что случилось с гагариным в космосе
Загадочная гибель Юрия Гагарина. Куда он пропал
Случайность или заговор?
Юрий Гагарин – легенда, первый в мире человек, совершивший полет в космос. Произошло это, как мы все знаем, 12 апреля 1961 года, когда корабль «Восток-1» с Гагариным на борту вышел в космос и сделал оборот вокруг Земли.
Полет был предельно опасен для Гагарина. До советского руководства дошли слухи о планах США запустить в космос человека 20 апреля. В итоге, в спешке советские инженеры не оборудовали «Восток-1» ни технологиями мягкой посадки, ни даже системой аварийного спасения. Были огромные шансы, что корабль с Гагариным на борту даже не взлетит, и космонавт погибнет на месте.
Тем не менее, полет, который продолжался почти 2 часа прошел успешно. В связи с секретностью, советские СМИ узнали о технологическом прорыве лишь на следующий день, и имя Юрия Гагарина вошло в историю всей планеты.
Спустя 7 лет Гагарин погиб в ходе тренировочного полета при загадочных обстоятельствах. Существуют несколько версий событий.
1. Неверный маневр
27 марта 1968 года Гагарин выполнял тренировочный полет и совершил рискованный маневр, с которым не смог справиться. Согласно данным архива президента РФ причиной катастрофы стал резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения схода в верхний край облачности.
Самолет МиГ-15УТИ врезался в землю вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Гагарин вместе со своим инструктором Владимиром Серегиным погибли.
2. Сближение с другим самолетом
В зоне тренировочных полётов несанкционированно оказался самолёт Су-15. Он разминулся в воздухе всего в 10 метрах от самолёта Гагарина и Серёгина, который вошел в спираль, выйти из которой лётчики не успели.
3. Конфликт с руководством
Гагарин будучи мировой знаменитостью вел большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР. По каким-то причинам у него произошел конфликт с вышестоящим руководством. В итоге, его гибель была фальсифицирована и, вероятно, власти просто арестовали знаменитого, но политически неугодного космонавта.
4. Новый неудачный полет в космос
По одной из версий, Гагарин погиб во время испытаний новой ракеты. Это бросало тень на успехи советской космической программы и руководство просто решило замести следы неудачного эксперимента, придумав полет, которого не было.
В 2013 году космонавт Алексей Леонов рассказал СМИ рассекреченную информацию о последнем полете Гагарина. По его словам, причиной трагедии стал именно неожиданно появившийся самолет Су-15, совершивший опасный маневр.
Гагарину было всего 34, и он был наиболее вероятным кандидатом на то, чтобы возглавить советскую экспедицию по высадке на Луне, которой так и не случилось.
Интересные факты о знаменитом полете Юрия Гагарина:
С 1969 года 12 апреля официально стал Международным днем авиации и космонавтики. Юрий, твою храбрость мы будем помнить всегда. Всей планетой.
«Я горю, прощайте, товарищи!» Великая жизнь и тайна смерти Юрия Гагарина
12 апреля 1961 года история человечества разделилась на до и после, а фотография молодого человека в шлеме впечаталась в память каждого.
Что Юрию Гагарину пришлось испытать во время Великой Отечественной войны? Почему его избивали в училище? Как он исполнил мечту миллионов? Что стало с ним после? И как он погиб?
След войны
Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года и летом 1941-го как раз готовился пойти в школу. Но начавшаяся война изменила эти планы.
Деревня будущего космонавта, Клушино, попала в оккупацию. Его вместе с родными немцы выгнали на улицу, а в семейном доме устроили мастерскую. К счастью, до начала зимы оставшимся без крова людям удалось выкопать в огороде землянку, накрыть ее дерном и выложить печку. В таких условиях, не имея возможности встать в полный рост, семья жила больше полутора лет, до прихода Красной армии в апреле 1943-го.
Сам Юрий Гагарин практически не вспоминал о происходившем в то время, но журналисты и биографы раскопали несколько фактов. Так, комендант мастерской по имени Альберт имел привычку разбрасывать на крыльце конфеты, а когда дети протягивали руку, наступать им на пальцы. Кроме того, немцы заставляли селян работать и однажды, когда отец будущего космонавта Алексей Иванович вступил в пререкания, его выпороли на конюшне.
А незадолго до освобождения немцы увезли старшего брата Валентина и сестру Зою в Германию. Маленький Юра видел, как матери бежали за машиной с детьми, а немцы наотмашь били женщин прикладами.
Избитый и почти отчисленный
Произошедшее не помешало мальчику преуспеть в учебе. В школе он был отличником и, закончив шесть классов, несмотря на протесты семьи, уехал в Москву. Там юноша поступил в ремесленное училище в Люберцах и также окончил его с отличием, получив специальность «формовщик литейного цеха».
Далее его путь лежал в Саратов, в местный индустриальный техникум и, что самое важное, в спортивный аэроклуб, где юноша совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. Всего же в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 стартов.
Само собой, призыв в армию закончился для молодого летчика попаданием в 1-е военное авиационное училище в Чкалове (нынешний Оренбург). Там он также проявил свою энергию и даже был назначен помощникам командира взвода. Однако ретивость новобранца пришлась по душе не всем. Несколько курсантов устроили ему ночью «темную». Гагарин вернулся из госпиталя только через месяц. Три курсанта были осуждены военным трибуналом. Новоиспеченный сержант же ничуть не снизил требовательности ни к себе, ни к товарищам.
Помимо житейских проблем, в училище Гагарин испытал едва ли не главные проблемы на пути к своей мечте летать. По всем дисциплинам он имел самые высокие баллы, но никак не мог освоить грамотную посадку — самолет все время «клевал носом», шел на снижение слишком резко.
Рожденный для космоса
В отличие от авиационного училища, попадание Гагарина в отряд кандидатов для полета в космос произошло сравнительно гладко. В январе 1961 года он попал в группу из шести кандидатов, выделенных в особую группу, готовившуюся по ускоренной программе и вскоре официально получивших квалификацию «космонавт ВВС».
Товарищи Гагарина по отряду вспоминали, что неофициальным лидером он стал еще осенью 1960 года. Тогда сами кандидаты провели в своем кругу опрос: «Кто из шести должен первым полететь в космос?» Не сговариваясь, большинство назвало Гагарина. Если верить этим рассказам, то сам Гагарин указал имя Германа Титова.
«Я горю, прощайте, товарищи!»
Подготовка и старт первого космонавта, естественно, не обошлись без интересных историй и неожиданных подробностей. Так, легендарная фраза «Поехали!» родилась еще на этапе тренировок. Употреблять ее вместо уставного «Экипаж, взлетаю!» при взлете любил летчик-испытатель Марк Галлай, методист и инструктор первого отряда космонавтов.
Галлай, стараясь поддерживать позитивный психологический климат, предпочитал использовать неформальный доклад о готовности к взлету. Именно с его подачи «Поехали!» часто звучало в начале упражнений на тренажере-имитаторе корабля. Сам инструктор в своих записках ссылался на широкую распространенность такой привычки в профессиональной среде летчиков-испытателей и добавлял:
«Неприязнь к шикарной фразе — «Экипаж, взлетаю!» — я почувствовал с тех пор, как однажды услыхал ее из уст летчика, который работал только на легкомоторных самолетах и перед взлетом гордо изрекал ее, адресуясь к «экипажу» в составе… одного человека».
Макет космического корабля «Восток» с третьей ступенью ракеты-носителя «Восток». Фото- Википедия
Оказалось, что до Гагарина никто не знал, как будет выглядеть прохождение плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому космонавт, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд развалится. И только после этого случая узнали, что трение жаропрочной обшивки об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждой посадке.
Пламя от трения об атмосферу при посадке космического корабля «Восход-2». Кадр из художественного фильма «Время первых»
Кадр из художественного фильма «Гагарин. Первый в космосе»
Однако и спокойно повисеть Юрию Алексеевичу не удалось. После катапультирования в герметичном скафандре не сразу открылся вентиляционный клапан, так что Гагарин чуть не задохнулся. Космонавту потребовалось минут шесть (по собственной оценке), чтобы исправить ситуацию. Лишь расстегнув оболочку, с помощью зеркала он вытащил тросик и смог вдохнуть воздух родной планеты.
Также оказалось, что при посадке открылись и основной, и запасной парашюты, что сильно затруднило управление. А когда под ногами замаячила ледяная гладь апрельской Волги, Гагарину пришлось применить все навыки, чтобы избежать крайне неприятного купания. К счастью, предполетная подготовка сделала свое дело — управляя стропами, космонавт увел парашюты и приземлился в 1,5—2 километрах от берега.
Тогда же Юрию Гагарину пришлось написать прощальное письмо на случай катастрофы жене Валентине и двум дочерям. В тот раз оно не пригодилось, но именно это письмо вручили семье почти 7 лет спустя, после гибели первого космонавта.
«В космосе был, Бога не видел»
Тем не менее, отношение Юрия Гагарина к религии является предметом серьезных дискуссий. В собственной книге «Дорога в космос. Записки летчика-космонавта СССР», он писал:
Кроме того, существуют свидетельства и религиозности Юрия Гагарина. Так, Валентин Петров, один из работников Центра подготовки космонавтов, говорил:
«Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещеным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остается наша совместная поездка в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет.
Когда мы пришли в лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Еще даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать».
В статье корреспондента «Известий» Сергея Лескова «Главный полет человека» утверждается:
Гагарин и английская королева
Особенно известным стал визит Гагарина в Великобританию, в рамках которого он встретился с королевой Елизаветой II.
До этого она якобы поддержала гостя, не знавшего принадлежности столовых приборов, и также стала есть одной ложкой. Самой же достоверной историей является та, которая рассказывает, что Елизавета II в нарушение протокола сфотографировалась с космонавтом. Возмущенным придворным она сказала, что Гагарин не обычный, земной человек, а небесный, и потому протокол на него не распространяется.
«Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима»
27 марта 1968 года ничто не предвещало беды. После защиты дипломной работы в академии Жуковского Юрий Гагарин приступил к летной практике — тренировочным полетам на самолете МиГ-15УТИ. В период с 13 по 22 марта 1968 года он совершил 18 полетов. Оставалось еще два.
Роковой старт, выполненный в паре с с летчиком-инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным, также поначалу развивался штатно. Гагарин даже сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь прервалась.
Начавшиеся вскоре поиски обнаружили примерно в 65 км от аэродрома обломки самолета. Утром следующего дня на месте падения самолета были найдены фрагменты тел Серёгина и Гагарина, опознанные родственниками и сослуживцами.
Леонов добавлял, что разгласить эту информацию разрешили только с условиям не называть имени пилота, чей истребитель Су-15, нарушив полетное задание, на сверхзвуковой скорости сблизился с самолетом Гагарина и послал Миг-15 в штопор. Невольный виновник гибели первого космонавта якобы был еще жив, хотя и тяжело болен.
Это резко отрицал один из членов комиссии Арсений Миронов, утверждавший, что полеты всех Су-15 подотчетны, и на тот момент пересекаться с Гагариным не могли.
Общая атмосфера таинственности породила в народе множество конспирологических теорий. Среди них были:
Конфликт с высшим руководством страны. После этого, по одним версиям, была организована гибель Гагарина, по другим — официально объявленная катастрофа была фальсификацией, а Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц.
Существует также версия о «советском лунном заговоре», говорящая, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на учебном самолете, а несколькими днями ранее на отрабатываемом в спешке лунной гонки новом космическом корабле Л1 в полете Зонд-4.
Гибель Юрия Гагарина стала ударом для советских людей. В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства
Семья же Гагарина наконец получила его предсмертное письмо, заканчивающееся словами:
«Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда то еще в детстве прочитал слова Валерия Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.
Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.
Depositphotos
Гибель Гагарина: трагедия с открытым финалом
Прерванный полёт Гагарина
Жизнь лётчика Юрия Гагарина разделилась на две части: до полёта в космос и после. Власть не хотела рисковать символом своего космического триумфа, поэтому высокопоставленные чиновники надеялись превратить Гагарина в некий, хотя и живой, но всё-таки музейный экспонат. В их идеальном мире он должен был путешествовать по разным странам и рассказывать о мощи Советского Союза. Вот только сам первый космонавт с такой ролью был категорически не согласен. Юрий Гагарин неоднократно говорил в интервью, что его сильно тяготит факт отсутствия неба. И он, будучи человеком сильным и упрямым, сумел вернуться к полётам.
27 марта 1968 года произошло то, чего так все боялись. Гагарин погиб. Он вместе с Владимиром Сергеевичем Серёгиным совершал тренировочный полёт на истребителе УТИ-МиГ-15. Произошла авария, в которой оба пилота погибли.
Новость вызвала оцепенение. Никто не мог поверить в то, что Гагарин погиб. Тут же было собрано несколько правительственных комиссий, которые принялись за расследование. Совместными усилиями было собрано 29 томов дела, в которых содержались абсолютно все факты, касавшиеся последнего полёта Юрия Алексеевича. Но окончательных выводов тогда так никто и не услышал. Примерно через полгода работа комиссий была свёрнута. Кремль объяснил это тем, что народ уже «отпустило» и не было смысла лишний раз тревожить рану.
Конечно, отсутствие официальной версии породило множество самых разнообразных слухов и легенд. Например, Николай Рыбкин, который на протяжении долгого времени возглавлял отдел военной контрразведки Звёздного городка, вспоминал, что специальная комиссия от КГБ сначала искала в крушении самолёта американский след. Тогда многие высокопоставленные чиновники вполне серьёзно полагали, что Гагарина из зависти устранили заокеанские диверсанты. Но, конечно, доказательств обнаружить не удалось.
Ещё одна версия гласила, что Юрия Алексеевича устранили сотрудники КГБ. В 1990-х появилась «инопланетная теория». Якобы самолёт с Гагариным и Серёгиным то ли столкнулся с тарелкой пришельцев, то ли они вообще их похитили, ведь останки никто не видел. Затем, когда интерес к инопланетянам в народе пошёл на спад, вылезла версия с алкогольным опьянением. Мол, Гагарин с Серёгиным перед полётом выпили водки, из-за чего и произошла катастрофа.
Согласно версии, которая пользуется популярностью и по сей день, Гагарин якобы погиб раньше. Он был на борту «Зонда-4», который столкнулся с поверхностью Луны. Якобы СССР очень спешил покорить и спутник Земли, чтобы обогнать американцев, поэтому в бой был брошен первый космонавт. Когда же произошла трагедия, срочно объявили, что корабль был беспилотным. А затем и провернули трюк с авиакатастрофой. Главный аргумент приверженцев этой теории в том, что практически не было найдено останков ни Гагарина, ни Серёгина. А то, что нашли, в спешном порядке кремировали.
Алексей Леонов и его правда
Практически сразу после гибели Гагарина свою версию начал активно продвигать Алексей Архипович Леонов — человек-легенда, который первым вышел в открытый космос. Разве можно было ему не поверить? К тому же, Алексей Архипович всегда говорил, что только он один знает правду. По его версии, виноватым в гибели Гагарина был не какой-нибудь американский диверсант и не пришелец, а вполне себе реальный лётчик, который грубо нарушил полётный план. Леонов утверждал, что в том же районе, где проходил тренировочный полёт Гагарина и Серёгина, шли испытания истребителя-перехватчика Су-15. И вот пилот этого самолёта нарушил режим и опустился слишком низко. А затем прошёл в паре десятков метров от крылатой машины Гагарина. Его самолёт вошёл в спираль из которой выбраться не получилось.
Казалось бы, всё. На этом точка. Но нет. Против версии Леонова выступил другой очень авторитетный человек — Арсений Дмитриевич Миронов, член государственной комиссии по расследованию аварии.
Арсений Дмитриевич вспоминал, что изначально среди комиссий по расследованию было негласное противостояние. Одни участники пытались выгородить пилотов, другие — технику. Но на само расследование это не повлияло. Наоборот, было найдено много зацепок, которые позволили хотя бы приблизительно восстановить картину аварии.
По версии Миронова, причиной трагедии стало стечение обстоятельств. Множество мелких факторов, которые сами по себе не могли привести к аварии, соединились, и это стало фатальным. Причиной крушения самолёта стала банальная халатность. Члены комиссии обнаружили девять нарушений инструкции по безопасности полётов. Тут и отсутствие разведчика погоды (предполагались одни условия, по факту были другие), и неисправность радиолокатора с бортовым самописцем, и отсутствие наддува. Не всё гладко и с Серёгиным. По одним данным, у него перед полётом были серьёзные проблемы со здоровьем. Но главное — у него не был отточен навык вывода самолёта из штопора. Да, он являлся командиром полка и Героем Советского Союза, но именно в штопоре он не летал. После трагедии Арсений Дмитриевич запросил лётные книжки, чтобы проанализировать полёты Серёгина. Но ему их не выдавали в течение недели. Произошла внештатная ситуация, к которой никто не был готов. Такого поворота событий банально никто не ждал.
Комиссии так и не пришли к какому-то определённому мнению. Космонавты требовали не порочить имя Гагарина, другие специалисты считали, что именно халатность при организации полёта сыграла роковую роль. Самолёт с Гагариным и Серёгиным вообще не должен был отправляться в тренировочный полёт, учитывая погодные условия. Но их отправили, понадеявшись на «авось».
Скорее всего, правды уже не узнать. Прошло слишком много времени, и слишком много людей не хотели, чтобы истинные причины были обнародованы. Может, верна версия Леонова, а может, и Миронова. А может, прав инженер-полковник Эдуард Александрович Шершер. Он считал, что авария произошла из-за выполнения лётчиками неких фигур высшего пилотажа, которые не были указаны в полётном задании. Из-за сложных погодных условий Серёгин и Гагарин не справились. И самолёт на огромной скорости столкнулся с землёй.
Юрий Гагарин
Лётчик-космонавт СССР, первым из землян побывавший в космосе, Герой Советского Союза
Юрий Алексеевич Гагарин — лётчик-космонавт СССР, первым из землян побывавший в космосе, Герой Советского Союза. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил полет в космическое пространство на корабле «Восток-1», запущенном с космодрома Байконур. После 108 минут полета Юрий Гагарин успешно приземлился в Саратовской области.
Летчик-космонавт стал образцом и легендой не только для жителей СССР, он почетный гражданин заграничных городов и международный общественный деятель. Юрий Алексеевич открыл новую страницу в исследовании космоса и стал символом развития советской науки и авиации. Как мировая знаменитость Гагарин посетил по приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций около 30 стран.
Юрий Гагарин был полковником ВВС СССР (1963), военным лётчиком 1-го класса, заслуженным мастером спорта СССР (1961), членом ЦК ВЛКСМ, депутатом Верховного Совета СССР 7-го и 8-го созывов. 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе во Владимирской области, выполняя учебный полет на самолёте МиГ-15УТИ.
Ранние годы и образование Юрия Гагарина
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года, по документам в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР. (Западная область с центром в Смоленске была образована 1 октября 1929 года на основании Постановления Всероссийского центрального исполнительного комитета СССР от 14 января 1929 года № 116 «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения», ныне Смоленская область).
Семья Гагариных была из крестьян. У них было четверо детей. Юра был третьим ребенком.
Отец — Алексей Иванович Гагарин (1902−1973) — работал плотником.
Мать — Анна Тимофеевна Матвеева (1903−1984) — была работницей молочно-товарной фермы. Она была награждена орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы Народов.
Дед (по материнской линии), Тимофей Матвеевич Матвеев (1871−1918), рабочий Путиловского завода, работал сверловщиком, был революционером.
Детство Юры проходило спокойно. Родители уделяли много внимания детям. Отец любил заниматься поделками из дерева и приобщал к этому детей.
В 6 лет Юра пошел в школу, но через год началась война. Немцы дошли до Клушино, деревня полтора года была в оккупации. Гагарин, уже будучи знаменитым человеком, предпочитал никогда не вспоминать о мрачных временах оккупации. Известно, что фашисты увезли его брата и сестру. К счастью, они вернулись живыми из Германии.
После окончания войны Гагарины переехали в Гжатск. В этом городе Юрий Гагарин продолжил учебу.
В 1949 году пятнадцатилетний Гагарин решил уехать в Москву. В столице у Гагариных были родственники, и мальчик жил у них, поступив в ремесленное училище. Параллельно он учился в школе рабочей молодежи, говорится в биографии Юрия Гагарина в Википедии.
В 1951 году Юрий поступил в Саратовский индустриальный техникум. В период учебы юноша записался в клуб авиалюбителей. Там он впервые узнал о космонавтике, познакомился с трудами Константина Циолковского. Юрий буквально влюбился в идею полетов в Космос.
В 1955 году Гагарин окончил техникум. Но продолжал состоять в клубе авиалюбителей и уже успел самостоятельно выполнить несколько полетов на маленьком учебно-тренировочном самолете.
Карьера Юрия Гагарина в армии
Курсант Гагарин отлично учился, но ему плохо удавались посадки самолета. Аппарат постоянно клевал носом, и из-за того, что требования к обучающимся были крайне строги, было принято решение отчислить Гагарина. Но в этот момент начальник училища, которому не давали покоя загадочные неудачи лучшего студента, обратил внимание на невысокий рост парня и предположил, что именно из-за этого он имеет проблемы с углом обзора во время посадки. Гагарину дали еще один шанс, при этом перед полетом положили на кресло подкладку, увеличившую высоту сидения. Предположение оказалось верным.
В 1957 году Юрий Гагарин окончил училище и начал служить в Мурманской области.
Юрий Гагарин в отряде космонавтов
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о наборе в отряд космонавтов и их подготовке к первому полёту на корабле «Восток-1» было принято в 1959 году. Отбором и подготовкой будущих космонавтов занимались Военно-воздушные силы СССР. Планировалось отобрать 20 кандидатов. 9 декабря 1959 года Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.
Кандидатов в космонавты отбирала особая группа специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя. Психологи обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина:
— Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной.
Юрия Гагарина вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале 1960 года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов.
Из двадцати претендентов отобрали шестерых, ими стали: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. В период с декабря 1960 года по январь 1961 года шестеро кандидатов в космонавты готовились к первому полёту в космос в городе Жуковском. Центр подготовки космонавтов был уже учреждён, но практически ещё не работал, поэтому основные тренировки проходили в одном из филиалов Лётно-исследовательского института (ЛИИ). Позже Центр подготовки космонавтов всем наличным составом перебрался на постоянное место базирования — в Звёздный. Неподалёку, около станции Чкаловской, был создан первый жилой фонд — квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.
Тренировками космонавтов руководил знаменитый лётчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Галлай.
К сдаче выпускных экзаменов 17−18 января 1961 года были допущены все 6 кандидатов в космонавты. Все они проявили во время экзаменов отличные знания. Рассмотрев личные дела, характеристики и результаты экзаменов, приёмная комиссия записала в акте: «Рекомендуем следующую очерёдность использования космонавтов в полётах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович».
25 января приказом Главкома ВВС № 21 все члены группы были первыми зачислены на должности космонавтов.
23 марта 1961 года командиром отряда был назначен Юрий Гагарин.
Исторический полет Юрия Гагарина
12 апреля космический корабль взлетел с советского космодрома «Байконур». Во время запуска с оборудованием возникли серьезные неполадки, поэтому космический аппарат поднялся на сотню километров выше, чем было запланировано изначально. В случае, если бы тормозная система сработала некорректно, корабль вращался бы больше месяца, тогда как пищи и воды на нем было запасено всего на десять дней.
В самом начале подъёма ракеты Гагарин произнёс фразу, которая стала крылатой: «Поехали!». Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. 12 апреля 1961 года, день полёта Юрия Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
Первый космический полёт вызвал огромный интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость.
Юрий Гагарин стал самым желанным гостем не только в Советском Союзе, но и во всех зарубежных странах.
В последующие годы Гагарин вел большую общественно-политическую работу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, работал в Центре подготовки космонавтов и готовился к новому полёту в космос.
Гибель Юрия Гагарина
27 марта 1968 года случилась трагедия. Выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В.С. Серёгина, вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, Гагарин погиб.
Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчёт составил 29 томов и был засекречен. Но суть выводов комиссии была такой: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт самолёт столкнулся с землёй, и экипаж погиб. В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.
Википедия в биографии Юрия Гагарина сообщает, что к 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным Архива Президента РФ, был назван резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край облачности. В условиях усложнённой метеорологической обстановки это привело к попаданию самолёта в закритический режим полёта и сваливанию. Исследования группы специалистов под руководством С.М. Белоцерковского показали, что наиболее вероятной причиной резкого манёвра стало сближение и резкое уклонение от другого самолёта, с возможным попаданием в его вихревой след. Вследствие этого МиГ-15УТИ Гагарина и Серёгина попал в плоский штопор. Находясь в облачном слое, лётчики не могли видеть высоты полёта. Руководствуясь неточными метеорологическими данными и показаниями приборов, лётчики предполагали, что успеют вывести самолёт из падения, но запас высоты оказался недостаточен. После выхода из облачного слоя катапультироваться было уже поздно.
В 2013 году космонавт Алексей Леонов сообщил, что в результате рассекречивания документов следственной комиссии данная версия полностью подтвердилась: в зоне тренировочных полётов космонавтов несанкционированно оказался самолёт Су-15. Пройдя в облаках на расстоянии 10−15 метров от самолёта Гагарина и Серёгина, истребитель, шедший на скорости сверхзвука, возмущённым потоком вогнал их самолёт в спираль, выйти из которой лётчики не успели. Вместе с тем, документального подтверждения версия А.А. Леонова не имеет и доказательно оспаривается членом комиссии по расследованию А.Д. Мироновым.
Личная жизнь Юрия Гагарина
Юрий Гагарин был женат на Валентине Ивановне Гагариной (в девичестве — Горячевой [1935−2020]). Они поженились в 1957 году в Оренбурге. Валентина Гагарина работала в лаборатории Медицинского управления Центра управления полётами. В Оренбурге, в доме, где жила семья Валентины, впоследствии был открыт Музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных.
В семье родились две дочери: Елена Юрьевна Гагарина (1959) — генеральный директор музея-заповедника «Московский Кремль», кандидат искусствоведения.
Галина Юрьевна Гагарина (1961) — профессор, заведующая кафедрой национальной и региональной экономики Российского экономического университета академии им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук.
Внучка Екатерина Элисбаровна Караваева (дочь Елены), училась на историческом факультете МГУ, работает так же, как и мать, в музее-заповеднике «Московский Кремль».
Внук Юрий Константинович Кондратчик (сын Галины) — кандидат экономических наук, окончил факультет государственного управления МГУ, баллотировался в депутаты в 2017 году в Совет депутатов муниципального округа Хамовники от Партии Роста, директор аэропорта г. Хабаровск.