что соединяет беломорско балтийский канал

История строительства Беломорско-Балтийского канала

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

Строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро, началось в 1931 году по инициативе Иосифа Сталина. Для постройки канала при Совете Труда и Обороны был учрежден так называемый Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути. Было решено «при определении стоимости работ… учесть возможности привлечения уголовного труда к этим работам». В связи с этим «при проектировании стройки было уделено большое внимание удешевлению всех сооружений и доведению до минимума расхода дефицитных привозимых материалов». По указанию Сталина канал длиной в 227 километров должен был быть построен за двадцать месяцев — с сентября 1931 года по апрель 1933 года.

Строительство велось в основном заключенными ГУЛАГа, общая численность которых составляла около 280 тысяч человек.
Каждый подневольный строитель назывался «заключенный каналоармеец», сокращенно з/к, от чего произошло жаргонное слово «зек».
Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»). Большинство заключенных в новый лагерь переводили в основном с Соловецкого лагеря особого назначения.

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

При строительстве канала применялись ручные орудия труда: лопаты, кирки, ломы, зубила, ручные пилы, носилки и тачки. В качестве строительных материалов использовали камни, торф, древесину, землю, никаких дополнительных поставок не было.

Основным средством воздействия и стимулирования заключенных стала так называемая «котловка» — неравное питание. Чем меньше заключенный работал, тем меньше он получал еды. Те заключенные, которые не выполняли норм, получали «штрафной паек». Во время строительства канала администрация использовала различные методы повышения эффективности выполняемых работ: соревнование между бригадами, трудколлективами, шлюзами. Объявлялись всеобщие дни рекордов.
Кураторами стройки стали заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Нафталий Френкель. Именно ему приписывают идею использования дешевой рабочей силы заключенных для работы на крупных народно-хозяйственных стройках.

Весной 1932 года было введено положение, согласно которому руководителям строительства канала предоставлялось право в административном порядке единолично увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный порядок и дисциплину. Перечень включал 15 конкретных нарушений. Вместе с тем допускалось применение такой меры и за иные проступки. Решение об увеличении срока заключения обжалованию не подлежало.

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

В мае 1933 года Ягода докладывал Сталину о готовности Беломорканала. 25 июня 1933 года по всему каналу от начала до конца прошел пароход «Чекист». В июле этого же года Иосиф Сталин, Климент Ворошилов и Сергей Киров совершили прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. Канал получил имя Сталина.
2 августа 1933 года сооружение Беломорско-Балтийского водного пути было завершено, а официальное открытие первой судоходной навигации состоялось 30 августа 1933 года.

Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключенных (2,24% от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03%), в 1933 году — 8870 заключенных (10,56%) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки. По другим данным, на стройке Беломорканала погибло от 50 тысяч до 200 тысяч человек.

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

В связи с окончанием строительства Беломорско-Балтийского водного пути ЦИК СССР постановил досрочно освободить значительное число заключенных, имеющих особые заслуги в строительстве. Были освобождены 12 484 заключенных, сокращены сроки для 59 516 заключенных.

После окончания строительства в Беломоро-Балтийском комбинате на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключенных.

Канал объединил водные пути северо-западной, а затем и центральной частей СССР с судоходными реками бассейна Белого моря — Северной Двиной, Онегой, Мезенью. Трасса канала протяженностью 227 километров проходит от поселка Повенец на Онежском озере до города Беломорск на Белом море. Это сооружение до сих пор считается одним из уникальных: канал средней глубиной 5 метров включает более 100 сложных гидротехнических сооружений: 15 плотин, 19 шлюзов, 49 дамб, 12 водоспусков и других устройств.
Создание этого транспортного пути позволило исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далеким кружным путем в обход Скандинавского полуострова и дало возможность приступить к широкой эксплуатации лесных, минерально-рудных, рыбных и прочих природных богатств этого края.

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

За время Великой Отечественной войны канал как стратегически важный объект претерпел разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. После войны поврежденные объекты восстановили, и канал был вновь введен в строй в июле 1946 года, а в 1950-х годах начались работы по электрификации его сооружений и механизмов.

Сегодня канал — крупнейшее гидротехническое и транспортное сооружение, часть единой глубоководной системы европейской части России.
В 1976 году начался первый этап масштабной реконструкции Беломорканала. К 1983 году были реконструированы 13 камер шлюзов на скальном основании, из 38 пал (гидротехническая подпорная стена или эстакада) перестроены 27, а также заменены 7 пар шлюзовых ворот клепаной конструкции цельносварными воротами. При углублении канала устанавливались новые рабочие и ремонтные ворота с усиленной тягой, совершенствовались затворы шлюзовых камер.
В ноябре 2011 года было объявлено, что правительство РФ намерено до 2018 года провести работу по модернизации Беломорско-Балтийского канала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Беломорско-Балтийский канал

Из Онежского озера в Белое море — о таком водном пути для российских кораблей мечтал еще Петр Первый. Но построили канал только в начале 1930-х: в рекордные сроки, не щадя человеческих жизней. Об эпохальной советской стройке, обернувшейся бессмысленной трагедией, читайте в новом выпуске проекта «100 символов Карелии».

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

Шлюз Беломорско-Балтийского канала. Фото: Игорь Георгиевский

Не всякий символ Карелии — гордость республики. Но есть на карте точки, за которыми стоит история. И забывать о них мы не должны.

Канал имени Сталина (имя вождя он носил до 1961 года) был проектом стратегическим, политическим и военным. Соединил Белое море и Онежское озеро, сократив водный путь от Архангельска до Ленинграда в четыре раза. Часть проходила по рекам и озерам Карелии, часть (37 километров) рыли и прорубали в скалах заключенные. Строили шлюзы, плотины и дамбы.

Книга рекордов Гиннесса, 1998. Раздел «Самые длинные», «Транспорт», «Каналы»

«Беломорско-Балтийский канал (Беломорск — Повенец, Россия). Строительство было завершено в 1933 году. Канал протяженностью 227 км строился руками заключенных. Несмотря на то, что на нем имеется 19 шлюзов, канал не может пропускать суда с осадкой более 5 метров».

ББК не только самый длинный, но и рекордно быстрый по срокам строительства канал: воздвигли его всего за двадцать месяцев. Панамский (80 километров) строили в общей сложности 33 года, Суэцкий (160 километров) прокладывали 10 лет.

Иллюстрация из книги
«Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства», 1934

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

За эти двадцать месяцев в карельскую землю легли десятки тысяч заключенных-каналоармейцев («зэка»). Беломорканал стал первой большой стройкой ГУЛАГа.

«После конца рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег запорашивает их лица. Кто-то скорчился под опрокинутой тачкой, спрятал руки в рукава и так замерз. Кто-то застыл с головой, вобранной в колени, — пишет в своих воспоминаниях о ББК Дмитрий Витковский. — Там замерзли двое, прислонясь друг к другу спинами. Это крестьянские ребята, лучшие работники, каких только можно представить. Их посылают на канал сразу десятками тысяч, да стараются, чтоб на один лагпункт никто не попал со своим батькой, разлучают. И сразу дают им такую норму на гальках и валунах, которую и летом не выполнишь. Никто не может их научить, предупредить, они по-деревенски отдают все силы, быстро слабеют — и вот замерзают, обнявшись по двое. Ночью едут сани и собирают их. Возчики бросают трупы на сани с деревянным стуком.

А летом от неприбранных вовремя трупов — уже кости, они вместе с галькой попадают в бетономешалку. Так попали они в бетон последнего шлюза у города Беломорска и навсегда сохранятся там».

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

Константин Гнетнев. Фото: Игорь Георгиевский

Беломорско-Балтийский канал как символ Карелии представляет писатель, автор книг о ББК, заслуженный журналист Карелии Константин Гнетнев:

— Беломорско-Балтийский канал стал первой стройкой ГУЛАГа. Здесь, на севере, власть попробовала, проверила, что можно сделать с людьми. И убедилась, что сделать с ними можно что угодно.

Строительство было поручено ОГПУ, но на самом канале числились всего 36 чекистов. Всю работу по охране, по поимке беглецов выполняли заключенные. Зэка сами себя кормили, обували-одевали, сами себя охраняли, сами себя развлекали. А раз так отлично вышло — так чего с ними заигрывать? И дальше с заключенными уже никто не церемонился. На следующих стройках ГУЛАГа пирожков с капустой ударникам уже не выдавали.

Я назвал одну из своих книг о ББК «Карельская Голгофа». Но Голгофа это была, конечно, российская. Всесоюзная. И Беломорканал даже не символ Карелии — это символ эпохи. Трагический символ эпохи.

— 17-й шлюз ББК — моя родина, — продолжает Константин Гнетнев. — Сюда меня в месячном возрасте привезли раскулаченные родители из Коми. Здесь я учился, работал, отсюда уходил в армию, сюда вернулся. На 17-м шлюзе Беломорканала я жил до 25 лет, пока не женился. Знаю здесь всё: не только снаружи, но и изнутри — что там под водой.

И всю мою жизнь я хотел узнать больше — о тех далеких 30-х. Но тема была табуирована: даже в 70-х годах (я тогда уже работал в газете) нельзя было говорить и писать о том, что канал строили заключенные.

Нельзя было давать современную фотографию шлюза. Хочешь опубликовать снимок? Хорошо, но только половину, чтобы враг не определил ширину канала. А зачем его определять на глаз, если в Национальной библиотеке (тогда Публичной) лежит акт приемки канала от 1933 года в свободном доступе? Размеры, чертежи — пожалуйста!

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

Сегодня Беломорканал по-прежнему строго охраняемый объект. Но цифры уже никто не скрывает. Ширина рукотворной части канала — 14 метров. Глубина при сдаче была 3,65 метра. Во второй половине двадцатого века его углубили до 4,1 метра.

Максимальная загрузка ББК пришлась на 1985 год: тогда по каналу перевезли восемь миллионов тонн грузов. По словам Анатолия Серова, руководителя администрации «Беломорканала», предприятие и сегодня готово пропускать такое количество судов. Но загружено лишь процентов на пятнадцать по сравнению с рекордными цифрами.

Стройка

Идея строительства Беломорско-Балтийского водного пути витала в воздухе еще со времен первых путешествий английских купцов, торговавших с Великим Новгородом в середине XVI века. Им приходилось добираться до цели, огибая Скандинавию с севера.

Самая яркая страница в истории вопроса — это, конечно, Петр Первый и его Осударева дорога. Водного пути от Белого моря до Онежского озера не было, и по указу царя в 1702 году меньше чем за месяц через леса и болота прорубили дорогу. Тридцатилетний Петр с двумя полками прошел от Нюхчи до Повенца за восемь дней. В результате столь непредвиденного маневра одержал первую впечатляющую победу над шведами, «на аккорд» взял Нотебург, обеспечил выход в Балтийское море. И подарил мечту о северном водном пути всем будущим российским государям.

И в XVIII, и в XIX веке проекты канала предлагались не однажды. Но реализованы не были — всё упиралось в деньги, строительство обещало обойтись в миллионы рублей.

К началу XX века ученый-гидротехник Всеволод Тимонов разработал очередной проект Беломорско-Балтийского водного пути. Он предполагал устройство морских портов на Ладожском и Онежском озерах. На Парижской всемирной выставке в 1900 году проект удостоили золотой медали.

Но ни тогда, ни даже в начале Первой мировой, когда канал весьма пригодился бы российскому флоту, к строительству так и не приступили.

Источник

Беломорско-Балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

Беломо́рско-Балти́йский кана́л (сокращённо Беломорканал, ББК, до 1961 г. — Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) — канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.

Содержание

История

Планирование

Путь, по которому проходит канал, был известен издавна — им пользовались уже в XVI—XVII веках, в первую очередь из-за того, что здесь проходила дорога, по которой паломники ходили к святыням Соловецкого монастыря. В географическом описании России «Книга Большому Чертежу» (1627) Беломорский путь указан с расстояниями между реками и озёрами, входившими в состав пути. Вопрос соединения Белого моря и Балтийского моря поднимался на правительственном уровне на протяжении многих веков.

Впервые идея строительства судоходного канала возникла во время Северной войны и принадлежала царю Петру І, но детально за разработку проекта канала взялись только в XIX веке. Тогда по заказу правительства было разработано четыре проекта строительства, которые просуществовали на бумаге до 20-х годов XX века: первый — проект Ф. П. Деволана 1800 года, второй — проект графа А. Х. Бенкендорфа 1835 года, третий — флигель-адъютанта Лошкарёва 1857 года. В 1900 году профессор Тиманов за собственный проект строительства канала был награждён золотой медалью Парижской всемирной выставки. Однако все варианты строительства были отклонены царским правительством из-за их высокой стоимости.

Строительство

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

В 1930-х годах советское правительство обратилось к вопросу строительства канала. 3 июня 1930 года было принято решение о начале работ. 1 июля 1931 года были поданы на рассмотрение первые эскизные проекты строительства, а месяцем позже начались работы по проектированию на местности.

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

Открытие канала (1933)

Официальное открытие канала состоялось 5 августа 1933 года.

Это одна из наиболее блестящих побед
коллективно организованной энергии
людей над стихиями суровой природы севера.
В то же время — это отлично
удавшийся опыт массового превращения
бывших врагов пролетариата-диктатора
и советской общественности
в квалифицированных сотрудников рабочего класса
и даже в энтузиастов государственно-необходимого труда.
Быстрая победа над враждебной людям природой,
совершённая дружным натиском тысяч разнородных,
разноплемённых единиц
— изумительна, но ещё более изумительна победа,
которую одержали над собой люди,
анархизированные недавней,
звериной властью самодержавного мещанства.

Открытие канала сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты, такие как «Правда» или «Известия», публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников. Советская пропаганда подавала опыт строительства ББК как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».

Писателя Александра Авдеенко увиденное так поразило, что он впоследствии вспоминал:

Я ошалел от увиденного достатка ударников-каналстроевцев. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, сёмги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Пламенела свежая редиска… [23]

Иллюстративное обеспечение будущей книге предоставил известный советский художник, скульптор и фотограф Александр Родченко — его фотоснимки украшают памятную книгу и отображают, главным образом, работу строителей Беломорканала.

В целом идею книги и атмосферу, которая господствовала вокруг Беломорканала, передают слова из письма одного из участников художественного путешествия Л. Никулина, которое он написал тогдашнему наркому внутренних дел Г. Г. Ягоде вскоре после возвращения в Москву:

«Человечность» и «гуманность» всё же большие слова, и мне кажется, не следует от них отказываться. Высшая человечность и гуманность сделана Вами — первым строителем ББК. Она заключается в прекрасной работе над исправлением человека. Она заключается в беспокойстве и создании лучших условий жизни для трудящегося народа. Любая иная человечность и гуманность является ложью.

Месяцем ранее Беломорканал посетил выдающийся русский писатель Михаил Пришвин. Впечатления от поездки отразились в его романе-мифе «Осударева дорога» (впервые опубликован в 1957), отчасти предвосхищающем повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

1930-е

Создание ББК дало жизнь Беломорску, а также другим городам региона от Белого моря до Онежского озера. После начала эксплуатации канала, в этом районе развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Также выросли новые города и поселения — Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы. Прежде уездный город Повенец, уже переставший быть городом, стал большим портом, а Беломорск — важным промышленным центром.

1 марта 1940 года самый отдаленный гидроузел канала — шлюз № 9 — получил постоянное электроснабжение. Введена в строй высоковольтная ЛЭП шлюз № 8 — шлюз № 9.

12 июня 1941 года приказом по ББК № 54 за подписью заместителя начальника Управления — главного инженера А. И. Василова в бассейне открыта навигация, ставшая последней перед войной.

Военные годы

В июне 1941 года Германия начала боевые действия против СССР. На второй день войны, 23 июня 1941 года, начальник «объекта МПВО», — так стало обозначаться в документах Управление Беломорско-Балтийского канала, — А. И. Василов издал приказ № 1 «О введении угрожаемого положения на Беломорско-Балтийском канале им. Сталина». [25] Введены круглосуточное дежурство у селекторных и телефонных аппаратов, постоянное ношение сумок с противогазами. На шлюзовых поселках, возле электростанций и отдельных домов рыли щели для укрытия от налётов. Для этого привлекались все трудоспособные жители поселков. Каждый из них обязан был отработать по четыре часа в день. Начальники шлюзов имели приказ закрепить за каждой ячейкой щели жителей квартир, чтобы «избежать излишней суеты при налёте противника».

28 июня — первая бомбёжка канала. Атаке подверглись шлюзы № 6, 7, 8 и 9. На следующий день, 29 июня, с территории Финляндии против СССР началось совместное наступление финских и германских войск. Бомбардировками Повенчанской лестницы шлюзов удалось прервать движение по Беломорско-Балтийскому каналу только временно — с 28 июня по 6 августа и с 13 по 24 августа 1941 года. 28 августа произошла пятая и последняя в навигацию 1941 года бомбёжка канала. Атакован шлюз № 7. Никаких повреждений не обнаружено. В августе Управление ББК и техучастков было эвакуировано из Медвежьегорска в Беломорск, на шлюз № 19. Из 800 работников на канале остались 80. Остальные — в эвакуации.

В ноябре караван пассажирских судов с эвакуированными семьями водников Повенца и жителями окрестных деревень, а также оборудованием вмёрз в лёд Выгозера. В ночь с 12 на 13 ноября 1941 года вмёрз в лёд Заонежского залива в районе Мегострова другой караван судов. Он был захвачен частями финской армии. 5 декабря 1941 года части финской армии вошли в Медвежьегорск.

Послевоенные годы

За время войны канал как стратегически важный объект претерпел разрушения: южная его часть была полностью уничтожена. Также сильно пострадали инфраструктура канала (в частности маяки) и посёлок Повенец.

После завершения войны повреждённые объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 г. Сквозное судоходство на всём протяжении канала было восстановлено 28 июля 1946 г.

В 1950-х годах, после того, как 2 февраля 1950 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР о капитальном ремонте и реконструкции гидросооружений ББК, начались работы по постепенной электрификации сооружений и механизмов канала. В 1953 году в штат гидроузлов были включены электрики, к 1957 году в основном были завершены работы по электрификации гидроузлов на северном склоне канала, а в 1959 году все береговые и плавучие обстановочные огни были переведены на электропитание.

В 1970-х годах была проведена ещё одна реконструкция канала. В ходе этой реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.

Транспортный путь

Трасса канала

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

Транспортный путь Беломорско-Балтийского канала имеет протяжённость в 227 км с подходными каналами от Онежского озера до Белого моря, из них 37,1 км составляют искусственные пути [5] [30] [31] (по другим источникам 43 км [32] [33] или 48 км [34] ).

Условным направлением течения считается направление от Онежского озера к Белому морю, все навигационные знаки (буи, маяки) оборудованы в соответствии с этим правилом.

Канал начинается у посёлка Повенец в Повенецкой губе Онежского озера. Сразу за Повенцом следуют семь шлюзов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга (так называемая «Повенчанская лестница»). Вместе эти шлюзы образуют Южный склон канала. Между седьмым и восьмым шлюзами находится водораздел канала.

На трассе северного склона расположено двенадцать шлюзов (№ 8 — 19). Трасса Северного склона канала проходит через пять крупных озёр: Маткоозеро (между шлюзами 8 и 9), Выгозеро (между шлюзами 9 и 10), Воицкое озеро (между шлюзами 10 и 11), Палагорка (между шлюзами 11 и 12) и Маткожня (между шлюзами 13 и 14).

На севере канал впадает в Сорокскую губу Белого моря, в устье канала расположен город Беломорск.

На берегах канала расположены следующие крупные населённые пункты: Повенец, Сегежа, Надвоицы, Сосновец, Беломорск.

Судоходство по каналу

Беломорско-Балтийский канал является перспективным маршрутом туристических судов.

Гарантированные минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов — 135×14,3 м. Скорость движения судов на искусственных участках канала ограничена 8 км/ч. В условиях ограниченной видимости (менее одного километра) движение судов по каналу запрещается. Средняя длительность навигации на канале составляет 165 суток.

Особенности конструкции

Сооружения канала включают 128 объектов, из которых шлюзов — 19 (из них — 13 двухкамерных и 6 однокамерных), плотин 15, водоспусков — 19, дамб — 49 и 33 искусственных канала, 5 гидроэлектростанций, а также ряд других сооружений. Питание водой канала естественное.

Шлюзы

Гидроэлектростанции

Перепад уровней на северной части канала используется для выработки электроэнергии Выгским каскадом ГЭС, состоящим из 5 ступеней: Ондская ГЭС, Палокоргская ГЭС, Маткожненская ГЭС, Выгостровская ГЭС, Беломорская ГЭС. Мощность каскада — 240 МВт, среднегодовая выработка — 1310,5 млн. кВт·ч. [41] (выработка электроэнергии в 2008 году 1421,7 млн кВт·ч [42] ). Строительство ГЭС шло отдельно от остальных сооружений канала с 1949 по 1967 год. ГЭС низко- и средненапорные, с поворотно-лопастными гидроагрегатами, построены по приплотинной или плотинно-деривационной схемам. В отличие от других сооружений канала, ГЭС принадлежат не государству, а частной компании ОАО «ТГК-1».

Памятники

На сегодняшний день на базе канала действует историко-культурный комплекс «Беломорско-Балтийский канал», который представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилищных и административных зданий, памятных мест строительства канала.

Вдоль канала установлено несколько памятников заключённым, погибшим при строительстве. В Повенце в память о погибших построена деревянная церковь-памятник (церковь Святителя Николая; настоятель храма — священник Роман Соболев).

В массовой культуре

Строительство Беломорканала нашло отражение в песнях [43] :

Папиросы «Беломорканал»

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Беломорско-Балтийский канал» в других словарях:

Беломорско-Балтийский канал — канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. Одно из важнейших сооружений первой пятилетки (1929 32). Путь, которым прошёл канал, был известен с древних времён. В географическом описании России «Книга Большому Чертежу» (1627)… … Большая советская энциклопедия

БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ — БЕЛОМОРСКО БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ, в России, соединяет Белое море (у г. Беломорск) с Онежским озером (у пос. Повенец). Открыт в 1933. Длина 227 км, 19 шлюзов. Построен в осн. заключёнными лагерей ГУЛАГа. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Беломорско–Балтийский канал — Sp Baltõsios–Báltijos jūrų kanãlas Ap Беломорско–Балтийский канал L RF (Karelijoje) … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

Беломорско-Балтийский канал — БЕЛОМÓРСКО БАЛТИ́ЙСКИЙ КАНÁЛ, соединяет Белое м. (у г. Беломорск) с Онежским оз. (у пос. Повенец). Дл. 227 км, Сравни глуб. 5 м, 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб. Сооружён в 1930–33. Имел важное оборонное и нар. хоз. значение, обеспечивал внутр … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Беломорско-Балтийский канал — в европейской ч. России, соединяет Белое море (у г. Беломорска) с Онежским оз. (у пос. Повенец). Длина 227 км, из них 37 км искусственный путь. Имеет 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. В состав канала входят реки Выг и Повенчанка, а… … Географическая энциклопедия

Беломорско-Балтийский канал — в России, соединяет Белое море (у г. Беломорск) с Онежским озером (у посёлка Повенец). Открыт в 1933. длина 227 км, 19 шлюзов. Построен в основном заключёнными лагерей ГУЛАГа … Энциклопедический словарь

Беломорско-Балтийский канал — Белом орско Балт ийский кан ал … Русский орфографический словарь

Беломорско-Балтийский канал — … Орфографический словарь русского языка

Беломорско-Балтийский канал — Беломорско Балтийский канал, соединяет Белое море (у города Беломорск) с Онежским озером (у посёлка Повенец). Длина 227 км, из них 37 км — искусственный путь. В состав Б. Б. к. входят р. Выг и Повенчанка, а также Выгозеро, Водлозеро, озеро… … Словарь «География России»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Беломорско-Балтийский канал
что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал
В шлюзе Беломорско-Балтийского канала
Расположение
Страначто соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть фото что соединяет беломорско балтийский канал. Смотреть картинку что соединяет беломорско балтийский канал. Картинка про что соединяет беломорско балтийский канал. Фото что соединяет беломорско балтийский канал Россия
Характеристика
Длина227 км
Максимальная глубина5 м
Водоток
ВходОнежское озеро
УстьеБелое море