что случилось с сайтом росреестра сегодня
Счетная палата раскритиковала Росреестр за проблемы с единой базой данных
Росреестр затянул фактическое введение в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) — единой базы данных о недвижимости — почти на четыре года, а подсистемы ФГИС уже сейчас нуждаются в существенной модернизации. Об этом сообщила Счетная палата по итогам проверки деятельности Росреестра (РБК ознакомился с отчетом).
До создания единой системы постановка на кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость велись в двух отдельных реестрах — Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственном кадастре недвижимости. Росреестр должен был к январю 2017 года объединить все в единую базу данных. Работа над этим была начата в 2014 году.
Как отмечает Счетная палата, в установленный срок (то есть в 2017 году) система была запущена лишь формально, фактически же внедрение системы во всех регионах было завершено только в октябре 2020 года. Поэтому в 2017–2020 годах ведение ЕГРН осуществлялось в «устаревших децентрализованных информационных системах».
Вице-премьер Виктория Абрамченко (бывший руководитель Росреестра, возглавляла ведомство с осени 2016 года по январь 2020 года) презентовала ФГИС ЕГРН в октябре 2020 года как «уникальную систему; полностью отечественную разработку, не зависящую ни от каких санкций». ФГИС — это более 10 петабайт данных о недвижимости, сообщала Абрамченко. По ее словам, переход на новую систему ЕГРН закрыл «задние калитки», через которые застройщики меняли в документах категории земель и увеличивали их площади.
Процесс доработки ФГИС ЕГРН к настоящему времени не завершен, подчеркивает Счетная палата. Эксплуатация информационных систем Росреестра в течение переходного периода сопровождалась авариями и сбоями, причинами которых были отсутствие системности в разработке информационного ресурса, необходимого оборудования и технической поддержки, недостаточное качество программного обеспечения, объясняют аудиторы.
Сбои в работе сервисов Росреестра привели к массовым нарушениям срока оказания государственных услуг. Самая крупная авария произошла с 19 августа по 3 сентября 2018 года, когда остановились все сервисы ФГИС ЕГРН, пишет Счетная палата. Летом 2020 года семьи не могли завершить сделки по ипотеке с использованием маткапитала из-за другого сбоя в ЕГРН, сообщали СМИ. При этом нет гарантий, что эти сбои не будут повторяться, — к началу 2021 года «подтвердить создание Росреестром бесперебойной и безаварийной системы функционирования ФГИС ЕГРН невозможно», констатируют аудиторы.
«Мы плавно переносили сведения из двух реестров в единую базу данных. Мы ни на один день не остановили рынок недвижимости», — заявляла Абрамченко в октябре 2020 года.
На создание программного обеспечения ФГИС ЕГРН с 2014 по 2020 год было израсходовано около 1,6 млрд руб., подсчитали аудиторы. Сроки выполнения госконтрактов зачастую устанавливались необоснованно короткими, что приводило к их несоблюдению. Еще одной проблемой стал несвоевременный перенос данных из унаследованных систем во ФГИС ЕГРН. Причина задержки заключалась главным образом в недостаточном качестве разработанного программного обеспечения специальной подсистемы, утверждает Счетная палата.
В результате с исполнителей госконтрактов на разработку подсистем ФГИС ЕГРН была удержана неустойка в размере лишь 105 млн руб. (6,6% совокупной цены), что «несоизмеримо с последствиями нарушения обязательств», указывает Счетная палата.
Кроме того, аудиторы выявили в Росреестре «нарушения закупочной деятельности и исполнения договоров, факты неэффективного использования средств при исполнении контрактов, а также признаки коррупционных правонарушений и причинения материального ущерба».
В 2014–2016 годах, когда Росреестр начал работу над ФГИС ЕГРН, ведомством руководил Игорь Васильев, с конца 2016-го по начало 2020 года — Виктория Абрамченко, теперь занимающая должность вице-премьера. «Я получила эту задачу вместе с должностью руководителя Росреестра в конце 2016 года. И скажу честно, если бы не мой сибирский характер, воспитанная родителями сила духа, моя небольшая, но зверски крутая команда, результата бы не было», — писала Абрамченко у себя в Instagram. По ее словам, в Московском регионе чиновники саботировали внедрение ФГИС, поскольку старые системы позволяли бизнесменам нелегально менять категории земель, увеличивать площади участков и т.д.
Еще до прихода Абрамченко к вступлению в силу 1 января 2017 года должна была заработать новая информационная система, которая бы объединила реестр прав и кадастр недвижимости, объясняет представитель вице-премьера. По ее словам, фактически в конце 2016 года, когда руководителем Росреестра стала Абрамченко, в России существовало более 340 разрозненных систем в 85 регионах, которые было необходимо готовить к объединению в силу реформы, готовившейся еще с 2014 года. «Новая команда Росреестра под руководством Виктории Абрамченко предотвратила полную блокировку рынка. Однако накопленный груз не проведенных в 2014–2017 годах работ, отсутствие архитектуры системы и центров обработки данных, противодействие со стороны повлияли на график создания и внедрения ФГИС ЕГРН и стали причиной ряда сбоев», — утверждает представитель Абрамченко.
Борьба с сайтами-двойниками
В своем отчете аудиторы Счетной палаты также предлагают изменить систему формирования тарифов за предоставление сведений из ЕГРН, чтобы побороть нелегальный рынок спекулянтов-посредников. Сейчас Росреестр позволяет дифференцированно покупать набор выписок пакетом посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН: за разовое предоставление сведений из ЕГРН о владельцах недвижимости физические лица должны заплатить 290 руб., юридические — 820 руб. А если покупать пакет выписок, одна выписка обойдется физическому лицу от 55 коп. до 4,6 руб., юридическому лицу — от 1,1 до 9,1 руб., отмечается в отчете.
«Изменение подхода к формированию платы за предоставление сведений из ЕГРН путем выравнивания тарифов вне зависимости от способа направления запроса могло бы позитивно сказаться на ликвидации (сокращении) спекулятивного рынка в указанной сфере», — пишут аудиторы. Росреестр, впрочем, разработал законопроект, предусматривающий иной подход к решению проблемы, — запрет так называемых сайтов-двойников с выписками из ЕГРН.
В марте 2019 года руководившая тогда Росреестром Виктория Абрамченко оценивала объем рынка по перепродаже сведений из ЕГРН в 2,5 млрд руб. Эта сумма сопоставима с доходами федерального бюджета от предоставления выписок (2,9 млрд руб.), отмечают в Счетной палате. Представители бизнеса выступали против законопроекта Росреестра. По мнению предпринимателей, он ударит не только по сайтам-двойникам с недостоверной информацией, но и по добросовестному бизнесу, который создает для своих клиентов сервисы и продукты с использованием общедоступных данных госреестра.
Руководитель Росреестра Олег Скуфинский (его комментарий приводится в релизе Счетной палаты) согласился с выводами аудиторов. «Указанные вопросы, в том числе в части качества информационных систем, требуют не «ямочного» ремонта, а комплексной работы и серьезной модернизации. Все указанные Счетной палатой замечания учтены», — заявил он.
По словам Скуфинского, за 2020 год в единую информационную систему перенесено более 70% всего объема информации в ЕГРН. «Мы работаем над повышением отказоустойчивости и катастрофоустойчивости центров обработки данных. В 2020 году в интересах граждан и для повышения эффективности учетно-регистрационных действий приняты восемь федеральных законов, полностью реализовали проект по «регуляторной гильотине», готовим целый ряд важных законодательных инициатив. Сейчас Росреестр проводит реинжиниринг бизнес-процессов, направленный на решение конкретных жизненных ситуаций наших потребителей», — сказал Олег Скуфинский.
Системы Росреестра работают с перебоями
Получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН, в нем содержатся данные о ее местоположении, кадастровой стоимости и владельцах) об объекте в Москве невозможно с прошлой недели, пожаловался нотариус корреспонденту «Ведомостей» – у него зависло 10 заявок.
Сайт Росреестра уже несколько дней сообщает, что из-за технических работ документы выдаются с задержкой в 68 часов. Во вторник по одной из заявок сообщалось, что в очереди на выгрузку 2900 документов, в среду – 3300. «Ведомости» убедились в достоверности информации, проверив состояние этой заявки по одному из коммерческих зеркал сайта.
Служба техподдержки Росреестра зафиксировала технический сбой, из-за которого обработка очередей на выдачу сведений остановилась, подтвердил представитель Росреестра. Проблему уже устранили (в течение 14 часов) и выписки заявителям уже отправляются, настаивает он, но из-за ограничений возможности одновременной отправки сформированных выписок образовалась очередь неотправленных выписок. Ее Росреестр обещает устранить в течение пяти дней.
Росреестр должен выдавать выписки в течение трех рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении сведений, говорится на сайте службы. Это сроки с запасом и в них Росреестр укладывается, сказал председатель совета национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО» Алексей Каминский. Сроки периодически увеличиваются, не согласен финансист одного из банков, в регионах с этим сталкиваются чаще. Система работает с перебоями, констатирует и эксперт по недвижимости Ольга Мажуть. Например, в октябре 2019 г. в Московской области задержки были на полтора-два месяца, у людей срывались отпуска, сделки, терялись деньги, говорит она. Тогда из-за сбоя заявки выдавались не только с задержкой, но и с неполными данными. Представитель Росреестра заверял, что работа территориального управления по области выровнялась.
Выписка из реестра важна для совершения разных сделок, в том числе для получения ипотеки. ВТБ при предоставлении ипотечных кредитов заказывает выписки из ЕГРН через сайт Росреестра, комментирует представитель банка. А задержки с их получением могут увеличить срок окончательного расчета, изменить сроки погашения регистрационных записей о залоге, перечисляет он. Даже задержки выписок из ЕГРН в 68 часов грозят разрывом сделок, ведь эти выписки заказывают нотариусы, чтобы посмотреть, нет ли обременения у недвижимости, банки – для одобрения ипотеки, добавляет Мажуть, но часто сбои охватывают в том числе выдачу документов после перехода права и вообще всего, что регистрирует Росреестр.
Чтобы электронные сервисы работали, на официальном сайте Росреестра регулярно, преимущественно в выходные дни, проводятся технические работы, комментирует представитель Росреестра. Но большую нагрузку на портал Росреестра оказывают компании, перепродающие сведения из ЕГРН, продолжает он. Они скачивают пакеты сведений про запас, замедляя работу сайта. Эта проблема во вторник обсуждалась в правительстве, решено поддержать предложения Росреестра, сообщил представитель службы.
К августу 2018 г. Росреестр должен был перейти на государственную информационную систему ведения ЕГРН (ФГИС ЕГРН). Это обошлось бюджету в 1,9 млрд руб., сообщала Счетная палата. Сейчас Росреестр для работы ЕГРН использует мощности «Ростелекома». А из-за крупного сбоя в дата-центре в августе 2018 г. правительство решило, что информация должна храниться не в одном дата-центре, а в трех. В сентябре «Ростелеком» договорился о переносе данных и поставке программ для ЕГРН примерно на 4 млрд руб. с российской компанией «Инфосистемы джет». Представитель «Ростелекома» не ответил на запрос «Ведомостей».
Атака на Росреестр: почему служба не выдает выписки о владельцах квартир
Доступ к электронному сервису Росреестра, позволяющему получать выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), частично закрыт. По данным специализированного портала «Реестры России», выписки перестали приходить десять дней назад. Сначала запросы можно было отправить, но ответ на них не приходил, позже сервис перестал открываться вовсе. Оператор горячей линии Росреестра сообщил корреспонденту РБК, что доступа к сервису нет по всей России из-за технического сбоя. Из-за невозможности запросить данные ЕГРН с сайта Росреестра временно удалили соответствующую страницу, уточнил оператор.
Что случилось с Росреестром?
В пресс-службе Росреестра РБК сообщили, что сервис предоставления сведений с помощью ключа доступа к ФГИС ЕГРН «временно отключен в связи с необходимостью устранения угроз, вызванных DDoS-атаками». На вопрос о времени атаки и ее последствиях в службе не ответили.
При DDoS-атаке хакеры перегружают сервер или сайт жертвы большим числом входящих запросов на него. Представитель «Ростелекома», на серверах которого размещены базы службы, заявил, что компания «не фиксировала никаких DDoS-атак на Росреестр». С чем могли быть связаны проблемы в работе сервисов, он не ответил. В «Ростелекоме» уточнили, что дата-центры компании работают в штатном режиме. Как пояснил источник на рынке информбезопасности, точной информацией о факте DDoS-атаки, ее масштабе и последствиях владеют либо сами сотрудники Росреестра, либо поставщики решения, которое используется для защиты сайта. Другие компании знать этого не могут.
В Росреестре говорят, что предпринимают меры для восстановления работы сервиса, ориентировочно он заработает снова в понедельник, 19 ноября.
«Атаки на государственные информационные ресурсы, к сожалению, довольно распространенное явление. Причина этому — увеличение числа предоставляемых онлайн-услуг и количества обрабатываемых данных, которые можно украсть и использовать в мошеннических целях, — говорит директор по развитию продуктов Attack Killer (ГК InfoWatch) Михаил Бубнов. — Последствия таких атак напрямую зависят от целей злоумышленников. Речь может идти о незначительном уроне из-за недолгого простоя сайта. Однако DDoS-атаки — зачастую маскировка для кражи данных, которая может иметь более значимые последствия».
Причиной сбоя стали сайты-посредники, которые с помощью программ-роботов автоматически выгружают выписки из Росреестра, считает гендиректор компании «Практика успеха» (разработчика платформы SmartDeal) Алексей Макаров. Сайт службы просто не выдержал количества запросов, полагает эксперт. «Это доказывает и то, что сами сайты-посредники также недоступны», — говорит Макаров. При этом сервисы, интегрированные с Росреестром напрямую и получающие выписки по отдельному каналу, продолжают работать. К таким, например, относятся «ДомКлик», SmartDeal, СПАРК.
Насколько сбой критичен для пользователей?
Пользователи Росреестра все еще могут получить сведения о реестре недвижимости, но сделать это стало сложнее и дороже. Получение сведений с помощью ключа доступа к реестру позволяет узнать собственников недвижимости в течение нескольких часов, при этом пользователи получают доступ к этому сервису, авансом оплачивая пакет выписок. Стоимость одной выписки с помощью сервиса — от 48 коп. до 4 руб. в зависимости от купленного пакета.
Получение выписок без ключа Росреестра означает, что каждый документ нужно заказывать и оплачивать отдельно. Каждая выписка обойдется в 250 руб. Таким образом, издержки тех, кто заказывает сведения из реестра, выросли из-за отключения сервиса больше чем в 60 раз.
Запрос сведений из ЕГРН — самый популярный вид электронных услуг. Например, за январь—июнь 2018 года только Кадастровая палата по Москве (подразделение Росреестра) предоставила 2,5 млн выписок из ЕГРН в виде электронного документа, и это 91% от всех поступивших запросов. Если бы все эти выписки были заказаны с помощью ключа Росреестра, то принесли бы службе максимум 10 млн руб., а если через сервис, который работает сейчас, — 625 млн руб.
Больше всего пострадали от нового сбоя агентства недвижимости, которые продают квартиры на вторичном рынке. «Агентства пользуются сервисом Росреестра в ежедневном режиме, поток информации идет значительный. Без выписки из ЕГРН не проводится ни одна сделка с недвижимостью», — говорит директор по развитию группы компаний Active (в нее входят АН «Штаб квартир» и «Арендафон») Павел Пикалев, уточняя, что проверяется вся информация о собственнике объекта, обременениях и аресте до совершения сделки.
По словам управляющего партнера компании «Метриум» Марии Литинецкой, получение выписки из ЕГРН крайне важно для вторичного рынка жилой недвижимости, так как она позволяет проверить действительность права собственности продавца (или человека, который им представляется). «Кроме того, можно установить, когда эти права возникли, что важно с точки зрения налогообложения владельца, — говорит Литинецкая. — В любом случае это единственный официальный документ, который позволяет подтвердить связь физического лица с определенным объектом недвижимости».
По словам Литинецкой, из-за задержек в получении выписок о собственности вполне возможна приостановка сделок, если у покупателя есть подозрения, что квартира обременена какими-то обязательствами. «Бывают случаи, когда сделка срывается. Это неприятно как риелтору, который провел большую работу и не получил за нее оплату, так и клиенту, которому все нужно начинать с начала», — подтверждает Павел Пикалев.
Кого могут наказать за сбой в Росреестре?
Последний крупный сбой в работе Росреестра произошел минувшим летом из-за аварии в центре обработки данных «Ростелекома». К 31 августа в очереди скопилось более 180 тыс. заявлений, которые не смогла обработать служба. «Ростелеком» сообщил о возобновлении работы Росреестра в полном объеме 3 сентября.
В этот раз в пресс-службе заверили, что никакой очереди нет, поскольку сведения о собственниках недвижимости все-таки можно получить, используя другие сервисы. Кроме того, сейчас очередь и не может возникнуть, поскольку страница сервиса не доступна на сайте Росреестра.
Во время предыдущего сбоя министр экономического развития Максим Орешкин (Росреестр подконтролен Минэкономразвития) написал письмо вице-премьеру Максиму Акимову, в сфере контроля которого находится «Ростелеком». Орешкин пригрозил, что Росреестр применит штрафные санкции в отношении госоператора, который ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по госконтракту. Но после устранения проблем никаких штрафных санкций не последовало.
«Программа слетела, и все висит». Подмосковный Росреестр засбоил
Лента новостей
Все новости »
В ведомстве уверяют, что это не так и «поводов для беспокойства быть не может». К чему приводят сбои в работе сервисов Росреестра?
В подмосковном Росреестре произошел сбой: заявки пропадают из системы, выписки из ЕГРН приходят неполные, а некоторым не везет особо, и оформление сделок затягивается на недели. Жители области даже написали открытое письмо президенту с просьбой о помощи. В самом ведомстве, однако, заявляют о незначительных технических проблемах, которые уже устранены. Так ли это и к чему приводят сбои в работе подмосковных сервисов Росреестра?
Что-то пошло не так в конце августа. И проблемы с подмосковными сервисами Росреестра, которые длятся больше месяца, уже приводят к потерям как времени, так и денег — и у обычных людей, и у бизнеса. Вот что рассказала Business FM начальник отдела продаж Московского агентства недвижимости Ольга Саукитенс.
Ольга Саукитенс начальник отдела продаж Московского агентства недвижимости «У нас есть сделка, 4 сентября подали на регистрацию, сегодня 3 сентября, документы до сих пор не прошли. Конечно же, это не очень хорошо, потому что, во-первых, продавцы планируют получать свои деньги, куда-то дальше тратить. Некоторым надо просто уехать куда-то, они не могут уехать из-за того, что сделка не зарегистрирована. Покупатели, которые купили с ипотекой, тоже оказываются в неприятной ситуации, потому что они уже взяли кредит, они уже платят по нему проценты, при этом многие из них живут в съемном жилье и не могут из этого жилья выехать. Или у застройщиков такая же ситуация, потому что, пока не пройдет государственная регистрация долевого участия, они не могут получить деньги за уже проданные объекты».
Сам Росреестр две недели назад сообщил о технических неполадках в сервисах по Московской области, которые привели к увеличению сроков оказания услуг. Но сейчас все работает в штатном режиме, заверил Business FM официальный представитель службы Борис Краснов.
Борис Краснов официальный представитель Росреестра «В настоящее время ситуация вокруг работы территориального управления Росреестра по Московской области выровнялась, среднее количество заявок находится на уровне свыше 11 тысяч. Да, это нормальный уровень Росреестра, и поводов для беспокойства здесь быть не может. Существует горячая линия, и сотрудники управления Росреестра по Московской области, конечно же, оперативно будут реагировать».
Посредники, однако, говорят, что в подмосковном Росреестре все по-прежнему висит и гарантировать сроки оформления сделок они не могут. Вот что заявили Business FM в компании «Стар-сервис», куда мы позвонили под видом потенциального клиента.
«Да, уже целый месяц там проблемы, регистрации уже висят по две-три недели, и ничего с этим не сделать. Может быть такое, что регистрация пройдет как положено либо она может затянуться. Я не могу гарантировать на 100%. Это технический момент. Программа слетела, и все висит. Она проводит что-то, а что-то не хочет проводить. Все айтишники сейчас сидят и этим вопросом занимаются, перенастраивают полностью сервер».
В чем именно заключались технические неполадки, Росреестр не уточняет. Но участники рынка говорят, что это может быть продолжением истории с прошлогодним августовским сбоем. Его причиной называли проблемы с софтом в центре обработки данных «Ростелекома», которым пользуется Росреестр.
Сейчас якобы в подмосковных службах ведомства не работает модуль ввода документов в базу, и это может продлиться до декабря. Почему до декабря, никто объяснить не может, но такая неофициальная информация есть.
Забавно, но на днях Росреестр, ссылаясь на данные системы «Ваш контроль», сообщил о том, что граждане стали еще лучше оценивать работу ведомства: 4,92 балла по пятибалльной шкале в первом полугодии этого года, тогда как год назад средняя оценка составляла 4,89 балла.
Атака на Росреестр: почему служба не выдает выписки о владельцах квартир
В работе электронных сервисов Росреестра произошел технический сбой. Служба отключила доступ к онлайн-выдаче выписок о правах собственности на недвижимость из-за DDoS-атаки. Издержки пользователей сервиса возросли в 60 раз
Доступ к электронному сервису Росреестра, позволяющему получать выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), частично закрыт. По данным специализированного портала «Реестры России», выписки перестали приходить десять дней назад. Сначала запросы можно было отправить, но ответ на них не приходил, позже сервис перестал открываться вовсе. Доступа к сервису нет по всей России из-за технического сбоя. Из-за невозможности запросить данные ЕГРН с сайта Росреестра временно удалили соответствующую страницу.
Что случилось с Росреестром?
В пресс-службе Росреестра РБК сообщили, что сервис предоставления сведений с помощью ключа доступа к ФГИС ЕГРН «временно отключен в связи с необходимостью устранения угроз, вызванных DDoS-атаками». На вопрос о времени атаки и ее последствиях в службе не ответили.
При DDoS-атаке хакеры перегружают сервер или сайт жертвы большим числом входящих запросов на него. Представитель «Ростелекома», на серверах которого размещены базы службы, заявил, что компания «не фиксировала никаких DDoS-атак на Росреестр». С чем могли быть связаны проблемы в работе сервисов, он не ответил. В «Ростелекоме» уточнили, что дата-центры компании работают в штатном режиме. Как пояснил источник на рынке информбезопасности, точной информацией о факте DDoS-атаки, ее масштабе и последствиях владеют либо сами сотрудники Росреестра, либо поставщики решения, которое используется для защиты сайта. Другие компании знать этого не могут.
В Росреестре говорят, что предпринимают меры для восстановления работы сервиса, ориентировочно он заработает снова в понедельник, 19 ноября.
«Атаки на государственные информационные ресурсы, к сожалению, довольно распространенное явление. Причина этому — увеличение числа предоставляемых онлайн-услуг и количества обрабатываемых данных, которые можно украсть и использовать в мошеннических целях. — Последствия таких атак напрямую зависят от целей злоумышленников. Речь может идти о незначительном уроне из-за недолгого простоя сайта. Однако DDoS-атаки — зачастую маскировка для кражи данных, которая может иметь более значимые последствия».
Причиной сбоя стали сайты-посредники, которые с помощью программ-роботов автоматически выгружают выписки из Росреестра. Сайт службы просто не выдержал количества запросов. «Это доказывает и то, что сами сайты-посредники также недоступны. При этом сервисы, интегрированные с Росреестром напрямую и получающие выписки по отдельному каналу, продолжают работать. К таким, например, относятся «ДомКлик», SmartDeal, СПАРК.
Насколько сбой критичен для пользователей?
Пользователи Росреестра все еще могут получить сведения о реестре недвижимости, но сделать это стало сложнее и дороже. Получение сведений с помощью ключа доступа к реестру позволяет узнать собственников недвижимости в течение нескольких часов, при этом пользователи получают доступ к этому сервису, авансом оплачивая пакет выписок. Стоимость одной выписки с помощью сервиса — от 48 коп. до 4 руб. в зависимости от купленного пакета.
Получение выписок без ключа Росреестра означает, что каждый документ нужно заказывать и оплачивать отдельно. Каждая выписка обойдется в 250 руб. Таким образом, издержки тех, кто заказывает сведения из реестра, выросли из-за отключения сервиса больше чем в 60 раз.
Как «Ростелеком» накажут за аварию в дата-центре Росреестра
Запрос сведений из ЕГРН — самый популярный вид электронных услуг. Например, за январь—июнь 2018 года только Кадастровая палата по Москве (подразделение Росреестра) предоставила 2,5 млн выписок из ЕГРН в виде электронного документа, и это 91% от всех поступивших запросов. Если бы все эти выписки были заказаны с помощью ключа Росреестра, то принесли бы службе максимум 10 млн руб., а если через сервис, который работает сейчас, — 625 млн руб.
Больше всего пострадали от нового сбоя агентства недвижимости, которые продают квартиры на вторичном рынке. «Агентства пользуются сервисом Росреестра в ежедневном режиме, поток информации идет значительный. Без выписки из ЕГРН не проводится ни одна сделка с недвижимостью». Вся информация о собственнике объекта, обременениях и аресте проверяется до совершения сделки.
Получение выписки из ЕГРН крайне важно для вторичного рынка жилой недвижимости, так как она позволяет проверить действительность права собственности продавца (или человека, который им представляется). «Кроме того, можно установить, когда эти права возникли, что важно с точки зрения налогообложения владельца. — В любом случае это единственный официальный документ, который позволяет подтвердить связь физического лица с определенным объектом недвижимости».
Из-за задержек в получении выписок о собственности вполне возможна приостановка сделок, если у покупателя есть подозрения, что квартира обременена какими-то обязательствами. «Бывают случаи, когда сделка срывается. Это неприятно как риелтору, который провел большую работу и не получил за нее оплату, так и клиенту, которому все нужно начинать с начала».
Кого могут наказать за сбой в Росреестре?
Последний крупный сбой в работе Росреестра произошел минувшим летом из-за аварии в центре обработки данных «Ростелекома». К 31 августа в очереди скопилось более 180 тыс. заявлений, которые не смогла обработать служба. «Ростелеком» сообщил о возобновлении работы Росреестра в полном объеме 3 сентября.
Что делать пострадавшим от сбоя в системах Росреестра
В этот раз в пресс-службе заверили, что никакой очереди нет, поскольку сведения о собственниках недвижимости все-таки можно получить, используя другие сервисы. Кроме того, сейчас очередь и не может возникнуть, поскольку страница сервиса не доступна на сайте Росреестра.
Во время предыдущего сбоя министр экономического развития (Росреестр подконтролен Минэкономразвития) написал письмо вице-премьеру, в сфере контроля которого находится «Ростелеком». Министр экономического развития пригрозил, что Росреестр применит штрафные санкции в отношении госоператора, который ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по госконтракту. Но после устранения проблем никаких штрафных санкций не последовало.