что случилось с капитаном титаника смитом
Английский морской офицер, капитан пассажирского лайнера «Титаник» Эдвард Джон Смит (Edward John Smith) родился 27 января 1850 года в городе Хэнли (Сток‑он‑Трент, графство Стаффордшир, Великобритания).
Его отец, Эдвард Смит, был гончаром, мать, Кэтрин Смит (Марш), работала в банке, а затем открыла вместе с мужем небольшой продуктовый магазин.
Отец Эдварда умер от туберкулеза в октябре 1864 года. Эдвард бросил школу и устроился на работу на фабрику Etruria Forge, большой литейный цех в Сток‑он‑Тренте, где управлял паровым молотом.
В феврале 1867 года Смит отправился в Ливерпуль, чтобы начать карьеру моряка.
В 1869 году он стал учеником на парусном судне американской постройки «Сенатор Уэбер» судовладельческой компании A. Gibson&Co в Ливерпуле, которая специализировалась на грузоперевозках.
В течение следующих лет Эдвард служил на других кораблях компании, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице: в 1871 году получил свидетельство 2‑го помощника, в 1873 году сдал экзамены на 1‑го помощника, став помощником капитана.
В 1875 году Смит получил диплом на право судовождения, через год ему доверили в управление первое судно – грузовой корабль «Лиззи Феннелл». Следующие три года Смит служил на этом корабле, перевозя грузы между Канадой, Великобританией и США.
В марте 1880 года Смит устроился на работу в крупнейшую пароходную компанию Великобритании «Уайт Стар Лайн» (White Star Line). Компания управляла пассажирскими лайнерами, а не грузовыми судами, с которыми имел дело Смит. Поэтому ему пришлось овладевать новыми навыками и в определенном смысле начать карьеру заново. Уже к 1887 году Смит дослужился до капитана и получил в командование корабль «Рипаблик». Управлял также судами компании «Балтик», «Коптик», «Адриатик», «Германик», «Руник» и др.
В 1888 году Смит вошел в состав Резерва Королевских ВМС Великобритании (Royal Naval Reserve) и поэтому мог быть призван на службу в военное время.
В 1892 году «Уайт Стар Лайн» отправила в первый рейс свой крупнейший пароход «Маджестик», выбрав в качестве капитана Смита. С этих пор именно он руководил первыми плаваниями самых больших лайнеров компании.
Во время англо‑бурской войны (1899‑1902) «Маджестик» под командованием Смита использовался для перевозки войск, совершив два рейса к берегам Южной Африки.
За заслуги в англо‑бурской войне правительство Великобритании наградило Смита медалью Transport Medal (ею отмечали офицеров, отличившихся на транспортных судах в этой войне).
Кроме того, он был отмечен наградой Резерва Королевских ВМС Великобритании за 15 лет службы (Royal Distinction).
В 1904 году он достиг звания коммодора (предшествует званию контр‑адмирала).
С участием кораблей под управлением Смита произошло несколько происшествий. 16 февраля 1899 года пароход «Германик», капитаном которого был Смит, перевернулся в Нью‑Йоркском порту. В июне 1911 года лайнер «Олимпик» (один из трех трансатлантических лайнеров‑великанов наряду с «Титаником» и «Британиком») под управлением капитана Смита при маневрах в Нью‑Йоркском порту повредил буксир.
В сентябре того же года возвращавшийся из Америки «Олимпик» столкнулся с британским крейсером «Хоук» в порту Саутгемптона. Компанию «Уайт Стар Лайн» признали виновной и заставили выплатить компенсацию.
К 1912 году Эдвард Джон Смит проплыл уже около 2 миллионов миль, командовал 14 кораблями. Из‑за высокого ранга этих кораблей и их пассажиров его называли «капитаном миллионеров».
Смит построил успешную карьеру: компания доверяла ему вести в первое плавание свои флагманские корабли, пассажиры и команда отзывались о нем с большим уважением, чаще его звали просто E.J. (Э.Дж.). Некоторые пассажиры соглашались отправиться в плавание через Атлантику только на корабле, которым управлял капитан Смит.
10 апреля 1912 года лайнер «Титаник», капитаном которого был Эдвард Джон Смит, вышел в свое первое и последнее трансатлантическое плавание из Европы в США.
Существует мнение, что этот трансатлантический круиз должен был стать последним в карьере капитана Смита, после него он намеревался уйти в отставку. Однако в официальном сообщении «Уайт Стар Лайн» было заявлено, что он будет работать и после возвращения «Титаника» из трансатлантического плавания.
14 апреля в 23:40 «Титаник» столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул.
15 апреля 1912 года капитан Смит ушел на дно вместе с «Титаником», не сделав попытки спастись. Его тело не было найдено.
Эдвард Джон Смит был женат на Саре Элеаноре Пэннингтон, вместе они воспитывали дочь Элен Мэлвилл Смит.
В 1914 году в городе Личфилде (графство Стаффордшир) дочь Эдварда Джона Смита открыла ему памятник (скульптор – леди Кэтлин Скотт, вдова знаменитого полярного исследователя Роберта Фалкона Скотта).
В городе Хэнли, где родился капитан Смит, установлено несколько именных табличек в его честь.
Эдвард Смит — был ли виноват капитан «Титаника»?
Когда знакомишься с историей легендарного «Титаника», поневоле обращаешь внимание на огромное количество статей и книг об этом лайнере. А вот о капитане написано совсем немного. Мне показалось, что несправедливо обходить вниманием этого человека. Как же жил Эдвард Смит, что разделил судьбу своего знаменитого судна?
Мечта о море
Эдвард Джон Смит родился в 1850 году в Великобритании. Семья Смитов проживала в провинциальном городке Хэнли. что находится в графстве Стаффордшир. Мать Эдварда занималась финансовыми делами в одной из британских контор и была успешным банкиром. Я думаю, именно эти качества в дальнейшем помогают начать своё дело и открыть небольшой продовольственный магазинчик.
Отец мальчика, как и многие главы семейств, мечтал, что сын продолжит его дело. Как думаете, кем он был? Нет, не моряком, а… гончаром. Вот только Эдвард уже с самого детства был пленён морскими просторами и грезил о плавании на большом корабле. Впрочем, это не мешало ему помогать отцу, делая простые гончарные изделия.
Эдвард Смит
Первая работа
Возможно, Эдвард так и остался бы помощником гончара, но тихая жизнь семейства рушится, когда отец умирает от туберкулёза. Двенадцатилетний Эдвард уже не может продолжать своё обучение – он должен искать работу.
Юноша устраивается на одну из многочисленных фабрик, что недавно открылись в регионе. К молодому рабочему внимательно присматриваются, а когда понимают, что он «толковый парень», даже назначают ответственным за работу парового молота.
Представьте себя на месте Эдварда: он рад заработку, но ведь есть совсем иная жизнь, о которой он мечтает с детства. Он недоволен своей жизнью и по-прежнему грезит об океане. А его сводный брат, что гораздо старше Эдварда, часто рассказывает о морской службе, что так манит юношу.
Встреча с морем
Счастливая возможность выпадает Эдварду, когда он узнаёт, что может посетить Ливерпуль. На собранные средства он отправляется в город-порт. Мне даже сложно представить воодушевление парня, который наконец, после пары лет обучения, оказался на судне «Сенатор Уэбер» — это действительно исполнение самой заветной мечты. Компания, которой принадлежит корабль, занимается перевозкой грузов. Работа моряков на судне непростая, но Эдварду это кажется пустяком.
Рвение и сообразительность юноши не остались незамеченными. Как вы догадались, его вскоре ждёт повышение, а на пятый год работы в море получает должность помощника капитана. Вскоре Смит уже сам становится капитаном судна «Лиззи Феннелл», которое также перевозило товары, а весило почти 1000 тонн. Около трёх лет Смит пересекает океан, развозя грузы в США, Великобританию и Канаду.
Любимец фортуны
То, о чём ранее Смит не мог и мечтать, наступает в 1880 году. Что это? Его принимают в компанию «Уайт Стар Лайн», которая в то время считалась крупнейшей среди судоходных фирм. Хочу заметить, что компания эта ещё была одной из самых престижных в мире.
Правда, не всё так просто. Смит вынужден начать всё с «нуля», потому что управление грузовым и пассажирским судном имеет серьёзные различия. Этот эпизод жизни Смита поневоле вызывает уважение к нему – он борется и побеждает.
Смит повторяет весь свой путь сначала, работает в должности простого матроса, а затем постепенно поднимается выше. Согласитесь, не каждому такое по силам. В 1887 году он вновь стоит на капитанском мостике. Кстати, в этом же году он женится на Саре Пеннингтон, в браке с которой у него появляется дочь.
Успехи и сложности
Счастливый 1887 год только начинает карьеру знаменитого капитана. Через несколько лет Смит становится капитаном «Маджестика», который на тот момент был одним из самых крупных судов. Именно с этого корабля Смит становится «капитаном гигантов». Сначала кажется, что служба Смита была безоблачной, но давайте рассмотрим некоторые случаи.
Иногда на его судах случались аварии или непредвиденные ситуации. Так, в ливерпульском порту произошёл пожар на «Балтике», а позднее сел на мель «Адриатик». Не менее известным был случай столкновения гигантского «Олимпика» с военным британским кораблём.
Однако репутация Смита была безупречной, он пользовался уважением как экипажа, так и своих пассажиров. Как вы уже догадались, на должность капитана нового корабля, что должен был стать легендой, был назначен именно он – Эдвард Смит.
Слева направо: первый офицер Уильям М. Мердок, главный офицер Джозеф Эванс, четвертый офицер Дэвид Александр и капитан Эдвард Смит на корабле «Олимпик»
Судьба, разделённая с «Титаником»
В апреле 1912 года Смит становится у капитанского руля великого «Титаника», который был на первых полосах всех британских газет. Гигантский лайнер водоизмещением 52310 тонн, со скоростью до 25 узлов и силовой установкой в 55000 лошадиных сил, стал легендой.
Если сказать проще для визуального представления, то корабль этот был длиной 269 м, шириной более 28 м, а высота от киля до верхнего края труб составляла 53м.
Хочу заметить, что надёжность корабля подчёркивали не только его техническими характеристиками, но и опытом известного капитана. Как все мы знаем, немало ошибок, допущенных экипажем, конструкторами и всеми, кто халатно отнёсся к безопасности «Титаника», стали причиной трагедии, что произошла после столкновения с айсбергом. Была ли в этом вина капитана?
Как утверждают эксперты, Смит всё делал правильно, но он не мог изменить судьбу своего судна, которую разделил с ним. Версий о его гибели несколько. Кто-то рассказывал, будто он застрелился, кто-то из спасшихся утверждал, что видел в воде уже после затопления «Титаника».
Меня поразило, насколько точно был показан Эдвард Смит в нашумевшей кинокартине о «Титанике» (это доказывают старые фото Смита). В ней мы как раз можем видеть одну из версий гибели знаменитого капитана. В момент смерти, как и на протяжении всей своей жизни, он не хотел расставаться с океаном, в котором навсегда осталась его душа.
Реальные истории пассажиров «Титаника» (51 фото)
10 апреля 1912 года из Саутгемптонского порта в свое первое и последние плавание отправился лайнер «Титаник», который спустя 4 дня столкнулся с айсбергом. О трагедии унесшей жизни почти 1496 человек мы с вами знаем во многом благодаря фильму, но давайте познакомимся с реальными историями пассажиров «Титаника».
Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым.
После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану «Титаника» указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.
Уильям Эрнест Картер сел на борт «Титаника» в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.
Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.
Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.
21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на «Титанике» вместе со своей хозяйкой в первом классе.
На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда «Титаник» начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.
Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно «Карпатия», на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.
Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.
Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда «Титаник» полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.
В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.
Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним
Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.
На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.
Обычно два состава оркестра «Титаника» работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.
Один из спасенных пассажиров «Титаника» напишет позже:»В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы».
Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались «сиротами Титаника», до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.
Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на «Титанике».
Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.
Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.
В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..
Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего «Титаника» вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.
Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на «Титанике» перед столкновением с айсбергом. «Для меня это много значит», – признавалась она в интервью.
Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.
Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. «Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер».
Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет «прекрасный опыт».
До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера «Олимпик», который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.
И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт «Британика», который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.
В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.
Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на «Титанике», но и на «Олимпике» и «Британике» (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.
21 апреля 1912 года «New York Times» опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на «Титанике» во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.
Среди пассажиров «Титаника» был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.
Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании «Уайт Стар Лайн» Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.
Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба «Титаника » отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.
Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: «Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены».
Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.
Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину «Порт Плимут». Его тело после крушения так и не было найдено.
Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на «Титанике». Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.
После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с «Титаника».
Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда «Титаник » начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца