что спрашивают на собеседовании у маркетолога
Собеседование маркетолога. Типичные ошибки HR
В этой публикации попробую поразмыслить о типичных ошибках, которые совершают на собеседованиях работодатели, и попробовать поразмыслить о тех нюансах, которые вам нужно знать предлагая работу.
На момент написания этой статьи я неторопливо занимался поиском работы маркетолога, руководителя отдела рекламы, параллельно занимаясь своим проектом. Честно сказать, особой потребности в работе не было, т.к. имелся дополнительный заработок и много времени уходило над работой с сайтом, но так как на монетизацию по предварительным рассчетам должно уйти минимум полгода, а деньги все-таки я люблю, нужно было иметь запасной козырь в рукаве.
У меня был опыт найма людей и, соответственно, работать с теми людьми, которых я нанимал. С поиском работы и общением с работодателями опыта было гораздо меньше. Сходив на несколько собеседований, я, честно говоря, был в шоке. Как можно так небрежно относиться к подбору персонала? Так родилась идея написания данной статьи.
Нанимая сотрудника, который будет заниматься продвижением вашей компании – вы должны понимать, что это надолго. Так же вы должны понимать, что вам с ним впоследствии работать. Запомните – вы ищите человека, который должен прикрывать вам тылы и приносить деньги, а не человека, который хочет пройти собеседование и впоследствии быть обузой. Собеседование – это не тешенье своего самолюбия. Собеседование – это возможность оценить будущего кандидата. Ваши основные задачи на собеседовании — выявить слабые и сильные стороны, оценить уровень навыков, которыми владеет кандидат и чем он может быть вам полезен.
Сообщайте кандидату о собеседовании минимум за 2 дня
Хорошему специалисту всегда нужно время, чтобы подготовиться. Проанализировать вашу компанию, продукт или услугу, которые вы предоставляете. Выявить сильные и слабые стороны. Посмотреть активность в сети. Это даст вам на собеседовании возможность более конкретно общаться, не гоняя воду. Так же это позволяет понять, насколько человек, которого вы нанимаете, компетентен. Если соискатель ничего не знает о вас, то стоит задуматься.
Не назначайте несколько человек на одно время
Как минимум, это некрасиво и непрофессионально. Вы не раскроете человека за 5 минут разговора.
Читайте и анализируйте резюме
Как бы не было смешно, но в большинстве случаев HR просто не читает резюме. Стараются ориентироваться по ситуации. Резюме нужно всегда анализировать. Смотреть, в каких компаниях работал будущий кандидат. Не лениться посмотреть на эти компании, как она представлена на рынке. Часто за красивым названием скрывается шараж-монтаж компания, продвижение которой на никаком уровне. Это позволит вам отсеять ненужных и некомпетентных кандидатов, сэкономить силы и энергию.
Присутствуйте на собеседовании
Очень часто доверяют выбор кандидата HR. Это в корне не правильно! Повторюсь, вам работать с этим человеком, ставить задачи, обсуждать проекты. Если человек будет у вас в прямом подчинении, то вы должны понимать, что это ваша если не правая, то, как минимум, левая рука.
Определите, кто вам нужен
Запомните, какой бы не был крутой специалист, все равно он не охватит все сегменты рекламы и маркетинга. Область рекламы и маркетинга сейчас настолько огромна и многогранна, что знать и уметь все просто невозможно. Хорошо, если вы наткнетесь на танка-универсального солдата, который и воронку продаж составит, и семантическое ядро распишет, и дизайн нарисует, и рекламные компании с рекламным бюджетом предоставит, а после работы пораздает флаера и замонтирует баннер. Но таких специалистов на рынке довольно таки мало, стоят они дорого, и уже сами выбирают работодателя. В среднестатистическом случае самое правильное – оценить ваши слабые стороны рекламной компании, и искать человека, который их усилит. Главный критерий – кандидат должен быть компетентным, вменяемым и обучаемым.
Не задавайте идиотских общих вопросов
Типа «Что для вас маркетинг», «какие виды рекламы вы знаете, «как продвинуть нашу компанию или как продать наш товар», «чем вы можете быть нам полезны», «Как называется рынок, на котором существуют только два производителя (или продавца) данного товара и множество покупателей».
Это все морально устарело. В сети куча вариантов ответов на эти вопросы. Если вы ищите теоретика – гуманитария – балабола — проныру, тогда да. Вам будут отвечать заготовками, которые ровным счетом ничего не дают. Специалиста такие вопросы просто поставят в ступор. Это философия и такие темы обсуждаются часами на кухне или в кафе за бокалом виски. Валить терминологией тоже считаю глупой затеей. Терминов сейчас очень много и запомнить все просто невозможно. Не выйдет из зубрилы хорошего маркетолога. Гораздо важнее, чтобы человек понимал эти процессы и мог их применить.
Не ставьте идиотские задачи или тесты
Очень часто HR любит поставить задачу типа «Продайте мне ручку!», или «Есть 8 шариков, 1 из них тяжелее, как за 2 взвешивания выяснить какой именно?».
Вам это ничего не даст. В учебниках за 1992(!) год пишут, что такие вопросы помогут выявить находчивость, смекалку и аналитическое мышление. Отчасти верно, если вы ищите продавца–консультанта или аналитика. Так же бытует мнение, что хороший маркетолог должен быть хорошим продажником. На мой взгляд, это в корне не верно. Запомните, продавец – продает ручку сам, маркетолог – делает так, чтобы ручка продавалась сама и ее хотели купить. Более подробно про размышления о продажи ручки я напишу в другой статье.
Задавайте ПРАВИЛЬНЫЕ вопросы
На собеседовании вам нужно выявить компетентность соискателя. Его сильные и слабые стороны. На мой взгляд, единственное, как это можно сделать – задавать конкретные вопросы, относящиеся к специализации и будущим задачам.
В основном, в резюме кандидаты описывают навыки, но из опыта могу сказать, что большинство у всех одинаковые. Не поленитесь, и пробегитесь по всем навыкам, чтобы понять, насколько человек компетентен в той или иной области.
Испытательный срок
Мое мнение. Испытательный срок должен состоять 1 месяц. Если сотрудник не вольется за это время, то он вам не нужен.
Рекомендации
Обязательно прозвоните по компаниям, в которых работал соискатель. Причем, старайтесь звонить не по тем телефонам, которые указаны в резюме, а стараться выйти на директора, руководителя отдела, коллег. Особое внимание уделите тем компаниям, где нет рекомендаций. Не стесняйтесь. Это даст вам более точное представление о человеке, которого вы берете на работу.
На самом деле, нюансов гораздо больше. Самое главное, при собеседовании вам самому нужно хоть немного «быть в теме».
Структурированное интервью: 60+ вопросов маркетологу на собеседовании
Главный актив рекламного агентства — его сотрудники. Набираем сильную команду маркетологов: планируем структурированное интервью к собеседованию.
Как выбрать лучших маркетологов для рекламного агентства
Команда маркетологов — сердце любого агентства интернет-рекламы. От талантов сотрудников зависит и его прибыль, и его репутация. В то же время они нередко оказываются «узким местом» в работе компании: никакие рекламные технологии не компенсируют недостаток профессиональных навыков и компетенций.
В жизни растущего агентства почти всегда наступает момент, когда расширение штата становится неизбежным. Клиенты продолжают приходить, аутсорсинг теряет эффективность, и вложения в собственный человеческий капитал оказываются все рентабельнее. Если ваш бизнес находится на этой стадии, вы должны быть уверены в том, что нанимаете грамотных специалистов, настроенных на развитие так же, как и вы.
Упростить отбор кандидатов, сделать собеседование с маркетологами эффективным и снизить влияние человеческого фактора помогает структурированное интервью. Разберемся, в чем его ценность и какие вопросы в него включить.
Перед началом
Структурированное интервью — это собеседование, на котором соискателям задают одни и те же заранее подготовленные вопросы в одном и том же порядке.
Для развивающегося агентства такой тип интервью имеет важные преимущества: простота проведения, удобство сравнения результатов, полнота оценки необходимых качеств, отсутствие субъективности к оценке кандидатов.
Как правило, каждый ответ оценивается по установленной шкале. Так соискатели получают итоговые баллы, сравнивая которые, гораздо легче выбрать лучшего игрока в свою команду.
Для составления списка вопросов к структурированному интервью вам понадобится подробное описание позиции будущего сотрудника, включающее, помимо должностных обязанностей, список необходимых и желательных качеств — как профессиональных, так и личных. Он может содержать следующие блоки:
Пройдем по каждому из них и определим вопросы, которые позволят выявить черты маркетингового таланта. Перечень едва ли получится исчерпывающим, но он поможет направить интервью в нужное русло и подскажет новые идеи для ваших собственных вопросов.
Вопросы кандидату
Общие характеристики и рабочая этика
Этот блок почти не связан с тем, на какую роль вы рассматриваете кандидатов — специалист по контекстной рекламе, SMM, SEO, контент-менеджер и т. д. Задача на первом этапе структурированного интервью — оценить подход соискателя к работе и проверить его соответствие вашей корпоративной культуре.
Вопросы
Профессиональные навыки
Состав этого блока структурированного интервью полностью зависит от открытой вакансии. Ниже — примеры вопросов по основным ролям digital-агентства.
Вопросы
Контекстная реклама
Email-маркетинг
Контент-маркетинг / копирайтинг
Лидерские качества
Работа в команде требует активности всех ее участников. Поэтому в ходе собеседования важно проверить готовность будущего маркетолога брать на себя инициативу и нести ответственность за свои решения.
Вопросы
Самоорганизация
Несмотря на большую долю рутинных обязанностей, маркетологам часто приходится сталкиваться с нестандартными заданиями и ненормированным объемом работ. Следовательно, без навыков самоорганизации им не обойтись.
Вопросы
Способность к обучению
Интернет-реклама — одна из самых быстро меняющихся отраслей. На этапе собеседования даже лучшие кандидаты не будут знать всего, что им пригодится на новой позиции. Умению самостоятельно обучаться стоит уделить особое внимание в структурированном интервью.
Вопросы
Оценка результатов
Основной сложностью проведения структурированного интервью является то, что ответы кандидатов почти всегда приходится фиксировать, чтобы потом оценить. Для простоты можно сократить шкалу оценки до трехбалльной. Например: 3 балла — «хорошо», 2 балла — «удовлетворительно», 1 балл — «неудовлетворительно».
Для всех вопросов полезно продумать возможные сценарии ответов, соответствующие каждой оценке.
Пример 1
Как убедиться, что счетчик Яндекс.Метрики работает корректно?
Ввести в строке браузера «адрес_сайта/?_ym_debug=1» и проверить отправку данных в консоли JavaScript.
Посмотреть на цвет кружка рядом с номером счетчика в личном кабинете Метрики.
Посмотреть последние данные в отчетах / Иное.
Если в блоках структурированного интервью разное количество вопросов, имеет смысл нормировать подытоги, разделив их на максимум баллов по каждому блоку.
Пример 2
Допустим, за самоорганизацию соискатель набрал 25 из 30 баллов. Тогда нормированной оценкой станет 25/30 = 0,8. Если по остальным четырем блокам он получил 0,6, итоговый балл составит (0,6+0,6+0,6+0,8+0,6)/5 = 0,64.
Сохранять объективность при оценке кандидатов легче, если проводить интервью группой: расхождения в оценках можно обсудить, придя к взвешенному решению.
Структурированное интервью не решает всех кадровых проблем рекламного агентства, но это хорошая отправная точка для полной и справедливой оценки будущих участников команды.
С помощью баллов за структурированное интервью проще отобрать самых перспективных соискателей даже из большого потока, не имея при этом выдающейся экспертизы в HR. С лучшими кандидатами можно провести еще одно, неструктурированное, собеседование, но его ход уже будет зависеть как от пожеланий руководства, так и от особенностей агентства.
Хотите узнать, как расстаться с неподходящими сотрудниками? Читайте нашу статью «Как правильно уволить сотрудника рекламного агентства».
Вы приняты! Как маркетологу пройти собеседование: основные вопросы и как на них отвечать
Обычно у маркетологов нет проблем с поиском работы. Зато есть с тем, чтобы договариваться на собеседованиях о выгодных для себя условиях. Особенно если нет +100500 лет опыта в 50 нишах))
С чего начать подготовку:
Определиться, какими знаниями и навыками нужно обладать, чтобы претендовать на вакансию маркетолога.
Поставить себя на место работодателя и понять, что он хочет. Забегая вперед: у любого бизнеса всегда один и тот же главный запрос — увеличение прибыли.
Заранее продумать, как вы можете решить эту задачу.
И сосредоточиться именно на том, как увеличить прибыль — донести это и на собеседовании, и в будущей работе заниматься именно увеличением прибыли. Помните: маркетинг отвечает за прибыль, а не за “красивые или необычные рекламные креативы”.
Как это сделать, вы узнаете из этой статьи.
Какими навыками должен обладать востребованный маркетолог
Маркетинг — это комплексная система работы с потребностями и запросами клиентов, и она включает в себя:
Анализ целевой аудитории
Привлечение, удержание и возвращение клиентов
И многое другое, подробнее об этом можете узнать из статьи «Что должен знать и уметь маркетолог: 5 ключевых компетенций».
Как маркетологу пройти собеседование
Сначала нужно провести ревизию своих навыков и компетенций. Потому что если вы умеете только делать посты в социальных сетях или обрабатывать картинки в фотошопе, то вряд ли сможете претендовать на позицию маркетолога.
Совместить и сравнить собственные навыки с требованиями конкретной вакансии. И изначально откликайтесь только на те вакансии, требованиям которых вы соответствуете.
А уже следующим шагом будет отбор кандидатов работодателем. Скорее всего, он будет состоять из нескольких этапов: тестирование, групповые и индивидуальные собеседования и т.д.
Затем наступит самый ответственный момент — собеседование с руководителем этого бизнеса. Как уже говорили выше, чтобы этот этап прошел успешно, поставьте себя на место собеседника и подумайте: «Что он ожидает получить от моей работы?»
Увеличение прибыли
И от вас он ждет помощи именно в этом. Поэтому нужно подготовиться заранее:
Собрать максимум информации о бизнесе, с которым хотите сотрудничать
Узнать особенности его товаров или услуг
Выяснить, какими каналами пользуются для их продажи
И заранее продумать, как вы можете увеличить денежный поток в этом бизнесе. Рассказывать не о том, что вы будете делать, а о результатах, к которым может привести ваша деятельность. И это совершенно разные вещи.
Потому что когда маркетолог рассказывает: “Мы запустим рекламу на миллионную аудиторию! И соберем 10 000 лидов!” То предпринимателю это ничего не говорит, он слышит: “Я что-то сделаю за ваш счет, а там видно будет!”
Поэтому постоянно держите в голове решение задачи вашего будущего работодателя или заказчика.
Если дадите аргументированный и подготовленный ответ — это уже поставит вас на ступень выше остальных кандидатов
И, скорее всего, затем вас спросят: «Когда сможете приступить к работе?» Поздравляем)
Маркетолог на собеседовании: как подтвердить профессионализм
Маркетолог на собеседовании
Как подготовится к собеседованию на маркетолога? Такой вопрос часто стоит перед кандидатами на вакансию маркетолога. Особенно это актуально для претендентов имеющих опыт и желающих показать своей профессионализм на собеседовании. Мне неоднократно приходилось проводить собеседования с маркетологами. Некоторые рекомендации, которые приходилось давать понравившимся кандидатам, чтобы облегчить прохождение следующего этапа собеседования, при нескольких ступенях отбора, даны ниже.
Об общей подготовке к собеседованию написано достаточно много, сегодня я расскажу о том, как подготовиться к собеседованию, затрагивающему профессиональные компетенции. Маркетологу, особенно если он уже имеет значительный опыт, стоит ориентироваться на компанию с классическим маркетингом. Разумеется, возможны варианты, когда из-за рыночной ситуации, в которой находится компания, акценты собеседования смещаются в ту или иную сторону. Но всегда проще от понимания общей ситуации перейти к специфике одного из направлений работы маркетолога, чем в ходе собеседования изменять логику рассказа.
Если ваш будущий руководить профессионал в маркетинге, скорее всего он ожидает, что вы обладаете тем же системным взглядом на маркетинг, который сложился у него. Успешность прохождения собеседования зависит от того, сможете ли вы показать, способность взять на себя рутинную работу по сбору и анализу информации для подготовки решений. А это, в свою очередь зависит от знания тех моделей, которые применяются маркетологами компании, умения их применять и логики ваших рассуждений, при принятии маркетинговых решений.
Понимание маркетинга
Определений маркетинга существует более тысячи, совершенно необязательно знать их все, но свое понимание маркетинга у вас должно быть. Как иначе вы можете показать, в какой области являетесь специалистом.
Универсального определения, которое принималось бы всеми, не существует. Тем не менее, цель маркетинга вполне понятна — маркетинг помогает увеличивать конкурентоспособность компании, а, следовательно, и ее прибыльность, за счет понимания потребителя и использования инструментов маркетинга.
Хотите показать эрудицию – скажите, что вы согласны с определением Американской ассоциации маркетинга – «организационная функция и совокупность процессов с целью создания, продвижения и доведения ценности до потребителя, а также управления отношениями с покупателями, выгодного для всех заинтересованных сторон».
Используйте на собеседовании модель Д. Абеля как основу для структуры рассказа
Любой бизнес укладывается в адаптированную к маркетингу модель, Д. Абеля: Кому мы продаем (потребители)? Что мы продаем (продукт)? Как мы продаем? (Технологии). Соответственно, удобно рассказывать о том, как вы помогали увеличить прибыль компании на предыдущем месте работы (а вопрос о вашем предыдущем опыте наверняка будет задан) в подобном ключе.
Разумеется, в компании, где вы работали (или работаете), вы могли отвечать только за часть функций маркетинга, но это не помешает вам показать общее понимание маркетинга и его задачи. Соответственно, рассказав, кто и как их решал, и как вы помогали в выполнении этих задач вы покажете понимание задач маркетинга в компании и свой опыт их решения.
Понимание клиента
Основное, что от вас ждут – умение понять, что нужно клиенту для того, чтобы предложить лучшее решение.
Проще всего начать с описания рынка (потребителей), на котором работает компания. Будет большим плюсом, если вы можете показать, каким образом вы оценивали объем рынка. Это один из сложных вопросов, ответ на который лучше продумать заранее. Не забудьте о источниках информации, которыми вы пользовались. Аргумент «я так считаю» без обоснований, не сработает. Проверять вас вряд ли кто-то будет, если вы, конечно, не планируете работать на том же самом рынке, скорее будут оценивать вашу способность использовать имеющуюся информацию.
Расскажите о потребителях и сегментах
Второй сложный вопрос, который могут задать, каким образом компания сегментировала своих потребителей. Пара ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание – цели сегментации и оценка сегментов. Даже если этим в компании занимались не вы лично, потрудитесь понять, почему в компании был принят именно такой подход.
Будьте готовы описать характеристики ваших клиентов, и их особенности, а также рассказать, как вы лично умеете работать с клиентами, не в плане личной продажи (хотя это тоже будет в плюс), а для того чтобы понять, чем компания может стать для него лучше.
Понимание продукта
Странно, но некоторые маркетологи на собеседовании не могут рассказать о продуктах компании, в которой они работали. По моему личному мнению, маркетолог должен разбираться в продукте компании, если не на уровне технолога или инженера, то уж на уровне хорошего продавца – обязательно.
Расскажите о вашей роли в развитии продукта компании
Поэтому будьте готовы рассказать о структуре ассортимента и основных позициях в каждой группе. И главное – покажите, каким образом ваши продукты учитывали интересы тех сегментов, о которых вы говорили ранее. Если у вас есть опыт работы в команде по развитию продукта (созданию, улучшению, расширению ассортимента и т.п.), обязательно его продемонстрируйте.
Логично, если рассказывая о продуктах, вы упомяните основные продукты конкурентов, с которыми приходилось конкурировать за потребителя. Расскажите ключевые отличия вашего продукта от продукции конкурентов. Чем убедительнее будет ваша аргументация, тем лучшее впечатление вы произведете. Значит и на новом рынке, вы сможете подобрать аргументы, чтобы выделить продукт из среды конкурентов.
Понимание рыночного окружения
Маркетолог, как никто другой, должен понимать, в каком рыночном окружении работает компания.
Расскажите о рыночном окружении компании
Иногда маркетолог теряется, когда его просят описать рынок, на котором работает компания, еще сложнее, если просят его изобразить. Для того чтобы на этот вопрос было удобно отвечать можно использовать схему товародвижения в каналах сбыта. Тогда вы не забудете рассказать об основных конкурентах, каким образом осуществляются продажи в разных сегментах и с какими посредниками компания работает. Если компания является посредником, то стоит рассказать об основных поставщиках, работающих на рынке.
Дополнить эту схему можно моделью внутриотраслевой конкуренции М. Портера. В этом случае наряду с поставщиками, клиентами и конкурентами, можно затронуть тему субститутов, а также проблему появления новых конкурентов, если рынок отличается низкими барьерами входа.
О продуктах конкурентов и сравнении их с продуктами компании вы рассказали ранее, но если какие-то аспекты хочется затронуть дополнительно, чтобы показать ваши сильные стороны, например, работу с информацией о конкурентах, целесообразно сделать это на данном этапе.
Скорее всего, будет вопрос, откуда вы получаете необходимую информацию – это хороший повод, при рассказе о рынке сделать акцент на умении получать информацию. Причем не только из интернета, но и при коммуникациях с партнерами и сотрудниками отдела продаж.
Владение инструментами маркетинга
Собственно, мы подошли к самому важному. Здесь вы должны убедить, собеседника, что умеете приносить пользу компании. В зависимости от конкретной ситуации в компании, в которой вы проходите собеседование, могут быть востребованы ваши различные навыки. О чем будет интересно услышать вашему потенциальному руководителю на собеседовании – как вы решаете практические задачи или по крайне мере, как вы подходите к их решению. Поэтому попытайтесь подготовиться к ответам на следующие вопросы:
На собеседовании важно показать, как вы используете инструменты маркетинга.
Каким образом вы помогали улучшить продукт вашей компании? Расскажите, как вы работаете с вашими клиентами. Какие опросы проводили. Какие выводы и рекомендации вы давали и как вы их обосновывали. Это может касаться не только производственных компаний, торгующие компании также оптимизируют свой ассортимент. Да и обслуживание покупателей играет немаловажную роль в развитии компании.
Как вы участвовали в ценообразовании? Маркетологи в российских компаниях не часто отвечают за ценообразование, но, как минимум рассказать о том, каким образом вы контролировали соотношение цен между ценами на продукты вашей компании и ценами конкурентов, и какую политику ценообразования использовала компания, вы должны знать. Также как вы должны уметь объяснить, каким образом определялись цены на ваши товары, пусть даже это банальный метод «себестоимость + наценка».
В чем заключалась ваша помощь в развитии сбытовой сети? Больше всего в этом случае компанию интересует ваш опыт в оценке локального рынка и подготовки рекомендаций для партнеров. Если вы участвовали в открытии филиалов, или магазинов – обязательно расскажите. Также, стоит особо отметить, если эта работа велась постоянно и у вас есть типовые наработки.
Что касается блока продвижения, то у компаний могут быть совершенно различные подходы, поэтому опирайтесь на свой реальный опыт и смотрите реакцию собеседника. Наиболее важный момент, который вы должны обязательно затронуть – оценка эффективности маркетинговых коммуникаций компании. Освоение бюджета сейчас уже мало кого интересует – расскажите, как оценивались результаты мероприятий по продвижению.
На что хотелось бы обратить внимание, – работа продавцов напрямую относится к маркетинговым коммуникациям, помните, что «прямые продажи» это часть блока «promotion», поэтому не забывайте рассказать о том, как вы помогали вашим продавцам – подготовка текстов, презентаций, и т.п. напрямую относится к задачам маркетолога.
Разумеется, все вышесказанное лишь канва для вашего рассказа. Скорее всего, разговор на собеседовании пройдет в диалоге, и предложенные подсказки лишь помогут вам образом подчеркнуть ваш профессионализм и показать грани вашего опыта.