что случилось с колоссом родосским
Куда подевался бронзовый «Колосс Родосский», чья высота достигала 33 метров?
Если бы мы жили в 280 году до нашей эры, фантазируют авторы статьи, то не знали бы статуи больше, чем Гелиос Родосский — древнегреческого бога Солнца. Какова история этого величественного 33-метрового гиганта, не имеющего аналогов? И куда он исчез?
ы близко подошли к порту Мандраки. Ваше путешествие из Александрии было легким и вы смогли достигнуть острова Родос. Теперь посмотрите вверх на величественную статую Гелиоса Родосского — древнегреческого бога солнца. Мир никогда не видел статуи больше!
«Гелиос защитил нас от Деметрия и его солдат, поэтому мы установили огромную статую, чтобы выразить свою благодарность нашему защитнику и покровителю Родоса», — говорят капитаны. Если бы мы жили в 280 году до нашей эры, то не знали статуи больше, чем Гелиос Родосский. Какова история этой величественной статуи? И куда же она делась?
Родос, Гелиос и Александр Македонский — остров, Бог и правитель!
Прежде чем рассказать историю статуи, нам следует узнать об острове, на котором она была возведена. Остров Родос расположен в 18 километрах от побережья Малой Азии. Он является воротами между Средиземным и Эгейским морями. Благодаря своему географическому положению остров Родос на протяжении всей своей истории имел важное значение в качестве связующего звена между островами Греции, Египтом и Азией.
Согласно древнегреческим мифам, этот остров был создан богом солнца Гелиосом, который назвал его в честь своей жены Родос. Поэтому жители острова поклонялись Гелиосу и считали его защитником и покровителем острова.
В 408 году до н. э. была основана столица — город Родос. К концу IV века до нашей эры Родос был крупной торговой и морской державой в регионе, обладающей огромными богатствами. Это помогло ему избегать конфликтов, вспыхивающих вокруг него в регионе.
Родос вышел на политическую арену античного мира после смерти Александра Македонского. Как известно, Александр Македонский не оставил после себя наследника, поэтому его гигантская империя погрузилась в пучину гражданских войн, вошедших в историю как войны диадохов.
По итогам этих войн возникли три великих королевства:
1. Египет, которым правил Птолемей I;
2. Империя Селевкидов в Персии, управляемая Селевком I Никатором;
3. Территория Малой Азии, управляемая Антигоном I Одноглазым.
А также остался автономный остров Родос.
Хотя Родос решил сохранять нейтралитет, не заключая союз с каким-либо из этих трех великих государств, он установил тесные отношения с правителем Египта Птолемеем I, что вызвало недовольство Антигона I Одноглазого. Тот считал, что если Птолемей станет союзником Родоса, то он получит флот и всю мощь острова, с которой он, Антигон, не сможет справиться. Поэтому он решил попытаться захватить остров Родос.
В 305 году до н. э. Антигон отправил своего сына Деметрия I во главе сорокатысячного войска для захвата Родоса. Здесь следует отметить, что жители острова собрали всего 7 тысяч бойцов против армии Деметрия.
Колосс Родосский — величественный гигант, не имеющий аналогов!
Эта статуя должна быть не похожей ни на что другое, и больше, чем все статуи, которые когда-либо воздвигались, чтобы отблагодарить бога, спасшего их от захватчиков.
Жители острова обратились к местному скульптору по имени Харес с просьбой построить эту гигантскую статую. Харес — ученик знаменитого скульптора Лисиппа, пользовавшегося благосклонностью самого Александра Македонского. Он согласился возвести статую Гелиоса, что оказалось очень непростым делом.
Согласно источникам, строительство статуи длилось 12 лет. Бронзовые листы внешней оболочки были закреплены на железный внутренний каркас. Основание же было выполнено из белого мрамора. Сперва были установлены ноги, а затем и сама статуя.
Статуя возводилась постепенно. Бронзовая форма божества была укреплена железными и каменными конструкциями, а верхняя часть была построена с использованием вышек и строительных лесов. Греческий философ Филон Александрийский писал: «Скульптор постепенно насыпал вокруг еще незаконченного Колосса огромный холм земли, который скрывал уже завершенные ярусы и позволял изготавливать следующие на уровне земли». По окончании работ землю расчистили, а сама статуя достигала высоты около 33 метров.
Точное местонахождение Колосса остается неизвестным по сей день, хотя древние свидетельства помещают его в разные точки вокруг гавани Мандраки.
Сначала считалось, что статуя стояла в воротах порта Мандраки, но в таком случае при разрушении она полностью заблокировала бы вход в порт из-за своего большого размера. Недавние исследования показывают, что статуя была возведена либо на восточном мысе гавани Мандраки, либо где-то дальше на суше.
Основным источником фактических данных о легендарном бронзовом великане стало произведение Плиния Старшего, написанное в I веке нашей эры, то есть примерно через 200 лет после возведения этой статуи. Он объясняет, почему тогда Колосс вызывал такое удивление своими размерами.
«Статуя Гелиоса, ранее стоявшая на Родосе, была работой Хареса Линдского; Лишь немногие люди могут обхватить обеими руками большой палец руки статуи», — пишет он об этом древнем чуде света.
Плиний и другие говорили лишь о размере, но никто не описывал вид самой статуи. Таким образом, все, что мы о ней знаем основано только на поэтических описаниях.
К сожалению, «второму солнцу Хареса» не суждено было продержаться столетия. Колосс, наряду со многими другими сооружениями на Родосе, был разрушен землетрясением в 225 или 226 году до нашей эры, то есть спустя полвека после возведения.
Большинство источников сходятся во мнении, что во время землетрясения статуя переломилась на уровне колен. Правитель Египта Птолемей III выделил огромные средства на ремонт монумента, но оракул запретил жителям Родоса восстанавливать Колосс, поэтому осколки остались там, где они упали.
Интерес Птолемея III к Колоссу показывает тесные связи между Родосом и Египтом, а также страх перед Гелиосом, царивший в этом регионе. Любопытно отметить, что Птолемей III изображал себя Гелиосом в короне из солнечных лучей на монетах.
Кстати говоря, обломки гигантской бронзовой статуи пролежали на земле восемь столетий.
Многие люди посещали это место на протяжении многих лет. Статуя, несмотря на свое положение, продолжала удивлять всех, кто ее видел. Но после завоевания острова мусульманами в 654 году нашей эры, еврейский торговец из города Эдесса (Верхняя Месопотамия) купил бронзовые обломки статуи. Колосс Родосский был расплавлен, а металл использовался повторно для бытовых целей. Согласно источникам, торговцу понадобилось 900 верблюдов, чтобы перевести обломки Колосса на Восток.
Стоит отметить, что в 2015 году появились предложения по восстановлению старой статуи. Молодые европейские археологи, архитекторы и инженеры-строители предложили построить «современный Колосс Родосский» с учетом стандартов XIX века.
Цель этого проекта — не воссоздать копию 33-метровой бронзовой конструкции, а вызвать те же чувства, что испытывали люди, которые видели эту статую более 2200 лет назад. Предлагается возвести статую Гелиоса в пять раз больше высоты оригинала, внутри которой будут размещаться выставочный зал, библиотека, музей культуры и маяк. Увидим ли мы день воскрешения Колосса Родосского? А как насчет остальных семи чудес света Древнего мира?
Колосс Родосский простоял всего 54 года, но его наследство длилось гораздо дольше.
Подобно статуе Свободы, охранявшей вход в Новый Свет, Колосс Родосский стоял над входом в гавань острова Мандраки, наблюдая за теми, кто вошел в город, и служил символом победы Родоса над своими врагами.
После того, как Антигон I Монофтальм, лидер соседнего острова Кипр, безуспешно попытался осадить Родос, народ Родоса решил почтить своего бога-покровителя Гелиоса. И что может быть лучше, как почтить его память с помощью статуи высотой 46 метров?
Поскольку строительство становилось все тяжелее по мере продвижения вверх, рабочие разработали новый метод достижения высоты. Вместо неустойчивых лесов рабочие строили длинные земляные скаты, которые покрывали все стороны Колосса до тех пор, пока он не стал похож на гигантский муравейник. После завершения статуи земля была удалена.
Примерно 54 года Родосский Колосс стоял на страже над гаванью и покорно служил подношением Гелиосу. Затем, в 226 году до нашей эры, на Родосе произошло разрушительное землетрясение. Были повреждены большие части города, а также гавань, но ни одно из последствий не было более ужасающим, чем разрушение Колосса. Колосс упал на землю.
Некоторое время говорили о восстановлении, но Оракул Дельфи предупреждал об этом. По ее словам, жители Родоса явно обидели Гелиоса, что привело к падению статуи. Он убедила их, что восстановление его может только принести больше ущерба.
Колосс Родосский, несмотря на повреждения, был по-прежнему столь же впечатляющим, как и прежде. В течение 800 лет он лежал на земле, и в течение 800 лет люди приезжали издалека, чтобы увидеть его. Плиний Старший писал, что люди были ошеломлены его огромным размером, отмечая, что люди едва могли обхватить его большой палец и что его пальцы были выше большинства статуй.
Затем, в 693 году, Колосс встретил того, кого он не впечатлил. Мусульманский халиф Муавия I штурмовал Родос, захватив остров. Согласно «Хронике Феофана Исповедника», статуя была продана еврейскому торговцу, который погрузил ее на 900 верблюдов и забрал.
Хотя статуя больше не стоит над островом, наследие Колосса остается. В 2015 году были составлены предварительные планы по восстановлению Колосса.
Куда подевался бронзовый «Колосс Родосский», чья высота достигала 33 метров?
«Гелиос защитил нас от Деметрия и его солдат, поэтому мы установили огромную статую, чтобы выразить свою благодарность нашему защитнику и покровителю Родоса», — говорят капитаны. Если бы мы жили в 280 году до нашей эры, то не знали статуи больше, чем Гелиос Родосский. Какова история этой величественной статуи? И куда же она делась?
Родос, Гелиос и Александр Македонский — остров, Бог и правитель!
Прежде чем рассказать историю статуи, нам следует узнать об острове, на котором она была возведена. Остров Родос расположен в 18 километрах от побережья Малой Азии. Он является воротами между Средиземным и Эгейским морями. Благодаря своему географическому положению остров Родос на протяжении всей своей истории имел важное значение в качестве связующего звена между островами Греции, Египтом и Азией.
Согласно древнегреческим мифам, этот остров был создан богом солнца Гелиосом, который назвал его в честь своей жены Родос. Поэтому жители острова поклонялись Гелиосу и считали его защитником и покровителем острова.
В 408 году до н. э. была основана столица — город Родос. К концу IV века до нашей эры Родос был крупной торговой и морской державой в регионе, обладающей огромными богатствами. Это помогло ему избегать конфликтов, вспыхивающих вокруг него в регионе.
Родос вышел на политическую арену античного мира после смерти Александра Македонского. Как известно, Александр Македонский не оставил после себя наследника, поэтому его гигантская империя погрузилась в пучину гражданских войн, вошедших в историю как войны диадохов.
По итогам этих войн возникли три великих королевства:
1. Египет, которым правил Птолемей I;
2. Империя Селевкидов в Персии, управляемая Селевком I Никатором;
3. Территория Малой Азии, управляемая Антигоном I Одноглазым.
А также остался автономный остров Родос.
Хотя Родос решил сохранять нейтралитет, не заключая союз с каким-либо из этих трех великих государств, он установил тесные отношения с правителем Египта Птолемеем I, что вызвало недовольство Антигона I Одноглазого. Тот считал, что если Птолемей станет союзником Родоса, то он получит флот и всю мощь острова, с которой он, Антигон, не сможет справиться. Поэтому он решил попытаться захватить остров Родос.
В 305 году до н. э. Антигон отправил своего сына Деметрия I во главе сорокатысячного войска для захвата Родоса. Здесь следует отметить, что жители острова собрали всего 7 тысяч бойцов против армии Деметрия.
Эта статуя должна быть не похожей ни на что другое, и больше, чем все статуи, которые когда-либо воздвигались, чтобы отблагодарить бога, спасшего их от захватчиков.
Жители острова обратились к местному скульптору по имени Харес с просьбой построить эту гигантскую статую. Харес — ученик знаменитого скульптора Лисиппа, пользовавшегося благосклонностью самого Александра Македонского. Он согласился возвести статую Гелиоса, что оказалось очень непростым делом.
Согласно источникам, строительство статуи длилось 12 лет. Бронзовые листы внешней оболочки были закреплены на железный внутренний каркас. Основание же было выполнено из белого мрамора. Сперва были установлены ноги, а затем и сама статуя.
Статуя возводилась постепенно. Бронзовая форма божества была укреплена железными и каменными конструкциями, а верхняя часть была построена с использованием вышек и строительных лесов. Греческий философ Филон Александрийский писал: «Скульптор постепенно насыпал вокруг еще незаконченного Колосса огромный холм земли, который скрывал уже завершенные ярусы и позволял изготавливать следующие на уровне земли». По окончании работ землю расчистили, а сама статуя достигала высоты около 33 метров.
Точное местонахождение Колосса остается неизвестным по сей день, хотя древние свидетельства помещают его в разные точки вокруг гавани Мандраки.
Сначала считалось, что статуя стояла в воротах порта Мандраки, но в таком случае при разрушении она полностью заблокировала бы вход в порт из-за своего большого размера. Недавние исследования показывают, что статуя была возведена либо на восточном мысе гавани Мандраки, либо где-то дальше на суше.
Основным источником фактических данных о легендарном бронзовом великане стало произведение Плиния Старшего, написанное в I веке нашей эры, то есть примерно через 200 лет после возведения этой статуи. Он объясняет, почему тогда Колосс вызывал такое удивление своими размерами.
«Статуя Гелиоса, ранее стоявшая на Родосе, была работой Хареса Линдского; Лишь немногие люди могут обхватить обеими руками большой палец руки статуи», — пишет он об этом древнем чуде света.
Плиний и другие говорили лишь о размере, но никто не описывал вид самой статуи. Таким образом, все, что мы о ней знаем основано только на поэтических описаниях.
К сожалению, «второму солнцу Хареса» не суждено было продержаться столетия. Колосс, наряду со многими другими сооружениями на Родосе, был разрушен землетрясением в 225 или 226 году до нашей эры, то есть спустя полвека после возведения.
Большинство источников сходятся во мнении, что во время землетрясения статуя переломилась на уровне колен. Правитель Египта Птолемей III выделил огромные средства на ремонт монумента, но оракул запретил жителям Родоса восстанавливать Колосс, поэтому осколки остались там, где они упали.
Интерес Птолемея III к Колоссу показывает тесные связи между Родосом и Египтом, а также страх перед Гелиосом, царивший в этом регионе. Любопытно отметить, что Птолемей III изображал себя Гелиосом в короне из солнечных лучей на монетах.
Кстати говоря, обломки гигантской бронзовой статуи пролежали на земле восемь столетий.
Многие люди посещали это место на протяжении многих лет. Статуя, несмотря на свое положение, продолжала удивлять всех, кто ее видел. Но после завоевания острова мусульманами в 654 году нашей эры, еврейский торговец из города Эдесса (Верхняя Месопотамия) купил бронзовые обломки статуи. Колосс Родосский был расплавлен, а металл использовался повторно для бытовых целей. Согласно источникам, торговцу понадобилось 900 верблюдов, чтобы перевести обломки Колосса на Восток.
Стоит отметить, что в 2015 году появились предложения по восстановлению старой статуи. Молодые европейские археологи, архитекторы и инженеры-строители предложили построить «современный Колосс Родосский» с учетом стандартов XIX века.
Цель этого проекта — не воссоздать копию 33-метровой бронзовой конструкции, а вызвать те же чувства, что испытывали люди, которые видели эту статую более 2200 лет назад. Предлагается возвести статую Гелиоса в пять раз больше высоты оригинала, внутри которой будут размещаться выставочный зал, библиотека, музей культуры и маяк. Увидим ли мы день воскрешения Колосса Родосского? А как насчет остальных семи чудес света Древнего мира?
Колосс Родосский – почему изваяние простояло всего полвека?
История искусства сохранила память о грандиозных творениях рук человеческих. К сожалению, мы, люди XXI века, можем увидеть лишь незначительную часть сохранившихся скульптур и картин. К величайшим произведениям искусства, которые не дожили до наших дней, принадлежит и легендарный Колосс Родосский, олицетворявший силу и богатство древнегреческого острова Родос. Неизвестный античный поэт писал:
“Жители Родоса, племя дорийцев, колосс этот медный величиной до небес, Гелий, воздвигли тебе”.
И это действительно так – Колосс Родосский был образом солнечного бога Гелиоса, что считался главным покровителем острова. Как же выглядела знаменитая скульптура? Почему судьба Колосса столь печальна?
История статуи
Колосс Родосский по праву принадлежит к одному из “семи чудес света”. И если сегодня обывателей сложно удивить грандиозными сооружениями, то творения людей, воздвигнутые ещё до нашей эры, вызывают невольное восхищение. О Колоссе немало упоминаний в источниках, однако учёные до сих пор пытаются выяснить точное месторасположение и внешний облик изваяния.
История Колосса Родосского начинается после смерти Александра Македонского. Тогда царь Египта Птолемей укрепил своё влияние на греческом острове Родосе. В качестве взаимовыгодного сотрудничества греки и египтяне заключили союз, позволяющий контролировать торговлю в Средиземноморье.
Возможно, Колосс Родосский выглядел так
Тем не менее, Родос продолжал оставаться “лакомым кусочком” для амбициозных правителей других стран. В 305 году до нашей эры Деметрий Македонский прибыл на остров с войском, насчитывавшим сорок тысяч солдат. Это была невероятно многочисленная и сильная армия по тем временам.
Главный город Родоса пробыл в осаде около года, однако не пал даже под натиском стенобитных орудий. Деметрий Македонский вынужден был отступить. Это была личная победа всех родосцев, а потому народ решил воздвигнуть памятник богу Гелиосу, который, как гласили предания, охранял их от врага.
Гелиос – бог Солнца, в честь которого был воздвигнут Колосс Родосский
Рельеф из храма АфиныТрои, III в.до н.э.,
Местонахождение: Музей Пергама, Берлин, Германия
Воплощение бога Гелиоса
Согласно мифам, в древние времена Гелиос извлёк из моря небольшой клочок суши, создав тем самым остров Родос. С той поры эта земля находилась под властью солнечного божества, а жители поклонялись ему.
Чтобы построить прекрасную и поистине огромную статую любимого бога родосцы продали орудия, брошенные противником, а вырученные средства направили на строительство и подготовку материалов.
Скульптором был выбран Харес, древнегреческий мастер, ученик выдающегося Лисиппа. Изначально родосцы планировали воздвигнуть статую высотой 18 метров, но в дальнейшем решено было увеличить “рост” Колосса в два раза. Несмотря на постоянный сбор средств, вырученной суммы не хватало на такого бронзового гиганта, поэтому Харес брал в долг у родственников и друзей, чтобы воплотить столь смелый замысел в жизнь.
Творение Хареса
Над заказом жителей Родоса скульптор работал около 12 лет, однако результат превзошёл все ожидания. Колосс Родосский представлял собой фигуру стройного юноши с лучистым венцом на голове. Он стоял, слегка отклонившись назад и вглядываясь в даль.
Вероятно, изваяние находилось в порту Родоса или чуть поодаль. В любом случае фигура бога смотрелась крайне живописно. Он словно всматривался в каждый корабль, что направлялся к берегам Родоса, выступая защитником своего острова.
Сальвадор Дали «Колосс Родосский»,1954 год
Местонахождение: Музей изящных искусств, Берн, Швейцария
Сама скульптура была создана из глины на каркасе из камня и железа, поверх которого были наложены бронзовые листы. Фрагменты, найденные археологами, указывают на то, что одна рука Гелиоса была поднята ко лбу, а устойчивость статуе обеспечивали ноги и копьё (либо полы плаща).
Примечательно, что скульптор использовал новаторский приём для создания изваяния бога. По мере возвышения статуи создавался поднимающийся холм, который в дальнейшем убрали. Это значительно облегчало работы.
Франтишек Купка «Колосс Родосский», 1906 год
Местонахождение: Центр современного искусства, выставочный Дворец, Прага, Чехия
Печальный финал истории Колосса
Колосс Родосский простоял на своём острове тоже совсем недолго – чуть более 50 лет. В 226 году до нашей эры произошло сильное Родосское землетрясение. Высокая статуя не устояла и упала на землю.
Царь Птолемей III предложил родосцам оплатить восстановление символа их острова, но они отказались. Почему же? Причина крылась в предсказании дельфийского оракула. Согласно прорицанию, изваяние нельзя было поднимать, поскольку это могло вызвать гнев бога солнца.
Где-то здесь стоял Колосс Родосский / © Наталья Антипас / grekomania.ru
Упоминания о Колоссе встречаются в творениях самых разных античных авторов. Страбон пишет, что “статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей”. Однако и поверженный гигант вызывал восхищение народа. У Плиния Старшего указывается, что немногие люди могли обхватить обеими руками большой палец Колосса.
Далеко не все знают, что образ Колосса Родосского пережил своё возрождение. Именно его образ стал вдохновляющим для скульптора Фредерика Бартольди, создавшего знаменитую статую Свободы. Она в немалой степени напоминает Колосса – тот же лучистый венец, поднятая рука и, конечно, впечатляющие размеры.
Младшая сестра Колосса – статуя Свободы в США, созданная скульптором Огюстом Бертольди / vasuan.com
Мы так и не можем сказать, как точно выглядел Колосс Родосский. Античные писатели не оставили детального описания скульптуры, однако, без сомнения, она представляла собой грандиозное изваяние, вызывавшее восхищение у каждого человека, прибывшего на Родос. Он действительно был истинным “чудом света”.
Колосс Родосский
Две тысячи лет тому назад Античные мудрецы составили список самых прекрасных и величественных построек мира. Им дали звучное название – Семь Чудес Света. В Египте находились пирамида Хеопса и Александрийский Маяк. В материковой Греции статуя Зевса из слоновьей кости. В Вавилоне Висячие сады Семирамиды. На территории современной Турции стояло самое посещаемое культовое строение того времени Храм Артемиды Эфесской, там же находилась гробница Царя Мафсола украшенная сотнями скульптур в натуральную величину.
А над островом Родос возвышался Колосс Родосский – самая большая бронзовая скульптура в мире.
Двадцать три столетия назад на Греческом острове Родос появилось настоящее чудо инженерной мысли и грандиозное произведение искусства, поразительное даже по сегодняшним меркам. Это была самая крупная скульптура в мире – Колосс Родосский.
Остров Родос находится в Средиземном море примерно в 16-ти километрах от Турецкого побережья. Столица острова, город Родос, была точным местом расположения статуи. К сожалению, остальная информация, которую находят ученые в Античных источниках, уже не такая точная и не особенно подробная. Из этих источников мы знаем, что Колосс Родосский имел высоту более 30-ти метров, был сделан из бронзы, что строители использовали металлический каркас заполненный камнями и глиной, один только палец статуи был размером со взрослого человека. Но нам не известно ни точного места расположения статуи, ни точного описания ее внешнего вида.
Есть много версий описания того, как выглядел Колосс Родосский. На одном из канонических изображений мы видим фигуру, стоящую с факелом в руках, а между ее расставленных ног неспешно проплывают суда, входящие в порт Родоса. Это очень сильный и впечатляющий до мурашек образ, но большинство факторов указывают на то, что Колосс выглядел совершенно по-другому и вовсе не стоял как ворота в порт столицы острова. И как бы лично мне не хотелось верить именно в эту версию, но трезвые рассуждения и сопоставление фактов заставляют искать более реальную версию облика гигантской статуи.
История появления и исчезновения Колосса Родосского
Остров Родос имел очень выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. После смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли. Жители острова Родос поддержали одного из них — Птолемея, но другой наследник, Антигон, посчитал это не справедливым, и отправил своего сына, Деметрия I, уничтожить город. Враги использовали осадные башни – огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Осада началась в 305 году до нашей эры, длилась более года и закончилась неожиданно, когда полководец просто бросил все орудия и осадные сооружения и отвел свои сорокатысячные войска. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину. Именно в честь этого события и было решено установить величественную статую богу Гелиосу, основателю острова Родос и любимому Богу островитян. Для этого были разобраны и проданы осадные машины и оставшиеся от захватчиков корабли.
Огромную статую строили, начиная от основания, так как строительных лесов в те времена еще не использовали, то возводили вокруг нее насыпь, на которой находились мастера, и которая постоянно увеличивалась. Жители острова не имели возможности наблюдать за ходом работ, а Колосса Родосского увидели уже после того, как насыпь была убрана. Высота постамента, вероятно мраморного, составляла 15 метров, высота самой статуи 34 или 36 метров.
Колосс изображал Гелиоса, Бога Солнца и покровителя острова Родос. Жители Родоса верили, что именно он сотворил их остров самым прекрасным и солнечным на свете и самозабвенно поклонялись ему.
Одна из самых красивых древних легенд об острове Родос гласит, что после битвы с Титанами Зевс решил разделить мир между Богами. Однако в этот момент бог Солнца Гелиос отсутствовал, так как освещал Землю, и не получил никакого владения. Гелиос жил на восточном побережье Эгейского моря и ежедневно, с самого утра, он на своей золотой колеснице, в которую были запряжены четыре крылатых коня, отправлялся на запад, а вечером, в золотой ладье, возвращался на восток. Поняв всю несправедливость содеянного, Зевс пообещал Гелиосу любую первую землю, поднявшуюся со дна океана, какой бы она не была. И пока Зевс произносил эти слова, со дна моря начал подниматься удивительной красоты остров. Гелиос, преисполненный радости, сделал его самым прекрасным и солнечным островом Средиземноморья и назвал в честь своей любимой супруги Роды – Родосом.
На Родосе найдено немало изображений Бога Гелиоса. Ориентируясь именно на эти скульптуры и изображения, можно представить себе как именно выглядел Колосс Родосский. Бог Гелиос изображался прекрасным юношей, вокруг головы которого, нимбом располагались исходящие металлические лучи подобно лучам солнечного света. Античные источники сообщают, что при строительстве Колосса использовался металлический каркас, утяжеленный камнями, залитыми глиной. Исходя из этого метода строительства и типичных статуй, изображавших Гелиоса, можно предположить, как именно выглядел Колосс. Обычно на изображениях Гелиос машет одной рукой, а второй придерживает край своей одежды, спускающейся вдоль тела до земли. Но для того, что бы сделать вытянутую руку по использованной технологии пришлось бы делать для нее отдельную опору, а это смотрелось бы странно и не красиво.
Поэтому можно предположить, что скульптор изобразил руку поднятую ко лбу и прикрывающую глаза от яркого света, как будто Гелиос вглядывается в даль. В этом случае ее можно было бы зафиксировать у головы.
Второй вариант расположения свободной руки Бога – над головой статуи с чашей огня, который мог служить маяком. И в этом случае происходила бы прочная фиксация руки к голове.
Спускающийся же до земли плащ должен был служить дополнительной опорой статуи, это была хорошо известная и опробованная технология греческих скульпторов. По некоторым свидетельствам статуя была полностью покрыта литой бронзой. Сохранившиеся на острове Родос печи для литья бронзы подтверждают эти сведения, в этих печах могли быть отлиты детали до полутора метров длинной, которые потом прикрепляли к каркасу статуи. Составная конструкция и подвижность должна была обеспечить сохранение статуи под сильными ветрами.
Где же стоял Колосс Родосский? Согласно традиционным изображениям на гравюрах 16 – 17 веков монумент возвышался над Гаванью и между постаментов, на которых стояли его ноги, проплывали корабли, заходившие в нее. Но античные авторы пишут, что строительство заняло не менее 12 лет. Получается, что на протяжении всего этого времени была серьезно затруднена работа гавани. Но остров не мог себе такого позволить, порт играл важнейшую роль в его экономической жизни. А так же это был основной военный порт города. Статую ставили в военное время и невозможно представить, что ради воздвижения статуи остров отказался бы от самообороны. Итак, мы приходим к выводу, что в ту эпоху Колосс не мог стоять так, как его изображают на большинстве гравюр и классических рисунков – на входе в гавань. Это, безусловно, красивые и эффектные, но все же домыслы и фантазии. Так же в античных источниках сказано, что упавшая статуя лежала на земле, следовательно, привычное изображение Колосса с проходящими между его ног судами это фикция эпохи Возрождения.
На мой взгляд, нужно искать более безопасное, но и хорошо просматривающееся место, например на возвышении. Если такую статую видно издалека, то в этом гораздо больше смысла. На территории нынешнего Старого города Родос, на холме, там, где некогда стояла школа, найдены остатки античных построек, одной из которых был храм Гелиоса. Это самая высокая точка в центре города Родос, около 20-ти метров над уровнем моря в Античное время. И именно здесь сделаны две замечательные находки: мраморная голова Гелиоса и важная надпись, где перечислены имена некоторых священников. Это подтверждает, что тут стоял храм Гелиоса, который был самым важным богом Родоса и, возможно, вся эта высокорасположенная область посвящалась его культу. В настоящее время именно тут возвышается Дворец Великих Магистров.
Логично предположить, что Колосс, изображающий Бога Гелиоса, находился именно на территории Храма этого Бога и отсюда, с возвышения, он смотрел на все три важнейшие гавани города Родоса. А так же и сама статуя была бы видна издалека, даже с расположенных вокруг островов и проплывающих вдалеке кораблей. Кроме того, по сведениям из античных источников нам известно, что когда Колосс упал, то это произошло среди жилых домов, а именно это место всегда было густо заселено.
Известное выражение: «Колосс на глиняных ногах», связано именно с этой знаменитой статуей и применяется ко всем сооружениям, прочным и величественным на вид, но хрупким по факту. После сильного землетрясения фигура Колосса Родосского, простояв чуть более 65-ти лет, переломилась в середине голеней, и все дальнейшие попытки вновь поднять ее на пьедестал оканчивались неудачей. Вполне вероятно, что при падении Колосс разрушил так же несколько жилых построек. Поэтому жители Родоса оставили свои попытки ее восстановления, решив, что Бог Гелиос разгневался и землетрясением разрушил статую, так как не был доволен своим изображением. Детали упавшей статуи пролежали на земле более 900 лет!
Но и падший Колосс Родосский ещё долгое время удивлял своими размерами. Например, есть упоминания о том, что большой палец статуи двумя руками могли охватить далеко не все. А если при возведении скульптуры пропорции тела были соблюдены правильно, то рост скульптуры вполне мог быть не около тридцати метров, как принято считать, а целых шестьдесят.
В VII веке нашей эры остров оказался под властью арабов, которые не преминули обогатиться за счет статуи бога, которому не поклонялись. По записям очевидцев мы знаем, что понадобилось 900 верблюдов, что бы вывезти детали скульптуры, что еще раз убеждает нас в том, что статуя не стояла в гавани Родоса или поблизости в порту, ведь в этом случае грузить корабли бронзой можно было бы вручную. Крупные детали статуи были разделены и металлические листы проданы сирийским купцам. Ценная бронза оказалась в плавильных печах, и таков был финал удивительной истории одного из чудес света — Колосса Родосского.
Жители острова Родос не забыли свое Чудо Света. Разнообразные изображения Колосса Родосского вы можете встретить и приобрести в многочисленных сувенирных лавках и магазинах. Многие отельеры с удовольствием запечатлели образ Колосса Родосского на территории своих отелей в разнообразных скульптурах и статуях.
Возрождение Колосса Родосского. Проекты современности
История, как известно, имеет шансы повторяться, и то, что еще вчера казалось чудом, сегодня вполне может стать реальностью.
Одно из Семи чудес света, Колосса Родосского, планируют воссоздать архитекторы, инженеры и археологи четырех стран мира. В соответствии с уже существующим проектом гигант будет сильно отличаться от оригинала.
Согласно первоначальному плану 2008 года воссоздавать Колосса намеревались в виде самой большой в мире светотехнической инсталляции, высотой в 100 метров, которая была бы постоянно видима как в дневное, так и в вечернее и ночное время. У проекта нашлись противники из числа греческих историков и археологов, утверждавших, что любая современная интерпретация статуи не возродит, а осквернит культурное наследие страны.
Спустя 7 лет с начала подготовительных работ, ведущихся с переменным успехом, в свете разногласий по ключевым этическим вопросам этот проект так и не получил продолжения.
Успешная реализация проекта по воссозданию прообраза Колосса Родосского за счет средств крупных греческих меценатов и международных инвесторов помогла бы раскрыть для жителей острова новые перспективы, создать сотни рабочих мест, обеспечить приток многих миллионов евро в туристическую инфраструктуру.
Сегодня у жителей Родоса снова появился шанс дождаться воплощения их многовековой мечты. В 2015 году команда молодых ученых и специалистов, куда вошли архитекторы, инженеры-строители, экономисты и археологи из Греции, Испании, Италии и Великобритании представила детализированный план проекта восстановления Колосса Родосского муниципалитету Родоса. По замыслу разработчиков проекта 150-метровый гигант станет не только окном в историю и памятником культурно-историческому наследию всей Греции, но и своего рода символом возможностей современных технологий и серьезным источником дохода, как для частных инвесторов, принявших участие в проекте, так и для городской казны.
Внутри статуи расположится просторный музей, библиотека и культурный центр. Сверху, в поднятой руке прообраза бога Солнца задуман маяк, смотровая площадка и ресторан для туристов.
Особо отмечается, что финансовая нагрузка, связанная с реализацией проекта никоим образом не отразится на уровне благосостояния населения. Все инженерные службы комплекса энергонезависимы от внешних городских сетей, поскольку Колосс, как и полагается богу Гелиосу будет «питаться» солнечной энергией.
Проект уже получил одобрение мэра Родоса, что увеличивает его шансы стать успешным.