что случилось с марией целестой
Ни живых, ни мёртвых: Правдивые гипотезы о том, как «Мария Целеста» стала кораблём-призраком
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Корабль цел, людей нет
Оставленную людьми «Марию Целесту» обнаружили в Атлантическом океане 4 декабря 1872 года. Матросы другого судна под названием «Деи Грация», увидел этот парусник, дрейфовавший по волнам без какого-либо управления – его постоянно швыряло из стороны в сторону. Капитан «Деи Грации» Дэвид Рид Морхауз отдал команду сблизиться со странно ведущим себя кораблем и вскоре, увидев его название, забеспокоился особенно сильно. Он был лично знаком с капитаном «Марии Целесты» Бенджамина Спунера Бриггса и знал, что в это плавание с ним отправились его жена Сара Элизабет Кобб Бриггс и двухлетняя дочка София Матильда.
Когда моряки с «Деи Грации» поднялись на борт «Марии Целесты», оказалось, что там нет ни одной живой души. Палуба, каюты, трюм – везде было пусто и при этом почти не было никакого беспорядка, лишь в рубке на полу лежал разбитый компас, а в каюте Сары Элизабет и ее дочери были раскиданы детские игрушки. На камбузе на плите был недавно испеченный, еще свежий и мягкий хлеб, в каюте жены капитана обнаружилась швейная машинка с не законченным шитьем, а последняя запись в бортовом журнале, сделанная за день до того, как корабль обнаружили покинутым, гласила: «На Марии Целесте все в порядке».
Трюм парусника был частично заполнен водой – она поднялась примерно на метр из-за того, что там были открыты все люки – но груз, бочки с этиловым спиртом, был в целости и сохранности. В кубрике были найдены курительные трубки членов команды – ни один из курильщиков, куда бы они ни бежали с корабля, не взял их с собой. И точно так же жена капитана оставила у себя в каюте шкатулку с драгоценностями. А вот все документы, кроме бортового журнала, а также спасательная шлюпка куда-то исчезли.
Создавалось впечатление, что все находившиеся на борту люди внезапно бросили свои дела и в большой спешке сели в шлюпку, после чего уплыли на ней в неизвестном направлении.
Корабль покинули в полный штиль
«Марию Целесту» привели в Гибралтар штурман и несколько матросов «Деи Грации». В порту покинутое судно тщательно изучили следователи, но им не удалось найти никаких зацепок, указывающих на причину бегства экипажа и жены капитана с ребенком. Они обратили внимание на то, что после исчезновения людей «Мария Целеста» не попадала ни в шторм, ни даже в небольшую качку. Иначе в каютах и других помещениях было бы гораздо больше упавших на пол вещей – а так, кроме разбросанных игрушек и сломанного компаса, все было на месте. В том числе открытая масленка с машинным маслом, предназначенная для смазки швейной машинки и стоявшая рядом с ней – она должна была опрокинуться при малейшем толчке.
То, что во время плавания этого корабля на его пути не было штормов, подтверждали и метеорологи. Так что версию о том, что люди во время сильной бури решили, что парусник тонет, и уплыли в шлюпке, следователям пришлось сразу отбросить. Но что же тогда заставило их уйти с судна? На этот вопрос могли бы ответить только они сами, но как раз у них спросить, что случилось, не было никакой возможности. Шлюпка «Марии Целесты» так и не была найдена, ни с людьми, ни пустая…
От пиратов и пришельцев до страховой аферы
Выдвигались также версии о мошенничестве капитанов «Марии Целесты» и «Деи Грации», которые заранее договорились инсценировать находку покинутого корабля, чтобы потом получить страховку. Такой вариант развития событий выглядит достаточно достоверным, но все же вызывает сомнения. Если все плывшие на «Марии Целесте» люди остались живы и спрятались на «Деи Грации», а потом начали новую жизнь под чужими именами, то неужели ни один из них не проболтался об этом и не попался на глаза кому-нибудь из знакомых?
«Виноват» спирт?
Наиболее правдоподобной на данный момент версией считается высказанная одним из родственников жены капитана «Марии Целесты» по фамилии Кобб. Он предположил, что пары спирта в трюме парусника нагрелись и начали взрываться, из-за чего и вылетели все люки. Капитан, испугавшись более сильного взрыва, отдал команду всем сесть в шлюпку и отплыть на безопасное расстояние от корабля. Он рассчитывал подождать, когда спиртовые пары выветрятся через люки, и вернуться, но снасть, при помощи которой шлюпку привязали к судну, оборвалась. Ветер понес парусник дальше, а тяжело нагруженная шлюпка осталась на месте. Скорее всего, позже, ее перевернул шторм, случившийся уже после того, как «Марию Целесту» обнаружили.
Но доказать, что все было именно так, а не как-то иначе, теперь уже невозможно…
Текст: Татьяна Алексеева
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Так куда же направлялась «Мария целеста»?
7 ноября 1872 г. «Мария целеста», имея на борту 1710 баррелей коньячного спирта, отправилась по маршруту. Почти через месяц, в полдень 4 декабря английский бриг «Деи грация» обнаружил корабль, идущим в направлении на запад, т.е. противоположным необходимому курсу, в точке с координатами 38°20′ сев.широты и 17°37′ зап.долготы. «Мария целеста» была неуправляема, из парусного вооружения были поставлены лишь три паруса.
На борт «Марии целесты» поднялся старший штурман «Деи грации» Оливер Дево, осмотревший корабль и не нашедший на нём людей. Чтобы не бросать в океане бригантину и ценный груз на её борту, капитан «Деи грации» Морхауз принял решение пригнать «Марию целесту» в Гибралтар и передать британским властям. Брошенный экипажем корабль рассматривался морским правом как приз, за обнаружение и спасение которого полагалось денежное вознаграждение. Дево и два матроса из экипажа «Деи грации» остались на борту «Марии целесты» и вечером 7 декабря бросили якорь на рейде Гибралтара. То, что всего 3 человека сумели провести корабль почти тысячекилометровым маршрутом за 80 часов является наглядным доказательством отличных мореходных качеств «Марии целесты» и её вполне удовлетворительного технического состояния.
Так художники представляли момент обнаружения «Марии целесты» членами экипажа «Деи грации» 4 декабря 1872 г.
Расследование, проведенное специальной следственной комиссией британского Адмиралтейства, официально зафиксировало большое число странных и трудно объяснимых деталей, придавших случившемуся на борту «Марии целесты» крайнюю загадочность. Перечислим основные из таковых деталей:
— Бортовой журнал регулярно вёлся до 24 ноября 1872 г. и не содержал никаких указаний на нештатные ситуации, погодные аномалии или конфликты среди экипажа. В полдень 24 ноября «Мария целеста» находилась в точке с координатами 36°57′ сев.широты и 27°20′ западной долготы, практически миновав Азорские острова. Утром следующего дня на грифельной доске, найденной в кают-компании, была сделана запись, согласно которой корабль находился в 6 милях от острова Санта-Мария, самого южного и восточного из островов Азорского архипелага (его координаты: 36°58′ сев. широты и 25°06′ зап. долготы). После этого корабль прошёл ещё почти 860 км. в восточном направлении до точки встречи 4 декабря с «Деи грацией». Т.е. на протяжении всего времени с 25 ноября по 4 декабря он сохранял движение на восток, но почему-то при встрече с кораблём Морхауза оказался идущим с востока на запад. Когда, а главное, почему направление движения изменилось на противоположное?
— Запись на упомянутой грифельной доске сделана почерком, явно отличающимся от почерков капитана Бриггса и его помощника Ричардсона. Кто и с какой целью её сделал?
— Оба корабельных трюма оказались открыты. Один из трюмных люков был перевёрнут, другой аккуратно уложен рядом с проёмом, словно бы это было проделано членами экипажа намеренно. Какова цель этих манипуляций с люками?
— Все окна кормовой надстройки оказались забиты изнутри досками с брезентом. Это было проделано словно бы с целью защиты от воды, однако, два световых проёма в потолке кормовой надстройки оказались открыты, из-за чего каюты заливались дождём. Для чего понадобилось заколачивать одни окна и при этом открывать другие?
— Паруса на грот-мачте были спущены, а отсутствие деррик-фала делало невозможным использование самого большого и эффективного косого паруса. Из парусов на фок-мачте (носовой) надлежащим образом был установлен лишь один, остальные были либо убраны, либо взяты на рифы, что лишало парусное вооружение корабля эффективности. Какова цель столь неразумного обращения с парусами?
— Согласно сопроводительным документам, с корабля исчезли 9 бочонков коньячного спирта, а одна из бочек оказалась открыта и пуста примерно на 1/3. Оливер Дево признал, что он и его помощники пили ректификат из открытой бочки, но 3 человека за 3 суток не могли выпить 50 (или даже более) литров спиртного, имеющего крепость 84°. Дево в своих показаниях настаивал на том, что бочка была найдена уже открытой. Даже если поверить, что эту бочку открыли члены экипажа «Марии целесты», всё равно сложно поверить в то, что такое количество алкоголя 8 мужчин смогли выпить за 17 дней плавания (в самом первом приближении это не менее, а возможно куда более, 25 бутылок водки на брата, согласитесь, далеко не каждый здоровый мужчина сдюжит подобное безостановочное питьё). Что означает столь странное исчезновение спиртного?
— При осмотре «Марии целесты» водолазом по обоим бортам в их передней части выше медной обивки были обнаружены странные борозды длиною 2 м., шириной 3 см. и глубиною до 2,5 см. Борозды располагались симметрично примерно в полуметре от воды. Что это были за борозды и как они могли образоваться в таком месте?
— на полированной крышке стола, рядом с ручной швейной машинкой, которой пользовалась жена капитана, остались стоять мелкие предметы, которые при сколько-нибудь заметной качке непременно упали бы (маслёнка, нитки). Каким образом корабль мог плыть без экипажа с раннего утра 25 ноября до полудня 4 декабря, избегая районов сильного волнения?
Наверное, на этом имеет смысл остановиться, поскольку продолжать можно ещё очень долго. Все, желающие восстановить в памяти эти загадочные детали, могут проделать это самостоятельно, благо ресурсов, посвященных тайне «Марии целесты» в интернете великое множество (правда, разной степени достоверности и детализации материала, а также адекватности авторов, но это пусть остаётся на совести их владельцев).
Но. нельзя не добавить парочку небезынтересных деталей: судовладелец Джеймс Винчестер, удачно застраховавший риски этого плавания, получил компенсацию за сорванную не по его вине поставку груза в размере 12 тыс.$ и уже в следующем году продал «Марию целесту». Винчестер клялся и божился, что всё произошедшее с кораблём обернулось ему колоссальными убытками, но тут очень кстати будет напомнить нестареющий анекдот: приходит 70-летний пациент к врачу и со вздохом заявляет: «Знаете, доктор, у меня сосед на 10 лет старше меня, а такой молодец! Он рассказывает, что до сих пор может с женщиной сексом заниматься дважды в день. «-«Какие проблемы?»- удивляется доктор.- «Вы тоже рассказывайте!»
Почему же Винчестер не предложил выплатить бонус тому, кто сообщит о появлении пропавших? Да потому, что он был уверен в их появлении и, во-первых, не хотел напрасно выбрасывать деньги на ветер, а во-вторых, не желал лишнего внимания к проводимым розыскам. В его интересах в тот момент было поступить так, чтобы все поскорее позабыли от этой истории. Ибо правильные ответы на все вопросы Винчестер знал с самого начала, ведь это именно он продумал аферу от начала до конца.
И да, отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок, поясняю для особо тугих разумом. Куда же двигалась «Мария целеста»? Правильный ответ: навстречу «Деи грации».
Тайна пропавшей Марии Селесты: корабль-призрак.
Одна из нерешенных историй давшая началу многим легендам произошла в 1872 году. В том году корабль Мария Селеста был обнаружен как самый настоящий корабль призрак. Почти 150 лет спустя произошедшее на борту корабля и неизвестная судьба ее команды остается загадкой.
Летучий Голландец, странствующий корабль-призрак
В 1872 году было обнаружено судно «Мария Целеста» («Мария Селеста», Mary Celeste, «Мария Небесная» — ранее бригантина носила имя Амазонка). Парусное судно длиной 31 метр и весом 282 тонны на полной скорости двигалось через Атлантику в направлении Гибралтара. Судно было обнаружено абсолютно исправным, и явно не испытавшем на себе штормовые удары. Провиант для экипажа был в достатке и не испорчен, лишь команда необъяснимо и бесследно исчезла.
Парусное судно, о котором ходили слухи в наложенном проклятии было продано нью-йоркскому торговцу Джеймсу Х. Винчестеру в 1869 году за 11 000 долларов. Для бизнесмена корабль будет служить торговым судном, пока в 1872 году не произошло одно из самых странных событий в истории мореходства.
Экипаж судна состоял из капитана, семи опытных моряков и двух пассажиров. Гостями были Сара, жена капитана, и София Матильда, их 2-летняя дочь, проводившие семейное время в Италии. Все было замечательно …
В первую неделю декабря 1872 года британский купец «Деи Грация» («Dei Gratia», «Божья Слава») заметил корабль с распростертыми парусами. Капитан, наблюдая за кораблем в течение нескольких часов и не видя никого на палубе, отправил часть своего экипажа на борт корабля.
Марии Селеста, корабль-призрак.
Оказавшись на борту моряки обнаружили покинутый людьми корабль. Одежда экипажа корабля призрака была аккуратно сложена в соответствующих ящиках. Драгоценности и ценные вещи, еда и вода — все это было на Марии Селеста в полном порядке. Правда отсутствовала единственная взятая на борт спасательная шлюпка, секстант, секундомер, что подразумевает эвакуацию команды.
В тоже время, дневник навигации находился в комнате капитана; Последняя запись судового журнала была от 24 ноября, но никаких обстоятельств предвещавших странное событие не сообщила. Согласно надписи на грифельной доске в кают-компании, около 8 часов утра следующего дня бригантина находилась бы в 6 милях к юго-юго-западу от острова Санта-Мария (один из Азорских островов).
В последствии Мария Селеста была доставлена в Гибралтар для разбирательств инцидента. Впрочем кроме версий следствие ничего не установило. В дальнейшем бригантина использовалась еще 12 лет, пока в попытке мошенничества судно ради страховки не пустили на морское дно.
Даже сегодня, спустя почти 150 лет хитроумные теории все еще рассматриваются на предмет загадки исчезновения всей команды. Естественно находка корабля призрака дала питательную массу для домыслов и слухов.
Рисунок корабля «Амазонка» позже переименованного в «Мария Селеста»
Варианты события пытались объяснить нападением пиратов, воздействием Бермудского треугольника, влиянием инфразвука и наконец нападением инопланетян. Другие вспоминали мифологические истории о нападениях на корабли гигантских кальмаров, осьминогов и прочих «морских змеев».
Но даже фантастические версии не смогли объединить все факты воедино. Так, предположение пиратского нападения не объясняет, почему остался в целости чрезвычайно заманчивый груз спирта — точнее, коньячного ректификата — который можно было не только пить, но и выгодно продать. К тому же остались в целости ценности и нет никаких следов борьбы.
Версии, связанные с аномальными тайнами Бермудского треугольника или космическими пришельцами попросту невозможно проверить. Наиболее близкие объяснения к событию на корабле призраке сводятся к тому, что люди оставили бригантину по собственной воле. Нет лишь возможности установить причину, вынудившую экипаж на такое странное поведение в достаточно спокойном (по свидетельству других судов в этом районе), но холодном океане при более чем приемлемом состоянии корабля.
Дело в том, что мы навряд ли когда-либо узнаем случившееся на борту «Мария Небесная». Но согласитесь, действительность события выглядит мистической историей.
Морская группа Дятлова. Необъяснимое исчезновение экипажа корабля-призрака
Тайну исчезновения экипажа «Марии Целесты» не могут разгадать уже почти полтора века.
В декабре 1872 года неподалёку от Азорских островов было обнаружено дрейфующее судно «Мария Целеста». Корабль не имел видимых повреждений, никаких следов ограбления или пиратского налёта. В трюме было большое количество продовольствия. Груз и ценности сохранились в неприкосновенности. Не было только одного — команды корабля.
В ходе расследования был сделан вывод, что команда, по всей видимости, добровольно покинула корабль. Однако ни одной причины для того, чтобы капитан Бенджамин Бриггс рискнул жизнями экипажа и своей семьи и приказал покинуть корабль на крохотной шлюпке, не было. «Мария Целеста» стала самым знаменитым в истории кораблём-призраком, её история не менее запутанная, чем история группы Дятлова.
Дрейфующее судно было обнаружено на середине пути между Азорскими островами и Португалией. Капитан проходившего рядом корабля «Деи Грация» Морхаус обратил внимание на странное и безжизненное судно, которое не отвечало на его сигналы. К кораблю была отправлена шлюпка. Вернувшиеся матросы с удивлением рассказали, что судно не имеет никаких повреждений, но ни одного человека на борту нет. После этого туда отправился сам Морхаус, который обследовал его и оставил на нём часть команды, чтобы доставить его в ближайший порт. Через несколько дней корабль прибыл в Гибралтар, где экспертами было проведено тщательное обследование.
На корабле не было сколько-нибудь серьёзных повреждений. Часть парусов была расправлена и имела потрёпанный вид, другая часть была свёрнута. Крышки всех люков были открыты, но груз, состоявший из 1701 барреля спирта, не был тронут. В капитанской каюте обнаружили шкатулку с драгоценностями и крупную сумму наличных. Не было никаких признаков того, что корабль мог попасть в сильный шторм, поскольку хрупкие вещи оставались на местах и не были повреждены.
Не обнаружили секстант и хронометр, отсутствовала спасательная шлюпка. Компас был повреждён, видимо, при спешной попытке снять его. Всё свидетельствовало о том, что команда осознанно покинула корабль. Что могло заставить опытнейших моряков бежать с надёжного судна на крошечной шлюпке, не взяв ни еды, ни ценных вещей, ни даже курительных трубок, так и осталось неизвестным. Судовой журнал был на корабле, последняя запись в нём была сделана за девять суток до того, как судно было обнаружено членами корабля «Деи Грация». В нём не было никаких намёков на то, куда могла исчезнуть команда, состоявшая из десяти человек: семи членов экипажа, капитана, его жены и маленькой дочери, которых он взял в плавание.
За 140 с лишним лет было выдвинуто множество различных версий, пытающихся объяснить таинственное исчезновение экипажа и пассажиров, но ни одна из них не даёт ответы на все вопросы.
Мятеж команды или нападение пиратов
Были выдвинуты три наиболее вероятные версии. Согласно первой, на корабле произошёл бунт, вероятно, в результате алкогольных возлияний команды. Мятежники убили капитана, его семью и помощников, после чего утопили их тела и скрылись на шлюпке. По второй версии, корабль подвергся нападению пиратов, которые убили или взяли в плен всех членов команды. Третья версия заставляла заподозрить капитана «Деи Грации» Морхауса, который якобы велел перебить всю команду и сдать корабль в порту как потерянный (за это по морскому праву полагалось немалое вознаграждение).
Фото © Public Domain
Однако все эти версии в скором времени были отброшены. Мятеж команды исключался. Бриггс был опытнейшим моряком и взял в плавание либо давно знакомых членов команды, с которыми неоднократно работал, либо особо проверенных моряков по рекомендации близких друзей. На судне присутствовали супруга Бриггса и маленькая дочь, поэтому он старался максимально обезопасить их. Кроме того, в дневниковых записях супруги сообщалось, что отношения с командой просто замечательные, лучшей команды и желать нельзя. К тому же на корабле не было никаких следов борьбы. Версию с пиратами опровергает, во-первых, отсутствие следов борьбы, а во-вторых, сохранность груза. Деньги, драгоценности и груз в трюме остались нетронутыми. Вряд ли пираты побрезговали бы ценным товаром. Версию о причастности Морхауса также отмели по этим же причинам.
Найденные пятна на палубе и на оружии Бриггса были исследованы экспертами, которые пришли к выводу, что они не являются кровью. Что касается небольших повреждений на носу корабля, то эксперты признали, что это следствие долгого воздействия морской воды на древесину.
Бульварные газеты выдвигали свои версии. Нападение гигантского кракена или спрута, который утащил команду на дно. Воздействие легендарных сирен, заставивших команду обезуметь и выброситься за борт. Словом, перебирали всех легендарных существ из морского фольклора. Однако нападение гигантского морского существа, даже если такие действительно существуют, должно было оставить серьёзные повреждения, как минимум парусов и мачт. Но корабль был невредим.
Что касается сирен, то всерьёз эта версия никем не рассматривалась, поскольку свидетельств их существования за несколько тысяч лет мореходства не имеется. Правда, уже в ХХ веке была выдвинута более научная версия о воздействии на экипаж инфразвука, который свёл людей с ума и заставил бежать с корабля. Согласно этой гипотезе, штормы способны генерировать инфразвуковые колебания, пагубно влияющие на человеческий разум. Попавший под воздействие сверхнизких частот человек буквально сходит с ума, впадает в животный ужас, панику и ведёт себя абсолютно неадекватно.
Предпринималось несколько попыток объяснить исчезновение экипажа попыткой страхового мошенничества. Согласно одной версии, его инициатором был основной судовладелец Джеймс Винчестер, якобы нанявший пиратов для нападения на судно, чтобы получить страховое вознаграждение. По другой версии, Винчестер и капитан Бриггс изначально были в сговоре. Капитан с командой должен был скрыться с корабля на шлюпке, доплыть до берега и там на некоторое время залечь на дно, дождавшись получения Винчестером страховых выплат. Однако что-то пошло не по плану, шлюпка с командой так и не добралась до берега. Все погибли в море.
Капитан корабля Бенджамин Бриггс, его жена Сара Элизабет с их дочерью Софией Матильдой и Альберт Ричардсон. Фото © Public Domain
Что касается второй версии, то она также не очень убедительна. Бриггс был опытнейшим капитаном, достаточно обеспеченным человеком (ему принадлежала доля «Марии Целесты»), он вряд ли пустился бы на столь сомнительную авантюру ради небольшого вознаграждения. Вдобавок в этом случае он явно не оставил бы своего сына с бабушкой, а взял бы с собой.
Согласно этой версии, пользующейся наибольшей популярностью в связи с детальной проработанностью, эвакуация экипажа (а всё свидетельствовало о том, что команда покинула корабль добровольно) рассматривалась Бриггсом как временная мера. Из нескольких бочек начали испаряться пары спирта. Опасаясь взрыва, Бриггс велел экипажу готовиться к временной эвакуации. Предварительно матросы открыли все люки на корабле, чтобы взрывоопасные пары выветрились. На всякий случай в лодку погрузили секстант и хронометр. В спешке матросы пытались снять и компас, но только повредили его. Опасаясь взрыва, Бриггс запретил матросам брать с собой курительные трубки.
Команда погрузилась в шлюпку и отплыла от корабля на расстояние около ста метров. Поскольку на судне не нашлось буксировочного троса, они прикрепили к шлюпке снасть, при помощи которой поднимают и опускают парус. Это было сделано для того, чтобы поднявшийся ветер не увёл корабль от шлюпки.
Однако в итоге снасть не выдержала напряжения. Поднявшийся ветер начал уносить «Марию Целесту» от перегруженной шлюпки, а она позднее была перевёрнута набежавшими волнами.
В трюме корабля-призрака имелась небольшая течь. Когда корабль обнаружили, уровень воды в трюме достигал одного метра. Судя по всему, команда предпринимала попытки починить насос в трюме, но это не удалось, вода продолжала поступать. На палубе был обнаружен брошенный зонд для замеров воды в трюме, что свидетельствует о том, что течь беспокоила экипаж. Взволнованный этим Бриггс отдал приказ эвакуироваться на шлюпке. По его расчётам, в момент эвакуации корабль находился в нескольких милях от одного из Азорских островов.
Фото © Public Domain
Правда, это не объясняет абсолютно нелогичного поведения опытного морехода. Гораздо правильнее было бы направить к острову сам корабль. Если учесть, что за девять дней уровень воды в трюме достиг одного метра (вполне терпимый уровень для корабля с большим водоизмещением), на момент эвакуации течь была незначительная и позволяла кораблю самостоятельно добраться до острова.
К тому же неясно, зачем перед эвакуацией команда открыла все люки на корабле, почему не были взяты ценные вещи и, самое главное, почему в судовом журнале не было оставлено никаких записей, хотя время позволяло сделать это.
В этой версии аргументов против гораздо больше, чем за. Однако надо учитывать, что на борту корабля находились супруга капитана и его маленькая дочь. Теоретически можно предположить, что обеспокоенный их безопасностью Бриггс мог потерять голову и поддаться панике, которая в итоге и погубила всю команду.