что соединяется в опере на основе литературного сюжета

Опера и ее литературный первоисточник

Очень часто сюжетом для опер композитор избирает какое-либо из литературных или драматических произведений. Однако опера, имеющая какой-нибудь литературный первоисточник, тем не менее вполне самостоятельное произведение. Это не омузыкаленное литературное произведение, а самобытная концепция главного автора оперы — музыкального драматурга, композитора.

Часто глубокая философичность литературного произведения упрощается, но произведение становится более доходчивым, теряя глубину, приобретает занимательность. Так было с «Фаустом» Гете, на сюжет которого написал оперу Ш. Гуно. Иногда неглубокая, салонная мелодрама превращается в трогательную, сердечную и поучительную историю, как было с «Травиатой» Дж. Верди. Даже «Евгений Онегин» П. Чайковского не адекватен пушкинскому роману. «Энциклопедия русской жизни» преобразилась у Чайковского в лирические сцены.

Что значительнее? Что нужнее? Такие вопросы нельзя и ставить, ибо нет твердых критериев в оценках значительности художественного произведения. Во всяком случае, они меняются и со временем и от того, кто воспринимает произведение. Меняются с потребностью в том или ином жанре, с уровнем вкуса, культуры и т.д.

Можно обратить внимание на один феномен в истории русской культуры. Наши композиторы с большой охотой брали для сюжетов своих опер произведения А. С. Пушкина. Трудно найти произведение великого поэта, которое не послужило бы отправной точкой для написания опер нашими выдающимися музыкальными драматургами — композиторами. И в подавляющем большинстве это шедевры русской оперы. На драматической же сцене Пушкину не везет вот уже полтора века. Драматическое произведение А. Пушкина «Борис Годунов» ставилось почти всеми знаменитыми театрами страны и не имело нигде настоящего успеха, хотя художественные качества этой драмы очень высоки, общепризнанны. Опера же Мусоргского, написанная по этой драме, в целом мире не сходит со сцен оперных театров.

Мусоргский создал трагедию — обобщенный образ, вскрыв суровую правду проблемы «власть — народ» через посредство эмоций высшего накала, какое может дать музыка.

Каждое литературное произведение есть комплекс художественных чувствований, и в восприятии его у человека рождается свой взгляд на образ, который имеет разные обертоны, и они по-разному звучат в его сердце. Естественно, что по-своему воспринимает литературное произведение композитор, акцентируя те грани, которые ему наиболее близки. Их он выражает от всей полноты своей души через посредство музыки и заражает нас своим пониманием и видением литературного произведения.

Пушкин написал сравнительно небольшую, но гениальную повесть «Пиковая дама» о судьбе игрока. Чайковский же увидел в ней трагедию любви и написал оперу «Пиковая дама», которая по художественному значению для русской культуры не ниже первоисточника.

О чем все это нам говорит? О том, что, ставя и исполняя «Пиковую даму» Чайковского, следует разделять с ним его художественную концепцию и осуществлять постановку его оперы, не ссылаться на Пушкина. История оперного театра вполне доказала это правило, у которого нет исключений.

В 30-х годах нашего века советский режиссер Мейерхольд проделал опыт. Он попытался вернуть «Пиковую даму» Чайковского. Пушкину. Опыт окончился принципиальной неудачей режиссера, несмотря на всю талантливость его деятельности в этом спектакле. Талантливые мизансцены, талантливая работа с актером, талантливая пластическая проработка отдельных сцен — все было роковым образом обречено на провал. Талантливо, но ошибочно! Причина в том, что у П. И. Чайковского своя «Пиковая дама», и если она кому-нибудь не нравится, тот пусть ее и не ставит. Так и возвращение «Кармен» к новелле писателя Мериме, а «Фауста» Гуно к «Фаусту» Гете — бессмыслица.

Ошибки такого рода ныне, в современной эстетике оперного спектакля, просто недопустимы.

Источник

Что соединяется в опере на основе литературного сюжета

Взаимосвязь музыки и литературы

1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Как связана музыка и литература?

В жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литератур­ное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведе­ния, как романс, кантата.

что соединяется в опере на основе литературного сюжета. Смотреть фото что соединяется в опере на основе литературного сюжета. Смотреть картинку что соединяется в опере на основе литературного сюжета. Картинка про что соединяется в опере на основе литературного сюжета. Фото что соединяется в опере на основе литературного сюжета

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?

Что же роднит музыку с литературой?

что соединяется в опере на основе литературного сюжета. Смотреть фото что соединяется в опере на основе литературного сюжета. Смотреть картинку что соединяется в опере на основе литературного сюжета. Картинка про что соединяется в опере на основе литературного сюжета. Фото что соединяется в опере на основе литературного сюжета

Единым стержнем этих искусств является интонация.

Благодаря выразительно­сти музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.

По каким же направлениям можно рассматривать связь

музыки и литературы?

Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музы­ки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом. Стихи многих поэтов стали известны только благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне не могли дойти стихи Н.Кукольника, если бы не гениально простая задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М.И.Глинки.

Источник

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Презентация к уроку

Автор УМК: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Цель: Познакомить с особенностями оперного жанра, историей создания оперы.

Ожидаемые учебные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Необходимые ресурсы, материалы: презентация урока, мультимедийный проектор, экран компьютер, дидактические материалы.

Источники информации: книги и сайты в Internet, посвященные искусству фортепианной музыки.

Длительность урока: Урок (45 минут)

I. Организационный момент

II. Постановка проблемы “Возникновение новой оперы на рубеже XVI-XVII веков в Италии, её особенности и развитие”

Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в музыкальный театр. Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. Какие спектакли можно в нём увидеть?

2. Работа с кроссвордом.

Вы, конечно, знаете, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому я приготовила вам билет. Билет необычный, в виде кроссворда. Разгадав правильно слова по горизонтали, вы сможете по вертикали прочитать жанр музыкального спектакля.

Кроссворд

1. Высокий женский голос

2. Самый распространенный вокальный жанр.

3. Главная мысль музыкального произведения.

4. Большой коллектив музыкантов.

Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор, как бы комментировал – пояснял действие.

В конце XVII в., король Генрих IV и Мария Медичи в 1600 г. Поженились.

Герцог Медичи решил сделать необычный подарок для молодых и всех приглашенных. Он задолго до торжеств, приказал музыкантам написать нечто, новое, и музыкантам это удалось!

В день свадьбы, когда собрались все гости, на их суд было вынесено произведение, которое поразило всех. На сцене находилось несколько актёров, одетых в костюмы, рядом располагался большой оркестр. Музыка не смолкала ни на минуту, а актёры не проговаривали свои тексты, а пели! Как раз это и поразило слушателей. Дело в том, что до сего момента такие песни исполняли только простолюдины, в высшем обществе было не принято слушать такую музыку.

В произведении, представленном на свадьбе, каждое слово было подчеркнуто и аккомпанементом и необычной манерой пения актёров. Произведение, показанное гостям короля и герцога Медичи, называлось “Орфей и Эвридика”.

Первую настоящую оперу в 1607 году создал Клаудио Джованни Антонио Монтеверди (1567-1643), придворный музыкант герцога Гонзаго

Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто, что означает “прекрасное пение”. Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

Опера искусство синтетическое.

— В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), сценическое действие, изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже танец.

Какие виды искусства объединяет опера?

(Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец).

В основе оперы лежит литературный сюжет. Либретто – краткое литературное содержание оперы.

С тех пор в опере поют и ариями рисуют музыкальные портреты персонажей и их характерные особенности.

Вспомним, кто является сказочником в музыке?

1.Ария Варяжского гостя (суровый, серьёзный, тяжелый)

2.АрияИндийского гостя (спокойный, плавный, замысловатый)

Провести сравнительную характеристику.

Пластическое интонирование с закрытыми глазами.

III. Развитие навыков групповой работы исследовательского характера, развитие умений извлекать информацию из аудио, литературного и визуального ряда.

Класс делится на группы, которым предлагается задание:

Прослушать и показать музыкальный отрывок?

Что необычного услышали в исполнении этого отрывка? (состоит из различных по характеру частей)

Сколько образов в музыке? (три)

Какой характер у каждого образа?

— провести сравнительный анализ образов в произведении.

— пластическим движением показать музыкальный отрывок произведения?

IV. Развитие умений аргументированного высказывания. Ответы учащихся.

После прослушивания и работы в группах заслушиваются представители групп с ответами на вопросы.

Каждая группа показывает свой вариант пластического интонирования музыкального отрывка.

V. Характеристика нового жанра в музыке.

Данное занятие является первым из серии уроков о больших музыкально-театральных жанрах.

Опера (от итал. opera — дело, труд, сочинение) — род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.

VI. Выступление участников групп. Обсуждение вывода:

Опера всегда основана на литературном произведении. В опере каждый герой имеет свой характер и исполняет свою арию. В опере все выражено музыкой и голосом.

VII. Подведение итогов урока. Оценка деятельности каждой из команд.

Нарисовать понравившийся персонаж из представленного музыкального отрывка.

Источник

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Путешествие в музыкальный театр. Опера. Балет

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— опера как синтез искусств;

— структура оперы, основные жанры, используемые в оперном спектакле;

— балет как синтез искусств.

Опера (от итал. opera – «сочинение») – основной жанр музыкального театра, род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Либретто (от итал. libretto – «книжечка») – литературная основа, литературный текст большого музыкально-вокального произведения (оперы, оперетты, оратории), сценарий балетного спектакля.

Балет – (от фр. ballet, от итал. ballare – «танцевать») – вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

Увертюра (от фр. ouverture – «открытие, начало») – оркестровое вступление к театральному спектаклю.

Речитатив – специфическая форма певучей декламации, воспроизводящая ритмический и интонационный рисунок естественной речи.

Ария – сольное вокальное произведение с инструментальным сопровождением.

Каватина – небольшая ария, обычно лирического характера.

Рондо – музыкальная форма, в которой многократно повторяется главная тема.

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Тематический материал для самостоятельного изучения

Ах, это волшебное слово «театр»! Как только слышишь его, сразу представляются артисты, костюмы, декорации, исторические баталии, ожившие сказки, фантазии… А если это музыкальный театр, то к образам добавляются музыка, оркестр, дирижёр, певцы и танцы… На протяжении многих столетий театральное искусство оставалось востребовано и любимо публикой. Идя в ногу с развитием человечества, оно отражало острые проблемы бытия.

Опера (от итал. opera – «сочинение») – основной жанр музыкального театра, род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Она берёт своё начало от древнегреческих трагедий, в которых сочетались чтение стихов, сольное и хоровое пение, игра на музыкальных инструментах. Претерпев длинный путь исторических трансформаций, опера предстала перед нами как жанр, объединяющий практически все основные формы искусства – музыку, литературу, актёрское мастерство, хореографию (балет), изобразительное искусство (декорации, костюмы) и прочие. Каждая опера обязательно имеет сюжет, в основу которого ложатся исторические события, легенды или предания, художественные произведения или сказки.

Литературная основа оперы представлена в форме либретто (от итал. libretto – «книжечка»). Название «книжечка» связано с тем, что оперные либретто с конца XVII века часто выпускались для посетителей театров в виде небольших буклетов. Сейчас содержание спектакля печатается в программке.

Либретто для оперы пишется специально. Его сочиняет литератор – либреттист, как правило, тесно сотрудничая с композитором, так как музыка – неотъемлемая часть оперного спектакля, являющаяся основным носителем и движущей силой действия. Только в единстве всех элементов действия содержание раскрывается наиболее полно.

Музыкальная палитра оперного спектакля многослойна: в ней могут использоваться самые разнообразные музыкальные формы и жанры.

Увертюра (оркестровое вступление), ария, романс, песня, речитатив, дуэты, трио, ансамбли, хоры, а также различные танцы (бальные, народные, характерные) – вот далеко не полный перечень элементов оперного действия.

Увертюра (от фр. ouverture – «открытие, начало») – оркестровое вступление к театральному спектаклю. Она исполняется перед началом действия и настраивает публику на характер спектакля. Часто в увертюре звучат музыкальные темы, которые характеризуют персонажей или события предстоящего действия. Так, например, в увертюре к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» выражена основная идея сочинения – торжество светлых сил, которая подчёркнута ликующей музыкой.

Характер персонажей показывается в ариях, каватинах, песнях, рондо и других сольных формах. Яркий тому пример – ария Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Портрет Антониды из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» представлен в каватине и рондо героини. А образ Ивана Сусанина раскрывается в арии «Ты взойдёшь, моя заря».

Каватина – небольшая ария, обычно лирического характера.

Рондо – музыкальная форма, в которой многократно повторяется главная тема.

В опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко» главного героя, гусляра Садко, характеризует песня. Она звучит из уст Волховы – дочери морского царя.

Особое место в оперной музыке занимает речитатив – специфическая форма певучей декламации, воспроизводящая ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Как известно, в оперном спектакле все артисты поют, причём не только арии, но и все реплики как в сольных, так и массовых сценах. Часто в форме речитатива выражаются размышления или впечатления главных героев, нередко они звучат перед арией, вводя зрителя в курс событий. Таковы речитатив и ария Руслана из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Балет (от фр. ballet, итал. ballare – «танцевать») – вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

Так же как и в опере, в основе балета лежит определённый сюжет, выраженный в форме литературного текста – либретто. Балет базируется на классическом сценическом танце, но также его дополняют другие хореографические элементы: гимнастика, акробатика, элементы восточных единоборств, народные пляски. Помимо этого, немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры выражают разговоры и передают чувства героев.

Пантомима – вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Завершением оперного спектакля может служить эпилог, в котором задействованы практически все участники действия и самые яркие выразительные средства. К примеру, монументальный хор «Славься» – финальная часть оперы «Иван Сусанин».

Отдельного внимания, как в опере, так и балете, заслуживают театральные декорации и костюмы. Они являются важнейшими элементами при создании атмосферы и формировании визуальной целостности спектакля. Выдающиеся русские художники Василий Поленов, Виктор Васнецов, Исаак Левитан, Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Врубель в постановках опер русских композиторов передавали своеобразие отечественной истории, картин природы, поэзию сказочных образов.

Мастерство художников «Мира искусства» (художественного объединения конца XIX – начала XX веков) – Александра Бенуа, Льва Бакста, Николая Рериха, Ивана Билибина, Мстислава Добужинского – сыграло важную роль в постановке оперно-балетных спектаклей и оказало огромное влияние на развитие театрального искусства.

Начиная с XIX века русский балет является национальной гордостью России.

Впервые балетный спектакль был поставлен в России в 1673 году при дворе царя Алексея Михайловича. С того момента начался славный путь развития этого вида искусства, достигшего к концу XIX – началу XX века невиданного расцвета. Балетные традиции пришли в Россию из Франции: иностранные танцовщики и балетмейстеры приглашались в Россию для постановки спектаклей и преподавания. Большое влияние на формирование русской балетной традиции оказали французы Шарль Луи Дидло и Мариус Петипа.

Выдающуюся роль в истории балета сыграл композитор Пётр Ильич Чайковский. Именно в его творчестве появилось единство музыкальной драматургии и танца, а балетный спектакль приобрёл законченность и глубину.

Балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» включены в репертуар ведущих театров мира и пользуются неизменным успехом у зрителей.

Следующая блестящая страница в истории русского балета – знаменитые гастрольные выступления русских артистов балета и оперы «Русские сезоны» в Европе в начале XX века. Их организовал выдающийся деятель искусства и антрепренёр Сергей Павлович Дягилев. Он объединил силы многих талантливых артистов, музыкантов и художников того времени. В составе собранной им балетной труппы были легендарные танцовщики Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, а также балетмейстер Михаил Фокин. Идея русских сезонов состояла в расширении рамок классического балета. Впервые были поставлены новаторские балеты И. Ф. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Декорации и костюмы создавали выдающиеся художники – Лев Бакст, Александр Бенуа, Николай Рерих и другие.

«Русские сезоны» произвели блистательное впечатление на европейскую публику и закрепили за русским балетом статус высочайшего уровня мастерства.

№ 1. Какой композитор написал оперу «Иван Сусанин»? Выберите правильный ответ.

Варианты ответов: М. И. Глинка; П. И. Чайковский; М. П. Мусоргский; А. П. Бородин.

В обучающем видео называется имя Михаила Ивановича Глинки – композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин».

Правильный ответ: М. И. Глинка.

№ 2. Зачеркните понятия, которые НЕ относятся к балету.

Варианты ответов: декорация; декламация; музыка; танец; либретто; ария; пантомима; сюжет; речитатив.

Балет, как и опера, является синтетическим жанром, в котором сочетаются различные виды искусства. Самым явным отличием оперы от балета является то, что в опере все артисты поют, а в балете – только танцуют. Соответственно, всё, что имеет отношение к речи или пению, НЕ относится к балету.

Правильные ответы: декламация; ария; речитатив – зачёркиваем.

Источник

Конспект урока по музыке на тему «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»(5 класс)

Урок музыки в 5 классе

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

( по программе Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

• Воспитание интереса, любви к искусству.

• Воспитание эмоциональной отзывчивости.

• Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.

• Создание ситуации успеха для каждого ученика.

• Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся. • Развитие чувства ритма, творческих способностей.

• Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.

Форма урока: урок-путешествие

Программное обеспечение Презентация. « Билеты». « Либретто», учебник Музыка 5кл.

Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Фрагменты из оперы «Садко» Римского-Корсакова

Фонограмма песни «Волшебный мир искусства» муз. А. Ермолова, сл. К. Кряжевой;

Песня «Всюду музыка живёт» Я. Дубравина

Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. Вижу, настроение у вас хорошее, все готовы к уроку. Давайте улыбнёмся и поприветствуем наших гостей!

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Песни, звуки инструментов – всё для Вас!

Пожелаем всем удачи, за работу!

Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир музыки, мир яркий и разнообразный. Что он нам откроет, я думаю вы догадаетесь, если отгадаете следующие загадки:

1.Сон и отдых позабыты, пишет песню … ( композитор)

2.Композитор и поэт- это творческий… ( дуэт)

3. Взмахнёт волшебник палочкой и музыка звучит.

Палочка застынет и весь оркестр молчит.

Палочка подскажет, кому пора вступать,

Палочка укажет, как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает? (дирижёр)

4.Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,

То такое представленье называется… (Балет)

5. Это что за представленье, людям всем на удивленье?

Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!

Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями!

Такой спектакль, где все поют, в театре… оперой зовут!

6. Оперу мы слушать будем. Нам певцы расскажут сказку:

Про злодея – Черномора, про борьбу, добро и ласку… 2.

К пульту дирижёр выходит, открывает партитуру.

Мы со сцены глаз не сводим, зазвучала… (увертюра)

7. Вот на сцене лес, вот – башня до небес.

И город, и деревня, ты угадал, наверно:

Чтоб слышались овации

Что нужно? ( декорации)

Ребята, на экране вы видите слова-отгадки (перечислить после того, как разгадали). Подберите общее слово, объединяющее все эти слова. (Театр)

Я думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о… театре, а точнее о театре музыкальном и тема нашего урока «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Подумайте, что бы вы хотели взять для себя от урока, какие цели мы поставим перед собой?

Я думаю, каждый из вас знает, что музыкальный театр-это театр, в котором разыгрывают те или иные представления и главная роль в них принадлежит музыке.

II . Актуализация знаний.

Какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре?

(Опера, балет, оперетта, мюзикл.)

Что такое опера? (Ответ)

Что такое балет? ( Ответ)

Так вот, музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета.

Сейчас на экране вы видите лучшие театры России. Это…

Сегодня мы отправимся в оперу.

Опера это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.

И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство( костюмы, декорации), реже хореография.

Так какие же виды искусства объединяет опера?

( Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец)

Итак, я приглашаю вас в театр.

Каждый из вас знает, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому каждому из вас я приготовила пригласительные билеты, билеты необычные, с вопросами на тему «театр». Ответив на данные вопросы, можно смело отправляться в оперу.

Проверка выполненного задания.

( Читает ученик 1-го и ученик 2-го вариантов, остальные уч-ся проверяют правильность своих ответов )

Итак, исходя из ваших ответов, я думаю, что не напрасно пригласила вас в музыкальный театр. Всем можно смело открывать двери в мир музыки.

III . Изучение, объяснение нового материала.

Итак, мы в театре. ( Слайд III )В фойе можно купить небольшую брошюрку-программу с кратким изложением сюжета оперы. Оно называется либретто, в переводе с итальянского означает книжечка. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение-роман, повесть, миф, легенда, поэма, сказка, былина.

Пройдя в зрительный зал, можно сесть в удобное бархатное кресло и открыть нашу книжечку с кратким изложением сюжета оперы «Садко» Именно с этой оперой мы встретимся сегодня ещё раз. Кто из вас назовёт имя композитора, создавшего оперу «Садко?» ( Н. А. Римский-Корсаков) (Слайд IV )

Учитель: Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке. Педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных фортепианных произведений, романсов, трёх симфоний и т.д. Любимый жанр – опера. (15)

Итак, перед вами лежит книжечка с кратким содержанием сюжета оперы

Н. А. Римский-Корсаков

Чтение краткого содержания оперы «Садко»

Сюжет оперы основан на былине о вдохновенном русском народном певце-гусляре Садко.

События разворачиваются следующим образом. ( Слайд V )

I картина. Веселый пир купцов в Новгороде. Новгородский гусляр Садко отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Не понравилась обличительная речь Садко знатным новгородцам. Прогнали они Садко. Тот же, оскорбленный, говорит им, что отныне не будет петь им песен своих звонких, а уйдет складывать свои песни Ильмень-озеру.

Грустно на душе у Садко: «людям стали уж не надобны мои гусельки яровчаты». Он поет о своих мечтах. Видит Садко, как стая лебедей плывет к берегу. Приплыли они и превратились в девиц красных, а среди них царевна морская Волхова, дочь царя морского. Плененная пением Садко, царевна морская пообещала ему на прощание три рыбки золото-перо, что живут в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье.

V картина Двенадцать лет свободно путешествовал Садко, но однажды его корабль был остановлен волшебной силой: то морской царь разгневался, что Садко не платил ему дань столько лет. Выпадает жребий Садко путь держать на дно морское.

Итак, звенит третий звонок. Все зрители уселись поудобнее. Занавес пока закрыт. Звучит увертюра.

Слушание увертюры (фрагмент)

Что рисует музыка?( образ моря, величавую и полную жизни морскую стихию)

Каковы особенности развития музыки? (повтор)

В какой форме написано вступление? (вариации)

Сплетение восходящих и нисходящих ритмомелодических рисунков, непрестанное обновление ( варьирование)

Каким рисует море композитор? (то спокойным и безмятежным, то взволнованным и грозным)

Образ моря, который проходит через всё произведение, звучит как своего рода былинный зачин.

Работа с учебником, стр.56

Разучивание песен гостей.

Слушание песен гостей (учитель поочерёдно называет тембр исполнителя):

1. «О скалы грозные дробятся с рёвом волны»

Услышав песню Варяжского гостя, новгородский люд единой грудью выдохнул испуганное: «Ой!»

Как выдумаете, почему?

Характер? (угрюмость, суровость, решимость защищать свой край_Скандинавию)

Какие средства художественной выразительности музыки раскрывают образ северной страны, Скандинавии? (ответы)

Стоило смолкнуть Индийскому гостю, как запричитали новгородцы: «Ой, да не езди, гость, на ту сторону, ой, берегися птицы Феникса, ой!» Почему?

Характер музыки? Образ? (чарующий, завораживающий мир далёкой Индии)

Почему новгородцы посоветовали Садко держать путь в Италию? (ответы)

Характер музыки? Образ?

Почему портрет каждого гостя «нарисован» композитором на фоне моря?

Вывод: музыка воплощает «в яви» мечты Садко побывать в разных странах, В них оживают образы угрюмого варяжского моря, полуденных вод у берегов сказочной Индии, синих вод Адриатики, омывающих Венецию.

Садко мечтает побывать в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород.

« Школьный корабль», муз. Г.Струве, сл. К. Ибряев

«Всюду музыка живёт», муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова;

К сожалению наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках. А сейчас подведём итоги.

С каким муз-театральным жанром мы встретились? (опера)

Музыку какой оперы слушали сегодня? Композитор?

Какое литературное произведение в основе оперы? (былина)

Что такое «либретто»?

У. – Эти виды искусств дополняют друг друга и этим помогают лучше понять их, помогают ярче передать и понять образы героев, расширяют знания, восхищают своей изумительной красотой и неповторимостью.

Вывод: музыка и литература неразрывно связаны. Не будь литературного произведения, в данном случае былины «Садко», не было бы и замечательной оперы и наоборот…

Итак, мы подвели итог нашего урока.

Задание на дом: изучить либретто оперы «Садко», которое я дарю вам на память об уроке.

Достигли ли мы намеченных целей?

Что нового вы узнали на уроке?

Что на уроке тебе понравилось больше всего?

Что наиболее запомнилось?

Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета– мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; цвета фиолетового – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Пригласительный билет ( I вариант)

Задание1 : соединить стрелочкой слова, одинаковые по смыслу.

Опера коллектив музыкантов

Оркестр сольный номер в опере

Композитор оркестровое вступление к опере

Ария муз. спектакль

Увертюра коллектив певцов

Хор сочиняет музыку

2.Вспомни и запиши названия знакомых тебе опер.______________________________

Пригласительный билет (2-ой вариант)

Задание1 : соединить стрелочкой слова, одинаковые по смыслу.

Тембр полупение, полуречь

Речитатив группа исполнителей

Ансамбль руководитель оркестра

Сцена из оперы певец

7.Вспомни и запиши названия знакомых тебе опер.________________________________

Опера это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельконто – прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.

И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство( костюмы, декорации), реже хореография.

Н. А. Римский-Корсаков

Либретто оперы «Садко»

Сюжет оперы основан на былине о вдохновенном русском народном певце-гусляре Садко. События разворачиваются следующим образом.

I картина. Веселый пир купцов в Новгороде. Настоятели велят молодому гусляру Нежате «запеть-заиграть про старое», «рассказать про бывалое». Нежата заводит былину о могучем богатыре ВолхеВсеславиче, о том, как рос он и как сел царем «во Индийском царстве славном». Все славят молодого гусляра. Но кто же прославит Новгород? 9.

Грустно на душе у Садко: «людям стали уж не надобны мои гуселькияровчаты». Он поет о своих мечтах. Видит Садко, как стая лебедей плывет к берегу. Приплыли они и превратились в девиц красных, а среди них царевна морская Волхова, дочь царя морского. Плененная пением Садко, царевна морская пообещала ему на прощание три рыбки золото-перо, что живут в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, и зовет из глубины царь морской своих дочерей. И уплывают Волхова и ее сестры вдаль, вновь обернувшись лебедями.

V картина Двенадцать лет свободно путешествовал Садко, но однажды его корабль был остановлен волшебной силой: то морской царь разгневался, что Садко не платил ему дань столько лет. Выпадает жребий Садко путь держать на дно морское.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *