что случилось с магазином красное и белое
Владелец сети «Красное и Белое» перенес IPO из-за «рыночных условий»
Накануне запланированных на 10 ноября торгов ценными бумагами Mercury Retail Group на Московской бирже компания объявила, что решила отложить планируемое IPO «в связи со сложившимися рыночными условиями».
Чем известна Mercury Retail Group
На конец июня 2021 года группа управляет почти 13,5 тыс. магазинов, из них около 9,5 тыс. — принадлежат сети «Красное & Белое», 4 тыс. — «Бристоль».
Начавшие свое развитие с формата классического алкомаркета сети сегодня позиционируются как магазины формата ultra convenience (точки в шаговой доступности, но с меньшим ассортиментом, чем у «магазинов у дома»). Сама Mercury Retail Group со ссылкой на оценку исследовательской компании GfK указывала, что доля всей группы в этом сегменте составляет 43%.
Выручка ретейлера, по собственным данным, в 2020 году составила 577,2 млрд руб., скорректированная EBITDA — 55,9 млрд руб., чистая прибыль — 25,6 млрд руб.
Продавать свои бумаги в рамках IPO планировали только текущие владельцы Mercury Retail Holding: сейчас 49% всей группы принадлежит основателю «Красного & Белого» Сергею Студенникову и его семье. У основателей сети «Бристоль» Игоря Кесаева и Сергея Кациева 37,25 и 7,69% соответственно. Владельцы оставшихся 6,06% не раскрываются.
Управляющий директор по инвестициям «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Цупров предполагает, что IPO могло быть перенесено из-за того, что бумаги ретейлера не нашли спроса по оценке, которую хотели получить его владельцы: «Может быть, они и справедливо достаточно дорого оценивают свой бизнес, но, вероятно, инвесторы посчитали, что велик риск не продать бумаги дороже через полгода. Это все же офлайн-бизнес, который не относится к вечнорастущим хайповым историям». Реальных рыночных обстоятельств, из-за которых стоило бы переносить сделку, Цупров сейчас не наблюдает.
В записке для потенциальных инвесторов аналитики «ВТБ Капитала» (выступал одним из организаторов размещения Mercury Retail Group) отмечали, что средний рост сопоставимых продаж (продажи компании без учета новых открытых магазинов) ретейлера за последние восемь кварталов показывал опережающие темпы среди продовольственных торговцев — 15,8%. Во втором квартале 2021 года сопоставимые продажи компании выросли на 14,8%, тогда как у «Магнита» — 5,2%, у X5 Group — на 4%.
С января по июнь 2021 года Mercury Retail Group показывала более высокие темпы роста выручки, чем лидеры рынка: ее доходы выросли на 26,5%, у X5 — на 9,5%, у «Магнита» — на 7,7%.
Ранее также со ссылкой на «рыночные условия» о переносе IPO на Нью-Йоркской и Московской биржах на начало 2022 года объявил сервис «Делимобиль».
Самая популярная сеть недорогого алкоголя в России закрывается
Неприятности у лидеров алкогольного рынка начались еще в конце 2018 года, когда в офисы компании нагрянули с проверками по подозрению в неуплате налогов. Правда, масштабные обыски ни к чему не привели, что поначалу заставило публику думать, что «К&Б» банально привлекает к себе внимание перед новогодними каникулами.
Но дальше проблемы лишь усугублялись: силовики побывали даже в головном офисе сети в Челябинске. Уже летом 2019-го начали распространяться сведения о том, что владелец «Красного & Белого» Сергей Студенников готовится сдаться конкурентам — второй по величине сети алкомаркетов «Бристоль» и продуктовому ритейлеру «Дикси». Впрочем, фирма сдаваться не собиралась и, вопреки всему, лишь набирала обороты, став по итогам года самой быстрорастущей торговой сетью в РФ.
Однако это достижение не помогло владельцу бизнеса сохранить самостоятельность: «К&Б», «Бристоль» и «Дикси» теперь представляют собой единую структуру. Правда, все три бренда сохранились и успешно развиваются по отдельности — но, как утверждает Telegram-канал Mash, эта ситуация не продлится долго, «Красное & Белое» скоро перестанет существовать: контроль над сетью фактически перешел к «Бристолю», сотрудники штаб-квартиры массово увольняются, а Студенников ведет переговоры с целью сохранить за собой хотя бы уральский филиал.
Сообразили на троих: что стало с компанией «Красное & Белое» после слияния
Выбор напитка
После одной из самых громких сделок в российском ретейле прошло больше полутора лет, и Сергей Студенников впервые согласился поговорить с журналистом. Бизнесмен встретил корреспондента Forbes в своем московском офисе, расположенном в золотой башне «Меркурий тауэр» Игоря Кесаева в «Москва-Сити».
Выпускник Саткинского горно-керамического техникума занялся бизнесом в конце 1980-х. Лично ездил за товаром, стоял в очередях, покупал и перепродавал продукцию возле ресторана «Уральские пельмени» в Челябинске. Позже Студенников участвовал в запуске уральской розничной сети «Монетка» Романа Заболотнова и Александра Жеребцова, был директором представительства в Челябинске. «Сергей там был младшим партнером, а Заболотнов — его боссом», — рассказывает старый знакомый Заболотнова и Студенникова.
Заработав первые деньги, Студенников основал собственный «SPS-Холдинг», куда в разное время входили оптовые фирмы по торговле бакалеей, табаком, стройматериалами, алкоголем и пивом. «Мне сильно повезло в жизни, — признается бизнесмен. — Я общался с людьми, которые начали заниматься ретейлом уже в конце 1990-х. Они вдохнули в меня идею ретейла, расширили мировоззрение». В начале 2000-х Студенников с региональным партнером компании «Р-Модуль» из Нижнего Тагила основал фирму «Ролис», которая управляла сетью строймаркетов «Евроград». Через несколько лет партнер погиб в ДТП, в одиночку Студенников бизнес не потянул и свернул его.
Внимание предпринимателя переключилось на другое направление — в его холдинг входила фирма по оптовой торговле алкоголем «Азимут». Ее Студенников зарегистрировал в 2003 году вместе с тремя основателями продуктовой сети «Три богатыря» из закрытого города Озерска в Челябинской области. «Это было собрание свободных художников: оптовое направление было общим, а розницу каждый мог развивать свою отдельно», — рассказывает знакомый челябинских бизнесменов. Позже интересы партнеров разошлись, но именно тогда Студенников окончательно определился, чем займется дальше.
В 2006 году он открыл первый магазин «Красное & Белое» в Копейске, городе-спутнике Челябинска. Продажи в точке, специализирующейся на торговле алкоголем, сразу же превысили ожидания. Успех был неожиданным для местных бизнесменов. «Сергей не менеджер, он предприниматель 1990-х, который действует по принципу «есть идея — погнали», — рассказывает один из них. — Все систематизировать, составить бизнес-план — это не про него. У него вечно все падало, не получалось. Поэтому, когда «Красное & Белое» выстрелило, все были в шоке».
За первый год сеть выросла до 64 алкомаркетов. Небольшие магазины площадью в среднем 80 кв. м вмещали несколько сотен товарных позиций, в основном алкоголя, пива и сигарет. С самого начала была задача дать лучшее ценовое предложение, например пол-литровую бутылку водки в магазине продавали за 29 рублей.
В середине 2013 года в одной только Челябинской области работало 470 магазинов «Красное & Белое». Уже тогда Студенников начал раздражать конкурентов и регуляторов. «Это больше, чем магазинов «Пятерочка» и «Магнит», вместе взятых! «Красное & Белое» нас всех уже… монополизировала», — возмущалась руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова. По данным ведомства, в 2012-м сеть занимала в области самую большую долю продуктовой розничной торговли — 5,9%.
По итогам 2014 года «Красное & Белое» вошла в топ-15 продовольственных ретейлеров страны с выручкой 47 млрд рублей. К этому времени число магазинов выросло до 1700, а через год превысило 2500. В чем секрет столь быстрого роста? На рынке считали, что здесь не обошлось без влиятельных покровителей: чиновников, сотрудников федеральных силовых ведомств. Студенников никогда не стремился опровергать слухи о себе и своем бизнесе, его устраивала роль малозаметного регионального предпринимателя, ни на что не претендующего. «Все думали, что мы ведем бизнес как-то нечисто, с этим связывали успех, — говорит он. —Очень хорошо, когда тебя недооценивают. Важно создать иллюзию слабого игрока, чтобы большие не задавили».
Неуправляемый размер
В последние 14 лет жизнь Сергея Студенникова напоминала гонку. Он признается в интервью: «Мы вышли на рынок с опозданием почти на 10 лет и поставили задачу занять сколько-нибудь значимую долю. Поступательными шагами этого не удалось бы, только интенсивно, без остановки». К 2016 году сеть выросла почти до 4000 магазинов в 40 регионах, через год открылось еще 1290 новых.
Бизнес рос, вопреки строгим ограничениям и контролю за продажей алкогольной продукции. Потребление алкоголя в стране планомерно снижалось: по данным ВОЗ, с 20,4 л чистого алкоголя на душу населения в 2003 году до 11,6 л в 2016-м. «Эффективная работа с алкогольным ассортиментом, эксклюзивные бренды (в том числе в винной категории) и самые низкие цены позволили «Красному & Белому» задавать тренды и влиять на ценообразование не только в алкомаркетах, но и в федеральных сетях FMCG, — считает генеральный директор агентства Infoline Михаил Бурмистров. — Кроме того, сеть вовремя начала расширять ассортимент, чтобы обеспечить полноту потребительской корзины». С 2010 года «Красное & Белое», помимо алкоголя, начала продавать бакалею, молочные продукты и даже детские игрушки. «Сеть заняла перспективную нишу в ретейле — «магазин у дома» с ограниченным ассортиментом, но явным фокусом на одну определенную категорию — спиртное», — добавляет Бурмистров. На сегодняшний день структура продаж сети выглядит так: 25% оборота приносят крепкий алкоголь и вино, 25% — продукты питания, остальное — табак, пиво и непродовольственные товары. При этом постоянно растет доля вина в общем объеме продаж, а доля крепкого алкоголя, наоборот, постепенно снижается.
В 2017 году «Красное & Белое» заняла 3-е место по количеству магазинов после «Магнита» и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), а в первом полугодии 2018-го, открыв 882 новых магазина, обогнала по темпам роста «Магнит». Выручка «Красного & Белого» в 2018-м выросла на 40% и составила 301 млрд рублей. Ближайшим конкурентом «Красного & Белого» была алкосеть «Бристоль», которую с 2012 года развивали владельцы крупнейшего в стране табачного дистрибьютора «Мегаполис» Игорь Кесаев и Сергей Кациев. Несмотря на открытие 200–500 новых магазинов в год, «Бристоль» так и не сумела догнать челябинского чемпиона, который превосходил ее втрое по выручке и вдвое по числу магазинов. По эффективности сеть «табачных магнатов» тоже сильно уступала челябинской: один магазин «Бристоль» в год приносил 20 млн рублей, а «Красное & Белое» — вдвое больше.
Но Студенникова уже не радовало лидерство, к которому он стремился много лет. «С самого начала я понимал, что придется терпеть: во всем себе отказать и заниматься делом 25 часов в сутки. Но не знал, что придется терпеть так долго», — устало признается бизнесмен. К тому времени сеть «Красное & Белое» достигла таких масштабов, что стало сложно ею управлять. Кредитная нагрузка росла, а прибыль почти нет. Кроме того, все чаще возникали проблемы с госорганами в разных регионах присутствия. Летом 2018 года межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Челябинской области вынесла решение о взыскании с ООО «Абсолют» (входит в ГК «Красное & Белое») 1,95 млрд рублей за налоговое правонарушение. В течение месяца с момента получения решения компания претензию оплатила. «Бизнес, которым мы занимаемся, — алкоголь, табак — на 100% контролируется государством. Это сказывается и на развитии, и на эффективности в целом, — говорит основатель «Красного & Белого». — Бизнес стал таким большим, что нам уже не хватало управленческих компетенций. С такими масштабами мы никогда не работали».
Правильные партнеры
В 2019 году выручка табачного дистрибьютора составила 752 млрд рублей. По словам Студенникова, с Кесаевым и Кациевым он знаком по меньшей мере 10 лет. «Мы давно друг друга знаем, — говорит он. — С 1990-х знакомы заочно, потом уже были очные рабочие встречи, где мы обменивались опытом. Обыкновенная рабочая рутина».
Обсуждали ли предприниматели объединение бизнеса? По словам источника Forbes, предложения о слиянии поступали Студенникову давно. Сам он на вопрос о переговорах отвечает уклончиво: «Гипотетически в разговоре [с Кесаевым и Кациевым] такие темы, естественно, затрагивались. Но таких разговоров и предложений от разных игроков случается по 10 штук в год. Но чтобы давайте кровь из носу объединимся, такого желания не было ни у нас, ни у акционеров «Мегаполиса». Получить комментарии Кесаева и Кациева Forbes не удалось.
Как бы то ни было, в сентябре 2019 года в России появился третий по обороту после X5 и «Магнита» розничный игрок — «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед». Кесаев и Кациев закрыли сделку по объединению своих активов с сетью Студенникова. «Классического due diligence бизнесов не проводилось: только внутренняя оценка, в результате которой стоимость активов оказалась равнозначной. Дополнительные средства в пользу одной из сторон не вносились», — рассказывает Студенников. В объединенную компанию вошли группа компаний «Дикси», «Альбион 2002» (управляет сетью алкомаркетов «Бристоль») и «Красное & Белое». Позже компания была переименована в «Меркурий Ритейл Груп Лимитед», она зарегистрирована на Кипре, 51% ее акций принадлежит Кесаеву и Кациеву, 49% — Студенникову. Силовики с момента объявления о слиянии в январе 2019-го в офисы и на склады «Красного & Белого» не приходили.
У Студенникова появилась возможность делегировать часть работы, с которой ему не удавалось справиться в одиночку в последние годы. «У каждого есть свои компетенции. У моих партнеров — это умение общаться с внешним миром: банками, представителями государственных органов на разных уровнях», — перечисляет Студенников. «Красному & Белому» был необходим GR-ресурс [Government Relations, взаимодействие с госорганами], и объединенная компания его получила. Это сильный серьезный партнер с опытом сложных сделок в лице Кесаева и Кациева», — говорит Михаил Бурмистров. По мнению эксперта, владельцы «Дикси» и «Бристоля» тоже получили преимущество от объединения — возможность увеличить стоимость бизнеса, капитализировать его, выведя на биржу. Акции «Дикси» торговались на бирже с 2007 года, но в 2018-м компания провела делистинг, объяснив это ухудшением финансовых показателей.
«Что нас с партнерами роднит? Это вовлеченность акционеров в операционную деятельность каждой из трех компаний, — рассуждает Студенников. — Одна голова хорошо, а три лучше. Объединение активов было стратегическим решением акционеров, которые «варятся» в бизнесе, хотят стать эффективнее. Все стратегические решения принимаются акционерами совместно, а оперативные вопросы в дальнейшем дошлифовываются разными командами».
Сегодня сетями «Дикси» (включая «Викторию» и «Мегамарт»), «Бристоль» и «Красное & Белое» управляют разные команды. Тем не менее преимущества от слияния есть. Например, Студенникову, по его словам, за год удалось в пять раз снизить кредитную нагрузку «Красного & Белого» (до 5 млрд рублей на октябрь 2020-го) и увеличить прибыль, открыть около 700 новых магазинов (всего сеть насчитывает 8800 точек). Пандемия ретейлера практически не задела: трафик в магазинах упал, зато средний чек вырос с 260 до 300 рублей. По итогам года Студенников прогнозирует рост выручки на 25–27%. В объединенной компании планируется довести оборот до 1,1 трлн рублей до конца года. По словам предпринимателя, развиваться в России ему уже не так интересно — через три-пять лет челябинец хочет вывести «Красное & Белое» на внешние рынки, в частности в США, Китай и Индию.
Предновогодний сюрприз устроили правоохранители сети «Красное & Белое». Основания обысков, озвученные силовиками: подозрение в обороте контрафакта и неуплате налогов Фото: Александр Гавриленко
ОБЫСКИ ПАРАЛИЗОВАЛИ РАБОТУ КОМПАНИИ
Работа компании оказалась парализована. В Челябинске, к примеру, где и зародилась сеть (сейчас головной офис уже перерегистрирован в Москве), сотрудников долгое время не отпускали по домам, а водители грузовиков вынуждены были оставаться ночевать в своих автомобилях при температуре воздуха минус 25 градусов. Одних просто не пустили на склад сдать документы и товар, другие оказались заблокированными на территории склада — в общей сложности, по уверениям источника портала 74.ru, застряли не меньше 50 шоферов. Родственники и знакомые привозили им еду, киоск с горячим питанием неподалеку быстро опустошили.
Источник Znak.com заявляет, что СКР по России возбудил в отношении компании уголовное дело по уходу от налогов. Это же подтверждает и собеседник «Ведомостей» в правоохранительных органах. Других подтверждений этой информации нет. С октября ООО «Абсолют» — одно из основных юрлиц «Красное & Белое» — пытается оспорить в челябинском арбитраже доначисления налоговиков почти на 2 млрд рублей. Но, по данным Znak.com, сеть уже заплатила эти 2 млрд и судится уже постфактум, так что у сети долгов по налогам нет.
Владельцем сети «Красное & Белое» является челябинский бизнесмен Сергей Студенников. Он входит в топ-200 самых богатых людей России по версии Forbes Фото: tatarstan.ru
Владельцем сети является челябинский бизнесмен Сергей Студенников. Он входит в топ-200 самых богатых людей России по версии Forbes. В начале октября Bloomberg назвал Студенникова из Челябинска «новейшим» долларовым миллиардером России. Местные СМИ предположили, что все обыски связаны с попыткой отнять у него бизнес: якобы ранее предпринимателю предложили продать сеть магазинов, однако он отказался. «Еще в начале ноября в Челябинск приезжали люди, которые просили вывести их на Студенникова. Предупреждали, что к концу года будут проблемы, но их можно решить, если продать сеть. Студенников от переговоров отказался. Теперь предупреждение сбывается», — сказал источник Ura.ru. Он уверен, что компромата на «Красное & Белое» предостаточно.
Другие собеседники на рынке говорят, что Студенников давно вызывает раздражение у других участников рынка из-за демпинга, а также напоминают, что на рынке часто вызывает вопросы дробление бизнеса КБ: компания зарегистрировала более 50 юрлиц, часть из которых постоянно меняется.
И в этот момент в соцсетях компания пытается активно шутить, но посты выходят довольно пессимистичные. «Искали новогодние сладкие подарки, но не нашли. Они все уже у деда мороза. Магазины пока работают, полны напитков и товаров. Самое время закупиться, ведь что будет завтра мы не знаем», — пишет «Красное & Белое» в «Твиттере» (орфография и пунктуация сохранена — прим. ред.), призывая пользователей ставить хештег #кбживи. Через час компания объявляет о глобальной распродаже с пометкой «Если не выкарабкаемся, то хотя бы вас порадуем перед Новым годом».
Интересно, что буквально за день до обысков в «Красное & Белое» был объявлен в международный розыск экс-глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян. Он обвиняется в злоупотреблении полномочиями. По данным СМИ, Чуян может быть замешан в махинациях на алкогольном рынке, а сейчас находится в Израиле. «Ведомости» сообщили со ссылкой на свои источники, что Чуян проходит по тому же делу, что и бывший предправления ОФК банка Николай Гордеев: банк использовал рискованную бизнес-модель, ориентированную на кредитование алкогольных компаний. А спикер Совфеда Валентина Матвиенко еще осенью 2015 года поручала проверить возможные связи Чуяна с алкогольным бизнесом, о которой, по ее словам, есть «очень много слухов».
На сегодня, по данным официального сайта сети «Красное & Белое», в Татарстане работает уже 94 магазина. В том числе в Казани — 32 магазина, в Набережных Челнах — 12 магазинов Фото: Александр Гавриленко
В Татарстане забраковали каждую десятую бутылку из «Красное & Белое»
Ряд СМИ и анонимных Telegram-каналов, в том числе Mash, включили в список городов, где перетряхивали «Красное & Белое», и Казань. Однако собеседники «БИЗНЕС Online» в правоохранительных органах отметили, что волна обысков и изъятия товаров сеть в Татарстане миновала. «Нет, никаких следственных действий не происходило, — добавил один из собеседников. — „Маски-шоу“ были на Урале, но не в Татарстане».
Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось дозвониться до регионального представителя «Красное & Белое» в Татарстане Михаила Захарова, который отказался комментировать обыски и предложил уточнять любую информацию на официальном сайте бренда. Он лишь подтвердил, что в Татарстане работают 94 магазина, а также склад в селе Столбище, который является распределительным центром для Поволжья.
Жаудат Ахметханов: «Когда соседние магазины проигрывают конкуренцию, закрываются, цены в «Красное & Белое» постепенно поднимаются» Фото: mendeleevsk.tatarstan.ru
Зато вопросы к работе «Красное & Белое» в Татарстане с момента открытия возникают и у Госалкогольинспекции РТ из-за демпинга. «Если посмотреть по алкогольной продукции, то в момент открытия пол-литровую бутылку пива там могут продавать за 24–26 рублей, — рассказывает руководитель Госалкогольинспекции РТ Жаудат Ахметханов. — Когда соседние магазины проигрывают конкуренцию, закрываются, цены в этой сети постепенно поднимаются. С убытком даже заходят».
На сегодня, по данным официального сайта сети «Красное & Белое», в Татарстане работает уже 94 магазина. В том числе в Казани — 32 магазина, в Набережных Челнах — 12 магазинов. В селе Столбище Лаишевского района построен склад «Прометей», который является распределительным центром для Поволжья. Как уточняют в Госалкогольинспекции, 76 магазинов этой сети работают с лицензией на продажу алкогольных напитков и еще 12 — без лицензии, продают пиво и сопутствующие товары. По словам Ахметханова, жалобы через «Народный контроль» на работу сети поступали, но в целом как и на другие торговые сети: на нарушение времени продажи алкоголя, на сомнительное качество продукции, ее подозрительно низкую стоимость. Проверки Госалкогольинспекции РТ по жалобам были, нарушения выявлены, идут административные производства.
Согласно данным Госалкогольинспекции РТ, за 11 месяцев этого года на границе РТ по разным причинам забраковали 11% всей алкогольной продукции, поставляемой в «Красное & Белое». Это больше среднего показателя — за 11 месяцев у других поставщиков крепких напитков в РТ в среднем браковали 3% от всей завозимой на территорию РТ продукции.
В татарстанских магазинах красно-белых слухи об обысках ни на что не повлияли, продавцы уверяют, что в их работе в связи с обысками в центральном офисе ничего не изменилось Фото: Александр Гавриленко
«Все друг друга топят И нас тоже пытаются»
В татарстанских магазинах сети слухи об обысках ни на что не повлияли, убедился корреспондент нашей газеты, который обошел несколько красно-белых алкомаркетов. Так, в магазине на улице Восстания в Казани в торговом зале все спокойно, а продавцы уверяют, что в их работе в связи с обысками в центральном офисе ничего не изменилось.
«Нет, мы работаем, нас это не касается. Это в Москве что-то такое произошло, а у нас все хорошо», — говорит администратор по имени Кристина. По ее словам, руководство не предупреждало их о возможном закрытии сети магазинов. «Ничего такого не будет. Нас это не коснется, все будет хорошо», — уверена администратор. По ее мнению, все происходящие события вызваны тем, что конкуренты пробуют выдавить их успешный бренд с рынка.
В другом магазине, на улице Краснококшайской, продавщицы тоже не теряют присутствия духа и также уверены, что сообщения о начатой проверке против их торговой сети вызваны действиями конкурентов. В их работе ничего не поменялось, с обысками сюда никто не приходил. В торговом зале царит праздничная атмосфера — возможно, из-за обилия товаров с новогодней символикой.
«Мы создали большую конкуренцию, поэтому это все сейчас и происходит. Но ничего пока найти не могут. Просто кто-то хочет нас выгнать куда подальше. Ничего, мы пуганые, не боимся. Будем работать, — размышляет администратор Ангелина. — Это все слухи пускают. Конкурентов-то полно! Мы мешаем всем своими низкими ценами. У нас же очень низкие цены на все, а конкурентам это не нравится».
«Все друг друга топят и нас тоже пытаются. Конечно, некрасиво, что это под Новый год происходит, а куда деваться», — разводит она руками. «Зато вот такой подарок нам сделали к Новому году», — с иронией отмечает другая продавщица.
При этом ряд сотрудников сети магазинов на условиях анонимности жалуется на урезанные премии и нестабильный в последнее время график работы.
Сеть «Красное и белое» начала экспансию в Татарстан в феврале 2017 года. Этому предшествовала встреча Сергея Студенникова с Рустамом Миннинхановым и Иреком Миннахметовым из «Татспиртпрома» Фото: tatarstan.ru
партнер «татспиртпрома» с благословения минниханова
Напомним, первые магазины под брендом «Красное & Белое» появились в Копейске, являющемся пригородом Челябинска, 11 августа 2006 года. Когда началась экспансия в Татарстан в феврале 2017 года, сеть уже включала 3 957 магазинов по всей России. Этому предшествовала московская встреча 1 декабря 2016 года представителей сети с президентом республики Рустамом Миннинхановым и руководством «Татспиртпрома». На встрече договорились о поставках татарстанского алкоголя в регионах РФ через магазины федеральной сети.
Тогда же приход сети игроки татарстанского рынка восприняли с большим возмущением. Как рассказали нам дистрибьюторы алкоголя, входящие в алкогольную ассоциацию РТ, приход КБ разрушит устоявшийся рынок небольших местных ретейлеров. «На данный момент объем продаж алкоголя через федеральные сети на рынке РТ колеблется от 60 до 80 процентов. Федеральные сети стабильно демонстрируют увеличение своей доли на рынке РТ. Местные производители оказываются в условиях, неподъемных для них, по данным критериям проходят только крупнейшие производители, которые в связи с большим объемом производства имеют возможность работать с минимальной рентабельностью. При повышении объемов производства снижается качество продукции», — утверждают в ассоциации. «Товарооборот в „Красное & Белое“ составляет от 3 до 5 миллионов рублей; товарооборот неорганизованной розницы — не более 1 миллиона рублей, то есть „Красное & Белое“ замещает от 3 до 7 торговых точек. И если в неорганизованной рознице работают 20 человек, то в „Красное & Белое“ будут трудоустроены 6 человек. В районных центрах при открытии магазинов „Красное & Белое“ могут закрыться все торговые точки. Как видите, это может привести как к сокращению рабочих мест, так и к снижению налоговых сборов республики», — беспокоилась ассоциация.
Сегодня «Татспиртпром» отказался комментировать ситуацию, происходящую в «Красное & Белое».
«Красное & Белое» — сеть магазинов, специализирующаяся на продаже алкоголя различных видов. Она была основана в Челябинске в 2006 году местным бизнесменом Сергеем Студенниковым. По информации, опубликованной на сайте компании, сегодня сеть представлена в 57 российских регионах, в ней работают 78,5 тыс. человек.
В 2017 году «Красное & Белое» впервые вошла в десятку крупнейших российских ретейлеров по объему выручки. За прошлый год оборот компании вырос до 215 млрд рублей, что позволило ей разместиться на 8-й строчке рейтинга, обогнав по размеру выручки «М.Видео» и DNS. В 2018 году головной офис переехал из Челябинска в Москву. В январе – июне выручка компании выросла на 41,3% до 130 млрд рублей.