что случилось с транспортной картой
В трех регистрах заблудились: привитых пенсионеров Татарстана лишили проездных
Кто сверит и исправит данные владельцев ошибочно заблокированных социальных транспортных карт?
Введение QR-кодов в транспорте в Татарстане обернулось проблемами для привитых от коронавируса пенсионеров. В результате сбоя были заблокированы десятки тысяч социальных транспортных карт. При этом исправить проблему оказалось не так-то легко. В сложностях взаимодействия ведомств, отвечающих за блокировку карт, и сроках исправления ошибок разбирался корреспондент «Реального времени».
Пешком с QR-кодом
— Я работаю в поликлинике и вакцинировалась давно, и ревакцинироваться успела, и проблем с QR-кодом не было никогда, а тут меня не пустили в автобус — транспортная карта оказалась заблокирована по причине отсутствия прививки, — рассказала «Реальному времени» врач одной из поликлиник в Приволжском районе города. — Хорошо, что вышла из дома с запасом времени — пришлось идти несколько остановок пешком. Шла и думала: «А как добираться тем, кто на другом конце города живет?». Я не в обиде, любая техника может дать сбой. Но все-таки в этом случае надо было как-то получше все организовать. Среди людей 65+ много работающих, они в непростом положении оказались.
Недовольство тех, у кого, несмотря на наличие прививки, заморозили проездные, выплеснулось в интернет. Ругают они за неудобства всех подряд — от кондукторов до чиновников. Что логично: кондуктор, отказывающий в проезде, — лишь последняя инстанция в цепочке, которую в республике выстроили, а отладить не успели.
Ругают за неудобства всех подряд — от кондукторов до чиновников. Фото: Максим Платонов
Искали помощи и читатели «Реального времени», столкнувшиеся с этой проблемой, — в комментариях под нашей статьей о первом дне транспортной «куаризации»: «Кто знает, куда обратиться о блокировке транспортной карты бабушки? Она пенсионер, но вакцинировалась уже полностью, код есть. Ни по одному номеру телефона не смогли проконсультировать».
Сколько всего льготных транспортных карт необоснованно заблокировали в Татарстане, не сообщается, да это и не будет известно, пока все ошибки не выявят. Но в Казани, по информации городского комитета по транспорту, общественным транспортом в связи со сбоем не смогли воспользоваться 2,8 тысячи человек. В Нижнекамске заблокировано 1 139 социальных карт, в Набережных Челнах — 23 тысячи, и сколько из них «заморозили» по ошибке — неизвестно.
А лавина звонков от несостоявшихся пассажиров «заморозила» «горячую линию» Минздрава. «На данный телефон вообще не дозвониться, а когда вроде как дозвонилась, то отвечает автомат что речевой ящик переполнен. и скидывают трубку», — написала под одним из объявлений в горячей линии Минздрава РТ по блокировке карт Светлана из Набережных Челнов (орфография и стиль автора сохранены).
В министерстве также подтвердили, что, если базы состыковались как надо, разблокировка транспортных карт происходила в течение 24 часов. Фото: minzdrav.tatarstan.ru
Три регистра и много ошибок
— Решение о допуске в транспорт принимается на основании наличия QR-кода, — сообщили «Реальному времени» в Минздраве РТ. — Существует три базы данных, которые формируют этот код: федеральный регистр вакцинированных, федеральный регистр перенесших заболевание, региональный регистр лиц с медицинским отводом. Оператор автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте (АСОП ГПТ) передает в Минздрав Татарстана данные по гражданам старше 60 лет для их сверки по трем базам данных. В связи с этим возможны технические проблемы, связанные с расхождениями в написании ФИО и даты рождения граждан, требующие дополнительной проработки.
В министерстве также подтвердили, что, если базы состыковались как надо, разблокировка транспортных карт происходила в течение 24 часов с момента поступления в базу данных оператора АСОП ГПТ сведений об исключении оснований для блокировки.
И добавили, что на горячую линию Минздрава — по телефону +7 (919) 693-05-43 — «надо звонить по вопросам получения QR-кодов», а вот по вопросам разблокировки — в АО «Транспортная карта».
«Мы адресуем их в Минздрав»
Транспортные карты блокирует АО «Транспортная карта». Гендиректор компании Денис Эйдлин заверил «Реальное время», что функции у этой организации — чисто технические, и сами они «заморозить» ни одного социального проездного не могут:
— Все вопросы по блокировке и разблокировке транспортных льготных карт относятся исключительно к Минздраву. Минздрав РТ предоставляет нам информацию о том, какие карты можно разблокировать. Социальные карты имеют более двухсот пятидесяти тысяч казанцев. На сегодня 145 тысяч из них заблокированы, 115 тысяч разблокированы. Мы загрузили весь реестр льготников, привязали к программе Минздрав, и они в ежедневном режиме предоставляют нам обновленную информацию о тех, чьи карты следует разблокировать. И мы это выполняем.
Эйдлин уточнил, что вмешаться в процесс сотрудники «Транспортной карты» не могут — все происходит в автоматическом режиме. Загрузили новые данные о привившихся и получивших QR-код — их карты разблокировались в течение 24 часов с момента загрузки сведений:
— Мы — простые исполнители. К нам поступает много обращений, кто значится в списках Минздрава на разблокировку транспортных карт, но карты не разблокируются. Мы адресуем их в Минздрав, потому что проверить эту информацию не можем.
Давайте уже поедем!
Таким образом, круг замкнулся — Минздрав отсылает пенсионеров в «Транспортную карту», а там говорят, что вопрос разблокировки решить не могут и перекладывают ответственность на Минздрав.
Однако, согласно ответу Минздрава, именно «Транспортная карта» — АСОП ГПТ — передает в министерство данные владельцев льготных проездных.
Учитывая, что на сбои и блокировку транспортных карт жители республики жаловались не раз и задолго до введения ковидных ограничений, а в информационной системе Минздрава давно все данные пациентов выверены, логично предположить, что путаницу в сведения о пожилых пассажиров вносят все-таки операторы АСОП ГПТ.
Другое дело, что пока в каждом из ведомств владельцев заблокированных карт посылают к партнерам, карты сами собой не разблокируются. Хорошо бы состыковать и сверить все регистры, списки и прочие базы данных. Людям ехать надо!
Что делать, если банковская карта попала в стоп‑лист при оплате проезда в Москве
Отказ в бесконтактной оплате
Проезд в общественном транспорте Москвы можно оплачивать бесконтактно несколькими способами: с помощью транспортной карты «Тройка», банковской карты или смартфона, к которому она привязана, с поддержкой платежных систем Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay, Mir Pay. Для этого достаточно однократно поднести карту или гаджет к валидатору в салоне наземного транспорта или датчику турникета метро.
Но иногда при оплате проезда банковской картой пассажир получает отказ – тогда на экране валидатора или турникета высвечивается надпись: «Оплата невозможна по причине нахождения карты в стоп-листе».
В отличие от «Тройки», которая обычно не срабатывает из-за нехватки средств (в этом случае на экране появляется красный крестик и надпись: «Истек срок действия», значит, нужно просто пополнить баланс), банковская карта может попасть в стоп-лист по разным причинам.
Почему карта попадает в стоп-лист?
Есть несколько причин, по которым вашу банковскую карту могут поместить в стоп-лист.
1. Банковская карта не поддерживает бесконтактную форму оплаты. На картах, которые транспортная система способна считывать, должно быть указано PayPass либо PayWave.
2. Карта и, соответственно, чип могут быть повреждены. Такое случается, если пластиком пользуются интенсивно и в течение долгого времени.
3. Срок действия карты (указан на лицевой стороне) закончился или она была заблокирована по инициативе банка. В последнем случае стоит проверить информацию в банке.
4. Бесконтактно оплатить проезд в общественном транспорте Москвы можно банковской картой, выпущенной только в России.
5. По карте числится задолженность, возникшая из-за того, что средства за предыдущую поездку не были списаны. Такое случается, когда на карте не хватает средств на момент списания либо из-за технических проблем в системе оплаты проезда.
«Какая-то диверсия, честное слово». Зачем в Москве поменяли 200 автобусных маршрутов и что теперь делать. Инструкция
Что случилось?
В Москве поменяли 200 автобусных маршрутов: теперь у них другие номера, а у некоторых — новые траектории движения. Для удобства маршруты разделили на три группы:
По другому стали называться и остановки. В Департаменте транспорта это объяснили тем, что во многих названиях упоминались объекты, которых больше нет. Например, одна из остановок в Зябликово называлась «Госсанэпиднадзор» (так организацию перестали называть еще в 2004 году), а теперь будет — «Роспотребнадзор». Некоторые остановки «пропали» — их «перераспределили» по городу так, чтобы добираться до них было удобно большему числу людей.
Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»
Как найти свой маршрут?
Еще одно важное нововведение — Москву поделили на девять секторов. Как это поможет ориентироваться, попытался объяснить замруководителя Дептранса Алексей Митяев: «У тебя есть сектор № 1 — давайте возьмем какой-то один район. В нем все автобусы начинаются на цифру 1. Магистральные и экспресс-маршруты — двузначные. Например, м10, м11, м12, экспрессы — е6, е7, е8 и так далее. Районные — 101, 102, 103. Социальные — 124, 125, 126». Он добавил, что раньше номера автобусам присваивали «в хаотичном порядке», поэтому в нумерации «отсутствовала система».
Зачем все это нужно?
Проект «Магистраль», в рамках которого меняют маршруты, запустили еще в 2016 году. Главная его цель, как объясняют в Дептрансе, сделать так, чтобы как можно больше людей могли передвигаться по городу «быстрее и предсказуемее»: « Строятся новые дома, меняется инфраструктура района, открываются новые социальные и другие точки притяжения выделенные полосы, чтобы на общественном транспорте люди не стояли в пробках ». Благодаря нововведениям время в пути сократится на 30–40%, а ходить транспорт теперь будет строго по расписанию, обещают в ведомстве.
Как на нововведения реагируют пассажиры?
Москвичам «реорганизация движения» не понравилась. Одни делятся в соцсетях историями опозданий, другие шутят о том, как старые маршруты отображаются на «Яндекс.Картах»:
Больше всего возмущены те, чьи автобусы или остановки просто «пропали». В комментариях под постомДептранса о новых маршрутах есть, например, такие комментарии:
Замруководителя Дептранса Алексей Митяев считает, что эмоции людей понятны, и добавляет, что запустить проект полностью московские власти планируют уже к середине 2022 года.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Власти Москвы рассказали, как будут работать социальные карты у людей из групп риска
Блокировка, сообщает портал mos.ru, коснулась лишь тех пожилых людей, кто не имеет QR-кода, то есть не вакцинировался и официально не болел в последние шесть месяцев. Как только человек из группы риска сделает прививку или будет включен в реестр переболевших, карту ему разблокируют автоматически. Это случится в течение пяти-восьми рабочих дней после того, как сведения о перенесенной болезни или сделанном первом компоненте прививки появятся в медицинских информационных системах. Власти не исключают, что в процессе блокировки-разблокировки могут возникнуть сбои, поэтому оговаривают: если необходимое время прошло, а карта москвича не разблокировалась, нужно написать на портал mos.ru. Там для этого повесили специальный бланк онлайн-заявления. К слову, пройти вакцинацию для разблокировки соцкарт жители столицы вполне могут и в соседних регионах, необязательно для этого возвращаться в Москву.
Карту автоматически разблокируют и не вакцинированным, и не болевшим москвичам из групп риска. Но только на один день и для визита к врачу, запись на прием к которому должна быть сформирована в ЕМИАС не менее чем за пять дней до посещения поликлиники.
А вот студентам и детям-школьникам социальные карты блокировать не будут, за исключением случаев, когда студент имеет хроническое заболевание. Для лиц с хроническими заболеваниями в столице продолжает действовать домашний режим. Не будут также блокировать карты онкобольным, беременным и другим категориям граждан, нуждающихся в постоянном посещении врачей.
А как быть тем, кто попадает под блокировку транспортного приложения на социальной карте, но пользуется не бесплатным, а льготным проездом, то есть записанным на карту частично оплаченным проездным билетом? Им следует обратиться в кассы метро или офисы Мосгортранса, где действие оплаченного проездного продлят на оставшееся неиспользованным количество оплаченных дней. Это стандартная мера, которая использовалась и раньше, и все льготники в курсе того, как они могут доиспользовать неистраченные поездки.
Власти напоминают: в столице ежедневно с 8:00 до 21:00 работает «горячая линия» по коронавирусу: +7 495 870-45-09. По этому номеру телефона помогут всем, чьи карты оказались заблокированы ошибочно или вовремя не разблокировались.