что случилось с детьми тараса бульбы

Три смерти в произведении Тарас Бульба Гоголя

В повести под названием «Тарас Бульба» рассказывается о трех разных смертях, о трех различных гибелях. В ней погибает сам Тарас и его двое сыновей Остап и Андрий. Гоголь показал в этом произведении настоящих героев и воинов, казаков на Украине. Тарас Бульба готов ради своей Родины отдать свою жизнь и по такому же принципу он воспитывал своих сыновей Остапа и Андрия.

Старший из сыновей рос точно таким же, как и его отец, а у младшего был немного другой склад ума, и он имел совсем другой характер, но тем не менее он тоже был хорошим воином и мужественным.

В повести все три мужественных героев-воинов погибают, и все разными смертями. Остап погиб мужественно и с гордостью. Его взяли в плен и казнили. Во время своей казни он не издал ни крика, ни стона. Ему пришлось вынести многие мучения. На казне сына тайно присутствовал и сам Тарас.

И Тарас Бульба и Остап показали своим поведением и мужеством, насколько сильна сила духа их народа. Эта гибель заставляет зрителей и читателей восхищаться их смелостью и преданностью к своей Родине и к своему народу.

2 вариант

Это произведение раскрывает истинные характеры героев, их цели, мечты и притязания. Казаки боролись за свою независимость. Отличались особой преданностью и любовью к Отечеству. Воины всеми силами пытались поставить врага на место. Польское княжество почувствовало себя господином над нашим народом и пыталось диктовать, как жить. Однако, такое поведение не пройдет с нашими казаками. Всё, что им навязывается не будет принято. Мало того, вызовет бурю негодования и желание поставить наглеца на место.

Главные герои, такие как: Тарас и его сыновья прожили короткую жизнь. У каждого была своя судьба и история. Тарас всегда был мужчиной твердых принципов, всей душой любил родину. Остап был его копией. Как внешней, так и внутренней. Они были готовы биться за свободу и независимость народа. Другое положение их никак не устраивало. Андрий же очень сильно отличался от своих родственников. Он был спокойным и тихим, скорее предпочитал размеренную жизнь. Он мог воевать, но не посвятил всего себя этому.

Три смерти в Тарасе Бульбе

Литературную работу «Тарас Бульба» создал знаменитый писатель Николай Васильевич Гоголь. Это произведение касается казачества, а основным действующим лицом данного труда оказывается сам Тарас Бульба. Почти все труды Гоголя имеют отношение к смерти, поэтому и в данной истории имеется много смертей. Читатели в этом шедевре подчеркивают трех главных смерти, они и станут предметом обсуждения.

Свой труд Гоголь, посвятил Украине и оставил в наследство Украинским людям весь текст. Главной предметом обсуждения литературной работы оказывается преданность своей Родине и ее защите. Сам Гоголь писал, что уважает смелость и бесстрашие, благодаря этому он наделил своих главных персонажей такими особенностями.

Фигура Тараса и по сей день является тайной. Но, по представлению читателей, это умный пожилой воитель, который ни перед чем не остановится ради Родины и семьи. Он хотел, чтобы сыны тоже были атаманами, но, к несчастью этого не случилось. Под конец произведения семейство Бульбы полностью исчезло…

Также читают:

Картинка к сочинению Три смерти в повести Тарас Бульба

Популярные сегодня темы

В произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» главным ярким персонажем является учитель математики Харлампий Диогенович.

Если бы я был этим самым президентом, то я бы стал самым молодым президентом в мире за всю историю! Тут ведь не написано, типа, когда я стану президентом.

В своем рассказе «О любви», который входит в знаменитую трилогию, Антон Павлович Чехов остро поднимает проблему «футлярных людей», показывая нам, что же происходит с человеком

Пьеса « Вишнёвый сад» написана Чеховым в конце жизни. Уже неизлечимо больной, он думает о судьбе России. Вишнёвый сад – это вся страна.

Однажды Вовка заглянул в гости к Вадику. Ребята были в комнате. Они сидели за столом и раскрашивали красками картинки. В комнате стоял высокий шкаф, а на нем лежала шляпа. Около шкафа сидел кот Васька

Источник

Сыновья Тараса Бульбы

Остап и Андрий, дети Тараса, хотя и получили одинаковое воспитание, тем не менее представляют два совершенно различных характера. Остап во всем похож на отца, характер Андрия мягче, внутренний мир его тоньше и сложнее. Оба брата получили свое образование в бурсе, в киевской академии, куда были отданы на двенадцатом году.

В то время духовные академии — это были те просветительные учреждения, которые хотели тесно связать между собой телесное наказание, схоластическую ученость и благочестие в духе православной церкви в одно целое и таким образом создать образованных борцов с унией. На деле же такая педагогическая система приносила не всегда желательные плоды. Схоластическая наука, которая усваивалась только упорным и бессмысленным трудом заучивания наизусть, многих отвращала от науки.

Розги еще меньше помогали делу, равно как и другие принудительные меры, истинное благочестие совершенно отсутствовало, и молодежь в такой «воспитательной» атмосфере быстро развращалась … Многие не выносили педагогических приемов бурсы и убегали в Запорожье. Остап в первый же год своего пребывания в бурсе бежал, но, после телесного внушения, был вновь водворен в академию. Несколько раз бросал он свои учебники, зарывал «свой букварь» в землю, его секли, покупали новый и вновь засаживали за книгу. Борьба с академическим начальством способствовала тому, что в Остапе выработался стойкий, упрямый и сильный характер.

В бурсе он был хорошим товарищем, никого и никогда не выдавал, безропотно сносил наложенное на него взыскание. В последнее время учения в бурсе он стал усиленно заниматься, надеясь вскоре выбраться из академии и отправиться в Сечь, тем более, что отец в случае не окончания бурсы, грозил ему отдачей на долголетнее послушание в монастырь. Тарас сам когда-то многому учился и верил в силу знания. Меньшой его брат Андрий отличался более сложной духовной структурой. Характер его был не столь тверд, он был предприимчивее брата, наука давалась легче. Он часто бывал зачинщиком различных школьных проделок и умел снять с себя вовремя подозрение. На 18 году в нем стало пробуждаться новое молодое чувство, предвестник любви. Для Андрия наступила пора его романтизма, которую так охарактеризовал Языков в следующих стихах:

Я обожал уста и очи,

Чего-то ждал с утра до ночи,

О чем-то бредил до утра.

Смутный образ женщины встал перед Андрием. Он реже принимал участие в товарищеских проделках, бежал от шума, уединялся … С каким-то смутным чувством, с какой-то неопределенной тоской, с каким-то нежным влечением в груди скитался он по улицам Киева. Случай столкнул его с дочерью Ковенского воеводы, с молодой девушкой прекрасной наружности. Его повлекло к ней … Совершенно невероятным образом свиделся он с ней, и с тех пор образ ее глубоко запечатлелся в его сердце. Когда оба брата вступили в действительную жизнь, дороги их должны были неминуемо разойтись, различность их характеров должна была сказаться на деле. Остап, закалившийся еще в суровых условиях бурсацкой жизни, ринулся в бой, забыв все и вся. Он, как и отец Тарас, бился в первых рядах, совершал, как и старый Бульба, великие подвиги мужества и храбрости, пренебрегая смертью. Счастье не улыбнулось ему, и он сложил свою молодую голову на плахе в Варшаве, до последней минуты ничем не омрачив стойкости своей натуры. Иная судьба постигла Андрия. В тот самый момент, когда запорожское войско, среди которого находился и он, осаждало город Дубно, он узнал, что в городе томится та самая польская девушка, которая заранила в его сердце страстную к себе любовь. Девушка эта заставила его покинуть казацкие ряды и прийти во вражеский город. Нежная душа Андрия не могла спокойно смотреть на те лишения, которым были обречены осажденные. Страшная картина голода предстала во всей своей полноте перед его глазами. «Город, — пишет Гоголь, оглашался слабыми болезненными стонами, которые не могли не поразить Андрия. На страже стояли часовые, бледные, как смерть; это были больше привидения, нежели люди. Среди самой дороги попался им (Андрию и его спутнице) ужасный предмет: это была женщина, страшная жертва голода, лежавшая при последнем издыхании, стиснувшая зубами иссохшую свою руку» … Любовь взяла свое. Опьяненный чувством любви, Андрий забыл и отца, и воинскую честь, и дело, которому он служил: он остался во вражеском городе. Польская девушка поняла весь трагизм его положения, она говорила ему об отце, о товарищах. Андрий не слушал ее. Она была для него дороже и отца, и брата, и родины …

Источник

Тарас Бульба и сыновья

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — это яркий и непревзойденный рассказ о представителях героического народа, который в древние времена жил в окрестностях славянской земли, о славных украинских казаках. На примере судьбы трех главных героев повести — Тараса Бульбы и его сыновей Остапа и Андрея, показана жизнь казачества.

Андрей и Остап были сыновьями одного из славных и отважных казацких вожаков — атамана Запорожской Сечи Тараса Бульбы. Обоих братьев отец воспитывал одинаково и никому не давал преимущества. Он изучил их в бурсе и делал все возможное для того, чтобы сыны выросли образованными, мужественными, смелыми и достойными казацкого звания. Оба брата, и Андрей, и Остап, выросли действительно смелыми и мужественными, жадными до подвигов и сражений казаками. Но у кровных братьев были огромные различия, большинство из которых крылась в чертах их характеров.

Остап уже во время обучения в бурсе стал проявлять твердость и отвагу. Ему не нравилось учиться, и он несколько раз убегал из академии в Запорожскую Сечь. И только угрозы отца Тараса отправить Остапа в монастырь заставили его вернуться к учебе и тщательно доучиться. Кроме того, Остап был хорошим товарищем, терпел все наказания и никогда не изменял своим. Остап отличался добродушным нравом, но у него не было такого гибкого ума, как у Андрея.

В отличие от Остапа, младший брат Андрей «имел чувства несколько более живые и как-то более развитые. Он также кипел жаждой подвига, но вместе с ней душа его была доступна другим чувствам », в том числе и любви. Любовь очень рано закралась в душу героя и когда однажды Андрей встретил прекрасную девушку, сразу же без памяти в нее влюбился. Именно любовь в будущем сыграла трагическую роль в судьбе этого исправного казака.

В первых боях с врагом и Остап, и Андрей проявили необычную казацкую удаль, умение и храбрость. «О! и это будет со временем добрый полковник!»- говорил Тарас Бульба об Остапе. Не менее радовался Тарас и младшему сыну — Андрею: «И этот добрый — враг бы не взял его! Не Остап, но добрый, добрый также вояка! ».

Но жизнь дружных братьев и их отца изменилась, когда Андрею пришлось случайно узнать, что в окруженном казаками городе живет его возлюбленная, которую он вспоминал несколько лет, находясь в Сечи. Ради нее Андрей перешел на сторону врага, свою Отчизну он променял на любовь, которая стала для него милее Родины, отца, брата и товарищей.

Именно в этом и проявляется роковая разница между старшим и младшим братом. Если смысл жизни Остапа заключался в защите православной веры и Отечества, в служении казацкой делу, то для Андрея главным в жизни стало повеление его сердца.

К сожалению, обоих братьев ждет почти одинаковая трагическая судьба. Андрей, во время битвы на стороне врага встретился с Тарасом, погибает от шашки отца: «Чем бы ни казак был? И по состоянию высокий, и чернобровый, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака! »- Такими словами отец прощается со своим младшим сыном.

Итак, родные братья, которые одинаково воспитывались, впоследствии стали кровными врагами. Но в обоих у них была сильная воля и мужество. И Остап, и Андрей были храбрыми людьми и отдали свою жизнь ради того, что защищали и во, что верили.

Источник

Тарас Бульба: удивительные факты, о которых не рассказывают в школе

Приблизительное время чтения: 19 мин.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» изучают в школе в седьмом классе, и нередко у детей (да и у их родителей) возникают недоуменные вопросы: почему герои повести, казаки-запорожцы — положительные герои? Ведь с точки зрения современных этических представлений их можно считать самыми настоящими разбойниками с большой дороги. А для читателей-христиан встает еще и другой вопрос: в чем заключается христианский посыл «Тараса Бульбы»? На непростые вопросы об этой повести Гоголя «Фоме» ответил в нескольких тезисах доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ Владимир Воропаев.

что случилось с детьми тараса бульбы. Смотреть фото что случилось с детьми тараса бульбы. Смотреть картинку что случилось с детьми тараса бульбы. Картинка про что случилось с детьми тараса бульбы. Фото что случилось с детьми тараса бульбы

Когда детям учителя или родители разъясняют смысл «Тараса Бульбы», то нередко допускают две серьезные ошибки, примитивизируя эту гоголевскую повесть.

Во-первых, это безусловное оправдание ее героев, запорожских казаков. Раз они защищают русскую землю от врагов, раз они защищают русскую веру — то какие могут быть к ним претензии? Они — образец для подражания, ими следует восхищаться, а их, мягко скажем, недостатки особой роли не играют. Такой подход был свойственен советской школе, но встречается и в наши дни.

Во-вторых, это безусловная демонизация запорожских казаков. Они подаются как отпетые бандиты, как кровожадные чудовища, нечто вроде орков из «Властелина колец» Толкина. Весь смысл повести, таким образом, сводится к описанию жестокостей прошлого. Это веяние возникло в 90-е годы на волне критического (а зачастую и некритического) пересмотра традиционных представлений. Кстати, представители такого подхода уверены, что «Тараса Бульбу» вообще лучше исключить из школьной программы, что детям вредно его читать.

Оба подхода ошибочны. А истина лежит даже не посередине, а вообще в другой плоскости. Все ведь значительно сложнее, и чтобы правильно понимать «Тараса Бульбу» (да и вообще гоголевскую прозу), надо сразу настроиться на то, что быстро и просто понять не получится. Придется думать, сопоставлять и разные произведения Гоголя, и биографические моменты, и исторические факты.

Я попробую сформулировать несколько вещей, которые надо учитывать, говоря о «Тарасе Бульбе». Ничего нового, впрочем, не скажу, все это есть не только в сугубо научной, но и в научно-популярной литературе — однако в школе это не всегда рассказывают.

«Тарас Бульба» — это героический эпос. А эпос — особый род литературы, очень отличающийся от того что мы называем сегодня реалистическим произведением. Поэтому нельзя воспринимать героев повести Гоголя как героев реалистического романа.

Что значит «героический эпос»? Это значит, что каждый герой олицетворяет какое-то одно человеческое качество — доблесть, предательство, мужество, коварство, трусость, жестокость, честь, жадность. В эпическом герое нет сложности, нет тех полутонов, которые свойственны героям привычной нам реалистической прозы. Вот есть в таком герое доминирующая черта — и все остальные черты лишь оттеняют эту главную. Скажем, если сын Тараса, Остап, олицетворяет верность долгу, то неважно, насколько он умен, каковы его культурные запросы, каковы его недостатки. Если другой сын Тараса, Андрий, олицетворяет нравственное падение, предательство, то так же не важны его прочие качества.

В эпическом произведении сюжет выстроен так, что столкновение разных героев, символизирующих разные качества, работает на авторский замысел. Поэтому совершенно неважно, где и когда все это происходит, насколько логически непротиворечив ход событий, объяснимы ли рационально те или иные сюжетные повороты. Подходить к эпосу с мерками реалистической прозы — это то же самое, что подходить с такими же мерками к сказке или былине.

Но именно с такими реалистическими мерками школьники (и их родители) воспринимают Тараса, Остапа, Андрия и других героев повести. И

тогда, вполне естественно, возникают ассоциации с бандитами, отморозками, полевыми командирами, террористами и прочими печальными реалиями нашей современности.

Почему так происходит? Потому что хотя «Тарас Бульба» и героический эпос, но внешне он выглядит как историческая проза. Действие происходит вроде бы не в настолько седой древности, как в случае «Илиады» Гомера, и не в толкиновском Средиземье, а в нашем мире. Вроде бы все понятно с местом действия (территория современной Украины) и временем (расцвет польского государства, Речи Посполитой). Вот и тянет читателя воспринимать события в контексте реальной истории той эпохи. Приметы эпоса в «Тарасе Бульбе» надо еще разглядеть.

Более того, говорить, что «Тарас Бульба» это только героический эпос, было бы не совсем верно. В какой-то мере это и историческая проза, и даже реалистическая. Поэтому очень непросто вычленить, где тут проявляется эпическое начало, а где повествование приобретает черты реалистического произведения. Потому так легко ошибиться и, по аналогии с какими-то явно реалистическими моментами (например, бытовыми описаниями), счесть реалистическими и те места, которые на самом деле таковыми не являются, а представляют собой черты героического эпоса.

Действие «Тараса Бульбы» происходит в специально сконструированном под авторскую задачу художественном мире. Все моменты, взятые из реальной истории, играют там роль декораций.

Взять, допустим, время действия повести. Какие это годы? Есть ли в тексте явные привязки? Да! Например, там есть фраза: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников. » Значит, XV век? Не спешите. Там есть и другая фраза, слова одного из эпизодических героев: «А так, что уж теперь гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу». Какой исторический факт тут подразумевается? Гетман Семерий Наливайко, один из лидеров казацкого мятежа в Польше, был казнен в Варшаве в 1597 году — казнен таким вот зверским способом. Значит, XVI век? Снова не торопимся. Ближе к концу повести упоминается, как восставшие казаки пленили польского военачальника, коронного гетмана Николая Потоцкого: «Согласился гетьман вместе с полковниками отпустить Потоцкого, взявши с него клятвенную присягу оставить на свободе все христианские церкви, забыть старую вражду и не наносить никакой обиды козацкому воинству. Один только полковник не согласился на такой мир. Тот один был Тарас». А Николай Потоцкий — это уже XVII век. Коронным гетманом (то есть главнокомандующим) он был в 1637—1646 годах, а описанное в «Тарасе Бульбе» казацкое восстание («поднялась вся нация») более всего соответствует реально случившемуся казацкому восстанию 1637–1638 годов.

Откуда такие «нестыковки»?

Работая над книгой, Гоголь пересмотрел множество летописей и исторических источников. Он прекрасно знал эпоху, которой посвящено его произведение. Но важнейшим материалом, который помог писателю так живописно передать характеры запорожцев, стали народные песни и думы. Как установили исследователи, в «Тарасе Бульбе» нет ни одного значимого эпизода или мотива, которые не имели бы своим источником героические народные песни и думы.

В тексте — не ошибки автора, а намеренное смешение реалий разных эпох. Это было нужно ему именно для того, чтобы дать ощущение эпичности происходящего. События из разных времен сгруппированы вместе — для того, чтобы создать картину противостояния двух сил, двух полюсов, добра и зла — угнетаемых православных русских людей и угнетателей, поляков-католиков.

Как эта картина соотносится с историческими реалиями? На этот счет историки дают разные ответы.

Важно иметь в виду, что когда Гоголь говорит «русские люди», «русская земля», «русская сила», «русская вера» — речь идет не об этнической или государственной идентичности, а о духовной. Во времена действия «Тараса Бульбы» (даже если брать по верхней границе (30-е годы XVII века) России не принадлежали те территории («Украйна»), где происходят описанные в повести события. Эти территории принадлежали Речи Посполитой — мощной на тот момент европейской державе, возникшей благодаря слиянию в XIV веке королевства Польского и Литвы. Герои повести, казаки-запорожцы, были подданными польской короны. Часть этих казаков была реестровыми, то есть считались нерегулярными польскими вооруженными формированиями, обязаны были защищать южные границы Польши — и получали за то определенные привилегии и денежное содержание. Поэтому в реальности русскую землю (то есть русское государство) они, конечно же, не защищали.

При этом казаки-запорожцы — православные христиане, а Речь Посполитая была государством католическим, которое, формально декларируя веротерпимость, в действительности оказывало сильнейшее давление на своих православных подданных, принуждая их принимать католичество или униатство (униатство — попытка скрестить Православие с католицизмом, где от православной веры остались только внешние обрядовые моменты). Гонения на православных людей заключались и в ущемлении прав, и в издевательствах, и в финансовом бремени (например, в необходимости платить деньги за саму возможность совершать в православных храмах богослужения), и, как нередко случалось, в физическом преследовании. Упомянутый в повести эпизод — «Слушайте. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан» — один из множества подобных.

Поэтому периодически случавшиеся на восточных территориях Речи Посполитой мятежи и восстания имели одной из своих причин и религиозную мотивацию — стремление защитить православную веру. Эта мотивация не была единственной — там сплетались многие факторы, и социальные, и экономические (например, не всех казаков брали в реестр, и те, кто туда не попадал, лишался привилегий, им было обидно).

Но Гоголь в «Тарасе Бульбе» намеренно упрощает эту сложную реальность, изображая мир, где, с одной стороны, господствуют жестокие поляки-католики, а с другой, страдают под их гнетом русские люди (напомню, русские — не в этническом смысле этого слова, а люди, исповедующие русскую веру: в средние века это был просто синоним Православия — такой же, как и греческая вера). Гоголь создает художественный мир, так деформирует время и пространство, чтобы в этих исторических декорациях оказалось возможным говорить о том, что ему было крайне важно: о доблести и мужестве, о смысле воинского подвига с христианских позиций.

Суть воинского подвига, с точки зрения Гоголя — готовность отдать жизнь за истину (то есть за истинную веру) и за своих друзей. И такой подвиг могут совершать не только праведники, но и грешники. Ратный подвиг способен спасти человеческую душу, которая иначе погибла бы из-за множества грехов.

Но в том-то и парадокс, что одно не уравновешивает другого. Гоголь, описывая нравы запорожцев, показывает, что они склонны к пьянству, что они пренебрегают соблюдением постов, что они плохо заботятся о находящемся в Сечи храме. «Притом же у нас храм Божий — грех сказать, что такое: вот сколько лет уже, как, по милости Божией, стоит Сечь, а до сих пор не то уже чтобы снаружи церковь, но даже образа без всякого убранства. Хотя бы серебряную ризу кто догадался им выковать! Они только то и получили, что отказали в духовной иные козаки. Да и даяние их было бедное, потому что почти всё пропили еще при жизни своей» — говорит в повести кошевой, то есть выборный предводитель казаков. И уж тем более Гоголь не скрывает присущей казакам жестокости. «Жалобный крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе». Или: «Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя». Вряд ли найдется хоть один читатель, который увидел бы в этих авторских словах одобрение.

Что характерно (и Гоголь это в повести прямо показывает), сама ситуация, в которой приходится умирать, может оказаться следствием греха этих готовых положить жизнь за други своя героев. Например, почему вообще погибли большинство казаков, осаждавших польский город Дубно? Потому что они разделились, часть казацкого войска решила отправиться в набег на татар. Тут у Гоголя явная отсылка к евангельскому «всякое царство, разделившееся в самом себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). Но если уж, так или иначе, перед человеком встает выбор — отдать жизнь за благое дело или струсить, предать, то самопожертвование спасает даже грешную душу.

В этом и проявляется гений Гоголя: он умел в простом, грешном человеке увидеть способность к подвигу, решимость на подвиг. Очень легко осудить героев повести, поставить себя выше их. Но можно, вслед за Гоголем, посмотреть глубже, увидеть человеческую сложность, противоречивость, увидеть, что грех и героизм не уничтожают взаимно друг друга, как щелочь и кислота в химическом опыте, а способны долго сосуществовать в человеческой душе. И неожиданно — для тех неожиданно, кто привык смотреть на всё рационалистически! — в критический момент такой человек совершает подвиг. Примеров, уже не из повести Гоголя, а из реальной жизни, предостаточно. Взять хотя бы подвиг Александра Матросова, закрывшего своей грудью немецкий пулемет. А кем был Матросов до войны? Трудным подростком. И не случись войны, возможно, так и пошел бы по кривой дорожке…

Вообще, Гоголя проблема воинского подвига всегда очень волновала — причем не только как писателя, но в первую очередь как христианина. Позволительно ли христианину убивать на поле брани? Гоголь делал по этой теме выписки из святых отцов, у которых, замечу, не было единого мнения на сей счет. Так, например, святой Василий Великий ввел канон, согласно которому, воин, убивавший в бою, на три года лишался права причащаться. В реальности этот канон не исполнялся (из уважения к воинскому подвигу), но само его принятие говорит о том, что церковное сознание видело здесь проблему. С другой стороны, святой равноапостольный Кирилл приравнивал к христианским мученикам всех воинов, погибших в боях за веру и отечество. Проблема и поныне остается дискуссионной. С богословских позиций ее, кстати, пытался рассмотреть русский философ Иван Ильин в своей книге «О сопротивлении злу силой» (1925 год). Естественно, что свои представления о воинском подвиге Гоголь воплотил и в «Тарасе Бульбе».

Более того, он в каком-то смысле сформировал в отечественной культуре представление о том, что такое подвиг. Естественно, подвиги совершались и раньше, но вот осмысление этого слова по-настоящему произошло как раз благодаря «Тарасу Бульбе». Точно так же, как, например, и до «Ревизора» были самозабвенные вруны, пускающие всем пыль в глаза, но только после гоголевской комедии в обиход вошло слово «хлестаковщина». Явление было и раньше, а представление о нем появилось, когда «Ревизор» вошел в русскую культуру.

Традиционно считается, что «Тарас Бульба» учит патриотизму. И это действительно так — но только с учетом того, что патриотизм Гоголь понимал по-своему.

Для Гоголя патриотизм, то есть любовь к родной земле, неотделим от любви к Богу, то есть от веры и жизни по вере. Он сам писал об этом: «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, — нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова» («Авторская исповедь»). А в письме к своему другу, графу Александру Петровичу Толстому, он высказывается еще яснее: «…нам прежде всего нужно жить в Боге, а не в России. Будем исполнять закон Христа относительно тех людей, с которыми нам придется столкнуться, а о России Бог позаботится и без нас».

Именно такое понимание патриотизма выразил Гоголь и в «Тарасе Бульбе», оно проявляется во всем художественном строе повести. И ее центральный, сюжетообразующий конфликт — предательство, которое совершил сын Тараса Андрий — как раз об этом. История Андрия — это история о том, как одно предательство влечет за собой другое. То, что он пылко влюбился в дочь польского воеводы — это, конечно, не грех. Грех начинается с тех решений, которые принимает Андрий ради своей любви.

Первое, что он отвергает — это веру. Ведь именно разница в вероисповедании была тут главным препятствием. Он православный, она католичка, соединиться браком они не могли, а близость вне брака — несомненный грех что с православных, что с католических позиций. Андрию приходится выбирать, что ему дороже — Православие или прекрасная полячка. Выбирая полячку, он автоматически отвергает Православие. Отвергнув Православие, он отвергает и родину. «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты!» — говорит он своей возлюбленной (которая, кстати, куда более трезво оценивает ситуацию: «тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе»). Отвергнув отчизну, Андрий предает уже и самых близких своих людей — отца, брата, боевых товарищей. Кончается его предательство тем, что он вступает с ними в бой в качестве польского офицера. А началось все именно с отхода от веры, с отвержения Божиего Промысла о себе.

Такое вот «доказательство от противного» Гоголь применяет, чтобы выразить свою мысль: патриотизм — это лишь следствие из главного, то есть из веры в Бога, доверия Богу. Но не будет веры — не будет и патриотизма. Без веры патриотизм лишается своих оснований, его можно отвергнуть с помощью рациональных аргументов (что и делает Андрий, его логика вполне убедительна, если, конечно, вынести за скобки Бога).

В повести «Тарас Бульба» не так-то легко понять, какова позиция автора. Повесть написана от лица некого рассказчика, но было бы ошибкой отождествлять этого рассказчика с самим Гоголем.

От чьего лица излагаются читателю события повести? Кто этот рассказчик? Автор, открытым текстом излагающий свои мысли, дающий свои оценки происходящему? Ни в коем случае! Рассказчик в «Тарасе Бульбе» — это тоже герой, только неявный, безымянный. Местами он говорит то, что мог бы безусловно сказать и сам Гоголь, а иногда почти отождествляет себя c героями повести, казаками-запорожцами с их необузданными нравами. К примеру, можно ли представить Николая Васильевича Гоголя, с веселой усмешкой описывающего подробности еврейского погрома на Сечи?

Как же различить позицию автора? Сразу скажу — это непросто. Позиция автора вытекает из всего строя произведения, она проявляется в сюжетных ходах, в описаниях, в иронической интонации одних мест и лирической — других. А кроме того, она проявляется не только в словах повествователя, но и в словах героев — например, в рассуждениях Тараса о дружбе.

Позволю себе привести эту его речь целиком:

Кто это говорит? Тарас Бульба — или сам Гоголь его устами? Ведь эта речь — пожалуй, квинтэссенция авторской мысли. Такая дружба, такое товарищество, как здесь описано — это ведь ни что иное как воплощение христианской любви — в тех конкретных исторических формах и обстоятельствах.

И еще: чтобы понять авторскую позицию в «Тарасе Бульбе», недостаточно читать только «Тараса Бульбу». Его надо сопоставлять с другими гоголевскими произведениями, потому что между ними есть важные смысловые связи.

И это, кстати, свойственно не только Гоголю. Вот взять Пушкина, «Капитанскую дочку». Где там позиция самого Пушкина? Чтобы ее понять, нужно смотреть на слова всех героев, сопоставлять их, учитывая контекст, учитывая и предыдущее, и последующее развитие событий, учитывая отношения между героями. И нет среди них ни одного, чью позицию можно было бы полностью отождествить с пушкинской. Пушкинская — шире, многограннее.

Вообще, учитель литературы должен привить ученикам понимание того, что художественное произведение — это не слепок с реальности, что у него, произведения, есть свои законы, эстетические. Но если хотя бы чуть-чуть знать и понимать эти законы — тогда понятней станет и окружающая нас действительная жизнь.

Подготовил Виталий Каплан

На заставке: Герасимов А. Тарас Бульба. 1952

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *