что случилось с аленой дмитриевной
Алена Дмитриевна в поэме Песня про царя Ивана Васильевича и купце Калашникове
Алёна Дмитриевна Калашникова — одна из главных героинь поэмы. Это молодая девушка необычайной красоты. Она живёт вместе с мужем и детьми. У самой же у неё нет уже предков, лежат они в земле сырой, старший брат её пропал окончательно, а младший ещё совсем ребёнок, который ничего не понимает. Единственный авторитет для неё в жизни — это её муж, Степан Парамонович Калашников. Не боится отважная девушка ни осуждений со стороны людей, ни других опасностей, а боится на всём белом свете одного лишь — быть в немилости у мужа своего. И не потому, что он изверг, а потому, что уважает его больше всех на свете и ценит так, как не ценит никто.
Рода благородного не имеет ни Степан Парамонович, ни сама Алёна Дмитриевна, она — всего лишь дочь купца, а он — сам купец. Живут они счастливо в высоком доме за Москвой-рекой.
Завязка сюжета с семьёй Алены Дмитриевны начинается тогда, когда в неё влюбляется царский опричник Кирибеевич, который буквально сходит с ума, когда видит столь прекрасную, юную и милую девушку. Он говорит, что она: смотрит, как голубушка; ходит, как лебедь; разговаривает, как соловей поёт свою песню. Говорит и о том, что щёки у неё, как божья заря, что косы у неё русые, золотые и в красивые, яркие ленточки заплетены.
Алена Дмитриевна очень сильно любит своего мужа, она ему верна, поэтому отказывается от всех сокровищ и богатств, которые предлагает Кирибеевич ей в награду за то, что она будет с ним. Из-за её отказа опричник совсем теряет голову и через волю девушки лезет к ней целоваться, рвёт на ней одежду. Когда она пришла домой к мужу, тот был шокирован происходящим, но он был человеком с честью, поэтому вызвал Кирибеевича на кулачный поединок до смерти, где опричник и был убит. За это убийство своего подчинённого царь Иван казнит Степана, но говорит, что будет содержать его детей и жену, что разрешит его братьям торговать без пошлины по всей Руси. Здесь и проявляется та справедливость царя, о которой я сказал вначале.
Да, он наказал человек, с моей точки зрения, не заслуживающего того, но этот человек лишил жизни подчинённого царя, и у Ивана не было другого выхода, как ответить убийством на убийство, при этом проявив некое милосердие к семье наказанного.
Сочинени 2
У знаменитого писателя Лермонтова ест гениальная поэма «Песня про Ивана Васильевича», которая показывает царя с разных ракурсов.
Одной из главных героинь поэмы Лермонтова является Алёна Дмитриевна Калашникова. Это простая, юная девушка, которая обладает невероятной красотой. У нее есть семья, муж, дети. Родители давно умерли у девушки, старший брат куда-то пропал, а младший совсем маленький. Ее муж – главная опора, поддержка и авторитет. Его зовут Степан Парамонович Калашников. Юная девушка ничего не боится в своей жизни, ей плевать, что говорят или думают о ней люди, боится Алёна только одного – потерять своего возлюбленного. Она его любит всем сердцем, уважает и ценит, готова отдать за него жизнь.
Ни Алёна, ни Степан не происходят из кого-нибудь знатного рода. Обычные люди, родители были купцами, и сами они унаследовали это ремесло. Живут они в большом доме, в достатке и любви.
Завязка самого сюжета поэмы начинается с того момента, когда в красивую Алену Дмитриевну влюбляется опричник царя Кирибеевич. Он начинает сходить с ума по юной Алене, не чает в ней души и готов на все ради этой девушки. Он постоянно осыпает девушку комплиментами и пытается ухаживать за ней. Парень влюбился в каждый сантиметр и изгиб прекрасного тела Алены Дмитриевны.
Возможно, на первый взгляд это может показаться несправедливым. Однако, если рассудить, то Степан лишил жизни подчиненного царя, в ответ на это сам царь имело полное право поступить так же. Однако, правитель проявил милосердие к семьи купца, что и говорит о том, что справедливость является чертой Ивана Васильевича.
Кто-то может подумать, что царь поступил довольно-таки не рассудительно, убив Степана. Однако, царь поступил по совести, жизнь за жизнь.
Также читают:
Картинка к сочинению Алена Дмитриевна в поэме Песня про царя Ивана Васильевича
Популярные сегодня темы
Каждое произведение В. М. Шукшина – это бесценная шкатулка человеческих чувств, которые проявляются разными героями в разной степени. Небольшой по объему рассказ «Сапожки» имеет незатейливый сюжет.
Произведение относится к разряду знаменитых творений писателя, в котором в качестве названия романа автор использует метафорическое выражение, заимствованное из латинского языка, означающее оптическое явление, прообраз фотокамеры, то есть темную комнату.
Искусство – неотъемлемая часть жизни каждого цивилизованного и образованного человека. Искусство – это совокупность всего, что создано человечеством: произведений литературы, шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, музыкальных композиций
Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.
Алена Дмитриевна и Кирибеевич
Характеристика Алены Дмитриевны и Кирибеевича важна для понимания идейного замысла М. Ю. Лермонтова. Нравственность героини противопоставляется безнравственным поступкам Кирибеевича, который ради корыстных целей готов на обман самого царя.
Алена Дмитриевна
Алена Дмитриевна – жена купца Калашникова. Это нравственно чистая девушка, которая живет в соответствии с понятиями чести и достоинства. Героиня – хранительница семейного очага. Она является хозяйственной девушкой, которая искренне любит своего мужа и своих детей. Ей чужды понятия измены и предательства. Когда Алена Дмитриевна рассказывает Калашникову о том, что ее посрамил Кирибеевич, она признается, что ей страшна не людская молва, а немилость мужа. Это говорит о том, что девушка – честный человек, который имеет чистую душу. Алена Дмитриевна осталась верна своим принципам и своему мужу. Автор описывает стойкость ее характера, силу духу и стремление к справедливости.
Кирибеевич
Кирибеевич – это опричник. Он является нарушителем общественных и нравственных начал. Для героя законы народа оказываются незначительными. Он чувствует свое преимущество перед другими людьми, потому что он любимец царя Ивана Грозного. Чтобы показать свое превосходство, Кирибеевич не рассказывает царю полную историю. Ради своих корыстных целей опричник обманывает Ивана Грозного, чтобы последний встал на его защиту. Кирибеевич поставил собственные интересы превыше интересов других людей. Он восстает против нравственных и моральных законов, которые касаются семейной жизни человека. Кирибеевич не обращает внимания ни на общественные законы нравственности, ни на желания его возлюбленной. Герой не хочет понять, что насильно мил Алене Дмитриевне он не будет.
Когда Кирибеевич предлагает свою любовь Алене Дмитриевне, он не понимает, что любовь невозможно купить за деньги. Эгоизм героя позволяет спокойно обращаться к замужней девушке и предлагать ей различные богатства. Ничего не останавливает Кирибеевича. Его привлекает не внутренние качества Алены Дмитриевны, а ее красота.
Взаимоотношения героев
Алена Дмитриевна и Кирибеевич связаны безнравственностью последнего персонажа. Герой пытается соблазнить богатствами замужнюю женщину. Если для него семейные отношения не имеют никакой ценности, то Алена Дмитриевна чтит законы нравственности и не может даже подумать об измене.
Алена Дмитриевна становится жертвой безнравственных поступков Кирибеевича, для которого замужество героини не послужило причиной отказа для ее соблазнения. Кирибеевич чувствует свою вседозволенность, он ставит себя выше представителей простого русского народа, к которому принадлежала и Алена Дмитриевна. Герой понимает, что за него встанет вся опричнина, даже сам царь. Кирибеевич считает, что, если ему понравилась замужняя девушка, она все равно должна принадлежать ему.
Алена Дмитриевна не побоялась отказать любимцу Ивана Грозного, для нее предательство мужа просто невозможно. Алена Дмитриевна имеет чистую душу, она просит защиты у своего мужа. Вместе они встают против аморального поступка Кирибеевича.
Причиной конфликта становится поступок Кирибеевича, который хотел увести с собой Алену Дмитриевну. Если бы герой по-настоящему любил девушку, он бы не стал причинять ей вред. Она оказалась опорочена. Любящий человек никогда бы этого не допустил. Из этого следует, что Кирибеевич не любил Алену Дмитриевну. В нем играло самолюбие и желание показать то, что ему все дозволено.
Характеристика Алены Дмитриевны в «Песне про царя Ивана Васильевича. «, образ, описание
Алена Дмитриевна и Кирибеевич. Иллюстрация И. Я. Билибина |
Алена Дмитриевна является одной из центральных героинь поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича. » Лермонтова: описание героини в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание поэмы
Характеристика Алены Дмитриевны в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича. «, образ, описание в цитатах
Алена Дмитриевна является сиротой. Из родных у нее остался только младший брат:
На чужой сторонушке пропал без вести,
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Лишь не дай мне умереть смертью грешною;
Хоть единый раз на прощание!» (Кирибеевич обещает Алене богатство)
Да не вынести сердцу молодецкому.» (купец Калашников о случившемся с его женой)
Твоим братьям велю от сего же дня
О дальнейшей судьбе семьи купца Калашникова ничего не известно.
Таков цитатный образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича. » М. Ю. Лермонтова: описание героини в цитатах.
6 Комментарии
о поведении и поступках Алены Дмитриевны мы узнаем из истории с Кирибеевичем.
Однако негодяй не прощает Алене отказ и, судя по всему, совершает какое-то насильственное действие по отношению к ней, так что домой она приходит в разорванной одежде. О дальнейших событиях вы можете прочитать в статье выше.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Краткое изложение, содержание поэмы. Анализ «Песни о купце Калашникове». Что и как писать в сочинении? Герои произведения и их характеристика: Степан Парамонович Калашников – какой он? 7 класс. План поэмы.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – поэма М.Ю. Лермонтова, созданная в 1837 году. Более известна под сокращенным названием «Песня про купца Калашникова» или «Песня о купце Калашникове». Была опубликована без указания автора, но в итоге стала первым произведением, заставившим заговорить о Лермонтове как о выдающемся литераторе.
Кратчайшее изложение
Действие происходит в Москве во времена царя Ивана Грозного, в XVI веке.
Молодой опричник* Кирибеевич, полюбив жену купца Калашникова, пытается соблазнить ее на улице – целует и ласкает, обещая богатые подарки.
Узнавший об этом Калашников решает отомстить за опозоренную жену. Во время традиционных кулачных боев он выходит на поединок с Кирибеевичем и убивает его ударом в висок.
Объяснить царю, что толкнуло его на убийство, купец отказывается. Иван Грозный казнит купца, но обещает позаботиться о его семье.
* Опричник – человек из опричного войска, «личной гвардии» Ивана Грозного, известной своими жестокостями.
Полный текст и аудиокнига
В формате аудиокниги или телеспектакля поэма доступна на YouTube.
Краткое содержание «Песни про купца Калашникова»
Поэма начинается с зачина – певцы обещают развлечь слушателя песней:
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.
На царском пиру веселье. Грустит лишь один опричник Кирибеевич. Иван Грозный спрашивает, чем он расстроен. Опричник признается, что влюблен в красавицу Алену Дмитриевну из купеческой семьи. Царь смеется, дает опричнику перстень и ожерелье, велит свататься к возлюбленной с подарками: «Как полюбишься – празднуй свадебку, / Не полюбишься – не прогневайся».
Но о главном не сказал царю Кирибеевич – Алена Дмитриевна уже замужем:
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.
Купец Степан Парамонович Калашников сидит у себя в лавке, но торговля идет плохо. Запирая вечером лавку, он возвращается домой, в Замоскворечье. Но молодой жены Алены Дмитриевны дома нет. Она приходит поздно, сама не своя:
Перед ним стоит молода жена,
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрют очи мутные как безумные;
Уста шепчут речи непонятные.
Калашников рассержен: «Уж ты где, жена, жена, шаталася?». Алена Дмитриевна рассказывает мужу, что на улице ее опозорил при всем честном народе опричник Кирибеевич: признавался в любви, хватал за руки и целовал, требовал ответить взаимностью, обещая роскошные подарки.
И ласкал он меня, целовал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцелуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Алена Дмитриевна просит мужа заступиться: «Опозорил он, осрамил меня, / Меня, честную, непорочную».
Иллюстрация Ильи Репина
Степан Парамонович знает, как наказать царского слугу и обелить честь жены. Он зовет младших братьев и говорит:
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выду тогда на опричника,
Буду насмерть биться, до последних сил,
А побьет он меня — выходите вы
За святую правду-матушку.
Не сробейте, братцы любезные!
Вы моложе меня, свежéй силою,
На вас меньше грехов накопилося,
Так авось господь вас помилует!
Братья клянутся ему в верности.
Над Москвой поднимается заря, удалые бойцы собираются на Москву-реку, развлечься кулачным боем. Посмотреть на это приезжает сам царь Иван Васильевич.
Первым драться выходит Кирибеевич: он бахвалится, что может зашибить любого бойца. Трижды кидают клич, и никто не решается стать его соперником. Вдруг толпа раздается во все стороны – выходит Калашников. Кирибеевич просит его представиться, купец отвечает:
А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
И промолвил ты правду истинную:
Об одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный.
Услышав это, Кирибеевич бледнеет и не может сказать ни слова. Начинается бой.
Кирибеевич первым бьет соперника в грудь – от удара погнулся и вдавился в грудь купца медный крест «со святыми мощами из Киева». Калашников собирается с силами:
«Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!»
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
Иллюстрация Виктора Васнецова
Царь благодарит Калашникова за честный ответ. Он обещает пожаловать его вдову и детей деньгами, а братьев-купцов освободить от пошлин. Но вот самого Степана Парамоновича ждет казнь:
«Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…»
Калашников прощается с братьями, велит передать поклон родителям и Алене Дмитриевне, просит молиться за его душу.
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною, —
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.
Иллюстрация Виктора Васнецова
План поэмы
История создания
Человек хорошо образованный, Михаил Юрьевич Лермонтов всегда интересовался народным творчеством, в том числе песнями и былинами, а также историей.
Сюжет «Песни про купца Калашникова» мог быть навеян историей Константина Мясоеда Вислого, казненного в годы опричного террора. О нем упоминал Николай Карамзин в «Истории Государства Российского»: белозерский городовой приказчик «имел прелестную жену: ее взяли, обесчестили… а ему отрубили голову».
Первоначально цензура не пропустила «Песню про купца Калашникова» в печать – сосланный на Кавказ Лермонтов считался неблагонадежным автором. Однако В.А. Жуковский сумел добиться, чтобы поэму напечатали – под личное поручительство министра просвещения графа Уварова и без указания реального автора.
М.Ю. Лермонтов в 1837 году. Портрет работы Петра Заболотского
Анализ поэмы. Как писать сочинение?
Работая над сочинением о «Песне про купца Калашникова», следует помнить, что это одновременно и характерное для Лермонтова, и уникальное произведение.
Лермонтов – главный и последний гений русского романтизма. Это литературное направление изображает исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Не находя подлинных героев в своем времени и окружении, поэт искал их среди горцев Кавказа («Мцыри»), в легендах («Демон»), в истории родной страны («Бородино»).
«Песня о купце Калашникове» – произведение из этого ряда. Литературный критик Виссарион Белинский писал о поэме: «Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства. »
Именно с этим погружением в легендарную старину и народное творчество связана уникальность «Песни про купца Калашникова». У нее неповторимый стиль, подражающий былинам: архаичная лексика, лексические повторы, устойчивые эпитеты. Лермонтов силой своего таланта создал собственную эпическую былину, по силе сравнимую с аутентичными произведениями народной культуры.
При этом «Песня. » значительно превосходит безыскусные народные произведения, отмечал Белинский. Это короткое произведение, и тем разительнее богатство содержания, роскошь красок, прелесть стиха: «Как ни пристально будете вы вглядываться в поэму Лермонтова, не найдете ни одного лишнего или недостающего слова, черты, стиха, образа; ни одного слабого места: все в ней необходимо, полно, сильно!»
Характеристика героев: купец Калашников и царь
В центре поэмы – образ богатыря-купца Калашникова, воплощающего романтический идеал храбрости, чести, борьбы за правду. Помимо него к главным героям относятся опричник Кирибеевич, Алена Дмитриевна и царь Иван Васильевич Грозный. Каждый из них играет свою роль в воплощении авторской идеи.
Степан Парамонович Калашников
Степан Калашников – средневековый герой, один из тех, о ком можно было бы сказать словами другой лермонтовской поэмы: «богатыри – не вы!»
Его идеалы – честный труд, семья, вера в Бога. Младшим братьям он как родной отец, для жены-сироты – единственный заступник.
Его главные качества – честь и отвага. Для Калашникова оказывается важнее сохранить честь семьи, чем собственную жизнь. Он выходит на поединок с Кирибеевичем, которого боятся все московские удальцы.
Перед лицом смерти Калашников с гордостью говорит о своей честной жизни:
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
Совершив возмездие, он не пытается спастись, не оправдывается перед царем. Для него главное – сохранить честь жены, потому он умалчивает об обиде, нанесенной Кирибеевичем. Как все было, он расскажет «только богу единому».
В результате купец идет на плаху с сознанием собственной правоты и единственной просьбой – помочь его вдове и детям.
Так Степан Парамонович Калашников становится примером для «добрых людей» – у его могилы и старик, и парень, и девушка невольно задумываются о вечном.
Алена Дмитриевна
Жена Калашникова – символ непорочности и женской чести. Своей главной ценностью она называет любовь мужа:
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости.
Грубые ухаживания Кирибеевича оскорбляют ее до глубины души, она дорожит своим честным именем и хочет смыть позор:
Опозорил он, осрамил меня,
Меня, честную, непорочную, —
И что скажут злые соседушки,
И кому на глаза покажусь теперь?
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!
Кирибеевич
Антагонист храброго Калашникова – лукавый Кирибеевич. Ему свойственны черты романтического злодея: яркая внешность, удаль и решительность, сильные чувства.
Как я сяду-поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю набочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, —
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь.
Он горячо влюблен в Алену Дмитриевну, но это запретная, греховная любовь к замужней женщине. Однако Кирибеевича не останавливает христианский закон. Он скрывает от царя, что его возлюбленная замужем, и верит, что любовь женщины можно получить, посулив дорогие подарки.
В столкновении с благородным Калашниковым подлый Кирибеевич обречен на поражение, как любой злодей в романтическом произведении. Храбрость изменяет опричнику, едва он узнает своего противника. И в этот момент его характер раскрывается, отмечал Белинский: происходит «ужасное торжество совести в глубокой натуре, которая никогда не отрешится от совести, как бы ни была искажена развратом, как бы ни страшно погрязла в пороке».
Царь Иван Васильевич
Иван IV Грозный – реальная историческая фигура, однако в поэме Иван Васильевич – персонаж почти сказочный. Он выступает как неотвратимая сила, способная и карать, и миловать.
Поэма начинается картиной царского пира и заканчивается казнью по приказу царя. В разговоре с Калашниковым «колоссальный образ Грозного высказывается во всем страшном величии», объяснял Белинский:
«Хорошо тебе, детинушка,
Удалой боец, сын купеческий,
Что ответ держал ты по совести.
Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно.
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…»
Иван Васильевич представлен не как герой и злодей, а как воплощение судьбы. «И едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который мог бы с большим правом представлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный. » – констатировал Белинский.