что случилось с базаровым в конце романа

что случилось с базаровым в конце романа. Смотреть фото что случилось с базаровым в конце романа. Смотреть картинку что случилось с базаровым в конце романа. Картинка про что случилось с базаровым в конце романа. Фото что случилось с базаровым в конце романа

Образ главного героя

Евгений Базаров представляет в романе человека, чьи убеждения основаны на новом для того времени мировоззрении. Черты нигилизма Тургенев видит повсюду и удивляется, как общество не замечает этого нарождающегося течения. В своих воспоминаниях «По поводу „Отцов и детей“» автор рассказывает, что идея написать роман возникла у него после встречи с молодым провинциальным доктором, проявившим «едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». Базаров сразу выделен автором из окружающей среды:

что случилось с базаровым в конце романа. Смотреть фото что случилось с базаровым в конце романа. Смотреть картинку что случилось с базаровым в конце романа. Картинка про что случилось с базаровым в конце романа. Фото что случилось с базаровым в конце романа

Поселившись в доме помещиков-аристократов Кирсановых, Базаров сразу вступает в споры и конфликт со старшим из братьев, дядей его приятеля Аркадия. Из разговоров Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым становится понятно, какой идеологии придерживается главный герой. Он отрицает всё кажущееся бесполезным, ничего не принимает на веру и считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Цитата, в которой раскрывается стиль мышления: «Мне скажут дело — я соглашусь». Романтика, искусство, красота ничего не значат для него, а природа — это мастерская, из которой человек берёт всё нужное.

Авторский взгляд

Тургенев говорил, что взгляды Базарова, кроме отношения к искусству, ему близки. Он не на стороне «отцов». Недаром порядочный и честный, но недалёкий аристократ Павел Петрович приобрёл гротескные черты и стал поистине смешон. И при всём добром отношении к главному герою своего сочинения автор не видит у него будущего. Базаров очень одинок. Его последователи только сами считают себя таковыми:

что случилось с базаровым в конце романа. Смотреть фото что случилось с базаровым в конце романа. Смотреть картинку что случилось с базаровым в конце романа. Картинка про что случилось с базаровым в конце романа. Фото что случилось с базаровым в конце романа

Это мелкие образы, лишённые убеждённости. Они исполняют роль фона, усиливающего впечатление от масштаба личности главного героя.

Автор понимает, что смысл жизни не в отрицании, на котором ничего невозможно построить, а в созидании. Поэтому он предвидит крах идеологии нигилизма и признание героем несостоятельности своих убеждений. Это и есть причина того, почему Тургенев заканчивает роман смертью Базарова.

Любовь, преодолевающая скепсис

что случилось с базаровым в конце романа. Смотреть фото что случилось с базаровым в конце романа. Смотреть картинку что случилось с базаровым в конце романа. Картинка про что случилось с базаровым в конце романа. Фото что случилось с базаровым в конце романа

С Базаровым случилось то, чего он не мог предполагать. Он встретил красивую, умную женщину, Анну Сергеевну Одинцову, и для него открылась бездна чувств, которые он так яростно отрицал. Это породило кризис в душе, скованной одной идеей, и стало испытанием на верность идеалам. Всех женщин вне зависимости от сословия он называл «бабами» и считал ничтожными, глупыми существами, неспособными даже поддержать разговор в течение получаса.

Ранее Базаров утверждал, что «свободно мыслят между женщинами только уроды». Человек, который не допускал мысли, что женщина может «завладеть хотя бы кончиком пальца», отдал своей любви всю душу и мысли.

Это стало настоящим испытанием. Все прежние убеждения оказались под угрозой гибели и раскололи сознание героя надвое. С одной стороны, полное отрицание романтики и возможности зависеть от женщины, а с другой — глубокое чувство и внутреннее понимание несовершенства, созданной им картины мира. Даже отвергнутая и несостоявшаяся, эта любовь продолжала руководить всеми его чувствами и поступками и в конечном счёте обрела смысл символической смерти Базарова.

Последние дни Евгения

Причина смерти Базарова выглядит случайной. Он поранился при вскрытии трупа умершего крестьянина, а под рукой не оказалось адского камня. Ранка была инфицирована, началось заражение крови — заболевание, способное убивать. Перед лицом смерти Базаров прошёл путь длиной в целую жизнь. Он понял, что не нужен России. Чувства, которые пробудила в нём Одинцова, показали всю несостоятельность отрицания всего и вся. Жизнь оказалась значительно сложнее, чем он представлял себе, и места в ней для него не нашлось.

что случилось с базаровым в конце романа. Смотреть фото что случилось с базаровым в конце романа. Смотреть картинку что случилось с базаровым в конце романа. Картинка про что случилось с базаровым в конце романа. Фото что случилось с базаровым в конце романа

Болезнь была недолгой, но Писарев считал: «Умереть так, как умер Базаров — всё равно что сделать великий подвиг». Несколько дней провёл Базаров в жару и в бреду, а потом сказал отцу, что заразился, и попросил позвать Одинцову, чтобы попрощаться. Старик горько сетовал на судьбу и несправедливость жизни. Душа героя смягчилась при виде горя родителей. Он жалел стариков, поцеловал руку матери, которая постоянно молилась и плакала.

Прощание с жизнью и любовью

После нескольких дней горячки болезнь слегка отступила. Отец попросил у сына разрешения позвать священника. Но тут Базаров остался верен себе и непреклонен. Он считал, что ещё рано, причащаться можно и в беспамятстве, раз родителям это нужно.

Одинцову старики встречали с огромной надеждой. Мать бросалась в ноги и целовала подол платья. Отец твердил, что это «ангел». В сцене прощания с Одинцовой герой прямо говорил, что ничего из задуманного не свершилось, он оказался никому не нужен и главная задача теперь — умереть достойно. Базаров опять говорил о своей любви. Это последнее, что привязывало его к жизни. Ожидание приезда Анны Сергеевны позволило ему продержаться ещё немного в этом мире.

что случилось с базаровым в конце романа. Смотреть фото что случилось с базаровым в конце романа. Смотреть картинку что случилось с базаровым в конце романа. Картинка про что случилось с базаровым в конце романа. Фото что случилось с базаровым в конце романа

Монолог Евгения, обращённый к ней, тронул Анну, она подошла к больному и поцеловала в лоб. После этого Базаров окончательно впал в забытьё, только во время причастия попытался открыть один глаз, и «содрогание ужаса» появилось на его лице.

В последней главе автор кратко раскрывает судьбу всех остальных «выведенных лиц». Всё обстояло так, будто бы Базарова среди них никогда и не было. Он действительно оказался никому не нужен. Каждый персонаж продолжал строить свою жизнь. Герои женились, разъезжались, никто не вспоминал Евгения. Только Катя, сестра Анны, один раз во время очередного тоста шёпотом сказала: «В память Базарова».

Финал романа печален, но говорит, что на месте уходящего обязательно появятся новые формы, слова, идеи, творцы будущего. Автор приводит описание могилы на сельском кладбище и двух стариков, которые, поддерживая друг друга, приходят сюда из ближайшей деревни. Они долго сидят и плачут. Их вера говорит, что здесь они ближе к сыну. А цветы на могиле повествуют «о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Источник

«Смерть Базарова. Автор и его герой. Споры вокруг романа. Развитие понятия о романе»

Разделы: Литература

Тип урока: комбинированный.

1. Анализ 27-й главы.

Сегодня у нас последний урок по роману Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” перед написанием сочинения.

Постановка целей урока.

После анализа 2-х последних глав романа мы с вами попробуем ответить на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман смертью главного героя?

Обратимся к тексту 27-й главы.

Как родители отнеслись к неожиданному приезду Базарова? (Обрадовались.)

На какое время и с какой целью вернулся Базаров домой? (На 6 недель. Работать хочет. Просит не мешать.)

Как родители ласково называли сына? (“Енюша”, “Енюшенька”.)

Как вскоре изменился Базаров? (Появились скука, беспокойство, усталость.)

Как проходило общение Базарова с мужиками? (Базаров хотел услышать “воззрения на жизнь” мужиков. Они толком не отвечали, считали барина “шутом гороховым”.)

Сделайте вывод: был ли Базаров близок народу? (Базаров считает себя близким с народом. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не понимают и не хотят понимать его. Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже презирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.)

Чем стал заниматься Евгений? (Стал участвовать в практике отца, посмеиваясь над ним.)

Что стало причиной смерти Базарова? (Случайный порез пальца.)

Как отец отнесся к этому? (“Побледнел”, “схватил себя за голову”, “рухнулся под образами”, “ходил как помешанный”. Очень переживал последние дни жизни сына. После смерти Евгения “обуяло внезапное исступление”.)

Как мать вела себя? (Не ложилась. Смотрела издали на “Енюшу”. Пыталась все узнать у мужа. Сидела возле двери, иногда отходила молиться. После смерти сына вся в слезах, повисла на муже.)

В русской критике существуют разные точки зрения по поводу отношения Базарова к родителям. Вот мнения современных исследователей творчества Тургенева.

В.Ю. Троицкий: “Разве не появляется в отношении Базарова к родителям та душевная черствость, которая не может быть оправдана?”

Г. А. Бялый: “Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их”.

К какому мнению вы склоняетесь больше? Докажите примерами из текста. (2-е мнение: мать прекрасно варит борщи; согласен причаститься, если отцу станет легче. “Ведь таких людей, как они,…днем с огнем не сыскать”.)

Как развивалась болезнь Базарова? (Он сутки провел в “дремоте”. Понимает, что скоро умрет. Периодически становилось хуже. Ночью был жар.)

Как Базаров относится к смерти? (“Я не ожидал, что так скоро умру.” “случайность неприятная”, “сила вся еще тут, а надо умирать”, “поди попробуй отрицать смерть”.)

Кого хочет увидеть Евгений перед смертью? (Анну Сергеевну Одинцову.)

Каким предстал Базаров перед Одинцовой? (“…воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами”. Испугалась.)

О чем говорит Базаров? (Не хочет умирать. Любил Анну Сергеевну. Видит ее красоту. Задача – “умереть прилично”.)

С чем себя сравнивает Базаров? (Лампада – свеча – символ жизни.)

Какой троп используется для создания этого образа? (Метафора.)

Какие чувства у вас вызывает сцена смерти Базарова? (Жалко, что гибнет такой человек. Одна из самых проникновенных сцен романа.)

2. Анализ 28-й главы.

Выясним, как сложились судьбы героев романа.

Чьи свадьбы состоялись? (Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой.)

Кто за столом вспомнил о Базарове? (Катя шепнула Аркадию, но тот не решился сказать вслух.)

Как сложилась судьба Анны Сергеевны Одинцовой? (“вышла замуж, не по любви, но по убеждению”.)

Где и как живет Павел Петрович Кирсанов? (В Дрездене, тяжело живется.)

Чем занимается Кукшина? (В Гейдельберге изучает архитектуру.)

Что делает Ситников? (В Петербурге продолжает “дело” Базарова.)

В каком тоне рассказано о дальнейшей судьбе героев? (С иронией в большей или меньшей степени.)

Возникает вопрос: почему Тургенев не закончил роман смертью Базарова, наиболее сильной в художественном отношении сценой? Для чего нужно было создавать своеобразный эпилог – 28-ю главу? Попробуем вместе разобраться.

С чего начинается 28-я глава? (С описания зимнего пейзажа.)

Какой пейзаж видим в конце главы? (Осенний, очень лирический.)

Итак, на протяжении романа попеременно звучат 2 мотива: иронический и лирический. В последней главе лирические мотивы нарастают и достигают кульминации.

Давайте прочувствуем это. Откройте последний абзац романа. Его часто называют реквиемом по главному герою. Реквием (латин. “покой”) – траурное музыкальное произведение. Постепенно этот термин вошел и в литературу. Ученица выразительно прочитает финал романа под музыку австрийского композитора Моцарта “Реквием”.

По какому произведению курса 9 класса знакомы с Моцартом? (Маленькая трагедия А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”.)

Какие ощущения вызвало у вас прослушанное? (Торжественно, грустно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Автор размышляет о мятежном человеке, на могилу которого он привел читателей, о его неутешных родителях, “о вечном примирении”.)

Что характерно для синтаксического строя этого фрагмента? (Повторы, восклицания, риторические вопросы передают глубину и искренность чувств автора.)

9-й слайд.
10-й слайд.

Под впечатлением романа художник В. Г. Перов в 1874 году заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”, которая в настоящее время находится в Москве в Третьяковской галерее. Посмотрите на ее репродукцию. Как художником изображены старики Базаровы? (Со спины, не видно их лиц, низко склонены их головы.)

Можно предположить, что родители изображены в тот момент, когда произносят прощальные слова сыну, сейчас уйдут, чтоб обязательно прийти вновь.

До сих пор не утихают споры об отношении Тургенева к Базарову, хотя сам автор не раз высказывался по этому поводу уже после выхода романа в свет. Ученик сейчас познакомит нас с этими высказываниями.

В письме к Фету Тургенев сделал важное признание: “Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу”. А в статье “По поводу “Отцов и детей” Тургенев писал: “…в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача…В этом замечательном человеке воплотилось, едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно…”. Также Тургенев писал о Базарове: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего”. Вот еще фраза писателя о своем герое: “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я,– я виновен и не достиг своей цели”.

Как Тургенев относился к нигилизму Базарова? (Не мог сочувствовать, особенно в отношении к природе, искусству, красоте.)

Но в описаниях Базарова нет иронии, сарказма, карикатуры.

Как описано чувство Базарова к Одинцовой? (С симпатией и ощущением внутреннего драматизма, уважением к силе чувства.)

Как дано описание болезни и смерти Базарова? (В подлинно трагических тонах, с огромной художественной силой.)

Итак, автор противопоставляет герою не других героев, а саму жизнь.

4. Споры вокруг романа.

Споры вокруг романа продолжаются до сих пор. Мы сейчас послушаем основные положения статей литературных критиков – современников Тургенева.

Ученица расскажет об основных положениях статьи Писарева “Базаров”.

Базаров – человек сильный по уму и характеру, в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах. На людей, подобных Базарову, можно негодовать, но признавать их искренность – решительно необходимо. У Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое.

Автора не удовлетворяют ни отцы, ни дети, его отрицание глубже и серьезнее отрицания тех людей, которые, разрушая то, что было до них, воображают себе, что они – соль земли.

Отношения Базарова к его товарищу бросают яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга…; Евгений Васильевич один, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощен собой и работой. Базаров остался бездомным несогретым скитальцем. Базаров с народом держит себя просто. Дуэль, по понятиям Базарова, нелепость.

Автор, создавая Базарова, хотел его разбить в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения.

Какую оценку дает Писарев Базарову? (Высокую.)

Ученица расскажет об основных положениях статьи критика Антоновича “Асмодей нашего времени”. Слово асмодей значит “злой демон”.

Тургенев имеет художественный замысел сочинить роман, изобразить в нем современное движение русского общества, высказать в художественной форме свой взгляд на современное молодое поколение и разъяснить свои отношения к нему.

С первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает некоторого рода скука. Но разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете читать, надеясь, что дальше будет лучше, что автор войдет в свою роль, что талант возьмет свое и невольно увлечет ваше внимание.

Все внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц, впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения. Почти на каждой странице видно желание автора во что бы то ни стало унизить героя, которого он считал своим противником и потому взваливает на него всевозможные нелепости и всячески издевается над ним.

У автора поворачивается язык говорить о всепримиряющей любви, о бесконечной жизни, после того, как его самого эта любовь и мысль о бесконечной жизни не могли удержать от бесчеловечного обращения со своим умирающим героем.

Если смотреть на роман с точки зрения его тенденций, то он и с этой стороны так же неудовлетворителен, как и в художественном отношении.

Как Антонович оценивает роман? (Негативно.)

Ученица расскажет о статье Страхова.

Как много величия кладет на Базарова глубина его жизни, его законченность, его непреклонная последовательная своеобразность. Тургенев дал плоть и кровь тому, что явно уже существовало в виде мысли и убеждения. Глубокий аскетизм проникает собою всю личность Базарова; эта черта не случайная, а существенно необходимая.

Искусство – это идеализм, созерцание. Базаров – реалист, не созерцатель, а деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы. Базаров представляет собой живое воплощение одной из сторон русского духа. Базаров вовсе не такой человек, как можно бы думать по его внешним поступкам и по складу его мыслей. В жизни и в отношениях к людям Базаров не последователен в себе, но в этом обнаруживается его жизненность.

Глядя на картину романа, можно заметить, что, хотя Базаров головою выше других всех лиц, однако есть что-то, что в целом стоит выше Базарова.

В конце романа Базаров умирает. На минуту в душе его отца закипает буря, но она быстро затихает, и снова все становится светло. Могила Базарова озарена светом и миром, над нею поют птицы и на нее льются слезы.

Сам Тургенев отмечал, что “разбор Писарева необыкновенно умен…и…что он почти вполне понял все то, что я хотел сказать Базаровым”.

5. Развитие понятия о романе.

Дайте определение романа? (Большая форма эпического жанра литературы.)

Приведите примеры изученных романов. (“Герой нашего времени” Лермонтова, “Обломов” Гончарова.)

Вспомним общие черты романа как жанра:

Докажите, что “Отцы и дети” – роман. (Базаров изображен в сложном жизненном процессе, дважды проходит по одному кругу. Несколько сюжетных линий: Базаров, семья Кирсановых, Одинцова. Все сюжетные нити тянутся к главному герою.)

Каким романом считаются “Отцы и дети”? (Полемический роман: построен на антитезе, в центре изображения – споры героев, конфликты между персонажами, напряженные диалоги.)

6. Подведение итогов урока.

Итак, мы сегодня проанализировали финал романа, выяснили взаимоотношения автора и героя, узнали мнения о романе критиков, развили понятие о романе.

7. Домашнее задание.

Домашнее задание – подготовиться к сочинению по роману Тургенева “Отцы и дети”.

Темы сочинений по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.

Источник

Почему умирает Базаров? Каков смысл финала романа Тургенева «Отцы и дети»?

Евгений Базаров, один из главных героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», является носителем идеологии нигилизма. Он отрицает общепринятые ценности, признавая лишь то, что имеет практическую пользу. Евгений активно изучает естественные науки, проводит опыты, с ранних лет увлекается медициной. Сильный, невозмутимый характер позволяет молодому человеку воплощать его нестандартные убеждения в реальные поступки, отстаивать их перед людьми любых чинов.

Крепкую жизненную позицию Базарова ломают жизненные обстоятельства в виде необузданной любви к молодой вдове Анне Сергеевне Одинцовой. Евгений, ранее не веривший в существование этого высшего чувства, оказывается не в состоянии вынести мук безответности. Любовь не просто сделала его несчастным, но и пошатнула мировоззрение, в котором был так уверен главный герой. Его попытки убежать от чувства не приносят успеха. Сознательно ли или случайно, Базаров, гостя у родителей, во время медицинской практики заражается тифом через небольшой порез, который не был вовремя обработан.

Болезнь свою Евгений встречает мужественно: он прямо и без страха сообщает своему отцу, что надежды на выздоровление нет. Протекает болезнь тяжело, однако Евгений из последних сил борется с помутнением сознания, стараясь не потерять рассудок. Герой знает о скорой смерти своей и уже не сопротивляется родительской любви (даже сам проявляет чувства к ним), их религиозным воззрениям (наоборот, даже просит молиться о нем, соглашается на совершение христианского предсмертного ритуала). По его собственной просьбе приезжает Одинцова, которой он говорит о своём сокровенном: о любви к ней, осознании ничтожности своей и своих убеждений, просит позаботиться о родителях. Встреча с Анной Сергеевной была последним проблеском сознания для него, умирает он уже в бреду.

Вариант 2

Иван Сергеевич Тургенев преобразил русскую литературу собственным романом «Отцы и дети», в котором главным героем является Евгений Базаров. Человек он молодой, приверженец идеи нигилизма. Персонаж отрицает общепринятые ценности, такие как: дом, семья, флора. Для него «природа – не храм, а мастерская», соответственно, даёт Базаров всем явлениям объяснения с точки зрения науки.

Евгений глубоко убежден в том, что в жизни упрощает всё химия, физика, математика. С помощью их изучения строятся понятия о мире. Фатальная ошибка героя в том, что он не желает впускать в своё сердце прекрасное чувство: любовь.

Ни поэзия, ни религия, ни область возвышенных окрыляющих чувств, для него просто-напросто не существует, ибо, как считает сам Базаров, — это всё выдуманное бездельниками. Убеждение героя состоит в могущественной силе человека, который способен подчинить себе всё в этом мире. Как утверждает персонаж, необходимо отбросить опыт предыдущих поколений, забыть народный быт, сложившиеся уклады жизни, чтобы действовать полезно и продуктивно.

Несомненно, Базаров – герой со своим особенным внутренним миром, однако, как показывает Тургенев, взгляды Евгения ошибочны, его убеждения неверны, они надвигают опасность и угрозу, противореча установившимся в жизни законам.

Однако, как ни странно, в сердце героя входит внезапное чувство – любовь, которая полностью переворачивает мир с ног на голову, меняя мировоззрение. Чувства к Одинцовой не могут объясниться с точки зрения науки, медицины, Базаров это начинает осознавать. Против его вола эта странная вещь, которую Евгений всячески старался не замечать, отрицать. И герой бессилен перед ней. Любовь дала понять персонажу: все его великие идеи, убеждения – это большая ошибка. Он является обычным человеком, который должен признавать общепринятые ценности. Однако осознание всего этого кардинально изменило героя. Базаров понял, что жизнь теперь перевернулась на 180 градусов. А что делать дальше, никто не дает ему ответа!

Так или иначе, Евгений принимает решение отправиться к родителям, в доме у которых происходит судьбоносное событие. Оказывая помощь больному, заразившимся тифом, инфекция проникает и в тело Базарова, отчего он и осознает, что скоро покинет этот мир.

Так, персонаж убежден, что стране он вовсе не нужен. Покидать сей мир не хочет герой, но это единственное решение, ибо все представления о жизни разрушились. Базаров понимает это, поэтому и спокойно уходит…

Смерть Евгения дала понять то, что губят человека ложные ценности, ошибочные представления о мире!

Сочинение на тему “Почему Тургенев “умертвил” Базарова?”

Этот эпизод является одним из кульминационных в романе. Причина смерти – заражение крови, которое произошло при попадании трупного яда в ранку (Базаров вскрывал труп и порезался). На первый взгляд, эта причина кажется случайной, но в ней заложен глубокий смысл. Евгений умирает в работе, в стремлении к познанию ещё непознанного.

В этой сцене Тургенев показал читателю человека, переосмыслившего мир, взглянувшего на него с другой стороны. Перед нами другой Базаров, которому присущи простые человеческие чувства, ранее скрываемые им от друзей и близких. Это и любовь, и романтизм. «Я вас любил. Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что какая вы славная, красивая…» –слышим мы от человека, который раньше женщину «бабой» называл.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Этот эпизод играет важную роль в раскрытии образа, так как в нём показана вся сущность Базарова. Здесь мы видим и твёрдость характера героя, который не трусит перед смертью, и непреклонность материалистических убеждений. Евгений на просьбу отца исполнить христианский долг отвечает: «Я подожду… ведь и беспамятных причащают». Отказ от исповеди выражен более чем ясно, ведь Базаров знает, что доживает последние часы. И отец это понимает: «Старик поднялся, сел в кресло и, взявшись за подбородок, стал кусать себе пальцы». Евгений с честью выдержал трудное испытание и показал непреклонность своих убеждений. Нам ясно, что он атеист.

В этом эпизоде Тургенев показал, что Базаров способен к глубокому чувству. Всё напускное исчезает в Евгении перед лицом смерти, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Человечность и откровенность проявляются в его последних словах, обращенных к Одинцовой: «Прощайте, – проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте… послушайте… ведь я не целовал вас, тогда… дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

Значение этих слов Базарова особенно велико, так как это его последние слова, и он, просящий Аркадия «не говорить красиво», сам заговорил как поэт.

Сочинение Анализ эпизода смерти Базарова

Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», молодой человек, разночинец, нигилист. В своем произведении автор подробно раскрывает философские взгляды Базарова, в деталях описывает его характер. Через этого персонажа Тургенев анализирует явление нигилизма, охватившего всю страну в 60-х годах XIX столетия.

Отец Базарова всю свою жизнь проработал уездным лекарем. Сам же герой пока что учится в высшем учебном заведении, изучая естественные науки. И все-таки основным своим предназначением Евгений считает следование идеям нигилизма.

Базаров – сторонник рационализма. Он убежден в том, что в жизни необходимо лишь то, что приносит определенную пользу. Поэтому он считает важными такие науки как химия и математика, но отвергает область чувств, искусство, религию. Он считает, что миром правит необходимость и физиология. Базаров верит в силу человечество и его превосходство над всем остальным. Однако подобная привилегия является прерогативой не всех людей, а только лишь нигилистов. Только они способны отречься от прежнего опыта всего человечества, чтобы жить по собственным правилам и законам, основанным на пользе и рационализме. Отрицание, по мнению Базарова, на данный момент является наиболее полезным, значит, вывод один – нужно отрицать.

Как считает главный герой, священной миссией нигилистов является разрушение старого, ненужного. Когда Николай Петрович в возмущении восклицает, что нужно ведь еще и строить, создавать что-то новое, Базаров утверждает, что это уже не проблема. Для начала нужно расчистить место для будущего созидания. Безусловно, Базаров очень умный человек, амбициозный, харизматичный. И все же автор не согласен с его мировоззрением, резко осуждая подобные убеждения. Тургенев подчеркивает их ошибочность и даже вредность, поскольку те противоречат законам бытия.

Постепенно Базаров начинает сомневаться в принципах нигилистской идеологии. Первым серьезным ударом, пошатнувшим его веру, стала любовь. Главный герой сам того не заметил, как влюбился в Анну Сергеевну Одинцову, которая поначалу нравилась ему только внешне. В тот момент он осознал, что теория его оказалась неверна, что сам он обыкновенный человек, управляемый эмоциями чувствами. Это событие буквально выбило его из колеи, подкосило, дезориентировало. Он не знал, что ему делать, во что верить.

Чтобы разобраться в себе, Базаров решает на некоторое время переехать в родительский дом. Но именно здесь происходит второй роковой случай в его судьбе. Во время вскрытия зараженного тифом больного, Базаров заболевает сам. Перед смертью герой совершенно меняется. Его поведение свидетельствует о невероятной внутренней силе, о духовном богатстве и развитии. Герой отчаянно хочет жить, а понимание своей физической силы и молодости своего тела, их беспомощности перед неумолимостью смерти приводит Базарова в исступление.

В этот трагический момент своей жизни, герой приходит к пониманию, что столь обожествляемые им науки на самом деле не всемогущи, они не в силах ему помочь. Есть что-то в этой Вселенной гораздо более могущественное и необъяснимое, то, что сильнее любого человека. Так герой начинает задумываться о Боге, и просит родителей помолиться за него.

Стоя на пороге смерти, Базаров осознает, что многие вещи в его жизни были не столь важными, скорее показными, и существовали только для того, чтобы тешить его самолюбие, вводить в заблуждение. Теперь истинными ценностями для героя становятся его родители, их любовь друг к другу и любовь Базарова к Одинцовой.

Главный герой убеждается в том, что на самом деле совсем и не нужен своей стране, которой он так хотел быть полезным. Он осознает, что никакой пользы для России он не принес. Гораздо нужнее были те, кто делал свою обычную повседневную работу – будь то простой сапожник, портной или мясник.

Таким образом, несмотря на то, что Базаров вовсе не хотел умирать, это был единственный возможный для него путь – идеалы этого героя потерпели крах, жизненные опоры были сломаны, принципы разрушены. На смену же загубленному мировоззрению не пришло ничего. Базаров понимает это и, в конце концов, принимает свою судьбу и решает уйти достойно.

Популярные сочинения

Сочинение 4

Во второй половине 19 века в России возникло новое явление под названием «нигилизм». Его последователи, нигилисты, не принимали всего того, что не приносит человеку конкретную пользу: искусство, поэзию, чувство. Считали, что самым главным в жизни является разум. В романе «Отцы и дети» Тургенев пытается понять суть философии и учения нигилизма, вносит свое отношение к этому явлению.

Главным героем романа является Евгений Базаров. Он вырос в семье лекаря и стал продолжателем его традиций. Наука, как он считает, главная часть его жизни. Базаров умен, несколько циничен, но, безусловно, в душе он добрый человек, пытающийся помочь людям. Его жизненная позиция строится на отрицании всей духовных аспектов, он не признает религию, живопись, литературу и другие виды искусства. Не принимает Базаров и любви, рассматривая ее лишь с точки физиологии.

Базаров – нигилист, но не такой как Ситников и Кукшина, для которых нигилизм является лишь маской, под которой можно спрятать внутреннюю несостоятельность и пустоту. Евгений верит в свое учение, он пылко постаивает свои взгляды. Главная цель – служит на благо людям, приносить конкретную пользу.

Конечно, читая роман, можно заметить, что герой относится к окружающим с явной долей снисходительности. Считает неприемлемым такие понятия, как дружба, привязанность, сочувствие, взаимопомощь.

Но его взглядам суждено было разрушиться. Он полюбил, и его чувство было настолько неприемлемым для него же самого. Мировоззрение Базарова, который дышал своим негилизмом, стало манятся. Он стал понимать, что любовь, чувства – это очень важные составляющие жизни. Конечно, Тургенев мог показать в романе, как сильный человек постепенно откажется от своих убеждений, но он не стал этого делать. Эпизод смерти Базарова, наверное, самый важный в романе. Если раньше читатель видел холодного и циничного человека, то теперь на его место пришел другой человек, любящий жизнь, понимающий, что семья и любовь – это немаловажный фундамент для существования людей.

Почему же Тургенев умертвил своего персонажа? Этим он показал свое отношение к негилизму, всю его хрупкость и настоятельность. Ведь нельзя лишить людей духовных аспектов, которые воспитывают и взращивают самые лучшие качества в человеке: взаимопомощь, сострадание, любовь.

Любовь

В жизни Тургенева и его персонажей любовь занимает воистину главенствующее место. Показательно общее определение Тургеневым этой первичной человеческой симпатии. «Я полагаю, – говорил писатель Гюставу Флоберу, – что только любовь вызывает такой расцвет всего человеческого существа». На любви тургеневских героев уже изначально лежит печать внутреннего драматизма, предсказывающая этим лицам неминуемое скорое расставание. В самом деле, сколько-нибудь долгого союза не возникнет у Анны Одинцовой и волевого и решительного Евгения Базарова, который, по его признанию, полюбил «глупо, безумно», то есть страстно и, добавим, навсегда. Метафора, которую вводит в свои произведения Тургенев, – «любовь-свеча», «любовь-лампада», – не случайна, потому что свеча, помимо других ее значений, символизирует канал связи человека с иными мирами, определяет точку встречи посюстороннего и потустороннего.

А Евгений Базаров, будучи принципиальным атеистом, не ждет продолжения жизни души, но где-то внутри себя безотчетно надеется на слияние с чем-то безграничным. Исчезнет тело свечи, но никогда не исчезает огонь, куда он уходит и откуда возвращается – это загадка. Нереальность союза с возлюбленной — одна из причин, почему умер Базаров.

Смерть главного героя «Отцы и дети»

Сначала Базаров попытался побороться с болезнью, попросив для этого у отца адский камень. Поняв, что умирает, за жизнь он перестает цепляться и отдает себя в руки смерти довольно пассивно. Ему ясно, что утешать и себя, и других надеждой на исцеление – напрасное дело. Теперь главное – достойно умереть. А это означает – не расслабляться, не хныкать, не предаваться отчаянию, не поддаваться панике и сделать все, чтобы страдания родителей-стариков облегчить. Такая забота о близких перед смертью возвышает Базарова.

У него самого страха перед смертью нет, расстаться с жизнью он не боится. В эти часы он очень мужествен, что подтверждается его словами о том, что хвостом он все равно вилять не станет. Но не покидает его обида за то, что силы его богатырские напрасно гибнут. Он демонстрирует свою мощь. Поднимая стул за ножку, ослабленный и гаснущий, он произносит «Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!». Он преодолевает свое полузабытье и говорит при этом о своем титанизме.

Евгений Базаров предпочёл отстаивать идеи нигилизма. Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. В ходе чтения, мы узнаём идеи данного течения.

Наш герой пошёл по стопам отца — уездного доктора. Но проживая в середине девятнадцатого века, был сторонником, как и вся молодёжь, идей нигилизма. Он придерживается убеждения, что человеку надо знать только науки, приносящие толк. Например, точные науки: математика, химия. Он отстаивает свою точку зрения, что порядочный математик или химик приносит пользы больше, чем какой — то поэт! А стихи — развлечение и фантазия богатых бездельников. В нём четко проявляется отрицание любви к живым объектам природы. И он всё больше отдаляется от семьи и хороших друзей.

Он считает, что есть физиологические процессы, движимые поведением всех людей. В его мыслях процветают идеи о том, что

В работе он настойчив, постоянно работает, всего себя отдаёт больным. Выполняя свои рабочие обязанности, он испытывает чувство радость. Среди людей, сталкивающихся с ним в больнице, он пользовался авторитетом и уважением. Он нравился окружающим, больным детям.

Он смело смотрел смерти в лицо. У него проявилась стойкая уверенность в себе. Он ощутил и страх, и нехватку человеческого внимания. Научные открытия, его знания по медицине не помогли ему. Природные вирусы и неизлечимое их прогрессирование взяли над его жизнь верх.

Хороший человек, помогающий людям принял на себя болезнь. В нём терзаются сомнения, что он не всё выполнил на земле. В данном произведении он героически борется за жизнь. Отличный врач и добрый человек.

Мне нравиться этот персонаж. Перед смертью он пересматривает своё отношение к природе, семье, любимому человеку. Он понимает, что до сих пор не женат. Одинцова приходит к нему, и он признаётся ей в любви. Просит прощения у своих родителей, начинает думать о боге. Не хочет умирать, считает, что ещё мог послужить России. Но, увы его идеал – медицина бессильна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *