что случилось с сыновьями тараса бульбы
Две судьбы. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба
Произведение Н.В.Гоголя посвящено запорожскому казачеству и его героической роли в истории России. В XV веке русские территории страдали от набегов татар и турок, от притеснения поляков. И мужчины сами стали объединяться в отряды, вооружаться, чтобы защищать свою землю и свои семьи. Так зарождалось казачество, поэтому традиционно в казачьих семьях мальчиков готовили к службе Отечеству, их судьба была предрешена с рождения. В двадцатилетнем возрасте они уезжали в Запорожскую Сечь, участвовали в боевых походах и были готовы с честью погибнуть в бою.
Сыновей Тараса Бульбы ожидала та же судьба – жизнь запорожских отшельников, какую вели все казаки. Детьми они были отправлены в бурсу при Киевской академии, чтобы, как говорил отец, не изнежила их мать. А в бурсе мальчиков ожидала особая закалка: лень и упрямство выбивались розгами, стойкость и выносливость воспитывались голодом и жёсткими порядками. Кто-то в данных условиях становился сильным и мужественным человеком, а кто-то учился приспосабливаться, искать обходные пути для выживания. И в характерах братьев личностные качества сформировались совершенно по-разному, что позже проявилось во взрослой жизни.
Остап сначала сопротивлялся навязанным условиям, считая учёбу пустым, ненужным для будущего казака делом. Позднее он вынужден был уступить воле отца, и ждал только времени, когда уедет на Запорожье. Учился хорошо, в проделках бурсаков почти не участвовал, но товарищей, устраивавших набеги на сады, а также разгульные пирушки, никогда не выдавал, хотя пороли розгами и его, считая зачинщиком или участником тех дел, за которые наказывали бурсаков.
Андрий был гораздо изобретательнее брата, часто «являлся предводителем довольно опасного предприятия», однако умел увёртываться от наказания, хотя видел, что его брат Остап незаслуженно принимает порку и никогда не просит о пощаде. Чувство собственного достоинства не позволяло Остапу просить прощения, унижаться, ведь он не был виноват.
Андрий, как и брат, хотел быть добрым казаком и совершать геройские поступки, но первые его «подвиги» – это набеги на чужие сады, а затем проникновение в дом воеводы с целью романтического знакомства с дочерью воеводы. Эта ранняя влюблённость стоила позднее казаку жизни, однако судьбу свою он выбрал сам.
В Запорожской Сечи братья с первых дней были на хорошем счету, так как проявили себя смелыми, доблестными воинами. Но младший сын Тараса в бою часто бездумно рисковал, напористо рвался вперёд, оказываясь иногда в окружении врага. Конечно, казаки выручали его, но не одобряли неразумности.
О многом говорит эпизод, когда Андрий у своих братьев-казаков забирает тайком хлеб, чтобы отнести в стан врагов. Ни на минуту не заговорила в нём совесть, не усомнился он в правильности своих действий, когда грабил своих, забирая продовольствие. Как будто по привычке сады чужие «чистил», не осознавая, какой шаг совершает. Не усвоил он с детства принципы казаков: не марать чести даже мелким воровством, помнить, что можно причинить ущерб и обиду людям. Не только хлеб, но и жизнь готов он забрать у отца и брата в бою, перейдя на сторону врага. Размахивая шашкой, мчался Андрий вместе с поляками против казаков, и в горячности своей готов был убивать своих: «Нет у меня родины. ».
Можно, конечно, пожалеть запутавшегося человека, найти какие-то оправдания, объясняя поступки Андрия большой любовью и желанием спасти любимую. Но не ценою предательства и подлости должны совершаться самоотверженные поступки ради любви. Таков уж оказался характер. И душа с червоточиной: слабый, бесчестный человек, страстный и увлекающийся, не способный останавливаться, не знающий предела в желаниях, не готовый к ответственным поступкам. Вряд ли в этом можно винить его отца, Тараса.
В жизни каждого человека может случиться необходимость выбора, и оправдывать свои поступки только стечением обстоятельств, наверное, неправильно. Личность человеческая формируется не случайными ситуациями, а постепенным приобретением взглядов, принципов, убеждений, долгим и упорным трудом над созданием характера. А дальше уже в пути исканий человек делает свой выбор, кем ему быть и каким ему быть.
Н.В.Гоголь показал в повести «Тарас Бульба» судьбы двух братьев, пошедших по жизненному пути в противоположные стороны. Писатель заставил задуматься о сложностях человеческого выбора и превратностях судьбы, которая одного ведёт к позору, а другого к подвигу и вечной памяти.
Почему Тарас Бульба убивает своего сына? (по повести Гоголя «Тарас Бульба»)
Гибель влюбленного
Андрий – мужчина с чувственной душой. Он богат духовно, умеет в отличие от большинства казаков любить женщину. Младший Бульба предан своей мечте и красавице-панночке. Любовь не знает границ. В данном случае, о, по которым живет Запорожская Сечь. Он предан своим товарищам до осознания, что его чувство взаимно. Молодой казак попадает в ситуацию, где нужно выбирать: остаться преданным высокому чувству долга, которое не закрепилось еще в душе, или выбрать яркие эмоциональные ощущения счастья с любимой. Андрий отрекается от казачества. В красивых, но чужих одеждах он появляется в стане врагов.
«Почему Тарас убивает сына?»
Тарас Бульба убивает своего сына, потому что у него не было другого выхода. К старому козацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сынй — Остап и Андрий. Тарас Бульба привел своих сыновей в Запорожскую Сечь будучи уверен в том, что они уже по происхождению своему настоящие казаки. Законы Сечи были очень суровы: жестоко карались воровство, убийство. Наказание за трусость, предательство даже не были прописаны в законах Сечи. Подразумевалось, что такого просто не может быть среди казачества. Причиной предательства Андрия становится не трусость, не разочарование в товарищах — юноша полюбил молодую панночку и ради нее забыл все клятвы и законы Запорожской Сечи. Молодой казак ради своей любви готов на все. Он скачет в бой, он готов убивать брата, товарищей, отца. Ему нет оправдания. Такие понятия как любовь, жалость не были распространены в Запорожской Сечи. Возникшая любовь к дочери врага вполне объяснима. Но между долгом и чувством Андрий выбрал чувство, и вот это не по-мужски, тем более, что чувства оказались на руку врагу. У Гоголя Андрий не на первом плане, его роль притушована. Да и сам Андрий понимает вину и умирает молча, прошептав лишь имя любимой. Убийство сына, это и приговор себе, как отцу, и сыну, предавшему род «козацкий».В пору той схватки Запорожской Сечи среди могучих богатырских характеров, самоотверженных страстей Андрий оказался слабым звеном, браком в деле воспитания патриотизма. Можно сказать что, все произошло по законам военного времени. А вот Остап был до конца верен своей отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергали его страшным мукам, он не сказал ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умер как верный сын своей Родины. Трудно не преклониться перед мужеством, отвагой и стойкостью Остапа. Но и такую всепоглощающую любовь Андрия тоже нельзя не уважать. Надо иметь не меньше мужества, чтобы ради любви согласиться оставить все: дом, родных, друзей, отчизну. Я не могу сказать, кто мне больше нравится, кого бы из них я выбрала положительным героем. Думаю, что в каждом конкретном случае сердце само подсказывает, как поступить. И со своей точки зрения и Остап и Андрий правы в своих поступках. Так поступают настоящие мужчины, они погибают либо за Родину, либо за любимую женщину.
Законы Сечи
Строгие правила жизни Запорожья относят предательство к бесславным поступкам, за которые возможен только один вид наказания – смертная казнь. Кто вершит ее в отношении Андрия? Отец. Страшно представить, что творится в душах героев. Тарас, видя, как гарцует с шашкой сын, переступает через отцовские чувства. Он понимает, что сам обязан покарать предателя. Андрий, видя отца, бледнее, трясется от страха. Возможно, это и не страх. Это ощущение безвыходности, страшного итога своей жизни.
LiveInternetLiveInternet
Красота смерти
Автору остается только воскликнуть:
Здесь и уважение к казачеству, и сожаление о гибели хорошего запорожца. Но нет в словах осуждения.
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба. ГЛАВА V-VII. Как относится автор к Андрию?
Как меняется поведение Андрия после того, как он вошел в круг польской знати? Приведите примеры из текста. Андрий стал важным рыцарем: «и наплечники в золоте, и нарукавники в золоте, и зерцало в золоте, и шапка в золоте, и по поясу золото, и везде золото, и все золото». Весь сияет в лучших одеждах, у него появляется «медная шапка», «дорогой шарф на руке», и коня ему дали самого лучшего. Ничего не осталось в Андрии от запорожского казака. Какой выбор сделал Андрий? Как все, что вы узнали о характере Андрия, помогает понять, почему он сделал такой выбор?
Андрия отличала тонкая душевная организация, жажда подвига, безумная смелость, способность оценить прекрасное — красоту природы и женщины, он не такой, как остальные казаки. Андрий ставит превыше всего свое чувство, ради которого он готов пожертвовать тем, что связывало его с семьей, верой, миром Запорожской Сечи. Он, безусловно, предает интересы своей отчизны. В стремлении к личному счастью, Андрию не важно, «какие «наши» вошли в город», он полон «не на земле вкушаемых чувств». Поступок Андрия — это его личный выбор, ставший для него трагедией.
Найдите в Андрии черты романтического героя. Какой трагический конфликт положен в основу этого образа? Что привело героя к такому драматическому финалу?
Романтическому, возвышенному и мечтательному Андрию чужды окружающая его действительность, быт и грубые нравы Запорожской Сечи. Он видит беспечно спящих и сытых казаков и людей, умирающих от голодной смерти. Картина мира в сознании героя меняется, он не может разобраться в своих переживаниях. Любовь для него становится высшей ценностью, ради которой он и предает своих товарищей.
Как относится автор к Андрию? Каково ваше отношение к нему?
Сочинение по повести
Выступая перед своими бойцами, главный герой говорит, что даже в животном мире можно встретить семейные узы, но людей отличает от них возможность создания другой ступени отношений — товарищества. Стать родными душой, а не кровью могли только казаки, которые готовы были защищать свою землю, веру и народность. По этой причине товарищество главный герой ценит выше, чем примитивные семейные узы.
Тарас не считал семьёй никого, кроме своего казачьего братства. Автор подчёркивает, что его персонаж не ценил супругу и не считается с её мнением. Бо́льшую часть времени он провёл вдали от жены, а при встречах оскорблял её и поднимал на неё руку. Главный герой не смог понять любовное чувство сына, т. к. сам никогда его не испытывал.
Детоубийство не стоит расценивать как результат конфликта отцов и детей, это было явление, вполне обычное для Средневековья и Запорожской Сечи. Бульба привык жить в войне, поэтому не представлял себе мирного решения семейной проблемы, а сразу прибегнул к оружию. Люди в XV веке отличались жестокостью и категоричностью, поэтому разногласия поколений не могли протекать мирно.
Проблемы отцов и детей, нравственности и выбора, милосердия, а также отношений в семье актуальны и при написании сочинения на тему «Сыновья Тараса Бульбы». Чтобы понять, что заставило персонажа поступить так жестоко и сделать свой выбор в пользу Родины, а не семьи, необходимо ознакомиться с текстом в полном объёме.
Глава 1
В начале произведения рассказывается о возвращении сыновей Тараса домой после обучения в Киеве. Отец по-доброму подшучивает над детьми, удивляясь их длиннополой «бурсацкой» одежде. Тарас, видя, как молодцы возмужали, принимает решение отправить сыновей в Запорожскую Сечь. Он справедливо посчитал, что там они станут истинными казаками. Учеба сыновей в академии ему не по нраву, он уверен, что это не дело для истинного мужчины. Мать парней не согласна с мужем, но не перечит ему.
Тем временем Тарас созывает сотников отметить приезд и поделиться мыслями о службе своих детей. Он настолько заражается этой мыслью, что и сам готов отправиться с ними. Матери нелегко отпускать своих мальчиков. Она всю ночь сидела около их кроватей, мечтая, чтобы это время длилось вечно.
Глава 2
Тарас вспоминает былые времена. Он отдал своих детей в академию, когда им стукнуло по 12 лет. Старший все бунтовал и постоянно прятал книгу, пока отец не пообещал упечь его в монастырь в качестве наказания. Остап сразу исправился и стал лучшим учеником. Андрий же сам хотел учиться и не прилагал к этому особых усилий — ему все давалось легко. Он был довольно изобретательным и часто шалил, но ему быстро все прощали.
Тарас думал об этом, проезжая степи. Вспоминал о былых приключениях, боевых трудностях, своих молодых годах. Через некоторое время они достигли «матери-Сечи».
Глава 3
Сыновьям Тараса Сечь представлялась местом вечного праздника, где проживали и работали купцы, торговцы и мастера. В действительности на Хортице было все совсем не так. У многих здесь не было никакого образования, большинство бросили обучение. Однако все они любили свою родину.
Остапу и Андрию здесь понравилось, они быстро освоились. Но отец привез их сюда для другого. Тарас думает о неком событии, которое бы могло послужить развязкой военных действий против польских панов. Вскоре случился конфликт с кошевым: оказалось, что тот не хочет выступать в поход. Тарас не отказывается от своих планов — по его приказу казакам предоставили вдоволь бесплатной горилки, а потом толкнул пламенную речь перед захмелевшим войскои и добился смещения кошевого атамане. В конце концов, все происходит так, как и задумал Тарас.
Глава 4
У нового, только избранного, кошевого Тарас испрашивает позволения на поход. Но умный человек его не поддерживает, объясняя, что народ не нужно подталкивать к войне. Люди должны принять это решение самостоятельно. Кошевой не желал быть причастным к конфликту двух государств.
К этому времени прибывает паром с земляками. Те поведали страсти, которые творят чужестранцы с православными христианами. Казаки требуют прекратить это беззаконие. Они готовы напасть на поляков.
Глава 5
Казаки начали двигаться на Польшу. Они ехали по ночам, отдыхали днем. Тарас постоянно наблюдал за своими сыновьями. Он очень гордился ими – они так возмужали за последнее время. Остап – прирожденный воин, бесстрашный, отважный и думающий. Андрий многое выполнял интуитивно, но так, что никто не мог с ним сравниться.
У города Дубно казаков встретили стрелами, кипятком и камнями. Они решили взять крепость измором, вытоптав все посевы на полях и огородах. Сыновьям была не по нраву такая жизнь, однако отец их подбадривал.
Младший сын очень тоскует по матери. Он не может вернуться – отец не отпускает. Лежа без сна, он замечает фигуру женщины. Это была татарка, которую подослала молодая панночка. Служанка рассказала Андрию, что ее госпожа ничего не ела уже несколько дней. Тот, не раздумывая, достает мешок с хлебом из-под старшего брата и отправляется к панночке.
Глава 6
Татарка проводит Андрия по подземелью в город. Тот видит множество голодных и умерших людей. Воевода приказал полякам не сдаваться, поскольку ожидается прибытие двух полков подкрепления. Андрий встречается со своей возлюбленной и видит, насколько она прекрасна. Чувства вспыхивают с новой силой, и парень готов отречься от всего и всех во имя панночки. Татарка сообщает о взятии пленных казаков.
Глава 7
Казаки решаются напасть на поляков, чтобы освободить пленных. Старый друг Тараса еврей Янкель докладывает ему, что видел в городе Андрия – в красивой одежде и на коне. Отец не верит – он словно остолбенел от услышанного. Янкель преподносит Тарасу следующую новость – скоро состоится свадьба его сына и молодой панночки. Это должно произойти, как только казаки покинут город. Отец все еще не может в это поверить. Он думает, что Янкель обманывает его.
Утром начинается бой. Убивают одного из атаманов, и Остап мстит за него. Его выбирают новым атаманом. Остап блестяще показывает себя. Тем временем Тарас удивлен, почему в таком сложном бою он не видел младшего сына.
Глава 8
На Хортицу нападают татары. Часть казаков выступает за поход на татар, а остальные не могут оставить в беде товарищей. Один из мудрых казаков предлагает разделиться. Казаки прощаются и выпивают за родину и веру.
Глава 10
Польские власти за голову Тараса назначают хорошую плату. Залечив свои раны, старик совсем не весел. Он не принимает участие в гуляньях. Он суров и молчалив. Бульба обращается к Янкелю с просьбой отвезти его в Варшаву. Ему необходимо просить короля отпустить Остапа.
Глава 11
Просьба отца остается без ответа. Казнь уже назначена, и назад дороги нет. Однако ему разрешают свидание рано утром, которому, однако, не суждено состояться. Тарас просит провести его на место казни. Пленные запорожцы шли, опустив головы, а впереди выступал старший сын Тараса. В какой-то момент мужественно переносимых истязаний Остап спросил, слышит ли его отец. И Тарас ответил, что слышит.
Глава 12
Вся Запорожская сечь собирается идти войной на Польшу. Тарас Бульба никогда еще не испытывал такой ненависти к полякам. Идя по Польше, он сжег на своем пути около 20 городов. Жестокая битва длилась почти 4 дня, и победа была уже на стороне казаков, но в последний момент Тарас был схвачен и предан огню.
Основная идея повести
В кратком содержании повести пересказаны самые важные события, которые описал в своем произведении Николай Васильевич Гоголь. Гениальный автор смог в присущей ему манере донести до читателя все эмоции, переживания основных героев и трудности того времени.
Во многом – это первое произведение, в полной мере передающее размах жизни простого народа. В центр своей повести Гоголь поставил образ народа, который героически сражается на свою свободу и независимость. Каждого из героев автор показал как индивидуальную и яркую личность, но в то же время неотделимую часть народа. Гоголь продемонстрировал соединение личных интересов людей с общенародными. И только образ Андрия он поставил отдельно. Это единственный герой, противопоставленный всем остальным.
Запорожскую Сечь автор представил как место свободы, где живут независимые, сильные духом люди, для которых самое главное – интересы родной земли.
Краткий пересказ книги «Тарас Бульба «. Вариант №2
К старому казацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына — Остап и Андрий. Два дюжих молодца, здоровых и крепких лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов. Старший, Остап, не выдерживает насмешек отца: «Хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!» И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, совсем нешуточно тузят друг друга тумаками. Бледная, худощавая и добрая мать старается образумить буйного своего мужа, который уже и сам останавливается, довольный, что испытал сына. Бульба хочет таким же образом «поприветствовать» и младшего, но того уже обнимает, защищая от отца, мать.
По случаю приезда сыновей Тарас Бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своем решении послать Остапа и Андрия на Сечь, потому что нет лучшей науки для молодого казака, как Запорожская Сечь. При виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого Тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам. Бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. Её милых сыновей берут от нее; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда! Утром, после благословения, отчаявшуюся от горя мать еле отрывают от детей и уносят в хату.
Три всадника едут молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. Остап, имеющий суровый и твердый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову. Андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из Киева. Тогда Андрий сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого казака под кровать. Татарка, служанка панночки, как только прошло беспокойство, вывела Андрия в сад, где он едва спасся от проснувшейся дворни. Прекрасную полячку он ещё раз видел в костеле, вскоре она уехала — и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего, думает о ней Андрий.
После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью — признаком запорожской воли. Казаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь — не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить казацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает казаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами казачества. Новый кошевой под напором самых воинственных казаков, и прежде всего Тараса, решается идти на Польшу, чтобы отметить все зло и посрамление веры и казацкой славы.
И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперед слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые казаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына — среди первых. Казацкое войско пытается взять город Дубна, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Казаки осаждают город и ждут, когда в нем начнется голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из темных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблен Андрий. Татарка шепотом рассказывает, что панночка — в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведет его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты». Андрий остается с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.
Польские войска, присланные в подкрепление осажденным, проходят в город мимо пьяных казаков, многих перебив спящими, многих пленив. Это событие ожесточает казаков, решающих продолжить осаду до конца. Тарас, разыскивая пропавшего сына, получает страшное подтверждение предательства Андрия.
Поляки устраивают вылазки, но казаки пока ещё успешно их отбивают. Из Сечи приходит весть, что в отсутствие главной силы татары напали на оставшихся казаков и пленили их, захватив казну. Казацкое войско под Дубном делится надвое — половина уходит на выручку казны и товарищей, половина остается продолжать осаду. Тарас, возглавив осадное войско, произносит страстную речь во славу товарищества.
Поляки узнают об ослаблении неприятеля и выступают из города для решительной схватки. Среди них и Андрий. Тарас Бульба приказывает казакам заманить его к лесу и там, встретившись с Андрием лицом к лицу, убивает сына, который и перед смертью произносит одно слово — имя прекрасной панночки. Подкрепление прибывает к полякам, и они разбивают запорожцев. Остап пленен, раненого Тараса, спасая от погони, привозят в Сечь.
Оправившись от ран, Тарас большими деньгами и угрозами заставляет жида Янкеля тайком переправить его в Варшаву, чтобы там попытаться выкупить Остапа. Тарас присутствует при страшной казни сына на городской площади. Ни один стон не вырывается под пытками из груди Остапа, лишь перед смертью взывает: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?» — «Слышу!» — отвечает над толпой Тарас. Его кидаются ловить, но Тараса уже и след простыл.
Пять полков под предводительством того самого Потоцкого настигают наконец полк Тараса, ставшего на отдых в старой развалившейся крепости на берегу Днестра. Четыре дня длится бой. Оставшиеся в живых казаки пробиваются, но останавливается старый атаман искать в траве свою люльку, и настигают его гайдуки. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костер. Перед смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони по реке. И в последнюю страшную минуту думает старый атаман о товарищах, о будущих их победах, когда уже не будет с ними старого Тараса.
Казаки уходят от погони, дружно гребут веслами и говорят про своего атамана.