что случилось с самолетом судного дня
В МВД назвали сумму украденного из «самолета Судного дня»
Следственное управление УМВД России по Таганрогу возбудило уголовное дело по факту хищения имущества из Ил-80, который базировался на местном аэродроме. Речь идет о самолете, который предназначен для управления войсками в случае ядерной войны.
В сообщении ГУ МВД по Ростовской области указывается, что, по предварительной информации, из Ил-80 было украдено оборудование на сумму более 1 млн руб.
По факту случившегося возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража).
Накануне СМИ сообщили, что из самолета была похищена радиоаппаратура. На территории аэродрома Таганрог Южный Ил-80 должен был пройти техобслуживание и плановую модернизацию, которые проводил Таганрогский авиационный научно-технического комплекс им. Бериева. Телеканал РЕН ТВ утверждал, что при осмотре самолета на грузовом люке были обнаружены следы взлома. В результате из него вынесли 39 радиостанционных блоков и еще пять плат из пяти таких же блоков.
Ил-80 называют «самолетом Судного дня» в связи с тем, что он был создан для эвакуации высшего руководства страны и управления войсками в случае начала полномасштабной ядерной войны. Первый полет этот самолет совершил в 1985 году, а в эксплуатацию был принят в 1992-м.
В Таганроге обокрали самолет «Судного дня»
В Ростовской области неизвестные украли аппаратуру из самолета Ил-80, сообщают «РИА Новости» и телеканал РЕН-ТВ. Это воздушный командный пункт, разработанный для управления войсками в случае ядерной войны.
Как передает «РИА Новости» со ссылкой на представителя управления на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, в полицию с сообщением о краже обратился Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева (ТАНКТ). Источники «РИА Новости» и РЕН-ТВ подтвердили, что речь идет именно о самолете Ил-80, который находился на предприятии для проведения техобслуживания и плановой модернизации.
РБК обратился за комментарием в ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева» и направил запрос в Управление на транспорте МВД России по СКФО.
По данным РЕН-ТВ, самолет находился на аэродроме «Таганрог-Южный». Утром, при осмотре Ил-80, специалисты заметили, что на грузовом люке есть следы взлома. Выяснилось, что из самолета пропала радиоаппаратура.
«Инженер по эксплуатации ВС рассказал, что на ТАНКТ производилась замена смазки на штоках амортизаторных стоек шасси. По его словам, все бортовые приборы на момент приемки самолета были на месте. После окончания работ основной вход, люк грузового отсека, три запасных выхода были опечатаны. Последний раз при осмотре 26 ноября все печати были целы», — рассказал собеседник телеканала.
Из самолета вынесли 39 радиостанционных блоков и еще пять плат из пяти таких же демонтированных блоков. Преступник оставил в самолете следы: на поверхности вскрытого грузового люка найдены отпечатки пальцев, а в отсеках самолета есть следы его обуви.
Ил-80 называют «самолетом Судного дня» в связи с тем, что он был создан в Советском Союзе для эвакуации высшего руководства страны и управления войсками в случае начала полномасштабной ядерной войны. Первый полет самолет совершил в 1985 году, а в эксплуатацию его приняли в 1992-м. Помимо России самолеты подобного типа есть только у США.
Самолет на случай ядерной войны был создан на базе пассажирского лайнера Ил-86. Всего построили четыре таких самолета. От оригинала они отличаются усиленным фюзеляжем, наличием защиты от радиационного заражения (в частности, из-за этого на самолетах нет иллюминаторов), специальными устойчивыми линиями связи.
Их можно было неоднократно увидеть на воздушных Парадах Победы, например, в 2010 году.
О работах по модернизации самолетов Ил-80 и схожих с ними по назначению Ил-82 Минобороны сообщало в мае 2019 года. В конце 2016 года гендиректор входящей в «Ростех» Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) Александр Якунин говорил о готовности начать разработку нового поколения «самолетов Судного дня».
Обокравшие российский «самолет Судного дня» воры могли узнать гостайну
Неизвестные воры, обокравшие на аэродроме Таганрог-Южный самолет Ил-80, известный как «самолет Судного дня», или «воздушный командный пункт», могли узнать секретную техническую информацию, относящуюся к гостайне. Об этом в понедельник, 7 декабря, полковник в отставке Михаил Ходаренок рассказал «Газете.ру».
Материалы по теме
Человек, вернувший «Ил»
Вечный транспортник
По мнению Ходаренка, в лучшем случае Ил-80 обокрали «банальные металлисты». Ведь при другом сценарии могла произойти утечка важнейшей информации об особенностях передачи с борта спецсамолета указаний особой важности. И тогда, как отмечает полковник в отставке, происшествие на аэродроме Таганрог-Южный выходит далеко за пределы банальной кражи.
О краже стало известно ранее 7 декабря: по предварительным данным, злоумышленники вынесли с самолета более 30 установленных на борту радиостанций.
С заявлением о пропаже в пятницу, 4 декабря, в полицию обратился начальник службы авиационной безопасности «Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) имени Г.М. Бериева». Он рассказал, что утром при осмотре самолета сотрудники обнаружили следы вскрытия грузового люка.
Воздушное судно доставили в Таганрог для плановых работ по модернизации. На момент приемки самолета все бортовые приборы были на месте. После окончания работ основной вход, люк грузового отсека и три запасных выхода опечатали, однако воров это не остановило. На месте преступления были обнаружены отпечатки пальцев преступников и следы обуви.
Ущерб от кражи с «самолета Судного дня» оценили более чем в 1 млн
Ущерб от кражи деталей из «самолета Судного дня» сотрудники полиции оценили более чем в 1 млн рублей. Как сообщал РЕН ТВ, о пропаже из находящегося на модернизации Ил-80 39 радиостанционных блоков и еще пяти плат из пяти таких же демонтированных блоков стало известно 4 декабря. После этого ростовское управление МВД возбудило уголовное дело по статье «Кража в особо крупном размере».
В полицию о пропаже деталей одного из четырех в России «самолетов Судного дня» сообщил начальник службы авиационной безопасности акционерного общества «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева». Он рассказал, что рано утром при осмотре воздушного судна Ил-80 были обнаружены следы вскрытия грузового люка. Оказалось, что из самолета пропали 39 радиостанционных блоков и еще пять плат из пяти таких же демонтированных блоков.
Как сообщал РЕН ТВ, в краже деталей подозревают сотрудников, имевших доступ на аэродром «Таганрог-Южный». Более 10 человек уже допрошены, правоохранители уже изъяли списки всех сотрудников, которые могут быть причастны к происшествию. Так, в круг подозреваемых попали сотрудники ТАНТК им. Бериева, а также охранники и водители, осуществлявшие охрану объекта (работники ведомственной охраны Минтранса). Один из сотрудников на допросе заявил, что за пару недель до обнаружения пропажи видел на территории аэродрома подозрительного мужчину.
Ограбление века. Кто украл секретное оборудование с самолёта «Судного дня»?
Кража оборудования с борта одного из самых засекреченных самолётов в России — не рядовое событие с последствиями как для тех, кто это совершил, так и для тех, по чьей вине это произошло. Уникальное оборудование с радостью купят в десятке стран мира, в том числе в США и странах НАТО.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, © militaryrussia.ru
Штучный товар под особой охраной
Такие объекты, как самолёт Ил-80, созданный для управления войсками, в том числе и ядерными силами, всегда находятся под особой охраной. Летают такие машины регулярно, но частой эксплуатацию авиации для третьей мировой назвать нельзя — для поддержания лётной годности они время от времени поднимаются в небо и (редко) принимают участие в учениях сил ядерного сдерживания. Обокрасть этот самолёт в пункте постоянного базирования на подмосковном аэродроме Чкаловский (именно там находятся все четыре борта, построенных для «Судного дня»), невозможно — три кольца охраны, пропускная система, датчики присутствия, камеры и регулярные внеплановые рейды направлены на то, чтобы ни один злоумышленник не проник на территорию объекта.
Дорогие билеты и бардак в воздухе. Новые правила воздушного движения могут ударить по карману пассажиров
Кража, совершённая на территории научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г.М. Бериева в Таганроге, куда самолёт прибыл для проведения планового ремонта, любопытна сразу по нескольким причинам.
Не взлетят в срок. МС-21 и «Суперджеты» могут проиграть схватку «Боингу» и китайцам
«Ожидаем с ужасом». С 3 декабря воздушное движение в России ждут большие изменения
По замыслу военных, машины второго поколения могли бы пробыть в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения как минимум до 2035–2040 года. Однако, по словам военного эксперта Игоря Панкратенко, теперь эти самолёты придётся срочно модернизировать ещё раз.
Даже если оборудование не вывезли за пределы страны и даже если воров найдут — придётся проводить модернизацию. Это утечка секретных данных. По уровню ущерба это можно сравнить с угоном Беленко МиГ-25 в Японию. Учитывая важность Ил-80 в структуре управления ядерными силами, последствия могут быть масштабными
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/12/1078189726846.8579.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/12/1078189726846.8579.jpg» loading=»lazy» />
Обстоятельства произошедшего, по данным источников Лайфа в Минобороны России, в данный момент выясняются особой следственной группой, выделенной для поиска пропавшего оборудования. В итоговый список подозреваемых в краже (а также прямых и косвенных соучастников преступления) может попасть около 50 человек: от бригады техников и инженеров, проводивших осмотр машины на стоянке аэродрома, до друзей и родственников сотрудников ТАНТК им. Бериева.
Падшая птица. Почему Россия не может создать ударный беспилотник?
Источники сообщают, что в данный момент может проверяться сразу несколько версий произошедшего.
Однако шпионская версия, по мнению военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, маловероятна.
Мы пока не знаем, что именно украли на этом самолёте, в каком состоянии всё это было, содержались ли в электронных блоках какие-то коды и частоты. Пока можно говорить о версиях. Утечка технологий имеет место быть, если из самолёта, отправленного на ремонт, не сняли секретную аппаратуру, что мне представляется невероятным
Военный обозреватель ТАСС
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/11/9/274520782033.5743.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/11/9/274520782033.5743.jpg» loading=»lazy» />
Миссия невыполнима — «Последствия»
Военные эксперты справедливо заметили, что уникальные электронные блоки, находящиеся на борту Ил-80, могли интересовать «гражданских» лишь в том случае, если речь идёт об обычных охотниках за цветным металлом. Применить решения и технологии передачи кодированного сигнала на борт атомохода с ядерными ракетами на борту в гражданской сфере нельзя. Если воры, способные «обнести» сверхсекретный самолёт на режимном объекте, после задержания расскажут, как смогли провернуть стратегическую кражу, то вопрос с утечкой технологий можно будет считать решённым.
Подобное, кстати, уже происходило. В 1999 году начальник химической службы подлодки К-317 «Пантера» из состава «Звериной дивизии» Северного флота капитан III ранга Анатолий Михайлов украл с борта субмарины кассеты ФК-П, очищающие воздух в отсеках субмарины. Причиной стало их содержимое — палладиевый порошок, так называемая шихта, при помощи которой работает система жизнеобеспечения субмарины. Если бы кражу не заметили вовремя и «Пантера» сходила бы в поход с таким дефектом, у Северного флота было бы одной трагедией больше.
При чём тут разведка
Секреты отечественных сил ядерного сдерживания, по словам бывшего заместителя командующего 101-го полка РВСН СССР в Мукачеве подполковника запаса Анатолия Винника, интересовали западные спецслужбы давно, а воздушный командный пункт Ил-80 — это «вишенка на торте» секретных технологий.
Подполковник запаса, заместитель командующего 101-го полка РВСН СССР