что способствует проявлению активности ученика
Методы повышения познавательной активности на уроках в начальной школе
Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь.
Главной педагогической задачей на сегодняшний день является развитие компетентной, мобильной личности, способной к самостоятельному выбору в ситуации принятия решений. Реализация такой задачи возможна при практической направленности обучения.
Современный учащийся сегодня должен обладать способностью к абстрактному мышлению, умением работать в информационных технологиях, способностью быстро ассимилировать новые и разнообразные знания, т.е. иметь познавательную мобильность, умение совмещать знания разных предметов.
Современный урок только тогда развивает мотивацию активно познавать мир, если он ставит целью развитие интеллектуальных, духовных способностей, интересов, мотивов и вырабатывает научное мировоззрение детей.
Интегрированные уроки.
Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на уроках? Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
В своей практике я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности. На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами: отстаивают своё мнение; принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; задают вопросы друг другу и учителю; Анализируют ответы друг друга; Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка); консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников; самостоятельно выбирают разноуровневые задания; находят несколько вариантов решения проблемы; нахождение»ошибкоопасныхмест”.
Учащиеся начальной школы – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Первостепенное значение для них имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.
должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое..
В работе использую дидактический материал, ресурсы сети Интернет. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несет прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Ребята и сами готовят презентации, охотно работают с интерактивной доской. С опорой на информационные технологии самостоятельно разработала и провела ряд уроков и внеклассных занятий: урок литературного чтения “И.А. Бунин “Листопад”, урок окружающего мира “В гости к зиме), открытый урок “Дорожные знаки”, внеклассные мероприятия “Мы теперь ученики”, “Путешествие в космос”, “Нашим мамам дорогим” и мн. др.. Создание новых средств получения информации дает толчок для развития активной творческой познавательной деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях. Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Итогом деятельности детей на уроках литературного чтения по данному направлению явились доклады “И.А. Крылов – великий баснописец”, “К.И. Чуковский” и др., содержащие биографические сведения об авторах художественных произведений, проведение “Недели занимательных наук”
Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. В кабинете ежегодно проводится косметический ремонт, класс систематически проветривается. Ежедневно проводится гимнастика до начала занятий, на уроках проводится смена видов работ, физкультминутки и гимнастика для глаз, способствующая предупреждению зрительного утомления и близорукости, механизм которых сводится как к общему укреплению организма, так и к повышению аккомодационной способности и укреплению склеры глаз. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, классных часов, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционным стало мероприятие: “День здоровья”. Мои учащиеся активно участвуют во всех классных и общешкольных внеурочных мероприятиях и ежегодно получают грамоты за активное участие в общественной жизни школы. Учащиеся активно участвуют во всех внешкольных мероприятиях, во всероссийских конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Человек и природа”. Традиционными стали такие мероприятия как: “День знаний”, “Лицейское содружество”, “23 февраля”, “8 марта”, “День Здоровья”, акции “Белый цветок”, “Бессмертный полк” и мн. др. Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.
Профессиональная компетентность учителя способствует формированию деятельного состояния учащихся, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребенка.
Активность, проявляемую учащимися во время занятий, делят на познавательную и двигательную. Познавательная активность связана с проявлением учащимися внимания, восприятием ими учебного материала, с осмыслением информации, с ее запоминанием и воспроизведением. Двигательная активность связана с непосредственным выполнением физических упражнений. И при познавательной и при двигательной активности прежде всего психическая активность, а последняя находит отражение и в моторной активности.
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.
Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения.
1. Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.
2. Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру.
Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.
Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.
3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.
Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в вводной части урока).
Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие:
учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;
задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;
учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»);
учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;
учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны.
Оптимизация загруженности школьников на уроке. Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно-дидактических мер, основными из которых являются:
устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;
осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);
включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.
Способы повышения активности учащихся на уроке
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.
Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения.
1. Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.
2. Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру.
Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.
Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.
3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.
Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в вводной части урока).
Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие:
§ учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;
§ задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;
§ учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»);
§ учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;
§ учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны.
Оптимизация загруженности школьников на уроке. Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно-дидактических мер, основными из которых являются:
1. устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;
2. осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);
3. включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.
Выступление «Методы и приемы, формирующие познавательную активность учащихся в условиях ФГОС»
Выбранный для просмотра документ Методы и приемы Лапина А.А. выступление.doc
«Методы и приемы, формирующие познавательную активность учащихся в условиях ФГОС»
Лапина Александра Александровна
Учитель начальных классов
Учение, лишенное всякого интереса и
взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению
знаниями. Приохотить ребенка к
учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вам рассказать о методах и приемах, формирующих познавательную активность младших школьников в условиях ФГОС.
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.
Вот поэтому традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества, на первый план выдвигаются активные методы обучения. Основная задача внедрения активных методов обучения — воспитание конкурентоспособной, самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Современное состояние общества поставило перед образованием ряд проблем. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность.
Что же такое познавательная активность? Обратимся к словарю. « Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
— готовность выполнять учебные задания;
— стремление к самостоятельной деятельности;
— сознательность выполнения заданий;
— стремление повысить свой личный уровень и другие.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Общеизвестны следующие мотивы, побуждающие школьников учиться:
— интерес к предмету
— стремление получить положительную отметку
-авторитет среди одноклассников
Наиболее значимым, на мой взгляд, является интерес к предмету. Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся. Каким образом можно вызвать заинтересованность к предмету? Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
— отстаивать свое мнение;
— принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
— ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
— рецензировать ответы товарищей;
— оценивать ответы и письменные работы товарищей; многие другие
На своих уроках я использую задания творческого, исследовательского характера учебно – познавательной деятельности, такие как: выполнение проектов, работа со справочной литературой, интернет ресурсами. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося состязательность. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме, при работе парами, группами.
Существует 5 наиболее эффективных способов активизации познавательной
— опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения,
— включать учеников в решение проблемных ситуаций,
— использовать дидактические игры и дискуссии;
— использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
— стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
А наиболее часто используемыми методами активизации познавательной деятельности учащегося являются:
К словесным методам относится:
Здесь учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. Он применяется по вопросам, требующим размышлений, когда учащиеся могут свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. Особая роль в дискуссии принадлежит учителю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого учащегося. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на уроке. В начальной школе применяется открытая дискуссия на уроках окружающего мира.
В 1 классе по теме: «Осень и здоровье человека»
— Полезно ли гулять в плохую погоду?
По теме : «Труд людей весной»
— Для чего белят стволы деревьев?
Во 2 классе: тема «Насекомые»
— Паук – это насекомое?
Тема «Вода – ценный дар природы. Вода и здоровье человека»
— Что было бы, если бы мы перестали мыться?
На таких занятиях необходим доверительный тон общения с учащимися, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать педагогику сотрудничества.
Развитию познавательного интереса способствует и учебная (деловая) игра.
Любая игра направлена на развитие, активизацию интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося.
Я на своих уроках использую творческие задания такие как:
1. В начале урока русского языка в 3-4 классах я даю какую – либо фразу и прошу ребят её продолжить. Например, « А за окном сегодня дождь…», «Вот и выпал первый снег…». Этот приём настраивает на рабочий лад, способствует развитию речи.
2. На уроках математики использую устный счет, игру «Лучший счётчик», сказочные задачи, и т. д.
С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.[
3. Метод самостоятельной работы. Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Он разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает учащихся рациональным приемом умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.
Например, с целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.
На уроках математики я применяю создание проблемной ситуации. Например :
во 2 классе по математике при изучении темы : «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток»
В серию знакомых случаев сложения двузначных чисел без перехода через десяток включается пример 38+47, вызывающий затруднение у детей. ( 32+35, 24+53, 63+26, 38+47)
Побуждающий диалог строится следующим образом.
— Найдите значения выражений.
— Ребята, вы смогли найти значения выражений? ( Нет, мы не смогли решить выражение 38+47)
— Почему возникло затруднение? ( 8+7=15, единиц больше 10)
— Сформулируйте тему урока. ( « Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».)
К наглядным методам относится частично – поисковый метод. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
А также к практическим методам относится частично-поисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До начала работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
Окружающий мир 2 класс
Тема: «Вода»
— Чтобы видеть проблему, нужно уметь задавать вопросы. Сейчас мы потренируемся в этом умении. У меня есть для вас сюрприз. (Учитель ставит коробку на стол, но не открывает ее). Вы хотите узнать, что там внутри? Вы можете задавать мне любые вопросы о содержимом коробки, кроме вопроса «Что там?» Нельзя также просто называть предмет. Например, говорить: «Это апельсин?» Я скажу вам первую букву этого слова. Эта буква «В».
— Итак, вы верно угадали, что там. Давайте достанем баночку. Мы сегодня будем проводить опыты с водой. А какие свойства воды вы можете назвать? Для чего нужна вода? Итак, вода – предмет нашего исследования сегодня. Проблема – узнать, как ведут себя некоторые твердые тела (предметы) при соприкосновении с водой (показ учителем предметов, которые будут задействованы в опытах).
— Сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с водой. Первый опыт у вас описан в рабочей тетради, давайте его прочитаем. Ребята, сделайте предположение, гипотезу относительно того, что может получится в результате с цветком? Еще раз прочитайте, какие условия, инструменты и материалы нам необходимы.(Демонстрация опыта с цветком).
— Ребята, чтобы увидеть результат этого опыта и сделать окончательные выводы, то есть проверить нашу гипотезу, нам потребуется время. Поэтому мы с вами проведем еще два похожих опыта, которые позволят нам сделать вывод.
(Проводятся еще два опыта с бумажной салфеткой и веревочкой).
Итог. Выводы. Рефлексия.- Итак, посмотрите, что случилось с салфеткой и веревкой? (Они впитали воду и краски потекли). Значит, вода в процессе впитывания стала подниматься вверх. Как вы думаете, что же произойдет с нашим цветком? (Он впитает воду и лепестки окрасятся). Я заранее провела такой опыт с еще одним цветком, давайте вместе посмотрим, что получилось.(Демонстрация заранее подготовленного цветка, который уже окрасился в синий и красный цвет).
В учебном процессе также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
в) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
г) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
д) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
е) прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.
В заключении хочу сказать, что результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. Разумное и целесообразное использование методов и приемов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Использование активных методов и приемов обучения на уроке позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• повысить объем выполняемой на уроке работы;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Кроме освоения учебной информации, данные методы и приемы обучения позволяют так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Параллельно с обучением и воспитанием, применение различных методов и приемов обучения в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.
Неважно, в какой школе мы работаем и, с какими детьми, какой предмет ведём. Важно, чтобы мир каждого ученика был открыт, чтобы каждый ребёнок стал просто человеком.