что соответствует требованиям правил наложения повязки ответ
Бинтовые повязки
Основные правила наложения бинтовых повязок.
Во время перевязки стоять лицом к пациенту, насколько это возможно (наблюдение за больным).
Во время перевязки разговаривать с пациентом и до наложения повязки объяснить ее назначение (привлечение пациента к содружеству, контроль состояния).
Пациент должен находиться в удобном положении.
Перевязываемая часть тела (конечности) должна быть неподвижной. Создать упор: например, при повязке на голень пациента усадить, а стопу поместить на табурет, подставку.
Бинтуемой конечности придать функционально выгодное положение (средне-физиологическое).
Техника бинтования
Следует правильно выбрать размер бинта.
Бинтование начинают от периферии к центру, от неподвижного участка к ране, от узкого места к более широкому.
Головку бинта держат в правой руке, полотно в левой. Головка должна быть открыта для равномерного раскатывания бинта. Свободная длина полотна не должна превышать 15-20 см.
Туры бинта, как правило, накладывают слева направо (по отношению к бинтующему) за исключением некоторых повязок (Дезо, колосовидная, на молочную железу).
При наложении повязки на конический участок конечности необходимо делать перегибы бинта.
Нельзя фиксировать (завязывать) концы бинта на области раны, сгибательных и опорных поверхностях.
Типы бинтовых повязок см. далее.
В.Дмитриева, А.Кошелев, А.Теплова
«Бинтовые повязки» и другие статьи из раздела Общая хирургия
gormed.su
Секреты правильного наложения повязок
Заказать звонок
Повреждение кожных покровов, мышечной и костной ткани, растяжение связок и сухожилий – не редкость. Справиться с болезненностью, кровотечением, отеками до оказания полноценной медицинской помощи помогает наложение давящей повязки, которая предотвратит осложнения и создаст покой для поврежденного участка.
Несмотря на то что изучением этого вопроса занимается целая наука под названием «десмургия», даже не вдаваясь в ее терминологию и тонкости, каждый человек должен владеть основными навыками обращения с перевязочным материалом. Какими же?
Какие материалы используются
В качестве перевязочного материала используется любой абсолютно чистый кусок ткани, за исключением разновидностей из искусственного волокна. Идеальный вариант – хлопчатобумажная марля, или всем известный плоский бинт. В зависимости от поврежденного участка тела можно применить узкий (до 5 см), средний (7-10 см) или широкий (12 см и больше). К примеру, самые узкие применяются для бинтования пальцев, а самые широкие – бедра или плеча.
Помимо плоских, в клинике в Красногорске используют и трубчатые бинты в виде сплетенных из х/б и резиновой нити трубочек. Разновидностей таких материалов пять: для мизинца, для предплечья и голени, для плеча, для бедра и головы, а также самый большой, который можно надеть на живот или грудную клетку вместо корсета.
Если повреждение сопровождается кровотечением, обязательно наличие стерильных салфеток, которые накладываются на рану, тщательно продезинфицированную перекисью водорода или слабым раствором марганцовки. Существуют также индивидуальные перевязочные пакеты. Разновидности с одной подушечкой – для простых повреждений, с двумя – для сквозных ран. В последнем случае подушечки нужны, чтобы закрыть раны – входящую и выходящую.
8 правил грамотного наложения повязки
Правильно наложенная повязка должна быть не слишком тугой, чтобы не мешать нормальному кровообращению, однако и слишком слабая будет сползать с раны. В этом вопросе, как и везде, важен опыт. Выполнив процедуру несколько раз, гораздо легче найти ту «золотую середину» и максимально эффективно помочь пострадавшему.
Методические указания по выполнению практической работы №19 по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Практическая работа № 19
Тема: Виды и правила наложения повязок
Цель: Изучение общих правил бинтования, наложения основных типовых повязок, их преимуществ и недостатков при оказании первой медицинcкoй помощи при различных видах ранений и других травм.
Следует выбрать вопросы, соответствующие Вашему варианту.
Ваш вариант соответствует номеру, под которым стоит ваша фамилия в журнале по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
3. Перепишите данные Вашего варианта после цели практической работы и перед «отчётом».
4. Изучите теоретический материал, выберите материал, соответствующий ответам на вопросы Вашего варианта.
5. Ответьте письменно на вопросы и схематически изобразите правила наложения и виды повязок.
6. Оформите отчёт и вывод по выполненной работе.
1. Дать определение повязкам, как иначе называется учение о повязках и почему?
Применение мягких и твёрдых повязок.
Индивидуальный перевязочный пакет, его применение. Схематическое изображение ИПП.
Общие правила бинтования.
Типы и краткая характеристика повязок.
Правила и условия наложения повязок на голову.
Повязка «Чепец». Наложение повязки «Чепец».
Повязка на грудную клетку. Схематическое изображение.
Повязка на область живота и таза. Схематическое изображение.
Колосовидная повязка таза. Схематическое изображение.
Повязка верхней конечности. Выполнить практически.
Спиральная повязка пальца. Выполнить практически.
Восьмиобразная повязка кисти. Выполнить практически.
Повязка на предплечье и локоть. Выполнить практически.
Повязка на всю руку. Выполнить практически.
Повязки нижней конечности. Выполнить практически.
Восьмиобразная повязка стопы. Выполнить практически.
Черепашья повязка колена. Выполнить практически.
Повязка на область бедра. Схематическое изображение.
Пращевидная повязка. Выполнить практически.
Т-образная повязка. Схематическое изображение.
Косыночные повязки. Схематическое изображение.
Пластырные повязки, их преимущества и недостатки.
Краткие теоретические сведения
По своему предназначению повязки бывают фиксирующие перевязочный материал, давящие, иммобилизующие и создающие вытяжение.
В зависимости от применяемого материала повязки бывают мягкие и твердые.
Мягкие повязки обычно применяются как фиксирующие и давящие.
К твердым повязкам относятся шинные, крахмальные, гипсовые, клеевые, пластмассовые и др. Эти повязки обычно применяются как иммобилизирующие и вытягивающие.
В стандартной упаковке промышленностью выпускаются в качестве перевязочного материала бинты различных размеров, которые чаще всего используются для наложения повязок.
Общие правила бинтования
Сначала укрепляется свободный конец бинта ниже раны, бинтование осуществляется снизу вверх. Бинт развертывается слева направо, причем каждый оборот, или тур, бинта на 1/3-2/3 прикрывает ширину бинта предыдущего тура. Головка бинта должна катиться, скользя по бинтуемой части тела, не отходя от нее. Закончив бинтование, необходимо проверить и осведомиться о самочувствии больного.
Основные типовые повязки
Наиболее распространенной и простой является круговая (циркулярная) повязка. При ее наложении обороты бинта должны ложиться один на другой, причем каждый последующий прикрывает целиком предыдущий.
Спиральная повязка начинается так же, как и предыдущая, то есть с двух-трех круговых туров, а затем обороты бинта идут в косом направлении (спиральном), лишь частично на 1/2-2/3 прикрывая предыдущий тур. Эта повязка может быть восходящей или нисходящей.
Черепашья повязка (сходящаяся и расходящаяся) очень удобна для наложения в области согнутых суставов, локтевого, коленного и других. В области коленного сустава расходящаяся повязка начинается с кругового хода через наиболее выдающуюся часть колена, затем идут подобные же туры ниже и выше предыдущего. Туры перекрещиваются в подколенной впадине и расходятся в обе стороны от первого, все более закрывая область сустава. Повязка закрепляется вокруг бедра.
Восьмиобразная или крестообразная повязка называется так потому, что по своей форме или ходу бинта описывает восьмерку, очень удобна при бинтовании частей тела с неправильной поверхностью (затылок и задняя поверхность шеи, грудь).
Повязки на голову. При небольших повреждениях головы можно прибегать к коллоидным повязкам, причем волосы в области повязки должны быть тщательно выстрижены. Очень удобны при небольших повреждениях пращевидные повязки, иногда можно применять косыночную повязку.
Более обширные области прикрывают бинтовыми повязками, например, восьмиобразной. Весь свод черепа может быть прикрыт так называемой возвращающейся повязкой головы, имеющей вид шапочки. Закрепив бинт круговым ходом вокруг головы, делают спереди перегиб и ведут бинт по боковой поверхности головы несколько косо, выше предыдущего. На затылке делают второй перегиб и прикрывают боковую сторону головы с другой стороны. Закрепив перегибы на передней и задней сторонах круговым ходом, продолжают, делают боковые ходы все выше и выше, пока не прикроют всю голову.
Чепец. Очень удобна повязка чепцом, укрепляемая полоской бинта к нижней челюсти. Делается она так: от бинта отрывают кусок (завязку) чуть меньше метра, кладут его срединой на область темени, концы спускаются вертикально вниз спереди ушей, где сам больной или помогающий удерживает их в натянутом состоянии. Вокруг головы делают первый ход, затем, дойдя до завязки, бинт оборачивают вокруг нее и ведут несколько ко со, прикрывая затылок. На другой стороне бинт снова перекладывают вокруг вертикальной ленты и он идет косо, прикрывая лоб и часть темени. Так, перекидывая каждый раз бинт через вертикальные ленты, ведут его все более вертикально, пока не прикроют всю голову. После этого бинт укрепляют или прикрепляют к вертикальной ленте, концы этой ленты завязывают под подбородком, что прочно удерживает всю повязку.
Повязка на область живота и таза. На область верхней части живота можно наложить простую спиральную повязку, бинтуя снизу вверх, в нижней же части повязку необходимо укрепить к бедрам.
Колосовидная повязка таза. Закрывает нижнюю часть живота, верхнюю часть бедра, область ягодицы, боковую поверхность в области большого вертела и паховую область. Круговым ходом укрепляют бинт вокруг живота, потом бинт ведут сзади наперед по боковой и передней поверхности бедра, затем бинтом обводят заднюю полуокружность бедра и в паховой области пересекают им предыдущий ход. Поднимая бинт по передней поверхности таза, им обводят заднюю полуокружность туловища и ведут опять на паховую область, повторяя второй и четвертые ходы. Повязка закрепляется круговыми турами вокруг живота.
Повязка верхней конечности. их чрезвычайно много. Спиральная повязка пальца, спиральная повязка всех пальцев, восьмиобразная повязка большого пальца, восьмиобразная повязка кисти, возвращающаяся повязка
кисти, повязка на предплечье и локоть, колосовидная повязка плеча, повязка подмышечной ямки, повязка на всю руку.
Спиральная повязка пальца начинается с круговых ходов в области запястья, затем бинт ведут косо через тыл кисти к концу большого пальца и отсюда спиральными поворотами бинтуют весь палец до основания, затем через тыл кисти бинт ведут на запястье, где и закрепляют.
Восьмиобразная повязка кисти. Кисть бинтуют обычно по типу восьмиобразной повязки. Повязка начинается круговым ходом на запястье. По тылу кисти бинт идет косо и переходит на ладонь, закрепляется круговым ходом и косо по тылу кисти возвращается на запястье, пересекая второй ход. В дальнейшем второй и четвертый туры повторяются. Закрепляют повязку на запястье.
Повязка на предплечье и локоть. На предплечье повязка накладывается по типу спиральной с перегибами. Начинается с двух-трех круговых ходов, а затем туры бинта идут в косом направлении (спиральном) лишь частично (на две трети), прикрывая предыдущий ход. При наложении повязки на сегменты конической формы приходится прибегать к так называемому опрокидыванию бинта: бинт ведут несколько более косо, чем это нужно для спиральной повязки, большим пальцем левой руки придерживают его нижний край, раскрывают немного головку бинта и перегибают бинт по направлению к себе так, что верхний край его становится нижним. Перегиб бинта лучше всего делать на одной и той же стороне и по одной линии. При согнутом под углом локте, что обычно делается при заболевании области локтевого сустава, повязку кладут по типу черепашьей. Колосовидная повязка на плечо накладывается следующим образом. Бинт ведут через здоровую подмышечную впадину по передней стороне груди,
переходят на плечо, обойдя плечо по передней, наружной и задней поверхности, проходят по внутренней поверхности плеча и из подмышечной области поднимают бинт косо по плечу. Перекрещивая предыдущий ход по боковой поверхности плеча, переходят на спину и ведут по спине в направлении подмышечной впадины. Отсюда начинается третий ход (повторение первого хода), затем несколько выше четвертый ход повязка) (повторение второго хода) и т. д.
Повязка на всю руку начинается в виде перчатки на пальцы и продолжается спиральной повязкой с перегибами до области плеча, где и заканчивается колосовидной повязкой.
Повязки нижней конечности. Спиральная повязка большого пальца ноги: отдельно бинтуют обычно только большой палец, причем повязку делают так же, как и на руке, укрепляют ее вокруг лодыжек, остальные пальцы закрывают вместе со всех сторон.
Восьмиобразная повязка стопы. Чтобы закрыть область голеностопного сустава, можно пользоваться повязкой по типу восьмиобразной. Начинают ее круговым ходом выше лодыжек, спускаясь наискось через тыл стопы, затем делают тур вокруг стопы, поднимаясь вверх на голень по тылу, пересекают второй ход. Такими восьмиобразными ходами прикрывают весь тыл стопы.
Черепашья повязка колена. В области коленного сустава расходящаяся черепашья повязка начинается с кругового хода через наиболее выступающую часть колена, затем идут подобные же туры ниже и выше предыдущего. В разогнутом же положении ноги накладывают повязку по типу восьмиобразной, делая круговые обороты выше и ниже коленного сустава и косые с перекрестом в подколенной ямке. На область голени повязка накладывается по типу обычной спиральной с перегибом.
Повязка на область бедра. Пользуются обычно спиральной повязкой с перегибами, укрепляя ее вверху к тазу ходами колосовидной повязки. Повязка на всю нижнюю конечность состоит в комбинации описанных выше повязок.
Методическая разработка по теме «Десмургия»
Департамент здравоохранения Ивановской области
Областное государственное бюджетное профессиональное
«Кинешемский медицинский колледж»
МДК 02. 02 Сестринская помощь при заболеваниях
и состояниях пациентов хирургического профиля
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – 34.02.01 «С естринское дело»
Тема: «Повреждения и травмы»
Тип занятия: практическое занятие
Место проведения: кабинет доклинической практики
С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся должен:
иметь практический опыт:
осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
вести утвержденную медицинскую документацию
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;
После изучения темы студенты должны
десмургию, ее задачи
значения “повязка”, “перевязка”
основные виды повязок по виду материала, по назначению, по способу закрепления, типу бинтования, цели иммобилизации;
общие правила наложения мягких повязок и показания для их наложения;
критерии правильно наложенной повязки;
технику наложения мягких повязок на различные части тела;
возможные проблемы пациента;
оценить правильность наложения мягких повязок и состояние пациента после их наложения;
наложить мягкие повязки (косыночные, пращевидные, лейкопластырные, клеевые, Т-образные) на определенные части тела;
наложить типовые бинтовые повязки на верхнюю и нижнюю конечности, на область грудной клетки.
Изучение данной темы направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Развитие клинического мышления, познавательной активности, навыков самостоятельной работы.
мышления, внимания, памяти, профессионально грамотной речи; развитие навыков общения с пациентами и коллегами.
Формирование чувства ответственности, гуманности, выдержки, самостоятельности, любви к избранной профессии и чувства ответственности за порученное дело.
овладевать навыками выполнения манипуляций.
ОП. 02. Анатомия и физиология человека – тема «Строение опорно-двигательного аппарата».
ОП.09 Психология – тема «Социальные отношения».
МДК02.02 Теория и практика сестринского дела – тема «Асептика и антисептика».
МДК 02. 02 Сестринская помощь при заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля – тема «Хирургические операции»
Дидактическое обеспечение занятия:
Тестовый материал по теме «Повреждение и травмы».
Видеофильмы по технике наложения повязок:
— Наложение лейкопластырной повязки на рану.
— Наложение пращевидных повязок.
— Наложение давящей повязки на рану.
— Наложение повязок с помощью сетчато-трубчатых бинтов.
— Повязка на предплечье спиральная.
— Повязка на локтевой сустав «черепашья» (сходлящаяся).
— Повязка на плечевой сустав «колосовидная».
— Повязка на культю возвращающаяся.
— Повязка на затылок крестообразная.
— Повязка на один глаз (монокулярная).
— Повязка на оба глаза (бинокулярная).
— Повязка на голову «чепец».
— Повязка на голову «уздечка».
— Повязка на грудную клетку «спиральная».
— Повязка на молочную железу.
Фотоальбом по теме «Повреждения и травмы»
1. Перевязочный материал: бинты различные по ширине, косынки, пращи, лейкопластырь, сетчато-трубчатые бинты.
5. Хирургический инструментарий
6. Хирургические перчатки.
10. Мультимедийная установка.
Хронокарта практического занятия
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний – 10 мин.
4. Практическая часть:
а) демонстрационная часть – 15 мин.
б) самостоятельная работа – 110 мин.
5. Закрепление изученного по теме – 10 мин.
7. Оформление дневников – 10 мин.
8. Подведение итогов – 5 мин.
9. Задание на дом – 3 мин.
Цели и содержание деятельности
Проверить готовность к учебному занятию.
Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, внешний вид студентов, отмечает отсутствующих, выясняет причины отсутствия, п риветствует студентов.
Бригадир отвечает на вопросы преподавателя, сообщает причины отсутствия студентов, сообщает о готовности группы к занятию.
С целью создания рабочей атмосферы, воспитания дисциплинированности и ответственности.
Мотивационно – целевой этап
Совместное формулирование темы, целей и плана практического занятия.
Активизация мыслительной деятельности учащихся, создание проблемной ситуации,
Актуализировать опорные знания студентов.
Задаёт ряд вопросов:
1.Какую манипуляцию необходимо выполнить после окончания операции?
2.Назовите основной закон хирургии.
3.Дайте определение «асептика».
4. Назовите требования асептики.
5.Показания к наложению повязки.
Преподаватель предлагает вспомнить студентам, что они проходили на предыдущем занятии и выполнить тестовые задания.
Преподаватель предлагает ответить на тестовые задания.
Преподаватель сообщает тему занятия, подчеркивает её значимость в современном мире.
Студенты вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы:
Студенты отвечают на тестовые задания, совместно проверяют, исправляют ошибки.
Определяют тему, цели и план занятия.
Студенты записывают тему, план занятия.
Подготовка студентов к следующему этапу занятия, актуализация ранее усвоенных знаний, стимулирование интереса к изучаемой дисциплине, развитие чувства успеха, гордости за результаты своей деятельности, развитие навыков самостоятельной работы.
Актуализация имеющихся знаний, развитие логического мышления, профессионально грамотной речи, внимательности, уважительности друг к другу.
Развитие умения логически рассуждать, сопоставлять информации, систематизировать её, делать выводы.
Направление учебно – познавательной деятельности студентов на выполнение поставленных целей занятия.
Преподаватель демонстрирует технику наложения повязок: на фантомах и студентах,
показывает видео материалы по изучаемой теме. Объясняет показания и противопоказания для наложения повязок, …
Преподаватель наблюдает за выполнением манипуляций на фантоме студентами, комментирует, оказывает помощь.
Студенты наблюдаю, комментируют, вступают в диалог.
Студенты самостоятельно выполняют манипуляции:
Развитие клинического мышления, познавательной активности, навыков самостоятельной работы, коммуникативных качеств.
Научиться правильно выполнять манипуляции :
1. Наложение лейкопластырной повязки на рану.
2. Наложение пращевидных повязок.
3. Наложение давящей повязки на рану.
4. Наложение повязок с помощью сетчато-трубчатых бинтов.
5. Повязка на предплечье спиральная.
6. Повязка на локтевой сустав «черепашья» (сходлящаяся).
7. Повязка на плечевой сустав «колосовидная».
9. Повязка на культю возвращающаяся.
11.Повязка на затылок крестообразная.
12. Повязка на один глаз (монокулярная).
13. Повязка на оба глаза (бинокулярная).
14. Повязка на голову «чепец».
15. Повязка на голову «уздечка».
16. Повязка на грудную клетку «спиральная».
17. Повязка на молочную железу.
Развитие клинического мышления, внимательности, памяти, профессиональных навыков, коммуникативных качеств.
Заключительная часть (Приложение 4)
Анализ деятельности и полученных результатов. Формулирование выводов.
4.1.Закрепление полученных знаний – 5 мин.
Преподаватель предлагает решение ситуационных задач. (Приложение 3).
Студенты решают ситуационные задачи. Демонстрируют навыки наложения повязок на фантомах. Совместно проверяют, дополняют и исправляют отвечающих.
Систематизация, закрепление полученных знаний, умений.
4.2. Рефлексия – 10 мин.
Преподаватель предлагает студентам выбрать одну из трёх карточек:
зеленого цвета – «Мой внутренний мир»;
Отвечают на вопросы, вспоминают пройденный материал, отмечают, что было понятно, что вызвало затруднение на занятии.
Анализ занятия, обсуждение достигнуты ли цели занятия, каковы результат деятельности студентов. Анализ собственной деятельности.
4.3. Подведение итогов занятия – 2 мин.
Преподаватель подводит итоги занятия, объявляет оценки, обосновывая их, отмечает лучших студентов.
Студенты выслушивают замечания преподавателя, делают выводы.
Для оценки степени реализации поставленных целей и результатов своей деятельности, желание заинтересовать студентов в более высоких результатах.
Ход практического занятия.
Преподаватель проверяет внешний вид присутствующих, готовность к занятию, наличие дневников;
Преподаватель объявляет тему, цель занятия, даёт мотивацию темы, её важность и практическое значение.
1. Понятие о повязке, перевязке.
2. Требование к повязке.
3. Наложение пращевидной повязки на нос, подбородок.
4. Наложение клеевых, лейкопластырных повязок.
5. Правила наложения бинтовых повязок.
6. Критерии правильного наложения повязки.
7. Возможные ошибки и осложнения при наложении бинтовых повязок.
Студенты записывают в дневник дату, тему, план занятия.
Актуализация опорных знаний
Преподаватель проводит контроль исходного уровня знаний (претесты).
Студенты отвечают на претесты.
Преподаватель проводит вводный инструктаж по теме:
требования к повязкам
основные правила бинтования
критерии правильно наложенной повязки
возможные ошибки и осложнения при наложении бинтовых повязок
Преподаватель демонстрирует на фантомах технику наложения мягких повязок с показом видео материалов.
Преподаватель наблюдает за техникой выполнения манипуляций студентами на фантомах по алгоритмам (приложение №3).
Наложение клеевой повязки на рану.
Наложение лейкопластырной повязки.
Наложение пращевидных повязок.
Наложение косыночной повязки для фиксации верхней конечности
Наложение давящей повязки на рану
Наложение т – образной повязки
Наложение окклюзионной повязки
Наложение индивидуального перевязочного пакета
Наложение повязок с помощью сетчато – трубчатых бинтов
Повязка на предплечье спиральная.
Повязка на локтевой сустав «черепашья» (сходящаяся)
Повязка на коленный сустав «черепашья» (расходящаяся)
Повязка на плечевой сустав «колосовидная»
Повязка на культю возвращающаяся
Повязка на кисть («варежка»)
Повязка на стопу с захватом пальцев
Повязка на затылок крестообразная
Повязка на один глаз (монокулярная)
Повязка на оба глаза (бинокулярная).
Повязка на голову «чепец»
Повязка на голову «уздечка».
Повязка на грудную клетку «спиральная»
Повязка на молочную железу
Студенты самостоятельно выполняют на фантомах
— спиральная на предплечье
-«черепашья» (сходящаяся и расходящаяся)
— «колосовидная на плечевой сустав
-8 – образная (крестообразная)
— крестообразная на затылок
— на один и оба глаза
-«спиральная» на грудную клетку
— на молочную железу
Закрепление изученного материала по теме.
Преподаватель проводит контроль усвоения изученного материала (постесты).
Решение ситуационных задач.
Студенты отвечают на постесты, решают ситуационные задачи.
Выполнение зачётных манипуляций.
Преподаватель оценивает выполнение манипуляции:
1. Наложение косыночных повязок на предплечье, молочную железу, таз.
2. Наложение пращевидной повязки на нос, подбородок.
3. Наложение клеевых, лейкопластырных повязок.
4. Применение сетчато-трубчатых повязок (рэтэласт) на различные части тела.
5. Наложение типовых бинтовых повязок (круговой, спиральной, 8-образной, черепашьей, ползучей, возвращающейся, колосовидной) на верхнюю и нижнюю конечность.
Студенты самостоятельно выполняют манипуляции на оценку:
1. Наложение косыночных повязок на предплечье, молочную железу, таз.
2.Наложение пращевидной повязки на нос, подбородок.
3.Наложение клеевых, лейкопластырных повязок.
4.Применение сетчато-трубчатых повязок (рэтэласт) на различные части тела.
5.Наложение типовых бинтовых повязок (круговой, спиральной, 8-образной, черепашьей, ползучей, возвращающейся, колосовидной) на верхнюю и нижнюю конечность.
Преподаватель проверяет дневники, ставит подпись.
Студенты заполняют дневники.
Преподаватель подводит итоги занятия, акцентируя внимание на ошибках, выставляет оценки, обосновывая их.
Преподаватель указывает страницы учебника и дополнительной литературы:
Учебник «Хирургия. Практикум» Барыкина Н.В., Зарянская В.Г. стр. 41-50, 61-62,64-69.
Конспект лекций по теме «Гемостаз»
Студенты записывают задания на дом.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
а) наука об обезболивании б) метод стерилизации
в) наука о повязках г) метод обезболивания
а) капиллярность б) гемостатическое в) антисептическое г) фильтрующее
3. Повязка, обеспечивающая неподвижность поврежденной части тела:
а) давящая б) иммобилизирующая в) окклюзионная г) корригирующая
4. Повязка, герметично закрывающая рану:
а) окклюзионная б) корригирующая в) иммобилизирующая г) укрепляющая
5. К мягким относится повязка с помощью:
а) шины Крамера б) эластичного бинта
в) гипсового бинта г) иммобилизированной шины
6. К твердым относится повязка:
а) бинтовая б) косыночная в) клеевая г) гипсовая
7. Повязка для поддержания верхней конечности:
а) спиральная б) косыночная в) черепашья г) колосовидная
8. Повязка, защищающая рану от вторичного инфицирования:
а) давящая б) защитная в) гемостатическая г) лекарственная
9. Повязка по Маштафарову относится к:
а) косыночной б) пращевидной в) бинтовой г) нестандартной
10. Повязка из ИПП относится к:
а) бинтовой б) Т-образной в)специальной г) пластырной
11. Ширина бинта при бинтовании грудной клетки:
12. Ширина бинта при бинтовании головы:
13. Положение руки в локтевом суставе при бинтовании локтя под углом:
а) 60 б) 90 в) 180 г) 120
14. На послеоперационную рану необходима повязка:
а) давящая б) корригирующая в) асептическая г) антисептическая
15. Бинтовая повязка, обеспечивающая неподвижность верхней конечности:
а) спиральная б) Дезо в) уздечка г) колосовидная
16. На коленный сустав накладывается повязка:
а) 8- образная б) спиральная в) колосовидная г) черепашья
17. На плечевой сустав накладывается повязка:
а) 8-образная б) спиральная в) колосовидная г) черепашья
18. На культю накладывается повязка:
а) круговая б) возвращающаяся в) 8-образная г) ползучая
19. Повязка, служащая для гемостаза:
а) давящая б) окклюзионная в) иммобилизирующая г) защитная
20. При ранении в области подбородка необходима повязка:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Правила наложения бинтовых повязок.
Оценка правильности наложения повязки.
Типовые бинтовые повязки.
«Десмургия» — наука о повязках.
Мягкие повязки по способу фиксации:
1. Клеевые (клеоловые, коллодиевые, пленкообразующие). Накладываются на любую часть тела, кроме волосистых и суставов, чаще всего на «чистые» (свежие и послеоперационные) раны.
2. Пластырные (лейкопластырные) накладываются на любую часть тела кроме волосистой и суставов. Накладываются на небольшие по площади «чистые» раны.
3. Косыночные (с помощью косынки). Применяются при оказании 1 помощи при различных травмах. Накладываются на любую часть тела, но чаще всего служат для иммобилизации верхней конечности.
6. Т- образные (из 2 отрезков бинта или ткани, соединенных между собой в виде буквы Т ). Накладываются на область промежности.
7. Бинтовые (из бинтов различных по ширине). Накладываются на все час и тела.
8. Специальные:
Мягкие повязки по цели применения
Укрепляющие закрепляют перевязочный материал на ране ( клеевая, пластырная, бинтовая и т.д).
ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ БИНТОВЫХ ПОВЯЗОК
Пациента уложить или усадить так, чтобы бинтуемая поверхность была неподвижна и доступна бинтованию.
Бинтующий должен стоять лицом к пациенту, чтобы вести наблюдение за его состоянием.
Бинтуемой конечности придать удобное среднефизиологическое положение.
Начинать бинтование следует закрепляющим туром снизу вверх, от периферии к центру или с наиболее узкой части.
Каждый последующий тур бинта должен закрывать предыдущий на 1/2 или 2/3 его ширины
Бинт следует раскатывать по бинтуемой поверхности, не отрывая от нее.
Производить бинтование следует небольшим равномерным натяжением бинта по всей длине конечности.
Производить бинтование следует двумя руками: одной раскатывать головку бинта, другой расправлять его ходы.
В конце бинтования следует закрепить повязку закрепляющим туром и завязать концы бинта в стороне от раны.
ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ НАЛОЖЕНИЯ ПОВЯЗКИ
Повязка должна быть удобной для больного и полностью закрывать пораженный участок.
Повязка не должна усиливать боли в ране, ограничивать движений, нарушать крово- и лимфообращение.
Повязка должна быть наложена прочно, аккуратно и красиво.
ТИПОВЫЕ БИНТОВЫЕ ПОВЯЗКИ
Круговая – туры бинта совершают круговые обороты вокруг бинтуемой поверхности, прикрывая друг друга полностью. Накладывается на любую часть тела, кроме суставов.
Спиральная – туры бинта совершают обороты вокруг бинтуемой поверхности в косом направлении в виде «спирали». Накладывается на все трубчатые кости и на туловище.
4. Черепашья (является разновидностью 8 – образной). Туры бинта совершают 8 – образные обороты, перекрещиваясь в суставной ямке, а с противоположной стороны суставов постепенно расходятся в стороны или сближаются друг к другу. Накладывается на локтевой, коленный суставы и область пятки.
5 . Колосовидная (является разновидностью 8 – образной). Туры бинта совершая 8 – образные обо роты вокруг бинтуемых поверхностей, смещаясь на наружной поверхности сустава, образуют рисунок «колоса». Накладывается на плечевой и тазобедренный суставы.
7. Ползучая (является разновидностью спиральной). Туры бинта после закрепления идут по бинтуемой поверхности в косом направлении не соприкасаясь друг с другом вверх (восходящая) или вниз (нисходящая). Применяется для временной фиксации перевязочного материала к ране при обширных повреждениях.
Возможные ошибки и осложнения при наложении мягких повязок.
1. Лейкопластырь плохо удерживается на загрязненной коже, волосяной части, при намокании отпадает.
2. Лейкопластырь может вызвать раздражение кожи. В этом случае или слабой фиксации повязку следует заменить другой.
3. Повязка плохо удерживается на загрязненной коже, старом слое клея, волосах, при небрежном наложении.
4. Клеол может вызвать раздражение кожи.
В этом случае повязку следует заменить другой.
Возможные ошибки наложения давящей повязки:
кровотечение не останавливается
АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ
1. НАЛОЖЕНИЕ КЛЕЕВОЙ ПОВЯЗКИ НА РАНУ
Цель манипуляции : фиксация перевязочного материала на ране
Показания : небольшие по площади раны, послеоперационные раны.
Противопоказания: раны на волосистой части тела и частях тела, подвергающихся мокнутию.