что случилось с каспийским грузом
Что случилось с каспийским грузом
В спорте есть такая поговорка: «Везёт тем, кто везёт». К окончанию нулевых годов и началу десятых в задающих тренды слоях российского общества окончательно прошла мода на риторику криминального толка, которая в странах бывшего Союза представляла из себя скорее возвеличивание и прославление уголовных представлений о жизни и её законах, чем сугубо эстетический взгляд на происходящее.
Вместе с уходом такой моды улетучилась как дым популярность большинства артистов, прославляющих и продвигающих уголовные воззрения. В жанре, именуемом в нашей стране шансоном? больше не появляются знаковые артисты, а из текстов русских рэперов вдруг пропали «подъезды-девятки-мусора-принимали». И вот именно в такой момент начала обретать популярность группа «Каспийский груз». Рингтоны для зоны пошли в народ тогда, когда востребованность у широких масс на такую музыку была совсем не очевидной.
«Каспийский груз» начал свою деятельность, когда это было совсем не модно, а заканчивает сейчас, когда интерес к криминальному миру и всему его окружающему снова возрос до небывалых высот, и про «фартук-в масле-оливье» слышали сейчас многие.
Мода вернулась, «Каспийский» распался, колесо сансары совершило оборот.
Жанр не актуальный, легкости до примитивизма в тексте нет, а манера исполнения нарочито замедленная, задумчивая и как бы слегка ленивая, в отличие от любимых народом разудалых и надрывных нот в голосе. Казалось бы, всё было против того, чтобы молодые исполнители оказались услышанными. Но наперекор всем обстоятельствам дуэт быстро обрёл популярность. В чём может быть секрет успеха при таких изначально не явных стартовых возможностях? Он может быть только в одном — они настоящие (прямо как в рекламе).
Люди, не пытающиеся подравнять свою позицию под нравы общества, парни, одинаково честно говорящие как о тотальной потере доверия к людям, так и о простых радостях отцовства. И эта «настоящесть» сопровождала творчество дуэта от начала и до самого конца — вспомните их свежие треки и насколько они порой отличались от привычного творчества ребят. Зная, что уходят со сцены, Анар и Тимур не поддались соблазну максимально похайпиться на этом событии и запулить в народ то, что от них ждут всегда. Вместо этого они сделали то, чего хотелось самим —привнесли нечто новое в своё творчество и вдоволь поэкспериментировали напоследок.
При всём этом творчество «Каспийского» обрело популярность как у самых простых парней с района, так и у современной интеллигенции и хипстеров. Потому что истории из песен понятны всем — вот ты злишься на несправедливость правоохранительной системы, а вот сидишь и переживаешь, чтобы действительно доехала и обязательно написала.
Немалую долю успеха составило разнообразие мотивов и историй, при всей, казалось бы, стилистической очевидности. Это парни, которым одинаково хороши шли как пиджаки, так и треники.
Если эпоха Высоцкого — это музыка за разговорами на кухне, то творчество «Каспийского» — это музыка с сигаретой на балконе. Такая вот современная итерация истинно народных мотивов в задумчивом обличии.
Истории, рассказанные в треках, очень легко визуализируются, настроение героев передается тебе, фантазия слегка дополняют картину для полноты — и вот ты уже действительно смотришь кино в исполнении Тимура и Анара. Кино с захватывающим сюжетом, играющем на контрасте жесткости и лиричности. Это кинематографичность в самом своём первозданном виде — когда хочется смотреть, но не хочется участвовать, место стороннего наблюдателя устраивает полностью, хоть и каждый второй-третий трек про то, что пережило большинство из нас.
Появившись из ниоткуда, бакинцы завоевали уважение не только среди слушателей, а также среди своих коллег, причём самых известных и именитых в индустрии. Это привнесло в творчество новые мотивы, хотя никак нельзя сказать, что гости на треках «Каспийского» делали погоду — основой всегда оставалось творчество самого дуэта.
Заход на Олимп отечественного хип-хопа напомнил движение танка — так же уверенно идущего в лоб при отсутствии шансов изменить его траекторию. А вот уход со сцены — с высоко поднятой головой, со щитом. Уйти вовремя, на пике своих возможностей и будучи безусловно востребованными — это ли не есть «настоящесть» и сила характера, трезвая оценка всего происходящего. Действительно, лучше оставаться в памяти людей народными героями, которые могли бы ещё и ещё, но. Это достойнее, чем превратиться с течением времени в пародию на самих себя, когда усталость от творчества, жанровых рамок да и вообще — друг от друга или приведёт к забвению. Или, что ещё хуже, превратиться в аналог современного Centr’a со поливанием друг друга грязью и бесконечными разбирательствами и комментариями про напарников.
Большое влияние на творчество Анара и Тимура оказал возраст. Успех пришёл к ним уже в зрелые годы, что не могло не сказаться на лирике, уровне текстов, мыслей, вкладываемых в творчество и тем, затрагиваемых в треках. Как ни крути, понимание некоторых вещей в жизни, как и желание поговорить о них, приходит только на определённом возрастном этапе, так как в более раннем возрасте тебя либо заботят совсем иные моменты, либо ты просто не можешь всесторонне их осознать. В бакинском дуэте их возраст также стал одним из весомых факторов успеха и оказал существенное влияние на стилистику.
Опыт прожитых лет и увиденного в жизни позволил делать тексты художественно-литературными, а треки в целом — цельными и законченными.
Начав карьеру в местах, где рэпа совсем мало и он отнюдь не в тренде (по собственным признаниям артистов), выпуская лирику вперемешку с криминальной тематикой, когда она была совсем не в моде, парни, наперекор всем обстоятельствам, зажгли свою звезду невероятно ярко.
И даже их уход, как собственно и становление — история абсолютно собственная и отличающаяся от всех других. Бакинцы не стали мастодонтами отечественной рэп-сцены, большинство из которых выступали в лохматые года, а сейчас почти не выпускают ничего годного и живут большей частью за счёт имени (за редким исключением). Точно так же «Каспийский» не оказался на проверку кометой, как большинство новой школы, быстро промчавшись на волне мейнстрима и столь же быстро исчезнув (за ещё более редким исключением).
Нет, в отличие от всех вышеперечисленных, ребята отличились и здесь. Уйдя в расцвете и напоследок слегка поддав жару в топку негодования слушателей, выпустив несколько совсем не характерных треков, «Каспийский груз» создал прецедент в индустрии, который вряд ли кто-то сможет в ближайшее время повторить. Потому что у некоторых не хватит на такое духу, а у иных — популярности уровня КГ.
«Каспийский груз» — показатель того, что даже в современном мире можно стать популярным и завоевать уважение, не участвуя в скандалах, не ища беспрестанно хайпа, избегая современных рэп-тусовок, не поливая бесконечной грязью коллег по сцене да и вообще всех подряд, и даже не вкладывая большие деньги в искусственную раскрутку своего творчества.
Мне очень запомнился один из ответов ребят в нашей почившей рубрике «Вот что я люблю»:
Лучшее, что я купил себе в этом году
Брутто: BMW 528.
ВесЪ: 6 рулонов обоев.
Как любой популярный исполнитель, бакинцы не избежали своих персональных хейтеров, другой вопрос, что, в отличие от других, неприятие их творчества точно исходит из вкусовых предпочтений, так как обвинить дуэт в следовании конъюнктуре никак нельзя — парадигму они задавали сами.
И как бы кто не относился к творчеству «Каспийского», грустно признавать, что ушли ещё одни представители тру-рэпа, которые говорили о близком и настоящем.
«Каспийский груз»: биография, состав группы
Группа «Каспийский груз»: YouTube / Каспийский груз
Одним из первопроходцев и самых ярких представителей русского рэпа была группа «Каспийский груз». К успеху ее участники шли долгие годы, экспериментируя со звучанием и применяя новые музыкальные приемы. О составе группы, ее творческом пути и распаде подробно расскажем далее.
«Каспийский груз»: биография и состав группы
Биография группы «Каспийский груз» берет отсчет с 2000 года, когда два друга из Баку увлеклись музыкой. Особенно парней интересовал хип-хоп — музыкальное направление, о котором в то время в Азербайджане знали немногие. Долгое время музыканты воспринимали творчество как хобби и не думали о профессиональном развитии в этой сфере. Расскажем о коллективе подробнее:
«Каспийский груз»: участники группы
Состав группы «Каспийский груз» оставался неизменным все годы ее существования:
Парни дружили со второго класса. В музыкальных школах не учились, грамоту и игру на музыкальных инструментах осваивали самостоятельно. В те годы рэп был абсолютно новым жанром в Азербайджане, спросить совета или помощи было не у кого. Поиск своего стиля занял у ребят около двенадцати лет:
Почему группу назвали «Каспийский груз»? История названия — на поверхности: родной город музыкантов Баку расположен на побережье Каспия. Здесь находится крупный портовый узел, через который проходит множество грузов. Однажды они написали песню «Каспийский груз», текст забраковали, а вот название понравилось.
Долгое время творчество не приносило практически никаких денег. Зарабатывали на жизнь по-другому:
В 2011-м пришло осознание, что нужно менять приоритеты. Ребята стали больше уделять времени музыке, записывать треки, продвигать их в социальных сетях и на YouTube.
Группа «Каспийский груз»: YouTube / Каспийский груз
Группа «Каспийский груз»: творческий путь
В 2013 году вышел первый альбом группы «Рингтоны для зоны», работа над ним длилась полгода. Треки записывали в самодельной студии, на балконе квартиры Анара.
Альбом вызвал резонанс в творческом сообществе: одни восхищались искренней подачей, другие высказывали критику. Но главным было то, что интерес к группе вырос. Помог в этом уже знаменитый на то время рэпер Guf: артист поддержал ребят в соцсетях и даже позвал их в Москву. Вместе музыканты записали композицию и сняли клип «Все за один доллар».
Кроме того, «Рингтоны для зоны» заняли четвертую позицию среди лучших сборников 2013 года по версии одного из известных интернет-порталов о рэпе. Это был отличный старт для начинающих музыкантов.
Наконец, наступила светлая полоса в творческом пути дуэта «Каспийский груз». Альбомы выходили один за другим:
Этот альбом примечателен измененной тематикой: нет треков о братве, стволах и лихих 90-х. Парни читают о том, что нужно переходить к нормальной жизни, искать жену, воспитывать детей.
Изменилась и музыкальная составляющая: на смену жестким битам пришел драм-энд-бэйс и фрагменты из цыганского хора. На удивление, перемены не оттолкнули поклонников, а даже наоборот. По итогам года сборник вошел в десятку самых продаваемых альбомов.
ВесЪ: YouTube / Каспийский груз
Распад группы
В 2016 году вышли еще два альбома — «The Брутто» и «The ВесЪ». Правда, это были сольные работы Тимура и Арана. Уже тогда стало понятно, что у артистов разные взгляды на творчество. В сентябре 2017-го поклонники дождались совместного альбома «Саундтрек к так и не снятому фильму». Но, к сожалению фанатов, он стал последним.
В интервью артисты признавались, что стали жертвами творческого кризиса. «Выписались», — объяснил распад группы Брутто. Также парни отмечали, что криминальная эстетика ушла в прошлое, а они хотели бы уйти на пике. В 2018 году дуэт отправился в прощальный тур по России. В рамках проекта музыканты дали несколько концертов в США.
Вскоре и Аран, и Тимур вернулись на сцену, но уже с сольными проектами:
Осенью 2020 года «Каспийский груз» временно воссоединился. В честь пятилетия альбома «Сторона A / Сторона Б» рэп-дуэт отправился в юбилейный тур, чтобы исполнить любимые песни поклонников.
«Каспийский груз»: песни
Творчество «Каспийского груза» связывают с так называемой криминальной романтикой. Музыканты описывали нелегкую жизнь 1990-х, но в то же время в их треках присутствует ностальгия по тому времени — не по беззаконию, а по уважению и настоящей дружбе.
Тексты песен были искренними и правдивыми настолько, что поклонники до сих уверены: оба участника «привлекались». Однако сами артисты утверждали, что за решеткой не бывали.
Несмотря на тюремную тематику, творчество «Каспийского груза» не имеет отношения к шансону. Брутто признавался, что ему ближе по духу термин «бардовская песня».
Брутто: YouTube / Каспийский груз
Анар и Тимур стремились выражать в песнях глубокий смысл, создавать качественную и глубокую музыку. В треке «Все за один доллар», записанном с Гуфом, услышите отрывки из романа Солженицына «В круге первом». Ребята хотели, чтобы их слушатели заинтересовались классической литературой и прочитали произведение.
Участники «Каспийского груза» не были заинтересованы в том, чтобы создавать легкие незатейливые треки. Они тщательно подходили к написанию текста и подбору аккомпанемента, использовали необычные решения:
Качественные видео к песням — это еще одна отличительная черта группы «Каспийский груз». Клипы снимали в той же стилистике, что доминирует в песнях. Вот самые популярные работы группы:
Под конец своего существования группа много экспериментировала, не боясь менять тему и звучание. Так, в их творческом арсенале есть не только треки о бандитской жизни, но и лирические композиции.
Сейчас каждый из «каспийцев» следует по своему творческому пути. ВесЪ сменил формат, в то время как Брутто продолжает дело бывшего дуэта. Но кто знает, возможно, однажды мы снова услышим их совместную работу.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Каспийский Груз: почему уход группы — к лучшему
К черту рецензию, предлагаю эксперимент: включите подружке песню с дебютного альбома Каспийского Груза, а следом — «Mademoiselle» с только что вышедшего «Саундтрека к так и не снятому фильму». Спросите, какая группа ей больше понравилась. Объясните, что записаны они одними и теми же людьми. Опишите в комментариях ниже реакцию.
За 5 лет своего на редкость плодовитого существования дуэт из Баку превратился в одну из самых популярных групп жанра. Бытописатели-острословы с узнаваемым стилем, которых заценили сперва серьезные мужчины на серьезных тонированных машинах, а потом и их спутницы. Казалось, с каждым релизом круг слушателей расширяется, но после двух сольных работ, зародивших в сердцах поклонников опасения о возможном расколе внутри коллектива, последовала информация, что новая пластинка для Каспийского Груза станет прощальной. Как результат это избавило артистов от необходимости соответствовать ожиданиям своей фанбазы и попросту дало карт-бланш на эксперименты. Их, как мы уже видели, старый слушатель дуэта не понял и не принял.
Брутто, спродюсировавший большую часть материала, конечно, оттянулся: мумбатон, новый R&B, минимал-трэп, олдскульный бумбэп — тут есть всё. Чтобы оправдать жанровый разброс, придумана концепция, якобы этот альбом — музыка к несуществующей криминальной драме. Ну прямо как у Скорсезе, когда один из героев приходит к бывшим компаньонам и предлагает провернуть еще одно, последнее дельце. Имеется и что-то вроде сценария, где расписано, какая песня какому эпизоду соответствует («детство героев», «тюрьма. переосмысление» и т.д.). О такой концепции можно и не догадываться, не читай вы интервью или пресс-релиз, но сюжет, пускай и в очень общих чертах, проступает.
Звук обновился, а герой Каспийского Груза остался все тем же: не самым законопослушным резидентом широт, когда-то обрисованных группой как «Огнестрельский район, поселок Шмаляево». О мире таких людей, которые «собирают свой урожай, угрожая», об их страхах и надеждах дуэт написал десятки песен — и до сих пор умудряется найти новые подходы, новые решения, новые драмы. Я вот подумал, что часть необоснованного хейта к творчеству Каспийского Груза всегда произрастала из того, что их герой — ну совсем не модный, скорее сошедший из трехкопеечных криминальных сериалов НТВ. Часть куплета Брутто из песни «Герои нашего времени» кажется метафорой, это обыгрывающей. С актуальным саундом это уже не так бросается в глаза.
Никуда не делись и шедевральные панчлайны, этот фонтан по-прежнему неиссякаем. Если выбирать любимое, то у ВесЪа это «С пугачом за спиной, как под фанеру Пугачева / Непрофессионально, Вась, но вроде шоу удалось», а вот у Брутто: «Мы не зависаем, мы висим на волоске, как чурчхела / Мой дом между адом и раем, я называю его church-hella». Последнее — мой фаворит в номинации «Строчка года».
В репертуаре группы особняком всегда стояли трогательные, прошибающие на слезу вещи вроде «Доедешь-пиши», «Город невест» или «Детство». Теперь к ним добавляется и «Греет», первый куплет которой — передающее запахи и полутона самое настоящее кино, а куплет ВесЪа — остроумная добивка, закрывающая тему. Эта песня лучше иных показывает, что они по-прежнему могут отлично звучать вместе, но по ходу релиза не отпускает мысль, что как музыкантам им уже интересны совсем разные вещи. ВесЪ органичен в амплуа колючего, не лезущего за резким словцом в карман элемента, а Брутто — наоборот, романтик, умеющий и стремящийся вызывать у слушателя сочувствие и понимание.
Каспийский Груз сейчас — это дуэт людей, смотрящих в разные стороны.
Поэтому я даже в каком-то смысле рад, что почитаемая мною группа уходит. Они очень любят рассказывать истории, а в историях ведь крайне важен красивый финал, которыми нас не балуют рэп-коллективы, на излете лет, как правило, превращающиеся в пародии на самих себя или чего еще хуже — соперников на Versus, отбрасывая тень на собственные достижения и светлую память.
О сольных проектах Брутто и ВесЪ пока даже не заикаются, но кто поверит, что артисты их калибра и творческой формы могут вот так просто уйти? А там, чем черт не шутит, может, и реюнион произойдет. Уверен, даже хейтерам этого бы хотелось. Знаете, как это бывает — ну прямо, как у Скорсезе. Когда один из героев приходит к бывшему компаньону и предлагает провернуть еще одно, последнее дельце.
Брутто — о распаде Каспийского Груза и альбоме «ГАДДЕМ»
«ГАДДЕМ» — первый альбом участника Каспийского Груза, выпущенный после того, как группа объявила о приостановке деятельности в 2017 году. В нашем интервью Брутто рассказал о творческом кризисе и старте сольной карьеры, своем отношении к новому рэпу, онлайн и оффлайн-баттлам и многом другом.
О знакомстве с хип-хопом
Первый рэп, который появился в Азербайджане, — это 2Pac. Огромное количество ребят, не знавших ни английского, ни русского, выучили наизусть «Hit ‘Em Up». Потом я открыл для себя Biggie и всю сцену конца 1990-х. Меня однозначно вдохновляли Wu-Tang и все, что с ними связано. Мы искали ребят типа Killarmy и Gravediggaz. Еще я люблю Busta Rhymes — обожаю его альбомы, не могу слушать просто отдельные песни. Точно так же, альбомами, я слушаю Redman.
Сначала тебя впечатляет техника. Потом, когда ты становишься старше, тебе хочется слышать слова, которые с тобой ассоциируются. Поэтому чуть позже в моем плейлисте появился 50 Cent — человек, который символизирует конец эпохи старого рэпа и начало эпохи ньюскула. У него были и слова, и панчи.
О никнейме
Мы решили выбрать никнеймы, связанные с весом, исходя из названия Каспийский Груз: ВесЪ и Брутто. Было бы логично назваться Брутто и Нетто, но меня было бы всегда больше.
Название Каспийский Груз тоже появилось очень просто. Когда я писал инструменталы в начале нулевых, я их всегда называл, просто стукнув по клавиатуре. Потом я понял, что в этой куче минусов ничего не могу для себя отыскать. Тогда я начал называть их конкретно — словами, словосочетаниями. Был какой-то инструментал, который назывался «Каспийский груз». Когда я его слушал, мне представлялись баржи, незаконные движухи — что-то из голливудского кино.
Когда мы подбирали название для нашего дуэта, мне попался этот инструментал. Каспийский Груз — это звучное название, которое отражает, откуда мы (Баку — это побережье Каспийского моря). Раз это Груз, значит, внутри что-то есть — законное или незаконное.
О распаде Каспийского Груза
Мы пришли к общему мнению, что реально исписались, и через годик-два будем не особо нужны публике. Меняется мода, тренды, звучание, люди стали уделять меньше внимания словам и больше — вайбу.
На меня влиял еще один фактор. Когда я раньше писал куплет, с трудом и со скрипом, ко мне приходило ощущение полного удовлетворения и непонятное чувство: как я вот так взял и вышел на эту тему? Так было в 2013-14-15 годах, но потом это чувство потихоньку тускнело. В конце 2016 года я вообще не получал никакого удовольствия от этого процесса. Мои тексты меня вообще не удовлетворяли, и это было показателем.
Параллельно у меня были мысли по поводу Майка Тайсона и кучи разных спортсменов. Я думал: «Братан, если бы ты вовремя ушел, ты бы был звездой в моем сердце. А сейчас ты снимаешься в массовках, идешь как мальчик для бития на какие-то стремные ринги».
Все эти мысли подтолкнули меня поговорить с Анаром и закончить на хорошей ноте. Мы договорились, что, если в будущем у нас какая-то чакра откроется, мы продолжим. Он полностью со мной согласился.
О творческом перерыве
Я тратил время на семью, отдых, ремонт одной квартиры, другой квартиры. У меня маленькая дочка, поэтому я просто чувствовал себя отцом и был счастлив. И сейчас, естественно, счастлив. Я очень рад, что я не пропускаю важные моменты в жизни своей семьи. Моя дочка сейчас в таком возрасте, что каждый день выдает что-то новое. Когда ты это замечаешь, твоя жизнь играет другими красками.
О сольной карьере
После того, как мы объявили, что заканчиваем карьеру, мне поступило несколько предложений по гострайтингу, но я ничего не смог написать. Мне комфортнее писать в своем образе. Когда я выхожу из него, я абсолютно простой, закомплексованный, скромный парнишка.
Прошло время, и абсолютно нечаянно я написал песню «Шаде».
Это было на гастролях: после концерта я пришел в свой номер и не мог заснуть. У меня на телефоне не было инструменталов, только чужие песни. Был альбом Sampha — очень крутого певца и композитора, сотрудничавшего с Дрейком. Я с особым трепетом слушал его песни, потому что он потерял маму, переехал в лес и перевез туда все свое оборудование. Там он записал альбом «Process», полностью свел его и выпустил его бесплатно. Потом через некоторое время лейблы очухались и выпустили его на стриминг-площадках. В общем, я поставил его альбом и начал писать.
Тогда я сел за минуса (все инструменталы на альбоме «ГАДДЕМ» — мои). Получалась музыка, которая вдохновляла меня на следующие и следующие тексты. Так нарисовался альбом.
Об альбоме «ГАДДЕМ»
Если раньше в моем творчестве всегда была тематика 1990-х, то в альбоме «ГАДДЕМ» я перепрыгиваю в 2000-е. Писать про этот период для меня более органично.
Начало 2000-х — это переломный момент, когда люди из 1990-х пытались стать частью нового общества, а оно их потихоньку выдавливало. Я наблюдал со стороны, как наши герои, которые у нас на районе были звездами, спивались, умирали, шли работать малярами.
О лучшей песне альбома
Когда я писал этот альбом, я старался, чтобы все песни были разными. Начиная с bpm и заканчивая настроением, манерой исполнения и так далее. Первое, что приходит на ум, — песня «Дождь». Она мне очень нравится, потому что в ней много меня.
Еще мне нравится «Шаде», но это просто история, которую я описал. А вот «Дождь» мне очень близка.
Об обложке альбома «ГАДДЕМ»
Впервые я придумал обложку с сюжетом. Ее реализовывал для меня Саша GEX — очень крутой клипмейкер из Ростова. Он снимал большую часть клипов Пики, Кравца, для Айзы несколько клипов.
Рабочее название альбома — «Кинотеатр “Дружба”». Обложка — это фрагмент из одноименной песни: чувак понимает, что за ним хвост, паркуется в первом попавшемся месте (около кинотеатра «Дружба»), и до конца песни непонятно, что с ним случится. Обложка показывает, что за ним все-таки выбегают и берут его.
О баттлах
Мне очень нравится наблюдать за баттлами — смотреть, слушать, удивляться, искренне смеяться. Я сам думал об участии в баттлах, но каждый раз убеждался, что просто не вывезу — однозначно проиграю по харизме, подаче, потому что буду впервые стоять в этом кругу и волноваться.
Тема онлайн-баттлов мне никогда не была понятна и интересна. Писать песню ради чего-то — это уже немножечко странно. Мне кажется, что она должна сама родиться.
Я жил в Баку. В период популярности онлайн-баттлов у меня не было ни интернета, ни компьютера. Я, допустим, только пару лет назад узнал, что Грязный Луи участвовал в каком-то из таких баттлов. ST1M и так далее — я вообще их не знал. Только сейчас я понимаю, что у этих ребят когда-то были конфликты, и сейчас они возобновлены. Эта предыстория прошла мимо меня.
О молодых артистах
Мне всегда очень нравится то, чего я никогда в жизни не смогу повторить. Допустим, я большой фанат Пики. Причем все знают Пику по одной песне, а я вообще не считаю ее особо важной.
Еще мне очень нравится Корж — я никогда в жизни не смогу так написать, спеть и подать. По этому же принципу мне нравится вайб Big Baby Tape. Позиция Yanix мне тоже близка — он панчит на свою тему и свою аудиторию, но у него есть панчи, вордплеи и все такое.
О музыке в стиле Rauf & Faik и HammAli & Navai
Сейчас все — околорэп. Если посмотреть на российскую сцену и взять топ рэперов — кто из них вообще делает рэп? Возьмем людей, которые ездят и собирают: Noize — он что, стопроцентный рэпер? Там и рока полно, и гранжа, и он поет. Все куда-то мутировало.
Если говорить про моих земляков: когда я чувствую, что песня написана ради стримов, лайков и так далее, я такую песню отторгаю. Землякам всем привет, но музыку вроде Rauf & Faik, HammAli & Navai я не слушаю и на плей ни разу не нажимал.
О планах
Моему концертному директору приходит очень много предложений о сольных выступлениях в связи с тем, что я выпустил альбом. Но я пока не тороплюсь с лайвами, потому что во многих городах мы дали прощальные концерты, и будет очень некрасиво врываться еще раз. Но у нас был концерт с бэндом в Москве, в клубе «16 тонн». Мы записали его на видео и выложили на YouTube. Все песни мы полностью переаранжировали для живого звука, и они зазвучали кардинально по-другому.
О фитах
В первое время, когда мы только вернулись в рэп-игру, мы записали огромное количество совместных работ со всеми, с кем были более-менее на одной волне. Потом желание писать совместки утихло.
В 2017 году на прощальном альбоме «Саундтрек к так и не снятому фильму» у нас были две совместные работы — на тот момент совместки мечты. Всю жизнь я мечтал записать что-то с Влади. Loc-Dog долгое время не звучал у меня в плеере — он тоже прошел мимо меня. А потом я его расслушал и понял, что он очень большой поэт.
Сейчас у меня предвзятое отношение к совместкам, потому что это определенный поиск компромиссов. Плюс с точки зрения бюрократии и бумажек это стало настолько сложно, что даже не хочется этим заморачиваться.
Я недавно послушал последний альбом Face, и 70% мне очень понравилось. С ним я бы записался. Но мне кажется, что делать целую песню политической и оппозиционной — это вульгарно. Это слишком ярко-красная помада. Нужно взять какую-то нейтральную тему и в нее вкраплять 2-3 панчлайна, которые будут отражать твою позицию. Но в целом песня должна быть о чем-то большем, чем политическая повестка.