что сопровождает жизнь праведника и грешника

Что сопровождает жизнь праведника и грешника

Святой Григор Просветитель /Лусаворич/, оставив после себя на служении своего сына Аристакеса, уходит в горы. В это время он просит Бога прислать к нему кого-нибудь из ангелов, чтобы узнать, куда уходят после смерти души праведников и грешников, какой путь они проходят и что с ними происходит на этом пути? О своих встречах с ангелами и беседах с ними святой рассказывал Аристакесу, который изредка навещал его.
Господь Бог отвечает на просьбу св. Григора и посылает к нему ангела, который, явившись, сказал :

На небе, на первой ступени лестницы приступают бесы, но душа праведника сияет словно солнце, и их глаза слепит сияние, и они не могут смотреть. Только слышат непрекращающиеся благословения Богу, произносимые праведником. На этом праведнике видна печать Святого Причастия, как драгоценный камень от кольца, что приводит в смятение бесов и не дает им приблизиться.

Вторая ступень лестницы погружена в темноту, но сияние души праведника освещает путь его. А для грешника этот путь во мраке остается.

На третьей ступени очень холодно, но душа праведного настолько согрета любовью Христа, что не чувствует холода.

На четвертой ступени знойно, но душе праведника прохладно.

Пятая ступень полна узких троп, но дорога праведника широка.

На восьмой ступени Господства и Могущества, завидя праведного, встречают его славословиями и песнопениями.

И, наконец, душа праведника становится пред Лицом Небесного Царя, прославляет Его, и Святой Голос говорит: “Добро пожаловать, возлюбленный сын, ты перенес страдания в мире, а теперь войди в покой”. И ангелы, неся сияющие одеяния, одевают его и уводят к святым.

Вторая ступень темна, и грешная душа с трудом добирается до холодной ступени и, после, обгоревшая на знойной ступени и много пострадавшая, пробирается по узким тропам, доходит до сияющей ступени, но ей темно. Поднимается на ступень ангелов, но ангелы сникли и безучастны.

На восьмой ступени Господства и Могущества приказывают ангелу, сопровождающему грешника, вернуться и отвести его к грешникам и оставить там до Суда Господня. В Судный День душа грешника соединится с его телом и оба будут брошены в неугасимый пламень ада, где будут мучаться вовеки, как сказал Христос: “И они пойдут в муку вечную” /Матф. 25; 46/.

Как вы думайте это видео монтаж или парни девствительно снимали ангелов?
Мне сказали что это две лампочки на окне снимали с камеров а беси это или гряз на окне или парни че то демонстрировали.

Источник

Методическая разработка урока литературы А. И. Солженицын «Матренин двор»

Свидетельство

что сопровождает жизнь праведника и грешника. Смотреть фото что сопровождает жизнь праведника и грешника. Смотреть картинку что сопровождает жизнь праведника и грешника. Картинка про что сопровождает жизнь праведника и грешника. Фото что сопровождает жизнь праведника и грешника

Праведник

Грешник

Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость.

Зло, недоброжелательство, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство – «добро» в значении имущество, злопамятность, эгоизм.

Матрена Тимофеевна Корчагина

Матрена Васильевна Григорьева

За любимого Фаддея «без малого не вышла… Война германская началась».

Дай башмаки Оленушке (золовке), //Жена! – сказал Филипп. //А не вдруг ответила. //Корчагу подымала я, //Такая тягость: вымолвить //Я снова не могла. //Филипп Ильич прогневался, // Подождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

«Меня сам ни разику не бил… То есть бил таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»… Все мешки были мои, по пять пудов тяжестью не считала…»

(Еще раз сосчитаем: 16 * 5 = 80 кг!)

Пять сыновей и погибший первенец Демушка.

Шесть детей, умерших во младенчестве. (Ср.: шестеро детей у второй Матрены – жены Фаддея. Из них – Кира, отданная в приемыши).

Потуги лошадиные //Несли мы; погуляла я, //Как мерин, в бороне!

«Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрену в помощь».

Источник

Урок «Не стоит село без праведника»

Урок-размышление на тему: «Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор)

— помочь детям в формировании нравственных ориентиров;

— приобщить учащихся к творчеству А. Солженицына;

— актуализировать нравственно-ценностные смыслы произведений Солженицына;

— развивать умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

— продолжить развитие навыков использования информационных технологий и Интернет-технологий;

— развивать навыки коммуникативного общения;

воспитывать нравственные, моральные нормы через художественное произведение.

Оборудование: компьютер, ноутбук с выходом в Интернет, презентация к уроку, карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, свеча, музыкальное сопровождение (Федор Шаляпин «Ныне отпущаеши…», песня на слова Н.А. Некрасова «Тройка», М.И. Глинка «Реквием», аудиозапись финала рассказа в исполнении Солженицына)

2. Вступительное слово учителя (Звучит «Ныне отпущаеши. » в исполнении Ф.Шаляпина, настраивая ребят на глубокий, непростой разговор о судьбе и душе человека)

Рассказ А.И. Солженицына «Лихое зелье» заканчивается такими словами: ««И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа».

— Что мы можем возразить таким людям? (дети начинают говорить, размышлять)

Да, то, что даровано свыше, бесценно, бесценно – и беззащитно.

И всё-таки жила в нём святая вера и надежда на то, что выстоит человеческая душа, вызреет и даст свои добрые плоды. Об этом рассказ «Матрёнин двор».

(Зажигаю свечу и предлагаю понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой).

В результате приходим к выводу: этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка.

Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет!

Звучит песня на слова Н. А. Некрасова «Тройка».

3. Беседа по содержанию рассказа

— Почему эту основную часть урока я начала со стихотворения Н.А. Некрасова? (в рассказе повествуется о трудной жизни Матрены Васильевны, её судьба продолжает галерею русских женщин, начатую поэтом Некрасовым в 19 веке и пополненную в 20 веке русскими писателями – «деревенщиками»).

Главная героиня рассказа – крестьянка Матрена. В переводе с латинского языка это обозначает «мать». Героиня несет в себе спасительное начало.

— Чем Матрена Васильевна привлекательна для рассказчика ? ( Многие писатели, в том числе и Солженицын, основой нации и хранителем национальных традиций видят крестьянство. Поэтому повествователь и искал исконную, «нутряную» Русь. Он и нашел её на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы, во Владимирской области. Новое, социалистическое проникает и в глубинку, лишь немногие жители деревни Тальново сохранили устои прежнего, и в дом Матрёны пришли приметы нового, но они не изменили сущности натуры этой женщины, она осталась той же, что и прежде, неся в себе черты национального русского характера, воплощая идеал русской женщины).

— Что объединяет героиню и рассказчика?

(Между рассказчиком и Матреной обнаруживается духовная близость, устанавливаются доверительные отношения, основанные на самоуважении. Это объясняется тем, что у героев много общего. Они оба одиноки. Игнатич говорит о себе, что “ни в одной точке ее (России) никто меня не ждал”, одинока и потерявшая на войне мужа, оставшаяся без детей, чужая родне Матрена. “Здесь мне было тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать” Игнатич и Матрена равнодушны к бытовым условиям, им чужд дух накопительства, они привыкли довольствоваться малым. “Так привыкла Матрена ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?” Матрена неприхотлива к еде, она привыкла довольствоваться самым малым. Ее, как и героя, жизнь научила “не в еде находить смысл повседневного существования”. Оба они люди, привыкшие трудиться, чуждые лени и праздности)

Жизнь героини можно условно разделить на две части: прошлое и настоящее.

Подготовить рассказ о ее жизни было вашим домашним заданием.

4. Проверка домашнего задания.

Групповая работа по домашним вопросам.

-Как проходит обычный день у Матрены? ( Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)

-Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?

Источник

Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

1. Словарь к уроку: духовность, праведник, праведничество, характер.

2. Портрет А.И. Солженицына, иллюстрация к рассказу.

3. Магнитофон (запись финала рассказа).

На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрёну считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения.

“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” (А.И. Солженицын).

“. Вывод этот о праведничестве несколько теоретичен, в финале рассказа как бы натягивается на Матрёну одеяние праведницы” (В.А. Чалмаев).

Совместно с учениками проводим исследование проблемы. (Проблема — сложный вопрос, задача, требующая разрешения.)

— Почему рассказ Солженицына мы можем рассматривать в контексте темы праведничества? Что на это указывает?

(Первоначальное название рассказа. Финал рассказа, где рассказчик называет Матрёну праведницей.)

(Магнитофон. Запись финала рассказа.)

— Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрёна — праведница?

— Прав ли в оценке Матрёны литературовед Чалмаев?

Чтобы подойти к ответу на поставленный проблемный вопрос, нужно определить, кого можно назвать праведником, что такое праведничество.

Рассмотрим, что сопровождает жизнь праведника и грешника. (Таблица, домашнее задание.)

ПраведникГрешник
Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость.Зло, недоброжелательство, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство — “добро” в значении имущество, злопамятность, эгоизм.

— Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.)

— Кто из русских писателей, поэтов XIX столетия обращался к этой теме?

(Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский.)

В XX веке — И.Бунин, Шмелёв, А.Платонов. Н.С. Лесков писал: “Народ не расположен жить без веры”. Христианством обусловлены народные этико-эстетические взгляды, национальное сознание и самосознание, русский характер. (Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в поведении.)

— Как изображена в рассказе религиозность главной героини?

(Ученики, придерживающиеся точки зрения Чалмаева, отмечают, что вера Матрёны весьма неопределённа, “даже скорей была она язычница. ”. Далее по тексту: А.Солженицын. «Матрёнин двор».

Сторонники Солженицына убеждают, что Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.)

“Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та — мышей душила”.

Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как церковь за “5 вёрст”). (Выразительное чтение эпизода «Только на Крещение», с. 117–118). Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом!” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом!”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрёны в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться.

Вера — дело личное, не терпящее шума.

“Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6.6)

В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И всё священное объемлет тишина.

Д.М. Мережковский. «Молчание»

— Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? Почему?

В описании внешности Матрёны Солженицын ориентируется на христианские эстетические традиции. Обратите внимание на то, как показывает Борис Зайцев преподобного Сергия Радонежского (ученики работают с карточкой-информатором).

“. Настолько бедную одежду он носил, что она была беднее и хуже, чем у любого из иноков его”.

“. Когда хотелось ему улыбнуться, он и это делал с великим целомудрием и воздержанием”.

“. Сергий как раз пример. ясности, света прозрачного и ровного. ”

Без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил, кроил и шил одежду, обувь. ”

“. После смерти Преподобного лицо его было светлым, как снег, а не как обычно у мёртвых, но как у живого человека или ангела Божьего, показывая этим душевную его чистоту, от Бога воздаяние за труды его”.

— На каких портретных деталях Матрёны сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей?

(Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет.

“И всегда. обезоруживала меня лучезарной улыбкой. И простодушно, глядя блёкло-голубыми глазами, спрашивала: «Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»”

“Но лоб её недолго оставался омрачённым. возвращалась уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.)

— Обратите внимание на фотографию Матрёны, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрёне с этим изображением её на снимке?

— Как вы понимаете фразу автора: “У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей”? Когда Матрёна испытывает стыд, раскаяние?

(Матрёна умеет радоваться жизни, душа её светла, не омрачена злом и завистью, у неё и лицо красивое.)

Анализ эпизода «Матрёна слушает музыку». (Сообщение учащегося.)

В этом эпизоде запечатлена глубокая связь Матрёны с поколениями её предков, для которых музыкально-речевая культура во все времена была важной и неотъемлемой частью их образа жизни, составляла их незыблемую нравственную основу.

— В чём состоит особенность речевой культуры Матрёны? (Сообщение учащегося, индивидуальное домашнее задание по статье: Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3.)

Сохранение языка для Солженицына — один из факторов сохранения человеческой личности и самосознания.

— В чём проявляется духовность Матрёны?

(Духовность — духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.)

— Матрёна стеснительна, деликатна (примеры).

— Она добра и приветлива (И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки”. “. Доброе расположение духа” возвращалось к ней быстро.)

— Что было верным средством, возвращавшим Матрёну “в доброе расположение духа”?

(Матрёна трудолюбива, труд — лекарство от болезней, недугов. “Помню стряпни и хозяйства на каждый день. ” По первому приказу Матрёна идёт на колхозные работы, совестливая Матрёна стыдится плохой работы “ни к столбу, ни к перилам. ” Но не только колхоз, а любая. из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрёну “убирать картовь”.)

— “Ни труда, ни добра своего Матрёна не жалела никогда”. Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрёны. Сила или слабость заключается в том, что Матрёна не может отказать в помощи нуждающимся? Что сказано о труде Сергия Радонежского в очерке Б.Зайцева?

(Работа с карточкой-информатором.)

— Кого из героинь литературы XIX века напоминает Матрёна своей погружённостью в работу?

(Матрёну Тимофеевну Корчагину. “Терплю, а не ропщу! Всю силу, Богом данную, в работу полагаю я”.)

В работе, в “труде великом” раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрёна наделена даром искренней радости за успехи других.

Придерживающийся точки зрения Чалмаева ученик отмечает, что одна из библейских заповедей звучит так: “Не укради”, а Матрёна вместе с другими женщинами в день ходила за торфом — “не по разу”. “В хорошие дни Матрёна приносила по 6 мешков”. Так что одно это не даёт возможности назвать Матрёну “праведницей”, и прав Чалмаев.

— Какие ещё мнения могут быть по этому поводу?

(Матрёна была вынуждена приносить торф.)

“Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения. вообще не достигаются без некоторых «падений». Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи). ” — писал религиозный философ Розанов.

— Как вы понимаете фразу: “Наворочено было много несправедливостей с Матрёной”?

(“. Была больна, но не считалась инвалидом”. Матрёна — многострадальная крестьянка. Страдание — неизбежный спутник жизни человека. “Страдание очищает душу”.)

— Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?

(“Но лоб её недолго оставался омрачённым. ” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)

— Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связаны с духовным миром героини? На чём строится жизнь Матрёниного двора? Дома?

(Матрёнин двор — символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми.)

— Чем отличается мир Матрёниного двора от мира людей, живущих рядом?

(Мир тальновцев — это мир злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма, душевно слепых людей, лжи, неискренности. Эти качества разъедают душу человека, разобщают людей. Солженицын, отвечая на вопрос, от чего все беды страны сейчас, сказал — ото лжи.)

— Почему, вопреки нежеланию Матрёны “заполучить квартиранта”, Игнатич сразу решил “поселиться в этой избе”?

(Почувствовал сходство душ.)

— Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

(«Не стоит село без праведника» — здесь главным словом является “праведник”, что позволяет Солженицыну сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести читателя к размышлению о вечных христианских ценностях.)

Село — символ нравственной жизни, национальных корней человека, село — вся Россия.

Матрёнин двор. Двор Матрёны. Это христианский островок материка. С гибелью героини рушится мир духовных ценностей. И это тревожно. Гибель Матрёниного двора — грозное предупреждение Солженицына о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.

Матрёна (лат.) — мать. Героиня несёт в себе спасительное начало. Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” — какие же душевные силы нужны для этого!

— Что же позволяет писателю назвать Матрёну праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

Слово учителя. Послушаем, как на этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.Дунаев. “В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?”

Матрёна — праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

“Нравственность едина во все века и для всех людей” (Д.С. Лихачёв).

Есть ценностей незыблемые скалы
Над скучными ошибками веков.

О.Мандельштам

Литература

Архипов Д.Н. и др. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. М.: Владос, 2003.

Василенко Е. Душа и судьба человека в рассказе «Матрёнин двор» // Литература. 2003. № 23.

Волков С. Стоит ли село без праведника // Литература. 1996. № 21.

Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3.

Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература XVII–XX веков. М., 2002. С. 916–917.

Жигалова М.П. Русская литература XX века в старших классах. Минск, 2003.

Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. С. 361–383.

Локтионова Н. Не стоит село без праведника // Литература в школе. 1994. № 3. С. 33–37.

Максидонова Л.Г. Русская литература XX века. Вторая половина. 11-й класс // Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2002.

Нянковский М.А. Уроки литературы в 11-м классе. Развёрнутое планирование.

Нива Ж. Солженицын. М.: Художественная литература, 1992.

Попова Е.В. Есть ценностей незыблемая скала. Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. 2003. № 7. С. 22.

Потолков Ю. Прощание с Матрёной // Литература. 1998. № 28.

Семенюк А.Г. Судьба, принесённая в жертву. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 37–39.

Симакова Л.А. Душа неподвластна. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 35–37.

Чалмаев В.А. А.Солженицын. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994. С. 84–87.

Источник

Урок литературы в 9 классе по рассказу А.И.Солженицына Матренин двор»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»)

Подготовила Петросян Т.В.,

учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Не стоит село без праведника. » ( по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»).

1. Помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, отзывчивость, совесть, чуткость, человечность.

2. Проследить по рассказу за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу.

3. Выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли русской.

рассказ И.И.Солженицына «Матренин двор»;

презентация по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

— Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? Чего ты ищешь? – спросили они у него.

Удивились афиняне и и второй раз спросили его о том же.

-Так кого же, по вашему мнению, искал Демосфен с фонарем в руках?

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у А.И.Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

Рассказ вами прочитан. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» было изменено по соображениям цензуры. Возникает вопрос: почему автор так захотел назвать свой рассказ и кто такой «праведник»? Рассмотрим, что сопровождает жизнь праведника и грешника (на доске 2 колонки, которые заполняются по мере ответов учащихся).

Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд, как возможность вернуть доброе расположение духа, терпение, естественность в поведении, неприхотливость, выносливость.

Зло, недоброжелательность, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство, «добро»- в значении «имущество», злопамятность, эгоизм.

Итак, кого же мы можем назвать праведником?

А вот как объясняет это слово Академический словарь русского языка:

1. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.

2.Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности. ( «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля)

1. Человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2. Человек. Ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

А теперь обратимся к началу рассказа . (3-4 слайд)

Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться ( «затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России»

(словарная работа: нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои), и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.

1. Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателя с Матреной?

2. Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чем это говорит? Как она объясняет причину отказа?

( Для жителей села Матрена – никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой – повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему, и остается жить у Матрены)

3. Чем же старая крестьянка, простая труженица так привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с ее дома, ее избы.
4.Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?(5 слайд)

5. Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? Почему?

6. На каких портретных деталях Матрены сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей?

(Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от нее внутренний свет. «И всегда… обезоруживала меня лучезарной улыбкой. И простодушно, глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала: «Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»

«Но лоб ее недолго оставался омраченным…возвращалась уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»)

7. Как вы понимаете фразу автора: «У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей»? Когда Матрена испытывает стыд, раскаяние?

(Матрена умеет радоваться жизни, душа ее светла, не омрачена злом и завистью, у нее и лицо красивое.)

Матрена, которая похоронила шестерых детей, практически была матерью всем жителям деревни, воспитала племянницу. Она всегда готова была прийти на помощь колхозу, от которого не видела ничего хорошего.

(«Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила: «Завтра, Матрена пидешь мне пособить. Картошку будем докапывать.»

Матрена жила по совести, не грешила против правил нравственности в отношении людей и всего, что ее окружало. Автор отмечает, что в ту осень у Матрены было много обид: « Но лоб ее недолго был омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. Тотчас же она или хваталась за лопату, копала морковь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом – по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»

Долготерпение, неозлобленность, любовь к людям, христианское смирение – вот что отличало Матрену от других жителей деревни Тальново. Это был чистый, светлый человек с лучезарной улыбкой, которая обезоруживала автора.

8. Как Матрена относилась к Богу?

( Живя с Богом, Матрена не выставляла свою веру напоказ, она хранила Бога в своей душе. Это проявлялось в ее беспредельной любви к людям, ко всему, что ее окружало. Подтвердите это текстом! )

9. Как предметы быта связаны с духовным миром героини? На чем строится жизнь Матрениного двора? Дома? (6слайд)

10. Почему Фаддею удалось уговорить Матрену отдать горницу?(7слайд)

( Он нашел ее уязвимое место – христианское бескорыстие: знает, что она не может отказать в помощи, даже если это грозит ей опасностью)

11. Что предвещает гибель Матрены? Каковы ее мысли и поведение накануне трагических событий?

( Она живет с Богом в душе, и когда у нее пропал котелок со святой водой, то нарушился порядок вещей, нарушилось правило, согласно которому она каждый год ходила за святой водой, и святая вода была у нее всегда, а в этот год не стало. И она восприняла это как дурной знак. А разборка горницы, в которой принимает участие сама Матрена, как будто разрушение своего Богом данного мира. Нарушена гармония, с которой всегда жила героиня. А это пагубно для таких людей, как она)

12. Как и многих праведников, мирская жизнь у Матрены складывалась трудно. Какие факты из ее биографии перечисляет автор?

(На первой мировой пропал ее жених Фаддей, а когда через 3 года вернулся, она уже была замужем за его братом Ефимом. Умерли шестеро ее детей, не вернулся со второй мировой войны ее муж. Тяжелая неоплачиваемая работа в колхозе, голод, одиночество, бедность… Вся деревня решила, что в Матрене – порча)

13. Все вышеперечисленные факты характеризуют Матрену как праведницу, но ведь она с другими женщинами вместе ходила за торфом, а библейская заповедь гласит: « Не укради!» Можно ли ей простить это?

(Она вынуждена была это делать, чтобы выжить)

Но ведь праведники это не те, кто не совершал греховных поступков, таких безгрешных людей не бывает. Праведники те, кто «согрешил, но сумел оплакать (замолить) свой грех». Матрена относится именно к этой категории.

14. Какой мы видим Матрену в гробу? Зачитаем текст. Какой цвет доминирует в описании и что он символизирует в иконописи?

( Белый цвет – цвет духовного преображения, воскрешения) (8слайд)

15. Какая внешняя деталь в описании мертвой Матрены показывает, что антимир так и не смог победить праведницу?

(«…ручку правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…»)

16. Как ведут себя во время похорон родственники?

( Даже в причитаниях ведут спор за скудное наследство: пекутся о бренном, а не о вечном).

17. Кто одергивает плачущих? Что особенного в этом персонаже?

( древняя старуха, высоко сидит, взгляд у нее осуждающий, похожа на святую угодницу, сошедшую с иконы)

18. В какой день хоронили Матрену? Соотнесите этот день с христианской религией.

19. О чем сожалеет автор в конце рассказа?

( жили и не понимали, что рядом живет праведник, без которого не стоит село)

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

(10слайд) Итог-вывод : В статье Солженицына «Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни» звучат такие слова: «Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх зловонного болота, именуемого обществом, нисколько в нем не утопая, даже не касаясь стопами его поверхности – это праведники»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *