что собой представляет управленческая структура

Организационная структура предприятия: виды и схемы

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.

Что такое организационная структура предприятия?

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?

Элементы организационной структуры

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Традиционные организационные структуры

Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур.

Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Линейно-штабная организация

Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Функциональная структура

Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Дивизиональная структура

Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Рыночная структура

Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

Матричная структура

Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.

Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Виды организационных структур управления

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Структура — внутренняя организация систем, которая подразумевает взаимосвязь деятельности аппарата управления и функционирования сфер, которые находятся в его подчинении, для достижения успеха. Присутствуют определённые принципы формирования.

Основными критериями менеджмента являются: чёткий прогноз, планирование и получение должного результата. Заключительным целевым этапом является наличие прибыли после осуществления того или иного проекта. Важным является и то, что от правильности управления производством будет зависеть его дальнейшее развитие и процветание. Как и в любом деле, существуют определённые требования по повышению уровня производства: использование новых технологий, повышение квалификации работников, поощрение для дальнейшего успеха.

Успешная деятельность предполагает достижения во всех остальных разработках. Обращая внимания на различные компании, не всегда можно точно сказать, что они успешны, даже несмотря на их прибыльность. Каждое предприятие ставит определённые цели, которые в последующем обязательно должны реализоваться. Если такого не происходит, то возникает некоторое нежелание продолжать дело. Также существуют и те, кто смог достигнуть всех целей, а после всего этого закрыть предприятие. Это происходит потому, что они создаются специально на короткое время, то есть исключительно для получения определённого результата. Дальнейшая судьба их не интересует.

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Изначально в 1984 году Генри Минцбергом была создана работа о становлении правильной стратегии. В своей статье «Стратегия в трёх видах» он описал доступным языком главные аспекты. Благодаря этому произошло усовершенствование создания стратегий. Разберём каждый из аспектов, которые относились к модели по Минцбергу.

Пять технологий координации работы по Г. Минцбергу

Характеристика каждой технологии

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Основные типы организационных структур управления предприятием

Характеристика каждого типа организационных структур

Виды организационных структур

Жёсткие организационные структуры:

Гибкие организационные структуры:

Характеристика организационных структур

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Жёсткие организационные структуры

Линейный вид структуры

Во главе каждого отдела стоит один руководитель, который может производить самые разнообразные действия. Соответственно, различные полномочия могут осуществляться руководством разного уровня. При данном управлении каждая группа имеет одного руководителя, через которого проходит вся информация о состоянии, продвижении и различных нарушениях, если они всё-таки совершаются. Поскольку контроль передаётся по цепочке, начиная с самого высокого и заканчивая самым низким, образуется лестница иерархии. Что касается линейных полномочий, это заключается в непосредственной передаче от руководителя к подчинённому и далее ко всем остальным рабочим. Так образуется так называемая цепь команд.

Линейная структура является наиболее логической в плане структурирования, точной, но не гибкой, какой хотелось, чтобы она была. Каждый руководитель имеет расширенный пакет возможностей, при этом он должен быть чаще узкоспециализированным, уметь реализовать специальные знания.

Как и везде, существуют свои преимущества и недостатки.

ПреимуществаНедостатки
Конкретное понятие об ответственности и полномочияхТребования, относящиеся к уровню профессиональной деятельности
Лёгкость в отслеживании работниковНаличие сложностей при сотрудничестве с исполнителями
Быстрые и малозатратные средства для принятия решенийОтсутствие нужного уровня специализации
Ответственность за каждогоКолоссальная нагрузка на руководителя

Функциональный вид структуры

Если сравнивать её с первым видом, то тут отделы объединяются в так называемые блоки, где прослеживается основное направление деятельности организации. В соответствии с определёнными функциями блоки так и будут разделяться: например, блок по управлению, финансам, производству, отслеживанию качества работы. Так, в каждом их них будут производиться только конкретно заданные установки.

Области, в которых применяется функциональная структура:

Здесь также имеются свои привилегии и отрицательные моменты.

ПривилегииНедостатки
Профессиональный уровень руководителя подразделенияОтсутствие разделения по блокам и наличие руководителя
Уменьшение риска принятия неправильных решенийНесоблюдение правил, отсутствие какой-либо ответственности
Авторитет специалистовНаличие трудностей в отслеживании различных видов работ
Простота осуществления и планирования политической системы в данной областиНеправильная тактика разрешения возникающих проблем

Линейно-функциональный вид структуры

Характеризуется осуществлением компоновки подразделений, которые направлены на конкретные виды работ, необходимые для осуществления решений линейного управления. Выполнение конкретных работ возлагается на исполнителей-специалистов, которые, в свою очередь, относятся к одной из структур. Существование данного вида подразумевает под собой двойное подчинение руководителю.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны данной структуры.

ПреимуществаНедостатки
Высокий уровень профессиональности при принятии решенийОтсутствие каких-либо идей по решению возникших трудностей
Правильный подход при знакомстве с новыми работниками. Быстрое налаживание рабочих контактовОтсутствие нужного руководителя
Высокий профессиональный уровень руководителяОтсутствие нужного уровня квалификации
Снижение потребности в исполнителях-специалистах широкого спектраВозможная проблема с нехваткой персонала различной категории, застой на производстве

Линейно-штабной вид структуры

Всё руководство на себя берёт один представитель, который разрабатывает и осуществляет различные вопросы. В основном он принимает решения, создаёт программы. Во всём этом ему помогает специальная система, в которую входят подразделения, необходимые для помощи. Существуют специальные подразделения, которые не имеют права принимать решения самостоятельно, а также отдавать распоряжения отделам, которые стоят ниже их. Основная задача — составление стратегии, анализ всех действий. Может отлично подходить для промежуточной ступени.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны данной структуры.

ПреимуществаНедостатки
Снижение загрузки руководителей линейных структурСоздание дополнительных отделов
Повышение уровеня подготовкиВозможность возникновения конфликтов между структурами
Равновесие в руководстве функциональном и линейномСмазанное восприятие процедур

Дивизионная структура

Используется исключительно демократический тип управления. Директор является главным в своей сфере, те, кто стоят ниже, получают распоряжения и тактику ведения работ, благодаря которым происходит правильное распределение всех сил и информации.

Делят её на три типа: региональный, продуктовый и потребительский.

Первый тип (региональный) характеризуется направлением на определенный тип продукции, которая производится и хранится в разных странах, городах.

Второй тип (продуктовый) предполагает широкопрофильное производство. На производство каждого изделия назначается руководитель, который отвечает исключительно за данный ряд. Это позволяет быстро реагировать и менять стратегию производства.

Третий тип (потребительский) предполагает пересмотр того, в чём нуждается потребитель. Это способствует улучшению качества работы и популярности среди других компаний. При стабильности работа выполняется в своём порядке, и существование такого отдела не искореняется.

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Гибкие организационные структуры

Структура управления в виде проекта

Является непостоянной ввиду того, что, создавая проекты, тестируя их и вычисляя все возможные исходы для компании, в конечном итоге ликвидируется и используется уже в другом новом проекте. Для любой компании важным является тестирование новой продукции, определение того, насколько хорошо или плохо она пойдёт, какие возможны убытки и как их избежать. Благодаря данной структуре успешность развития проекта будет повышаться, что, безусловно, повлечёт за собой стабильность и успех. Данную услугу предоставляет та организация, которая непосредственно занимается этим направлением. Несмотря на необходимость данного отдела, не всегда у каждого предприятия получается воспользоваться такими услугами, так как это достаточно затратно. А организациям, которые предоставляют данную услугу, не всегда легко найти новый заказ, что приводит к уменьшению количества таких специалистов.

Во время проектирования назначается главный специалист, которому предоставляется множество полномочий.

Места, в которых используется структура проектного управления:

— осуществление создания новой компании;

— создание новой продукции;

— временная организация, в которой необходим такой путь продвижения на короткий срок;

— различные учреждения, их филиалы.

Основными задачами являются:

Проектная структура имеет свои плюсы и минусы.

ПреимуществаНедостатки
Возможность подстраиваться, существует гибкая системаНаличие сложных механизмов строения
Снижается риск развития неправильных решенийНаличие сложных моментов, при которых нужно отслеживать все действия
Распределение ответственностиНедопущение каких-либо ошибок, которые могут привести к сбою в работе
Считывание специфических условийСложность в контроле работ в целом

Матричный вид структуры

Состоит из двух частей, первая — линейная структура, вторая — программно-целевая. В программно-целевой структуре особое внимание уделяется успешному выполнению поставленной цели, в решении которой участвуют все отделы. Все работы, выполняемые по заданной теме, должны быть не просто быстро выполнены, а созданы с точностью в каждом конкретном блоке. Для этого должны быть предоставлены благоприятные условия, нормированный рабочий день и определённый объём работ, который должен быть сделан. Именно поэтому все руководители должны чётко отслеживать эффективность и успешность процесса, внося свои корректировки. Создание матричной структуры применяется только в тех случаях, когда это необходимо. При наличии коротких сроков для выполнения, а также определённой сложности выполняемой работы. Применяется чаще всего в холдинговых компаниях.

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Как видно в схеме, каждый элемент перекликается друг с другом, создавая единую структуру.

Положительные и отрицательные моменты структуры.

ПреимуществаНедостатки
Конкретное разделение по проектамСерьёзные требования руководства
Хорошая адаптация и гибкость подразделенийВысокие требования по взаимоотношениям
Высокий уровень квалификации работникаОтсутствие мотивации, снижение ответственности
Простая единая политикаРиск возникновения конфликтов между разными руководителями

Программно-целевая структура

Состоит из элементов функциональной и дивизионной структуры. Присутствует двойное подчинение, двум руководителям из разных структур. Создается такая структура для временных работ. Концентрирует все внимание на разработке нового проекта и прикладывает все усилия для успешной реализации.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны структуры.

ПреимуществаНедостатки
Возможность быстрого привыкания к новой обстановкеПостепенное и долгое решение в процессе создания проекта
Полное взаимопонимание между сотрудникамиРазные руководители у работающих вместе людей
Наличие централизованных функцийБольшие затраты различных материалов

Адхократическая структура

Группа, в которой специалисты и вспомогательный персонал мало связаны между собой. Требуются креативные решения сложных задач. Чаще всего такую структуру используют в научных, больничных, учебных заведениях. Являются непостоянными, так как не требуют постоянного развития одного и того же проекта.

Многомерная организационная структура

В данном виде на главный план выходят три звена: территориальное, рыночное, потребительское. Способствует положительному влиянию на другие отделы организации, их объединение и улучшение качества работы. Повышает гибкость и приспособленность как к внешним изменениям, так и к внутренним. При правильном разделении на малые группы происходит повышение устойчивости на рынке, так как удобно мониторировать каждому звену свою определённую часть.

Бригадная структура

Наибольший эффект будет показывать в организациях, где уровень квалифицированности специалистов высокий. Является объединённой группой со специалистами одного уровня. Используют редко, потому что существует риск потерять управление и специалистов.

что собой представляет управленческая структура. Смотреть фото что собой представляет управленческая структура. Смотреть картинку что собой представляет управленческая структура. Картинка про что собой представляет управленческая структура. Фото что собой представляет управленческая структура

Типы организационных структур управления:

Характеристика типов организационных структур управления

Этапы организационного процесса

Осуществление разделения организации по большим группам, типу деятельности:

Происходит конкретное распределение для структур. Определяется вид выполняемой в дальнейшем работы. Устанавливают последовательность ступенек рабочей силы.

В Российской империи существовал Табель о рангах, который делил всех граждан на определённые классы. Самый высокий ранг — канцлер, самый низкий — коллежский регистратор. Также и в этой области должно быть особое разделение для достижения успеха.

Распределение обязанностей между подразделениями, установка целей

Объединение однообразных работ является эффективным во всех случаях, так как компании не всегда могут позволить себе первоклассных специалистов, которые будут возглавлять те или иные отделы. Благодаря этому возможно успешное продвижение по карьерной лестнице не только одного управляющего, но и всех остальных деятелей в этом направлении. Создание определённых структур, которые были представлены ранее, способствуют успешному и стабильному расположению компании. Хочется отметить два типа — иерархический и адаптационный, которые активно используются в современном мире. Вы сами можете увидеть это на примерах некоторых компаний.

Источник

Организационная структура управления

Решения управления не должны быть стихийными. Для принятия управленческого решения должна быть поставлена проблема: несостыковка между требуемым и имеющимся состояниями субъекта производства, которая мешает процессам деятельности и развитию производства.

Процесс управления на предприятии — это нескончаемое и беспрерывное регулирование деятельности и отношений, координация рабочего персонала, нацеленная на достижение экономических планов.

Быть управленцем — нелёгкая задача. Но в настоящее время существуют люди, специально обученные для этих целей, — менеджеры по персоналу. Сейчас в организационную структуру управления должны входить основные принципы, а управляющие, в свою очередь, должны руководствоваться ими.

Эти принципы включают в себя следующие критерии:

Вместе с тем каждое предприятие должно иметь порядок строгого распределения обязанностей, чтобы не возникало путаницы и конфликтов в работе. Чтобы деятельность была наиболее продуктивна, сотрудников требуется поощрять, мотивируя на более активную работу. Уважающий себя и своих работников управленец предоставит им комфортные рабочие условия и установит непредвзятое, справедливое отношение к сотрудникам. Значительными факторами в этом деле являются: правильное оформление процесса организации управления и сам процесс.

Организационный процесс

Ведущей задачей организационной структуры управления предприятием выступает систематическое координирование сразу нескольких задач и отношений между людьми, решающими их.

Этот процесс включает в себя:

Делегирование — это установление стандартных взаимоотношений между сотрудниками предприятия и распределения обязанностей между ними.

Этот процесс заключается в передаче задач определённому лицу, которое берёт на себя ответственность за их исполнение. Стандартным методом выступает распределение между сотрудниками предприятия обязанностей по работе, направленной на разрешение определённых вопросов, результат и исполнение которой влияет на успех предприятия. Проще говоря, конкретное лицо или группа лиц рационально разделяют обязанности по задачам между сотрудниками, руководствуясь их возможностями для качественного выполнения работы. От работника требуется гарантия качественного выполнения поставленных задач в соответствии с занимаемой им должностью.

В полномочия сотрудника входит ограниченное право на пользование ресурсами предприятия. При приёме на работу нового сотрудника работодатель заключает с ним договор, с прозрачно прописанными условиями и полномочиями.

В целом полномочия делятся на два типа:

В процесс построения организации входит передача полномочий и обязанностей руководителя. Как это происходит во внутриорганизационной структуре управления?

Линейная структура

Положительная сторона: простота и конкретность поставленных задач.

Отрицательная сторона: очень важна степень квалификации сотрудников; высокий уровень нагрузки на управляющего.

Линейно-штабная организационная структура

Положительная сторона: всё управление сосредоточено в штабах; создана группа людей, которые отвечают за консультативные мероприятия и принимают управленческие решения.

Отрицательная сторона: нет прямых распоряжений по задачам и рабочему процессу для исполнителей.

Функциональная организационная структура

Положительная сторона: открывается возможность для управления многонаправленной деятельностью; процесс углубления специализации.

Отрицательная сторона: медленное принятие управленческих решений; отсутствие заинтересованных лиц в решении поставленной задачи.

Этапы организационного управления включают: определение и установление требований по рабочему процессу к сотрудникам компании в соответствии с занимаемыми ими должностями, установление определённых полномочий для каждой должности, выделение более широких блоков управления.

Что создаёт структуру управления организацией?

Первым делом стоит ознакомиться и разобраться с понятием управленческой структуры организации. Она подразумевает решение общих проблем и функций управления с акцентом на сохранении взаимосвязи между управляющей и управляемой системами. Иными словами, структура управления представляет собой организационную форму разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Она координирует распределение задач по подразделениям, компетентность в налаживании их деятельности и разрешении существующих проблем, а также способствует функционированию и взаимодействию всех компонентов друг с другом. Стоит отметить, что на структуру управления воздействуют следующие факторы: масштабы предприятия, окружающая обстановка, используемая технология. Они же влияют и на тип структуры управления организацией. Многие согласятся с тем, что, чем больше сотрудников, тем тяжелее становится процесс установления между ними взаимоотношений и слаженной работы. По этой причине компания занимается привлечением дополнительных кадров.

Принципы формирования организационной структуры управления подразделениями

На примере объекта управления (производственные подразделения и производственный персонал) и субъекта управления (органы управления и управленческий персонал) рассмотрим организационную структуру управления. Собственно, что в себя включают принципы формирования организационной структуры управления подразделениями?

Виды организационных структур управления

В структуре управления собирается логика во взаимоотношениях обязанностей, определённых на основе задач и целей, поставленных организацией. В структуре должны отражаться определённые принципы: разделение обязанностей, определение объёма работы для каждого сотрудника с учётом их индивидуальных особенностей и занимаемых ими должностей. Вместе с тем следует обращать внимание на особенности факторов внешней среды и отражать основополагающие цели компании.

Виды структур управления:

Основные требования к построению структур управления

Структуры управления строятся в соответствии со следующими критериями:

Форма организационных структур для малых предприятий

Форма и вид организационной структуры управления зависят от различных внешних факторов деятельности данной организации, но самым главным является размер производства. Для малых предприятий существуют только две модели организации:

Факторы выбора организационной структуры управления

Мы уже упоминали о том, что на выбор той или иной структуры влияют различные факторы, и отмечали их значимость. Теперь стоит познакомиться с главными особенностями их выбора структур управления.

Предпочтение отдаётся на основании:

Говоря о достоинствах и недостатках каждой структуры, не стоит абсолютизировать их. Важную роль играют факторы, оказывающие влияние на предприятие, поэтому не нужно выбирать самую сложную систему для малого бизнеса. Таким образом вы только усложните свою жизнь, взвалив на себя больше обязанностей и, соответственно, работы. Принимая решение, всегда следует рационально оценивать свои возможности и в соответствии с ними принимать решения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *