что случилось с лошариком на самом деле
Военная тайна Чем на самом деле занимался АС-31 «Лошарик», на котором погибли 14 моряков-подводников
Согласно официальному сообщению Минобороны, потерпевшая в июле в Баренцевом море аварию атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 «Лошарик» занималась проведением батиметрических измерений. Впоследствии военные и чиновники, сославшись на секретность, отказались раскрывать подробности инцидента и конкретное содержание задач, решаемых научно-исследовательским глубоководным аппаратом. Тем не менее возможно предположить, чем мог бы заниматься АС-31 «Лошарик» в российских территориальных водах и чем станция в действительности занималась. «Лента.ру» рассказывает, какие задачи мог выполнять аппарат.
Подгоревший шарик
Хотя официально конструкция научно-исследовательского глубоководного аппарата по понятным причинам не раскрывается, из неофициальных источников известно, что АС-31 «Лошарик» предназначен для проведения операций на морском грунте на глубине до шести километров, включающих, в частности, освещение окружающих ландшафтов, манипуляцию с различными внешними изделиями, например установку разнообразных датчиков и резку подводных кабелей, и наконец, общую разведку. Для выполнения таких задач глубоководный аппарат предположительно оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами.
Материалы по теме
Тайна «Лошарика»
Конструктивно корпус АС-31 «Лошарик» скрывает семь титановых относительно независимых друг от друга сферических отсеков, связанных между собой переходами. В хвостовых отсеках, предположительно, находится атомная энергетическая установка. Общая длина субмарины — 69 метров, ширина — 7 метров, скорость подводного хода — 30 узлов. Автономность плавания — по разным данным, вероятно, в зависимости от решаемых задач — несколько суток или месяцев. Общее пространство внутри семи сфер, которое может занимать экипаж из 25 человек и оборудование, как нетрудно подсчитать, будет составлять порядка одной тысячи кубических метров. Для дальних или продолжительных миссий АС-31 «Лошарик» требуется носитель, однако глубоководный аппарат, будучи небольшой подлодкой, может обходиться и без средства выведения.
Так чем же мог заниматься и занимался в действительности АС-31 «Лошарик» в российских территориальных водах у берегов Кольского полуострова?
Китайское дно
Прежде всего, стоит вспомнить, что в сентябре 2012 года АС-31 «Лошарик», выводимый атомной подводной лодкой специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»), в рамках экспедиции «Севморгео» в район северного полюса, извлек с глубины более двух километров керны, которые впоследствии использовались Москвой в качестве доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа.
Политическую и экономическую важность таких работ нельзя недооценивать, поскольку общая площадь подводных территорий, рассматриваемых Россией как продолжение собственного континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 миллиона квадратных километров. В Минприроды уверены, что запасы углеводородов под расширенным материковым шельфом составляют пять миллиардов тонн условного топлива, иначе — 12 процентов мировых запасов нефти.
Материалы по теме
До полюса
Поскольку последние работы АС-31 «Лошарик» в Баренцевом море велись в непосредственной близости от Кольского полуострова на глубине не более 300 метров, сомнительно, что какие-либо материалы, добытые с такого участка, могут представлять ценность для обоснования территориальных претензий России. Однако тут интересно другое.
В июне лоцманской службой мурманского филиала «Росморпорта» была выполнена навигационная операция по выгрузке плавучей буровой установки Nan Hai 8, расположенной на специализированном судне-доке Red Zed I. Ожидается, что китайская техника будет использоваться для освоения Русановского газового месторождения в Карском море, где обнаружено более 390 миллиардов кубометров газа. Учитывая интерес Китая к Арктике, ведущиеся в Поднебесной работы по созданию собственных глубоководных аппаратов и острую потребность России в технологической модернизации и финансовых ресурсах, нельзя исключать некоторое весьма специфическое сотрудничество между Москвой и Пекином, предполагающее обмен имеющимися у сторон возможностями и ресурсами. И все же такой сценарий выглядит надуманным.
Русская звезда
Другой вариант, который тоже имеет право на существование, связан с беспилотным ядерным подводным аппаратом «Посейдон». Дело в том, что третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть «Посейдонов». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом.
Материалы по теме
Как быстро российские ракеты долетят до США
Тем не менее явно не прослеживается, как конкретно инцидент с АС-31 «Лошарик» может быть связан с К-329 «Белгород». По имеющимся сведениям, последним носителем глубоководного аппарата был БС-136 «Оренбург» или БС-64 «Подмосковье», однако почему-то заметка «Красной звезды», официального издания Минобороны России, посвященная случившемуся, изначально сопровождалась ранее неизвестной схемой, напоминающей подлодку К-329 «Белгород» с прикрепленной снизу одной небольшой субмариной (впоследствии схема исчезла с сайта «Красной звезды»). Не исключено, что речь может идти о преднамеренной утечке, как было в ноябре 2015 года со стратегическим подводным беспилотником «Статус-6» (укрупненная версия «Посейдона»), небрежной работе дежурного администратора издания либо топорных попытках российского военного ведомства принять участие в информационной войне.
Не тот шарик
Вполне возможно, что АС-31 «Лошарик» действительно, как сообщило Минобороны, занимался проведением батиметрических измерений. Однако в таком случае непонятно, зачем это делать в непосредственной близости от Кольского полуострова в нескольких десятках километров от границы с Норвегией. Интерьеры донных ландшафтов на таких территориях должны быть известны Минобороны достаточно хорошо, в противном случае ни о какой автономности «Посейдона», тем более в неисследованных глубинах океана, не может быть и речи. Да и само использование АС-31 «Лошарик» для гидрографических работ на глубинах до 300 метров представляется избыточным и неэффективным.
Таким образом, использование АС-31 «Лошарик» в гидрографических целях у побережья Кольского полуострова, вероятно, если и имеет смысл, то лишь в формате учений, испытаний оборудования или отработки технологий.
Наразворачивали
Четвертый вариант последнего применения АС-31 «Лошарик» — отработка методов транспортировки и применения изделий, предназначенных для размещения на морском дне. Такие устройства в зависимости от предназначения могут быть использованы, например, для отвлечения иностранных подводных лодок и американской гидроакустической противолодочной системы SOSUS (SOund SUrveillance System, Звуковая система наблюдения), расположенной на условной линии, соединяющей Гренландию и Британские острова, в то время пока российские субмарины покидают Кольский полуостров и уходят в Северную Атлантику, прослушивания акустических сигналов, производимых зарубежными подлодками, либо нарушения целостности и прослушка подводных гражданских и зарубежных военных кабелей связи или подрыв той же SOSUS.
Именно такой сценарий использования АС-31 «Лошарик» на Западе считают наиболее вероятным, заявляя, что авария на атомной глубоководной станции произошла во время летнего периода эксплуатации лодок Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России — предшествующих развертыванию в Северной Атлантике работ. Использовать АС-31 «Лошарик» для таких работ можно, но, хотя бы из соображений безопасности, не нужно.
Материалы по теме
Подводная охота
Причина — в распоряжении ГУГИ есть хорошо себя зарекомендовавшее океанографическое исследовательское судно «Янтарь», выступающее носителем обитаемых неатомных автономных глубоководных аппаратов «Русь» и «Консул» (оба — с глубиной погружения около шести километров), а также допускающее, вероятно, размещение аппаратов «Мир». Именно «Янтарь» принимал участие в марте 2017 года в операции по извлечению бортового оборудования переносимых авианосцем «Адмирал Кузнецов» самолетов МиГ-29КР и Су-33, утерянных Россией в ноябре и декабре 2016 года в Средиземном море, соответственно. Важно, что еще раньше, в октябре 2016 года, данный корабль был замечен вблизи сирийского побережья как раз там, где располагаются подводные линии связи.
Проходной двор
И наконец, пятый и наиболее приемлемый сценарий последнего использования АС-31 «Лошарик» предполагает отработку размещения элементов российской позиционной системы подводного наблюдения «Гармония», аналог SOSUS, которую образуют специальные подводные роботизированные комплексы, выходящие из подводной лодки и разворачивающие на морском дне автономные донные станции (АДС).
СМИ узнали, что на самом деле произошло на «Лошарике» и как погибли 14 российских офицеров-подводников
Экипаж глубоководного аппарата АС-31 («Лошарик») до последнего боролся за живучесть, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к расследованию происшествия. По данным издания, моряки израсходовали все средства пожаротушения и «издышали» все изолирующие дыхательные средства. При этом, как отмечается, экипаж мог эвакуироваться на лодку-носитель, но решил остаться и попытаться спасти аппарат.
Как рассказали источники, ЧП на «Лошарике» произошло во время стыковки станции с лодкой-носителем, когда в аккумуляторном отсеке появился дым. При этом как такового пожара в привычном смысле этого слова на подлодках не бывает, поскольку они выполнены из негорючих материалов. В этой связи любой дым на подлодках объявляется пожаром, а подводникам приходится бороться с ним практически на ощупь.
В качестве причины задымления называются возможные проблемы в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, либо небольшой дефект кабелей, который мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.
На начальной стадии, как сообщили источники издания, авария не представляла большой опасности для экипажа. Все они могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель, у каждого из них было при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее продержаться не менее 20 минут без кислорода. Однако, согласно «Руководству по борьбе за живучесть подводных лодок», каждому члену экипажа надлежит оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте. Оставление горящего отсека без приказа влечет за собой уголовную ответственность. Правда, специальных указаний, касающихся моряков глубоководных аппаратов, в этом документе нет, но гидронавты руководствуются соответствующими инструкциями для подводников.
В итоге борт АС-31 покинули только шесть человек, которые не принимали непосредственного участия в ликвидации аварии, а десять офицеров-гидронавтов остались на станции, продолжив борьбу за живучесть корабля
Осмотр доставленного на базу АС-31 показал, что в борьбе за ее живучесть моряки израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения. В частности, пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки, а также все четыре столитровые емкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая). Кроме того, через 40 минут работы подводники, как говорят собеседники издания, «издышали» все изолирующие дыхательные средства. После этого они включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.
ЧП с глубоководным аппаратом АС-31 «Лошарик» произошло 1 июля в Баренцевом море. В результате погибли 14 российских офицеров, которые за мужество и профессионализм при ликвидации аварии на аппарате были представлены к наградам посмертно.
Гибель подводников на секретной атомной подлодке. Факты, версии, мнения
1 июля во время проведения батиметрических измерений на одном из научно-исследовательских глубоководных аппаратов Минобороны России произошел пожар, в котором погибли 14 моряков. В скупом официальном сообщении Минобороны говорится, что инцидент произошел в российских территориальных водах, а аппарат сейчас находится на военно-морской базе в Североморске. Журналисты и эксперты склоняются к версии, что речь идет об атомном подводном исследовательском аппарате АС-12, носящем неофициальное название «Лошарик», однако быть уверенным в какой-то из версий не представляется возможным — информация о ЧП засекречена.
О трагедии стало известно днем 2 июля около 16:30 по московскому времени, когда СМИ стали транслировать официальное сообщение Минобороны. Причиной смерти подводников ведомство называет отравление продуктами горения. Не сообщалось, где именно произошло ЧП. Поскольку аппарат, как сообщают военные, доставили в Североморск, который находится в Кольском заливе, значит авария могла произойти в Баренцевом море, предполагают эксперты.
«Лошарик»
Позже различные источники сообщили, что речь идет о «Лошарике» — глубоководном исследовательском аппарате, названном так за особенности конструкции — под корпусом подлодки шарообразные отсеки соединены цилиндрическими «коридорами» между собой, что по форме напоминает персонажа советского мультфильма Лошарика — лошадь, состоящую из шариков.
Максимальное число экипажа на «Лошарике» — 25 человек. Водоизмещение — 2 тыс. тонн, максимальная скорость — 30 узлов (более 55 километров в час). Другие характеристики подводного аппарата в источниках разнятся, например, максимальная глубина указывается от 1 тыс. до 6 тыс. метров. Автономное подводное плавание — от нескольких суток до нескольких месяцев. Версию с «Лошариком» назвали источники РБК.
Исходя из того, что этот аппарат был глубоководным, он мог принадлежать 29-й отдельной бригаде подводных лодок, которая базируется на военной базе ВМФ Гаджиево в бухте Оленья губа. Это бригада, в составе которой — глубоководные аппараты, пишет ВВС.
Гаджиево — одна из самых секретных военных баз в России. 29-я бригада подчиняется главному управлению глубоководных исследований министерства обороны России, войсковой части 45707, которая расположена в Ленинградской области. Эту информацию подтвердил и. о. губернатора Александр Беглов. Он написал на своей странице в соцсети «ВКонтакте»: «Приношу глубокие соболезнования семьям погибших подводников в Баренцевом море. Команда была закреплена за нашей воинской частью и в последнее плаванье отправилась из Петербурга. Память о наших героях всегда будет с нами».
В состав 29-й отдельной бригады подводных лодок входят несколько глубоководных атомных субмарин специального назначения. Также в бригаду входит носитель аппаратов — атомная подлодка БС-136 «Оренбург».
В 2015 году фотография, на которой, предположительно, изображен «Лошарик», была опубликована в русскоязычной версии автомобильного журнала Top Gear.
Носитель
Источники издания «Открытые медиа» сообщили, что пожар произошел не на «Лошарике», а на подлодке-носителе. Один из собеседников СМИ пишет, что речь может идти о подлодке «Оренбург», второй — о судне «Подмосковье». Версию с «Оренбургом» называют и другие источники.
БС-136 «Оренбург», построенная еще в начале 1980-х и принятая на вооружение как К-129, за свою жизнь сменила не только индекс, но и проект, отмечает ВВС.
Изначально созданная по проекту 667БДР «Кальмар» как носитель межконтинентальных ракет, она была перестроена по проекту 09786 в носителя малых подлодок.
Несколько лет назад сообщалось, что АПЛ «Оренбург» проходила ремонт, но информации о его результатах в открытых источниках нет. Информация об этой субмарине также глубоко засекречена.
Подлодка «Подмосковье» была спущена на воду еще в 1984 году. В 1999 году началась ее реконструкция, которая закончилась только в 2016 году. После реконструкции подлодки на ней установили оборудование для перевозки глубоководных мини-подлодок проекта 18 270 «Бестер», писала «Российская газета».
Третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть беспилотных ядерных подводных аппаратов «Посейдон». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом, пишет Lenta.ru.
«Русская служба ВВС» связалась с жителем Североморска, который также утверждает, что пожар случился на «Оренбурге». «В 20:30 объявили тревогу силам флота. В 01:00 подлодка сама подошла к причалу в Североморске», — рассказал он.
«Три отсека [было] затоплено, в первом 13 человек на перестукивания не отвечали. Когда смогли добраться до отсека, установили, что все погибли», — утверждает собеседник издания.
Погибшие
Официально сообщается о 14 погибших. Среди них было семь капитанов первого ранга и два Героя России. Об этом стало известно из беседы Владимира Путина с министром обороны Сергеем Шойгу. Телеграм-канала Baza пишет, что один из погибших — капитан первого ранга и командир судна АС-12 «Лошарик» Долонский Денис Владимирович, который был приписан к воинской части Петергофа и получил звание Героя России 6-7 лет назад за исследование Арктики и Антарктики. Второй — испытатель глубоководной военной техники, капитан первого ранга Николай Иванович Филин. Звание Героя России он получил в 2018 году. Филин также приписан к воинской части Петергофа.
Телеграм-канал «Смычок Скрипаля» называет еще одного капитана первого ранга — Андрея Воскресенского.
Точное количество выживших неизвестно, разные источники сообщают, что госпитализированы от 5 до 10 человек.
Во время написания этого материала Храм «Спас-на-Водах» в Мурманске опубликовал на своем сайте имена 14 моряков, погибших на подлодке. Их фамилии не указаны.
Причины ЧП
В условиях строгой секретности и обрывочности данных об инциденте говорить о причинах трагедии не представляется возможным. Согласно сообщению Минобороны, причиной гибели подводников стало отравление продуктами горения. Почему возник пожар, не сообщается.
Расследованием причин пожара занимается главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов. Следственный комитет начал проверку по факту гибели моряков.
При этом Минобороны сообщило, что никаких уведомлений норвежцам не направляло, пишет РБК.
Опрошенный «Комсомольской правдой» эксперт, попросивший не называть своего имени, предположил, что, исходя из информации о количестве погибших, пожар был локализован путем герметизации — экипаж закрыл отсек, в котором началось горение, чтобы спасти корабль. Такие действия предполагает «Руководство по борьбе за живучесть» — основной документ, в котором описаны действия команды во время ЧС. «Есть и второй вариант, что огонь распространялся лавинообразно и экипаж просто ничего не успел предпринять, — продолжает эксперт. — Но он, как мне кажется, менее вероятен».
По его словам, ни одна подлодка не защищена на 100% от пожара. Издание пишет, что чаще всего пожары случаются из-за технических сбоев (воспламенение обмотки двигателя, короткое замыкание, отказ систем очистки воздуха и так далее) или из-за ошибки личного состава. Но здесь как раз с уверенностью ничего говорить нельзя, пока не будет результатов официального расследования.
Миссия «Лошарика»
Известно, что в 2012 году носителем АС-31 «Лошарик» выступала атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург». Тогда же в ходе экспедиции «Севморгео», в ходе которой уточнялись границы континентального шельфа России в Арктике, АС-31 «Лошарик» удалось взять пробы морского грунта с глубины более двух километров, которые впоследствии легли в основу доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа. Об этом пишет Lenta.ru.
Исследовав извлеченные со дна северной и южной частей хребта Менделеева базальты и долериты, ученые установили, что они возникли в нижнем или среднем ордовике, то есть примерно 470 млн лет назад. Аналогичную природу имеет древнее основание Новосибирских островов, выступающее частью континентального шельфа. Также ученые выполнили сейсмические и батиметрические исследования.
Общая площадь подводных территорий, которые Россия рассматривает как продолжение своего континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 млн квадратных километров. Согласно Минприроды, запасы углеводородов под расширенным шельфом оцениваются в 5 млрд тонн условного топлива — около 12% мировых запасов нефти.
Несмотря на успехи «Севморгео», в ходе экспедиции оказались повреждены манипуляторы, система внешнего освещения и корпус АС-31 «Лошарик». Ремонт аппарата завершился в 2017 году, когда были проведены его глубоководные испытания совместно с носителем — атомной субмариной БС-64 «Подмосковье», отмечает издание.
Между тем Пентагон считает АС-12 «диверсионным аппаратом», предназначенным для разрушения подводной инфраструктуры — в основном кабелей связи и систем обнаружения подлодок, пишет The Bell. На глубине свыше 1000 метров «Лошарик» практически неуязвим для современных средств поражения.
Трагедия секретного «Лошарика»: В огне погибло больше половины экипажа офицеров-подводников
Титановый глубоководный аппарат АС-12 превратился в братскую могилу
Вечером 2 июля Министерство обороны РФ весьма кратко и без каких-либо подробностей сообщило о новой тяжелой трагедии на флоте. Вот это известие: «1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, в ходе проведения биометрических измерений возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения».
На данный момент очаг возгорания ликвидирован, сказали в Минобороны. «Причины произошедшего устанавливаются. Расследование проводит главнокомандующий Военно-морским флотом», — добавили в ведомстве.
Как ни странно, даже названий глубоководного аппарата и его судна-носителя указано не было. Это обстоятельство, а также суточная задержка с оповещением широкой общественности, мгновенно наводили на мысль, что речь шла не об обычном тренировочном погружении. И, скорее всего, не об обычных подводных работах.
Оставалось предположить, что речь идет о ЧП на одном из судов, принадлежащем Главному управлению глубоководных работ, официальных сведений о котором в открытой печати практически нет. То есть — о знаменитом своей секретностью ГУГИ, лишь формально приписанному к Северному флоту и больше известному как «Подводная разведка». Подчинено управление напрямую министру обороны России.
Спустя некоторое время ситуация стала проясняться. СМИ выяснили, что на самом деле недалеко от Кольского полуострова при глубоководном погружении загорелась титановая АС-12, также известная, как «Лошарик». Это достаточно новая российская атомная глубоководная подводная лодка, спущенная на воду в Северодвинске в большой тайне 26 августа 1995 года. Согласно официальной российской военно-морской классификации — атомная глубоководная станция. По сути, самая неуязвимая подлодка на всем российском флоте, поскольку в состоянии, как утверждают, погружаться на немыслимую глубину — до 6 километров. Где ни одно из существующих в мире средств поражения достать ее не в силах. Создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века.
Логично предположить, что другим важным назначением «Лошарика» является скрытный съем секретной информации с интересующих нашу разведку оптоволоконных подводных кабелей зарубежных государств. Какова российская технология такой работы, естественно, неизвестно. Зато не секрет, как именно это несколько десятилетий делают американцы.
Отделившись от «Джимми Картера», штатовская ASDS ложится на дно рядом с российской (предположим!) линией связи. Присоединение подслушивающего устройства выполняется с помощью специально разработанной камеры, спускаемой с подводной лодки.
Зачем нужна эта камера? Отвечает один из самых известных американских экспертов по флотской разведке Норман Полмар, прежде работавший консультантом Конгресса США: «Из-за наличия высокого напряжения на кабеле, ВМС были не в восторге от необходимости затягивать кабель непосредственно на подводную лодку. Кроме того, удержание кабеля подводной лодкой в течение длительного времени может привести к ее запутыванию. А это уже опасно для жизни всего экипажа».
Словом, такая глубоководная разведка технологически очень сложна. Но, во всяком случае, за океаном считают, что овчинка стоит выделки. Вот мнение одного из отставных технических сотрудников американского АНБ — Агентства национальной безопасности США: «Представьте, что вам в лицо направляют пожарный гидрант — вот такой примерно поток данных вы получаете». Ведь один только кабель компании TyCom, проложенный по дну Тихого океана, имеет возможность передачи 100 миллионов разговоров одновременно.
Штатный носитель нашей АС-12 и наш «Джимми Картер» — уникальная специальная атомная подводная лодка БС-136 «Оренбург», переделанная к 2002 году по проекту 09786 из атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар». В ходе реконструкции за счет специальной вставки в середине корпуса общая длина атомохода была увеличена со 155 до 162,5 метров.
БС-136 предназначена для скрытной подводной транспортировки «Лошарика» на большие расстояния. Далее отделившаяся от «Оренбурга» глубоководная станция в состоянии самостоятельно выполнять весьма деликатные боевые задачи.
«Оренбург» вместе с другим подобным АПЛ-носителем БС-64 «Подмосковье» входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Главного управления глубоководных работ, которая базируется на Кольском полуострове в губе Оленья (Гаджиево).
Еще одно важнейшее обстоятельство, которое свидетельствует о том, каких размеров катастрофа постигла «Лошарик» 1 июля 2019 года около 20.30. Экипаж глубоководной станции составляет 25 человек. Все — офицеры. Выходит, в борьбе с огнем погибло больше половины личного состава глубоководной станции. Еще, как минимум, трое моряков, как разузнала мурманская телекомпания ТВ-21, с отравлениями продуктами горения доставлены в госпиталь в Североморске.
Вечером 2 июня стало известно, что среди погибших были семь капитанов первого ранга и два Героя России. Эти сведения прозвучали во время встречи Владимира Путина с главой Минобороны Сергеем Шойгу.
Президент РФ поручил Шойгу вылететь в Североморск, чтобы лично заслушать доклады и нацелить комиссию на безусловное выявление причин этой трагедии.
Из досье «СП»
Однажды «Лошарику» довелось заниматься и вполне мирными делами. В конце сентября 2012 глубоководная станция приняла участие в исследовательской экспедиции под названием «Арктика-2012», по результатам которой в комиссию ООН по морскому праву заявку Россия подала заявку на расширение подконтрольной нашей стране арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие два ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын».
Глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка» тогда занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5−3 километра на протяжении порядка 20 дней.
И еще. Пожары на наших атомных подводных лодках, увы, не редкость. Один из них на Северном флоте произошел 35 лет назад.
В результате К-131 на Северном флоте прослужила еще десять лет.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Американские спецслужбы умоляют российских коллег не использовать РЭБ — убийц «Байрактаров»
Кто-то на глубине 2.5 км украл 10 тонн секретного подводного кабеля, соединяющего Норвегию с гидролокаторами
Новинка «Сухого» впечатлила зарубежное экспертное сообщество больше, чем МС-21 и Boeing 777Х