что случилось в керченском проливе
Керчь: Российские корабли обстреляли и захватили украинские катера в Черном море
Российские военные обстреляли и захватили два боевых катера, ранив нескольких моряков. Инцидент у Керченского пролива, соединяющего Черное море с Азовским, развивался с утра, когда российский пограничный катер протаранил украинский буксир. К ночи Киев решил, что пора вводить военное положение.
Россия и Украина обвиняют друг друга в провокации. Киев утверждает, что два бронированных катера и буксир шли из Одессы в Мариуполь через Керченский пролив и заранее предупредили об этом россиян, а Москва говорит, что украинцы нарушили границу.
Инцидент стал очередным обострением конфликта Украины и России, которая аннексировала Крым в 2014 году, а позже построила на полуостров мост через Керченский пролив.
Корабль ВМФ России протаранил украинский буксир: видео
ФСБ России подтвердила, что задержало украинские корабли, сообщили российские агентства.
ФСБ описало свою версию инцидента: около 07:00 по московскому времени украинские корабли «пересекли государственную границу РФ, неправомерно зашли во временно закрытую акваторию территориального моря Российской федерации».
Украинские ВМС заявляют, что российский пограничный корабль «Дон» совершил таран украинского рейдового буксира, в результате которого был поврежден главный двигатель корабля, обшивка и леерное ограждение, потерян спасательный плотик. Экипаж украинского рейдового буксира не пострадал от тарана российским кораблем. Об этом в интервью «Громадське ТВ» сообщил пресс-секретарь ВМС ВСУ Олег Чалый.
Игра во взаимные обвинения
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Напряжение между Украиной и Россией в районе Крыма нарастало последние несколько месяцев.
Согласно договору 2003 года между Киевом и Москвой, две страны совместно используют Керченский пролив и Азовское море.
Но недавно Россия начала здесь проводить досмотры всех судов, идущих в украинские порты и обратно.
Это касается российско-грузинской войны 2008 года и появления «зеленых человечков» (российского спецназа) в Крыму в 2014 году, предшествовавшего аннексии полуострова.
Так что можно ожидать, что Москва обвинит украинские власти и президента Порошенко в том, что произошло в воскресенье, а также и во всех последствиях этого инцидента.
ФСБ предупредило, что в Керченском проливе, «действует разрешительный порядок движения и стоянки судов, в соответствии с графиком движения и расстановки судов, утвержденным капитаном российского морского порта» (цитата по ТАСС).
Автор фото, navy.mil.gov.ua
После аннексии Крыма в Азовском море сохраняется напряженность
«Провокация»
Пресс-секретарь украинских ВМС Чалый указал, что Украина предупреждала Россию об этом плановом переходе, поэтому действия России являются нарушением конвенции по морскому праву и договора о сотрудничестве по использованию Азовского моря и Керченского пролива.
Керченский пролив в огне: Подробности трагедии на море
Турецкие моряки сгорели, чтобы не попасть в украинский плен
Мыс Такиль — юго-восточная оконечность Керченского полуострова, географическая граница Азовского и Черного морей. Место удивительно красивое и одновременно криминальное. Здесь еще с украинских времен у самой кромки нейтральных вод идет незаконная перевалка морских грузов. Прямо в море с борта на борт перегружают зерно, уголь, горюче-смазочные материалы и прочий товар. Так обходят таможенные и санкционные запреты. Плюс круто экономят на портовой бункеровке.
Зачастую на траверзе Тактиля под «серую перевалку» выстраиваются целые ряды гражданских судов. Вечером 21 января южнее мыса со стороны Керчи вспыхнули два газовоза «Маэстро» и «Канди». Оба под флагом Танзании.
Есть такие «выгодные» флаги африканских, азиатских и островных стран, за которые судовладелец практически не платит. На самом деле, газовозы принадлежат коммерсантам из Турции. Экипажи смешанные — всего 16 турецких моряков и 15 граждан Индии. Россиян среди моряков нет.
К утру 22 января известно о 10 погибших и 12 спасенных, число пропавших без вести уточняется.
Погода в проливе стремительно ухудшалась. Штормовой ветер, температура морской воды понизилась до трех-четырех градусов. Стоявшие рядом суда зафиксировали громкий хлопок и вспышку на одном из «танзанийцев». Яростный пожар моментально перекинулся на второй борт. Пытаясь спастись, обожженные люди прыгали в ледяное море.
— Перегружали наверняка СУГ — сжиженный углеводород газ, пропан-бутан. Далеко не новые танкера, при этом еще и низкая квалификация экипажа. Опытные не пошли бы, рискованно из-за тех же санкций. И случилось, что случилось, — крымские медиа цитируют экспертную оценку известного специалиста по морскому праву, главного редактора «Морского бюллетеня» Михаила Войтенко.
Судя по информации сайта Marinetraffic, «Маэстро» действительно принадлежит турецкой Milenyum Denizcilik Gemi. Компания в санкционном списке США за нарушение сирийского эмбарго. Последняя зафиксированная позиция — турецкий порт Зонгулдак. То есть, дальше шли с отключенной системой АИС. Именно так работают черноморские контрабандисты.
Нынешняя катастрофа подтвердила факт, известный практически всем морякам. В Керченском проливе продолжает действовать нелегальная якорная стоянка. Единственное оправдание — она вне зоны таможенного контроля.
— Эта перевалка, конечно, нелегальная была, — подтвердил источник агентства «Крыминформ» — Вся легальная перевалка работает на рейде порта Кавказ, в режиме открытой границы. А эти суда находились за 12-мильной зоной, вне территориальных вод РФ. Там многие годы производится перевалка грузов и так далее. Например, бывает необходимость смешать разные виды грузов, которые нельзя смешивать на российской территории, для того, чтобы получить определенную консистенцию груза, чтобы она обладала определенными качествами и характеристиками, которые нужны. Это касается нефтепродуктов, газа и тому подобного…
Пресс-служба Росморречфлота заявила, что горящие танкеры не нанесли ущерба экологии Черного моря. Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по факту гибели моряков в Черном море. Проводится ли расследование по «серой стоянке» у мыса Тактиль, до сих пор неизвестно. Злые языки утверждают, что перевалка в Керченском проливе стала составным звеном т.н. «сирийского экспресса».
Выживших доставляют в медицинские учреждения Керчи. Турецкие моряки дали первые показания. По их словам, экипажи имели строгое указание делать все, чтобы не попасться в руки Военно-морских сил соседней Украины. Якобы. Именно ради этого они пошли на крайне рисковую перевалку газа в открытом море.
Опасность самостийного плена для таких «танзанийцев» вполне реальна. Например, 1 января украинские военные открыли артиллерийский огонь и задержали судно под флагом Танзании. В новогодней спецоперации на траверзе поселка Курортное Одесской области участвовал ракетный катер «Прилуки» — одна их самых мощных боевых единиц ВМСУ.
Нынешнюю трагедию в Керченском проливе сравнивают с ужасной катастрофой поздней осени 2007-го. Тогда штормовой пролив стал настоящей ловушкой для танкеров и сухогрузов. Волны высотой 6 метров и ветер скоростью 35 метра в секунду уничтожали один корабль судно за другим. Первым в 4.55 утра разломился надвое танкер «Волганефть-139». Из него в море вылилось 2 тысячи тонн солярки. Следом погиб сухогруз «Нахичевань» с 2 тысячами тонн серы. В 10.25 канул в волнах «Вольногорск» с грузом 2436 тонн серы. Из 11 человек экипажа удалось спасти шестерых. Сорвало с якоря и унесло к косе Тузла баржу «Деметра» с 3 тысячами тонн мазута. Чуть позже начальник порта Новороссийск Владимир Ерыгин заявил, что рядом сели на мель суда под грузинским и турецким флагами.
Несколько лет подряд керченскую акваторию и брега Тамани пришлось очищать от разлившегося мазута. Погибли десятки тысяч морских птиц, рыба, дельфины. Последствия экологического бедствия десятилетней давности ощущаются до сих пор…
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Система «Интеллектуальный ассистент скорости» станет нормой на автомобилях в Европе, пора их ввести и нам — в России
Экс-командующий Северным флотом раскрыл тайну гибели атомохода
Массовая драка с трудовыми мигрантами в Иркутской области — в чем причина?
Проклятие Керченского пролива: история самых масштабных кораблекрушений
Керченский пролив, разделяющий Черное и Азовское моря, всегда был стратегической территорией, за которую боролись государства. Сегодня в акватории пролива до сих пор находят обломки кораблей, затонувших 100 или 200 лет назад неподалеку от берегов Крыма или Тамани.
Иностранное судно
Осенью 2020 года археологи обнаружили судно XIX века, которое могло принадлежать французам или англичанам. Специалисты предполагают, что этот корабль мог разбиться о подводную каменную гряду, а его фрагменты разлетелись в разные стороны на достаточно большое расстояние (от 300 до 500 м) от основного корпуса. Такие выводы сделали эксперты исходя из того, что там же неподалеку ранее уже были найдены следы кораблекрушения. Предполагалось, что произошло несколько инцидентов, а не один. Возможно, судно затонуло во времена Крымской войны, так как найденные латунные гвозди соответствуют таким же, обнаруженным в Евпатории в местах гибели союзного флота в 1852–1853 гг.
Подбитый танкер
Зафиксированная в истории точными датами трагедия случилась 79 лет назад: 2 апреля 1942 года в Керченском проливе был подбит танкер «Валериан Куйбышев». В Крым из Новороссийска он вез необходимые для защиты полуострова бензин, керосин и смазочные масла.
«У Таманского полуострова танкер был атакован пятью торпедоносцами, в небе над проливом разыгрался воздушный бой, два вражеских самолета были сбиты, но все же одна торпеда попала прямо в район кормового танка с 600 тоннами бензина. От взрыва на судне возник пожар. Горящий танкер сдрейфовал на отмель, где горел почти неделю, затем взорвался и, переломившись на две части, затонул. Погибли 24 человека, трое были спасены», — рассказал ФАН руководитель Северо-Кавказского направления дайвинг-клуба «Черная Акула» Эрнст Антонов.
В том же году 14 апреля в Керченском проливе на мине подорвался санитарный транспорт «Антон Чехов», погибло 200 человек. А 17 апреля самолетами врага в восточной части Черного моря уничтожен санитарный транспорт «Сванетия», вышедший из Севастополя с 900 ранеными, спасли только 193 человека.
«На дне моря до сих пор сохранились останки кораблей и самолетов, это все выглядит как братская могила. Мы считаем своим долгом, чтобы и под водой люди помнили о подвигах наших предков: мы устанавливаем памятные таблички, где указываем, как назывался корабль и при каких обстоятельствах погиб», — подчеркнул Эрнст Антонов.
Керченский пролив, который объединяет Азовское и Черное моря, в мирное время не опасен для проходящих здесь кораблей. Максимальная глубина — около 18 м, ширина — от 4,5 до 15 км. Однако иногда причиной трагедии становится не военный конфликт, а непогода в совокупности с человеческим фактором.
Катастрофа 2007 года: за день утонуло пять кораблей
Ноябрь 2007 года стал одним из самых трагичных периодов в истории российского и украинского судоходства. Штормовой ветер и сильное волнение моря привели к крушению нескольких кораблей в Азовском и Черном морях 11 ноября. В тот день затонуло четыре судна, еще шесть село на мель, а два танкера получили пробоины. В результате ЧП погибло шесть россиян, а 11 пропали без вести. Из разломившегося танкера «Волгонефть-139» в море вылилось около 2 тыс. тонн мазута, что привело к экологической катастрофе.
Причинами произошедшего были названы халатность капитанов морских портов Кавказ и Ростов-на-Дону, а также безответственность капитанов судов, не уведших судна в укрытие. Стоит также учитывать, что в Керченском проливе мало бухт для укрытия судов от шторма.
Украинская провокация
Одно из наиболее резонансных современных событий здесь приключилось в 2018 году, когда «Керченский таран» привлек внимание всего мирового сообщества.
Три корабля военно-морских сил Украины — «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» — 25 ноября вошли в территориальные воды России в Черном море. Заявок на проход флота через Керченский пролив Украина заранее не подавала. Корабли украинских ВМС, находясь в территориальных водах РФ, не реагировали на предупреждения российских пограничников и при этом «совершали опасное маневрирование».
В рамках обмена удерживаемыми лицами между Россией и Украиной 7 сентября 2019 года всех 24 задержанных в Керченском проливе украинских военнослужащих вернули на Украину, а 18 ноября 2019 года были переданы и корабли.
Конфликт России и Украины в Керченском проливе. В чем его суть
Что произошло
У украинской стороны другой взгляд на случившееся. По версии ВМС Украины, 25 ноября катера и буксир шли из порта Одессы в порт Мариуполя в Азовском море, о чем предупредили морские порты «Керчь» и «Кавказ», но ответа не получили. В итоге действия России в украинском МИДе назвали актом агрессии.
Армия Украины приведена в полную боевую готовность после инцидента в Керченском проливе
В связи с инцидентом Украина привела свою армию в полную боеготовность, в стране может быть введено военное положение на 60 дней. Обсуждение этого вопроса состоится вечером 26 ноября в Верховной Раде. Президент Украины потребовал от российской стороны выдать задержанных моряков и суда. В свою очередь Россия запросила срочное заседание Совбеза ООН.
Место действия
Керченский пролив соединяет Черное море с Азовским. До 2014 года Киев и Москва использовали его свободно, согласно договору, заключенному в 2003 году президентами Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой (сам документ вступил в силу в 2004-м). Но после того, как Россия присоединила (или аннексировала, как считают на Западе) Крым и стала строить к нему мост, ситуация изменилась. В Керченском проливе стал действовать разрешительный порядок движения и стоянки иностранных судов, устанавливаемый Россией. Произошло это, несмотря на то что пролив не является внутренним водным объектом РФ.
«Это как с проливами Босфор и Дарданеллы. Ими пользуется весь мир, но движение по ним может закрыть Турция. Основание — Конвенция Монтре от 1936 года, которая восстановила суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное морей. В нашем случае Россия считает своим Керченский пролив», — отмечает Павел Лузин.
По его словам, до последнего времени через Керченский пролив в украинские порты Бердянска и Мариуполя по предварительному уведомлению проходили только торговые суда. Правда, Киев жаловался на длительные остановки и досмотры своих судов российские властями, которые уже несколько лет де-факто контролируют оба берега Керченского пролива. Но судоходство не прекращалось. Появление же в районе Крымского моста украинских военных кораблей, направлявшихся к своим берегам, стало прецедентом для обеих сторон.
В чем суть спора
Киев и Москва обвинили друг друга в нарушении Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, устанавливающую суверенитет государств над полосой в 12 морских миль от береговой линии. Принадлежность вод у берегов Крыма зависит от того, территорией какой страны считать полуостров. Украина и многие западные страны не признали присоединение Крыма к России в 2014 году. Россия же считает этот полуостров своей территорией.
То есть, следуя логике Киева, украинские корабли не должны получать разрешения от России на прохождение через Керченский пролив. Москва придерживается обратного мнения, тем более в свете запуска в эксплуатацию Керченского моста и нюансов навигации вокруг него.
«До вчерашнего дня Украина не решалась отправить свои военные корабли через Керченский пролив. Но рано или поздно это должно было случиться. События 25 ноября стали своего рода тестом. Киев решил узнать, какая будет реакция, — говорит Павел Лузин. — С другой стороны, вчерашний конфликт — это демонстрация украинского флага, напоминание о себе и очередное заявление о том, что Россия нарушает международное право. Москва тут не в лучшем положении, потому что весь мир считает, что Крым — украинский. Я не склонен считать, что конфликт перерастет в более серьезное военное столкновение. Но нельзя исключать, что действия России могут быть оспорены в морском арбитраже и на нашу страну в перспективе наложат штрафы».
«Керченский прецедент»: как от захвата судов в проливе у Крыма «выиграли» и Россия, и Украина
Год назад небольшой пролив между Черным и Азовским морем оказался стратегически важным для всех, а и без того непростые погодные условия и опасный морской рельеф осложнила политика
«Семеро на троих»: что произошло в Керченском проливе год назад
Год назад в Керченском проливе произошел очередной, в бесконечном ряду других начиная с 2014 года, конфликт между Россией и Украиной, на этот раз, впрочем, почти бескровный. Три украинских суда попытались пройти из Черного в Азовское море через небольшой пролив (ширина от 4,5 до 15 км), разделяющий Крым и Таманский полуостров (Краснодарский край). Суда — два артиллерийских катера «Бердянск» и «Никополь» и буксир «Яны Капу» — шли, по утверждению украинской стороны, из Одессы в Мариуполь. Отметим, что все три корабля не были гражданскими судами и входили в состав Вооруженных сил Украины.
Сторожевой корабль «Дон» совершает навал на украинский буксир «Яны Капу». Вид с украинского бронекатера. Фото mil.gov.ua
Моряков освободили, суда вернули — инцидент исчерпан?
В результате превосходящих сил противника «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» были захвачены, а его экипажи, включая раненных в ходе 12-часового конфликта, арестованы. Российская сторона объяснила резкие действия тем, что захватила корабли за отказ украинских моряков выходить на связь, опасное маневрирование, игнорирование требований российских пограничников и заход в территориальные воды РФ. Украинская сторона заявила, что уведомила о прохождении через пролив порт Керчи, как и требовалось, но ответа не получила — после чего, развернув суда, направила их обратно в Черное море, где их — в нейтральных водах, утверждает Киев — и захватили: поэтому действия Москвы Украина расценила как немотивированную агрессию.
Почему всем судам необходимо спрашивать разрешение у капитана Керчи?
Начнем с чисто технических аспектов. Керченский пролив очень узкий для судоходства, к тому же там непростые погодные условия (в 2007 году здесь из-за шторма пострадали 10 судов, 5 из них затонули). Чтобы не допустить элементарного столкновения двух судов в той части узостей, по которым вообще в этом проливе корабли могут ходить, в каждом случае пересечения требуется разрешение от капитана Керченского порта, а по-хорошему, на борт необходимо брать и местного лоцмана, который рельеф пролива знает как свои пять пальцев. Ситуацию, однако, осложнил крымский вопрос. Как известно, по международным законам и украинскому законодательству, Крым юридически входит в состав Украины, а по российскому законодательству (с которым в этом вопросе согласен лишь небольшой ряд государств) юридически и де-факто он входит в состав России с весны 2014 года. Таким образом, если до 2014 года российские и украинские суда при переходе пролива запрашивали разрешения у украинского порта Керчь, то теперь они запрашивают разрешения у капитана российского порта Керчь.
Керченский пролив очень узкий для судоходства, к тому же там непростые погодные условия. Фото wikipedia.org (Керченский пролив, космический снимок 2011 года)
Пять лет спустя Москва и Киев в силу охлаждения отношений еще и в ходе конфликта на Донбассе так и не договорились о границах в Азовском море и Керченском проливе, а украинцы продолжают де-юре считать Керчь своим городом, но де-факто захваченным российскими вооруженными силами. Поэтому украинские военные в теории не считают себя обязанными спрашивать разрешения у своего же противника. В то же время, в силу вышеуказанных сложных рельефных и погодных условий делать они это не то чтобы обязаны — согласно Международным правилам предупреждения столкновений судов в море «запрещено пересекать узкий проход таким образом, который может затруднить движение другого судна», но вынуждены. Чтобы элементарно самим не пойти на дно. И украинские торговые суда, как и суда других стран, до ноября 2018 года все-таки обращались в порт при прохождении пролива — что, к слову, вызывало негативную реакцию в Евросоюзе, где считали остановки и досмотры судов в проливе «избыточными».
«Двойная провокация украинцев»: как судно «Донбасс» разозлило российских военных
Ноябрьский инцидент осложнялся еще двумя вещами, прямо не имеющими отношения ни к морскому праву, ни к рельефу, ни к погоде, ни даже к юридическому положению Крыма. Во-первых, в те дни в Киеве разгорались предвыборные скандалы, у тогдашнего главы Украины Петра Порошенко был невысокий рейтинг: многим было понятно, что выборы в 2019 году он проиграет. Спасало его только введение военного положения, именно поэтому российская сторона и украинская оппозиция Порошенко посчитали провокацией попытку пройти пролив украинских военных кораблей. Порошенко действительно ввел военное положение уже 26 ноября, но лишь в ряде прилегающих к Крыму и России областей, которое было отменено через месяц. Во-вторых, российские военные, даже далекие от политики, вне зависимости от украинской предвыборной риторики, тоже могли посчитать керченский инцидент провокацией. Дело в том, что всего за пару месяцев до него, в сентябре 2018 года, два военных судна ВМС Украины «Донбасс» (что характерно) и «Корец» уже проходили Керченский пролив, пройдя и вдоль берегов Крыма, и заходя в акваторию, которую Россия в одностороннем порядке объявила исключительной экономической зоной. После чего украинские моряки опубликовали заявление (почему-то в «Фейсбуке», то есть неофициально) о том, что «не спрашивали разрешения у страны-агрессора, а реализовали свое право свободного прохождения Керченским проливом». Отметим, что в силу вышесказанного про погоду, узости и рельеф эта политическая акция могла вызвать непредсказуемые и катастрофические последствия для самих украинских моряков.
В Черное море был отправлен лишь гидрографический корабль британских ВМС HMS Echo. Фото Lee Hemmings / wikipedia.org
Запад ограничился осуждением, санкциями и отправкой гидрографического корабля в Черное море
Провокации ли это обеих сторон или «психологически понятные действия», но они повлекли за собой неминуемые последствия. Учитывая тот факт, что международное сообщество в большинстве своем, включая влиятельные страны, входящие в НАТО, Евросоюз, ООН и ПАСЕ, не признает Крым российским, не было ничего удивительного в том, что оно осудило действия России, призвав освободить украинских моряков (которых на Западе посчитали «военнопленными»), вернуть задержанные суда, обеспечить беспрепятственный доступ к морским портам в Азовском море и свободу судоходства в Керченском проливе. Генассамблея ООН отрицательно восприняла «неоправданное применение силы Россией против Украины» и призвала не препятствовать навигации Украины в Черном и Азовском морях и Керченском проливе. США и Великобритания в ответ предупредили о направлении в Черное море своих военных кораблей «для обеспечения свободы судоходства», призвав сделать то же Францию и Германию. Последние отказались («ненужная провокация»), в итоге в Черное море был отправлен лишь гидрографический корабль британских ВМС HMS Echo.
Запад, в общем и целом, ограничился лишь санкциями против российских кораблестроительных компаний и ряда конкретных лиц, которые, по его мнению, имели отношение к конфликту в проливе (в канадском санкционном списке среди них почему-то оказался и Игорь Сечин). Конкретные действия продемонстрировала лишь сама Украина. Порошенко в конце прошлого года объявил, что такие же проходы через пролив с выполнением всех международных норм и прав украинские моряки обязательно снова сделают, когда будут «готовы к проведению следующего перехода для проведения ротации наших подразделений». А в июле 2019 года в порту Измаил (Одесская область) украинцами был задержан российский танкер Neyma, экипаж которого после допроса был отпущен на свободу, так как сам экипаж не имел отношения к факту «блокировки украинских военных кораблей в Керченском проливе».
«Унитазный инцидент»: моряков и суда при Зеленском вернули, но осадочек остался
Что интересно, захват танкера произошел уже при новой команде украинских властей Владимира Зеленского, который, к слову, предпочитает делать и официальные сообщения в «Фейсбуке», где в мае этого года он заявил о том, что если Россия освободит украинские военные корабли и 24 моряков, то может «сделать шаг к разблокированию переговоров» между двумя странами. Демонстрируя менее агрессивную риторику, чем его предшественник, он дал понять, что готов идти на сворачивание конфликта с Россией, начав это с обмена заключенными. После долгих переговоров и отсрочек 7 сентября 2019 года украинские моряки вернулись на родину. Зеленский, несмотря на мирную риторику, все-таки вручил вернувшимся морякам военные награды. Еще через пару месяцев 18 ноября Россия вернула и украинские суда, заявив, что «намерена и впредь жестко пресекать любые провокации у своих границ, в том числе в целях обеспечения безопасности судоходства в соответствии с российским законодательством, двусторонними договорами и иными применимыми нормами международного права».
18 ноября Россия вернула и украинские суда. Фото facebook.com/zelenskiy95
Почему от керченского инцидента выиграла как Россия, так и… Украина
Плюсы, однако, тоже есть, хотя скорее носящие тактический характер. Во-первых, случайно или намеренно, Россия с захватом кораблей и моряков получила определенный рычаг влияния в торге и конфликте с Украиной. Что подтверждается и августовскими событиями: Киев тогда вернул в Москву тоже 24 человека, включая украинских граждан, задержанных, как считают российские власти, по политическим мотивам. Если бы не керченский конфликт, у Москвы не было бы моряков для равного обмена «военнопленными», не было бы и сильной возможности торговаться. В свою очередь, и Украина от инцидента в проливах, как ни странно, выиграла: новые ее власти получили впервые возможность заявить избирателям, что одно из своих обещаний они выполнили — моряков и корабли вернули (понятно, что «возвращение Крыма или Донбасса» было бы гораздо менее вероятным).
Украина от инцидента в проливах, как ни странно, выиграла: новые ее власти получили впервые возможность заявить избирателям, что одно из своих обещаний они выполнили. Фото facebook.com/zelenskiy95
…но Россия все-таки больше, получив «ключ от замка» в Азовское море
Но Россия в стратегическом смысле от конфликта получила все-таки больше, заявив права на Керченский пролив, фактически закрыв его для военных судов Украины и дав понять, что готова закрыть его и для других враждебных ей стран. И таким образом сделать Азовское море «закрытым» и своим (ни одна другая страна в этом море не обладает таким мощным флотом, как Россия). Как известно из морской истории, проливы играют немаловажную роль в международных конфликтах. Так, одно из ключевых событий Первой мировой войны было связано с другим проливом, Дарданеллами, принадлежащими Турции, и в паре с Босфорским (часто просто — Проливы) являющимися природным «замком», открывающим доступ из Средиземного моря в Мраморное, а затем и в Черное море. В случае военных конфликтов Турция и тогда и сейчас имела право и возможность влиять на военные действия у берегов Болгарии, Румынии, Грузии, России.
В годы войны тогдашний глава Адмиралтейства и будущий премьер Великобритании Уинстон Черчилль принял решение прорваться через Дарданеллы, форсируя его силами британского флота (лучшего в мире на тот момент), и угрозой бомбардировок Стамбула покорить Турцию, тем самым оказав помощь Российской империи. Операция, однако, обернулась катастрофой для британцев, многочисленными жертвами среди австралийцев и новозеландцев и послужила причиной позорной отставки будущего премьер-министра. Впрочем, сегодня Россия с Турцией в целом стараются дружить, а с США и Евросоюзом у Стамбула отношения прохладные — но вопрос с проходом тех же американских военных судов через Проливы в Черное море регулярно поднимается Москвой. Дарданелльская операция (как, собственно, и керченский инцидент) подтвердила известное в истории положение: страна, владеющая проливами, имеет огромное стратегическое преимущество в морских конфликтах, тем более во время войны. А в мирное время — в торговле.