что спросить у тестировщика на собеседовании
Александр Александров про тренды и технологии тестирования, про влияние Covid19 на рынок QA
Онлайн-тренинги
Что пишут в блогах (EN)
Blogposts:
Разделы портала
Про инструменты
Автор: Наталья Руколь
Следуя спросу, продолжаю цикл ответной статьёй.
За время своей работы в отрасли QC я 7 раз меняла работу, проходила около 50 собеседований, проводила более 400, участвовала в качестве наблюдателя не меньше чем в 100 собеседованиях, проводила аудит персонала и консалтинг по смежным вопросам в трёх компаниях, наняла почти 60 сотрудников и руководила более чем 100. Я не считаю, что являюсь гуру в этой области (хотя и стремлюсь к этому) – но мне уже есть, чем поделиться. Результаты наблюдений – в статье, которая перед Вами. Я буду рада вопросам «новичков» и комментариям «гуру», за которые заранее спасибо!
Эта статья предназначена для тех, кому предстоит прохождение собеседований на вакансию тестировщика. Возможно, Вы только начинаете свой путь, или стремитесь улучшить условия работы, или хотите сменить компанию потому, что в текущей Вас что-то не устраивает. Вне зависимости от причин, по которым Вы ищете работу, Вам могут быть полезны приведённые ниже советы.
Я постаралась собрать вопросы, которые обычно задаются на собеседованиях, и сгруппировала их по трём областям: общие вопросы, вопросы по тестированию, и технические. Основные правила ответов и нюансы конкретных вопросов приведены ниже.
Вопросы общего содержания чаще всего задают HR (если они, конечно, есть). Однако такие же или похожие на них вопросы задают и технические руководители.
1. Почему Вы меняете место работы?
Этот вопрос обычно задают вне зависимости от того, продолжаете Вы работать на текущем месте или уже ушли с него. Опытные менеджеры таким образом определяют мотивацию и проблемы, с которыми сталкивался сотрудник. Менее опытные руководители интуитивно определяют «подходимость» сотрудника к текущей вакансии.
Как отвечать на этот вопрос?
На этот вопрос нужно отвечать правду. Конечно, Вам лучше воздержаться от искренних высказываний про интеллект ненавистного руководителя или от непосредственной критики политики предыдущей компании, задерживавшей зарплату. Но, тем не менее, здесь максимально важна правда, и в этом заинтересованы лично Вы в первую очередь: если Вы уходите из предыдущей компании из-за проблем, с которыми гарантированно столкнётесь на новом месте работы – то Вам лучше продолжить поиски. Скрыв то, что заставило Вас поменять работу, Вы скорее всего не узнаете, есть ли аналогичные проблемы на новом месте.
Подготовьтесь к этому вопросу заранее. Если Вам нечего скрывать, и Вы меняете работу из-за закрытия интересного проекта, отсутствия перспектив карьерного роста или невысокой зарплаты, то Вы можете смело объяснить ситуацию. Если же причиной является то, что «Вас недооценивают», или имеют место конфликты – подберите максимально сдержанное объяснение ситуации. Воздержитесь от критики – с критиканами мало кто любит работать!
2. Почему Вы выбрали нашу компанию?
По мнению множества HR’ов, владеющих сакральными знаниями, лояльный к компании сотрудник имеет больше шансов на длительную и продуктивную работу. А следовательно – и больше шансов на принятие на работу.
Как отвечать на этот вопрос?
К этому вопросу тоже достаточно важно подготовиться. Зайдите на сайт компании, почитайте о ней. Найдите плюсы, которые Вам действительно важны. Не стоит преувеличивать Ваш интерес к компании, и не стоит показывать важным что-то, на что Вам, если честно, абсолютно наплевать. Но найдите хотя бы пару существующих для Вас плюсов: интересная прикладная область, перспективы, возможность общаться на английском языке или хотя бы удобное расположение офиса. Взвешенно ответив на этот вопрос, Вы получите массу бенефитов:
3. Почему Вы хотите работать именно в тестировании?
Этот вопрос задают не просто так. Зачастую в тестирование идут сотрудники, расценивающие эту область как промежуточный этап – перед разработкой, аналитикой, и т.д. И в этом подходе есть как минимум две проблемы:
Как отвечать на этот вопрос?
4. Кем Вы хотите работать через 1 год / 3 года / 5 лет?
Как отвечать на этот вопрос?
Вдумчиво. Если Вы никогда не задавались этим вопросом, то на этапе поиска работы как раз пора об этом задуматься. Определившись с ответом, Вы сможете более эффективно выбирать предложения о работе и определять, насколько Вам подходит тот или иной работодатель. Рассказав о своих планах на собеседовании, Вы покажете себе целеустремлённым сотрудником и дадите возможность работодателю ответить Вам, осуществимы ли Ваши планы в выбранной компании. И если это невозможно – то Вы обязательно найдёте более подходящее место работы!
Вопросы по тестированию
Вполне логично, что для тестировщика важнее всего хорошее знание своей специальности. Поэтому этой части собеседования грамотные менеджеры уделяют максимум внимания. Ниже рассмотрим основные задаваемые на собеседованиях вопросы.
1. Что такое тестирование чёрного ящика?
В зависимости от должности и зарплаты, на которую Вы рассчитываете, Вам скорее всего будут задаваться вопросы разной сложности, связанные с глоссарием области тестирования. Начинающего сотрудника спросят про чёрный ящик и классы эквивалентности, а более опытного – про сходящиеся тесты и эффект пестицида. При этом вопросы не обязательно будут относиться к регулярно используемым в выбранной компании терминам: работодателю важно узнать Ваше понимание отрасли в целом. Грамотные ответы на различные вопросы показывают Вашу заинтересованность в тестировании и глубокую методологическую подготовку, которые (не факт, но скорее всего!) положительно скажутся на результатах работы.
Так как о таких «теоретических» вопросах ходят слухи, многие соискатели в процессе подготовки к собеседованию читают глоссарии и пытаются запомнить определения, не вникая в суть и не пытаясь понять применимость. Я неоднократно сталкивалась с тестировщиками, которые знают определение классов эквивалентности наизусть, но в практическом задании не справляются с их использованием. Поэтому, полистать в ночь перед собеседованием глоссарий – это хорошо, но обмануть работодателя таким образом вряд ли удастся. Вы можете преподнести себя на собеседовании лучше, можете акцентировать внимание на сильных сторонах – но у Вас не получится показать работодателю навыки, которых на самом деле нет.
Подготовиться к таким вопросом за один день не удастся. Выделите время – Вам это поможет и на собеседовании, и в последующей работе. А хорошие подборки книг по тестированию Вы можете найти здесь и здесь
2. Протестируйте лифт!
Итак, Вы рассказали, что такое классы эквивалентности и граничные значения. Пришло время проверить, умеете ли Вы их использовать. И вот, Вас просят протестировать лифт. Или карандаш. Или калькулятор, джинсы, чашку. Неважно что. Задача – скорее всего непривычная и нестандартная. Что ждёт от Вашего ответа работодатель?
• Способность мыслить творчески. Для тестеров это ого-го как важно. Я неоднократно встречала соискателей, которые на вопрос «протестируйте чашку» не могут придумать ни одного теста. Скорее всего, с тестированием нового компонента у них тоже возникнут проблемы.
• Структуризацию. Если тестирование калькулятора начинается с деления на ноль, то соискатель скорее всего не умеет приоритезировать тесты и не очень хорошо понимает основных задач, возлагаемых на тестирование.
• Умение использовать методики, которые в теории кажутся такими простыми. Если на лифте Вы планируете ездить с каждого этажа на каждый этаж – значит, понимание классов эквивалентности не ушло дальше теории.
• Умение использовать все возможные виды тестирования. Нагрузочное тестирование лифта (вызвать со всех этажей), объёмное тестирование чашки (налить в неё максимум воды), производительность калькулятора при операции сложения, юзабилити джинсов и пользовательская документация на карандаш – лучшие способы показать, что Вы «в теме».
Правильный ответ на подобный вопрос следует из описанных выше требований к ответу. Структурируйте информацию. Узнайте максимум о тестируемом объекте. Определите, что вы будете проверять в рамках функционального и нефункционального тестирования. Подумайте, как Вы можете оптимизировать набор тестов, чтобы не проверять всё подряд. И ни в коем случае не начинайте свой ответ с конкретных тестов – мартышкин труд отличается от грамотного тестирования предварительным продумыванием своих действий.
3. Расскажите, как создавать тест-кейзы
Или как написать тест-план, как создать фреймворк автоматизации тестирования или что-либо ещё. Самое худшее, что Вы можете сделать при ответе на этот вопрос – пытаться сделать вид, что Вы умеете делать что-то, когда на самом деле этого никогда не делали. Если тема Вам хорошо знакома, и Вы знаете, как отвечать – флаг в руки! Если же Вы не уверены в правильности своих мыслей – обязательно предупредите об этом собеседующего фразой вроде «Я никогда этого не делал, но мне кажется правильным следующая последовательность действий…». Искренность всегда подкупает, а ошибки в ответе не будут восприниматься строго. Если же Вы будете рассказывать «правильный» подход, не будучи в нём уверенным, и наговорите глупостей – врядли кто-то захочет брать Вас на работу.
Я не буду давать длительных советов по этому вопросу – или напишу отдельную статью. Просто убедитесь, что Вы знаете, как отвечать на этот философский вопрос.
5. Как определить качество продукта?
Этот вопрос, как и предыдущий, тоже распространён достаточно часто. Google поможет Вам быть к нему готовым.
В мои планы в рамках этой статьи не входят рассказы про настройку DNS и запросы к базам данных. Но есть некие общие советы, которых стоит придерживаться:
1. Не пытайтесь сделать вид, что знаете что-то, если Вы этого не знаете.
Во-первых, нехватка технических знаний быстро компенсируется и работодатели редко уделяют очень серьёзное внимание этому вопросу. Во-вторых, неудачно скрываемое незнание всегда вызывает недоверие: можно ли верить остальным словам кандидата? А в-третьих, потенциальный работодатель может разделять моё мнение о том, что защищающие неправильную точку зрения люди чаще допускают ошибки в работе. По крайней мере, сотрудника, который хорошо разбирался в тестировании, но старательно доказывал что «в Windows нет поддержки динамических дисков», я на работу не взяла. Скорее всего, если бы он честно признался, что не знает, что это такое, решение было бы другим.
2. Если видите, что не очень удачно ответили на предыдущие вопросы – инициируйте ответы сами, но по темам, которые знаете лучше.
К примеру, если Вы неудачно ответили на вопрос про MS SQL, скажите сами, что зато Вы имеете опыт работы с Oracle и поэтому быстро сможете «перепрофилироваться».
Способность быстро и самостоятельно разобраться в незнакомой технологии или инструменте ценятся выше, чем имеющиеся знания. Не стесняйтесь хвалить себя. Если после Ваших слов о том, что Вы не разбираетесь в Rational Robot, собеседующий немного поник – гордо скажите, что зато в Silk Test Вы разобрались всего за неделю и сумели многое (конкретизируйте) в нём сделать. Естественно, здесь тоже говорить нужно правду!
Главное – не бояться. Вы ищете работу, а работодатель ищет грамотного сотрудника. Вы оба заинтересованы в результате. Быть принятым на неподходящую работу – значительно хуже, чем получить отказ. Пробуйте, не нервничайте, учитесь! И развивайтесь для себя – а не для «галочки» на собеседовании. Удачи!
«Паниковать не стоит — и если опыта нет, то так и скажите»: как пройти собеседование на тестировщика
QA Engineer в Prozorro
На связи Владислав Фарисей, QA Engineer в Prozorro. В этом материале я поэ тапно расскажу о нюансах и специфике прохождения собеседования на позицию Junior QA от подачи резюме до оффера.
Первый этап: подача резюме и собеседование с рекрутером
В первую очередь вы ищете вакансию и подаете резюме, где указываете свои скиллы. Дальше дело за малым — ждать. Однажды с вами свяжется рекрутер — и тут уже начинается первый этап. Итак, о чем же вас могут спросить?
Поработать над имиджем никогда не помешает
Какое у вас образование?
В 90% случаях первое, о чем спросят — об образовании, пройденных курсах и опыте работы. Паниковать не стоит — и если опыта нет, то так и скажите. Ведь если соврать, что опыт есть, то на техническом задании вас все равно «спалят» и вы потеряете потенциальную работу.
Почему QA?
Дальше спросят, почему вы выбрали тестирование. Предвещая ваши ответы, расскажу, как отвечать не стоит:
Вы сразу хороните себя в глазах рекрутера и надежды на вторую, техническую часть собеседования.
Что я советую отвечать, если идей — ноль:
Такие ответы удовлетворят рекрутера.
Какую зарплату хотите?
Дальше вас спросят об ожиданиях по зарплате и ее росте. Тут уже нужно оценивать свои силы, знания и подготовку. Также нужно не забывать о том, что вы без опыта и только прошли курсы.
Поэтому смело говорите 600-700$. Если вы хорошо справитесь с техническим заданием и остальными этапами собеседования, то примерно такую сумму и предложат.
Если справитесь чуть хуже, то, соответственно, предложат меньше.
После основных вопросов вам предложат выбрать дату, когда вы пообщаетесь уже со специалистами компании.
Второй этап: техническая часть
В согласованный с вами день будет уже техническое интервью. И это не означает, что специалисты не спросят у вас то же самое, что задавал рекрутер. Нужно быть готовым и к этому.
К технической части интервью лучше как следует подготовиться
Скорее всего, будут спрашивать по теории для джуна, и тут нужно быть подготовленным на 100%. О чем чаще всего спрашивают? Погнали:
Последний вопрос не из простых! Так что нужно разложить все по полочкам:
Если вы успешно ответили на эти вопросы, то, скорее всего, больше не будут ничего спрашивать. Хотя это зависит от специфики проекта и компании, в которую вы хотите попасть. Некоторые могут еще дать тестовое задание — тут уже все только в ваших руках.
Заключительный этап: ожидание
Здесь уже не стоит волноваться, ведь третий этап — это момент приема или неприема на работу. Проще говоря — фидбек по вашему собеседованию. Тут возможны два варианта: либо вас берут на работу и предлагают оффер, либо же говорят, что вы не подходите для них на эту должность. Тут уже от вас ничего не зависит. Так что выдохните 🙂
Что ж, оффер почти у вас в кармане!
Бонус: ресурсы для подготовки к собеседованию
З амечу, что здесь собраны не все вопросы и не все ответы на них. Если вы хотите узнать подробно о том, как проходит собеседование в разных компаниях, какие еще вопросы бывают, как правильно отвечать на вопросы и так далее, то:
Ну и помимо всех этих ссылок советую изучить, чем занимается компания и какая у нее специфика, что за продукты она делает. Удачи!
Этот материал – не редакционный, это – личное мнение его автора. Редакция может не разделять это мнение.
О чем поговорить на собеседовании с выпускником онлайн-курсов по тестированию
Немного о себе
Всем привет, меня зовут Лилия, я QA lead и преподаватель, последние лет 10 читаю курсы по тестированию в, так сказать, ведущих компаниях отрасли. И конечно, мне очень интересно, как преподают мои коллеги на онлайн-курсах и какие специалисты получаются в результате — ведь собеседовать джунов, в том числе и после курсов, тоже приходится частенько.
Об этой статье
Знаменитый Cem Kaner, автор множества профильных статей, курсов и книг, как-то рассказал о своем способе найма неопытных тестировщиков. Он просто давал им практическую задачу на тестирование, доску и фломастер и предлагал подумать над решением. Не вмешиваясь в процесс, он смотрел, как кандидат думает и способен ли какие-то разрозненные теоретические знания применить на практике. Если да — не задумываясь брал его на работу.
А статья будет о том, что можно спросить на собеседовании у выпускника онлайн-курсов для тестировщиков, как анализировать ответы и почему. Статья может быть интересна как техническим интервьюерам, так и HR. Вопросы технического и нетехнического собеседования намеренно не разделены — ведь процесс найма в компании может быть устроен как угодно.
Итак, представим себе на минутку, что к вам на позицию стажера или джуна пришел соискатель с дипломом онлайн-курсов, но без опыта работы, и вы начинаете задавать вопросы…
Вопрос: какова была продолжительность курсов?
Первый вариант ответа: две-три недели
Если вы получили такой вариант ответа, задайте соискателю пару простых теоретических вопросов. Ответил — отлично, а теперь предложите практическое задание из повседневной жизни. Скорее всего, на этом этапе начнутся сложности, ведь за две-три недели можно выучить чуть-чуть теории, но вот с практикой обычно дело обстоит хуже.
Конечно, всегда есть вариант, что знания о тестировании соискателю нужны не затем, чтобы работать тестировщиком: например, он девелопер и хочет понять, что эти странные люди от него постоянно требуют и почему, или, скажем, он менеджер, выросший из девелоперов и хочет разобраться в основах другой специализации — в этом случае двух-трехнедельных курсов вполне достаточно, а пара теоретических вопросов даст представление о том, не проспал ли соискатель лекции. Но приглашать на работу студента, прошедшего только двухнедельные курсы и желающего устроиться именно тестировщиком — это не очень хороший вариант (хотя у каждого правила могут быть исключения, разумеется).
Второй вариант ответа: 9 месяцев — год
Уже интереснее. Обязательно спросите соискателя, что конкретно он изучал на курсах, если вдруг он забыл указать это в своем резюме. Годичные курсы обычно покрывают “все, что есть” и не учитывают специализацию, и на выходе получается этакий full-stack QA, который понемногу умеет и тест-кейзы писать, и автоматизацию, а еще чуток мобильное тестирование, и SQL немножко, и Git издалека видел, и WebUI, а еще английский, и на машинке, и вышивать. Пройдитесь по каждому пункту, используя тот же принцип: несколько теоретических вопросов, а после — задачи из практической жизни. Идеально, если они будут напоминать реальные задачи того проекта, на который вы собеседуете вашего соискателя, и позволят применить вот это “всего понемножку” системно.
После можно спросить, считает ли соискатель, что он уже получил год опыта работы, обучаясь на курсах — ведь в ярких рекламных материалах маркетологи очень любят писать что-то вроде “Наша школа заменит вам год работы!” и сопровождать это убедительной инфографикой. Если студент ответил утвердительно, это должно насторожить: возможно, он слишком самоуверен и не станет развиваться дальше, полагаясь на свои пока еще разрозненные знания.
На самом деле вам нужен мидл, а студент снова поверил маркетологам и считает себя таковым, показывая сертификат годичных курсов?
Студент, прошедший годичные курсы — хороший вариант, если вам нужен джуниор или стажер, готовый учиться дальше, но чудес от них тоже ждать не стоит: теория и немножко практики не сделает человека мидлом, это происходит только на полях сражений за реальный проект.
Третий вариант ответа: 3-4 месяца
Не стоит бояться такой, казалось бы, небольшой продолжительности. В нашей практике чаще всего бывали курсы трехмесячные, но интенсивные. “Чем же это лучше?” — спросите вы. Стайеров, готовых регулярно заниматься целый год без выходных, праздников, отпусков и прокрастинации среди представителей человеческой расы не так уж много. А вот собраться и позаниматься 3 месяца, посулив себе в конце ведро шоколада или трехдневный отрыв с друзьями смогут гораздо больше людей.
Спросите соискателя, почему он предпочел 3-4 месячные курсы годичным. Возможно, ответ будет “предпочитаю работать интенсивно, но на год меня бы не хватило” — что ж, так вы получите важную информацию о характере вашего кандидата и возможно, вам нужен как раз такой — на короткий проект с переработками? А может быть, он скажет, что именно на этих курсах ему понравились практические работы и возможность задавать вопросы преподавателю — значит, перед вами вдумчивый кандидат, желающий развиваться, что тоже, согласитесь, неплохо.
“Стоит ли нанимать студента после трехмесячных курсов?” — спросите вы. Почему бы и нет. Если было достаточно практики, а знания подтверждены сданным экзаменом, а еще лучше — тестовым собеседованием с экспертом. Во всяком случае, мы принимали на работу лучших студентов нашей школы и ни разу об этом не жалели: джуны приходили с горящим взором, готовые учиться, работать и развиваться.
Вопросы и задачи в данном случае можно давать те же, что и после годичных курсов, и конечно, не ожидать, что перед вами волшебным образом возникнет мидл инженер.
Вопрос: Вы слушали запись лекций или занимались с преподавателем в реальном времени?
Первый вариант ответа: запись лекций
Представьте себе ситуацию: приходите вы в свой институт на пару, которая вам действительно интересна и на которой вы совсем не собирались спать (предположим, что такое возможно), удобно устраиваетесь в аудитории… и вам демонстрируют фильм, в котором преподаватель рассказывает что-то на фоне слайдов. В процессе просмотра у вас возникают вопросы, уточнения либо критика, но сделать вы ничего не можете, ведь препод виртуальный. Как вы думаете, в каком случае усвоение материала будет более эффективным — в записи или с живым преподавателем?
Если же все-таки преподаватель был виртуальным, полезными могут оказаться такие дополнительные вопросы:
Была ли возможность общаться с преподавателем после прослушивания лекций?
Если нет, читал ли студент дополнительные материалы, искал ли в интернете разъяснение непонятных терминов? (конечно, попросите привести несколько примеров, ведь социально значимый ответ в данном случае очевиден)
Если общаться было можно, то использовал ли студент эту возможность? Как часто? (ну, и примеры, разумеется).
Думаю, в данном случае излишним будет подчеркнуть, что внимание студента к деталям и желание прояснить непонятные места — это прекрасные качества, необходимые каждому тестировщику.
Второй вариант ответа: лекции читал преподаватель в реальном времени
Очевидно, что для понимания материала такой вариант является более правильным. Однако для некоторых студентов прослушивание “живой” лекции может ничем не отличаться от просмотра видео, ведь они, как на скучной паре, спят или переписываются с другом по поводу весело проведенных выходных.
А значит, дополнительные вопросы тоже не помешают.
Как часто студент задавал вопросы во время лекции? (с примерами, разумеется)
Все ли было понятно из объяснений преподавателя? — интересно, что ответ “все понятно” в 99% случаев вовсе не означает, что перед вами гений. Скорее, такой ответ говорит о том, что или курс выбран неправильно и он слишком прост для студента, или что студент просто невнимательно слушал лекции.
Читал ли студент дополнительные материалы, искал ли в интернете разъяснение непонятных терминов? — независимо от способа подачи, чтение дополнительных материалов к лекции говорит о вдумчивости студента и желании разобраться во всем досконально.
Вопрос: как выглядела ваша домашняя работа?
Первый вариант ответа: задания на повторение материала или тесты
Если студент прошел такие курсы, есть опасность, что перед нами “теоретик”, который не соотносит знания с практическими задачами. Представим ситуацию, что такой тестировщик в свой первый рабочий день столкнется, скажем, с нестандартным дефектом, записанным техподдержкой со слов разъяренного пользователя — и не будет знать, как действовать, ведь на курсах ему показали только “причесанные” дефекты и не привили практических навыков поведения в сложных ситуациях. Он, разумеется, в этом не виноват, но все-таки стоит проверить его способность применять знания на практике.
Дополнительные вопросы:
Как Вы думаете, чего не хватало вашим домашним работам? — адекватный студент ответит, что хотелось бы больше практики и пообещает непременно учиться. Студент не слишком вдумчивый, вероятно, ответит, что все было хорошо.
Практические задания — разумеется, на собеседованиях вы даете задачи либо описания нестандартных ситуаций, способы выхода из которых должен предложить соискатель. В данном случае полезно посмотреть, как человек думает и сможет ли он теорию сопоставить с практикой, даже если на курсах его этому не учили. Помогите ему и не ждите немедленного правильного ответа, действуйте, как Канер, о котором упоминалось во вступлении.
Второй вариант ответа: практические задания, жизненные ситуации
К сожалению, таких курсов крайне мало, ведь разработать тест или попросить повторить теорию значительно проще, чем придумать “случай из жизни”. Но если вашему соискателю повезло и он столкнулся именно с такой методикой, можете переходить к следующим дополнительным вопросам:
Какое практическое задание понравилось Вам больше всего? Почему? — так вы сможете узнать, насколько ваш кандидат любит сложные задачи. Загорелись глаза, с увлечением рассказывает, как полночи гуглил и писал преподавателю или сокурсникам, уточняя непонятные места? Или говорит, что вот такую задачку решить было просто, поэтому и понравилось?
Ну, и конечно, предложите соискателю свой вариант практических задач. Без этого никак…
Вопрос: был ли экзамен или дипломная работа? Что от вас требовалось?
Проверка знаний — это всегда хорошо. Во-первых, это помогает студентам: вспомните, сколько раз вы наконец разбирались в теме, только когда приступали к написанию шпор? Во-вторых, это нужно учебному центру, ибо исключает ситуации, когда сертификат, выданный неподготовленному студенту, бьет по репутации курсов.
Первый вариант ответа: экзамена или диплома не было
Не очень хорошая ситуация, крайне типичная для краткосрочных курсов и совсем нетипичная для долгосрочных. Можно задать дополнительный вопрос, как студент повторял или систематизировал материал в конце курса, ну, и позадавать побольше технических вопросов, разумеется.
Второй вариант ответа: экзамен или диплом был
Что включать в экзамен и достаточно ли простого теста, который предлагают некоторые курсы? На наш придирчивый взгляд, экзамен или диплом должен максимально имитировать ситуацию, с которой столкнется незадачливый студент, когда сядет за настоящий рабочий стол. Давайте же дадим студентам на экзамене “настоящий” проект и “настоящие” требования к нему и сыграем роли тест-лида, бизнес-аналитика и заказчиков? Ну, разумеется, в том случае, если мы на курсах об этом рассказали. Такие жизненные случаи обязательно пойдут в зачет вашему гипотетическому соискателю — ведь он не только способен заученно отвечать на теоретические вопросы, но и практики не испугается. Разумеется, такой вариант может и не встретиться в практической жизни, поэтому можно сымитировать ситуацию прямо на собеседовании, предложив будущему тестировщику проанализировать “требование заказчика” в том виде, как это принято в вашей компании, позадавать вопросы вам как ИО бизнес-аналитика или продакт овнера, после чего рассказать, как он собирается это протестировать и так далее — словом, проверить, понимает ли соискатель, как ему предстоит работать. (Конечно, если время, отведенное на собеседование, позволяет это сделать).