что случилось с крисом фрумом
Победитель Тур де Франс Фрум врезался в стену, сломав бедро и локоть. Но выиграл титул в больнице
Крис Фрум — один из самых крутых велогонщиков современности. Он является всего лишь седьмым спортсменом в истории, которому удалось выиграть все три главные многодневки в велоспорте: Тур де Франс (4 раза), Джиро д’Италия и Вуэльта Испания (обе — по 1 разу), также он дважды брал бронзу ОИ. В последние дни британец усиленно готовился, чтобы выиграть пятый для себя Тур де Франс, однако за три недели до старта Крис получил серьезные травмы. В процессе прохождения многодневки «Критериум Дофине» Фрум на скорости более 50 км/ч врезался в стену, сломав бедренную кость, локоть и несколько ребер.
Как сказал менеджер команды Ineos Дэвид Брэйлсфорд, на одном из спусков Фрум снял руки с руля, чтобы почесать нос, и в этот момент его велосипед рвануло внезапным порывом ветра. Крис потерял управление и врезался в стену дома, расположенного у самой трассы. С места аварии пострадавшего транспортировали на вертолете в больницу Роана. В ночь с 12-го на 13-е спортсмен был прооперирован.
«Ему была сделана операция по восстановлению бедра, локтя. У него сломаны ребра, немного повреждены внутренние органы, поэтому он остается в реанимации на несколько дней, а потом мы посмотрим, что будет дальше. За ним очень хорошо ухаживают. Наш врач и его жена находятся с ним в больнице. Мы продолжим следить за развитием ситуации», — цитирует Брэйлсфорда cyclingnews.com.
По прогнозам врачей, в спорт Крис сможет вернуться только через полгода. Однако, даже находясь на больничной койке, Фрум снова выиграл. Испанский велогонщик Хуан Хосе Кобо получил трехлетнюю дисквалификацию на основании аномальных показаний биопаспорта в период с 2009 по 2011 год. Испанец будет лишен всех титулов, завоеванных в этот период, среди которых числится победа на Вуэльте Испании — 2011, Крис тогда стал вторым. Формально, у Кобо еще остается возможность сохранить свои титулы в случае удовлетворенной апелляции в CAS, но это маловероятно.
Крис Фрум о карьере и личных победах, умении справляться с негативной реакцией и новых целях
В этом году Крис Фрум впервые после травмы и долгого процесса восстановления проехал Тур де Франс. Он не поднимался на первую ступень подиума с 2018 года, но его возвращение в пелотон стало не менее крупной победой, чем первые места в гонках.
36-летний британский велогонщик за годы карьеры в профессиональном велоспорте не только одержал 48 побед, стал победителем всех трёх Гранд-туров, четырёхкратным победителем Тур де Франс, но ещё и научился справляться с негативным отношением к себе. Он не отступает от своей цели – побороться за пятую победу на Тур де Франс, и эта цель мотивирует его выкладываться на сто процентов.
В видеоинтервью каналу Wiggle Крис Фрум рассказал и о том, как пришёл в велоспорт, и об изменениях в профессиональном велоспорте, которые произошли за последние годы, и о том, какую гонку хотел бы вписать в список своих достижений до окончания карьеры.
— Прежде всего, расскажи немного о том, как ты рос в Кении, каким там был велоспорт и твой первый опыт выступления в гонках, потому что ты довольно рано стал кататься на маунтинбайке.
— Да. Думаю, в каком-то смысле детство в Кении было благословением. Я имею в виду опыт до профессионального велоспорта. В юном возрасте не считал, что мне полезно вникать во весь этот гоночный процесс. В Кении велосипед главным образом означал для меня возможность просто поехать куда-то для удовольствия, был видом транспорта, средством съездить к друзьям, открывать новые места. Я не думал о гонках, соревнованиях, не воспринимал серьёзно – не заморачивался по поводу тренировок и тому подобного. Гонок в Кении не существует, или, по крайней мере, их не было, когда я там рос. В год проводилось, может, одно или два соревнования. Я просто любил кататься, наслаждаться ездой на велосипеде, исследовать мир.
— Когда ты начал серьёзно и профессионально заниматься велоспортом?
— Сколько лет с тех пор прошло?
— Сейчас мне 36, значит, 18 лет.
— Ты известен вниманием к показателям велокомпьютеров. Насколько изменился велоспорт с точки зрения подготовки к гонкам из-за новых данных.
Сейчас молодые ребята приходят в спорт, уже выстроив структуру работы. Думаю, поэтому мы наблюдаем, как сейчас молодые гонщики перескакивают в профессионалы иногда в 19 – 20, 21 год. И они сразу оказываются на вершине, как Погачар, Берналь. Они уже выиграли Тур де Франс в возрасте 21 – 22 года.
Если бы мне пять лет назад сказали, что 21-летний гонщик станет победителем Тура, я бы не поверил, сказал бы, что так не бывает, потому что у них отсутствует опыт гонок. Но сейчас мы видим, как появляются молодые таланты, которые структурированно тренировались на протяжении пяти – шести лет, с раннего подросткового возраста. Они становятся профессионалами, и способны вступать в борьбу с лучшими в мире. Потрясающе быть свидетелем такого выступления.
— Так как ты работаешь с «Hammerhead», где используются технологии искусственного интеллекта, можешь ли предсказать, каким будет следующий прорыв.
— А теперь отойдём от темы данных, вернёмся к твоим недавним гонкам. Можешь сказать, как сильно повлияло на выступление твоё ужасное падение на Критериуме Дофине?
— Да. Это было падение, ужасней которого не переживал за всю карьеру. У меня был перелом бедра в двух местах, сломал локоть, грудинную кость, несколько позвонков. Ещё были довольно глубокие раны. Никто не знал, смогу ли я вернуться в профессиональный велоспорт или нет. Помню, как очнулся весь в проводах в реанимации, и первой новостью были слова хирурга, что мне придётся очень много работать, что я могу восстановиться. С этого момента я поставил цель.
Не стоял вопрос – буду я пробовать или нет. Я подошёл к восстановлению как во всем тренировкам, был уверен, что вернусь в профессиональные гонки. И я вернулся. Ещё не вернул прежний уровень, над этим всё ещё работаю. Надеюсь, у меня получится.
— Как ты сохранял этот настрой в восстановлении?
— Как раз то, о чём мы говорили, новые технологии, меняющие игру, позволили достичь цели.
— Именно. Без них я бы работал наугад. Ребята из «Hammerhead» смогли обеспечивать меня всеми данными в реальном времени, я также получал полную поддержку физиотерапевтов.
— Ты говорил об использовании данных в восстановлении, а как насчёт гонок. Ты из тех гонщиков, которые всегда смотрят на свои показатели.
— Я вспоминаю атаку на Колле-делла-Финестре на Джиро. Там ты смотрел на цифры?
— Эта атака была запланирована. При таком сценарии, когда атакуешь настолько далеко до финиша, я знал, что надо проехать 80 километров, а значит, надо было распределить усилия на три часа гонки. И я поехал той скорости, которую более менее можно держать три часа. Это пример, когда данные очень важны.
Но важнее данных велокомпьютера смотреть на карту дороги, по которой мы едем гонку. Когда, например, мы проходим спуск на высокой скорости, по карте смотришь, что приближается сложный поворот, оцениваешь, насколько он острый. Если увеличить карту, можно даже увидеть изгибы. И когда есть правильная информация по поворотам, конечно, можно спускаться быстрее, проходить повороты, даже если лично никогда не ездил раньше по этим дорогам, как было на Джиро д’Италия. Я не знал ни один из тех спусков, но смотрел на велокомпьютер и проходил их на пределе, потому что видел, насколько могу прибавить, видел уровень сложности каждого приближающегося поворота.
То же самое могу сказать об информации про градиенты. Если ты видишь, что следующие два километра суперкрутые, и теперь просто надо вытерпеть их, а потом дорога станет легче, это помогает морально, особенно на длинных подъёмах. Так что страницы с картой и градиентом чаще всего открываю во время гонок.
«Hammerhead» отличается детализацией, на нём очень легко всё увидеть. Приложение для горняков было выпущено до Тур де Франс. Все градиенты выделяются цветом, сразу видно, насколько тяжёлым будет участок.
— Как долго продлится твоё межсезонье, и как ты его проводишь? Полностью переключаешься или продолжаешь по инерции работать?
— Обычно в эти лучшие три – четыре недели я ухожу от структурированных тренировок, провожу много времени с семьёй, с детьми, которых мало вижу во время сезона. Но я не даю телу расслабляться – раз, или, может, два раза в неделю выезжаю на большие расстояния. Я бы не назвал это тренировками. Наслаждаюсь ездой на велосипеде, или едем с несколькими друзьями, потом останавливаемся на ланч или кофе. Просто для тонуса.
А по утрам в межсезонье делаю пробежки 5 – 10 км, просто чтобы заняться чем-то другим, потому что мы, профессиональные велосипедисты, так много времени проводим сгорбившись на велосипеде. Так что, думаю, пару недель в году телу полезно заняться другим спортом, активностью, которая положительно влияет на связки и плотность костной ткани. У профессиональных велосипедистов плотность костной ткани ниже, потому что мы в течение многих лет проводим на велосипеде.
— Вернёмся к прошлому Тур де Франс. Мне кажется, тебя поддерживали больше, чем когда-либо. Со стороны казалось, что ты выглядишь более спокойным. Хотелось бы узнать, что изменилось – была ли это поддержка команды или поменялась твоя роль. Что улучшилось?
— В этом году, в том числе благодаря каналу на YouTube, я стал более открыт людям. Во время восстановления многие меня поддерживали. Но сильнее, думаю, повлияло падение на Дофине, из-за которого я почувствовал себя ближе к людям, многие из которых тоже проходили через тяжёлые времена. А ещё, думаю, людям нравится наблюдать за аутсайдером, который справляется, у которого получается вернуться после травмы. Я больше не был фаворитом Тур де Франс, как прошлом. Особенно французские болельщики всегда приветствуют аутсайдеров. Так что, в этом году на дорогах Тур де Франс я почувствовал невероятную поддержку, чего совсем не ожидал от зрителей на обочинах дороги. И это стало приятным сюрпризом.
— В прошлом, когда ты доминировал, то получал порцию негатива. Насколько это тебя волнует, читаешь ли ты комментарии в соцсетях или предпочитаешь оставаться в стороне?
— Да, это было для меня проблемой, особенно в первые годы, когда начал хорошо выступать на крупных гонках. Тогда мне стало сложнее справляться с негативной реакцией. Но со временем я стал более толстокожим, научился фильтровать большую часть негатива. На самом деле сложно то, что спортсмен может быть потрясающим в своём виде спорта, но не умеет быть публичным человеком, не знает, как справляться с огромным количеством отрицательных комментариев, которые на него выплёскивают. Сейчас даже подростки выступают потрясающе, но они не привыкли к огромному вниманию средств массовой информации, к тому, что публика изучает каждую деталь, связанную с их жизнью.
Мне повезло получить поддержку и от команды, и в семье. Они помогали мне справиться с этим вниманием медиа. У меня есть только один совет для спортсменов – постарайтесь найти помощника, который будет фильтровать негатив или просто примите всё как часть жизни профессионального спортсмена. Надо научиться со всем справляться, учиться отсекать часть негатива и просто продолжать заниматься своим делом.
— Если бы ты мог выиграть одну гонку, на которой никогда не побеждал, то какую бы выбрал?
— Наверное …. Наверное, я бы выбрал однодневную классическую гонку. Из тех, что пришли на ум, возможно, Классика Сан-Себастьяна. Это холмистая классика, которая проходит через неделю после Тур де Франс. Я никогда не проявлял себя на однодневной гонке, но до того, как закончу карьеру, хотелось бы вписать результат на такой гонке.
В ноябре Крис Фрум поедет на тренировочный сбор со своей командой Israel Start Up Nation. В интервью Cyclingnews британский гонщик рассказал, что цель борьбы за пятый титул на Тур де Франс мотивирует его выкладываться на сто процентов. В этом году Крис Фрум впервые вернулся на французский Гранд-тур после травмы 2019 года, но упал на первом же этапе. Несмотря на падение, он завершил гонку.
Крис Фрум: «Нет гарантии, что после всего, что случилось, и через что я прошёл, смогу выиграть ещё один, пятый Тур де Франс. Я это знаю, но Тур всё равно остаётся моей целью, которая мотивирует меня выкладываться на сто процентов. Будет ли это в 2022, или годом позже, или через два года, ради этого я работаю, потому что становится понятно, что такая цель не недостижима. Именно это даёт мне силы каждый день садиться на велосипед. Пока я вижу прогресс в моей работе, буду верить, что можно добиться этой цели, ради неё продолжаю работать.
Боль даёт другую перспективу карьеры и жизни, я благодарен за то, где нахожусь сейчас. У меня появился второй шанс стать профессиональным велогонщиком, знаю, что такой шанс даётся не многим, что только увеличивает мою благодарность, даёт мотивацию вернуться на прежний уровень.
Возвращение на Тур было для меня важной целью. С того падения в 2019 я думал о том, как снова выйду на старт Тур де Франс. И то, что мне это удалось, большое достижение. Потом внезапно я упал на первом этапе, и это было тяжело. Возможно, из-за последствий того падения я бы сошёл, будь это другая гонка или другой Тур. Несколько недель у меня не сходили синяки с бедра и ягодицы, и когда ехал по брусчатке Елисейских Полей, всё ещё чувствовал, как болят рёбра. Но я остался на Туре, мучился, чтобы доехать до Парижа. Я хотел ощутить ритм Тура в ногах, поэтому старался изо всех сил. Для меня финиш в Париже стал важной личной победой.
Я выступал и в октябре, чтобы набрать 68 гоночных дней, финальный блок поможет мне лучше подойти к 2022 году. Собираюсь продолжать в том же духе, работать, надеюсь на ещё больший прогресс».
Copyright ©VeloLIVE.com Все права защищены. Частичное копирование публикаций разрешено при размещении активной ссылки https://velolive.com на продолжение, указание автора обязательно.
Поддержите нас, поделитесь публикацией с друзьями в социальных сетях. Спасибо!
Астматик Фрум подозревается в допинге, но избегает отстранения
Статья опубликована в газете под заголовком: «Астматик Фрум подозревается в обмане»
Стало известно, что четырехкратный победитель «Тур де Франс» Фрум провалил допинг-тест в сентябре – во время многодневки «Вуэльта», которую он, к слову, в итоге впервые в карьере выиграл. Оба раза в пробах 32-летнего британца, выступающего за команду «Скай», было обнаружено повышенное содержание сальбутамола – препарата против астмы. Международный союз велосипедистов ( UCI ) собирается провести расследование этого дела. При этом чиновники пока, как ни странно, не отстранили Фрума от тренировок и соревнований.
Важное обстоятельство – сальбутамол не является запрещенным веществом. Более того, для его использования даже не нужно оформлять терапевтическое исключение. Единственное, согласно правилам Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), содержание сальбутамола в организме не должно превышать определенную норму – 1000 нанограмм на миллилитр мочи. В пробе Фрума, взятой 7 сентября, этот показатель был 2000 нанограмм. То есть в два раза выше установленного порога.
Сам гонщик не отрицает, что во время «Вуэльты» применял сальбутамол. Более того, Фрум признает, что есть вопросы, которые нужно прояснить.
«Всем хорошо известно, что я с детства болен астмой, и я прекрасно знаю, какие на этот счет есть правила. Да, я делаю ингаляции, но всегда в допустимых пределах, поскольку понимаю, что должен сдавать допинг-тесты. Во время «Вуэльты» астма усилилась, и я последовал совету доктора команды увеличить дозу сальбутамола. Как всегда, я был очень осторожен, стараясь не превысить необходимый порог.
Я очень серьезно отношусь к своим успехам и моим лидерским позициям в велоспорте. Так что в UCI абсолютно правы, проверяя результаты тестов, и я вместе с командой готов предоставить любую необходимую информацию», – сказал Фрум.
В команде уже заявили, что готовы принять самое непосредственное участие в расследовании.
«Есть комплекс медицинских и физиологических причин, которые могут вызвать метаболизм и выделение сальбутамола. Мы хотим установить точные факты и понять, что же произошло на самом деле. Уверен, что Крис в данном случае следовал советам врачей», – сказал руководитель «Скай» Дэйв Брейлсфорд.
ЧТО СО ВСЕМ ЭТИМ НЕ ТАК?
Можно не любить астматиков в спорте – хотя сальбутамол не запрещен и на него даже не нужно терапевтическое исключение. Можно не любить команду «Скай» – а в мире велоспорта ее многие не любят, считая, что британцы, обладающие огромным бюджетом, сманивают к себе лучших гонщиков, и Фрум побеждает не столько за счет таланта, сколько благодаря работающим на него партнерам, и в других условиях он бы так не доминировал. Но в сравнении с допинговыми скандалами, сотрясавшими велоспорт в 90-е и нулевые (одно дело Лэнса Армстронга чего стоит), данный случай не кажется вопиющим. Хотя в свете последних нападок на россиян лояльность антидопинговых инстанций к британскому астматику и может показаться лицемерной.
У «Скай» и без того была подмоченная репутация. Команду обвиняли в использовании допинга и махинациях с терапевтическими исключениями. Правда, ни то, ни другое так и не было доказано. Самым громким стал случай с Брэдли Уиггинсом – одним из самых уважаемых спортсменов Британии, пятикратным олимпийским чемпионом и победителем «Тур де Франс»-2012. В 2011 году во время гонки «Критериум Дофине» он и команда получили пакет, в котором якобы находились запрещенные вещества. По словам доктора «Скай» Ричарда Фримена в пакете был легальный препарат «Флуимуцил». Расследование, проводимое Британским антидопинговым агентством ( UCAD ) длилось 14 месяцев, и так ни к чему и не привело.
Месяц назад, в середине ноября, было объявлено, что так и не удалось «окончательно подтвердить содержимое пакета». Многие в Британии, в том числе и Уиггинс, называли это дело «охотой на ведьм». Другой бывший врач «Скай» и сборной Великобритании Шейн Саттон говорил в интервью ВВС, что терапевтические исключения вполне могут быть использованы для получения преимущества, но он и его гонщики «никогда не переходили черту».
ОБВИНЯЛИ ЛИ РАНЬШЕ ФРУМА В ПРИМЕНЕНИИ ДОПИНГА?
Нет. Правда, в сентябре 2016 года хакерская группа Fancy Bears опубликовала список атлетов, пользующихся терапевтическими исключениями. В их числе оказался и Фрум. Так, в 2013-14 годах у него было разрешение на применение запрещенного стероида преднизолона. В 2014 году французское издание Le Journal de Dimanche сообщило, что Фрум получил разрешение на лекарственное средство на основе стероидов, так как страдал от простуды.
Сам гонщик был спокоен после того как Fancy Bears опубликовали свой список. «Я всегда открыто обсуждал свои терапевтические исключения со СМИ. За девять лет карьеры профессионального гонщика я дважды оформлял их из-за усиливавшейся астмы, последний раз это было в 2014 году», – сказал он.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter