что составляется на основании графика движения поездов
Кафедра «Автоматика и Телемеханика»
Занятие 7.
Разработка графика движения поездов
Цель занятия: : изучить назначение, составные элементы и методику построения графика движения поездов на железных дорогах РФ.
Поезд – сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами. Локомотивы без вагонов, моторные вагоны, специальный самоходный подвижной состав, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд.
В настоящее время установлена следующая нумерация для поездов различных категорий:
ПТЭ. Раздел 4. Организация движения поездов.
Глава 13. График движения поездов.
13.1. Основой организации движения поездов является график движения, который объединяет деятельность всех подразделений и выражает заданный объем эксплуатационной работы железных дорог. График движения поездов — непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог. График движения поездов утверждается Министром путей сообщения или его первым заместителем.
Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией движения поездов.
Движение поездов по графику обеспечивается соблюдением действующих нормативов, правильной организацией и выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений железныхдорог, связанных с движением поездов.
Нарушение графика движения поездов не допускается. В исключительных случаях, когда из-за отказа технических средств или явлений стихийного бедствия происходит нарушение графика движения поездов, работники всех служб обязаны принимать оперативные меры для ввода в график опаздывающих пассажирских и грузовых поездов и обеспечивать их безопасное проследование.
13.2. График движения поездов должен обеспечивать:
13.4. Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления — нечетные. Кроме номера, каждому грузовому поезду на станции его формирования присваивается индекс, который не изменяется до станции расформирования. Поездам, не предусмотренным графиком движения, номера присваиваются при их назначении.
13.5. Поезда делятся на:
А. Внеочередные — восстановительные, пожарные, снегоочистители, локомотивы без вагонов, специальный самоходный подвижной состав, назначаемые для восстановления нормального движения и для тушения пожара.
Б. Очередные — в порядке приоритетности:
1) пассажирские скоростные;
2) пассажирские скорые;
3) пассажирские всех остальных наименований;
4) почтово-багажные, воинские, грузо-пасса-жирские, людские и ускоренные грузовые поезда;
5) грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.
В. Поезда, назначаемые по особым требованиям, очередность которых устанавливается при назначении.
13.6. Движение поездов производится по московскому поясному времени в 24-часовом исчислении.
График устанавливает: размеры движения пассажирских и грузовых поездов на каждом участке, серии локомотивов, которые их обслуживают, нормы массы и длины составов.
График движения поездов вычерчивается на бумаге с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии соответствуют станциям (сполошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальные линии обозначают время – (от 0 до 24 ч). Для удобства вертикальные линии, которые соответствующие 06, 12, 18, 24 ч, делают толще остальных.
Каждый час делится на шесть равных частей – 10минутных интервалов, линию, соответствующую 30 мин изображают пунктиром. Поезда обозначают на графике наклонными прямыми линиями (нитками), идущими слева вниз направо (нечетные) и слева вверх направо (четные). Над каждой линией на каждом перегоне проставляют номер поезда. Время прибытия или отправления поезда с каждой станции участка есть пересечение линии хода поезда с осью этой станции. Если прибытия или отправления не равно 0,10,20,30,40,50 минут, то и отмечается цифрой сверх целого десятка в тупом углу, образованном линией хода поезда и осью раздельного пункта.
Прямые линии соответствуют равномерному движению поездов, хотя в действительности поезда следуют неравномерно, с ускорением и замедлением. Наклон линий хода поездов на графике характеризует скорость движения, чем круче линия, тем больше скорость поезда.
Нормативный график движения поездов составляется для всей сети железных дорог один раз в год. При составлении нормативного графика должны обеспечиваться: минимальная продолжительность перевозок грузов и пассажиров, наиболее благоприятные условия проезда пассажиров, рациональное использование локомотивов, вагонов, пропускной способности линий и перерабатывающей способности станций, соблюдения норм работы локомотивных бригад, безопасность движения и экономичность перевозок.
Нормативный график движения составляется (НГДП) технологами отдела разработки графиков движения поездов. Новый НГДП вводится во второй половине мая до начала кампании летних пассажирских перевозок, с возможной корректировкой на зиму. На основе НГДП составляются книги расписаний поездов.
Плановый график разрабатывается для организации оперативной работы ДНЦ на предстоящую смену. Его получают путем корректировки нормативного графика с учетом работы хозяйственных поездов, изменений в расписаниях, ограничения скоростей движения, плановых «окон» для выполнения ремонтных и строительных работ. На основе плана-графика ДНЦ обеспечивает выполнение перевозочного процесса.
График исполненного движения (ГИД) строится по данным о временах прибытия, отправления и проследования поездами раздельных пунктов. Координатная сетка графика, исполненного движения аналогична сетке планового графика. ГИД служит для контроля поездного положения на участке, своевременного принятия регулировочных мер и последующего анализа работы участка. Фактическое следование поездов показывается на ГИД линями (нитками) разного цвета с выделением пассажирских, грузовых наливных, сквозных, длинносоставных, соединенных поездов. Номера их указываются над линией движения. Дополнительно к номеру длинносоставного поезда добавляется буква «Д», тяжеловесного — «Т», со взрывоопасными материалами — «ВМ», с негабаритным грузом — «Н» и цифра, обозначающая степень негабаритности.
Нагон поезда на перегоне по сравнению с план-графиком отмечается знаком «-» с числом минут против линии хода, а опоздание — соответственно знаком «+». Остановки поездов отображаются горизонтальными отрезками на путях станций. Остановки вне графика дополнительно показываются с краткой пометкой причины.
Классификация графиков движения поездов
Графики движения поездов подразделяются на:
параллельные и непараллельные (нормальные) в зависимости от скорости движения поездов. В параллельных графиках поезда каждого направления следуют с одинаковой скоростью, поэтому их линии хода параллельны между собой.
В реальных условиях эксплуатации движение происходит по нормальным графикам, т.к. пассажирские и грузовые поезда движутся с разными скоростями. График в рассматриваемом учебном примере будет параллельным;
однопутные, двухпутные и многопутные в зависимости от числа путей на перегоне.
На однопутных участках, а следовательно, и на графике, скрещение поездов происходит лишь на раздельных пунктах, имеющих путевое развитие (станциях).
На двухпутных – линии хода поездов пересекаются на перегонах и станциях. На многопутных участках, в зависимости от принятой системы организации движения поездов, отдельные пути используются для движения поездов обоих направлений.
парные или непарные.
В парном графике число поездов четного направления равно числу поездов нечетного направления.
В непарном графике число четных и нечетных поездов не равны.
пачечные, пакетные.
Пачечные и пакетные графики применяются в тех случаях, когда по каким-либо причинам возможно использовать линию лишь в известное время суток, а движение неравномерно, или когда необходимо в насыщенном товарными поездами графике, с наименьшим ущербом, проложить ряд поездов большой скорости, например, пассажирских, которые иначе, будучи расположены в течение всех суток, могли бы своим движением больше задерживать товарные поезда.
Пачечный график (при ПАБ) поезда следуют друг за другом, разграничивает движение целый перегон. На перегоне может находиться только один поезд.
При пакетном графике поезда следуют пакетами, разграничивают поезда блок-участки при АБ. В этом случае на перегоне одновременно может быть несколько поездов, образующих пакет.
Пакет и пачка – разница в том, что в пачке на перегоне находится только один поезд, в пакете на перегоне одновременно может находиться несколько поездов.
Элементы графика.
Для построения графика должны быть известны: время хода поезда по перегону, продолжительность стоянки и станционное время поезда.
К основным элементам графика движения относятся: перегонное время хода поезда, определяемое тяговыми расчетами и опытными поездками машинистов; технологические нормы времени стоянок поездов на промежуточных станциях, сортировочных и участковых станциях для выполнения технологических операций, а также на станциях оборота, экипировки и профилактических осмотров; станционные и межпоездные интервалы.
Основные станционные интервалы подразделяются на:
интервал скрещения (минимальный промежуток времени между прибытием на станцию с однопутного перегона или пропуском через нее поезда и отправлением на тот же перегон поезда встречного направления, задержанного на станции скрещения);
интервал попутного следования;
интервал неодновременного прибытия – минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт двух поездов противоположных направлений или между прибытием одного поезда и проследованием через этот же раздельный пункт поезда встречного направления.
интервал неодновременного прибытия и отправления попутных поездов.
Расписание движения поездов.
На основе графика составляют служебное расписание движения поездов – таблицу с указанием времени прибытия, отправления и продолжительности стоянок на станции для каждого поезда. Расписание выдают машинистам, дежурным по станциям и другим работникам, связанным с движением поездов.
В служебном расписании также помещают:
установленные нормативы по обеспечению поезда автоматическими и ручными тормозами;
установленную нумерацию поездов и таблицы массы тары и условной длины подвижного состава;
таблицы времени хода, норм массы и длины составов поездов и норм времени на технические операции с поездами на станциях.
Для пассажиров выпускают афиши и справочники о движении пассажирских поездов.
Практическая часть.
Необходимо построить график движения поездов для участка А-Д (исходные данные взять из предыдущей работы) за 6 часов. Количество поездов на графике должно равняться четвертой части пропуской способности участка. Обязательно на защите 7й практической работы необходимо иметь предыдущий отчет.
Контрольные вопросы.
ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
График движения поездов является технологической и нормативной основой организации и управления эксплуатационной работой железных дорог.
В соответствии с ПТЭ график движения поездов должен обеспечивать:
— выполнение плана перевозок пассажиров и грузов;
— безопасность движения поездов по перегонам и проследования их через раздельные пункты;
— высокопроизводительное использование подвижного состава;
— наиболее эффективное использование пропускной и провозной способностей участков и перерабатывающей способности станций;
— соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;
— возможность производства работ по текущему содержанию пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и энергоснабжения.
График движения поездов составляется на бланке, имеющем стандартную форму [1]. На бланке вычерчивается масштабная сетка, на которой по горизонтали откладывается время, а по вертикали – расстояние. Горизонтальные линии соответствуют осям раздельных пунктов (прописными буквами Ф, К, А обозначены участковые станции, где происходит смена локомотивов или бригад, строчными буквами а, б, в и т. д. – промежуточные станции, разъезды и обгонные пункты). Вертикальные линии означают время суток (жирные – часовые периоды от 0 до 24, штриховые – получасовые периоды, тонкие – десятиминутные интервалы).
По обеим сторонам сетки графика в вертикальных колонках помещают данные, необходимые для его составления: перегонные времена хода нечетных и четных грузовых поездов (без учета разгонов и замедлений); наименование раздельных пунктов и средства связи при движении поездов; число главных путей на перегонах; расстояние между раздельными пунктами; число пассажирских и грузовых поездов; техническую и участковую скорости движения грузовых поездов (после расчета показателей).
Движение поездов на графике изображают прямыми наклонными линиями, которые называются нитками графика. Точка пересечения линии хода поезда с осью раздельного пункта означает время прибытия, отправления или проследования поезда через этот раздельный пункт. Время (в целых единицах) проставляется в тупом углу, который образовали линия хода поезда и ось раздельного пункта. Номер поезда указывается над линией хода поезда.
Размеры движения грузовых и пассажирских поездов и элементы графика являются основными нормативами для его построения. При составлении графика движения учитываются также участки обращения локомотивов и размещение станций смены бригад и технического обслуживания вагонов.
Сначала по заданному расписанию отправления с участковых станций прокладываются скорые и пассажирские поезда. Прокладка пассажирских поездов делается по приведенным в задании перегонным временам хода, нормам времени на разгон, замедление и стоянки на промежуточных и участковых станциях. Скорые поезда прокладываются без остановок на промежуточных станциях.
Затем по выбранной схеме взаимного расположения эскизно наносятся сборные и вывозные поезда, обслуживающие местную работу. При этом интервал между прибытием сборного поезда на последнюю промежуточную станцию и отправлением встречного сборного поезда с этой станции (интервал сближения поездов) принимается в пределах 4–6 часов. Этот интервал устанавливается в соответствии с нормой на выполнение сдвоенных грузовых операций на промежуточной станции.
Для получения высоких показателей графика движения и для обеспечения ритмичности работы технических станций грузовые поезда необходимо прокладывать с наиболее возможной равномерностью.
Прокладку грузовых поездов следует начинать с однопутного участка Ф–К. При высоком заполнении пропускной способности (более 80%) прокладка грузовых поездов начинается с ограничивающего перегона. От ограничивающего перегона поезда прокладываются к техническим станциям с последующей увязкой оборота локомотивов.
При неполном заполнении пропускной способности (менее 70–75%) наиболее рациональным является построение однопутного графика методом объединения перегонов. Этот метод заключается в том, что при выборе станций скрещения грузовых поездов два и более смежных перегонов рассматриваются как один. Перегонные времена хода объединяемых перегонов суммируются.
Общий период графика объединяемых перегонов должен отвечать условию
. (23)
На рис. 15 приведены примеры построения однопутного графика методом объединения перегонов, когда прокладка грузовых поездов начинается с объединенного перегона, имеющего = max.
Средний интервал между попутными грузовыми поездами вне зоны проследования пассажирских поездов равен наибольшему периоду графика объединенных перегонов .
Рис. 15. Варианты прокладки грузовых поездов на однопутном участке методом объединения перегонов
Рекомендации по нанесению конкретных ниток грузовых поездов на графике заключаются в следующем.
На однопутном участке при парном графике четные и нечетные поезда прокладываются поочередно. При непарном графике в отдельные периоды времени пропускаются один за другим два поезда в одном направлении.
До нанесения ниток графика намечаются станции скрещения грузовых поездов между собой в соответствии с принятой схемой объединения перегонов. Прокладка на графике заданных размеров движения грузовых поездов обеспечивается при строгом соблюдении намеченных станций скрещения поездов.
Нанесение ниток грузовых поездов на графике начинается от пассажирского поезда, проложенного по заданному расписанию. При этом прокладка грузового поезда перед пассажирским (поезд № 2005) и после пассажирского (поезд № 2007) производится с учетом пропуска встречных грузовых поездов, имеющих скрещение с этим же пассажирским поездом (поезд № 2006 и № 2008) (рис. 16).
Рис. 16. Последовательность прокладки грузовых поездов на графике движения
На рис. 16 цифрами со стрелками показана очередность и направление нанесения грузовых поездов на графике. Со ст. p намечается отправление поезда № 2008, выдерживая станционный интервал скрещения τск с поездом № 181 и добавляя к перегонному времени хода время на разгон со ст. p и замедление на ст. c. Далее, выдерживая интервал неодновременного прибытия τнп по ст. c, наносится поезд № 2007 прямым ходом до ст. n и обратным – до ст. y. После прокладки поезда № 2006 по ст. y проверяется соблюдение интервала скрещения между этим поездом и поездом № 2007. Если интервал τск не соблюдается, то прокладку поезда № 2007 начинают со ст. y, увеличивая интервал τнп по ст. c. После поезда № 2008 с соблюдением интервала τнп по ст. n наносится поезд № 2010 прямым ходом до ст. c и обратным – до ст. К и т. д.
Общий принцип: грузовые поезда наносятся начиная с той станции, где не соблюдается соответствующий станционный интервал. Выдерживание станционного интервала по этой станции приводит к необходимости увеличения станционных интервалов против минимального их значения по другим станциям.
Увеличение стоянок грузовых поездов при скрещении вызывает неидентичность перегонов, некратность времени суток периоду графика и съем пропускной способности пассажирскими поездами.
При прокладке грузовых поездов возможна сдвижка предварительно нанесенных на график ниток сборных поездов.
На двухпутном участке К–А прокладку сначала нечетных, а затем и четных грузовых поездов следует начинать с перегона, примыкающего к технической станции К. Грузовые поезда прокладываются равномерно с увязкой стоянок сквозных поездов на станции К по заданным нормам транзитного простоя на смену локомотивов или локомотивных бригад. При нанесении ниток графика грузовых поездов по перегонам от станции К до станции А необходимо соблюдать станционные интервалы попутного прибытия и попутного отправления
, связанных с обгонами их пассажирскими поездами.
При построении графика на двухпутном участке К–А выделяются технологические «окна» для текущего содержания устройств пути, контактной сети и СЦБ продолжительностью 2,0 часа. Прокладка технологического «окна» начинается от станции К в 7–8 часов утра сначала в нечетном, а затем последовательно от станции А в четном направлении. Технологическое «окно» – скользящее, так как начинается на каждом перегоне в разное время.
Рекомендуется следующая техника нанесения ниток графика по станциям и перегонам. Отсчет времени ведется только положительными единицами времени, десятки принимаются по 10-минутным вертикальным линиям сетки графика движения (рис. 17).
Рис. 17. Рис. Рис.17 Фрагмент нанесения ниток поездов на графике движения
На рис. 17 нанесение четного поезда № 2006 начинается со ст. p прямым ходом, т. е. по ходу времени. После прибытия на ст. p пассажирского поезда № 181 откладывается величина интервала τск = 1. Поезд № 2006 имеет разгон tр = 2 мин. добавляя его к времени хода tх = 21 мин, получим 23 мин. Прибавив 1 мин (отправление поезда № 2006 со ст. p), получаем 24 мин. Пропустив две 10-минутные линии (в числе 24 имеется два десятка), отметим время проследования ст. с – 4 мин. На перегоне m–c учитывается чистое время хода tх = 16 мин, сложив 4 + 16 = 20 мин (два десятка), на второй 10-минутной линии отмечаем 0.
На ст. y поезд № 2006 имеет остановку, ко времени хода 14 мин добавляем tз = 1 мин, получаем 15 мин; сложив 0 + 15 = 15 мин (один десяток), пропускаем одну 10-минутную линию и отмечаем время прибытия на ст. y – 5 мин. От ст. c нечетный поезд № 2007 наносим обратным ходом, т. е. навстречу ходу времени на сетке графика. Отложив на ст. c τнп = 3 мин, получаем время прибытия поезда № 2007 на эту станцию – 1мин. На перегоне m–c поезд № 2007 имеет замедление tз = 1 мин, сложив 1 мин с чистым временем хода нечетного поезда по этому перегону 18 мин, получим 19 мин. Вычитая из 1 в положительных единицах 9, в ответе имеем 2 (для чего добавляем к 1 один десяток: 11 – 9 = 2).
Для получения положительного результата при вычитании 19 мин из 1 мин добавляем два десятка: 21 – 19 = 2; пропускаем две 10-минутные линии и отмечаем время проследования поезда № 2007 по ст. m – 2 мин. На перегоне y–m поезд № 2007 имеет разгон, общее время хода 16 + 2 = 18 мин; при вычитании из 2 мин 8 мин получим в ответе 4. Для получения положительного ответа при вычитании из 2 мин времени хода 18 мин нужно добавить два десятка: 22 – 18; поэтому пропускаем две 10-минутные линии сетки графика и отмечаем 4 мин по отправлению поезда № 2007 со ст. y.
Рекомендуемая техника нанесения ниток поездов на графике, которая не требует подсчета абсолютного времени хода как при прямом, так и при обратном ходе, значительно ускоряет построение графика движения поездов. В заключение производится увязка оборота локомотивов по станции К для поездов с переработкой и по пунктам оборота на станциях Ф и А.