что снимали в ростове великом
Кремль Ростовский, или Иван Васильевич меняет ЛОКАЦИЮ
Удивительная вещь – кино: оно предоставляет возможность путешествовать в пространстве и во времени. *См. Эдвард Росс «Как устроено кино. Теория и история кинематографа». Так, создатели комедии «Иван Васильевич меняет профессию» постарались на славу, пытаясь воссоздать образ Москвы времён Ивана Грозного. Формула качественного (советского) кино:
· интересный сюжет: в качестве основы взяли пьесу Булгакова (вы знали, что есть и второй вариант пьесы «Блаженство (Сон инженера Рейна)» – с путешествием в будущее?);
· невероятно гармоничный и харизматичный актёрский состав (исключения снисходительно не будем называть). Когда я читала книгу – уже после многочисленных просмотров киноадаптации, – литературных персонажей вытесняли яркие экранные образы. **Если любопытно, об этом говорится в книге «Что мы видим, когда читаем» Питера Менделсунда;
· назовём аутентичными костюмы, как на картинах Сурикова, Васнецова, Репина и Маковского;
· пиротехнические эффекты, которые могут потягаться со спецэффектами ещё не вышедшего четвёртого эпизода «Звёздных войнах»;
· добрый юмор, узнаваемые песни, почти полувековые афоризмы;
· наконец, грамотно подобранные декорации – рассказу о которых и посвящён сегодняшний пост.
Добро пожаловать в Ростов Великий!
Москва боярская — она же Ростов Великий, точнее, Ростовский Кремль. Технически, это вовсе не кремль (в смысле его оборонительного предназначения), а митрополичья резиденция. В северной части расположены Успенский собор начала 16 века (он на кинокартину не попал) и знаменитая Звонница; в центральной части – церкви, жилые покои и хозяйственные постройки; в южной части – Митрополичий сад.
Для наглядности представляю схему Кремля. Она нарисована вверх ногами: озеро Неро на самом деле должно быть внизу, на юге, а центральный вход – он обведён жёлтым прямоугольником – на западе.
Обе церкви с предыдущего коллажа попали в один из кадров погони за самозванцами:
Ростов перестал быть оборонительным пунктом, однако архитектурный ансамбль при строительстве (1670-1683 гг.) был окружён стенами с 11 башнями. Этот памятник русской военной архитектуры допетровского времени неслучайно известен именно как Кремль:
Одна из 11 башен. За стеной возвышается церковь Одигитрии:
Вышеупомянутая церковь иконы Божией Матери «Одигитрия» была построена позже остальных – в конце 17 века – и отличается (а отличить по фотографиям церкви, увиденные 10 лет назад, было непросто!) нарядностью архитектурнго стиля московского барокко:
На этом коллаже церковь Одигитрии находится справа. Здесь же знакомое зрителю кинокомедии крыльцо, ведущее якобы в царские палаты (на самом деле, интерьеры царских палат были искусственно созданы на киностудии «Мосфильм»):
А вот настоящие княжьи терема:
А вот настоящие княжьи терема:
Ростовский Кремль как митрополичий двор утратил своё значение на целых сто лет: с 1780-х по 1880-е гг. здесь не велись службы, некоторые здания и вовсе использовались под склады. В итоге местные купцы за свой счёт навели порядок, и позже Кремль получил статус музея. В середине прошлого века Кремль пострадал во время смерча, с тех пор (во всяком случае, к моменту моего посещения Ростова в 2008 году) здесь ведутся продолжительные реставрационные работы. Это видно на нижней фотографии (здесь ориентация с севера на юг, если смотреть слева направо):
В 1991 году собор и Звонница были переданы Русской Православной Церкви. Вот эта звонница:
Все 15 колоколов на Звоннице сохранились:
Церковь Воскресения — на её фоне Иван Васильевич Бунша путается в колоколах. Она же была на предыдущем снимке и на первой иллюстрации к посту. Жаль, звонницу сделали однотонной. Про икону на экстерьере церкви ничего не нашла.
Согласитесь, Ростов убедительно сыграл роль Московского Кремля? («Боже, какой типаж! Браво, браво!»)
Напоследок — светокот. В фильме ведь тоже была кошка, только чёрная.
Где снимается кино? В Ростовском кремле!
«Я где-то это уже видел…» — морщат лоб туристы, войдя в Ростовский кремль. Этот ансамбль XVII в. знаком широкой публике более не по школьным учебникам. А по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Фильму недавно исполнилось 40 лет, он всенародно любим.
В музее «Ростовский кремль» связь ансамбля с фильмом обыгрывают: туристы одеваются в царско-боярские костюмы и фотографируются на крыльце Красной палаты. Музей предлагает игру по мотивам фильма. Этой зимой в кремле проездом оказался Леонид Куравлев. Двигаясь в окружении телекамер, артист попал в компанию участников игры — и подыграл им. Импровизация с обменом фразами из фильма имела огромный успех и у участников игры, и у случайных зрителей.
Этот фильм не был ни первым, ни единственным для Ростова. Город, кремль давно освоены киношниками. За натурой — Древней Русью ли, глухой ли провинцией — они привычно едут в Ростов.
Кинобиография маленького районного города, началась, пожалуй, снятым в 1937 г. фильмом «Петр Первый». Из этого фильма до наших дней донеслось: «Опохмелись, светлейший!», или «Девица? Нет уже». Ростовский кремль появляется в фильме однажды. Древнюю Русь символизирует панорама соборной площади: Успенский собор, звонница, Воскресенская церковь с фланкирующими башнями.
Следующий «ростовский» фильм — «Коммунист» (1957). Кремля в фильме нет. Фигурирует другой памятник истории и культуры: не существующий ныне, разрушенный в постсоветское время железнодорожный вокзал — чудное строеньице в стиле модерн, вместительный и уютный. Помниться фильм может, помимо прочего, еще и тем, что им да «Лебединым озером» радовало нас телевидение в дни траура по усопшим генсекам.
В 1965 г. вышел фильм «Тридцать три». Окрестности кремля стали городом Верхние Ямки, торгующий ныне сувенирами дом ремесел на Подозерке — жильем Ивана Сергеевича Травкина (Евгений Леонов). Сам кремль был фоном и для похода героя к стоматологу, и для кортежа, движущегося к дому Травкина, и для тихого возвращения героя домой.
В 1967 г. «ростовский» сюжет видим в фильме «Семь нот в вышине». Фильм документальный, я бы его не упомянула, если бы не одна деталь. Именно он впервые актуализирует ростовские колокольные звоны. И тем самым вносит их и звонницу в арсенал кинематографистов.
В 1968 г. выходят «Братья Карамазовы». Последний фильм Ивана Пырьева — он успел подготовить съемки, провести их — выбрав Ростов, его кремль и Гостиный двор как место, где происходит действие. После смерти мастера монтаж закончили друзья и ученики. Фильм стал культовым, был номинирован на «Оскар», призом «Жемчужина» удостоила его Японская ассоциация кинолюбителей.
В 1969 г. в фильме «Семь стариков и одна девушка» на соборной звоннице Ростова оказывается… Фантомас. Персонаж этот тогда совершал победоносное шествие по СССР, потому приснился одному из героев фильма путешествующим по озеру в подлодке, а затем — бегущим по соборной ограде и качающимся на языке колокола «Сысой».
В том же 1969 г. оказался Ростовский кремль в детской сказке «Веселое волшебство».
1971 год в кинобиографию кремля принес два эпизода. В фильме «Держись за облака» кремль оказался фоном для ряда виселиц. Фильм не имел успеха, не спасло его участие Гунара Цилинского, Андрея Миронова, Василия Шукшина.
Второй фильм — «Человек с другой стороны». На пароме по озеру плывет с молодой женой инженер Крымов (Вячеслав Тихонов, только что снявшийся в «Доживем до понедельника») — на ростовской Подозерке с панорамой кремля их ждет мать героя.
В 1972 г. видим Ростовский кремль в «Руслане и Людмиле», снятый никак не меньше, чем в последовавшем на экраны год спустя «Иване Васильевиче».
В комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) Андрей Миронов с компанией мчится в красном «Москвиче» мимо кремля.
В 1978 г. кремль попал в ленту «Мой ласковый и нежный зверь». Герои едут в коляске мимо стены, ограждающей Митрополичий сад Ростовского кремля, фоном проскальзывают панорамы и детали других зданий, гладь озера Неро.
В том же году в Ростове снимали «Трактир на Пятницкой». «Гражданин товарищ барин» — это оттуда. Пашка Америка учит жизни Аленку аккурат у входа в музейное кафе…
В 1982 г. вышел фильм «Слезы капали». Снова Данелия снимает в Ростове Леонова, на сей раз герой последнего бредет по озеру, собравшись утопиться.
В 1986 г. с Ростовским кремлем оказываются связаны два фильма. В «Борисе Годунове» герои время от времени выходят на крыльцо Красной палаты. «Конец операции „Резидент“» показывает кремль сначала фрагментом в окне сберкассы, затем, когда шпион, получив деньги, выходит на улицу, — панорамой. Эта сберкасса с ее очередями и сейчас на том же месте…
В 1987 г. снимается в Ростове «Бесконечность». Фильм вышел лишь в 1991 г., Марлен Хуциев назвал его лучшей своей работой. Герой, вырвавшись из столицы, отправляется в город молодости своей. И составлен этот город из Ростова и Рыбинска. Те задворки, по которым идет герой Владислава Пильникова, над которыми сияет пятиглавие ростовского Успенского собора, — они и сейчас таковы, как в фильме.
1990 год — в «Царской охоте» возки выкатывают меж западной стеной Ростовского кремля и аркадой Гостиного двора…
В 1995 г. в китайском фильме «Красная вишня» кремль снят обильно. И внутри, и снаружи. Притом непривычно: в качестве концлагеря.
Фильм «Полицейские и воры» (1997) обошелся без кремля — Яковлевский монастырь был фоном для приключений Вячеслава Невинного и Геннадия Хазанова.
Список этот не полный, конечно. XXI век уже принес в перечень фильмы «Марш-бросок» (2003), сериалы «Котовский» (2009), «Раскол» (2011). Недавно прошли съемки сериалов «Романовы», «Счастливое детство», на днях наезжает еще одна съемочная группа.
Такое плотное общение города с киношниками рождает особое отношение у местных жителей к этому виду искусства. Они видят не только конечный продукт работы кинематографистов, но наблюдают съемки, постигают технологию.
В семейных архивах ростовцев среди прочих фоток — множество снимков с эпизодами съемок. Хоть «Иван Васильевич», хоть «Раскол» — ростовские или участвуют в массовках, или проходят мимо с фотоаппаратом наготове — и видят: «О! Снимается кино!»
«Иван Васильевич меняет профессию» и другие фильмы, которые снимали в Ростове Великом
Где живьем брали демонов?
Режиссер Леонид Гайдай снимал свою знаменитую комедию «Иван Васильевич меняет профессию» в Ростове Великом!
Киношный Иван Васильевич правил в Ростове
В фильме, который вы пересматриваете каждый Новый год, двойник Ивана Грозного восседает в палатах именно ростовского Кремля. Здесь же снимали сцены царского пира и погоню за демонами. «Живьем брать демонов!». Помните? Ох, надо срочно пересмотреть классику.
Ростов Великий засветился в «Невероятных приключениях итальянцев в России»
Здесь конечно есть географическое несоответствие: ну невозможно проехать через Ростов Великий, когда едешь из белокаменной в северную столицу. Но кто же теперь будет оспаривать режиссерский замысел? Значит так было надо!
Инкассатор преследовал Фантомаса на улице Петровичева
Кадр из фильма «Семь стариков и одна девушка», 1968 год
Ростов может быть не только великим, но и провинциальным
Именно таким город предстает перед зрителем в сериале «Мусорщик», главные роли в котором исполнили Олеся Судзиловская, Александр Робак и Алексей Гуськов.
Практически все главные достопримечательности Ростова попадают в кадр: Спасо-Яковлевский монастырь, церковь Иоанна Спостника, здание старого планетария, Сретенская церковь и улица Кирова.
Кадр из сериала «Мусорщик», 2001 год
Вокзал, который видел романтические прощания.
Кадр из сериала «Марш-бросок», 2003 год
На чем добраться до Ростова из Москвы и сколько стоит билет?
По данным Туту.ру, до Ростова Великого из Москвы можно добраться тремя способами, не считая личного автотранспорта: автобус, поезд и электричка.
Рейсовые автобусы ходят с автостанции ВДНХ несколько раз в сутки — с 7 утра и до позднего вечера. Время в пути — около 3,5 часа. Стоимость проезда — около 500 рублей. Автовокзал Ростова Великого находится недалеко от основных городских достопримечательностей.
Поезд из столицы до Ростова Великого домчит за 2,5-4,5 часа. Билет на сидячее место будет стоить от 420 рублей. Можно сэкономить, если покупать билет на поезд заранее. Все составы отправляются с Ярославского вокзала Москвы.
Прямых электричек из Москвы до Ростова Великого нет, но можно доехать до станции Александров-1, а там пересесть на электричку до Ростова Великого. Но этот вариант проигрывает другим и по времени (в пути без учета пересадки около 4 часов), и по цене (от 530 рублей).
99 фильмов и сериалов, которые снимали в Ярославской области
27 августа празднуется День российского кино. К этому дню мы составили максимально полную подборку фильмов, которые снимались в Ярославской области.
«Бумер. Фильм второй». Сцены из фильма снимались в Рыбинске на Мытном рынке и в кафе на улице Горького. А в Тутаеве главная героиня фильма переправляется на пароме через Волгу. Во время съемок съемочная группа жила в санатории «Большие соли».
«Хиромант 2». Второй сезон сериала, как и первый, снимали в Ярославской области, где, по сценарию, происходят основные события картины. Часть сцен сняли в селе Лучинское.
«Ты и я». Часть эпизодов российско-американской картины об американке, переехавшей в Москву и влюбившейся в скандальную группу «Тату» режиссер Роланд Жоффе снимал в квартире на Перекопе и в Федоровском соборе Ярославля.
«Ермоловы: яблоки из чужого рая». Сериал снимали в центре Ярославля и в Ярославской области в августе 2007 года. Одну из главных ролей сыграла в фильме Анна Большова.
«Река-море». На Ярославских судоходных верфях приводили в необходимый для съемок вид пригнанную из Астрахани баржу. На полуразвалившемся судне «Е.Рунда» происходит все действие восьмисерийного фильма Евгения Марчелли.
«Исаев». История о молодости Штирлица разворачивается на фоне пейзажей Севастополя, Костромы, Рыбинска, Тутаева и Ярославля. История отношений графа Воронцова и его возлюбленной разворачивается в Тутаеве на фоне Казанской церкви. В особняке купца Вахрамеева в Ярославле разместились Гохран и кабинет Блюхера. Разоренную церковь снимали в деревеньке Тимохино, а венчание Исаева и Сашеньки снимали в церкви Иоанна Предтечи.
«Миннесота». В фильме Андрея Прошкина можно увидеть старое здание планетария, Первомайский бульвар, торговый центр «Фараон».
«Котовский». Эпизоды многосерийного фильма снимали в Ярославском театре имени Волкова. По сюжету это Кишиневский театр драмы 1906 года. В ролях второго плана и эпизодах снялись актеры театра имени Волкова, Ярославского ТЮЗа, Ярославского камерного театра и студенты театрального института. В роли дореволюционного Кишинева выступили Волжская набережная, Губернаторский парк, площадь Челюскинцев, Революционная улица и Демидовский сквер. Спасо-Преображенский монастырь заменил Кишиневский тюремный замок, а дом № 7 по улице Советской стал ювелирной лавкой Голденберга. В фильме присутствуют интерьеры кафе «Актер», ресторана «Власьевский», Ярославского художественного музея. Поместье Семиградова снимали в Карабихе.
«Снег на голову». Лирическую новогоднюю комедию снимали в центре Ярославля. Ярко-розовая машина героини появляется на улице Нахимсона, на Волжской набережной, возле Главпочтамта. Съемки проходили на Богоявленской площади, возле Губернаторского сада, на улице Революционной, в кафе «Лапша на ушах».
«Вторые». Правительственный кортеж движется через Советскую площадь, улицу Андропова, Советскую улицу. В фильме играют ярославские актеры и звучит музыка ярославского композитора Комарова.
«Доки». На съемки фильма о судьбе подростков из детского дома в Ярославль приезжал Валерий Золотухин. Эпизоды фильма снимались на проржавевшей барже на Среднем поселке у яхт-клуба.
«Земский доктор». Съемки фильма с Ольгой Будиной и Дмитрием Певцовым проходили в Угличском районе.
«Ярослав. Тысячу лет назад». Ничего удивительного, что картину об основателе Ярославля снимали в Ярославской области. Для съемок между Ярославлем и Тутаевом построили огромную декорацию – здесь возвели княжеский двор, парадный въезд в город, княжеские хоромы, пыточную и языческое капище.
«Луч на повороте». Съемки комедийного детектива проходили на острове Даманском и в центре Ярославля, на Советской площади.
«Черные волки». Действие мини-сериала, снятого в Ярославской области, происходит в Ярославле 50-х годов.
«МУР». Фильм с участием Александра Домогарова и Михаила Ефремова снимался в Москве, Ярославской области, Ташкенте и Крыме. В нем можно увидеть сцены, снятые в Ярославле, на Перекопе, и в Тутаеве.
«Сделано в СССР». Съемки 16-серийного фильма проходили в селе Угодичи Ростовского района.
«Команда Че». Сериал о работе полицейских снимали в Диево-Городище.
«Жизнь и судьба». Режиссер фильма по роману Василия Гроссмана Сергей Урсуляк решил снимать Сталинград 1942 – 1943 годов на территории Норского кирпичного завода в Ярославле. В других городах ему не удалось найти подходящую натуру. Для съемок были выстроены масштабные декорации, изображающие улицы Сталинграда.
«Иван и Толян». Съемки комедийного детектива проходили в центре Ярославля.
«Пепел». Как и фильм «Жизнь и судьба», историю о воре Пепле в исполнении Евгения Миронова снимали на Норском кирпичном заводе.
«Серебряный звон ручья». Фильм снимали в селе Ширинье под Ярославлем.
«Сила сердца». Съемки проходили в Диево-Городище.
«Под прицелом». Криминальный сериал снимали в деревне Горки Ярославской области.
«Уравнение любви». 8-серийный фильм с Натальей Антоновой в главной роли снимали в центре Ярославля. Съемки проходили на Первомайской улице, в сквере на улице Богдановича, на Речном вокзале, в театре имени Волкова.
«Мосгаз». Съемки сериала проходили в Ярославле и Тутаеве.
«Убить Дрозда». Действие ироническо-приключенческого 4-серийного фильма Дмитрия Герасимова происходит в Ярославле, в который главный герой приезжает в командировку.
«Предчувствие». Фантастический мини-сериал снимали в Ярославле и Тутаеве. В фильме снимались шесть артистов тутаевского народного театра «Левый берег».
«Сестра». Фильм снимали в Ростове в мае.
«Второй шанс». Сериал из 24 серий – дебютное произведение родившегося в Ярославле режиссера Руслана Паушу. Главных героев сериала играют столичные актеры, роли второго плана – ярославцы.
«Берега любви». Фильм с Анной Ардовой в главной роли снимали в деревне Урдома Ярославской области.
«Долгий путь домой». Многосерийный фильм снимали осенью 2014 года. Часть сцен сериала снимали в Ярославле. Фильм вышел на экраны в марте 2015 года.
«Легавый 2». Съемки сериала начались в начале февраля 2014 года и продолжались до марта. Съемочная группа работала под Рыбинском и во дворе Рыбинского авиационного колледжа. Действие многосерийного фильма происходит в 50-х годах XX века, и Рыбинск, по мнению съемочной группы, хорошо подошел для передачи атмосферы того времени.
«Ч/Б». Съемки фильма с Алексеем Чадовым в одной из главных ролей проходили в Переславском районе.
«Иерей-сан». Фильм по сценарию Ивана Охлобыстина снимали в Ростовском районе. Картина должна выйти на киноэкраны в ноябре 2015 года.
«Палач». Съемки сериала проходили в Ярославле, Рыбинске, Тутаеве, Ростове, Мышкине, Диево-Городище.
«Украденная свадьба». Четырехсерийный фильм снимали в Ярославле в декабре 2014 года. Съемки проходили в гостинице «Которосль», на старых заводах, в парках и жилых домах.
«Спасибо тебе». Фильм снимали в историческом центре Ярославля летом и осенью 2014 года. Часть сцен была отснята на Первомайском бульваре.
«Метеорит». Фантастическую историю о том, как после падения метеорита в городе стали пропадать люди, снимали в брагинских дворах. Режиссер картины – бывший актер театра имени Волкова, снявший в Ярославле несколько фильмов.
«Город». Восьмисерийный фильм снимали в Пошехонье.
«Перекрестки судьбы». Декорациями для съемок остросюжетной мелодрамы стала недостроенная гостиница на Московском проспекте. Съемки проходили летом и осенью 2014 года.
«Черная река». Летом 2014 года в здании бывшего роддома на Волжской набережной проходили съемки сериала, действие которого происходит в сибирском городке Белогорске.
«Клавдия». И снова Алексей Прошкин выбирает Ярославскую область в качестве натуры для съемок. Картину с Алексеем Кортневым в одной из главных ролей снимали в Угличе.
«Кодекс чести». Сериал снимали в Ярославле на протяжении нескольких лет.
«Одинокий папаша». Съемки 8-серийной мелодрамы с Игорем Петренко в главной роли завершились 20 июля. Сериал снимали на ярославских улицах, в Данилове и в Москве. В кадре мелькает Волжская набережная, часть действия происходит на теплоходе «Москва».
Продолжаются съемки фильмов:
«Двойная сплошная». 16-серийную историю о женщине, которая пыталась строить отношения сразу с двумя мужчинами, почти полностью снимают в Ярославле. Съемки начались летом и должны завершиться в сентябре. Сериал выйдет на экраны в конце осени. В кадре можно будет увидеть Волжскую набережную, исторический центр и окраины Ярославля.
«Осколки снов». Уроженец Ярославля Андрей Золотков снимает на своей малой родине психологический триллер с элементами мистики. Съемки начались в мае. В них принимают участие студенты ЯГТИ. Фильм должен выйти на экраны в 2016 году.
«Точка опоры». Сцены сериала с участием Александра Лазарева, Александра Адабашьяна и Станислава Дужникова снимали в центре Ярославля, в том числе – на Волжской набережной.