что случилось с романом грожаном

Гонщик «Ф-1» провел в пламени взорвавшегося болида 27 секунд – и уцелел. Его спасли конструкция машины, смелый пожарный и комбинезон

А визор шлема не выдержал и расплавился.

Однако №8 не сгорел и даже ничего не сломал: сам поднялся из остатков болида, выбрался из огня и упал в руки медицинского делегата ФИА Иэна Робертса.

В процессе спасения француз только немного ожег руки, потерял ботинок и заработал легкую контузию – вполне легко отделался. По словам босса «Хааса» Гюнтера Штайнера, в первом же разговоре по телефону с Грожаном гонщик сам это признал.

И трудно с этим не согласиться! Давайте пройдемся по фактам:

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

Так что спасение Ромена – настоящее технологическое чудо, оплаченное годами ужесточения требований к безопасности. Причем каждая новая волна все более суровых задач для производителей экипировки, болидов и барьеров ставилась чаще всего из-за гибели и травм других гонщиков – и наконец-то все теперь сработало как надо. Давайте подробно разберем, как современные стандарты безопасности помогли обладателю десятка подиумов в «Ф-1» уцелеть после жуткого удара, взрыва и двух дюжин секунд в аду.

От размазывания в блин по барьерам Грожана спасли гало, капсула безопасности и HANS

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

Гало спасло жизнь Грожану: судя по графической реконструкции, без него Ромена ждал бы крайне неприятный контакт головой о металл на скорости 200 км/ч.

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

Систему защиты разработали в ответ на смертельную аварию пилота «Индикара» Джастина Уилсона и судебные иски к ФИА от родственников погибшего на Гран-при Японии 2014 года Жюля Бьянки. В итоге в январе 2016-го регулятор заказал командам разработку защиты, в марте того же года «Мерседес» представил «гало» как решение задачи – после многочисленных тестов и проб альтернативных версий ее ввели в 2018-м.

Поначалу надстройка над кабиной вызвала бурю возмущений среди пилотов и болельщиков – ее критиковала за уродство буквально половина пелотона, а босс «Мерседеса» даже мечтательно предлагал спилить конструкцию бензопилой. Одним из главных контраргументов тогда высказывался постулат «гонки и так стали слишком безопасными». Кто теперь с этим согласится?

«Несколько лет назад я не поддерживал гало, но, думаю, это лучшая вещь, которую внедрила «Формула-1» – без нее я бы сейчас с вами не разговаривал», – подтвердил эффект от девайса Грожан, неоднократно высказывавшийся против в 2017-м.

Система защиты «гало» спасла от травм головы 4 гонщиков «Ф-1» за три последних Гран-при. Ее ненавидели за уродование болидов

Также Грожану помогло и наличие капсулы безопасности – максимально крепкой части монокока, созданной с прицелом выдерживать самые жесткие нагрузки и не разваливаться. Она выстояла и в этот раз.

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

Карбоновые монококи дебютировали в 1981-м, и команды переняли их после жуткой аварии Джона Уотсона на Гран-при Италии того сезона: с обычным устройством британец, скорее всего, погиб бы, а инновационная разработка «Макларена» позволила ему без единой царапины выйти на следующую гонку. Правда, до 1997-го ФИА не выдвигала стандартных требований к крепости капсуды – только после гибели Айртона Сенны машины начали допускать до гонок исключительно после обязательных крэш-тестов и других проверок на крепость.

Следующим опасным моментом для Ромена была опасность перелома основания черепа из-за моментального сброса скорости. Однако здесь на выручку пришла система защиты головы и шеи HANS – она фиксирует голову и шею в одном механизме и не позволяет перенапрягать позвоночник резкими отклонениями. Разработали ее как ответ на смертельную аварию Роланда Ратценбергера на Гран-при Сан-Марино 1994-го и ввели в обязательное использование в 2003-м.

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

Благодаря этим устройствам даже чудовищные перегрузки не просто сохранили жизнь Грожану, но даже не выбили его из сознания – по рассказу босса «Хааса», №8 запомнил каждый момент аварии. За исключением момента пропажи руля.

Против огня помогли новейший огнеупорный комбинезон и шлем

После физического контакта со стеной и начала пожара главной опасностью для гонщика становится, конечно же, огонь – и против стихии у парня в машине есть огнеупорный комбинезон, шлем и перчатки.

Грожан провел в самом эпицентре ада почти 30 секунд – и, на самом деле, ему повезло: именно перед стартом сезона-2020 ФИА постановила перейти на новейшие гоночные комбинезоны с усиленными требованиями. Их тестировали два года – из-за крайне жестких требований: после пяти секунд в 260-градусном пламени температура обязана была подняться не выше, чем на 24 градуса, а ткань должна была удерживать кожу от ожогов минимум 24 секунды. Требования по «выносливости» до начала разрушения – 45 секунд.

Тесты новых огнеупорных костюмов для гонщиков «Формулы-1» – настоящий хардкор. Ткань поджигали прямо на людях

До новой спецификации комбинезона стандарты безопасности ФИА не менялись 18 лет – так что в предыдущем сезоне последствия аварии оказались бы намного хуже. Ромен точно обгорел бы сильнее: теперь ожоги коснулись в основном рук (перчатки, балаклава, нижнее белье и обувь по-прежнему обязаны выдерживать только 12 секунд – как и костюмы год назад).

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

Откуда же в гонках вообще появились навороченные костюмы? После гибели Джерри Анзера-младшего в пламени взорвавшегося болида на «Инди-500» в 1955-м – тогда организатор главной гонки Америки ввел обязательное ношение огнеупорных комбинезонов. В «Формулу-1» они пришли после изобретения синтетической ткани Nomex в 70-х – и в 1975-м ФИА обязала всех пилотов использовать такую одежду (хоть и не конкретизировала обязательные требования). Первые спецификации безопасности появились в 1986-м после гибели Элио де Анджелиса – хоть итальянец пострадал не конкретно из-за огня, а надышался дымом, регулятор решил снова поднять уровень безопасности и ввел стандарты для комбинезонов и минимальное время на самоэвакуацию гонщика из кокпита.

Кстати, насчет дыма: теоретически он грозил проблемами и Ромену, но современные шлемы тоже давно производят с учетом уроков старых аварий Лауды и де Анджелиса. Они здорово фильтруют копоть и гарь.

«Ромена немного пошатывало, а визор на его шлеме стал непрозрачным и расплавился. Мне удалось снять с Ромена шлем, чтобы удостовериться, что с ним все в порядке. В такой ситуации нужно понять, какое влияние на человека оказал сам огонь, надышался ли он дымом, нет ли проблем с дыхательными путями. Но шлем обеспечил нужную защиту – через него ничего не проникло», – подтвердил медицинский делегат.

Выбраться из огня помог смелый пожарный и тут же прибывший медкар. Без них у Грожана могли возникнуть проблемы

Однако ни комбинезон, ни шлем спасли бы пилота, если бы вокруг него так и оставался пламенный ад – Ромену просто некуда было эвакуироваться. Так что огромную благодарность за спасение жизни №8 стоит выписать маршалу с огнетушителем, прибывшему на место аварии уже через 10 секунд после взрыва.

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

Спустя пять секунд он уже готовил устройство к работе – а ведь на самом деле его огнетушитель не предназначался для борьбы с пламенем подобного рода. Обычно волонтерам на треке раздают пенные сифоны для заливки локальных возгораний на болиде – для простой остановки повреждения других дорогостоящих компонентов машины (к примеру, идеально для работы с моторным отсеком). С большим открытым пожаром он ничего не смог бы поделать – но все равно попытался. И его усилий оказалось достаточно, чтобы временно сбить огонь – как раз чтобы Грожан увидел, в какую сторону ему нужно вылезать.

«Жар был безумный. Я только окинул взглядом происходящее и посмотрев направо увидел, как Ромен пытается выбраться из кокпита болида. Нам был нужен какой-то способ до него добраться. И тут нам помог маршал – напора его огнетушителя оказалось как раз достаточно, чтобы на время сбить пламя, и Ромен сумел достаточно оттолкнуться, выбраться из машины, и мы помогли ему перебраться через ограждение», – подтвердил вклад смелого пожарного Робертсон.

Без стараний маршала №8 рисковал остаться в кокпите еще на десяток-другой секунд (пока персонал медкара не похватал бы свои огнетушители) – и на них ресурса даже самого навороченного и новейшего огнеупорного костюма могло и не хватить.

Кстати, важным моментом для потенциального спасения стало как раз экстренное прибытие на место происшествия медкара с медицинским делегата Иэном Робертсом и водителем Аланом ван дер Мерве. Их помощь стала бы критической, если бы Ромен пострадал серьезнее, но они и так сразу же помогли пилоту убраться подальше от пылающей машины

«За всю свою карьеру водителя медицинской машины я никогда не видел такого пожара, – описал ван дер Мерве. – Это было нечто незнакомое. Мы могли опираться только на подготовку и свои мозги. Мы проводим множество тренировок, отрабатываем разные сценарии, но это было просто безумие.

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

Когда ты видишь одну половину машины и не знаешь, где другая, а вокруг бушует огонь, и при этом у тебя только считанные секунды – помогает лишь подготовка. А еще мы действовали инстинктивно и быстро думали».

Экстренное прибытие медкара на место аварии – не только заслуга природной скорости парня за рулем, но и традиции. Машина с врачом, аптечкой и огнетушителями следует за болидами «Ф-1» весь первый круг на всякий случай уже 42 года – после стартового завала из девяти машин на Гран-при Италии 1978-го. Тогда погиб один из претендентов на титул Ронни Петерсон.

Грожан отделался ожогами – но все равно пропустит следующий Гран-при

По последним медицинским обновлениям, 34-летний гонщик «Хааса» избежал проблем с костями, сотрясениями и даже ушибами – главной проблемой оказались ожоги кистей второй степени. Его выпишут из больницы 1 декабря, но врачи на всякий случай не допустили Ромена к следующей гонке, запланированной на 6-е. Вместо №8 американская команда посадит в кокпит Пьетро Фиттипальди – дебютанта и внука двукратного чемпиона «Ф-1» Эмерсона Фиттипальди. Изначально босс «Хааса» не был против подождать восстановления Грожана и даже обещал ему собрать новый болид из запасного шасси и последнего комплекта резервных деталей, но все-таки здравый смысл возобладал.

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

Теперь же главная цель Ромена – полностью выздороветь к финальному Гран-при сезона в Абу-Даби. Вряд ли №8 решит его пропустить: все-таки именно на «Яс-Марине» произойдет прощание парня, взявшего десять подиумов, с «Формулой-1».

И Грожану точно стоит поблагодарить технический прогресс и драконовские требования ФИА к безопасности за то, что прощание с высшей лигой автоспорта не произошло уже в минувшие выходные. Как видите, практически за каждый аспект и протокол уплачена чья-то жизнь.

Источник

«Формулу-1» покидает веселый крэшер. Его фишка – глупые аварии, хотя он подавал надежды и взял десять подиумов

Карьеру сгубила чрезмерная требовательность к тормозам.

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

«Хаас» наконец-то решился на кардинальную перестройку. Четырехлетний срок пары Ромен Грожан – Кевин Магнуссен завершается и, вероятнее всего, для обоих гонщиков нынешний сезон станет последним в «Формуле-1».

Финиш карьеры Ромена Грожана получается максимально депрессивным – машина, пару лет назад привозившая его чуть ли не подиум, сейчас оспаривает последнее место в чемпионате с «Уильямсом», а сам француз набирает очки лишь чуть чаще, чем Джордж Расселл (Грожан забрался в топ-10 в Германии – после перерыва в 441 день). В истории «Формулы-1» образ Ромена останется таким же сумбурным, как и его пилотаж: чрезвычайно быстрый пилот в лучшей форме и столь же нестабильный, главный крэшер со времен культового Пастора Мальдонадо, обладатель десятка подиумов, невыносимый нытык на трассе и милейший семьянин за ее пределами. А еще отличный повар!

Подиумы Грожана сродни победе того же Мальдонадо на Гран-при Испании-2012: успехи Ромена явно находятся в тени разнообразных столкновений, в которые то и дело попадает ветеран «Хааса». Для того, чтобы смыть клеймо крэшера, необходимо быть Максом Ферстаппеном, а Ромен оказался не столь талантлив и устойчив к критике и с годами лишь расширял репертуар аварий.

Грожан – мастер столкновеий на любой вкус

За десять неполных сезонов в «Формуле-1» гонщик опробовал все – причем начал еще в «Рено», за которую провел всего семь гонок в 2009-м.

В «Лотусе» гонщик запомнился ярким эпизодом в Сочи:

А также массовым завалом на старте Гран-при Бельгии 2012 года – одной из самых зрелищных аварий нового века.

Перейдя в «Хаас», Ромен развернулся по полной: сумел доехать до барьеров на «Поль-Рикаре» с бесконечными зонами безопасности и разноцветными полосами асфальта, тормозящими болид.

Попал в аварию за сэйфти-каром в Баку:

И, конечно, неоднократно доходил до контакта со своим напарником:

Grosjean💥Magnussen: Who was at fault in Hockenheim?

Хотя не брезговал и сольными выступлениями.

Но, пожалуй, самым красивым инцидентом стал эпизод на старте Гран-при Испании-2018 – мастерское возвращение на трассу через разворот с выносом двух соперников.

Грожан останется в истории и в роли триггера для изменений регламента. Зрелищные, но опасные аварии с его участием заставили ФИА задуматься о мерах для предотвращения рецидивов, а решающим моментом стал завал в Спа. Так появилась система штрафных баллов, при которой гонщик, допустивший чрезмерное количество результативных ошибок за календарный год, пропускает один Гран-при.

Ромен так и не переборол излишнюю чувствительность к работе тормозов

Если у вас сложилось впечатление, что у француза сложные отношения с педалью тормоза – так оно и есть. Из-за крайне рискованного стиля пилотажа с максимально поздним замедлением Грожан действительно слишком требователен к тончайшим нюансам работы тормозов.

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

«Грожан чувствует свой болид благодаря тормозам, – вспоминал бывший босс Ромена в «Лотусе» Эрик Булье, – Для него невероятно важно тормозить как можно позже и очень жестко. Он чувствует себя пилотом «Формулы-1» только если давит на педаль тормоза последним. Если он доверяет технике, то будет тормозить как можно позже и при этом направлять болид на входе в поворот так, как ему захочется – вот почему он настолько быстр. Когда же Ромен не уверен в тормозах, то ситуация усложняется.

В 2012 году, когда он вернулся в «Формулу-1» в составе «Лотуса», то никак не мог выйти на пик до гонки в Бахрейне. В тот уик-энд, в пятницу вечером я пригласил его и инженеров на встречу, чтобы разобраться в происходящем. Каждый выразил свое мнение, а в конце Ромен сказал: «Я просто не могу тормозить». Я спросил у инженеров: «Почему так? Хочу услышать ответ через 30 минут, но не технический, а как от гонщиков».

Через полчаса они вернулись и рассказали: «Мы думаем, что слегка ошиблись в предустановленных настройках электронных тормозов». В итоге мы скопировали настройки Кими Райкконена, чтобы посмотреть, на что способен Ромен. И на следующий день в практике он показал третье время. Он всегда был чувствительным к поведению тормозов. Даже когда он только появился в «Ф-1» в 2009-м, то мучился с тормозами «Рено», поскольку они работали не так, как он хотел».

Когда ситуация с тормозами (и психологической устойчивостью) приходила в норму, Грожан был хорош: в первый же полноценный сезон в «Формуле-1» взял три подиума, на следующий год – целых пять, хоть и уступал напарнику по «Лотусу» Кими Райкконену в общем зачете. Взлеты случались и в «Хаасе», всегда чередуясь с серией неудач: даже в историческом для американского коллектива 2018 году Ромен треть сезона не мог финишировать в очках, зато потом разогнался и помог команде закрепиться на пятой строчке в Кубке конструкторов (периодически сталкиваясь с напарником).

К Грожану сложно оставаться равнодушным

что случилось с романом грожаном. Смотреть фото что случилось с романом грожаном. Смотреть картинку что случилось с романом грожаном. Картинка про что случилось с романом грожаном. Фото что случилось с романом грожаном

С каждым годом проблесков становилось все меньше, а непрекращающиеся жалобы француза по радио на соперников, шины и любые другие сторонние факторы не добавляли ему фанатов – Грожан не раз рассказывал о не самом приятном общении с болельщиками в соцсетях. Зрители симпатизируют аутсайдерам – но лишь тем, кто способен проигрывать достойно и без нытья. Неудивительно, что сочетание аварий, импульсивности и своеобразного темперамента в глазах общественности перевешивали редкие уик-энды, когда Ромен действительно показывал класс топ-пилота, все чаще порождая вопрос: «Почему этот парень еще в «Формуле-1»?

Теперь этот вопрос закрыт – даже сам Грожан понимает, что в свои 34 года больше не получит шанс в «Ф-1», хоть и пользуется политкорректными формулировками:

«Никогда не говори «никогда». Пока ты жив, надежда есть. Сейчас это похоже на конец пути. В следующем году осталось не так много мест на решетке, но я надеюсь, что в какой-то момент ситуация изменится. Однако, конечно, я буду рассматривать много вариантов за пределами «Формулы-1».

Хотя время прощаться с Роменом настало уже давно, его эмоции, экшн и химия с Кевином Магнуссеном, определенно, останутся в нашей памяти.

«Ромен стал фундаментальным звеном при создании команды – мы искали быстрого и опытного гонщика», – заявил руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер, не забыв поблагодарить и Кевина за вклад в успехи коллектива.

Год назад после очередного контакта между гонщиками Штайнер высказался о своих подопечных немного по-другому:

«В нашей команде выступают два ###### идиота».

Таков спектр эмоций, которые генерировал Грожан: он дарил людям радость и смех, заставлял их чувствовать недоумение и раздражение, иногда – в один и тот же момент. Пожалуй, случались и мгновения восхищения – но точно не безразличия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *