что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах

Рабство в Древней Греции

Уже в доисторический гомеровский период рабство было нормой. Победитель обращал военнопленных в рабов, продавал их или за выкуп отпускал на свободу. Морской разбой также соединялся с многочисленными случаями обращения в рабство. Большинство рабов в эту эпоху были греками и захватывались в войнах между греческими полисами, что влияло на отношение господ к рабам. С течением времени начинает расти дистанция между свободными и рабами, число последних постепенно увеличивается. Весьма вероятно, что соотношение свободных граждан к рабам было 1:3. В Афинах не было почти ни одного семейства, даже очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом.

Связанные понятия

Метеки, метойки (др.-греч. Μέτοικοι, букв. «переселенцы») — в Древней Греции — неполноправные жители Аттики. Метеками являлись иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении известного срока обязан был вписаться в число метэков. Кроме того, в класс метэков поступали отпущенные на волю рабы.

Приблизительно с 594 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Её называют первой в мире демократической системой. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Как отмечают, в эпоху расцвета афинской демократии около трети граждан одновременно занимали ту или иную государственную должность. Разделения властей в современном понимании не было. По мнению доктора юриспруденции Карлин Романо, опыт афинской демократии.

Сисситии (др.-греч. συσσίτια «совместная трапеза») — в Древней Греции, прежде всего среди дорийцев — совместные трапезы для граждан, более всего известны на Крите и в Спарте, также упоминаются в Мегарах и Коринфе. Совместные пиры героев упоминаются еще Гомером. У спартанцев эти трапезы также назывались фидитиями (φειδίτια), а на Крите — андриями («мужскими трапезами», ἀνδρεῖα, ἄνδρια).

Источник

РАБСТВО АНТИЧНОЕ

Именно в греко-римском мире рабство обрело свой «классический» вид и стало играть бо́льшую роль в комплексе общественных отношений сравнительно с Древним Востоком. Источниками рабства были пиратство, войны (захват пленных), долговое рабство (в некоторых полисах впоследствии отмененное), воспроизводство в доме господина. Первоначально рабство имело патриархальный характер (в Греции в гомеровскую эпоху или в царском и раннереспубликанском Риме): рабы были фактически членами семьи, делившими с хозяевами труд, кров и пищу. В гомеровских поэмах чаще упоминаются рабыни: мужчин при захвате вражеской территории предпочитали уничтожалось. Рабы, встречающиеся на страницах поэм, – нередко попавшие в рабство случайно, из далекой чужбины. Невольницы вместе с домочадцами делают работу по дому (Навсикая идет стирать белье с рабынями), вместе работают на поле и т.п. Рабы и хозяева вместе живут, едят, спят, работают, как Лаэрт и его рабы. Но разница все-таки есть и немалая: достаточно вспомнить суровую расправу, учиненную Одиссеем над теми рабами и рабынями, которые поддерживали женихов.

Постепенно, по мере того как количество рабов увеличивалось и возрастала их роль в экономике, отношения рабов и хозяев менялось. В классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) и в римскую эпоху великих завоеваний (III – II вв. до н.э.), когда на рынки хлынули десятки тысяч невольников, к рабам стали относиться как к вещи; хозяин может безнаказанно распоряжаться им, как ему вздумается. В отличие от патриархального, «классическое» рабство использует раба как средство получения прибыли, поэтому резко усиливается эксплуатация рабов и ухудшается их положение. Катон Старший в своем трактате «О земледелии» советует управляющему следить за тем, чтобы рабы всегда, даже в праздник и непогоду, были заняты делом; от старых и больных рабов следует избавляться, чтобы не кормить их даром. Еще более цинично подходил к рабам писатель I в. до н.э. Марк Теренций Варрон. Он говорил, что средства, которыми возделывают поля, делятся на «орудия говорящие, орудия полуговорящие и орудия немые. К говорящим относятся рабы, к полуговорящим – волы, к немым – телеги». Правда, по мере роста количества рабов в античном обществе увеличивалось и количество вольноотпущенников. В античном Риме либертин принимал имя бывшего господина, становился его клиентом. Иногда он оставался в доме хозяина, иногда платил ему оброк со своего промысла (например, ремесленной мастерской) или выполнял услуги делового и торгового агента. Отпущенничество стало массовым явлением в эпоху ранней империи. Тогда же многие либертины заняли важные посты в бюрократическом имперском аппарате, немало их было и среди императорских любимчиков.

Рабы были заняты в домашнем хозяйстве, на полевых работах, в мастерских, выполняли грязную и тяжелую работу. Главной сферой применения рабского труда являлось сельское хозяйство. И в античной Греции, и в Риме мелкие земельные собственники имели обычно одного-двух рабов, с помощью которых они обрабатывали свои наделы. Но были, конечно, более крупные хозяйства, где использовался труд десятков или даже сотен невольников. Последнее более характерно для Италии, для римских латифундий, число которых особенно велико было на юге страны. Самым тяжелым был труд на рудниках, каменоломнях и мельницах, куда можно было угодить за какой-нибудь проступок. В Аттике таким страшным местом был Лаврион – серебряные рудники. Самые крупные афинские рабовладельцы отдавали туда своих рабов в лизинг: Никий – 1000, Гиппоник – 600 и т.д., получая за живой товар 1 обол в день. На италийских шахтах и каменоломнях также работали десятки тысяч рабов: тех, кто был осужден на работу в рудники (damnati in metallum), невозможно было выкупить или отпустить на волю, их удел – жить и умереть под землей. Рабы трудились в греческих эргастериях или римских мастерских: на фабрике щитов Лисия задействовано было 120 рабов, у отца оратора Демосфена было две мастерских, в одной работало 33 или 32 ножовщика, в другой – 20 ложеизготовителей. Особую группу рабов составляла челядь, а также флейтисты, танцовщицы, гетеры и т.п. Раб-педагог в Греции опекал барского недоросля, провожал его в школу и палестру. В Риме ученые рабы (как правило, греки по происхождению) выполняли обязанности учителей и врачей; образованного раба не принято было долго держать в невольниках, и через какое-то время их обычно отпускали на волю. Примерно половина гладиаторов времен Поздней республики были рабами. Гладиаторы, умевшие сражаться и имевшие доступ к оружию, были весьма опасными рабами, что продемонстрировало восстание Спартака (73-71 гг. до н.э.).

Помимо рабов, находящихся в частной собственности, были государственные рабы. Их положение было лучше, чем у частновладельческих, большинство жило своими домами, семьями. Среди них были писцы, глашатаи, палачи, тюремщики, полицейские.

Вопрос о численности рабов в греческих полисах является одним из самых дискуссионных в науке. Минимальную границу дает Фукидид, сообщая, что во время Пелопоннесской войны к спартанцам бежало более 20 тыс. рабов. Предлагались цифры для Афин времен Перикла: ок. 100-120 тысяч рабов, в процентном отношении – около трети, а по оптимистическим подсчетам – четверти населения. По переписи Деметрия Фалерского (между 317-307 гг. до н.э.) в Афинах насчитывалось 21000 граждан (без детей и жен), 10000 метеков и 40000 рабов. Рабы в Римском государстве I в. до н.э. составляли от 30 до 40 % населения, общей численностью от двух до трех миллионов.

Правовой статус раба был ниже, чем свободного гражданина. За одно и то же преступление его наказывали строже, чем свободного; он не мог выступать в суде, не мог владеть собственностью, вступать в официальный брак; его хозяин мог его продать, сдать в аренду и т.п. За изувечивание раба полагалось наказание, но гораздо меньшее, чем за членовредительство по отношению к свободному человеку. Да, в Афинах раба нельзя было безнаказанно убивать, ибо пролитие крови означало навлечение скверны (миазма) на полис, но в тех же просвещенных Афинах существовала практика взятия свидетельских показаний у рабов только под пыткой. Такой вид смертной казни, как распятие, в Риме предназначался, главным образом, для рабов. В императорское время наблюдается некоторые послабление: Адриан и Антонин Пий запретили хозяевам убивать рабов без причины, рабы получили возможность жаловаться на жестокое обращение.

Хотя в античной экономике ощутима была доля свободного труда (особенно в сельском хозяйстве), но все же в значительной степени она была основана на рабстве, которое пронизывало все сферы общественной жизни. В конечном счете, рабство повлияло на судьбу античной цивилизации. Возможность развивать производство сводилось к экстенсивному, количественному увеличению рабов. Как следствие: пренебрежениями к внедрению технических новинок, фактическое отсутствие прогресса в технологиях производства, зависимость от внешних условий – от войн, обеспечивающих приток невольников. В поисках альтернативы, стимулирования искали новые формы социально-экономических отношений наподобие отпущенничества, римского пекулия или колоната. Был еще и моральный аспект, нравственное воздействие рабства на общество: рабство компрометировало физический труд, особенно тяжелый, ибо он ассоциировался с рабами (кроме труда на земле). Вместе с тем рабский труд обеспечивал гражданам полисов досуг – свободное время (греч. σχολή и лат. оtium), используемое для занятий, не связанных с экономикой. Досуг (в греческом и подражавшем ему римском) понимании предназначался для интеллектуального и творческого времяпровождения, самосовершенствования, знакомства с прекрасным. Таким образом, отчасти правы те, кто (как например, Фридрих Ницше) утверждал, что без античного рабства не было бы поразительной античной культуры, хотя, безусловно, были и другие предпосылки к ее развитию.

Источник

Тест по темам «Афинская демократия» и «Жизнь в полисе»

что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть картинку что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Картинка про что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах

1. Что служило источником рабства, существовавшего в древнегреческих городах? Укажите 2 положения:

А) война; Б) обвинение гражданина по суду; В) политическая борьба; Г) пиратство;

2. Как изменилось положение Афин после греко-персидских войн?

А) Город не смог восстановить потери, нанесённые войсками Ксеркса;

Б) Афины признали главенство Спарты;

В) Основанный Афинами морской союз распался;

Г) Афины стали лидером среди греческих полисов;

3. Установите соответствие между названиями афинских органов власти, должностных лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца:

ОРГАНЫ ВЛАСТИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

А) Совет пятисот; 1) командование армией и флотом;

Б) Народное собрание; 2) управление текущими делами города;

В) казначей; 3) принятие законов, выборы должностных лиц;

4) стратег; 4) хранение денежных средств;

4. Дайте определение понятия «демократия»____________________________________________________

5. Остракизмом в Афинах называлось:

А) определение людей, опасных для города и подлежавших изгнанию;

Б) уравнение в правах аристократов и рядовых граждан;

В) отсутствие гражданских прав у женщин;

Г) изъятие земельных наделов за долги;

1. Что из названного относится к системе образования в Древних Афинах:

А) обучение детей велось при храмах; Б) школу посещали только мальчики;

В) мальчики и девочки учились в разных классах; Г) детей учили только читать, писать и считать;

2. Что свидетельствовало о демократическом устройстве Афинского государства? Укажите 2 верных положения:

А) все граждане имели равные наделы земли;

Б) решения по всем важным вопросам принимало Народное собрание;

В) многие значительные должности были выборными;

Г) рабы, прослужившие установленный срок, получали свободу;

3. Установите соответствие между именами известных греков и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца:

А) Перикл; 1) архонт, известный своими жестокими законами;

Б) Гомер; 2) архонт и стратег, участник Греко-персидских войн;

В) Фемистокл; 3) стратег, способствовавший укреплению афинской демократии, расцвету искусств;

Г) Драконт; 4) поэт, автор поэм «Илиада» и «Одиссея»;

4. Дайте определение понятия «остракизм»______________________________________________________

5. Что не относилось к правам гражданина греческого полиса?

А) владение участком земли в полисе;

Б) защита родины в составе народного ополчения;

В) назначение на высшие должности в полисе;

В) участие в Народном собрании;

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть картинку что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Картинка про что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть картинку что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Картинка про что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть картинку что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Картинка про что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Тест по теме «Древний Рим» для 5 класса

Задание по теме «Зарождение греческой цивилизации» для 5 класса

Тест по теме «Древняя Спарта»

Задание по теме «Историческая хронология»

Урок по истории на тему «Тюдоры»

Презентация по истории на тему «Тюдоры»

Итоговая контрольная работа по истории для 5 класса

Рубежная контрольная работа по истории для 5 класса

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5322498 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть картинку что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Картинка про что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах

что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть картинку что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Картинка про что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть картинку что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Картинка про что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах

Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии

Время чтения: 2 минуты

что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть картинку что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Картинка про что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть картинку что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Картинка про что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть картинку что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Картинка про что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Смотреть картинку что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Картинка про что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах. Фото что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Рабство в Древней Греции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Положение рабов в Греции

Рассматривая рабство в Греции, следует отметить, что раба там в принципе не считали за человека, и тем более за личность. Также на разные сферы жизни, в особенности на личную жизнь раба накладывался ряд ограничений:

Рабы также не могли вести никаких самостоятельных дел, особенно если это казалось судебных разбирательств. Их показания не имели никакого веса, а порой добивались путем изощренных пыток.

Истязания рабов, подвержение их пыткам – это была обычная практика в Греции. Рабов заключали в темницы, где было невозможно сидеть, лежать или просто стоять. вытягивали на блоках, лишали пищи на продолжительное время, отправляли на самые тяжелые в те времена работы (мельницы или рудники). Если рабы пытались бежать, то их ловили и делали клеймо на лбу, что было самым унизительным для любого раба. Таким образом, все видели, что он в неволе и принадлежит другому человеку.

Готовые работы на аналогичную тему

Специфика рабства в Греции

Некоторые исследователи отмечают, что отношение к рабам в Афинах было недопустимо мягким: рабы ощущали свои права и свободу, могли передвигаться по территориям, общаться друг с другом, вести самую обычную жизнь, что не укладывается в понимание рабства как такового. Рабов нельзя было бить и наказывать, при встрече с другими господами они вели себя очень свободно, что могло раздражать и вводить в заблуждение по отношению к социальному положению, которое занимает раб. Этого же мнения придерживались и афинские рабовладельцы, которые были возмущены, что власти предоставляют рабам такую свободу действий и волеизъявления.

Мы можем предположить, что в отношении к домашним рабам афиняне также проявляли большую гуманность, чем рабовладельцы из других регионов. Например, если рассматривать комедии Аристофана, то в них нередко можно встретить среди главных действующих лиц рабов, которые не просто ведут себя наравне со своими хозяевами, но и поучают их, преподают им какие-либо жизненные уроки, что в целом не укладывается в принципы рабства.

Тем не менее, подобные отношения складывались между государственными рабами и рабовладельцами. Частные рабы все же жили в более строгих условиях. У них не было свобод в волеизъявлении, они не могли просто так разговаривать со своим господином, если тот им не позволит. Наиболее частая практика – это применение суровых наказаний, а не установление братских и неформальных отношений.

Не исключено, что во многих комедиях и документах описывается возможная модель отношений раба и рабовладельца, но как таковой ее никогда не существовало. Тем не менее, усердная работа рабов, выполнение ими всех пожеланий и предпочтений хозяев привела к тому, что Греция стала одной из самых красивых и экономически развитых стран. Конечно, внутри страны все еще оставались противоречия в вопросе об отношении к рабам, но жесткость властей в периоды, когда нужно было улучшать состояние страны играла свою роль.

Если говорить о количестве рабов, то по приблизительным подсчетам, в Афинах треть всего населения составляли именно подневольные лица. Преобладали рабы-мужчины, которые были заняты в производстве. К слову, среди рабов было крайне мало стариков и детей. Значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было гораздо выше, чем их арифметическая численность. Историки подчеркивают, что если бы не рабы и их труд, не было бы такой греческой архитектуры, и в целом страна была бы запущенной и не самодостаточной.

Источниками рабов были:

Помимо того, рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов, так как они могли вступать в свободные отношения друг с другом. Дети рабов с самого рождения считались собственностью хозяина. Рабыни считались наложницами хозяина, в некоторых территориях Греции устраивали так называемые «питомники», в которых с рождения воспитывали детей-рабов, которых потом перепродавали с очень большой выгодой, ведь они уже были приучены к некоторым видам труда.

Источник

Частная и общественная жизнь греков.

Раб­ство.

1. Пер­во­быт­ное раб­ство.

В боль­шин­стве бога­тых домов штат рабов дале­ко не дохо­дил до таких гро­мад­ных раз­ме­ров, и неред­ко с. 182 слу­ча­лось, что земле­вла­дель­цы совер­шен­но не име­ли рабов. У Одис­сея рабы зани­ма­лись пре­иму­ще­ст­вен­но при­смот­ром за скотом. В Ита­ке были, напри­мер, пас­ту­хи для сви­ней, коз, волов и овец. Меж­ду ними суще­ст­во­ва­ла извест­ная иерар­хия. Так, у Эвмея было четы­ре под­чи­нен­ных. Кро­ме того есть ука­за­ния на долж­ность глав­но­го над­смотр­щи­ка над вола­ми и глав­но­го пас­ту­ха.

Эвмей, кото­ро­му было пору­че­но веде­ние само­сто­я­тель­но­го дела, жил очень неза­ви­си­мо. Для уго­ще­ния сво­их гостей и для сво­его соб­ст­вен­но­го сто­ла он мог поль­зо­вать­ся сви­нья­ми, нахо­дя­щи­ми­ся на его попе­че­нии; он, не спра­ши­вая ни у кого раз­ре­ше­ния, стро­ил хле­вы; у него были день­ги, кото­рые дали ему воз­мож­ность купить раба; он стра­дал толь­ко пото­му, что боял­ся смер­ти Одис­сея и рас­хи­ще­ния его иму­ще­ства жени­ха­ми Пене­ло­пы. Сле­ду­ет отме­тить, что эта кар­ти­на отно­ше­ний не пред­став­ля­ет чего-то иде­аль­но­го, исклю­чи­тель­но­го. Всюду раб любит с. 183 сво­его гос­по­ди­на и, в свою оче­редь, любим им. Рабы при­ни­ма­ют уча­стие в печа­лях и радо­стях хозя­и­на; их обра­ще­ние с ним носит харак­тер фами­льяр­но­сти и почти­тель­но­сти, и на его бла­го­склон­ность рабы отве­ча­ют без­гра­нич­ной пре­дан­но­стью.

2. Мне­ние Ари­сто­те­ля о раб­стве.

Если подоб­ные идеи про­воз­гла­шал такой вели­кий ум, как Ари­сто­тель, нетруд­но дога­дать­ся, како­вы долж­ны были быть обще­при­ня­тые взгляды. Гре­ки нико­гда не сомне­ва­лись в необ­хо­ди­мо­сти и закон­но­сти раб­ства.

3. Источ­ни­ки раб­ства.

В V и IV веках до Р. Х. раб­ство попол­ня­лось несколь­ки­ми раз­лич­ны­ми источ­ни­ка­ми.

Преж­де все­го, были рабы, родив­ши­е­ся в доме ( οἰκο­γενεῖς ). Они при­над­ле­жа­ли не сво­им отцам или мате­рям, кото­рые, как рабы, были лише­ны пра­ва вла­деть чем бы то ни было, а гос­по­ди­ну сво­их отцов или мате­рей. Чис­ло таких рабов вооб­ще было не очень вели­ко.

Нако­нец, поте­ря сво­бо­ды мог­ла быть резуль­та­том поста­нов­ле­ния суда. Так нака­зы­ва­ли ино­стран­цев, кото­рые скры­ва­ли свое поло­же­ние и пыта­лись путем обма­на про­ник­нуть в чис­ло граж­дан. Граж­да­нин, выкуп­лен­ный из пле­на кем-нибудь из сво­их сооте­че­ст­вен­ни­ков, лишал­ся сво­бо­ды, если не вно­сил сум­мы сво­его выку­па; но сомни­тель­но, чтобы эта угро­за когда-нибудь при­во­ди­лась в испол­не­ние. Одно поста­нов­ле­ние, издан­ное горо­дом Гали­кар­нассом око­ло 457 года до Р. Х., как вре­мен­ная мера, допус­ка­ет воз­мож­ность в неко­то­рых слу­ча­ях про­да­вать людей в чужие края.

4. Про­да­жа рабов.

Гре­че­ский писа­тель Луки­ан 7 в сво­ем сочи­не­нии, оза­глав­лен­ном « Рас­про­да­жа душ » ( Βίων πρᾶ­σις ), дает сати­ри­че­скую кар­ти­ну про­да­жи Зев­сом фило­со­фов, при­ме­няя к это­му тор­гу при­е­мы, употреб­ляв­ши­е­ся при про­да­же рабов.

5. Сто­и­мость рабов.

Обыч­ную цену рабов, употреб­ля­е­мых при добы­че сереб­ра или на самых тяже­лых поле­вых работах, мож­но опре­де­лить в две или в две с поло­ви­ной мины (око­ло 74— 93 руб.). Сто­и­мость раба-ремес­лен­ни­ка долж­на была в сред­нем быть выше — от трех до четы­рех мин (око­ло 110— 148 руб.), ино­гда она дохо­ди­ла до четы­рех с поло­ви­ной мин (око­ло 167 руб.); глав­ные же масте­ра сто­и­ли от пяти до шести мин (око­ло 185— 222 руб.). Один грек запла­тил за сво­его управ­ля­ю­ще­го даже талант (око­ло 2200 руб.), но это был слу­чай исклю­чи­тель­ный.

Сто­и­мость домаш­них рабов изме­ня­лась, как и сто­и­мость рабов-чер­но­ра­бо­чих, в зави­си­мо­сти от того, пред­на­зна­ча­лись ли они для самых обык­но­вен­ных работ или для долж­но­стей, пред­по­ла­гав­ших боль­шее умст­вен­ное раз­ви­тие или извест­ную бли­зость к гос­по­дам. Демо­сфен 9 с. 188 в одной сво­ей речи упо­ми­на­ет о рабе цен­но­стью в две мины (око­ло 74 руб.), но не ука­зы­ва­ет его назна­че­ния; в дру­гой речи одна рабы­ня оце­не­на в пять мин (око­ло 185 руб.); эта циф­ра, полу­чив­ша­я­ся путем судеб­ной оцен­ки, может рас­смат­ри­вать­ся как наи­выс­шая в дан­ном слу­чае. Впро­чем, цена в пять мин была доволь­но обыч­ной, если раб отли­чал­ся каким-нибудь талан­том. Рабы, слу­жа­щие для удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­стей рос­ко­ши, цени­лись, разу­ме­ет­ся, доро­же. Самый пло­хой повар при най­ме полу­чал не менее 6 обо­лов (око­ло 36 коп.) в день.

В над­пи­сях, отно­ся­щих­ся к актам отпу­ще­ния на волю, нахо­дит­ся мно­же­ство ука­за­ний на цены. Самая обыч­ная цена — от до мин (око­ло 110— 148 руб.). В одном сбор­ни­ке над­пи­сей (Веше­ра и Фукар­та) упо­ми­на­ет­ся, во-пер­вых, при­бли­зи­тель­но о 150 неволь­ни­ках, из кото­рых поло­ви­на состо­я­ла из муж­чин, поло­ви­на из жен­щин, про­дан­ных по три мины за каж­до­го, и, во-вто­рых, о 120 — ценою по 4 мины. И выше и ниже этих цен циф­ры силь­но пада­ют или повы­ша­ют­ся. Так, 45 рабов — из них 20 жен­щин — про­да­ны по 2 мины (око­ло 74 руб.), 14 — в боль­шин­стве моло­дые девуш­ки или юно­ши — по 1 мине с неболь­шим (око­ло 40 руб.), трое или чет­ве­ро — менее, чем по мине. С дру­гой сто­ро­ны, тут ука­зы­ва­ет­ся, что 40 чело­век, муж­чин и жен­щин, были про­да­ны по 5 мин (око­ло 180 руб.); 20— 25 чело­век — по 6 мин (око­ло 222 руб.); 1 чело­век за 7 мин (око­ло 259 руб.); один неволь­ник и один уро­же­нец Сидо­на — за 8 мин (око­ло 296 руб.); еще один — за 9 мин (око­ло 333 руб.); три жен­щи­ны, родив­ши­е­ся дома, — за 7, 8 и 10 мин (око­ло 259, 296 и 370 руб.); еще одна — за 8 мин; дру­гая, флей­тист­ка или изгото­ви­тель­ни­ца флейт, — за 10 мин; юно­ша, родив­ший­ся дома, — за 10 мин; жен­щи­на, родив­ша­я­ся дома, — за 15 мин (око­ло 555 руб.). Вар­ва­ры про­да­ют­ся ино­гда так­же по самой высо­кой цене. Из пяти чело­век, оце­нен­ных по 10 мин, два были фра­кий­цы и один уро­же­нец Гала­ты. Сто­и­мость одно­го армя­ни­на дости­га­ет 18 мин (око­ло 666 руб.).

с. 189 Сле­ду­ет при­ба­вить, что отпу­ще­ния на волю этих рабов были обстав­ле­ны тяже­лы­ми усло­ви­я­ми и что для мно­гих из них к денеж­но­му выку­пу при­со­еди­ня­лись дру­гие обя­за­тель­ства: то воль­ноот­пу­щен­ник вынуж­ден был оста­вать­ся на опре­де­лен­ное вре­мя или на всю жизнь у про­дав­ца, то дол­жен выпла­чи­вать это­му про­дав­цу, или за него — како­му-нибудь дру­го­му лицу, извест­ный оброк; подоб­ные усло­вия состав­ля­ли как бы допол­ни­тель­ную пла­ту, кото­рая неиз­беж­но долж­на была умень­шить основ­ную сум­му.

6. Мест­но­сти, постав­ляв­шие рабов.

Два рода доку­мен­тов дают ука­за­ния на то, откуда обык­но­вен­но достав­ля­ли рабов.

Фра­ки­ян­ка

165 драхм (око­ло 61 руб.)
Фра­ки­ян­ка

135 драхм (око­ло 50 руб.)
Фра­ки­ец

170 драхм (око­ло 63 руб.)
Сири­ец

240 драхм (око­ло 89 руб.)
Кари­ец

105 драхм (око­ло 39 руб.)
Илли­ри­ец

161 драх­ма (око­ло 60 руб.)
Фра­ки­ян­ка

220 драхм (око­ло 81 руб.)
с. 190Фра­ки­ец

115 драхм (око­ло 43 руб.)
Скиф

144 драх­мы (око­ло 53 руб.)
Илли­ри­ец

121 драх­ма (око­ло 45 руб.)
Кол­хидец

153 драх­мы (око­ло 57 руб.)
Моло­дой кари­ец

174 драх­мы (око­ло 64 руб.)
Маль­чик-кари­ец

72 драх­мы (око­ло 27 руб.)
Сири­ец

301 драх­ма (око­ло 111 руб.)
Фес­са­ли­ец

151 драх­ма (око­ло 56 руб.)
Лиди­ец

?

С дру­гой сто­ро­ны, име­ет­ся мно­го дель­фий­ских 12 над­пи­сей III и II века до Р. Х., в кото­рых ука­за­но про­ис­хож­де­ние раба.

Соглас­но иссле­до­ва­ни­ям Вал­ло­на 13 (т. I, стр. 171— 173), сре­ди трех­сот рабов насчи­ты­ва­ет­ся 18 фра­кий­цев (7 муж­чин и 11 жен­щин), 15 сирий­цев (из них 10 жен­щин), 2 фри­гий­ца и 2 лидий­ца (из них по одной жен­щине на каж­дую стра­ну), 7 уро­жен­цев Гала­ты, 3 кап­па­до­кий­ца, 4 армя­ни­на (из кото­рых одна жен­щи­на), 4 илли­рий­ца (из них 3 жен­щи­ны), 3 сар­ма­та (из них 2 жен­щи­ны), одна уро­жен­ка стра­ны бастар­нов, 2 ара­ба, 1 еврей и 1 еврей­ка. Из Мизии, Вифи­нии, Пафла­го­нии, зем­ли тиба­ре­нов, Мео­ти­ды, Сидо­на, Кип­ра, Егип­та было достав­ле­но по одно­му рабу. Встре­ча­ют­ся так­же и рабы гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. Оте­че­ст­вом их явля­ют­ся Македо­ния, Эпир, Пео­ния, Перре­бия, Ата­ма­ния, Бео­тия, Фокида, Лок­рида, Хал­киди­ка, Мега­ра, Лако­ния (6 муж­чин и 3 жен­щи­ны), Герак­лея Пон­тий­ская, Алек­сан­дрия, Апа­мея и т. п. И эти рабы были не вар­ва­ры, при­ве­зен­ные из этих стран, а мест­ные уро­жен­цы, гре­ки, впав­шие в раб­ство.

7. Чис­ло рабов.

« Тем не менее гре­ки охот­но при­дер­жи­ва­лись пра­ви­ла Ари­сто­те­ля, что боль­шое чис­ло при­слу­ги пред­став­ля­ет неудоб­ство. У само­го Ари­сто­те­ля было три­на­дцать рабов; три дру­гие фило­со­фа (Фео­фраст, Стра­тон и Ликон) име­ли от 6 до 12 рабов каж­дый. Надо думать из ува­же­ния к логи­ке, что эти чис­ла не выхо­ди­ли из гра­ниц уме­рен­но­сти, пред­пи­сы­вае­мой все­ми эти­ми фило­со­фа­ми. Но было ли это обыч­ной нор­мой? Конеч­но, нет: иные мог­ли удо­вле­тво­рить­ся мень­шим чис­лом. При сред­нем же достат­ке коли­че­ство рабов ред­ко опус­ка­лось ниже трех или четы­рех. Во всех сце­нах комедии, про­ис­хо­дя­щих внут­ри дома, рабы игра­ют такую роль, для выпол­не­ния кото­рой пред­по­ла­га­ет­ся не мень­шая циф­ра их; а то, что мож­но наблюдать в теат­ре, так вер­но отра­жаю­щем жизнь гре­че­ско­го обще­ства, нахо­дит­ся и в тех кар­ти­нах дей­ст­ви­тель­ной жиз­ни, кото­рые рису­ют нам ора­то­ры. Ксе­но­фан 16 жалу­ет­ся, что его бед­ность не поз­во­ля­ет ему иметь даже двух рабов.

8. Поло­же­ние раба.

Раб в извест­ном отно­ше­нии был чле­ном семьи. Когда он всту­пал в какое-нибудь афин­ское семей­ство, его по обы­чаю сажа­ли у оча­га и бро­са­ли ему на голо­ву сухие фиги, фини­ки и пече­нья, как бы при­об­щая его к домаш­ней рели­гии. Тем не менее бла­го­да­ря этой цере­мо­нии он не полу­чал ника­ких поло­жи­тель­ных прав. В прин­ци­пе раб был ничто и не поль­зо­вал­ся пра­вом вла­деть каким бы то ни было иму­ще­ст­вом. Он был в пол­ной вла­сти сво­его гос­по­ди­на, кото­рый мог по про­из­во­лу рас­по­ря­жать­ся лич­но­стью сво­его раба и взять себе даже мел­кие его сбе­ре­же­ния. Зави­си­мость раба была без­гра­нич­на; закон, пра­во­судие не суще­ст­во­ва­ли для него; хотя на него смот­ре­ли как на чело­ве­че­ское суще­ство, но обра­ща­лись с ним, как с пред­ме­том соб­ст­вен­но­сти.

Раб, живя в посто­ян­ном обще­нии с гос­по­ди­ном и с. 194 явля­ясь свиде­те­лем всех его поступ­ков, дол­жен был ока­зы­вать на него извест­ное вли­я­ние. Один из кли­ен­тов ора­то­ра Лизия 20 стре­мил­ся дока­зать сво­им судьям, что он не мог совер­шить пре­ступ­ле­ния, в кото­ром его обви­ня­ли; он ука­зы­вал, что подоб­ная неосто­рож­ность с его сто­ро­ны была бы очень небла­го­ра­зум­на. « Посту­пив таким обра­зом, я попал бы в зави­си­мость от моих рабов; с это­го вре­ме­ни я не имел бы воз­мож­но­сти нака­зы­вать их даже за самые важ­ные про­ступ­ки, пото­му что моя стро­гость мог­ла бы побудить их искать мще­ния путем доно­са » (VII, 16). С раба­ми обхо­ди­лись береж­но пото­му, что их содей­ст­вие было необ­хо­ди­мо во всем, и пото­му, что гос­по­да посто­ян­но нуж­да­лись в их помо­щи или их соуча­стии.

9. Харак­тер раба.

Гре­че­ская комедия дает нам доволь­но точ­ное поня­тие о роли и харак­те­ре рабов.

В древ­ней комедии (т. е. до кон­ца V века) раб высту­па­ет еще мало: он не игра­ет в ней глав­ной роли, как не играл ее и в дей­ст­ви­тель­ной жиз­ни. Он появ­ля­ет­ся лишь в каче­стве неиз­беж­ной подроб­но­сти или же в интер­медии для того, чтобы раз­вле­кать и забав­лять пуб­ли­ку сво­и­ми воп­ля­ми, когда его били. Одна­ко в « Осах » и в « Мире » Ари­сто­фа­на 22 рабам отво­дит­ся уже бо ́ льшая роль в диа­ло­гах и в ходе пье­сы. В « Лягуш­ках » и в « Плу­то­се » того же авто­ра они сво­им при­сут­ст­ви­ем и коми­че­ски­ми выход­ка­ми оду­шев­ля­ют все дей­ст­вие. В « Лягуш­ках » таким лицом явля­ет­ся Ксан­тий со сво­и­ми гру­бы­ми сло­веч­ка­ми и с. 196 сме­лы­ми отве­та­ми; он сме­ет­ся над хваст­ли­вы­ми выход­ка­ми сво­его гос­по­ди­на и пер­вен­ст­ву­ет над ним сво­ей твер­до­стью в мину­ту опас­но­сти. В « Плу­то­се » в нача­ле пье­сы появ­ля­ет­ся Кари­он; он сокру­ша­ет­ся о печаль­ном поло­же­нии раба, кото­рый свя­зан с судь­бой сво­его гос­по­ди­на и фаталь­ным обра­зом вовле­ка­ет­ся в послед­ст­вия его безумств, но пыта­ет­ся испра­вить слу­чив­ше­е­ся, рас­спра­ши­ва­ет, сове­ту­ет, про­яв­ля­ет жела­ние вме­шать­ся и дей­ст­ви­тель­но вме­ши­ва­ет­ся во все.

Раб Ари­сто­фа­на — все­гда один и тот же тип: любо­пыт­ный и назой­ли­вый, без­за­стен­чи­вый насмеш­ник; он хочет быть на рав­ной ноге со сво­им гос­по­ди­ном; это стрем­ле­ние про­яв­ля­ет­ся в вопро­сах, кото­рые он пред­ла­га­ет гос­по­ди­ну, и в сове­тах, кото­рые он ему дает; раб как бы сопер­ни­ча­ет со сво­им пове­ли­те­лем в авто­ри­те­те.

Эти чер­ты еще явст­вен­нее про­яв­ля­ют­ся в « новой комедии » IV и III веков. Изо­бра­жая част­ную жизнь, она есте­ствен­но долж­на была отве­сти боль­ше места и рабу. Чаще все­го раб тут явля­ет­ся основ­ной пру­жи­ной интриг и попа­да­ет, таким обра­зом, в самый центр дей­ст­вия; бла­го­да­ря это­му новая комедия суме­ла выста­вить в более ярком све­те отно­ше­ния, свя­зы­ваю­щие его с дру­ги­ми людь­ми и осо­бен­но с гос­по­ди­ном. Эта комедия не дошла до нас, но мы зна­ко­мы с нею по Плав­ту и Терен­цию, кото­рые заим­ст­во­ва­ли из нее боль­шин­ство сво­их сюже­тов. Почти у всех рабов Плав­та про­яв­ля­ет­ся по отно­ше­нию к их гос­по­дам тот лег­кий и фами­льяр­ный тон, кото­рый, как обще­рас­про­стра­нен­ный обы­чай, был гораздо более свой­ст­вен Афи­нам, чем Риму. Тако­вы имен­но Эпидик и Псев­дол в двух пье­сах того же наиме­но­ва­ния: Эпидик утвер­жда­ет, что он заста­вит посту­пать по-сво­е­му сво­его гос­по­ди­на и его дру­га — двух умней­ших людей в Сове­те, и затем встре­ча­ет их гнев таки­ми откро­вен­ны­ми при­зна­ни­я­ми и дерз­кою покор­но­стью, что застав­ля­ет их опа­сать­ся новой ловуш­ки. Псев­дол наг­ло появ­ля­ет­ся перед Симо­ном и, сооб­щая о сво­ем наме­ре­нии обма­нуть его в тече­ние того же само­го дня, с. 197 пред­ла­га­ет ему побить­ся с ним об заклад, что тот не смо­жет поме­шать ему; когда же раб одер­жи­ва­ет победу, то застав­ля­ет Симо­на поло­жить ему на пле­чи выиг­ран­ные им 20 мин.

10. Обще­ст­вен­ные рабы.

В одном отче­те о рас­хо­дах, про­из­веден­ных в 329— 328 году, упо­ми­на­лось о 17 рабах, употреб­ляв­ших­ся при стро­и­тель­ных работах. Государ­ство рас­хо­до­ва­ло на чело­ве­ка в день око­ло трех обо­лов (око­ло 18 коп.); одеж­да их так­же поку­па­лась на государ­ст­вен­ный счет, пото­му что упо­ми­на­ет­ся о 17 шля­пах ( πῖ­λοι ) ценою око­ло 5 драхм (око­ло 1 руб. 85 коп.) и о под­шив­ке новых под­ме­ток у 17 пар обу­ви, ценой по 4 драх­мы (око­ло 1 руб. 50 коп.) за пару; государ­ство достав­ля­ло им так­же и их инстру­мен­ты. Нам неиз­вест­но, мно­го ли рабо­чих тако­го рода было в Афи­нах. В Эпидамне, в Илли­рии, обще­ст­вен­ные работы были в их руках.

Поло­же­ние этих людей, по край­ней мере неко­то­рых, было гораздо луч­ше поло­же­ния част­ных рабов. Те из них, кото­рые слу­жи­ли по адми­ни­ст­ра­тив­ной части, поль­зо­ва­лись извест­ным поче­том. Демо­сфен утвер­жда­ет даже, что на рабах, назы­вав­ших­ся δη­μόσιοι и при­став­лен­ных к долж­ност­но­му лицу, кото­рое заве­до­ва­ло государ­ст­вен­ным каз­на­чей­ст­вом, в зна­чи­тель­ной мере лежа­ла обя­зан­ность кон­тро­ли­ро­вать дей­ст­вия это­го послед­не­го.

11. Бег­лые рабы.

Неред­ко быва­ло, что раб убе­гал от сво­его хозя­и­на, несмот­ря на все пре­до­сто­рож­но­сти, кото­рые при­ни­ма­лись по отно­ше­нию к подо­зре­вае­мым в недоб­ром наме­ре­нии, т. е. несмот­ря на нож­ные кан­да­лы, цепи на руках, ошей­ни­ки на шее, а ино­гда клей­ма на лбу. Рабы поль­зо­ва­лись для побе­га малей­ши­ми неуряди­ца­ми, пере­жи­вае­мы­ми государ­ст­вом — вой­на­ми или внут­рен­ни­ми вол­не­ни­я­ми; неко­то­рые не ожи­да­ли даже и таких слу­ча­ев. Вла­дель­цы стре­ми­лись пой­мать их, пото­му что вся­кий раб пред­став­лял собой извест­ный капи­тал, кото­рый нико­му не хоте­лось утра­чи­вать. За раба­ми отправ­ля­ли пого­ню; тре­бо­ва­ли их выда­чи от государств, в кото­рых они скры­ва­лись бег­ст­вом; дела­ли объ­яв­ле­ния, обе­щаю­щие при­лич­ное воз­на­граж­де­ние тому, кто при­ведет их обрат­но. Вот образ­чик подоб­но­го объ­яв­ле­ния; оно най­де­но в Егип­те, но напи­са­но по-гре­че­ски и каса­ет­ся раба из Алек­сан­дрии, горо­да вполне гре­че­ско­го.

« Один раб Ари­сто­ге­на, сына Хри­зип­па из Ала­бан­ды с. 200 (в Малой Азии), скрыл­ся из Алек­сан­дрии. Зовут его Гер­мон, но он носит так­же про­зви­ще Нило­са; он родом сири­ец, из горо­да Бам­би­ка; ему око­ло 18 лет; он сред­не­го роста, без боро­ды, со строй­ны­ми нога­ми; на под­бо­род­ке у него ямоч­ка, око­ло левой нозд­ри роди­мое пят­но; пони­же лево­го угла рта — шрам; на пра­вой руке изо­бра­же­ны вар­вар­ские бук­вы.

В момент его бег­ства на нем был пояс с тре­мя золоты­ми моне­та­ми ценою в одну мину и 10 жем­чу­жин; у него было желез­ное коль­цо с леки­фом 28 и скреб­ни­цей; одеж­дой ему слу­жи­ли хла­мида и пере­д­ник.

Доста­вив­ший его полу­чит 2 талан­та медью и 3000 драхм; тот же, кто толь­ко ука­жет его убе­жи­ще, полу­чит 1 талант и 2000 драхм, если бег­лец нахо­дит­ся в свя­щен­ном месте; если же он скры­ва­ет­ся в доме состо­я­тель­но­го чело­ве­ка, под­ле­жа­ще­го взыс­ка­нию, то — 3 талан­та и 5000 драхм.

Если кто жела­ет сде­лать заяв­ле­ние об этом, пусть обра­тит­ся к слу­жа­щим у стра­те­га.

12. Вос­ста­ние рабов.

Исто­рик Ним­фо­дор 30 рас­ска­зы­ва­ет о вос­ста­нии рабов на ост­ро­ве Хио­се, где раб­ство было силь­но раз­ви­то. Впро­чем, воз­мож­но, что этот рас­сказ — толь­ко леген­да.

« Рабы хиос­цев покида­ют сво­их гос­под и убе­га­ют в горы; оттуда они тол­па­ми напа­да­ют на поме­стья и раз­граб­ля­ют их. Гор­ная и леси­стая мест­ность это­го ост­ро­ва бла­го­при­ят­ст­ву­ет им. Сами хиос­цы рас­ска­зы­ва­ют, что недав­но в горы убе­жал один раб; он был храб­рым и не без воен­ных спо­соб­но­стей; он собрал вокруг себя бег­лых рабов, обра­зо­вал из них вой­ско и стал их пред­во­ди­те­лем. Про­тив него часто устра­и­ва­лись похо­ды, но без­успеш­но. В кон­це кон­цов Дри­мак (так было его имя) обра­тил­ся к хиос­цам с такой речью:

„Бед­ст­вия, при­чи­ня­е­мые вам ваши­ми быв­ши­ми раба­ми, не пре­кра­тят­ся; это пред­ска­зы­ва­ет нам боже­ст­вен­ный ора­кул. Послу­шай­те меня: оставь­те нас в покое, и вам будет толь­ко луч­ше”. Тогда с ним всту­пи­ли в пере­го­во­ры, и меж­ду обе­и­ми сто­ро­на­ми было заклю­че­но пере­ми­рие; Дри­мак после это­го при­ка­зал сде­лать себе соб­ст­вен­ные меры, весы и печать. Он пока­зал их хиос­цам и ска­зал: „Все, что я полу­чу от вас, я буду пере­ме­ри­вать и пере­ве­ши­вать; когда у меня будет все­го доста­точ­но, я нало­жу печа­ти на ваши амба­ры. Если с. 202 кто-нибудь из ваших рабов убе­жит, я раз­бе­ру его дело; я остав­лю у себя тех, у кото­рых ока­жут­ся доста­точ­ные осно­ва­ния жало­вать­ся на сво­их гос­под; дру­гих я буду отправ­лять обрат­но”.

С тех пор чис­ло побе­гов умень­ши­лось, пото­му что все боя­лись его при­го­во­ров. Рабы, нахо­дя­щи­е­ся око­ло него, боя­лись его гораздо боль­ше, чем сво­их гос­под, и пови­но­ва­лись ему, как пред­во­ди­те­лю вой­ска. Он нака­зы­вал за нару­ше­ние дис­ци­пли­ны и не поз­во­лял нико­му гра­бить поля и при­чи­нять без его при­ка­за жите­лям какой-либо вред. В дни празд­ни­ков он разъ­ез­жал по поме­стьям и полу­чал от хозя­ев вино, откорм­лен­ных жерт­вен­ных живот­ных и дру­гие дары; если он узна­вал, что кто-нибудь из них замыш­лял погу­бить его, он нака­зы­вал винов­но­го. Впо­след­ст­вии хиос­ское государ­ство назна­чи­ло воз­на­граж­де­ние за его голо­ву.

13. Отпу­ще­ние на волю.

Афин­ский раб мог полу­чить сво­бо­ду или в силу поста­нов­ле­ния государ­ства, или путем выку­па, или бла­го­да­ря отпуск­ной, даро­ван­ной ему его гос­по­ди­ном.

2. Раб мог так­же купить свою сво­бо­ду на свои сбе­ре­же­ния или на чужие день­ги. Неиз­вест­но, одна­ко, был ли обя­зан гос­по­дин при­нять выкуп раба или он имел пра­во отка­зать в этом.

3. Чаще все­го отпу­ще­ние на волю про­ис­хо­ди­ло по заве­ща­нию гос­по­ди­на, кото­рый, уми­рая, осво­бож­дал рабов, хоро­шо ему слу­жив­ших. Но осво­бож­де­ние раба мог­ло про­изой­ти так­же и бла­го­да­ря дей­ст­вию гос­по­ди­на при жиз­ни. Пото­му-то и встре­ча­ют­ся отпу­ще­ния, объ­яв­ляв­ши­е­ся на суде или перед народ­ным собра­ни­ем.

Вне Атти­ки при­ме­ня­лись и дру­гие фор­мы отпу­ще­ния на волю. В Ман­ти­нее и во мно­гих фес­са­лий­ских горо­дах государ­ство гаран­ти­ро­ва­ло воль­ноот­пу­щен­ни­ку сво­бо­ду под усло­ви­ем упла­ты им нало­га, взи­мае­мо­го один раз навсе­гда. В дру­гих местах, а имен­но в Бео­тии и Фокиде, часто слу­ча­лось, что гос­по­дин посвя­щал сво­его воль­ноот­пу­щен­ни­ка како­му-нибудь боже­ству; в этом слу­чае было запре­ще­но ввер­гать его сно­ва в раб­ство; жрец и долж­ност­ные лица долж­ны были защи­щать его от попы­ток тако­го рода. При­бе­га­ли так­же к сле­дую­ще­му при­е­му. Гос­по­дин и раб при­хо­ди­ли к две­рям хра­ма; там жре­цы при­ни­ма­ли раба, как бы отда­вае­мо­го богу, и выпла­чи­ва­ли гос­по­ди­ну при несколь­ких свиде­те­лях услов­лен­ную сум­му. Раб в этом слу­чае при­над­ле­жал боже­ству, и так как выкуп за осво­бож­де­ние вру­чал­ся богу, то сво­бо­да раба охра­ня­лась самим этим боже­ст­вом.

Патрон поль­зо­вал­ся даже пра­вом по сво­е­му усмот­ре­нию огра­ни­чи­вать сво­бо­ду воль­ноот­пу­щен­но­го, как это будет вид­но из ниже­сле­дую­щих доку­мен­тов. Воль­ноот­пу­щен­ник при всех обсто­я­тель­ствах был обя­зан по отно­ше­нию к патро­ну послу­ша­ни­ем и почте­ни­ем; он дол­жен был пред­ла­гать ему при вся­ком слу­чае свои услу­ги, сове­то­вать­ся с ним, желая всту­пить в брак, и отка­зать­ся от женить­бы, не одоб­ря­е­мой гос­по­ди­ном. Если он не выпол­нял этих обя­зан­но­стей, то по поста­нов­ле­нию суда мог быть сно­ва вверг­нут в раб­ство.

14. Акт отпу­ще­ния на волю.

15. Дру­гой акт отпу­ще­ния на волю.

« Эпи­ха­рид, сын Эвда­ма из Лелеи, про­дал богу на сле­дую­щих усло­ви­ях одну жен­щи­ну, родом сири­ян­ку, по име­ни Азию. Соглас­но усло­вию меж­ду Ази­ей и богом, цена ее рав­ня­ет­ся трем с поло­ви­ной минам сереб­ра (око­ло 130 руб.). Она будет сво­бод­ной, и ее сво­бо­да долж­на быть защи­ще­на от пося­га­тельств в тече­ние всей ее жиз­ни; она может делать, что ей угод­но, но при усло­вии жить в Лелее. Пору­чи­те­ли: Дио­дор, сын Гера­ко­на, и Тимокл, сын Тра­зеи, — дель­фий­цы.

Если кто-нибудь попы­та­ет­ся обра­тить Азию в раб­ство, Эпи­ха­рид и его пору­чи­те­ли обя­за­ны отста­и­вать дей­ст­ви­тель­ность покуп­ки, совер­шен­ной богом. Если они не сде­ла­ют это­го, то под­ле­жат ответ­ст­вен­но­сти соглас­но дого­во­ру и зако­нам. Вме­сте с тем, если кто-нибудь встре­тит Азию, может силою вер­нуть ей сво­бо­ду, без стра­ха судеб­но­го про­цес­са или како­го-либо нака­за­ния. Без поз­во­ле­ния Эпи­ха­рида Азия не име­ет пра­ва жить вне Лелеи; в про­тив­ном слу­чае про­да­жа ее (боже­ству) дела­ет­ся недей­ст­ви­тель­ной. Ей стро­го вос­пре­ща­ет­ся так­же отчуж­дать какую-либо часть ее иму­ще­ства; в про­тив­ном слу­чае про­да­жа Азии (богу) недей­ст­ви­тель­на.

Если она умрет, ее иму­ще­ство цели­ком перей­дет к Эпи­ха­риду или его наслед­ни­кам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *