что специалисты понимают под понятием приемлемый риск
Термины МЧС России
система взглядов для рационального планирования мероприятий по обеспечению безопасности нынешнего поколения людей с учётом социальных и экономических факторов. Она лежит в основе концепции обеспечения техногенной безопасности в России, деятельности по обеспечению природной и техногенной безопасности, рациональному планированию мероприятий по обеспечению безопасности нынешнего поколения людей с учетом социальных и экономических факторов. Уровни приемлемого риска устанавливаются в каждой стране. Законодательно для нормирования воздействия от предприятия ядерного топливного цикла, например, рекомендуются следующие значения риска в расчете на человека в год: персонал предприятий — 1-10-5; население в санитарно-защитной зоне — 1-10-6; остальное население региона — 1-10-7; население за пределами данного региона с учетом трансграничных и глобальных эффектов — 110-8. Для объектов специальной техники пред-ложены следующие социально-приемлемые критерии безопасности: для общества в целом — математическое ожидание ущерба не более 1 % общественных затрат на создание, эксплуатацию и уничтожение объектов спецтехники; для индивидуума из населения — вероятность смерти или тяжёлой травмы не выше бытовой или от случайных поражающих факторов; для индивидуума из персонала — не выше, чем для наименее опасных профессий. Средней величиной приемлемого риска в профессиональной сфере обычно принимают 2,5-10-4 гибели человека в год. Условия профессиональной деятельности считаются безопасными, если риск для персонала ниже приемлемого, и опасными, если превышает этот порог. Приемлемый уровень риска для отдельных категорий персонала — вредных производств, сотрудников силовых структур — может быть выше, чем для других профессий в силу их специфического предназначения, но тогда для этой категории должны быть предусмотрены социально-экономические компенсации.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Что специалисты понимают под понятием приемлемый риск
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИЕМЛЕМЫЙ РИСК
Принципы и методы определения приемлемого риска для государства и поставщиков обслуживания
Air transport. System of management safety of aviation activity. Acceptable risk. Principles and methods of determining acceptable risk for the state and the service providers
Дата введения 2015-01-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1878-ст
Введение
В настоящее время производители обеспечивают качество авиационной техники лишь по показателю нормативной вероятности возможности возникновения рискового события.
Производитель полагает, что если авиационная техника надежна, она по умолчанию безопасна, что не соответствует требованиям международных стандартов. Он не располагает методиками пересчета рисков в показатели надежности и не обязан делать что-то дополнительно, т.к. необходимые методики оценивания интегральной значимости рисков отсутствуют.
В настоящем стандарте отмеченные вопросы обсуждаются комплексно, во взаимосвязи, теоретически и практически в форме алгоритмов.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к оценке уровня приемлемого риска для государства и поставщиков обслуживания авиационной деятельности, а также принципы и подходы к методам его определения.
Стандарт может применяться органами государственного регулирования и организациями, ответственными за менеджмент безопасности авиационной деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:
ГОСТ Р 55860-2013 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ Р 55860-2013, в том числе следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.2 инцидент: Любое событие, связанное с использованием воздушного судна, которое потребовало дополнительных действий по обеспечению безопасности авиационной деятельности.
3.1.3 приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.
3.1.4 приемлемый уровень риска: Уровень риска, при котором никаких дальнейших действий по управлению состоянием системы не требуется (за исключением случаев, когда уровень риска можно дополнительно снизить с малыми затратами или усилиями).
3.1.5 проективный подход: Такой подход в профилактике авиационных происшествий, который основан на выявлении опасных факторов в авиационной системе, которые еще не проявились, но могут стать причиной инцидентов, аварий и катастроф.
3.1.6 уровень безопасности: Степень безопасности системы, определенной в виде четких или нечетких стандартных показателей.
3.1.8 управление безопасностью: Процесс (и/или деятельность) в пределах функциональных возможностей систем и их структур для обеспечения изменения состояния системы по критериям достижения заданных уровней показателей безопасности для комплекса условий, требований и специфики функционирования системы с учетом возможных воздействий на систему прогнозируемых опасных факторов.
3.1.9. управление риском: Процесс, аналогичный управлению безопасностью, в узкоспециализированном направлении обеспечения безопасности на основе измерения значимости рисков, снижения тяжести последствий от воздействия на систему факторов риска и уклонения системы от факторов риска.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Общие положения
4.1 Ни один вид человеческой деятельности и ни одна искусственная система не могут гарантированно считаться абсолютно безопасными, т.е. свободными от риска. Безопасность является относительным понятием, предполагающим, что в безопасной системе наличие естественных факторов риска считается приемлемой ситуацией. Авиация представляет собой полную систему, которая включает в себя: летный экипаж, аэропорт, управление воздушным движением, техническое обслуживание, кабинный экипаж, наземную службу эксплуатационного обеспечения, диспетчерскую службу и т.д. Надежное управление безопасностью предполагает учет всех компонентов этой системы. Безопасность все в большей степени рассматривается как контроль факторов риска.
4.3 Программа обеспечения безопасности авиационной деятельности представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности.
4.4 Основным показателем безопасности авиационной деятельности для государства и для поставщиков обслуживания является число авиационных происшествий с человеческими жертвами на 100000 ч летного времени. Для вертолетов принято пользоваться термином «риск смертельного ранения» (РСР), рассчитываемым по формуле Р.Дж. Фокса.
На рисунках 2 и 3 показана зависимость и РСР от налета на 1 инцидент. Рисунок 4 показывает соотношения
и РСР.
По зависимостям, представленным на рисунках 2 и 3, можно определить уровень безопасности в авиакомпании, в регионе и в государстве.
Зная распределение инцидентов по причинам (отказы ВС, аэродромное обеспечение, птицы, ошибка экипажа и пр.), можно определить слагаемые суммарного риска.
4.5 Для проведения необходимых расчетов необходимо наличие баз данных, содержащих:
4.5.1 Сведения по парку ВС, эксплуатирующихся в авиакомпании, регионе, государстве, включая следующую информацию:
4.5.1.2 Регистрационные знаки.
4.5.1.3 Серийный номер.
4.5.1.5 Дата последнего ремонта.
4.5.1.6 Место последнего ремонта.
4.5.1.7 Наработка СНЭ, ч/пос.
4.5.1.8 Наработка ППР, ч/пос.
4.5.1.9 Наработка за последний год, ч/пос.
4.5.1.10 Налет за последний год, км.
4.5.1.11 Число перевезенных пассажиров.
4.5.2 Сведения по авиационным происшествиям.
dinamitri494
dinamitri494
Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск. В случае производственных аварий, пожаров, в целях спасения людей и материальных ценностей человеку приходится идти на риск, превышающий приемлемый. В этом случае риск считается обоснованным (мотивированным). Для ряда опасных факторов, например возникающих в случае радиационных аварий, установлены величины мотивированного риска, превышающего приемлемый риск, – «планируемое повышенное облучение», допускаемое в исключительных случаях для лиц, участвующих в ликвидации последствий радиационных аварий.
н емотивированным (необоснованным) риском называют риск, превышающий приемлемый и возникающий в результате нежелания работников на производстве соблюдать требования безопасности, использовать средства защиты и т.д., что, как правило, приводит к травмам и формирует предпосылки аварий на производстве.
Пути управления риском :
nbsp; 1)совершенствование технических систем безопасности;
nbsp; 2)подготовка и обучение персонала;
nbsp; 3)совершенствование управления при чрезвычайных ситуациях.
Для правильного определения соотношения инвестиций по каждому направлению необходим специальный анализ с использованием конкретных данных и условий. Технические, организационные, административные методы управления риском дополняются экономическими методами. К ним относятся: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др. В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска. Сочетание качественного и количественного анализа на разных стадиях проектирования и эксплуатации дает в результате оценку общего риска.
Системный подход к процессу управления рисками
7.4. Концепция приемлемого риска
В прошлом абзаце мы обозначили, что в деятельности предприятия возможны случаи, когда риск может быть принят для определенных случаев, когда это обосновано ситуацией и оценено как необходимость. Подобные риски принято обозначать как приемлемые риски.
Концепция приемлемого риска была разработана и основана под вилянием парадокса, который лежит в большинстве современных бизнес активностей. Парадокс заключается в том, что с одной стороны любой основополагающий для современного предприятия процесс должен быть подкреплен информационной, документарной и правовой базой, но с другой стороны, без принятия возможности потенциального ущерба в современном «динамическиразвиваемом» технологическом мире, начать развитие любых процессов представляется маловероятным. Поэтому, для процессов риск-менеджмента используются указания типа: избегать риск, сводить его результаты к минимуму и т.д.
Для решения этого противоречия и была выработана концепция приемлемого риска, целью которой является выработка оптимального компромисса между упомянутыми, диаметрально противоположными условиями возникновения рисков.
Основа концепции заключается в том, что всегда существует опасность того, что в случае реализации определенного управляющего решения возникнет определенный риск или группа рисков. Масштаб и количество рисков, в начале их жизненного цикла в бизнес процессах, могут проявиться не в полном объеме и не с «максимальной» силой. Величина ущерба может варьироваться в зависимости от стадии, на которой проявился тот или иной риск, внешних условий процесса и многих других причин.
Концепция приемлемого риска построена на методологии дифференциации риска (его величины) в зависимости от стадий его проявления. Выделить можно следующие уровни:
Таким образом, можно/нужно констатировать, что приведенная концепция приемлемого риска состоит в том, что риск не обязательно полностью или частично устранять. С учетом информации, необходимой для принятия управленческого решения по риску, возможным результатом процесса принятия решения по работе с риском могут/должны быть:
На текущем «витке» развития процессов анализа рисков в области информационных технологий, концепция приемлемого риска находится в основе большинства существующих систем (как организационных, так и программных) по анализу и управлению рисками.
7.5. Обзор методов управления рисками
Чуть выше, говоря о концепции приемлемого риска, мы подняли тему методов по работе над рисками. На сегодня нет сложившихся универсальных систем, использование которых можно было бы рекомендовать в любой «рисковой» ситуации, для любого окружения проблемного процесса. Возможно, подобная ситуация связана с многообразием внешних и внутренних факторов риска, действие которых проявляется не только локально, на определенном процессе, а «глобально», на деятельности организации в целом.
Эта задача решается при помощи использования различных методов управления рисками, объединенных в систему по работе с рисками. Каждый из методов продуктивно решает только специализированные проблемы, определенных направлений в области информационных технологий.
Условно, методы по управления рисками можно разделить на 4 категории:
Следуя принятому стилю изложения материала, мы оговоримся и констатируем тот факт, что перечисленные методики не противоречат друг другу, а взаимодополняют, по факторам, уровням и локациям своего проявления. Приведенная классификация видов методов позволяет на их основе выстроить систему методов управления рисками, которая должна быть своими результатами синхронизированная с общей системой риск-менеджмента предприятия, но более комплексно и подробно о видах методов мы поговорим чуть позже, когда будем рассматривать комплексную программу управления рисками.
Перед принятием решения о использовании определенного метода или группы методов, можно порекомендовать лицу, ответственному за это решение, учитывать следующие принципы:
7.6. Выводы по изученной лекции
Сегодня мы подвели итоги в изучении трех лекций, составляющих базисный модуль нашего курса.
Модуль «Виды анализа рисков», подытоженный сегодняшней лекцией «Системный подход к управлению рисками» представляет собой самодостаточную часть нашего курса, в которой мы изложили фундаментальные аспекты деятельности по анализу и управлению рисками. Причина, по которой мы уделили довольно большое внимание именно видам анализа рисков, состоит в том, что с помощью теоретического и практического материала по качественному и количественному видам анализа рисков формируется базис дисциплины управления рисков.
Понимая и умея применять изложенную в лекциях информацию каждый «зрелый» специалист будет способен организовать процессы риск-менеджмента и суметь добиться успешных результатов в конкретной организации, учитывая специфику её работы.
Так же мы довольно подробно рассмотрели суть активности управления рисками и концепцию приемлемого риска, которая должна использоваться на каждом предприятии. Концепция приемлемого риска определяет уровень рисков, который допустим для организации и таким образом, устанавливает тренд «рисковости», который допустим для процессов конкретной компании.
Мы упомянули о методах управления рисков и далее расширим эту тему, изложив её в виде инструментария, рекомендуемого для применения в нашей следующей лекции.
Тема 1. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения
Оглавление
Введение
На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.
В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности, формирование соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.
Сегодня безопасность жизнедеятельности (БЖД) опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны быть систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.
В образовательных учреждениях данная подготовка осуществляется курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», а в вузах введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».
Будущие специалисты должны быть готовы к действиям в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) с целью выбора оптимальных и правильных решений, направленных на защиту персонала учреждений, объектов экономики и населения, а также на существенное ослабление (предотвращение) воздействия различных поражающих факторов ЧС. Поэтому студентам необходимо изучать дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».
1.1. Сущность и содержание дисциплины
Предметом БЖД является обеспечение безопасности человека от природных, техногенных, экологических и социальных опасностей.
Объект изучения БЖД — комплекс явлений и процессов в системе «человек — среда обитания», негативно действующих на эту систему.
Цель БЖД — получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.
Задачи БЖД сводятся к:
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для:
Исходя из этого, в курсе рассматриваются основы теории безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, последствия воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов, прогнозирование последствий ЧС, разработка и способы осуществления мероприятий по защите населения, персонала учреждений и объектов экономики, ликвидации последствий ЧС военного и мирного времени.
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (объем 29 часов) состоит из девяти взаимосвязанных тем (объемом 20 часа плановых занятий и 9 часов – самостоятельной работы).
В результате изучения дисциплины курсанты должны быть готовы к грамотным и осознанным действиям в экстремальных условиях любой обстановки.
Итак, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, контроля и управления этими условиями.
1.2 Основные понятия безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.
Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность.
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является – деятельность.
Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.
Деятельность включает человека в сложную систему взаимоотношений со средой обитания. Состояние системы «человек – среда обитания» многовариантно.
Наиболее характерными являются системы:
Особую роль в безопасности жизнедеятельности занимает человек, который выступает в триединстве функций:
Деятельность – это необходимое условие существования человеческого общества.
Однако любая деятельность потенциально опасна (аксиома).
Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.
Номенклатура опасностей — система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники.
В теории БЖД выделяется несколько уровней номенклатуры:
Аксиома о потенциальной опасности деятельности
Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.
Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение. Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.
Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям и существует теснейшая связь различных видов деятельности и сфер обитания человека. С другой стороны, результаты трудовой деятельности выполняемые на конкретном рабочем месте, способны оказать неблагоприятные воздействия через производственную продукцию на большое количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом.
Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Наличие потенциальной опасности в системе не всегда сопровождается ее негативным воздействием на человека. Для реализации такого воздействия необходимо выполнение трех условий:
Любая профессиональная деятельность содержит в себе опасные и вредные факторы.
Опасными называются факторы, вызывающие травмы или резкое ухудшение здоровья.
Вредные факторы вызывают заболевание человека или снижение его работоспособности.
Под опасностью будем понимать явления, процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. создавать последствия не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Признаками, определяющими опасность, являются:
Условия, при которых реализуются опасности, называются причинами.
Профилактика как раз и базируется на поиске причин опасностей. Опасность в своей основе материальна: предметы труда, средства труда, энергия, продукты труда, окружающая природная среда (ОПС).
Источники опасности могут быть:
По международной шкале опасности выделяется 8 уровней (0-7):
ФЗ № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Таксономия опасностей
Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.
Термин «таксономия» предложил швейцарский ботаник О. Декандоль в 1813 г.
Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. Приведем лишь некоторые примеры.
По происхождению различают 6 групп опасностей:
природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.
По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.
По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.
По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы ит. д.
По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.
Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.
По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.
По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.
К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.
Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.
Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер.
Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.
В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда.
Можно говорить о разной степени идентификации:
Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами.
Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.
Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.
Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д.
Триада «опасность — причины — нежелательные следствия» — это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т. е. является многопричинным. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины.
В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.
«Дерево причин и опасностей» как система
Любая опасность реализуется, принося ущерб, благодаря какой-то причине или нескольким причинам. Без причин нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин. Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь; опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т. д. Таким образом, причины и опасности образуют иерархические, цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей чем-то напоминает ветвящееся дерево. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий». В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей.
Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей».
Построение «деревьев» является исключительно эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т. д.).
Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.
Квантификация опасностей
Квантификация — это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.
Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.
В. Машалл дает следующее определение: риск — частота реализации опасностей.
Количественная оценка — это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск, необходимо указать класс последствий, т. е. ответить на вопрос: риск чего?
Формально риск — это частота. Но по существу между этими понятиями имеет место существенная разница, т. к. применительно к проблемам безопасности о возможном числе неблагоприятных последствий приходится говорить с известной долей условности.
Прежде чем перейти к рассмотрению других аспектов проблемы риска, приведем примеры.
Пример 1. Определить риск R пр гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около п=7 тыс. человек, а численность работающих составляет примерно N=70 млн. человек:
Пример 2. Ежегодно в стране вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населения страны 150 млн. человек, определим риск гибели R стр жителя страны от опасностей:
Пример 3. Определим, используя данные предыдущих примеров, риск R д быть- ввергнутым в фатальный несчастный случай, связанный с дорожно-транспортным происшествием (ДТП), если ежегодно погибает в этих происшествиях 30 тыс. человек:
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.
Социальный риск (точнее – групповой) – это риск для группы людей. Социальный риск – это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.
В качестве примера приведем зарубежные данные, характеризующие индивидуальный риск (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1: Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами (по данным, относящимся ко всему населению США)