влияние на ситуацию со снабжением регионов Дальнего Востока. Причина перебоев — нехватка судов, пояснил он. В качестве решения проблемы он предложил создать специальную госкомпанию для перевозки социальных грузов.
«Мы постараемся решить ситуацию силами частных компаний, однако, если каботаж будет прирастать, а такая тенденция наметилась, возможно, мы будем выходить с предложением о создании специализированной государственной судоходной компании Росморречфлотом, которая возьмет на себя часть перевозок социально значимых грузов в каботаже», — сказал он.
Проблемы с грузоперевозкой на Дальнем Востоке подтверждал и Кремль. «Действительно, на Дальнем Востоке порты перегружены, инфраструктура еле-еле справляется с кратно возросшим потоком, прежде всего импортных грузов», — говорил накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Глобальный логистический коллапс на Дальнем Востоке
Лента новостей
Все новости »
Хотя пробка из грузовых контейнеров в Приморье уменьшилась на треть, ситуация остается тяжелой — в портах застряли более 1,5 тысячи контейнеров. Люди жалуются на дефицит товаров. Успеют ли завершить к сроку «северный завоз»?
Жители Чукотки пожаловались президенту на дефицит в магазинах. Задержки поставок продолжаются уже три месяца. В небольших поселениях — Певек, Билибино и других — пустые прилавки, нет овощей и фруктов, молочной продукции, яиц, заканчивается картофель.
Дефицит на Дальнем Востоке успели покрыть пока только в крупных городах, говорит камчатский журналист, автор телеграм-канала «Сельский альманах» Анастасия Комова:
Анастасия Комова камчатский журналист, автор телеграм-канала «Сельский альманах» «По Петропавловску такого страшного дефицита, как пишут в некоторых телеграм-каналах, нет. Паники среди жителей вообще не заметно. На первых порах, когда только выяснилось, что контейнеры простояли три месяца, были пустые полки особенно в детских магазинах. Не было смесей, детских пюрешек, но это продлилось неделю, максимум две. Контейнеры стоят, но кто-то наделал запасов. В продуктовых магазинах страшного дефицита не чувствуются: полки полные, цены высокие — доширак по 115 рублей, и люди привыкли, что цены растут, особенно если это овощи, то вообще катастрофа. Проблема в северных поселках с поставками. Недавно жаловались, что не было завоза, перебои с поставками на два-три месяца — это обычная картина для зимы».
Пробка в приморских портах (в том числе самом важном, во Владивостоке) появилась именно тогда, когда регионы Дальнего Востока ожидают жизненно важного «северного завоза». Это продукты и социальные товары первой необходимости. Под угрозой оказались поставки на Сахалин, Чукотку, Камчатку, в Магаданскую область.
Для Чукотки 700 контейнеров уже отгружены, путь им прокладывают два ледокола, заявил полпред президента в Дальневосточном округе Юрий Трутнев. Около 1,5 тысячи контейнеров ожидают своей очереди, в целом, пробка уже уменьшилась на треть.
Причин для логистического коллапса несколько, говорит директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов:
Алексей Мисаилов директор по развитию бизнеса FM Logistic в России «Связано это в том числе и с ковидом. Компании не делали каких-то определенных запасов, резервов у себя на складах. И сейчас ситуация такая, что когда в одной из этой цепи поставок наступает коллапс, или эффект бутылочного горлышка, — страдают уже другие цепочки в этой глобальной цепи поставок. Так и случилось сейчас на Дальнем Востоке. Я думаю, что до Нового года коллапс будет снят, но руку на пульсе нужно держать. По короткому плечу доставлять товары из Юго-Восточной Азии гораздо проще, быстрее, но способность наших портов тоже не безгранична. Произошло увеличение грузооборота со странами Юго-Восточной Азии, конкретно с Китаем — более чем на 30%. Поток, который шел раньше транзитом через европейские страны, пошел напрямую из Китая».
К этому добавился рост цен на перевозки по Суэцкому каналу, рост спроса на транзит через Транссиб и Дальний Восток. А когда Китай резко нарастил транзит контейнеров через Владивосток и Находку из-за коронавирусных ограничений в своей логистике, то контейнеры стали накапливаться, суда — ждать разгрузок неделями, фуры — стоять в километровых пробках.
Дальневосточная таможня заявила, что коллапс до конца года не закончится. Хотя в целом опасения сильно преувеличены, говорит управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов:
— В четыре порта Чукотки, в один порт в Магаданской области, в один порт Петропавловска-Камчатского, в четыре порта Сахалина ввезено примерно то же самое количество контейнеров с товарами народного потребления и продуктами питания, что и в прошлом году, по итогам девяти месяцев. Об этом говорит статистика самих этих портов. Проблемы в основном с экспортно-импортным направлением, то есть это то, что входит-выходит в направлении Юго-Восточной Азии через Владивосток и порт «Восточный». Что касается недозавоза, то еще раз повторюсь, статистика северных портов говорит об обратном, все завезено.
— Насколько обоснованы опасения, что порт будет перегружен до Нового года?
— Если вы имеете в виду порт Владивосток, он будет перегружен весь 2022 год, и весь, скорее всего, 2023 год, потому что логистические проблемы по всему миру не закончатся ни в 2022 году, ни в 2023-м.
Сейчас контролем отправок грузов в регионы — Чукотку, Камчатку, Сахалин и Магаданскую область — занялась рабочая группа Минтранса. Работу приморских портов проверяет транспортная прокуратура.
Газета The Times сообщила, что энергокризис в Китае грозит усугублением глобального дефицита. Нехватка электроэнергии вынуждает многие заводы и фабрики приостанавливать работу или переходить на двухдневную рабочую неделю, снижая объемы производства. Все это может сказаться на доставке товаров из Поднебесной, особенно в преддверии новогодних праздников, говорит управляющий партнер компании «Хекни Групп» в России Александр Горьков:
Александр Горьков управляющий партнер компании «Хекни Групп» в России «Конечно, нарушения поставок будут. В большей степени они коснутся производств: например, сейчас уже понятно, что из-за энергетического кризиса сократилось производство магния. Китай — один из основных производителей, соответственно, это отразится на производстве автомобилей. То есть покупатели могут не дождаться автомобилей к Новому году. Что касается продуктов питания, мы не сильно зависимы от Китая при поставках продуктов, и не надо забывать, что всегда есть альтернатива в виде Европы. То, что не может поставить Китай, вполне может привезти Европа, потому что европейские перевозки сохраняются в полном объеме. Да, там есть небольшое увеличение фрахта, но оно не настолько значительное по сравнению с Китаем».
От перебоев с электроэнергией страдают около 20 китайских провинций, в 16 из которых введено нормирование потребления электричества.
Жители Дальнего Востока оказались в снежном плену из-за мощного циклона
В некоторых районах ситуация настолько критическая, что сегодня пришлось полностью остановить общественный транспорт.
Фото, видео: ТАСС / Смитюк Юрий; 5-tv.ru
В эти минуты на Дальнем Востоке сотрудники МЧС спасают автомобилистов, застрявших на междугородних трассах. Весь регион во власти мощного циклона. Ураганный ветер и снегопад валят деревья, срывают крыши с домов, на дорогах — десятки аварий.
В некоторых районах ситуация настолько критическая, что сегодня пришлось полностью остановить общественный транспорт. Алексей Полторанин — о масштабах бедствия.
В огромном снежном плену люди, дома и машины. Помогают застрявшим автомобилистам в Хабаровском крае даже сотрудники полиции.
Вытаскивать из-за снежной ловушки приходится водителей большегрузов и междугородних автобусов в соседнем регионе — Еврейской автономной области
Порывистый шквалистый ветер вперемешку с сильным снегопадом и в столице области — Биробиджане. Утром водителям пришлось искать во дворах своих железных коней, укутанных сугробами.
С утра движение общественного транспорта в Биробиджане отменили. На улицах не то, что технике, людям не пройти. Снегоуборочные машины не справляются с сугробами. Власти рекомендовали местным жителям пока не выходить из дома.
В Биробиджане уже есть погибшие от стихии. В центре города очевидцы нашли под снегом тело 65-летней пенсионерки. Ее личность сейчас устанавливают полицейские. Обстановка в городе до сих пор остается крайне сложной. Из-за метели отменны занятия в школах, в штатном режиме пока работают детские сады и спортивные секции.
Коммунальные службы расчищают от снежных заносов улицы Биробиджана, однако техники явно недостаточно. Со вчерашнего дня на уборку снега выехало всего лишь семь единиц машин. Мэр Биробиджана оправдывается — на расчистку улиц они привлекают дополнительную технику, но люди и машины не поспевают за погодой.
На помощь в Еврейской автономной области и в Хабаровском крае пришла и техника МЧС. Прямо на трассах разворачивают мобильные комплексы, где можно обогреться, выпить горячего чая и зарядить телефон
Мощный циклон обрушился сразу на несколько регионов Дальнего Востока. Порывы ветра в некоторых местах достигают 30 метров в секунду. По словам синоптиков — циклон продолжает смещаться в северо-восточной направлении.
Дальний Восток засыпало снегом
Большинство дальневосточных регионов борются с последствиями снегопада
Неделя для регионов Дальнего Востока началась с обильного снегопада. По данным метеорологов, снегопад зафиксировали в Амурской и Сахалинской областях, Хабаровском и Приморском краях, Еврейской автономии и на Камчатке. Люди активно делятся фото и видео, снятыми во время непогоды.
Так, по данным Амурского гидрометцентра, под влиянием обширного восточного циклона Амурская область будет находиться и во вторник, а это значит, что погода остаётся облачной, на большей части области будет идти снег, на востоке – сильный снег.
Олег Кожемяко, глава Приморского края, порекомендовал работодателям сделать понедельник, 22 ноября, коротким днём из-за непогоды. В настоящее время в Приморье идут дождь и мокрый снег. Вместе с тем из-за снегопада в некоторых районах произошло отключение электричества.
— С начала суток были отключения света в Артеме, Владивостоке, Ольгинском районе и Пограничном округе. К настоящему времени в этих муниципалитетах электроснабжение восстановлено, – уточнили в региональном министерстве ЖКХ.
По информации сахалинского управления Росгидромета, вечером и ночью 23 ноября в Южно-Курильском и Курильском районах ожидается усиление ветра до ураганного – 33‑35 метров в секунду, сильный дождь и мокрый снег.
В Амурской области местами пройдёт снег
В Биробиджане после мощного снегопада ввели режим ЧС
Из-за циклона, накрывшего Амурскую область, второй день не выходят в рейс школьные маршруты
Ничего не меняется: в Амурской области снег и ветер до 16 метров в секунду
Илья Гращенков. Коллапс на Дальнем Востоке может вылиться в серьезную политическую проблему
В регионах ДВФО возникла нехватка продуктов питания и первой необходимости. Одна из причин — сбой в логистике, во-первых при погрузке в портах Приморья приоритет отдается транзитным китайским грузам, во-вторых, порты просто перегружены. Кремль о перебоях в курсе, Мишустин принимает меры, вопрос на контроле у Путина, однако основания для углубления кризиса остаются.
Сами власти в ДВФО называют ситуацию «глобальным кризисом логистики». В частности, ситуация связана с перенаправлением грузов из Китая, с Суэцкого канала на Транссиб. То есть Россия, которая долгие годы планировала повысить загруженность транспортной сети и выйти в лидеры по логистике в АТР в конечном итоге не справилась даже со сравнительно небольшими объемами. Стоимость перевозок из Китая в Европу через Суэц увеличилась за год до пяти раз, в поисках альтернативы грузоотправители обратили внимание на Транссиб, на который наша страна их активно зазывала много лет. Так, вырос транзит контейнеров из Кореи через Владивосток и Находку (далее по Транссибу), что дешевле на 30-40 процентов и намного быстрее, чем морем. Но мощности наших железных дорог, особенно на Восточном полигоне, не успевают развиваться на опережение. Спрос на транспортировку внешнеторговых и транзитных грузов растет быстрее.
Небольшие порты и устаревшая инфраструктура — надорвались, да так, что уже на сегодняшний день опоздания по отгрузке грузов достигают 3-4 месяцев. В результате грузы не доходят до тех же регионов ДВФО: порты Владивостока и Находки забиты контейнерами, в том числе грузами для Камчатки, Сахалина и Курил, Колымы и Чукотки. Камчатский край не имеет железнодорожного сообщения с материковой частью России. Грузы на полуостров доставляются по воздуху и морским транспортом. На Чукотку просрочка завоза составляет 1,5 месяца.
В итоге транспортный коллапс вскрыл еще одну проблему — продовольственную безопасность ДВФО, которую так и не удалось решить. На Дальнем Востоке одним из последствий пандемии коронавируса стал резкий рост цен на китайские овощи. Власти никак не смогли повлиять на спекулятивный бизнес. Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заявил, что нужно повышать уровень продовольственной безопасности на Дальнем Востоке. Для этого нужно развивать инвестиционные программы в сфере сельскохозяйственного производства. Нет собственной продовольственной базы ни в одном из регионов округа. Частично ситуация решена в Якутии, есть производство сои в ЕАО. В остальном ДВФО сильно завязан на Китай и фактически РФ, в случае кризиса, мало что сможет сделать для выправления ситуации. КНР, напомню, не так давно отказалась от покупки российских продуктов: дальневосточной рыбы (ранее китайцы сами ее вылавливали) и приморской свинины. Такой «продуктовый» конфликт чреват и возможным эмбарго в обратную сторону, китайцы ведь умеют пережать кислород, если понадобится.