что стало с андреем мироновым
Андрей Миронов: какую болезнь много лет скрывал знаменитый артист
Недаром многие коллеги Андрея Миронова называют его мужественным человеком. Несколько лет он страдал от довольно неприятного недуга, но никогда не жаловался. Актер даже не хотел, чтобы о его болезни знали зрители, поэтому на сцене он чаще всего появлялся с закрытой шеей.
Начало и течение болезни
Недуг стал развиваться в теле Андрея Миронова после того, как он вместе со своим отцом, артистом Александром Менакером побывал на отдыхе в эстонском городе Пярну. Именно тогда актер перенес серьезную простуду, последствием которой, по всей видимости, и стало заболевание, которым он потом страдал всю жизнь. По крайней мере, так утверждал в одном из своих интервью балетмейстер Кирилл Ласкари, брат Миронова. Если верить изданию «Тайная семья Высоцкого», Бориса Кудрявова, где приведены слова Ласкари, Эстонию Миронов, Менакер и сам Ласкари посетили еще в 1960-х годах. А вот Федор Раззаков, автор книги «Чтобы люди помнили», пишет о том, что болезнь проявилась у Миронова только в 1980-х.
Как бы то ни было, в какой-то момент тело Андрея Миронова стало покрываться фурункулами. Как пишет Федор Раззаков в другой своей книге «Девять женщин Андрея Миронова», фурункулы воспалялись, гноились и лопались на спине актера, под мышками, на руках, ногах, шее и даже в паху.
Мужественный человек
Примечательно, что Михаил Державин в своих мемуарах «Я везучий» писал о том, что он и Александр Ширвиндт много раз уговаривали Андрея Миронова отказаться от мизансцены с падением. Но тот отвечал, что «это очень эффектно», и ничего менять не нужно. Миронов вообще, по воспоминаниям современников, был мужественным человеком и никогда ни на что не жаловался. Артисты, которым довелось работать с Андреем Александровичем, рассказывали о том, что тот во время спектаклей несколько раз менял рубашки, которые в буквальном смысле пропитывались кровью. Слова друзей Миронова приводит в своей книге «Андрей Миронов», и Андрей Шляхов. О том, что Миронов «уставал менять рубашки», говорил журналистам и Кирилл Ласкари.
Тем не менее Андрей Миронов не хотел, чтобы зрители знали о его страданиях. Всеми силами и средствами он пытался скрыть от поклонников свой недуг. Именно поэтому нередко Миронов появлялся на сцене в водолазках с высокими воротниками или другой одежде, благодаря которой можно было спрятать фурункулы от посторонних глаз. Актер, конечно, пробовал лечиться. Неприятный запах различных мазей, которыми пользовался Миронов, он сбивал с помощью дорогого парфюма. Но эти мази не помогали, как, впрочем, и переливания крови, которые Андрей Миронов делал не единожды.
Лечение и причины смерти
Потеряв надежду на традиционные методы лечения, Андрей Миронов обратился к известной в те годы целительнице Джуне. Но и она не смогла помочь актеру. Тогда жена Миронова Лариса Голубкина отвезла его к деревенскому знахарю. Старик дал супругам бутылку со снадобьем. Вот только Миронов о лекарстве позабыл сразу после приезда в Москву. В конечном итоге «зелье» испортилось, а сам артист снова обратился к профессиональным медикам. Если верить Федору Раззакову, автору книги «Андрей Миронов: баловень судьбы», в 1985 году Миронов согласился на лимфаденектомию, операцию, во время которой ему удалили несколько лимфоузлов, являвшихся рассадниками инфекции. После хирургического вмешательства Андрей Александрович стал чувствовать себя немного получше.
Однако до конца избавиться от фурункулеза Андрею Миронову так и не удалось. Некоторые даже считали, что именно этот недуг оказался первопричиной смерти Миронова. Но Кирилл Ласкари называл эту версию маловероятной. И в самом деле, как пишет Наталия Пушнова в издании «Андрей Миронов: история жизни», артист скончался от обширного кровоизлияния в мозг, которое произошло в результате разрыва сосуда. Скорее всего, аневризма была у Миронова врожденной, но он много лет об этом даже не догадывался. По словам Татьяны Егоровой, автора книги «Андрей Миронов и Я», в 1978 году, когда случилось первое кровоизлияние, Андрей Миронов был на гастролях в Ташкенте. Однако тогда ему был поставлен неверный диагноз – серозный менингит. Раззаков полагает, что, если бы не эта ошибка, возможно, в 1987 году Миронов не ушел бы из жизни.
Смерть Андрея Миронова
14 августа 1987 года спектакль «Безумный день или женитьба Фигаро» так и остался незаконченным. Ведущий актер Андрей Миронов внезапно почувствовал недомогание. Спустя два дня он скончался в нейрохирургическом отделении рижской клиники Гайльэзерс, так и не придя в сознание. Поклонники потеряли своего кумира, а кинематограф остался без уникального артиста, способного сыграть любую роль.
Биографическая справка
Миронов Андрей Александрович – советский актер, Народный артист РСФСР, сын участников известного эстрадного дуэта Менакер – Миронова. Очевидцы рассказывали, что схватки у Марии Владимировны Мироновой начались прямо на сцене во время очередного номера. Ее увезли из театра в роддом, но всю жизнь Миронов считал себя рожденным на сцене.
Дата рождения: 07.03.1941.
Дата смерти: 16.08.1987, 5:35 утра.
Биография Андрея Миронова тесно связана с советским кинематографом и Московским театром эстрады. За большую работу по проведению и подготовке 22 Олимпийских игр в Москве актер бал награжден медалью «За трудовую доблесть». В его честь названы улицы в Воронеже, Ижевске, Кургане. Ученые Крымской астрофизической обсерватории назвали в честь артиста один из астероидов. Театр «Русская антреприза» в Санкт-Петербурге носит имя Миронова. В память об актере ежегодно в день его рождения проводится вручение статуэток «Фигаро». Их получают самые одаренные молодые артисты театра и кинематографа.
Личная жизнь Андрея Миронова никогда не была тайной за семью печатями. Он был дважды женат. В браке с Екатериной Градовой у него появилась дочь Мария Миронова. Второй женой артиста стала Лариса Голубкина. Миронов стал отчимом для ее дочери Марии. Он был достойным мужем и отцом, надежным партнером и единомышленником для своих женщин.
Память о великом артисте живет и в сердцах обычных зрителей. Повезло тем, кто когда-то увидел его игру на сцене. Другие любят его образы, созданные в фильмах. Режиссеры считали за счастье получить согласие Миронова сняться в их картине. Актеры вспоминают его, как надежного партнера на площадке. Женщины до сих пор считают его самым привлекательным мужчиной среди актерской братии.
Причины смерти. Факты и гипотезы
Можно ли было предотвратить трагедию?
Эти вопросом задавались все, включая родных, близких и лечащих врачей артиста. Дело в том, что за год до трагедии в Москве появились слухи о смерти Миронова. Тогда его друг писатель Григорий Горин опубликовал опровержение. Но предпосылки для возникновения слухов были. Миронов с детства страдал аневризмой. Это врожденное заболевание, которое обычно появляется после перенесенного инфаркта. Но Миронову диагноз был поставлен при рождении. Поэтому любые нагрузки могли спровоцировать обострение, будь то физическое переутомление или проблемы психологического характера, вызванные перенапряжением.
О последнем дне жизни артиста написано много статей и даже снят документальный фильм «Андрей Миронов. Последние 24 часа». По свидетельствам очевидцев этот день был расписан буквально по минутам. Сложный гастрольный график всегда негативно отражается на здоровье любого артиста. Миронов вел активный образ жизни и не отказывался провести свободное время за занятиями спортом. Днем он в течение двух часов играл в большой теннис на корте. До случившегося криза в последние годы артист периодически жаловался на сильные головные боли, но каждый раз выходил на сцену и отыгрывал спектакль от начала до конца. Возможно, это и стало причиной смерти Андрея Миронова.
13 августа артист дал свой сольный концерт. 14 августа 1987 года состоялся его последний спектакль. Труппа театра сатиры гастролировала в Рижском театре оперы и балета. В этот период здание находилось на реконструкции. Незадолго до приезда московских артистов здесь полностью сменилось руководство. Пришел новый директор и пока занимался созданием новой команды. Главный режиссер Московского театра эстрады Валентин Плучек, зная ситуацию, отправил с труппой техников. Они монтировали декорации, ставили свет и полностью обслуживали постановки.
Именно Валентин Плучек не отменил гастроли после смерти Миронова. Латвийское правительство предложило перевезти тело и родственников артиста на самолете, но родные отказались. В итоге гроб доставили в Москву на автомобиле, а из сослуживцев на похоронах присутствовали только четыре человека: Александр Ширвиндт, на руки которого упал Миронов во время последнего спектакля, Михаил Державин, Татьяна Васильева и Татьяна Егорова.
Почему не сделали операцию
В больничном журнале указано, во сколько привезла машина скорой помощи Андрея Миронова. На часах было 23.25. Вызванный врач Янис Озолиньш практически сразу определил разрыв аневризмы. Он тут же обзвонил всех «светил» и наутро многие были уже в Риге, в том числе и академик Кандель. На консилиуме решили, что оперировать уже поздно. На это было несколько причин:
Андрей Миронов находился в коме еще два дня. Родные и доктора наблюдали за полным разрушением работы головного мозга, но ничего сделать не могли. Он умер 16 августа в 5 часов 35 минут утра. ему было 46 лет.
Прощание
Церемония проходила в Московском театре эстрады. Тысячи поклонников таланта артиста пришли попрощаться со своим кумиром. Артист был похоронен на Ваганьковском кладбище. Могила Андрея Миронова подверглась налету вандалов в конце 80-х годов. Кто украл бронзовый памятник до сих пор неизвестно. Это могли быть сборщики цветного лома, пытающиеся заработать, или просто хулиганы.
Прощание состоялось 20 августа, после чего тело артиста захоронили на участке № 40 (Ваганьковское кладбище, Москва).
Шампанское с кровью: как жил и умер Андрей Миронов
Когда страна узнала о смерти Миронова, она даже не сразу поверила: как может умереть праздник? Успешный, красивый, всегда элегантный, прекрасно поет, танцует, этакий персонаж из Голливуда посреди довольно обыденной советской действительности. И такой молодой!
Он и умер необычно, поставив трагический, но все равно восклицательный знак: упал без чувств прямо на сцене. И только много лет спустя стало известно, какой мучительной борьбой была жизнь этого актера и человека, искрящегося, как лучшее шампанское.
Сын «голубоглазой ведьмы»
Говорят, что всю жизнь обворожительным Андреем Мироновым жестко руководила мать, что она «гоняла» его женщин и чуть ли не лично утвердила каждую из двух его жен. Так было на самом деле?
Да, Марию Владимировну Миронову еще в молодости прозвали «голубоглазой ведьмой», но Андрей ей достался тяжело. Когда она забеременела, то играла до самых родов – в московском Театре эстрады и миниатюр ее некем было заменить.
Вечером 7 марта 1941 года прямо из-за кулис женщину повезли в роддом им. Грауэмана. Счастливые родители, актеры Мария Миронова и Александр Менакер, решили записать днем рождения сына 8 марта, дескать, пусть будет подарком всем женщинам. И что удивительно, их пожелание сбылось, только вот не на радость Марии Владимировне.
Почти сразу после рождения сына началась война. В эвакуации в Ташкенте кроха чуть не умер от тропической дизентерии, но Миронова подняла всех на ноги и раздобыла дефицитный сульфидин.
Он рос в обеспеченной семье, его хорошо одевали, но не баловали. Главной для него всегда была мама. Когда на их даче возник небольшой пожар, маленький Андрей вынес на улицу не свои игрушки, а любимые мамины духи.
Толстый и некрасивый
Мало кто верит, что в детстве и юности Андрюша Менакер, которому в 1950 году поменяли фамилию на материнскую, был толстым и некрасивым. У него уже тогда проявлялось заболевание кожи, лицо часто воспалялось. Тем не менее, когда в школе организовали драмкружок, он стал там заниматься и начал быстро получать ведущие роли. Он любил нравиться и хотел, чтобы им восхищались.
Это желание осталось у Миронова на всю жизнь. Друзья говорили, что он даже женщин выбирал таких, которые ему точно не откажут. При этом он с юных лет начал нравиться девушкам: всегда был очень галантным, пропускал дам вперед, умел как-то особенно поцеловать руку.
Став взрослым, ухаживал всегда с размахом, цветы дарил корзинами. Он научился прекрасно одеваться, никто и не догадывался, что у него не атлетическая фигура, с довольно толстыми ногами.
Андрей Миронов (справа), посмотрев материал к фильму «Три плюс два» (1963 г.), был очень расстроен тем, как выглядит на экране. Кадр из фильма
Но и разонравиться ему было легко. Миронов слыл аккуратистом до мозга костей и не переносил бесхозяйственных женщин. Однажды в молодости вместе с другом они развлекались на даче с двумя девушками. После бурной ночи Миронов попросил помыть посуду, девицы отказались. Артист сказал, чтобы они немедленно покинули дом, и гостьи пешком поплелись на далекую станцию.
Кадр из фильма «Повторная свадьба» (1975 г.). С Ириной Калиновской
Каторга в цветах
Миронов окончил Щукинское училище и мечтал попасть в Вахтанговский театр. Но, так как он не был звездой курса, его туда не взяли. Миронова и Менакер дружили с главным режиссером Театра сатиры Валентином Плучеком. Рассказывают, что Плучек ходил и жаловался: вот мол, взял этого белобрысого по дружбе, а зачем он мне. Через пару лет на «белобрысого» ломилась Москва и приезжие. А поначалу его, естественно, восприняли как «блатного».
Превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя произошло только благодаря самому Андрею Миронову. Тут сошлось все: властная мама, стремление быть предметом восхищения, безусловно, талант. И его бесконечное трудолюбие.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968 г.). С Юрием Никулиным
Он сумел превратить свой небольшой голос в один из любимейших зрителями. При всех недостатках фигуры казаться человеком без костей.
Когда с возрастом Миронов устал «смешить» и стал все чаще выбирать драматические роли, зрители даже обижались: как это, Миронов на экране, а при этом не поет и не танцует. Хотя каждую такую «нетанцующую» роль боровшийся с привычным амплуа Андрей Александрович считал подарком судьбы.
В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 г.) Андрей Миронов без дублеров исполнял сложные и опасные трюки. Кадр из фильма
Никто не догадывался, что, начиная с 70-х, актер играл, превозмогая страшную боль от фурункулов. В театральном антракте гримеры меняли ему рубашки, отдирая их от тела со следами крови. Промучившись несколько лет, актер решился на тяжелейшую операцию – ему удалили все лимфоузлы, где гнездилась инфекция. После этого стало полегче.
Жить торопится и чувствовать спешит
За девять лет до смерти, все в том же Ташкенте, у Миронова случился приступ, который приняли за проявление серозного менингита. Если бы тогда существовала современная аппаратура, ему бы поставили правильный диагноз, хотя уже можно было предположить аневризму: от этого же недуга умер его отец и другие родственники. Но не так рано…
Считается, что аневризма головного мозга «заставляет» человека вести чересчур активный образ жизни. Миронов тащил на себе репертуар театра, в отпуске снимался и ездил на концерты, причем в самых убогих залах столичная знаменитость отрабатывал выступление на тысячу процентов.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука». Андрей Миронов и Анатолий Папанов
В августе 1987 года Театр сатиры был на гастролях в Прибалтике. На время в Москву отлучился один из ведущих актеров Анатолий Папанов. В его доме отключили горячую воду, и пожилой артист полез под холодный душ… И умер.
Именно на Миронова главный режиссер Плучек взвалил обязанность «закрывать» брешь, пробитую смертью Анатолия Дмитриевича. Он даже не подумал, каково было самому Миронову: с Папановым они много лет играли вместе в театре и в кино. Но Миронов был бесконечно предан своей профессии и театру, а потому и не подумал отказаться.
14 августа вечером он должен был играть «Женитьбу Фигаро». У него были большие планы на вечер после спектакля, а днем он долго играл в теннис на палящем солнце, обмотавшись в полиэтилен, чтобы сгонять вес. В театр он приехал с очень красным лицом и на многочисленные вопросы окружающих отмахивался: «Сейчас пройдет».
Он почти доиграл спектакль, а потом с какой-то странной полуулыбкой свалился прямо на руки Александру Ширвиндту, не досказав монолог. Его отнесли за кулисы и положили на реквизиторский стол, где как нарочно лежали искусственные цветы, будто на кладбище. В машине «скорой помощи» он в бреду произносил слова из монолога.
В рижскую больницу прибыли ведущие светила, они пытались сделать все, что можно. Но за сутки с небольшим стало ясно, что в мозге актера произошли необратимые изменения, и в полшестого утра 16 августа аппараты, поддерживающие организм, после труднейшего решения, были отключены.
Ни на похороны Папанова, ни на похороны Миронова Валентин Плучек актеров не отпустил. Тело Андрея Александровича везли из Риги, обложив его льдом, и вдоль всего пути люди, неизвестно как узнавшие о трагедии, выходили на обочину и кидали под колеса цветы.
Реконструкция последнего дня жизни Андрея Миронова: спектакль и банька с девушками
Андрей Миронов, чье 80-летие со дня рождения недавно отметили все, кому дорого творчество этого народного артиста РСФСР, любимого до сих пор в разных уголках планеты, где есть наши люди, вполне мог дожить до наших дней. Если бы в свое время обнаружили коварный недуг.
Самая первая и подробная реконструкция последнего дня жизни Андрея Александровича — в материале корреспондента ФАН.
Мистика смертей
Треть века назад на гастролях в Риге с великим актером произошла трагедия, которой могло и не быть. Почти доиграв до конца последний акт в спектакле «Свадьба Фигаро», он упал без сознания на руки своему партнеру Александру Ширвиндту.
Через два дня, 16 августа, не приходя в себя, Андрей Александрович скончался. Тогда драматические, а частью и мистические подробности ухода из жизни любимого актера газеты обошли молчанием. Что же произошло? Ведь на самом деле Миронов собирался в тот вечер после спектакля попариться вместе с врачом-приятелем и двумя девушками в баньке…
В свое время поиски рижан-очевидцев, видевших 14 августа в латвийском Театре оперы и балета последний спектакль 46-летнего Андрея Миронова — «Свадьба Фигаро», поначалу оставляли ощущение полной безнадеги. Кто-то в это время смотрел совсем другой спектакль московского Театра сатиры (большие гастроли не чета нынешним), который шел параллельно в большом зале Рижского театра русской драмы, артисты которого были в отпусках. Другие видели именно «Женитьбу», но прежде, не в тот роковой вечер.
Расспросы администраторов Оперы тоже ничего не дали. Рижский театр с 1990 по 1995 год находился на реконструкции. После этого в него пришел новый директор с практически новой командой. К тому же москвичи привозили на гастроли в Ригу даже своих монтажников сцены и светотехников. Так что искать какого-нибудь местного закулисного работягу было бесполезно…
Маленький лучик блеснул, когда моя давнишняя приятельница, главврач и директор бывшей Бассейновой поликлиники Наталья Баграмян, рассказала, что ее знакомый, терапевт Леонид Гейхман, 14 августа как раз был в Опере. Когда Миронову стало плохо, обратились в зал с просьбой: если есть врачи, помочь. Потом Леонид рассказывал Наталье, что ему стало страшно, когда он увидел Андрея. Он понял, что это не просто обморок. К сожалению, у самого Леонида подробностей тоже было не узнать. Вскоре после смерти Миронова он сам скончался от инфаркта…
Один антракт вместо двух
И вдруг совершенно случайно обнаружилось, что мой давний знакомый, писатель Валерий Петков, был с женой на том самом последнем для Миронова спектакле.
«День был жаркий, вечер душный, и после начала спектакля двери театра раскрыли настежь, — вспоминает Валерий. — Стало немного прохладней. Ширвиндт играл графа Альмавиву. Играли великолепно. Было похоже, что какие-то места — с импровизацией. Это было видно по тому, как работали Миронов и Ширвиндт. Сейчас бы сказали — драйв. Зал был в восторге. Вместо двух перерывов решили сделать один. »
И это тоже, как вы узнаете из дальнейшей реконструкции того дня, приблизило беду. Два антракта вместо одного могли спасти артисту жизнь…
«После перерыва, примерно минут через двадцать, — сцена в саду, неожиданно Андрей стал откидывать волосы со лба, видно было, что вспотел, что-то с ним не так, но играли азартно, зрители не заметили этой странности, — продолжает описывать подробности того вечера рижский писатель. — Вдруг Андрей быстро ушел в левую (из зала) кулису. Возникла пауза. Следом кинулся Ширвиндт. Тишина — пронзительная. Вдруг голос Ширвиндта из кулисы: «Андрею Александровичу плохо!» (глухо и потрясенно). Занавес закрыли. Тишина уплотнилась до жути. Вышла молодая женщина, администратор, извинилась, повторила, что Андрею Александровичу плохо, явственно теперь уже сказала. Сомнения отпали — беда! На этом фоне проявился сперва где-то далеко звук сирены скорой помощи — двери открыты, слышно, как подъехала. Придавила всех к местам».
Потом стихло. Уехала. И надо бы аплодировать за великолепную игру, и неловкость возникла, виноватость какая-то, передает свои ощущения Валерий.
«Стулья хлопают, молча люди выходят, еще не ведая, что спектакль не повторят. И что-то ужасное в этой тяжкой тишине сконцентрировалось. Предощущение несчастья, но надежда еще теплилась где-то глубоко. А вдруг. Билеты, увы не сохранились. На счет врача в зале почему-то не отложилось, волнение было большое. Всё смотрели на сцену, ждали, вот сейчас он [Миронов] примет что-нибудь, лекарство, и продолжится. Так он убедил всех своей игрой. »
В тот август в Юрмале неожиданно собрались все родные и близкие Андрея
Если вспомнить, что в тот август в Юрмале неожиданно собрались вместе все родные и близкие Андрея Миронова, то поневоле поверишь в мистику. В санатории «Яункемери» отдыхала мама Андрея Мария Владимировна.
Здесь же остановилась Алла Сурикова, режиссер последней киноленты «Человек с бульвара Капуцинов», в которой в главной роли снялся Андрей. Премьера этой комедии-вестерна состоялась менее чем за два месяца до смерти ее главного героя — «мистера Фёста», «миссионера от кино с манерами истинного джентльмена». На первый показ зрители собрались 23 июня 1987 года в московском кинотеатре «Мир», а за год картину посмотрели 60 миллионов человек!
В Юрмале отдыхала с дочкой Машей и первая жена Миронова Екатерина Градова (радистка Кэт из «Семнадцати мгновений весны», которая ушла из жизни в 74 года совсем недавно, 22 февраля). И вторая жена — Лариса Голубкина (9 марта ей исполнился 81 год, известна, в частности, по комедиям «Гусарская баллада», «Трое в лодке, не считая собаки») — тоже с дочкой и тоже с Машей. Находились здесь и друг семьи Мироновых, академик Эдуард Кандель, известный в Союзе нейрохирург, а также многие другие друзья и коллеги. Пожалуй, за исключением лишь сводного брата Андрея Кирилла Ласкари (заслуженный деятель искусств РФ, умер в 2009 году).
…Смерть на сцене. Что может быть возвышеннее, как уверяют некоторые актеры. Но это все игра в слова. Про Андрея Миронова говорят, что он и родился на сцене. Но он родился в одном из московских роддомов 8 марта 1941 года, как считалось долгое время. Такой дорогой и долгожданный подарок именно в Женский день захотела его мама Мария Миронова, народная артистка СССР. Хотя схватки у актрисы действительно начались на сцене, откуда 7 марта 1941 года ее и увезли в роддом, где в тот же день будущий любимец женщин всего Советского Союза и появился на свет.
А 14 августа 1987 года Андрея тоже увезли со сцены. Но умер он спустя неполных двое суток — 16 августа.
Так каким же был его последний день? Мало кто знает, например, что Андрей из санатория «Яункемери» заезжал по дороге в Ригу к Паулсам (у них была тогда дача в Юрмале).
«Журналисты могут, конечно, написать, что Андрей приезжал «прощаться», — заметила в разговоре со мной жена Раймонда Светлана Епифанова, бывшая одесситка. — Но ничего особенного, каких-то предвестников предстоящей трагедии не было. Мы просто поговорили, и он уехал…»
А вот что рассказывал мне доктор наук, руководитель латвийской клиники нейрохирургии «Гайльэзерс» Янис Озолиньш, тоже, к сожалению, уже покойный — инфаркт.
«Я приехал в больницу буквально в считаные минуты, как только меня вызвали, — вспоминал признанный в мире специалист. — Миронова привезли к нам в 23:25. Он был без сознания. Произошел так называемый разрыв аневризмы — в сосуде, который снабжает кровью передние части головного мозга и также участвует в полном кровоснабжении головного мозга. Ситуация большого эмоционального подъема, в которой находился известный актер на сцене, обязательно связана с большим кровяным давлением».
Как разъяснял нейрохирург, аневризмы в основном бывают врожденными. Но и в процессе жизни из-за слабости артерий на их изгибах, если простонародно выражаться, может возникнуть выпячивание стенки сосуда. И в определенных случаях, когда нарастает внутричерепное давление, артерия разрывается…
«При установлении диагноза было сразу ясно, что произошло обширное кровоизлияние между полушариями головного мозга, — отмечал доктор наук. — Мы сразу же провели обследование сосудов, констатировав гигантскую по меркам головного мозга аневризму: в диаметре она была больше 2,5 сантиметра! То есть она очень трудно поддается оперативному лечению. В результате разрыва — потеря сознания, нарушение жизненно важных функций, дыхания и, как следствие, потеря сознания.
В реанимации мне удалось установить, что Миронову в театре кто-то из врачей (мне говорили о некой женщине), оказывая помощь, из самых лучших побуждений заложил в рот нитроглицерин. В такой ситуации, когда произошел разрыв артерии, прием сосудорасширяющего вещества мог усугубить объем кровотечения. При гематоме, например, обычно, когда происходит кровоизлияние, вступают в действие защитные силы организма, которые помогают справиться: падает кровяное давление, уменьшается ритм сердца, спазмируется стенка сосуда…»
Врач вспоминал, что за два дня до этой трагедии видел утром на улице в Юрмале Андрея Миронова в хорошем расположении духа. И тут — такая «встреча»!
«Сразу же обзвонили всех светил, — рассказывал нейрохирург. — Прилетел главный анестезиолог московского Института клинической нейрохирургии имени Бурденко, приехал и академик Кандель. Хотя, когда больные из Риги, бывало, отправлялись за помощью в Москву, им говорили: ну, что вы едете сюда, у вас же есть свой Озолиньш».
Нитроглицерин
Откуда стало известно о нитроглицерине и насколько это лекарство сыграло свою роковую роль?
«Мне сказали об этом врачи со скорой, — рассказывал доктор Озолиньш. — Это стандартная помощь обывателей. Но я не думаю, что, если бы ему не вложили в рот этот нитроглицерин, кровоизлияние было бы меньше. И насколько это усугубило положение, мы можем только предполагать, но говорить об этом со всей определенностью трудно».
Я тогда уточнял: когда человек теряет сознание, может ли тот же нейрохирург, находись рядом, сразу поставить диагноз?
«Все зависит от состояния зрачков, — объяснял Янис Озолиньш. — Единственный нерв, который открывается наружу, — это глазной. Если зрачки имеют разную величину, то уже на 99% можно сказать, что имеется нарушение мозгового кровообращения и нарушение каких-то мозговых функций. Надо еще посмотреть тонус сосудов рук-ног, имеются ли параличи, замедлен или учащен пульс.
Как правило, сердечники не теряют сознание. Обморок в таких случаях всегда имеет предпосылки. Или человек умирает сразу, как бывает даже с 20-летними, скажем, после больших нагрузок на тренировке. На вскрытии у таких людей даже инфаркт не обнаруживается, только лишь побочные признаки ишемии: инфаркт еще не развился, но сердце уже остановилось, потому что большой сосуд закрылся…»
Неоперабелен
Практически состояние являлось столь тяжелым, что оперативное вмешательство было смерти подобно, могло даже ее ускорить. И в дальнейшем просветов не наступало, в который раз отмечал горькие перспективы врач.
«Но эти два дня — с 14 по 16 августа — были практически выиграны из-за того, что мы своевременно удалили эту спинномозговую жидкость. Иначе Миронов умер бы сразу, — подчеркивал специалист. — За это время здесь перебывали почти все родственники Миронова и его друзья, находившиеся в Латвии. Но ничего радикального мы сделать не могли, потому что уже наступили невозвратимые разрушения в мозгу. В сознание он так и не пришел. Миронов находился в так называемой 4-й коме по специальной шкале градаций: с расширенными зрачками, отсутствием рефлексов на роговице и так далее…»
Звоночек уже был, Миронова можно было спасти…
Так была ли аневризма у Миронова врожденной или появилась в последние годы?
«Когда я звонил в Москву, чтобы вызвать корифеев нейрохирургии, мне рассказали, что за девять лет до этого случая у Миронова в одной из республик Средней Азии был приступ внезапной резкой головной боли, — рассказывал Озолиньш. — Это подтверждает почти стопроцентно, что надрыв аневризмы у Андрея был уже девять лет назад. Но тогда предположили менингит. По приезде в Москву никакие обследования проведены не были. Тогда, в 1978 году, впрочем, нейрохирургия не была столь высоко развита. Хотя если аневризму удалось бы диагностировать, то… В общем, операция по ее «исправлению» имеет практически нулевую смертность».
Недаром Лариса Голубкина, вторая жена Миронова, в одном из своих интервью обронила, что, если бы это случилось с Андреем в Америке, сделали бы операцию…
«Сейчас есть новые методы лечения аневризмы, один из которых — эндовазальный (внутрисосудистый. — Прим. ФАН), — пояснил на это доктор наук. — Если у Миронова не было бы этого кровоизлияния и аневризма была бы диагностирована до трагедии, то тогда, в «холодный» период, можно было бы ее эмболизировать (закупорить. — Прим. ФАН). Через бедренный сосуд проводится катетеризация, и вводится или маленький пластмассовый шарик, или пружины, имеющие память, которые потом расширяются, выращивая вокруг себя тромб и прикрывая место возможного разрыва. Между прочим, академик Щербиненко в Советском Союзе был пионером этих сосудистых обследований в мире…»
Так что и в наше время, повторись ситуация 1987 года, когда произошел, по мнению Озолиньша, второй и более масштабный разрыв аневризмы, медицина была бы бессильна.
Мне с фотокорреспондентом Дмитрием Дубинским разрешили только взглянуть лишь на краешек титульного листа истории болезни любимого артиста, прикрыв остальное белым листом. Справа была подчеркнута красным надпись на латыни exitus letalis («летальный исход») с датой и временем смерти — 16 августа, 5:35 утра.
Миронов, как Фигаро, пытался успеть повсюду
Актриса Татьяна Егорова, написавшая скандальную книгу откровений о двух десятках лет, которые она провела рядом с Андреем, вспоминала, что за десять лет до смерти ее любимого она видела сон, в котором Миронов танцует в Большом театре в балете «Спартак», а во втором акте поет оперу. Это, по ее мнению, был знак, что несчастье случится именно в Театре оперы и балета.
Лариса Голубкина потом тоже говорила о том, что Андрей словно предчувствовал непоправимое. Но вот бывший гендиректор санатория «Яункемери» (где любили отдыхать и поправлять здоровье многие советские знаменитости, включая Аллу Пугачеву и Евгения Леонова) Михаил Малкиель, друживший с Мироновым, напрочь отвергает всю эту мистику.
— С Андреем я познакомился через его родителей, — рассказывал мне Михаил Григорьевич. — Александр Менакер и Мария Миронова приезжали в санаторий почти каждое лето на протяжении многих лет. И, если кто-то сегодня претендует на то, что он знает Андрея, это ложь. Андрея знали только его родители.
— А жены и многочисленные поклонницы?
— Это особая страница. Там другое знание. Это великая составляющая его жизни. Андрей никогда не был пошляком и никогда не был бабником. Хотя ему нравилось быть всегда в центре внимания. Я вспоминаю, как мы однажды сидели с ним в юрмальском ресторане «Лидо», ужинали. И в это время вошли Терешкова с Николаевым (первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова и ее первый муж Андриян Николаев, третий советский космонавт. — Прим. ФАН). И, естественно, внимание зала было приковано к ним. Для Андрея это было непросто. Он стал скрипеть стулом. Я ему сделал замечание, он обиделся, и мы несколько дней даже не разговаривали.
К родителям у Андрея была любовь не показная. Для него отец был все, мама — верх авторитета, он ее даже побаивался. И вот мама очень хотела, чтобы в том августе Андрей был рядом с ней. И он сумел доставить это удовольствие Марии Владимировне (а санаторий «Яункемери» находится в 35 километрах от Риги. — Прим. ФАН), пытаясь одновременно успеть повсюду. За два дня до своего последнего спектакля Андрей переехал жить к маме в санаторий…
(Из книги Михаила Малкиеля «Пером и скальпелем»: «Нужно было видеть, как вошел кошачьим шагом Андрей, опоздавший в гости к нам в Дубулты, где я живу, дабы Мария Владимировна ни словом, ни взглядом не укорила его в опоздании. Потом Андрей на следующее после авторского концерта (12 августа. — Прим. ФАН) утро расспрашивал меня, правда ли плакала сидящая в зале мама, когда он (совершенно потрясающе!) играл Хлестакова. Я видел эти слезы…»)
— Андрей сразу стал называть меня Минькой, — делился со мной в интервью Михаил Малкиель. — Я не знаю, почему он доверительно со мной общался, и я в свою очередь открылся ему полностью, чего в принципе никогда в жизни ни с кем не делал. Мой самый близкий друг погиб на четвертом курсе мединститута, и больше таких друзей, кому можно вывернуть душу наизнанку, у меня не было. Но вот Андрею я вывернул. И что бы сегодня ни говорили те люди, которые с ним общались ежедневно, вместе были на сцене, обнимались, целовались, отдавались, я храню память о наших хоть и редких, но глубоких встречах.
Да, он мог выпить и водочки, и коньяку, но это не повод сейчас говорить, что вот, мол, Андрей любил «злоупотреблять». Мы встречались в санатории, в ресторане, у меня дома. Я бывал у него в московской квартире, и у Марии Владимировны дома тоже…
Андрей не был карьеристом. Никогда не забуду, как в моем кабинете сидел Валентин Плучек и с озабоченностью рассказывал о гастролях во Франции, где Театр сатиры давал «Свадьбу Фигаро». Андрей настолько тепло был принят французами, что Плучек. расстроился.
Он делился со мной своими страхами, ему казалось, что Андрей наступает ему на пятки, что хочет быть главным режиссером. Я ответил Плучеку, что, зная Андрея, не думаю, что это так. Кроме того, Андрей для этой должности и не подходит хотя бы потому, что беспартийный. Хотя Александр Семенович Менакер уговаривал Андрюшу вступить в ряды КПСС. Но Андрей говорил, что будет контактировать с кем угодно и как угодно, но не с партией. Этому очень радовалась его мама, которая была набожной женщиной. Когда я потом рассказал про опасения Плучека Андрею, то он от души посмеялся.
«Натопи ты мне баньку»
— Еще до нашей встречи по телефону вы сказали, что Андрей научил вас красиво любить женщин. Что значит эта фраза?
— Я старше Андрея. Но я сказал, что он научил меня любить женщин, лишь потому, что для Андрея женщина никогда не была материалом, каким-то телесным объектом. Ни одна! Да, в его окружении были только красивые женщины, но это было не главное. У него прежде всего должен был произойти духовный контакт с понравившейся ему женщиной.
— А что это за две дамы, с которыми вы его познакомили, когда он приехал к вам до спектакля с теннисных кортов?
— Это не столько я, сколько Андрей. Они были работницами нашего санатория. Андрей познакомился с одной из них. А на кортах в тот роковой день он провел на солнцепеке два с половиной часа да еще играл, обмотавшись полиэтиленовой пленкой, чтобы согнать вес.
— Я читал воспоминания Екатерины Градовой и Ларисы Голубкиной о 14 августа. И обе они пишут, что после «Свадьбы Фигаро» Миронов должен был встретиться с каждой из них. Кому верить?
— После спектакля мы с Андреем условились встретиться с милыми девушками. Потому что он приехал после кортов красный, возбужденный. Он кинул свои кроссовки у меня в кабинете, и мы пошли пить кофе. И он говорит мне: «Минь, после спектакля нужно расслабиться. Натопишь баньку?» Потом от меня Андрей уехал на своем БМВ на спектакль.
— Как я узнал, он заезжал затем еще к Паулсам на дачу, что было по дороге.
Из биографии Андрея Миронова:
В 1962-м окончил театральное училище имени Щукина. В том же году снялся в своем первом фильме — «А если это любовь?» — у режиссера Юлия Райзмана. Принят в труппу Московского театра сатиры. Первая роль (Гарик) сыграна 24 июня 1962 года в спектакле «24 часа в сутки».
Андрей Миронов снялся всего в 45 фильмах, проходных среди которых не было. Многие реплики из его картин разошлись на цитаты. Но вечным Гошей Козлодоевым из «Бриллиантовой руки» Андрей не остался, сыграв у Алексея Германа трагическую роль в фильме «Мой друг Иван Лапшин» и беспомощного интеллигента в «Фантазиях Фарятьева» с Мариной Нееловой. А «Обыкновенное чудо», «Соломенная шляпка», «Двенадцать стульев», «Необыкновенные приключения итальянцев в России», «Будьте моим мужем!», «Небесные ласточки» и даже из раннего — комедия «Три плюс два»?
18 декабря 1980 года Миронову присвоено звание народного артиста РСФСР. 18 марта 1987 года он поставил пятый по счету собственный спектакль — «Тени» по Салтыкову-Щедрину, — в котором сыграл Клаверова. Незавершенной осталась роль в фильме «Следопыт» по Фенимору Куперу… 20 августа 1987 года артиста похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.