что служило источниками рабства существовавшего в древнегреческих городах
Рабство в Древней Греции
Уже в доисторический гомеровский период рабство было нормой. Победитель обращал военнопленных в рабов, продавал их или за выкуп отпускал на свободу. Морской разбой также соединялся с многочисленными случаями обращения в рабство. Большинство рабов в эту эпоху были греками и захватывались в войнах между греческими полисами, что влияло на отношение господ к рабам. С течением времени начинает расти дистанция между свободными и рабами, число последних постепенно увеличивается. Весьма вероятно, что соотношение свободных граждан к рабам было 1:3. В Афинах не было почти ни одного семейства, даже очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом.
Связанные понятия
Метеки, метойки (др.-греч. Μέτοικοι, букв. «переселенцы») — в Древней Греции — неполноправные жители Аттики. Метеками являлись иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении известного срока обязан был вписаться в число метэков. Кроме того, в класс метэков поступали отпущенные на волю рабы.
Приблизительно с 594 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Её называют первой в мире демократической системой. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Как отмечают, в эпоху расцвета афинской демократии около трети граждан одновременно занимали ту или иную государственную должность. Разделения властей в современном понимании не было. По мнению доктора юриспруденции Карлин Романо, опыт афинской демократии.
Сисситии (др.-греч. συσσίτια «совместная трапеза») — в Древней Греции, прежде всего среди дорийцев — совместные трапезы для граждан, более всего известны на Крите и в Спарте, также упоминаются в Мегарах и Коринфе. Совместные пиры героев упоминаются еще Гомером. У спартанцев эти трапезы также назывались фидитиями (φειδίτια), а на Крите — андриями («мужскими трапезами», ἀνδρεῖα, ἄνδρια).
РАБСТВО АНТИЧНОЕ
Именно в греко-римском мире рабство обрело свой «классический» вид и стало играть бо́льшую роль в комплексе общественных отношений сравнительно с Древним Востоком. Источниками рабства были пиратство, войны (захват пленных), долговое рабство (в некоторых полисах впоследствии отмененное), воспроизводство в доме господина. Первоначально рабство имело патриархальный характер (в Греции в гомеровскую эпоху или в царском и раннереспубликанском Риме): рабы были фактически членами семьи, делившими с хозяевами труд, кров и пищу. В гомеровских поэмах чаще упоминаются рабыни: мужчин при захвате вражеской территории предпочитали уничтожалось. Рабы, встречающиеся на страницах поэм, – нередко попавшие в рабство случайно, из далекой чужбины. Невольницы вместе с домочадцами делают работу по дому (Навсикая идет стирать белье с рабынями), вместе работают на поле и т.п. Рабы и хозяева вместе живут, едят, спят, работают, как Лаэрт и его рабы. Но разница все-таки есть и немалая: достаточно вспомнить суровую расправу, учиненную Одиссеем над теми рабами и рабынями, которые поддерживали женихов.
Постепенно, по мере того как количество рабов увеличивалось и возрастала их роль в экономике, отношения рабов и хозяев менялось. В классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) и в римскую эпоху великих завоеваний (III – II вв. до н.э.), когда на рынки хлынули десятки тысяч невольников, к рабам стали относиться как к вещи; хозяин может безнаказанно распоряжаться им, как ему вздумается. В отличие от патриархального, «классическое» рабство использует раба как средство получения прибыли, поэтому резко усиливается эксплуатация рабов и ухудшается их положение. Катон Старший в своем трактате «О земледелии» советует управляющему следить за тем, чтобы рабы всегда, даже в праздник и непогоду, были заняты делом; от старых и больных рабов следует избавляться, чтобы не кормить их даром. Еще более цинично подходил к рабам писатель I в. до н.э. Марк Теренций Варрон. Он говорил, что средства, которыми возделывают поля, делятся на «орудия говорящие, орудия полуговорящие и орудия немые. К говорящим относятся рабы, к полуговорящим – волы, к немым – телеги». Правда, по мере роста количества рабов в античном обществе увеличивалось и количество вольноотпущенников. В античном Риме либертин принимал имя бывшего господина, становился его клиентом. Иногда он оставался в доме хозяина, иногда платил ему оброк со своего промысла (например, ремесленной мастерской) или выполнял услуги делового и торгового агента. Отпущенничество стало массовым явлением в эпоху ранней империи. Тогда же многие либертины заняли важные посты в бюрократическом имперском аппарате, немало их было и среди императорских любимчиков.
Рабы были заняты в домашнем хозяйстве, на полевых работах, в мастерских, выполняли грязную и тяжелую работу. Главной сферой применения рабского труда являлось сельское хозяйство. И в античной Греции, и в Риме мелкие земельные собственники имели обычно одного-двух рабов, с помощью которых они обрабатывали свои наделы. Но были, конечно, более крупные хозяйства, где использовался труд десятков или даже сотен невольников. Последнее более характерно для Италии, для римских латифундий, число которых особенно велико было на юге страны. Самым тяжелым был труд на рудниках, каменоломнях и мельницах, куда можно было угодить за какой-нибудь проступок. В Аттике таким страшным местом был Лаврион – серебряные рудники. Самые крупные афинские рабовладельцы отдавали туда своих рабов в лизинг: Никий – 1000, Гиппоник – 600 и т.д., получая за живой товар 1 обол в день. На италийских шахтах и каменоломнях также работали десятки тысяч рабов: тех, кто был осужден на работу в рудники (damnati in metallum), невозможно было выкупить или отпустить на волю, их удел – жить и умереть под землей. Рабы трудились в греческих эргастериях или римских мастерских: на фабрике щитов Лисия задействовано было 120 рабов, у отца оратора Демосфена было две мастерских, в одной работало 33 или 32 ножовщика, в другой – 20 ложеизготовителей. Особую группу рабов составляла челядь, а также флейтисты, танцовщицы, гетеры и т.п. Раб-педагог в Греции опекал барского недоросля, провожал его в школу и палестру. В Риме ученые рабы (как правило, греки по происхождению) выполняли обязанности учителей и врачей; образованного раба не принято было долго держать в невольниках, и через какое-то время их обычно отпускали на волю. Примерно половина гладиаторов времен Поздней республики были рабами. Гладиаторы, умевшие сражаться и имевшие доступ к оружию, были весьма опасными рабами, что продемонстрировало восстание Спартака (73-71 гг. до н.э.).
Помимо рабов, находящихся в частной собственности, были государственные рабы. Их положение было лучше, чем у частновладельческих, большинство жило своими домами, семьями. Среди них были писцы, глашатаи, палачи, тюремщики, полицейские.
Вопрос о численности рабов в греческих полисах является одним из самых дискуссионных в науке. Минимальную границу дает Фукидид, сообщая, что во время Пелопоннесской войны к спартанцам бежало более 20 тыс. рабов. Предлагались цифры для Афин времен Перикла: ок. 100-120 тысяч рабов, в процентном отношении – около трети, а по оптимистическим подсчетам – четверти населения. По переписи Деметрия Фалерского (между 317-307 гг. до н.э.) в Афинах насчитывалось 21000 граждан (без детей и жен), 10000 метеков и 40000 рабов. Рабы в Римском государстве I в. до н.э. составляли от 30 до 40 % населения, общей численностью от двух до трех миллионов.
Правовой статус раба был ниже, чем свободного гражданина. За одно и то же преступление его наказывали строже, чем свободного; он не мог выступать в суде, не мог владеть собственностью, вступать в официальный брак; его хозяин мог его продать, сдать в аренду и т.п. За изувечивание раба полагалось наказание, но гораздо меньшее, чем за членовредительство по отношению к свободному человеку. Да, в Афинах раба нельзя было безнаказанно убивать, ибо пролитие крови означало навлечение скверны (миазма) на полис, но в тех же просвещенных Афинах существовала практика взятия свидетельских показаний у рабов только под пыткой. Такой вид смертной казни, как распятие, в Риме предназначался, главным образом, для рабов. В императорское время наблюдается некоторые послабление: Адриан и Антонин Пий запретили хозяевам убивать рабов без причины, рабы получили возможность жаловаться на жестокое обращение.
Хотя в античной экономике ощутима была доля свободного труда (особенно в сельском хозяйстве), но все же в значительной степени она была основана на рабстве, которое пронизывало все сферы общественной жизни. В конечном счете, рабство повлияло на судьбу античной цивилизации. Возможность развивать производство сводилось к экстенсивному, количественному увеличению рабов. Как следствие: пренебрежениями к внедрению технических новинок, фактическое отсутствие прогресса в технологиях производства, зависимость от внешних условий – от войн, обеспечивающих приток невольников. В поисках альтернативы, стимулирования искали новые формы социально-экономических отношений наподобие отпущенничества, римского пекулия или колоната. Был еще и моральный аспект, нравственное воздействие рабства на общество: рабство компрометировало физический труд, особенно тяжелый, ибо он ассоциировался с рабами (кроме труда на земле). Вместе с тем рабский труд обеспечивал гражданам полисов досуг – свободное время (греч. σχολή и лат. оtium), используемое для занятий, не связанных с экономикой. Досуг (в греческом и подражавшем ему римском) понимании предназначался для интеллектуального и творческого времяпровождения, самосовершенствования, знакомства с прекрасным. Таким образом, отчасти правы те, кто (как например, Фридрих Ницше) утверждал, что без античного рабства не было бы поразительной античной культуры, хотя, безусловно, были и другие предпосылки к ее развитию.
Тест по темам «Афинская демократия» и «Жизнь в полисе»
1. Что служило источником рабства, существовавшего в древнегреческих городах? Укажите 2 положения:
А) война; Б) обвинение гражданина по суду; В) политическая борьба; Г) пиратство;
2. Как изменилось положение Афин после греко-персидских войн?
А) Город не смог восстановить потери, нанесённые войсками Ксеркса;
Б) Афины признали главенство Спарты;
В) Основанный Афинами морской союз распался;
Г) Афины стали лидером среди греческих полисов;
3. Установите соответствие между названиями афинских органов власти, должностных лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца:
ОРГАНЫ ВЛАСТИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
А) Совет пятисот; 1) командование армией и флотом;
Б) Народное собрание; 2) управление текущими делами города;
В) казначей; 3) принятие законов, выборы должностных лиц;
4) стратег; 4) хранение денежных средств;
4. Дайте определение понятия «демократия»____________________________________________________
5. Остракизмом в Афинах называлось:
А) определение людей, опасных для города и подлежавших изгнанию;
Б) уравнение в правах аристократов и рядовых граждан;
В) отсутствие гражданских прав у женщин;
Г) изъятие земельных наделов за долги;
1. Что из названного относится к системе образования в Древних Афинах:
А) обучение детей велось при храмах; Б) школу посещали только мальчики;
В) мальчики и девочки учились в разных классах; Г) детей учили только читать, писать и считать;
2. Что свидетельствовало о демократическом устройстве Афинского государства? Укажите 2 верных положения:
А) все граждане имели равные наделы земли;
Б) решения по всем важным вопросам принимало Народное собрание;
В) многие значительные должности были выборными;
Г) рабы, прослужившие установленный срок, получали свободу;
3. Установите соответствие между именами известных греков и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца:
А) Перикл; 1) архонт, известный своими жестокими законами;
Б) Гомер; 2) архонт и стратег, участник Греко-персидских войн;
В) Фемистокл; 3) стратег, способствовавший укреплению афинской демократии, расцвету искусств;
Г) Драконт; 4) поэт, автор поэм «Илиада» и «Одиссея»;
4. Дайте определение понятия «остракизм»______________________________________________________
5. Что не относилось к правам гражданина греческого полиса?
А) владение участком земли в полисе;
Б) защита родины в составе народного ополчения;
В) назначение на высшие должности в полисе;
В) участие в Народном собрании;
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Тест по теме «Древний Рим» для 5 класса
Задание по теме «Зарождение греческой цивилизации» для 5 класса
Тест по теме «Древняя Спарта»
Задание по теме «Историческая хронология»
Урок по истории на тему «Тюдоры»
Презентация по истории на тему «Тюдоры»
Итоговая контрольная работа по истории для 5 класса
Рубежная контрольная работа по истории для 5 класса
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5322498 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Рабство в Древней Греции
Вы будете перенаправлены на Автор24
Положение рабов в Греции
Рассматривая рабство в Греции, следует отметить, что раба там в принципе не считали за человека, и тем более за личность. Также на разные сферы жизни, в особенности на личную жизнь раба накладывался ряд ограничений:
Рабы также не могли вести никаких самостоятельных дел, особенно если это казалось судебных разбирательств. Их показания не имели никакого веса, а порой добивались путем изощренных пыток.
Истязания рабов, подвержение их пыткам – это была обычная практика в Греции. Рабов заключали в темницы, где было невозможно сидеть, лежать или просто стоять. вытягивали на блоках, лишали пищи на продолжительное время, отправляли на самые тяжелые в те времена работы (мельницы или рудники). Если рабы пытались бежать, то их ловили и делали клеймо на лбу, что было самым унизительным для любого раба. Таким образом, все видели, что он в неволе и принадлежит другому человеку.
Готовые работы на аналогичную тему
Специфика рабства в Греции
Некоторые исследователи отмечают, что отношение к рабам в Афинах было недопустимо мягким: рабы ощущали свои права и свободу, могли передвигаться по территориям, общаться друг с другом, вести самую обычную жизнь, что не укладывается в понимание рабства как такового. Рабов нельзя было бить и наказывать, при встрече с другими господами они вели себя очень свободно, что могло раздражать и вводить в заблуждение по отношению к социальному положению, которое занимает раб. Этого же мнения придерживались и афинские рабовладельцы, которые были возмущены, что власти предоставляют рабам такую свободу действий и волеизъявления.
Мы можем предположить, что в отношении к домашним рабам афиняне также проявляли большую гуманность, чем рабовладельцы из других регионов. Например, если рассматривать комедии Аристофана, то в них нередко можно встретить среди главных действующих лиц рабов, которые не просто ведут себя наравне со своими хозяевами, но и поучают их, преподают им какие-либо жизненные уроки, что в целом не укладывается в принципы рабства.
Тем не менее, подобные отношения складывались между государственными рабами и рабовладельцами. Частные рабы все же жили в более строгих условиях. У них не было свобод в волеизъявлении, они не могли просто так разговаривать со своим господином, если тот им не позволит. Наиболее частая практика – это применение суровых наказаний, а не установление братских и неформальных отношений.
Не исключено, что во многих комедиях и документах описывается возможная модель отношений раба и рабовладельца, но как таковой ее никогда не существовало. Тем не менее, усердная работа рабов, выполнение ими всех пожеланий и предпочтений хозяев привела к тому, что Греция стала одной из самых красивых и экономически развитых стран. Конечно, внутри страны все еще оставались противоречия в вопросе об отношении к рабам, но жесткость властей в периоды, когда нужно было улучшать состояние страны играла свою роль.
Если говорить о количестве рабов, то по приблизительным подсчетам, в Афинах треть всего населения составляли именно подневольные лица. Преобладали рабы-мужчины, которые были заняты в производстве. К слову, среди рабов было крайне мало стариков и детей. Значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было гораздо выше, чем их арифметическая численность. Историки подчеркивают, что если бы не рабы и их труд, не было бы такой греческой архитектуры, и в целом страна была бы запущенной и не самодостаточной.
Источниками рабов были:
Помимо того, рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов, так как они могли вступать в свободные отношения друг с другом. Дети рабов с самого рождения считались собственностью хозяина. Рабыни считались наложницами хозяина, в некоторых территориях Греции устраивали так называемые «питомники», в которых с рождения воспитывали детей-рабов, которых потом перепродавали с очень большой выгодой, ведь они уже были приучены к некоторым видам труда.
Частная и общественная жизнь греков.
Рабство.
1. Первобытное рабство.
В большинстве богатых домов штат рабов далеко не доходил до таких громадных размеров, и нередко с. 182 случалось, что землевладельцы совершенно не имели рабов. У Одиссея рабы занимались преимущественно присмотром за скотом. В Итаке были, например, пастухи для свиней, коз, волов и овец. Между ними существовала известная иерархия. Так, у Эвмея было четыре подчиненных. Кроме того есть указания на должность главного надсмотрщика над волами и главного пастуха.
Эвмей, которому было поручено ведение самостоятельного дела, жил очень независимо. Для угощения своих гостей и для своего собственного стола он мог пользоваться свиньями, находящимися на его попечении; он, не спрашивая ни у кого разрешения, строил хлевы; у него были деньги, которые дали ему возможность купить раба; он страдал только потому, что боялся смерти Одиссея и расхищения его имущества женихами Пенелопы. Следует отметить, что эта картина отношений не представляет чего-то идеального, исключительного. Всюду раб любит с. 183 своего господина и, в свою очередь, любим им. Рабы принимают участие в печалях и радостях хозяина; их обращение с ним носит характер фамильярности и почтительности, и на его благосклонность рабы отвечают безграничной преданностью.
2. Мнение Аристотеля о рабстве.
Если подобные идеи провозглашал такой великий ум, как Аристотель, нетрудно догадаться, каковы должны были быть общепринятые взгляды. Греки никогда не сомневались в необходимости и законности рабства.
3. Источники рабства.
В V и IV веках до Р. Х. рабство пополнялось несколькими различными источниками.
Прежде всего, были рабы, родившиеся в доме ( οἰκογενεῖς ). Они принадлежали не своим отцам или матерям, которые, как рабы, были лишены права владеть чем бы то ни было, а господину своих отцов или матерей. Число таких рабов вообще было не очень велико.
Наконец, потеря свободы могла быть результатом постановления суда. Так наказывали иностранцев, которые скрывали свое положение и пытались путем обмана проникнуть в число граждан. Гражданин, выкупленный из плена кем-нибудь из своих соотечественников, лишался свободы, если не вносил суммы своего выкупа; но сомнительно, чтобы эта угроза когда-нибудь приводилась в исполнение. Одно постановление, изданное городом Галикарнассом около 457 года до Р. Х., как временная мера, допускает возможность в некоторых случаях продавать людей в чужие края.
4. Продажа рабов.
Греческий писатель Лукиан 7 в своем сочинении, озаглавленном « Распродажа душ » ( Βίων πρᾶσις ), дает сатирическую картину продажи Зевсом философов, применяя к этому торгу приемы, употреблявшиеся при продаже рабов.
5. Стоимость рабов.
Обычную цену рабов, употребляемых при добыче серебра или на самых тяжелых полевых работах, можно определить в две или в две с половиной мины (около 74— 93 руб.). Стоимость раба-ремесленника должна была в среднем быть выше — от трех до четырех мин (около 110— 148 руб.), иногда она доходила до четырех с половиной мин (около 167 руб.); главные же мастера стоили от пяти до шести мин (около 185— 222 руб.). Один грек заплатил за своего управляющего даже талант (около 2200 руб.), но это был случай исключительный.
Стоимость домашних рабов изменялась, как и стоимость рабов-чернорабочих, в зависимости от того, предназначались ли они для самых обыкновенных работ или для должностей, предполагавших большее умственное развитие или известную близость к господам. Демосфен 9 с. 188 в одной своей речи упоминает о рабе ценностью в две мины (около 74 руб.), но не указывает его назначения; в другой речи одна рабыня оценена в пять мин (около 185 руб.); эта цифра, получившаяся путем судебной оценки, может рассматриваться как наивысшая в данном случае. Впрочем, цена в пять мин была довольно обычной, если раб отличался каким-нибудь талантом. Рабы, служащие для удовлетворения потребностей роскоши, ценились, разумеется, дороже. Самый плохой повар при найме получал не менее 6 оболов (около 36 коп.) в день.
В надписях, относящихся к актам отпущения на волю, находится множество указаний на цены. Самая обычная цена — от до мин (около 110— 148 руб.). В одном сборнике надписей (Вешера и Фукарта) упоминается, во-первых, приблизительно о 150 невольниках, из которых половина состояла из мужчин, половина из женщин, проданных по три мины за каждого, и, во-вторых, о 120 — ценою по 4 мины. И выше и ниже этих цен цифры сильно падают или повышаются. Так, 45 рабов — из них 20 женщин — проданы по 2 мины (около 74 руб.), 14 — в большинстве молодые девушки или юноши — по 1 мине с небольшим (около 40 руб.), трое или четверо — менее, чем по мине. С другой стороны, тут указывается, что 40 человек, мужчин и женщин, были проданы по 5 мин (около 180 руб.); 20— 25 человек — по 6 мин (около 222 руб.); 1 человек за 7 мин (около 259 руб.); один невольник и один уроженец Сидона — за 8 мин (около 296 руб.); еще один — за 9 мин (около 333 руб.); три женщины, родившиеся дома, — за 7, 8 и 10 мин (около 259, 296 и 370 руб.); еще одна — за 8 мин; другая, флейтистка или изготовительница флейт, — за 10 мин; юноша, родившийся дома, — за 10 мин; женщина, родившаяся дома, — за 15 мин (около 555 руб.). Варвары продаются иногда также по самой высокой цене. Из пяти человек, оцененных по 10 мин, два были фракийцы и один уроженец Галаты. Стоимость одного армянина достигает 18 мин (около 666 руб.).
с. 189 Следует прибавить, что отпущения на волю этих рабов были обставлены тяжелыми условиями и что для многих из них к денежному выкупу присоединялись другие обязательства: то вольноотпущенник вынужден был оставаться на определенное время или на всю жизнь у продавца, то должен выплачивать этому продавцу, или за него — какому-нибудь другому лицу, известный оброк; подобные условия составляли как бы дополнительную плату, которая неизбежно должна была уменьшить основную сумму.
6. Местности, поставлявшие рабов.
Два рода документов дают указания на то, откуда обыкновенно доставляли рабов.
Фракиянка | 165 драхм (около 61 руб.) | ||
Фракиянка | 135 драхм (около 50 руб.) | ||
Фракиец | 170 драхм (около 63 руб.) | ||
Сириец | 240 драхм (около 89 руб.) | ||
Кариец | 105 драхм (около 39 руб.) | ||
Иллириец | 161 драхма (около 60 руб.) | ||
Фракиянка | 220 драхм (около 81 руб.) | ||
с. 190 | Фракиец | 115 драхм (около 43 руб.) | |
Скиф | 144 драхмы (около 53 руб.) | ||
Иллириец | 121 драхма (около 45 руб.) | ||
Колхидец | 153 драхмы (около 57 руб.) | ||
Молодой кариец | 174 драхмы (около 64 руб.) | ||
Мальчик-кариец | 72 драхмы (около 27 руб.) | ||
Сириец | 301 драхма (около 111 руб.) | ||
Фессалиец | 151 драхма (около 56 руб.) | ||
Лидиец | ? |
С другой стороны, имеется много дельфийских 12 надписей III и II века до Р. Х., в которых указано происхождение раба.
Согласно исследованиям Валлона 13 (т. I, стр. 171— 173), среди трехсот рабов насчитывается 18 фракийцев (7 мужчин и 11 женщин), 15 сирийцев (из них 10 женщин), 2 фригийца и 2 лидийца (из них по одной женщине на каждую страну), 7 уроженцев Галаты, 3 каппадокийца, 4 армянина (из которых одна женщина), 4 иллирийца (из них 3 женщины), 3 сармата (из них 2 женщины), одна уроженка страны бастарнов, 2 араба, 1 еврей и 1 еврейка. Из Мизии, Вифинии, Пафлагонии, земли тибаренов, Меотиды, Сидона, Кипра, Египта было доставлено по одному рабу. Встречаются также и рабы греческого происхождения. Отечеством их являются Македония, Эпир, Пеония, Перребия, Атамания, Беотия, Фокида, Локрида, Халкидика, Мегара, Лакония (6 мужчин и 3 женщины), Гераклея Понтийская, Александрия, Апамея и т. п. И эти рабы были не варвары, привезенные из этих стран, а местные уроженцы, греки, впавшие в рабство.
7. Число рабов.
« Тем не менее греки охотно придерживались правила Аристотеля, что большое число прислуги представляет неудобство. У самого Аристотеля было тринадцать рабов; три другие философа (Феофраст, Стратон и Ликон) имели от 6 до 12 рабов каждый. Надо думать из уважения к логике, что эти числа не выходили из границ умеренности, предписываемой всеми этими философами. Но было ли это обычной нормой? Конечно, нет: иные могли удовлетвориться меньшим числом. При среднем же достатке количество рабов редко опускалось ниже трех или четырех. Во всех сценах комедии, происходящих внутри дома, рабы играют такую роль, для выполнения которой предполагается не меньшая цифра их; а то, что можно наблюдать в театре, так верно отражающем жизнь греческого общества, находится и в тех картинах действительной жизни, которые рисуют нам ораторы. Ксенофан 16 жалуется, что его бедность не позволяет ему иметь даже двух рабов.
8. Положение раба.
Раб в известном отношении был членом семьи. Когда он вступал в какое-нибудь афинское семейство, его по обычаю сажали у очага и бросали ему на голову сухие фиги, финики и печенья, как бы приобщая его к домашней религии. Тем не менее благодаря этой церемонии он не получал никаких положительных прав. В принципе раб был ничто и не пользовался правом владеть каким бы то ни было имуществом. Он был в полной власти своего господина, который мог по произволу распоряжаться личностью своего раба и взять себе даже мелкие его сбережения. Зависимость раба была безгранична; закон, правосудие не существовали для него; хотя на него смотрели как на человеческое существо, но обращались с ним, как с предметом собственности.
Раб, живя в постоянном общении с господином и с. 194 являясь свидетелем всех его поступков, должен был оказывать на него известное влияние. Один из клиентов оратора Лизия 20 стремился доказать своим судьям, что он не мог совершить преступления, в котором его обвиняли; он указывал, что подобная неосторожность с его стороны была бы очень неблагоразумна. « Поступив таким образом, я попал бы в зависимость от моих рабов; с этого времени я не имел бы возможности наказывать их даже за самые важные проступки, потому что моя строгость могла бы побудить их искать мщения путем доноса » (VII, 16). С рабами обходились бережно потому, что их содействие было необходимо во всем, и потому, что господа постоянно нуждались в их помощи или их соучастии.
9. Характер раба.
Греческая комедия дает нам довольно точное понятие о роли и характере рабов.
В древней комедии (т. е. до конца V века) раб выступает еще мало: он не играет в ней главной роли, как не играл ее и в действительной жизни. Он появляется лишь в качестве неизбежной подробности или же в интермедии для того, чтобы развлекать и забавлять публику своими воплями, когда его били. Однако в « Осах » и в « Мире » Аристофана 22 рабам отводится уже бо ́ льшая роль в диалогах и в ходе пьесы. В « Лягушках » и в « Плутосе » того же автора они своим присутствием и комическими выходками одушевляют все действие. В « Лягушках » таким лицом является Ксантий со своими грубыми словечками и с. 196 смелыми ответами; он смеется над хвастливыми выходками своего господина и первенствует над ним своей твердостью в минуту опасности. В « Плутосе » в начале пьесы появляется Карион; он сокрушается о печальном положении раба, который связан с судьбой своего господина и фатальным образом вовлекается в последствия его безумств, но пытается исправить случившееся, расспрашивает, советует, проявляет желание вмешаться и действительно вмешивается во все.
Раб Аристофана — всегда один и тот же тип: любопытный и назойливый, беззастенчивый насмешник; он хочет быть на равной ноге со своим господином; это стремление проявляется в вопросах, которые он предлагает господину, и в советах, которые он ему дает; раб как бы соперничает со своим повелителем в авторитете.
Эти черты еще явственнее проявляются в « новой комедии » IV и III веков. Изображая частную жизнь, она естественно должна была отвести больше места и рабу. Чаще всего раб тут является основной пружиной интриг и попадает, таким образом, в самый центр действия; благодаря этому новая комедия сумела выставить в более ярком свете отношения, связывающие его с другими людьми и особенно с господином. Эта комедия не дошла до нас, но мы знакомы с нею по Плавту и Теренцию, которые заимствовали из нее большинство своих сюжетов. Почти у всех рабов Плавта проявляется по отношению к их господам тот легкий и фамильярный тон, который, как общераспространенный обычай, был гораздо более свойствен Афинам, чем Риму. Таковы именно Эпидик и Псевдол в двух пьесах того же наименования: Эпидик утверждает, что он заставит поступать по-своему своего господина и его друга — двух умнейших людей в Совете, и затем встречает их гнев такими откровенными признаниями и дерзкою покорностью, что заставляет их опасаться новой ловушки. Псевдол нагло появляется перед Симоном и, сообщая о своем намерении обмануть его в течение того же самого дня, с. 197 предлагает ему побиться с ним об заклад, что тот не сможет помешать ему; когда же раб одерживает победу, то заставляет Симона положить ему на плечи выигранные им 20 мин.
10. Общественные рабы.
В одном отчете о расходах, произведенных в 329— 328 году, упоминалось о 17 рабах, употреблявшихся при строительных работах. Государство расходовало на человека в день около трех оболов (около 18 коп.); одежда их также покупалась на государственный счет, потому что упоминается о 17 шляпах ( πῖλοι ) ценою около 5 драхм (около 1 руб. 85 коп.) и о подшивке новых подметок у 17 пар обуви, ценой по 4 драхмы (около 1 руб. 50 коп.) за пару; государство доставляло им также и их инструменты. Нам неизвестно, много ли рабочих такого рода было в Афинах. В Эпидамне, в Иллирии, общественные работы были в их руках.
Положение этих людей, по крайней мере некоторых, было гораздо лучше положения частных рабов. Те из них, которые служили по административной части, пользовались известным почетом. Демосфен утверждает даже, что на рабах, называвшихся δημόσιοι и приставленных к должностному лицу, которое заведовало государственным казначейством, в значительной мере лежала обязанность контролировать действия этого последнего.
11. Беглые рабы.
Нередко бывало, что раб убегал от своего хозяина, несмотря на все предосторожности, которые принимались по отношению к подозреваемым в недобром намерении, т. е. несмотря на ножные кандалы, цепи на руках, ошейники на шее, а иногда клейма на лбу. Рабы пользовались для побега малейшими неурядицами, переживаемыми государством — войнами или внутренними волнениями; некоторые не ожидали даже и таких случаев. Владельцы стремились поймать их, потому что всякий раб представлял собой известный капитал, который никому не хотелось утрачивать. За рабами отправляли погоню; требовали их выдачи от государств, в которых они скрывались бегством; делали объявления, обещающие приличное вознаграждение тому, кто приведет их обратно. Вот образчик подобного объявления; оно найдено в Египте, но написано по-гречески и касается раба из Александрии, города вполне греческого.
« Один раб Аристогена, сына Хризиппа из Алабанды с. 200 (в Малой Азии), скрылся из Александрии. Зовут его Гермон, но он носит также прозвище Нилоса; он родом сириец, из города Бамбика; ему около 18 лет; он среднего роста, без бороды, со стройными ногами; на подбородке у него ямочка, около левой ноздри родимое пятно; пониже левого угла рта — шрам; на правой руке изображены варварские буквы.
В момент его бегства на нем был пояс с тремя золотыми монетами ценою в одну мину и 10 жемчужин; у него было железное кольцо с лекифом 28 и скребницей; одеждой ему служили хламида и передник.
Доставивший его получит 2 таланта медью и 3000 драхм; тот же, кто только укажет его убежище, получит 1 талант и 2000 драхм, если беглец находится в священном месте; если же он скрывается в доме состоятельного человека, подлежащего взысканию, то — 3 таланта и 5000 драхм.
Если кто желает сделать заявление об этом, пусть обратится к служащим у стратега.
12. Восстание рабов.
Историк Нимфодор 30 рассказывает о восстании рабов на острове Хиосе, где рабство было сильно развито. Впрочем, возможно, что этот рассказ — только легенда.
« Рабы хиосцев покидают своих господ и убегают в горы; оттуда они толпами нападают на поместья и разграбляют их. Горная и лесистая местность этого острова благоприятствует им. Сами хиосцы рассказывают, что недавно в горы убежал один раб; он был храбрым и не без военных способностей; он собрал вокруг себя беглых рабов, образовал из них войско и стал их предводителем. Против него часто устраивались походы, но безуспешно. В конце концов Дримак (так было его имя) обратился к хиосцам с такой речью:
„Бедствия, причиняемые вам вашими бывшими рабами, не прекратятся; это предсказывает нам божественный оракул. Послушайте меня: оставьте нас в покое, и вам будет только лучше”. Тогда с ним вступили в переговоры, и между обеими сторонами было заключено перемирие; Дримак после этого приказал сделать себе собственные меры, весы и печать. Он показал их хиосцам и сказал: „Все, что я получу от вас, я буду перемеривать и перевешивать; когда у меня будет всего достаточно, я наложу печати на ваши амбары. Если с. 202 кто-нибудь из ваших рабов убежит, я разберу его дело; я оставлю у себя тех, у которых окажутся достаточные основания жаловаться на своих господ; других я буду отправлять обратно”.
С тех пор число побегов уменьшилось, потому что все боялись его приговоров. Рабы, находящиеся около него, боялись его гораздо больше, чем своих господ, и повиновались ему, как предводителю войска. Он наказывал за нарушение дисциплины и не позволял никому грабить поля и причинять без его приказа жителям какой-либо вред. В дни праздников он разъезжал по поместьям и получал от хозяев вино, откормленных жертвенных животных и другие дары; если он узнавал, что кто-нибудь из них замышлял погубить его, он наказывал виновного. Впоследствии хиосское государство назначило вознаграждение за его голову.
13. Отпущение на волю.
Афинский раб мог получить свободу или в силу постановления государства, или путем выкупа, или благодаря отпускной, дарованной ему его господином.
2. Раб мог также купить свою свободу на свои сбережения или на чужие деньги. Неизвестно, однако, был ли обязан господин принять выкуп раба или он имел право отказать в этом.
3. Чаще всего отпущение на волю происходило по завещанию господина, который, умирая, освобождал рабов, хорошо ему служивших. Но освобождение раба могло произойти также и благодаря действию господина при жизни. Потому-то и встречаются отпущения, объявлявшиеся на суде или перед народным собранием.
Вне Аттики применялись и другие формы отпущения на волю. В Мантинее и во многих фессалийских городах государство гарантировало вольноотпущеннику свободу под условием уплаты им налога, взимаемого один раз навсегда. В других местах, а именно в Беотии и Фокиде, часто случалось, что господин посвящал своего вольноотпущенника какому-нибудь божеству; в этом случае было запрещено ввергать его снова в рабство; жрец и должностные лица должны были защищать его от попыток такого рода. Прибегали также к следующему приему. Господин и раб приходили к дверям храма; там жрецы принимали раба, как бы отдаваемого богу, и выплачивали господину при нескольких свидетелях условленную сумму. Раб в этом случае принадлежал божеству, и так как выкуп за освобождение вручался богу, то свобода раба охранялась самим этим божеством.
Патрон пользовался даже правом по своему усмотрению ограничивать свободу вольноотпущенного, как это будет видно из нижеследующих документов. Вольноотпущенник при всех обстоятельствах был обязан по отношению к патрону послушанием и почтением; он должен был предлагать ему при всяком случае свои услуги, советоваться с ним, желая вступить в брак, и отказаться от женитьбы, не одобряемой господином. Если он не выполнял этих обязанностей, то по постановлению суда мог быть снова ввергнут в рабство.
14. Акт отпущения на волю.
15. Другой акт отпущения на волю.
« Эпихарид, сын Эвдама из Лелеи, продал богу на следующих условиях одну женщину, родом сириянку, по имени Азию. Согласно условию между Азией и богом, цена ее равняется трем с половиной минам серебра (около 130 руб.). Она будет свободной, и ее свобода должна быть защищена от посягательств в течение всей ее жизни; она может делать, что ей угодно, но при условии жить в Лелее. Поручители: Диодор, сын Геракона, и Тимокл, сын Тразеи, — дельфийцы.
Если кто-нибудь попытается обратить Азию в рабство, Эпихарид и его поручители обязаны отстаивать действительность покупки, совершенной богом. Если они не сделают этого, то подлежат ответственности согласно договору и законам. Вместе с тем, если кто-нибудь встретит Азию, может силою вернуть ей свободу, без страха судебного процесса или какого-либо наказания. Без позволения Эпихарида Азия не имеет права жить вне Лелеи; в противном случае продажа ее (божеству) делается недействительной. Ей строго воспрещается также отчуждать какую-либо часть ее имущества; в противном случае продажа Азии (богу) недействительна.
Если она умрет, ее имущество целиком перейдет к Эпихариду или его наследникам.