что случилось с самолетом над синаем
«Мама, мы с тобой теперь долго не увидимся»: последние сообщения погибших в катастрофе над Синаем
Прошло шесть лет с того дня, как жизни пассажиров авиалайнера А321 трагически оборвались. Большинство жертв катастрофы — молодые люди и семьи, которые просто мечтали об отдыхе в жарком Египте. Все, что теперь осталось близким, — пересматривать последние фото и с трепетом хранить смс от погибших.
31 октября 2015-го изменило жизни сотен людей. В тот роковой день родители и друзья должны были встретить пассажиров рейса 7К-9268, направлявшихся из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, но через 23 минуты после взлета связь с авиалайнером пропала. 224 человека, среди которых — семь членов экипажа, погибли, когда аэробус рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова.
Родственники жертв катастрофы до сих пор не примирились со случившимся. В группе памяти и на личных страницах в социальных сетях они часто рассказывают о близких, которых потеряли так неожиданно и рано. Особенно больно матерям и отцам смотреть на последние снимки детей, где они, счастливые и не подозревающие о надвигающейся беде, отдыхают в Египте.
Пассажиры рейса звонили друзьям, писали смс, оставляли посты в соцсетях перед самым вылетом. Некоторые сообщения теперь кажутся родным погибших пророческими. Вспоминаем, что же люди успели рассказать близким за считанные часы до трагедии.
Главный пассажир
Татьяна и Алексей Громовы поженились в августе 2014-го. Друзья в один голос твердили — это любовь с первого взгляда. С нетерпением пара ждала появления на свет дочери Дарины. А когда наследнице было почти 10 месяцев, супруги решили, что настало время для их совместного путешествия, выбрав для отпуска Египет.
Перед вылетом в солнечную страну малышку запечатлели на камеру в аэропорту Пулково смотрящей сквозь стекло на авиалайнеры. Татьяна подписала опубликованный в соцсетях снимок: «Главный пассажир». Кто мог знать, что этот пост станет для семьи последним, а фото Дарины — символом огромной трагедии?
«Вечером перед вылетом из Египта Леша позвонил. Слышно было по голосу, что он довольный, — вспоминала Елена Громова, бабушка Дарины. — Сказал, что Даришке все очень понравилось. Все, говорит, завтра расскажу. И уточнил время прилета».
Больше родственникам не довелось поговорить. Все планы, мечты и перспективы семьи рассыпались в прах. 31 октября мама и папа Алексея узнали, что их сын, невестка и внучка погибли.
«Когда они улетели, с отцом творились странные вещи: то ключ потерял, то без причины слег с жаром на два дня. Последняя семейная встреча мужской половины была в сентябре того года. Мальчики с мужем ездили за грибами и на рыбалку, — делилась бабушка Дарины. — Потом мне муж рассказывал, что он почувствовал что-то. Леша его тогда обнял и сказал: «Пап, ты только не старей! Мы с тобой такие дела сделаем».
«Наши раны кровоточат каждый день»
Николай и Валерия Волковы поженились 29 сентября 2015-го. Он — выпускник архитектурно-строительного университета, она — экономист. Однако, по иронии судьбы, почти одновременно влюбленных сократили с работы. Супруги не отчаялись и все равно решили уехать в свадебное путешествие на море. Обратно молодожены должны были вернуться не 31 октября, а на день раньше, но им поменяли билеты.
«Бередить старые раны — это не о нас. Наши раны кровоточат каждый день. Последнее, что по телефону невестка мне сказала: «Собираем вещи, а так не хочется улетать, так и остались бы здесь». Такие пророческие слова», — делилась со «СтарХитом» Надежда Волкова.
Для себя Надежда решила, что близкие просто уехали далеко, туда, где нет связи, но когда-нибудь они все встретятся вновь. Годовщины катастрофы особенно тяжело даются безутешной матери, но и в другие дни она постоянно думает о том, как потеряла любимых и таких светлых людей.
«Не потому что он мой сын, я так говорю, а объективно: они были очень добрыми, открытыми, заботливыми, человечными людьми, спасали бездомных кошек. Они поженились в довольно зрелом возрасте, сыну через месяц было бы 33, Лере — 32, — рассказывала Надежда. — Мы общаемся в группе памяти, и ощущение, что в этом самолете собрались исключительно хорошие люди. Мы были очень против этой поездки, но сын с невесткой уверяли, что теракты бывают везде, а дома не отсидишься. Словно волею судьбы все эти люди оказались на борту. Вот у нас в сообществе есть женщина, которая насильно отправила детей в поездку: подарила путевку на годовщину свадьбы. Молодая пара не хотела туда лететь. Но в итоге все радовались, что приобрели дешевые билеты. Когда мы с Лерой говорили в последний раз, я чувствовала облегчение, что за 17 дней с ними ничего плохого не случилось, они возвращаются. Но никто не дождался родных. Мы свято верим, что их жизнь закончилась только на земле, нам иначе нельзя».
Вечный путь до дома
41-летняя Мария Максимова с сыном Сашей, которому только исполнилось 15, мечтала развеяться в отпуске в Египте. Но никакой отдых не заменит тепло родного дома, и накануне трагедии, 30 октября, Мария отправила маме смс, сообщив, что рада возвращению в Россию.
«Написала, что завтра вылетают: «Все хорошо, очень соскучилась, ждите», — рассказала «СтарХиту» о последней весточке от дочери Наталья Григорьева.
Наталье до сих пор сложно говорить о погибших родственниках, утешение она находит в общении с членами группы памяти, которые тоже потеряли близких в катастрофе над Синаем. «В годовщину ездим на могилу, мы ходим очень часто. Писать тяжело: все как вчера, ждем, зная что не вернуть, любим и помним каждую минуту», — пояснила Григорьева.
Пассажиров рейса 9268 нет уже шесть лет, но в соцсетях до сих пор остались их личные страницы. Мурашки бегут по телу, когда видишь записи и снимки людей, уверенных: скоро они будут дома. Но дорога на Родину оказалась для них вечностью.
В катастрофе умирали целые семьи. Так, Юрий Шеин, его жена Ольга, сын Женя и две дочки — Лера и Настя —15 октября 2015-го отправились в Египет за новыми впечатлениями. Незадолго до путешествия супруги отметили годовщину свадьбы.
«27.10.2005 — вот день, когда мы встретились с тобой и полюбили на века друг друга. Потом прошло немного лет — 27.10.2011 — в этот день мы поженились. Теперь мы счастливы с тобой и отмечаем годовщины», — писала Ольга в микроблоге.
За считанные минуты до крушения самолета Ольга Шеина сфотографировала мужа с младшей дочкой Настей на фоне трапа. «Привет, Питер, прощай, Египет. Мы летим домой», — это сообщение стало последним в жизни семьи Шеиных.
Мемориалы в соцсетях
Годами родные жертв не находят себе места, некоторые из них почти каждый день пишут о погибших. Стихи, рассказы о личных переживаниях и фото умерших — в соцсетях люди создали настоящий мемориал памяти. Так, Валентина Кириллова, потерявшая в катастрофе дочь Ольгу, не может молчать о своем горе.
«Улетела навсегда. «Мама, мы с тобой теперь долго не увидимся», — и все», — рассказала о последнем сообщении наследницы безутешная мама.
Похожие чувства испытывает и Ирина Захарова, которая является председателем Благотворительного фонда «Рейс 9268». В той катастрофе она потеряла дочку Эльвиру. Просматривая фотографии наследницы из роковой поездки, Ирина с трудом осознает, что девушки больше нет.
«В самолете, 10 минут — и взлетаем, встречайте», — теперь лишь сообщение твое читаю каждый раз, когда «накроет». Исходит от него твое тепло, и сердце в ожидании заноет. Не верит оно в то, что ты ушла, что не придешь и не откроешь двери. Оставить нас страдать ты не могла, я знаю, ты в пути, я в это верю! Моя роднуля, доченька моя, ведь без тебя нас нет, мы лишь две тени. Нет месяца страшнее октября, пусть в нас стреляет, мы теперь мишени. Вся жизнь слилась к могильному холму, а значит, нет ей продолженья боле. За жизнь украденную я перед тобой в долгу, и мне не пережить такого горя», — эти строки посвятила Эльвире мама.
Родители день за днем прокручивают в голове последние встречи с детьми. Воспоминания так сильны, будто ножом режут по сердцу. Александр Гавриков приезжал в гости к маме и папе в августе 2015-го. За праздничным столом собрались и сестры Саши, Елена и Наталья.
Знаки
Анализируя последние слова и записи погибших, их близкие пытаются найти тайный смысл, обнаружить знаки, словно намекающие — быть беде. Мысли 24-летней жительницы Санкт-Петербурга Виктории Севрюковой, опубликованные за два дня до трагедии, многие пользователи назвали пророческими.
«Никогда не думала, что Египет вызовет у меня столько положительных эмоций! Хочу ли я тут жить — нет. Вернусь ли я сюда — обязательно», — гласит последняя запись Виктории.
От поста 32-летней Екатерины Мурашовой всех родственников жертв катастрофы и вовсе бросает в дрожь. За восемь дней до крушения самолета она опубликовала трек Opium Project «Я знаю, что уже не вернусь».
Жестокую шутку судьба сыграла с 27-летней Алиной Гайдамак. Девушка обожала путешествовать: была на Кипре, в Финляндии, Эстонии, Таиланде. В октябре 2015-го она отправилась отдыхать в Израиль, но на обратном пути посетила еще и Египет. Из-за рокового решения Алина не вернулась домой в родной Петербург, оставив близким на память лишь снимок у моря, сделанный за три дня до смерти.
Евгений Шульгинов и Ольга Коркошук отправились в Египет с трехлетним сыном Кириллом. Они провели на отдыхе 16 ночей и написали родственникам, что даже устали от солнца. В последний раз связавшись с сестрой, Ольга подчеркнула, что планирует полететь в следующий отпуск с ней. Навеки на странице Коркошук застыл статус «Мы догнали лето».
А в ответ — тишина
Многие родственники поговорили с пассажирами авиалайнера или получили от них смс накануне вылета домой. Даже простое «скоро будем» стало для близких погибших драгоценными словами, ведь это последнее, что они узнали от любимых людей. Но некоторые сообщения оказались безвозвратно потеряны.
Так произошло с весточкой от Павла Савельева и Надежды Пономаревой. Их история любви вдохновляла окружающих. Павел работал водителем и увлекался моделированием, а Надежда обожала волейбол, проводя несколько дней в неделю в спортзале. Это был счастливый гражданский брак и, хотя у пары не появилось общих детей, Савельев относился к дочери избранницы как к родной.
Поездку на море влюбленные планировали давно, тем более, что Надежда никогда ранее не бывала за границей. К сожалению, путешествие в Египет стало для нее первым и последним в жизни. Новостей от супругов ждала и дочь Пономаревой Виктория, и родственники Павла из Новгородской области.
«Смс от Павла не было, очень жаль, — рассказывала Людмила Григорьева-Беляева. — Телефон у родственницы, которой они писали, сломался, как назло. Смс у Виктории тоже нет, к сожалению. Они так и не получили тех последних сообщений».
Смертельный рейс. Главный пассажир, пушистик и другие жертвы рейса 9268
Почти два года назад над Синайским полуостровом потерпел крушение самолёт авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург.
Фото: © РИА Новости/ Сергей Аверин
31 октября 2015 года, рейс Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург. Кто-то пересматривает в телефоне фотографии, представляя, как будет рассказывать родным и близким об отдыхе. Семейные пары успокаивают малышей, которые с утра ведут себя слишком бурно, — да лететь небось боятся. Вылет по расписанию, погнали прямо в небо. Уже на следующий день СМИ растиражируют фото «главного пассажира» — десятимесячной Дарины Громовой. Этот снимок станет своеобразным символом рокового рейса Airbus 321, с которого уже никто из 224 человек не вернулся живым.
«Полёт в штатном режиме»
Самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту в 6:50 мск. Всё проходит в штатном режиме, как вдруг через 23 минуты диспетчеры теряют связь с экипажем.
Тем временем в петербургском аэропорту Пулково сообщают, что рейс задерживается «по техническим причинам». Время переносят раз, переносят два… В России стараются не думать о самом страшном и нервно ждут сообщений от родственников: об экстренной посадке, да о чём угодно, только бы написали. Когда цветы уже начали увядать, а на табло светилась запись об очередном переносе рейса, нервы у родственников не выдержали: посыпались звонки в авиакомпанию «Когалымавиа» и туроператору Brisco. «Всё выясняем», «Не переживайте», — слышали люди в разных инстанциях.
А потом пришло известие, которое мелькало в голове у каждого, но верить отказывались. О том, что погибли все, стало известно не сразу. Один из спасателей, которые сразу после крушения выдвинулись к месту, сообщил, что слышал голоса пассажиров, которые доносились из-под обломков лайнера. Уже через минуты выяснилось: не слышал, показалось.
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Максим Григорьев/ТАСС/POOL © wikipedia.org
Фотография десятимесячной Дарины Громовой из Гатчины, сделанная в аэропорту Пулково, обошла, кажется, все российские известные СМИ и была растиражирована в соцсетях. Снимок стал одним из символов той страшной трагедии.
— Сын, Алексей, хотел быть летчиком. Только я не разрешила, — позже рассказывала Лайфу бабушка Дарины Елена.
Отец Алексея 30 лет был военным лётчиком. Сам молодой человек отучился по технической специальности и пошёл работать в IT-компанию. Здесь он и познакомился с Татьяной. Молодые люди поженились чуть больше чем за год до трагедии. На до сих пор доступной странице молодого человека в соцсети размещено много фото влюблённой пары, сделанных в день свадьбы.
«Главным пассажиром» дочку назвала Татьяна. Перед вылетом из Пулково она сфотографировала девочку, которая прижималась ручками к стеклу, и выложила снимок в соцсети.
Бабушка Дарины предлагала родителям не брать в полёт ребёнка: испугается, плохо перенесёт. Но те и слушать не стали: ребёнок должен погреться на солнышке.
«Я без неё жить не буду»
31 октября стало трагедией для тысяч людей. Муж Светланы Дудочкиной, Анатолий, не смог полететь вместе с супругой в отпуск в тот раз. В Египте супруги были уже не раз, поэтому женщина неплохо знала, как вести себя на курорте. Тем более странным казалось его предупреждение.
— Она первый раз поехала в отпуск без меня. Я ей сказал, что, если что-то произойдёт, я без неё не выживу. Я больше не хочу жить, мне неинтересно, — говорил после крушения Анатолий.
Женщина отправилась отдыхать в компании дочери и двух малолетних внуков. Но дочь решила задержаться ещё на день-другой, так как появилась возможность отдохнуть подольше. В результате из всей семьи на роковой рейс поднялась только Светлана.
Фото: © РИА Новости/Виктор Толочко
Подарок на день рождения
27 октября отмечала день рождения гражданская супруга тогда замглавы Пскова Александра Копылова. Он купил себе и возлюбленной, Елене Мельниковой, путёвки. С работы отпускать не хотели, но замглавы города уговорил это сделать. Аргументировал тем, что повод уж больно весомый.
Мужчина познакомился с будущей гражданской женой на работе. Дело в том, что Елена — начальник отдела кадров в Псковской городской думе. У Александра за несколько лет до этого умерла жена, Елена — в разводе. Они были вместе около года к тому моменту.
Всё время на отдыхе Елена рассказывала в соцсетях о том, что они очень хорошо отдыхают — купаются, загорают и вообще «отрываются». В последний раз вышла в сети за три часа до рокового вылета.
«Ещё немного — и уйду из авиации»
Старший бортпроводник, 38-летняя Валентина Марцевич, которая 12 лет посвятила небу, планировала уйти из авиации в ближайшее время. Хотела спокойствия, строила планы на спокойную семейную жизнь. Муж Валентины, Максим, — командир воздушного судна. В тот момент он находился в рейсе Китайских авиалиний.
Валентина сама из Анапы, работала в краснодарском аэропорту, когда познакомилась с будущим супругом. Вскоре вместе перебрались в Москву. Он всё время на рейсе, она — на очередном вылете. Надоело видеться с мужем и родными урывками.
5 октября, в свой день рождения, она прилетала домой, чтобы обнять маму. Знакомые позже вспоминали, что она себя вела довольно странно: странно говорила, странно улыбалась, делала много снимков.
Во время возвращения в Москву, незадолго до рокового рейса, женщина впервые в жизни испугалась во время посадки. Она рассказывала подругам, как лайнер трясло и она боялась, что пилоты не посадят удачно борт.
Фото: © РИА Новости/Рафаэль Даминов
Бортпроводница Марина Охотникова должна была встретиться с мужем —стюардом Андреем Беломестновым в Домодедово 1 ноября. План выглядел следующим образом: Андрей приземляется в Пулково, отдыхает, а после отправляется в Москву в качестве пассажира. Через 20 минут после прибытия его борта в столицу приземляется она. Молодые люди планировали незабываемые выходные.
У пары была традиция: все четыре года, что они были вместе, Андрей присылал возлюбленной СМС во время таких «пересечений» с одним и тем же текстом: «Пушистик, я тебя уже жду». На этот раз сообщения не было. В ноябре Андрею должно было исполниться 30 лет…
Фото: © РИА Новости/Максим Григорьев/ТАСС/POOL
Первая версия, которую стали рассматривать следователи, — техническая неисправность. Якобы лайнер имел дефекты. Например, ещё за 14 лет до трагедии, в ноябре 2001 года, в аэропорту Каира лайнер неудачно приземлился и задел землю хвостовой частью. Тогда он ещё принадлежал Middle East Airlines. После произошедшего воздушное судно отремонтировали и продали. После этого его фрахтовали различные авиакомпании, пока, наконец, оно не «осело» в «Когалымавиа» в 2012 году.
Говорить об этой авиакомпании можно что угодно, но любой самолёт любого перевозчика проходит проверку перед новым рейсом. Кроме того, бортам устраивают технические проверки. Так, двигатели лайнера осмотрели за пять дней до трагедии. И вряд ли бы эксперты пропустили настолько значительную неисправность, из-за которой самолёт мог потерпеть крушение. Данную точку зрения подтверждали и в авиакомпании. Кроме того, пилоты с большим стажем не раз говорили, что ни один из членов экипажа не будет рисковать собственной жизнью, а попросту откажется лететь в случае сомнений.
Против версии о неисправности говорит ещё один факт: накануне крушения «Аэробус» летал из Шарм-эль-Шейха в Самару и обратно. После этого в египетском аэропорту он прошёл техобслуживание, никаких критичных неполадок зафиксировано не было.
Эта версия стала второй. Якобы пилоты могли запаниковать, неверно повести себя в критической ситуации. Такую версию опровергли в Росавиации в тот же день. КВС Валерий Немов изначально был военным пилотом, а после выхода на пенсию (мужчине было 48 лет) переучился на лётчика гражданской авиации в учебном центре AmurAir в Турции. Его общий стаж налета — 3682 часа, из которых 1100 часов — командиром воздушного судна.
Второй пилот, 45-летний Сергей Трухачёв, имел за плечами 5641 лётный час — больше, чем у КВС. Он проходил специальное обучение в Чехии по управлению А321.
Версию ошибки исключили и сами пилоты «Когалымавиа»: они разместили в Сети письмо уже через несколько часов после трагедии, где утверждали, что никакой ошибки быть не может.
Фото: © Максим Григорьев/ТАСС/POOL
Самолёт разломился в воздухе. Изначально оторвало хвостовую часть, а после начал распадаться весь лайнер. Обломки воздушного судна оказались на расстоянии порядка 40 км друг от друга, хвост и нос находились на расстоянии 5 км.
— Жертвами террористических операций стали десятки, а то и сотни человек, в том числе в результате падения российского лайнера на Синае, — заявил он.
* Организация запрещена в России по решению Верховного суда.
Заказчики взрыва на борту Аэробуса 321 известны, исполнители задержаны. Но кричать об этом не надо
У нас так не бывает: в подобных случаях сразу выкатывают гильотину админресурса, и головы летят, как кочаны капусты. Почему же все делают вид, что лайнер с двумя сотнями пассажиров упал сам по себе?
Организаторов взрыва российского лайнера взяли ещё 2 ноября. В Йемене. Операцию по их поимке осуществляла Служба внешней разведки (СВР), помогали ей специалисты из МЧС, а спецслужбы Ирана помогли доставить задержанных в нашу страну. В частности, они прислали военно-транспортный «Геркулес», которым российские разведчики смогли бы воспользоваться в качестве резервного борта. Задержанные – арабы, которые сознались в том, что их завербовало ЦРУ США. Здесь следует сделать важную оговорку: они не признались в том, что за взрывом российского лайнера стоит само ЦРУ. Они лишь сообщили о том, что их завербовали американцы. Детали операции по задержанию двух американских агентов не разглашаются, зато известны обстоятельства их вывоза в Россию. За агентами ЦРУ в Сану прилетел борт МЧС. Задержанных погрузили, самолёт был готов к взлёту, и тут стало известно, что российский борт якобы готовится атаковать в воздухе саудовский истребитель. Здесь-то и пригодился иранский резервный борт. С Эр-Риядом, впрочем, договорились, и российский самолёт всё-таки взлетел.
Эту историю, то ли правдивую, то ли не очень, поведали своим читателям десятки англоязычных интернет-ресурсов. Мало того, даже агентство Рейтер подтвердило, что в Сане действительно арестовали двух как бы «сотрудников ООН», которые на самом деле к этой уважаемой организации не имели никакого отношения, действуя по фальшивым документам. При этом ни слова не было сказано ни о причастности пойманных к ЦРУ, ни об их участии, прямом или косвенном, в теракте над Синаем.
Взрыв аэробуса организовали «не бедуины на тачанках»
Мы с вами ответа на этот непраздный вопрос, понятное дело, не ведаем. Тем не менее «можно совершенно точно утверждать, что российское руководство знает, кто именно стоит за терактом, и это явно не бедуины на тачанках», полагает востоковед Анатолий Несмиян. А как же, не может не знать, если, конечно, агенты, задержанные СВР в Йемене, заговорили. Но в таком случае официальная версия с неисправностью на борту отметается раз и навсегда: «Возникни хотя бы намёк на проблемы с техническим состоянием самолёта или виной экипажа, несчастную «Когалымавиа» разобрали бы на молекулы», – поясняет эксперт. Приглядитесь, как проводится эвакуация наших сограждан из Египта – ничего подобного не было ни в Йемене, ни даже в Сирии, хотя там в начале войны россиян было ничуть не меньше, чем туристов на Красном море. Однако вывозили их нерегулярными рейсами МЧС, как попутный груз. А из Египта отдыхающих эвакуируют быстро и централизованно, по-военному, туристов отдельно, багаж отдельно. Почему так? Не иначе потому, что в Кремле известно доподлинно: наши туристы на Ближнем Востоке стали мишенями. «И скорее всего за терактом стоят не исламисты, а игроки гораздо более крупного калибра, – констатирует Анатолий Несмиян. – Поэтому и реакция Кремля столь растерянная – этих игроков бомбить не получится».
Поддерживаете террористов? Отключим вам туризм!
Москва не отреагировала на «ваххабитскую шушеру» – и вот результат
Менее года назад в катарском издании «Аль-Райя», близком семье эмира Тамима и выражающем официальную точку зрения, появилась статья с характерным заголовком «Сирия – седьмой мусульманский округ России». О российском военном присутствии на Ближнем Востоке тогда и речи не шло. Пассаж из статьи: «Мир замер в изумлении, глядя, как Россия наслаждается видом крови сотен тысяч убитых сирийцев. России выгодно их уничтожение, истощение и депортация. Планомерно уничтожая сирийский народ, Россия хочет вырастить новое поколение сирийцев, которые будут воспитаны исключительно на русской культуре. Сегодня происходит геноцид всех народов ближневосточного региона, по значению и силе сопоставимый с подчинением власти Москвы исламских государств». Повторимся: российские самолёты ещё не бомбили позиции исламских экстремистов. А антироссийская истерия в печатном официозе Катара тем временем уже нагнеталась вовсю.
Государственности Катара всего каких-то 44 года. Конституцию стране даровал Лондон, провозгласив Катар независимым эмиратом. Провозгласил, но далеко не ушёл. До сих пор британские спецслужбы чувствуют себя там как дома. Так что нечего удивляться тому, что первыми о взрыве на борту российского А321 сообщили именно англичане. Кому ещё знать, как не им? Коренное население Катара – 300 тыс. человек. Остальные полтора миллиона жителей эмирата – «понаехавшая» обслуга из Индии, Пакистана и с Филиппин. Площадь страны – четверть Московской области. При этом доходы от продажи нефти баснословны, счёт идёт на сотни миллиардов долларов в год. ВВП на душу населения – первый в мире. Денег – море. А ещё – особые отношения с США. Казалось бы, ещё вчера Катар числился у Вашингтона в списке стран-изгоев. Но в 2003 году отношение кардинально изменилось – после того как арабы предоставили американцам базу ВВС Эль-Удейд вблизи Дохи для бомбардировок Ирака. Вдобавок эмир отдал на откуп американцам всю добычу газа. И никогда не отказывался выполнить какое-нибудь щепетильное поручение. Будь то хоть организация государственного переворота в Египте или развязывание гражданского конфликта в Ливии четыре года назад. Или разжигание гражданского противостояния в Сирии, сотрудничество с экстремистским ИГ, поддержка террористов запрещённой в РФ «Аль-Каиды»*** Аравийского полуострова в Йемене. «Возникает вопрос – а может быть, Москве стоит отреагировать жёстче на грязные выпады всякой ваххабитской шушеры, а не ограничиваться, как в 2011 году, снижением уровня дипломатических отношений? – вопрошал на страницах «Нового восточного обозрения» эксперт по Ближнему Востоку Владимир Симонов. – Не пора ли поставить вопрос в ООН о том, не стоит ли судить правителей эмирата за причастность к терроризму?» Год назад российского эксперта, похоже, наверху так и не услышали.
Катар угрожал России: вы ещё пожалеете
Так почему же всё-таки Катар? Поверим англичанам, доказывающим, что за катастрофой в небе над Синаем стоят Абу Усама аль-Масри и группировка «Провинция Синай». В конце концов, разведка Ми-6 до сих пор чувствует себя в эмирате как у себя дома, значит, англичане явно что-то такое знают? Зададимся вопросом: а кто финансирует синайскую террористическую группировку? Заметьте, британцы от прямого ответа уходят. Но российским спецслужбам достоверно известно, что финансирует её не кто иной, как эмир Катара. Таким образом, круг замыкается: взорванный Airbus с россиянами – месть Катара за потерянные миллиарды в Сирии, за сорванные Москвой проекты транспортировки газа в Европу.
Вспоминается недавний инцидент в ООН, который, впрочем, официально не подтверждается (и тем не менее о многом свидетельствует). В феврале 2012 года дипломат из Катара в диалоге с российским представителем в Совбезе Виталием Чуркиным пригрозил в жёсткой форме, что, если Россия наложит вето на резолюцию по Сирии, ей придётся об этом сильно пожалеть. Виталий Чуркин тогда ответил, мол, если вы будете разговаривать со мной в таком тоне, уже сегодня не будет такого понятия, как Катар. А люди на Востоке злопамятные…
Итак, что же дальше? Судя по всему, официальной реакции от Кремля не последует. Во-первых, расследование обстоятельств авиакатастрофы ещё не закончено. Не забыли, как не очень давно в том же Катаре взлетел на воздух внедорожник с лидером террористов Ичкерии Зелимханом Яндарбиевым внутри? Не исключено, что об этой истории ещё придётся вспомнить.
Евгений Сатановский, директор института Ближнего Востока:
Понимаете, этим отморозкам действительно всё равно, они запросто могут развязать хоть третью мировую войну. Им совершенно плевать, что будет в итоге. На такие авантюры не шла ни одна держава, все понимали, что за свои поступки придётся отвечать. А эти не понимают. Ещё вчера они бегали по пустыням, совсем нищие, они были никто и звали их никак. И нам надо очень серьёзно разобраться, что с ними делать.
* «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.
«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.