что спасает скворцов в открытом море
4 класс. Литературное чтение. Ефросинина. Рабочая тетрадь. Часть 2. Страницы 32, 33, 34
Ответы к страницам 32, 33 и 34
А. И. Куприн. Скворцы
1. Схема
Какие произведения А.И. Куприна вы изучали в 3 классе или читали самостоятельно? Заполните схему.
Произведении А.И. Куприна: «Собачье счастье», «Слон», «Барбос и Жулька», «Ю-ю».
3. Поиск
Ответьте на вопросы словами из текста.
• Сколько вёрст пролетают скворцы, добираясь до родных мест?
«Много сотен вёрст», «побольше трёх тысяч вёрст».
• Что спасает скворцов в открытом море?
«Морское судно. Целой тучей опускаются они на палубу».
• Какое поверье есть у моряков?
«…неизбежное несчастье грозит тому кораблю, на котором была убита птица, просившая приюта».
• Какие опасности подстерегают скворцов?
«…дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников».
• Сколько вёрст в час пролетают скворцы?
«…в час иногда до восьмидесяти вёрст».
4. Схема
Составьте план рассказа. Запишите или нарисуйте.
Весна и о скворцах → Скворцы и воробьи → Будни скворца → Скворцы-родители → Снова в путь
5*. Поиск
Найдите информацию в тексте. Запишите.
Что спасает скворцов в открытом море
Автор: Подважук Антонина Станиславовна
Организация: МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
Создать условия для развития умений работать с текстом произведения, пересказывать, находить ответы на вопросы в тексте; способствовать расширению читательского кругозора, воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Совершенствование знаний, умений, навыков.
Планируемые результаты (предметные)
Определяют авторскую принадлежность и жанр произведения. Пользуются аналитическим чтением: выделяют повторы, устойчивые эпитеты, описания героев.
Анализируют эпизоды-описания. Составляют план. Находят слова, показывающие отношение автора к скворцам. Выразительно читают отрывок-описание.
Высказывают собственные суждения и дают им обоснование; выражают положительное отношение к процессу познания.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: пользуются аналитическим чтением: выделяют повторы, устойчивые эпитеты, описания героев, используют знаково-символическое моделирование; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых суждений.
Регулятивные: овладевают способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций.
Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
Основное содержание темы, понятия и термины
А.И. Куприн «Скворцы». Эпизоды-описания. Абзац. Отношение автора к скворцам. Выразительное чтение эпизода. Подробный пересказ.
Сценарий урока
Деятельность учителя и учащихся
I Организационный момент
Мотивирование к учебной деятельности
— Сегодня на уроке лит чтения у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
Дыхательная гимнастика.
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
-Как вы понимаете эти слова?
И сегодня в рамках нашего проекта «Читающая гимназия» свою книгу представит нам Карманова Вика (презентация книги).
Какую книгу читаете вы?
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
II Подготовка к основному этапу. Постановка темы и цели урока
Постановка учебной задачи.
— Над каким произведением начали работу?
— Какие произведения этого автора вы уже читали? («Барбос и Жулька», «Ю-ю», «Синяя звезда») (СЛАЙД)
-Определите жанр этих произведений.(рассказы, легенда)
-Чем легенда отличается от рассказа?
-На прошлом уроке мы с вами знакомились с текстом.
Произведение достаточно большое, поэтому сегодня мы продолжим работать над рассказом А.И. Куприна «Скворцы» и презентуем его нашим гостям.
— Поставьте каждый перед собой учебную задачу на данный урок.
Личностные: проявляют познавательный интерес.
Регулятивные: формулируют принимают и сохраняют учебную задачу.
III Проверка дом. задания
Постановка учебной задачи. Ответы на вопросы. Знание содержания произведения
Для того, чтобы проанализировать произведение, что необходимо знать? (содержание)
Проверять домашнее задание мы будем дифференцированно.
1. Работа по карточкам. (проверить знание текста у детей, которые стесняются работать на аудиторию) Бочарников Е, Ухватов Е., Шуляк В., Лукъянова К., Карапетян В.
2. Работа у доски. Смоделировать обложку. Пояснить слова из текста. (Бугаев Е.)
3. Восстановить последовательность действий в рассказе. (Главинская А.)
1.Долгожданный приход весны
2.Возвращение в родные края
3.Выселение воробьев
4.Обустройство гнезда
5.Пища для скворца
6.Песня скворца
8.В ожидании потомства
9.Защита молодого поколения
10.Снова в теплые края
3. Блиц-опрос. Каждый продумает вопрос по тексту и задаст его. (оценивание ответов детьми)
Проверка работы у доски. Оценивание ответов.
Предметные: классифицируют произведения по жанру и теме.
Познавательные: воспроизводят по памяти необходимую информацию.
Коммуникативные: формулируют свое мнение и позицию.
Регулятивные: оценивают себя и товарищей
Физминутка: релакс звучит песня скворца. (СЛАЙД)
IV Применение знаний и способов действий.
Осуществление поискового чтения. Составление рассказа. Подготовка подробного пересказа.
— Скажите, помог ли звуковой видеоряд создать более полную картину прочитанного?
Какие вопросы у вас появились после прочтения рассказа?
-У меня к вам есть вопрос это рассказ научно- познавательный или художественный?
Ну что же мнения разделились. Будем доказывать. Я предлагаю это сделать на заседании Научного общества учащихся «Поиск» (пусть оно будет приурочено к недавнему Дню Российской науки).
Итак встречаются знатоки литературы и натуралисты.
— ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (докажите свои предположения словами из текста).
Речевая разминка (СЛАЙД)
— Сколько вёрст пролетают скворцы, добираясь до родных
— Какое поверье есть у моряков?
— Прочитайте описание прихода весны?
-Что спасает скворцов в открытом море?
— Найдите в тексте личное отношение автора к скворцам.
Как он их описывает?
— Какие опасности подстерегают скворцов?
-Сколько верст в час пролетают скворцы?
-Каким показан воробей?
— Где находит свой корм скворец?
Вывод. Какой это рассказ?
Предметные: осуществляют поисковое чтение. Анализируют текст для более глубокого понимания содержания произведения, соотносят свои умозаключения с эпизодами произведения, сравнивают своё представление о прочитанном с авторским текстом. Делают выводы.
Снятие эмоциональной и психологической усталости.
V. Усвоение новых знаний и способов действий
Как вы думаете почему автор построил так свой рассказ?
Познавательные: овладевают навыками работы с различными источниками информации. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
VI. Применение знаний и способов действий.
ДОП ЗАДАНИЕ
Работа с эпизодом в тетради 2 задание. Будет ли являться данный абзац и отдельным эпизодом.
Познавательные: структурируют полученные знания.
Коммуникативные: работают в группе в паре, контролируют действия партнеров.
Творческое задание в группах
Придумать четверостишье с рифмой
Учитель: С каким произведением мы сегодня познакомились?
Учитель: Достигли мы цели?
Учитель: Какими важными мыслями хотел поделиться автор?
Учитель: С какой целью А.И. Куприн написал это произведение?
Дети: Чтобы показать своё отношение к природе, к птицам, т.к. жизни на нашей зелёной планете без птиц было бы ох как скучно. Чтобы вы, ребята, видели красоту природы, не проходили мимо этой красоты, берегли её.
Учитель: Узнали ли вы из произведения А. Куприна о жизни скворцов и их повадках что-то новое?
Дети: Они живут в скворечниках, выселяют воробьёв, хитры, приносят огромную пользу природе, уничтожая гусениц и др. вредителей растений.
Регулятивные: дают оценку своим умениям; планируют дальнейшие действия.
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
На выбор: подготовить подробный пересказ одной из частей;
Написать сочинение «Если бы к нам не прилетали скворцы»
Составить кроссворд по содержанию произведения.
Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют ее решение.
Друзья мои, спасибо за работу. Сегодня мы с вами читали замечательное весеннее произведение, а вчера на занятии кружка мы говорили о весеннем православном празднике каком («Сретенье»), главным символом на котором была птичка-закличка. У вас на партах лежат эти птички. Давайте покажем на них свое настроение, впечатления от урока. Спасибо.
Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к описанным событиям.
Полный текст статьи см. в приложении.