что собой представляет антикоррупционная политика
Антикоррупционная политика РФ: методы борьбы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сообщение на тему «Антикоррупционная политика в Российской Федерации: методы борьбы»
Подготовила учитель истории и обществознания
Скворцова Оксана Анатольевна
Ежегодно 9 декабря весь мир отмечает Международный день борьбы с коррупцией (International Anti-Corruption Day), учрежденный по инициативе Организации Объединенных Наций.
В этот день, 9 декабря 2003 года, в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции (принята Генеральной ассамблеей ООН 31 октября 2003 года).
Документ предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней. Он обязывает государства-члены проводить политику противодействия коррупции, одобрить соответствующие законы и учредить специальные органы для борьбы с этим явлением.
В соответствии с конвенцией, каждое государство-участник стремится устанавливать меры, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах.
Коррупция имеет много разновидностей: взяточничество, незаконное присвоение товаров и услуг, предназначенных для общественного потребления, кумовство (когда при приеме на работу предпочтение отдается членам семьи), оказание влияния при выработке законов и правил в целях получения личной выгоды – все это распространенные примеры правонарушений и должностных преступлений.
Коррупция мешает бизнесу, который не может успешно развиваться в коррумпированной системе, что ведет к сокращению общего богатства страны. Она влечет за собой сокращение объема денежных средств, которые правительство должно выплачивать трудящимся. Коррупция приводит к тому, что деньги, выделяемые государством на оказание социальных услуг, не используются должным образом. Коррупция подрывает доверие к правительству.
Согласно оценкам Всемирного банка, ежегодно в мире расточительно расходуется один триллион долларов.
По данным Международного валютного фонда, коррупция ежегодно стоит мировой экономике порядка 1,5 триллиона долларов, или 2% от глобального ВВП.
В 2020 году Международный день противодействия коррупции проводится под девизом: «Восстанавливать добросовестно». ООН отмечает, что коррупция процветает во времена кризиса, и продолжающаяся глобальная пандемия не является исключением. Только эффективные меры по смягчению коррупции сделают возможным всеобъемлющее восстановление после пандемии COVID-19.
В России для подготовки предложений по реализации в законодательстве положений Конвенции ООН против коррупции указом президента РФ от 3 февраля 2007 года была создана межведомственная рабочая группа.
19 мая 2008 года был создан Совет по противодействию коррупции при президенте РФ.
25 декабря 2008 года президент РФ подписал пакет законов о противодействии коррупции.
Федеральным законом «О противодействии коррупции» (2008) установлены правовые и организационные основы предупреждения коррупции. Документ постоянно дополняется, последние изменения в него были внесены федеральным законом от 24 апреля 2020 года. В соответствии с законом, противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Закон обязал чиновников предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, и о доходах членов своей семьи – супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ограничения, запреты и обязанности были распространены на сотрудников милиции (ныне полиция), прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.
7 мая 2013 года президентом был подписан Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Согласно документу, данные запреты распространяются на лиц, занимающих или замещающих государственные должности, должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, членов Совета директоров Центрального банка РФ, должности федеральной государственной службы, руководителей федеральных органов исполнительной власти и их заместителей руководителей, глав городских округов, глав муниципальных районов и местных администраций.
В 2010 году в России принята Национальная стратегия противодействия коррупции.
С 2008 года президентом РФ утверждаются Национальные планы по противодействию коррупции. В настоящее время указом президента принят Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы.
На федеральном уровне органами государственной власти реализуется Программа по антикоррупционному просвещению. В рамках разработки и совершенствования правовой базы в целях создания условий для повышения уровня правосознания граждан осуществляется мониторинг правоприменительной практики для выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан. Проводится изучение иностранного опыта по вопросам повышения уровня правосознания граждан, образования и воспитания, направленного на формирование антикоррупционного поведения гражданина. Также рассматриваются возможности по включению в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования дополнительных элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения; запланирована подготовка проектов правовых актов, предусматривающих методическое обеспечение повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения. В число организационных мероприятий включены мониторинг внедрения антикоррупционных элементов в основные образовательные программы, издание печатной продукции, разработка тематических спецкурсов, организация «прямых линий» с органами государственной власти, публикация в средствах массовой информации материалов, пропагандирующих недопустимость коррупционного поведения, а также результатов расследования конкретных правонарушений коррупционной направленности и вынесенных по ним судебных решений6
Нормативные правовые акты:
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. НьюЙорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи
ООН) // 26.06.2006. № 26. Ст. 2780.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в
Российской Федерации» // СЗ РФ. 31.12.2012, №53 (ч. 1). Ст. 7598.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии
коррупции» // СЗ РФ 29.12.2008, № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
4. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной
экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ.
20.07.2009, № 29. Ст. 3609.
5. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия
6. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии
СЗ РФ. 19.04.2010, № 16. Ст. 1875.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что собой представляет антикоррупционная политика
Определение и содержание антикоррупционной политики
Антикоррупционная политика – это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.
Разработка антикоррупционной политики начинается с уяснения ее основных направлений. Эти направления свойственны практически любому государству, даже такому, где уровень коррупции в данное время не является угрожающим. Другое дело – содержание конкретных мер, укладывающихся в каждое из направлений (блоков). Тут универсализма быть не может. Больше того, содержание направлений антикоррупционной политики должно корректироваться не только по мере осуществления отдельных мер, но и с учетом результатов глубинных исследований коррупции, основанных на научном подходе, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции; «участков» государственного и общественного организма, наиболее пораженных коррупцией; мотивации коррупционного поведения; более точной оценки прямых и косвенных экономических потерь и проч.
Чтобы лучше понять то или иное явление, тот или иной процесс, необходимо рассмотреть, из каких составных частей, элементов данное явление (процесс) складывается. Особенно это относится к новым категориям, вводимым в научный и практический оборот, каковым является антикоррупционная политика.
Элементы антикоррупционной политики можно разбить по нескольким критериям.
Длительность антикоррупционных мер.
По данному критерию антикоррупционная политика разбивается на разовые и постоянные меры.
Разовые меры могут осуществляться в различных сегментах государственной и общественной жизни. Они рождаются в зависимости от конкретного состояния политической системы данного государства, масштабов коррупции, состояния законодательства, уровня эффективности полицейской и иной юрисдикционной деятельности и т.д. Другими словами, разовые меры всегда индивидуальны по отношению к конкретной стране. В то же время понятно, что изучение их эффективности влияет и на определение постоянных мер, и на поиск новых (последующих) разовых мер, и на обогащение опыта антикоррупционной политики в других странах.
К разовым мерам в современной России можно отнести, например, такие, как: законодательное приведение допустимого размера избирательных фондов в соответствие с реальными затратами на избирательные кампании; принятие закона о лоббировании в целях создания прозрачной системы отстаивания интересов в законодательных органах; введение кодифицированной системы процедур подготовки и принятия административных решений, иной административной деятельности, связанной с отношениями госслужащих с физическими и юридическими лицами (Административный кодекс); завершение перевода обслуживания всех счетов Федерального бюджета в казначейство; ликвидация института «уполномоченных банков».
Таким образом, конкретная разовая мера исчезает из состава антикоррупционной политики после того, как она реализована. Сам же факт реализации разовых мер определяется по ясным формальным основаниям (в частности, принятие соответствующего нормативного акта или завершение организационного переустройства). Другое дело, если после принятия, например, какого-то закона в качестве разовой меры ситуация в данном сегменте коррупции не меняется.
В этом случае антикоррупционная политика предполагает, естественно, анализ причин неэффективности и на этой основе – либо коррекцию соответствующей меры, либо отказ от нее и поиск другой.
Постоянные меры включают в себя:
a) разработку на определенный период самой антикоррупционной программы, т.е. документа, содержащего основные направления политики на данный период;
б) разработку на определенный период планов по противодействию коррупции, т.е. документов, конкретизирующих и структурирующих антикоррупционную программу;
в) контроль за реализацией антикоррупционной программы и планов с внесением в них необходимых корректив и оценка степени их реализованности;
г) деятельность специализированного антикоррупционного органа по противодействию коррупции (если таковой создан);
д) деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию фактов коррупции;
е) судебную практику в части применения ответственности за коррупционные деяния;
ж) деятельность контролирующих инстанций (контрольно-ревизионных комиссий по парла-ментским расследованиям и др.);
з) мониторинг состояния коррупции (в территориальном, отраслевом и функциональном разрезах), в том числе посредством статистических, социологических и иных методов;
и) мониторинг системы институтов власти с точки зрения их эффективности в проти-водействии коррупции;
к) антикоррупционное просвещение и воспитание.
Постоянные меры, как нетрудно заметить, являются мерами, универсальными для разных государств, т.е. не зависят от масштабов коррупции, политического и экономического устройства.
Стадии антикоррупционной политики.
Речь идет о последовательности основных шагов и содержании методов данной политики. По этому критерию антикоррупционную политику можно разбить на следующие группы:
а) разработка антикоррупционных программ,
б) планирование антикоррупционных мероприятий;
в) прогнозирование и анализ состояния коррупции и тенденций в ее развитии;
г) разработка специальных антикоррупционных законопроектов и проектов подзаконных актов;
д) экспертиза законопроектов и проектов подзаконных актов;
е) мониторинг реализации антикоррупционной политики и состояния коррупции;
ж) отчетность государственных органов в целях оценки эффективности их антикорупционной деятельности.
Направления антикоррупционной политики.
Классификация, построенная по данному критерию, является стержневой, поскольку позволяет оценить, насколько адекватно государство понимает, что именно необходимо менять в своем устройстве и функционировании для уменьшения масштабов коррупции. Основными направлениями антикоррупционной политики являются:
– более сбалансированная система сдержек и противовесов между основными институтами власти;
– упорядочение системы, структуры и функций органов исполнительной власти;
– изменение принципов государственной (прежде всего, публичной гражданской) службы и контроль за имущественным положением представителей власти;
– создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств;
– укрепление судебной власти;
– совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности (деятельности спецслужб);
– координация антикоррупционной политики.
Направления антикоррупционной политики должны дополняться и корректироваться с учетом постоянного мониторинга коррупции по разным срезам – отраслевому, региональному, функциональному, а также по мере получения новых знаний о природе коррупции в результате ее глубинных исследований, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции; «участков» государственного и общественного организма, наиболее пораженных коррупцией; мотивации коррупционного поведения.
Антикоррупционная политика организации. Основные положения.
В современном мире необходимо пресекать любые попытки недобросовестного и нечестного сотрудничества между компаниями и организациями.
Государство предусмотрело ФЗ № 273 «О противодействии коррупции», которое полностью соответствует принципам, положенным в Конституцию России, федеральные законы, нормы международного права, нормативно-правовые акты Президента, Правительства и т. д.
И когда со стороны государства выполнены все базовые меры по предотвращению коррупции, основной обязанностью организаций является внедрение антикоррупционных принципов на местах, разработка собственной эффективной антикоррупционной стратегии и политики, соблюдение кодекса чести в сотрудничестве с контрагентами, а также вовлечение всех сотрудников в распространение информации и проведение профилактических мероприятий по противодействию недобросовестных схем работы.
Обучение сотрудников подразделений безопасности. Аналитические методы противодействия коррупции.
Антикоррупционная политика организации: основная информация
Политика противодействии коррупции демонстрирует приверженность организации и ее коллектива этическим стандартам ведения добросовестного, открытого и честного сотрудничества, развития корпоративной культуры и эффективного управления, поддержания авторитета и деловой репутации.
Антикоррупционная политика, как направление работы и отдельный документ, формируется на базе вышеупомянутых нормативно-правовых актов.
Прежде всего антикоррупционные мероприятия любой компании должны быть направлены на:
Принципы антикоррупционной политики
Последняя базируется на таких основных постулатах.
Какие цели и задачи ставит перед собой антикоррупционная политика организации
Так, среди ключевых стратегических и тактических целей можно выделить следующие:
Задачами же антикоррупционной политики, исходя из целей, можно считать следующие.
Представительские расходы и принятие презентов в рамках антикоррупционной политики
Представительские расходы организации (а также на деловое гостеприимство) осуществляются от имени и за счет организации. А вот презенты и услуги, которые предоставляются сотрудниками организации или напротив другими юридическими и физическими лицами в ее сторону, должны приниматься только в случае соответствия следующим требованиям.
Сферы внедрения антикоррупционной политики и обязанности лиц
В первую очередь под действие антикоррупционной политики организации попадают сотрудники, которые находятся в трудовых отношениях с организации, независимо от должностных обязанностей, профессии, опыта работы, статуса и т. д. Также антикоррупционные правила и стандарты одинаково актуальны и для лиц, выполняющих для компании временные работы и услуги, работающие на удаленной форме, аутсорсинге, пребывающие в отпусках, командировках, на больничных и т. д.
К обязанностям сотрудников организации по противодействию коррупционным схемам и правонарушениям относятся следующие.
Ответственность работников фирмы за нарушение антикоррупционных стандартов
Организация вправе требовать от сотрудников соблюдения положений антикоррупционной политики, если последним была в полном объеме предоставлена информация о ее ключевых принципах, стандартах, законодательно-нормативных актах в этой области, а также о последствиях за ее нарушение.
Так, каждый сотрудник перед вступлением в должность и подписанием трудового контракта лично ознакамливается с документом, регламентирующим антикоррупционную политику организации, принятыми нормативно-правовыми актами по вопросам профилактики и противодействия коррупционным правонарушениям. По ознакомлении в соответствующем журнале сотрудник проставляет дату и роспись.
Так, каждый сотрудник организации независимо от должности лично отвечает по законам РФ за соблюдение требований и стандартов антикоррупционной политики организации, а также за действие (бездействие) коллег, находящихся у него в подчинении и нарушающих принципы политики.
Согласно законодательству страны, сотрудники организации понесут административную, дисциплинарную, а в тяжелых случаях и уголовную ответственность за коррупционные схемы и правонарушения в процессе осуществления трудовой деятельности.
Законодательно предусмотрена такая ответственность для физических лиц и организаций за участие в коррупционных схемах.
Какие коррупционные мероприятия и процедуры могут быть применены в организации
Любая компания для предотвращения возникновения коррупционных случаев и противодействия свершающимся правонарушениям устанавливает определенные правила и стандарты.
Антикоррупционная политика в организации – это важный этап установления добросовестного, честного и прозрачного сотрудничества с целью сохранения достойной репутации.