что случилось с продуктами в магазинах
В соцсетях тренд дня — рассуждения и свидетельства о пустых полках в магазинах
Каждый может самостоятельно проверить, началась ли уже продуктовая паника.
Россию, пусть и позже многих стран мира, начинает охватывать «магазинная» паника. На выходных в соцсетях стали появляться сообщения о пустых полках. Как пишут авторы постов, прежде всего пустеют прилавки с продуктами долгого хранения. И туалетной бумагой. Почему именно с ней — один из самых популярных вопросов последних дней.
В соцсетях даже развернулась информационная борьба. Провластные аккаунты как под копирку пишут одно и тоже. Мол, с наличием товаров все нормально, а пустые полки — это фейк и происки Госдепа. И пытаются шутить на тему сметающих все покупателей из стран Запада.
Обычные люди отмечают, что где-то дефицит определенных товаров есть, особенно антисептиков или круп, но яростной паники не видно. А в небольших городах и селах в магазинах вообще обычная обстановка. В основном фотографии пустых прилавков постят жители мегаполисов.
В то же время паника — это тот же вирус, только распространяющейся быстрее и наносящий больше вреда, чем любые эпидемии.
«Росбалт Like» собрал рассуждения на эту тему и фотографии из российских магазинов из соцсетей, чтобы дать объективную картину «магазинной паники». Или ее отсутствия. Плюс нельзя упускать шутки по поводу ситуации…
❗️Матвиенко призвала не опустошать полки магазинов на фоне распространения коронавируса: «продукты будут»
Без еды не останемся, но нервы потреплем: что происходит в супермаркетах
В первом часу, в ночь с понедельника на вторник парковка у «METRO» была переполнена. Двойные-тройные очереди к кассам в торговых залах тянулись с противоположных углов магазина, все тележки разобрали, и в очереди за ними стояло на входе по 8-9 человек. Полки и упакованные складские поддоны опустели. По стеллажам с крупами как будто пробежалась стая диких зверей. Люди друг с другом общались нервно, пишет очевидец.
Во вторник спецкор «Новых Известий» проинспектировал, насколько изменилась в магазинах ситуация с поставками продуктов. С 12.00 до 15.00 час мы посетили «Дикси», «Пятерочку», «Верно», «Перекресток», «ОК» и «Ашан».
В гипермаркетах и сетевых магазинах действительно наблюдается нетипичное оживление. Однако, несмотря на визуальную панику и толпы посетителей с наполненными огромными телегами, ассортимент торговых сетей всё же полон процентов на 70%.
Почти во всех магазинах опустошены ряды с макаронами, мукой, сахаром, крупами, тушенкой, консервами, туалетной бумагой.
Менчендайзеров и менеджеров в залах заметно прибавилось. В ОКЕЙ на незаполненных стеллажах появились записки «Товар в пути» или «Витрина находится в оформлении». Почти разобраны полки с яйцами и остались единичные упаковки с недорогим рисом и спагетти. Повышенным спросом покупателей пользуются хлебобулочные изделия и консервированный зеленый горошек. Посетители теснятся у полок с шампунями, дезодорантами, зубной пастой и пр. предметами гигиены.
Несмотря на рекомендованный Роспотребнадзором масочный режим для заведений общепита, лишь единицы продавцов и сотрудников торговых сетей следуют этому предписанию.
В ОКЕЙ, АШАНе замечены курсирующие между стеллажами дезинфекционно-моечные машинки. В «Пятерочке» полки вручную протирают уборщицы.
В «Магните» усилена дезинфекция складов, водители грузовиков, проходят ежедневное медобследование.
Мосздрав не устает напоминать горожанам, что без нужды из дома выходить не стоит. Можно сказать, советы чиновников возымели эффект: эпидемия в разы увеличила число желающих получить продукты на дом через онлайн-сервисы. «Перекресток» уже увеличил минимальную сумму заказа с 1000 до 4000 рублей, фактическое время ожидания доставки при этом тоже возросло с одного до 3-4 дней.
Вместе с тем, Правительство и Центробанк во вторник объявили о мерах поддержки бизнеса, в том числе ритейлеров с целью обеспечения достаточного запаса социальной продукции. Власти намерены предоставлять игрокам отрасли льготные кредиты на пополнение оборотных средств.
Пустые полки в «Пятёрочке» и протест ретейлеров против новых поборов
Последние несколько дней на полках сети магазинов «Пятёрочка» наблюдается явная нехватка товаров. Представители бренда уже выпустили в СМИ официальное объяснение.
20 июля крупнейшие торговые сети и онлайн-ретейлеры, в том числе «Магнит», X5 Group (владеет брендом «Пятёрочка»), Wildberries и Ozon, предупредили правительство о «пустых полках» в магазинах из-за нового закона об ответственности производителей за утилизацию товаров и упаковки. По их словам, инициатива властей приведёт к разрушению сложившейся системы товарооборота в стране и «обнулению выбора в ассортименте».
Правительство хочет запретить продажу товаров, которые не попадут в специальный реестр системы учёта отходов. Речь идёт о Единой государственной информационной системе учёта отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ). Через этот реестр власти намерены контролировать уплату экосбора производителями за последующую утилизацию. Минприроды подготовило соответствующий законопроект в рамках реформы расширенной ответственности производителей (РОП).
Чтобы заставить компании платить экосбор, власти придумали принцип: «нет в реестре – нет на рынке». По словам гендиректора «Российского экологического оператора» Дениса Буцаева, никаких других способов обеспечить исполнение требований властей не существует. Он также заверил, что «никакого роста пустых полок нет» – компании должны лишь внести в систему информацию о выпущенных товарах и упаковках.
«Это международная практика», – говорит Буцаев.
Компании розничной сети («Магнит», «Лента», X5 Group) и компании интернет-торговли (Ozon, Wildberries и «Утконос») написали письмо главе Минприроды, в котором предупредили о последствиях принятия данного закона об утилизации упаковки. Об этом сообщает РБК.
Ретейлеры пишут, что применение такого запрета «с большой долей вероятности может привести к пустым полкам», а также к «обнулению выбора в ассортименте интернет-магазинов». Действия властей приведут к разрушению сложившейся системы товарооборота в стране. Есть риски «блокировки легальных каналов сбыта огромного числа наименований товаров». В этом случае производители уйдут в серую зону – на рынки, развалы и ярмарки.
Пустые полки в «Пятёрочке»
Начиная со среды, 21 июля, в соцсетях распространяются видео и фото, на которых покупатели российской сети «Пятёрочка» демонстрируют пустые полки магазинов.
Одним из самых виральных (2,5 миллиона просмотров) стало видео тикток-блогера с ником fil0804. В московском магазине мужчина снял на камеру пустые коробки из-под овощей, холодильники с замороженными мясными продуктами и полки с яйцами, которые смогли «порадовать» клиентов парой упаковок, а также практически пустые полки с напитками (в особенности с водой). По словам тиктокера, подобная ситуация сложилась из-за забастовки поставщиков, отказывающихся делать прививки от COVID-19.
Пресс-служба X5 Retail Group, которой принадлежит «Пятёрочка», объяснила случившееся приходом аномальной жары.
«Из-за жаркой погоды спрос на напитки и некоторые другие продукты резко вырос. Мы оперативно увеличиваем наши логистические мощности, чтобы обеспечить их доступность на полке», — говорится в сообщении пресс-службы X5 Retail Group.
Как видно, ретейлер не связывает пустые полки в своих магазинах с введением закона об ответственности производителей за утилизацию товаров и упаковки. Тем более что накануне Минприроды, призвало ретейлеров «не пугать россиян пустыми полками», напомнив, что ответственность производителей за утилизацию товаров и упаковки действует уже более четырёх лет.
«Заявления о якобы рисках похожи на манипуляции, связанные с внедрением реального контроля за соблюдением действующего законодательства», — считает Минприроды.
По данным Росприроднадзора, система расширенной ответственности производителей (РОП) работает с 2020 года, но в ней зарегистрировано всего 20 тыс. компаний из 4 млн. С бизнеса за год собрали 4 млрд руб. Чиновники решили усилить нажим – к 2022 году в стране должна быть введена 100%-ная утилизация упаковки, а экосбор вырастет с 10 до 45% от стоимости товара. Цель властей – собирать 136 млрд руб. в год. Естественно, это приведёт к росту цен на все товары для конечных потребителей.
Россияне поддались панике. Скупают продукты и технику из-за коронавируса
Россияне внезапно начали скупать продукты и технику. Некоторые магазинные витрины пустеют.
С каждым днём все больше людей начинает паниковать из-за коронавируса. Этого делать не надо, закупаться впрок — ошибка. У магазинов всего с достатком, и никто пока не планирует объявлять дефицит.
В Instagram уже набралось достаточно фотографий происходящего в Ашанах, Пятёрочках и прочих торговых точках. Что с вами, люди?
Гипермаркет Глобус в Москве
Гипермаркет Ашан в Санкт-Петербурге
Ещё один Ашан в Москве
A post shared by Nadezhda Ivanova (@ivanova_nadin_a_life) on Mar 16, 2020 at 12:00am PDT
И такое происходит по всей стране. Вот ещё несколько примеров. Допустим, Ашан в Ульяновске:
A post shared by Быстрые новости (@novostibystrye) on Mar 15, 2020 at 8:04am PDT
Или Ашан в Нижнем Новгороде:
A post shared by Irina Otmakhova (@irina_otm) on Mar 15, 2020 at 8:42am PDT
Также нам сообщили, что в некоторых физических магазинах техники тоже уже ничего нет. Зато в онлайне всё доступно.
Неясно, к чему такая спешка и паника. К слову, всегда можно заказать доставку на дом. Например, в том же Ашане и Карусели.
В Минпромторге заявили, что паника бессмысленна. У поставщиков большой запас товаров. Ведомство подчеркивает, что продовольственные магазины любых форматов «никто не планирует закрывать».
80% Отставить панику! Я никуда не спешу
20% Уже опустошил все полки в ближайшем супермаркете
Артём Баусов
Главный по новостям, кликбейту и опечаткам. Люблю электротехнику и занимаюсь огненной магией. Telegram: @TemaBausov
Яндекс запустил карту распространения коронавируса в России и мире
10 необычных тёмных обоев iPhone. Качаем
Apple могут дать частоты для чипа U1 в России
Apple показала, как сообщит пользователям о том, что их взломали государственные спецслужбы
Apple приостановила продажи техники в Турции после обвала курса валюты
Apple подаёт в суд на NSO Group. Израильская компания взламывает iPhone по запросу спецслужб
Xiaomi не удержалась и скопировала у Apple программу самостоятельного ремонта смартфонов
Поиграл в ремастер трилогии GTA и разочаровался. Дело не только в графике
Magic Keyboard с Touch ID не позволяет использовать Apple Pay на MacBook в закрытом состоянии
Любопытный факт: большие царапины на экране iPhone не покрываются платной гарантией Apple Care+
🙈 Комментарии 105
Технику из-за курса рубля скупают))
Не заметил в питере какого то ажиотажа: пятера, магнит, перекресток, окей, карусель, лента. В течение выходных был во всех, все как обычно
Бред какой то, сеня в ашане был, позавчера в каруселе в мск, нигде подобного не видел. Да и в меге что бы м видео опустошали тоже..
Какие-то вбросы. В соседней с домом магнолии и азбуке все на месте. Народу нет.
А если кто и скупает, то это уже не лечится)).
И Вы специально пишите такие статьи что бы народ еще больше паниковал…
Паника очень плохо. Но беспечным в отношении вируса быть не стоит.
Глобус, магнит, пятерочка, лента – все как обычно. Никаких пустых полок и ажиотажа.
Масок в аптеках нет совсем – это да.
На фото пустые холодильники. Скупили молочку, которая через 3-5 дней пропадет. Или просто холодильник мыли, а они сфоткали и типа мол смотрите коронавирус
Бумагу туалетную уже ни где не купить. И крупы, макароны почти все скупили. Люди в панике и стразе. Похоже на фильм ужаса. Это в Лондоне. Правда жутко
В результате, на 3-й день такой закупки Теско (Варшава) выставил все наименования в середине зала по скидке в 30%. Походу, они рады быстрой ротации товара
Скупил весь кекчуп в Пятерочке у дома. Доволен.
а туалетную бумагу зачем? Очко же мыть можно, даже гигиеничнее будет.
Пошел за попкорном и включу Обитель зла)
Вчера и сегодня был в Ашане – всего полно и скидки.
Чушь какая) сегодня был в двух крупных магазах, всего полно, очередей нет
Артем, вы умный человек! Зачем “набрасываете”?Нет такого! Неужели не понимаете, что подобные вещи прямым образом зависят от вас и ваших коллег!
Задумайтесь, неужели вас и вашей семьи, не коснется кризис, карантин и прочие следствия этой истерии, которую подогревают средства массовой информации и вы в том числе.
ну надо же как неожиданно 🙂 а то в давно уже закрывшем весь вьезд крошечном израиле сотни случаев, а в россии почему-то 50 🙂
Про морги забыл написать.
вы тут можете ржать но в строгино ( метро спар ) – скупают макароны рис гречку и все консервы)) – паника в полном разгаре)
За выходные был в Азбуке Вкуса 2 раза, 1 раз в Окее, 1 раз в Ленте. Также проходил мимо Технопарка и Мвидео – ажиотажа не наблюдается. Полки с продуктами и техникой на месте. Так что набросы все это скорее всего. Также как и ситуация с масками, которых нигде нет. Нелогично как-то. Масок нет, так как раскупили? Так что же никто в них не ходит? За все выходные видел тысячи людей наверное. В масках был человека три.
скупают везде, а местные бодрячки скоро побегут сами все скупать.
Туалетная бумага, к сведению экспердов, закупается для того, чтобы делать из нее маски. Или делать вкладыши для масок.
А теперь вопрос “знатокам” и “экспердам” – вирус передается когда больной человек чихает или кашляет. И тот, кто находится рядом может заразиться. Но что происходит с вирусом потом? Например, он попал на одежду другого человека. Он там оседает или он передвигается по поверхности, или он может даже опять подняться в воздух? Если оседает, то это более легкий вариант и тогда главное не трогать руками что попало и почаще их мыть. Но вот если он потом может перемещаться, это сложнее.
И кстати, нас тут Ксения убеждала, что можно запросто получать посылки из Китая, потому как якобы вирус погибает в течение 2-3 часов. На самом деле теперь говорят, что он может сохраняться на предметах 2-3 дня, а то и 2-3 недели.
Следующий путь заражения — через прямой контакт: вирус выживает часами или днями на разных поверхностях. Если он ведет себя как грипп, то на металле, керамике и пластике он может выживать неделями. Это означает, что такие вещи, как дверные ручки, столы или кнопки лифта, могут быть ужасными переносчиками инфекции.”
Уйня. Заказывали сегодня онлайн – все что нужно, все есть.
И да, название статьи – Коронавирус: почему надо действовать прямо сейчас.
И цитата – “В Китае летальность сейчас составляет от 3,6% до 6,1%. Если спроецировать тренды в будущее, то они будто бы сходятся в районе 3,8%–4%. Это значение в два раза превышает нынешнюю оценку, и ещё оно в 30 раз хуже, чем у гриппа.”
В 30! раз хуже чем у гриппа! Так что те, кто гонит пургу насчет гриппа они просто дебилы.
Ненасытные. Российские торговые сети скупают друг друга. Почему из-за этого могут вырасти цены на продукты?
В России началась волна сделок по слиянию крупных торговых сетей. Отечественный рынок продовольственного ретейла меняется уже несколько лет, но в 2021 году изменения стали радикальными. В итоге в стране может остаться всего несколько крупных игроков, конкуренция снизится, а цены в магазинах еще больше вырастут, что особенно актуально на фоне многолетнего снижения реальных располагаемых доходов населения и подорожания отдельных продуктов. Чтобы сдержать цены, власти еще в прошлом году ввели жесткое регулирование, после чего президенту пришлось напоминать о рыночных методах воздействия. Снижение конкуренции всегда негативно отражается на потребителях. Специалисты опасаются, что так будет и на этот раз, когда на кону — обеспечение страны продуктами питания. Поглощай и властвуй — в материале «Ленты.ру».
Взбудоражили
Большую часть времени рынок продовольственного ретейла интересен только профессионалам, а новости с него редко выходят за пределы финансовых СМИ. Но в середине мая россияне два дня подряд узнавали о сделках, которые затрагивают многих. 18 мая вторая по показателю годового оборота торговая сеть «Магнит» объявила о приобретении другого крупного игрока — «Дикси». Новому владельцу достанутся 2612 торговых точек под брендом «Дикси» (в основном в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях) и еще 39 под торговой маркой «Мегамарт» (преимущественно в Свердловской области) общей торговой площадью 854 тысячи квадратных метров. До сих пор «Магнит» управлял 21,5 тысячи магазинов, 14,9 тысячи из которых приходилось на формат «у дома».
Сумма сделки, как ожидается, составит 82,4 миллиарда рублей, которые будут выплачены собственными средствами «Магнита» и, отчасти, неиспользованными банковскими кредитными линиями. При этом выкупленные магазины «Дикси» сохранят прежние вывески и бренд, а сама сеть — нынешнее юридическое лицо. Не претерпит изменений и команда управленцев во главе с Вячеславом Султановым. Для упрощения логистики в распоряжение «Магнита» перейдут пять распределительных центров общей площадью 189 тысяч квадратных метров.
Сделка противоречит недавно принятой стратегии развития компании, в которой прописан органический рост (за счет открытия новых магазинов с нуля). Но глава «Магнита» Ян Дюннинг называет развитие через покупку конкурентов вполне приемлемым способом укрепить позиции в Москве и Санкт-Петербурге, куда сеть пришла на несколько лет позднее, чем во многие регионы (первые магазины были открыты в родном для Галицкого Краснодарском крае). Так, количество торговых точек в столичном регионе удастся удвоить — до 8,2 процента от общего количества супермаркетов.
Между тем «Дикси», основанная на два года раньше «Магнита», сама еще недавно участвовала в громкой сделке. В 2019 году компания объединилась с алкогольными сетями «Бристоль» и «Красное & Белое». В результате появился третий по размеру выручки продовольственный ретейлер России Mercury Retail Group Limited с более чем 13 тысячами магазинов по всей стране (8,1 тысячи из них работали под вывеской «Красное & Белое»). Тогда использовалась похожая схема: все три сети сохранили собственные бренды, управленцев и бизнес-модели. Теперь Mercury лишается одного из своих активов, однако распределение долей собственности в самом холдинге останется прежним: 51 процент у основателей «Дикси» и «Бристоля» Игоря Кесаева и Сергея Кациева, 49 — у владельца «Красного & Белого» Сергея Студенникова.
По одной из версий, акционеры Mercury решили сосредоточиться на развитии быстрорастущего алкогольного сегмента (на что будут пущены вырученные за «Дикси» деньги) и вскоре продадут входящую в холдинг сеть «Виктория». Аналитики подчеркивают благоприятность момента: в прошлом году «Дикси» добилась рекордных прибыли (7,2 миллиарда рублей) и рентабельности, что заметно повысило стоимость магазинов. Кроме того, успехи компании сделали бренд по-настоящему ценным для покупателя, из-за чего его и решено было сохранить.
Вдохновились
Уже на следующий день после покупки «Магнитом» «Дикси» принадлежащая владельцу «Северстали» Алексею Мордашову торговая сеть «Лента» приобрела российский филиал австрийской Billa за 215 миллионов евро (18,7 миллиарда рублей). В этом случае покупатель собирается полностью интегрировать новый актив в собственную сеть — в ближайшие месяцы прекратят существование и торговая марка Billa, и российское юридическое лицо, до сих пор принадлежавшее немецкой REWE Group.
Планируется, что «Лента» существенно нарастит присутствие в Москве — до сих пор оно было существенно ниже, чем в регионах, а больше всего магазинов (в форматах гипермаркетов, супермаркетов и минимаркетов) у сети традиционно в «родном» Санкт-Петербурге. После завершения сделки под управление «Ленты» перейдет 161 супермаркет по всей стране, в результате чего их общее число удвоится. «Кроме того, выгодное расположение торговых точек Billa даст «Ленте» возможность расширить онлайн-доставку на всю территорию Москвы, что является частью нашего амбициозного плана по значительному развитию онлайн-бизнеса в ближайшие годы», — говорилось в сообщении ретейлера.
Головная REWE Group объяснила продажу российской «дочки» желанием сосредоточиться на рынке Евросоюза. «Компания нацелена на лидирующие позиции на всех рынках присутствия, а ситуация на российском рынке ретейла — его размер, сложность, уровень развития — не позволяют достичь этой цели, несмотря на значительные инвестиции», — рассказали в немецком холдинге.
В середине июня стало известно о еще одной сделке с участием «Ленты», уже регионального масштаба. За 2,4 миллиарда рублей компания приобрела пермскую сеть «Семья» (включает 75 магазинов), принадлежавшую группе «ЭКС» бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Планируется, что за счет слияния присутствие «Ленты» в регионе вырастет с 1,3 до семи процентов, а сервис доставки существенно расширится. Особое внимание уделяется четырем гипермаркетам под брендом «Семьи», поскольку именно этот формат «Лента» считает приоритетным.
Примечательно, что еще в 2019 году «Магнит» пытался приобрести «Ленту» и даже посылал ее тогдашним владельцам «серьезное предложение», датированное 1 апреля. Несколько дней спустя основным собственником сети стала «Севергрупп» Мордашова, у которого уже тогда были планы на «безусловное лидерство в отрасли с точки зрения лояльности клиентов через создание уникального предложения». До лидирующих позиций по основным финансовым показателям и числу торговых точек «Ленте» еще далеко, но покупка конкурента говорит об амбициях компании и ее владельца, занимающего четвертое место в списке богатейших людей России.
На своих местах
В обозримом будущем «Лента» вряд ли сможет существенно улучшить позиции в списке крупнейших продовольственных ретейлеров. Сейчас она находится на четвертом месте с прошлогодней выручкой в 445,5 миллиарда рублей (рост на 6,7 процента за год) и чистой прибылью в 17,4 миллиарда (против убытка в 2,1 миллиарда в 2019-м). На одну строчку выше — Mercury Retail Group с 950 миллиардами рублей выручки (18 процентов роста), но в статистике за 2020 год учитываются показатели «Дикси» (281,4 миллиарда рублей), которые теперь будут приплюсованы к результатам «Магнита».
Первые две строчки с большим отрывом занимают X5 Group, в которую входят сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель», с 1,9 триллиона рублей выручки по итогам 2020-го и «Магнит» с 1,5 триллиона. Ниже «Ленты» российский филиал французского «Ашана» с 223 миллиардами, немецкой Metro с 224 миллиардами, а также «Светофор» (189 миллиардов), «О’кей» (152 миллиарда), «Монетка» (120 миллиардов) и «Вкусвилл» (114 миллиардов). При этом у всех конкурентов, уступающих «Ленте» по обороту, кроме «О’кей», гораздо больше магазинов. Совокупно первая десятка крупнейших ретейлеров занимает 37 процентов рынка.
Billa по итогам прошлого года не вошла в первую десятку, ее выручка составила всего 47,9 миллиарда рублей, чистый убыток — 725 миллионов. Такой результат почти не повлияет на текущее положение «Ленты» — в отличие от показателей «Дикси», которые позволят «Магниту» вплотную приблизиться к своему давнему главному конкуренту X5 Group. Оба они еще больше оторвутся от преследователей, а рынок сильнее монополизируется: фактически он разделится на «большую двойку» и всех остальных. Похожая ситуация традиционно наблюдается среди отечественных мобильных операторов, где к изначальной «большой тройке» из МТС, «Мегафона» и «Билайна» несколько лет назад добавился Tele2. Попытки компаний поменьше, таких как Yota или Skylink, составить настоящую конкуренцию лидерам на федеральном уровне не удались — сейчас они могут рассчитывать лишь на региональные ниши.
10 июня стало известно, что «Яндекс» ведет переговоры о покупке сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса». Российский интернет-гигант рассчитывает таким образом развивать сервис доставки «Яндекс.Лавка», также рассчитанный на состоятельных клиентов. Востребованы будут собственная кухня и налаженные закупочные и логистические цепочки «Азбуки вкуса», которая после 2014 года успешно справляется с российским продуктовым эмбарго.
Параметры сделки пока неизвестны. Неясно, сохранятся ли собственные магазины и торговая марка «Азбуки вкуса». Не называется и возможная сумма, которую придется заплатить покупателю. Специалисты приводят в пример покупку американским IT-холдингом Amazon сети дорогих супермаркетов Whole Foods. Впрочем, сам «Яндекс» пока никак не комментирует информацию. В прошлом году слухи приписывали ему приобретение Тинькофф Банка, которое в итоге не состоялось.
Формально такое положение вещей не противоречит действующим правилам. В законе о защите конкуренции не прописаны четкие требования, но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) старается не допускать, чтобы в какой-либо сфере оставалось меньше трех соперничающих компаний. Сделки по слиянию и поглощению, угрожающие нарушить баланс, как правило, блокируются. Особняком стоят естественные монополии — отрасли, в которых существование большого числа конкурирующих предприятий невозможно технически или неэффективно с экономической точки зрения, например, железнодорожные перевозки и водоснабжение.
На тоненького
На рынке продовольственного ретейла соревнуются много игроков, и, на первый взгляд, угроз для конкуренции нет. Однако ФАС уже несколько раз блокировала крупные сделки по покупке одних сетей другими. Еще в 2013 году ведомство не одобрило слияние X5 и «Седьмого континента». Чиновники указывали, что обе сети занимали доминирующее положение в некоторых отдельных регионах (главным образом в Москве), и предписывали закрыть часть торговых точек, чтобы было невыгодно обеим сторонам. В итоге владелец «Седьмого континента» Александр Занадворов решил развивать компанию самостоятельно, но через четыре года потерял интерес к бизнесу и закрыл его, продав торговые точки «Азбуке вкуса», «Дикси» и «Ленте».
Тем не менее большинство сделок в последние годы получали одобрение ФАС и проходили успешно. Среди наиболее заметных — объединение крупнейших торговых сетей Сибири и Дальнего Востока — «Красного Яра», «Самбери» и «Слаты» — в холдинг «Восточный союз» в мае 2021 года. Новая компания сходу вошла в десятку крупнейших ретейлеров страны с прошлогодним оборотом в 120 миллиардов рублей (девятое место в рейтинге). Владельцы всех трех брендов получили по 33,33 процента акций и заявили, что не собираются отказываться от привычных и хорошо зарекомендовавших себя торговых марок, а вместо этого консолидируют бизнес-модели и операционные процессы.
Пять лет назад «Лента» за 174,9 миллиона долларов (11 миллиардов рублей на тот момент) купила у финского Kesko сеть супермаркетов «К-руока». Как и в случае с Billa, новые торговые площади были полностью интегрированы в компанию-покупателя и сменили вывески. В число крупнейших слияний и поглощений также входит уже упомянутое создание Mercury Retail за счет объединения «Дикси», «Бристоля» и «Красного & Белого» двухлетней давности и приобретение сетью «Дикси» калининградской «Виктории» в 2011 году за 914 миллионов долларов (25,6 миллиарда рублей по тогдашнему курсу).
Себе на уме
Отдельного внимания заслуживает нидерландский бренд Spar, развивающийся во всем мире по нестандартной для ретейла схеме. Вместо создания дочерней структуры в каждой отдельно взятой стране материнская компания продает лицензии на ведение бизнеса. По своей сути они отличаются от широко распространенных — особенно в международном бизнесе — франшиз: головная компания, продающая лицензию, почти не имеет права вмешиваться в дела местного партнера, ограничиваясь ролью советника. Первый российский магазин Spar был открыт в Москве в 2001 году.
С тех пор лицензии покупали многие компании, в результате чего в стране параллельно работают сразу несколько независимых друг от друга сетей под единой торговой маркой. Причем некоторые из них соперничают в одних и тех же регионах. Так, в начале 2020 года обанкротился один из крупнейших отечественных партнеров Spar — компания Мушвига Абдуллаева «Интерторг», владевшая 180 магазинами в Северо-Западном федеральном округе и Москве. Но их закрытие не привело к исчезновению бренда в крупнейших городах страны.
Несколько лет назад главного московского лицензиата Spar, «Спар-Ритейл», выкупила X5, переделав 26 магазинов сети под «Перекрестки». Однако работать по лицензии продолжили другие партнеры, сейчас крупнейшим в столице является «СПАР Миддл Волга», начинавшая свою деятельность в Нижегородской области. Таким образом, рассматривать магазины Spar в качестве единого бизнеса и оценивать их долю на рынке было бы неправильно.
Измельчали
Сделки последнего десятилетия по своему масштабу не идут в сравнение с теми, что совершались в 2000-х. В 2006-м в результате слияния «Пятерочки» и «Перекрестка» была образована X5. Сперва «Пятерочка» выкупила «Перекресток» за 37,6 миллиарда рублей деньгами и своими акциями, затем владельцы «Перекрестка» заплатили 33,1 миллиарда за долю в объединенной компании. В последующие четыре года новый холдинг поглотил «Карусель», «Копейку» и «Патэрсон». В 2007-м филиал французского «Ашана» выкупил российское подразделение турецкой сети «Рамстор» за 6,5 миллиарда рублей, сменив вывески на некогда популярных гипермаркетах.
Аналитики отмечают, что по сравнению с 2000-ми годами российский рынок продовольственного ретейла выглядит сформировавшимся и довольно зрелым, что объясняет отсутствие столь же громких слияний и поглощений. Однако большинство специалистов называют происходящее монополизацией и опасаются снижения конкуренции. Некоторые указывают на неоднозначность ситуации и допускают, что соперничество будет происходить в различных эшелонах по отдельности: между лидерами в лице X5 и «Магнита» и догоняющими. Согласно еще одной точке зрения, в ближайшее время конкуренция может даже обостриться, но на длинной дистанции снизится на фоне общей консолидации рынка.