что стало с дочкой анны карениной и вронского

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»: краткое содержание

Главные герои

Краткое содержание

что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть фото что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть картинку что стало с дочкой анны карениной и вронского. Картинка про что стало с дочкой анны карениной и вронского. Фото что стало с дочкой анны карениной и вронского

Часть первая

Главы I-IV

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». В большом семействе Облонских назревает серьезный кризис: Долли, мать шестерых детей, узнает об измене супруга, Степана Аркадьевича (Стивы). Атмосфера в доме накалена до предела, и ситуация кажется безвыходной.

Главы V-XVI

Тем временем из деревни в Москву приезжает старый знакомый Стивы, Константин Левин. Он собирается сделать предложение Кити Щербацкой, младшей сестре Долли, в которой видит «совершенство во всех отношениях». Однако его планам не суждено было сбыться: восемнадцатилетняя девушка уже влюблена в лихого офицера графа Вронского, который даже не помышляет о женитьбе. Родители Кити полностью поддерживают ее выбор.

Главы XVII-XXI

К Облонским из Петербурга приезжает Анна Каренина, родная сестра Стивы, чтобы примирить супругов и не допустить развод. Вронский с первого взгляда влюбляется в молодую красивую женщину и всеми силами пытается завоевать ее внимание.

В личной беседе с Анной Долли делится своим горем: между супругами «все кончено, и больше ничего». Однако Карениной удается применить все свое дипломатическое мастерство, чтобы примирить Облонских и не дать расколоться семье.

что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть фото что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть картинку что стало с дочкой анны карениной и вронского. Картинка про что стало с дочкой анны карениной и вронского. Фото что стало с дочкой анны карениной и вронского

Главы XXII-ХХХ

На пышном балу Каренина производит настоящий фурор. Кити внимательно наблюдает за ней и замечает, что «Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения». Девушка понимает, что ее счастье разрушено: Вронский не на шутку увлечен петербургской красавицей.

На следующий день после бала Анна отправляет «мужу телеграмму о своем выезде из Москвы в тот же день». Долли благодарит золовку за то, что она «сделала доброе дело».

В поезде Анна замечает Вронского, который последовал вслед за ней. Офицер признается в любви, и Анна «испугана и счастлива» этим признанием.

На перроне в Петербурге Анну встречает муж, Алексей Александрович Каренин, которого она не любит, но уважает.

Главы XXXI-XXXIV

Дома первым человеком, встретившим Анну, становится ее восьмилетний сын Сережа, по которому она безмерно соскучилась во время разлуки.

Алексей Александрович занимает высокий пост в министерстве, и день его расписан буквально по минутам. Он любит супругу, но достаточно сдержан в проявлении чувств.

Устроившись в Москве, Вронский намерен «начать ездить в тот свет, где бы он мог встречать Каренину».

Часть вторая

что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть фото что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть картинку что стало с дочкой анны карениной и вронского. Картинка про что стало с дочкой анны карениной и вронского. Фото что стало с дочкой анны карениной и вронского

Главы I-Х

После унизительного отказа Вронского у Кити случается нервный срыв, повлекший за собой развитие туберкулезного процесса. В дом Щербацких собирается врачебный консилиум, чтобы что-то «предпринять для восстановления ее ослабевающих сил». Доктора советуют отправить девушку на лечение за границу.

После поездки в Москву Каренина всячески избегает «нравственных друзей своих», и все чаще встречается с Вронским в доме его двоюродной сестры – княгини Бетси Тверской. В обществе уже ползут слухи об их нежной симпатии друг к другу, и Каренин начинает раздражаться.

Алексей Александрович, считавший «ревность чувством оскорбительным и унизительным», просит супругу не переступать «известные законы приличия».

Главы XI-XVII

Любовная связь с Вронским тяготит Анну, которая впервые в жизни решилась на измену. Она чувствует себя «преступною и виноватою».

Левин, возвратившийся в свое имение, ничего не знает о Кити и ее болезни. Он с головой уходит в ведение хозяйства и показывает себя весьма толковым помещиком. К нему приезжает Стива Облонский, и от него Левин узнает «подробности о болезни Кити и планах Щербацких». Стива обвиняет друга в нерешительности и трусости перед соперником.

Главы XVIII-XXIX

Мать Вронского категорически против связи сына, «которая могла вовлечь его в глупости» и мешала его блестящей карьере. Однако Вронский настроен решительно: он настаивает, чтобы Анна оставила мужа и переехала к нему. Каренина не хочет «отдать позору свое имя», поскольку супруг никогда не даст ей развода, а на роль любовницы она не согласна.

Большой страстью Вронского являются лошади. Он записывается на «офицерские скачки с препятствиями», и приобретает прекрасную английскую кобылу Фру-Фру. На скачках Вронский делает «скверное, непростительное движение» и тем самым ломает лошади спину. Увидев поверженным своего возлюбленного, Анна у всех на глазах устраивает форменную истерику и тем самым с головой выдает себя.

Главы ХХХ-XXXVI

Щербацкие останавливают свой выбор на «маленьких немецких водах», где знакомятся с мадам Шталь – русской дамой, передвигающейся на коляске и ее приемной дочерью Варенькой.

Кити быстро находит общий язык с доброй Варенькой и рассказывает ей о своей любовной трагедии. Девушка успокаивает страдалицу, и просит ее более здраво относиться к жизненным испытаниям. Кити возвращается в Россию в спокойном расположении духа.

что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть фото что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть картинку что стало с дочкой анны карениной и вронского. Картинка про что стало с дочкой анны карениной и вронского. Фото что стало с дочкой анны карениной и вронского

Часть третья

Главы I-XII

Левин с головой уходит в ведение хозяйства. Нередко он работает наравне с мужиками, получая большое удовольствие от тяжелого физического труда. Левин понимает, что его любовь к Кити настолько сильна, что он не представляет рядом с собой другую женщину. Он пытается отыскать иной смысл с жизни и останавливает свой выбор на реформировании хозяйства в масштабах собственного имения.

Степан Облонский отправляет на все лето в деревню Долли с детьми, «чтоб уменьшить сколько возможно расходы». Справиться со многими хозяйственными проблемами Долли помогает Левин, и та в благодарность сообщает ему, что он не должен терять надежду на благосклонность Кити. Долли хочет пригласить на лето Кити и помирить молодых людей.

Главы XIII-XVI

Известие об измене Анны вызывает «жестокую боль в сердце Алексея Александровича». Но он очень быстро приходит в себя и пытается «отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении». Для Каренина очень важно находиться в состоянии душевного равновесия, а также соблюдать рамки приличия и не вредить собственной репутации.

Он не собирается драться с соперником на дуэли или же затевать судебный процесс. После долгих размышлений Алексей Александрович решает жить, как и прежде, только без былого уважения к супруге.

Главы XVII-XXIII

Будучи человеком весьма аккуратным в денежных вопросах, Вронский приходит к выводу, что нужно сократить расходы и ни в коем случае не влезать в большие долги. Ситуация осложняется, когда он узнает о беременности Анны. Чтобы увезти любимую женщину от мужа, нужно «иметь деньги и выйти в отставку», а этого сделать честолюбивый Вронский никак не мог.

Во время объяснения с Вронским Анна понимает, что «не силах будет пренебречь своим положением, бросить сына и соединиться с любовником».

Главы XXIV-XXXII

Левин страдает от того, что, находясь всего в тридцати верстах от Кити Щербацкой, не может ее увидеть. Ее отказ воздвиг «непреодолимую преграду» между ними, и он продолжает игнорировать настойчивые просьбы Долли повидать их.

В гостях у предводителя уезда Свияжского Левин делится своими мыслями по поводу ведения хозяйства в России на свой собственный, а не западный манер.

что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть фото что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть картинку что стало с дочкой анны карениной и вронского. Картинка про что стало с дочкой анны карениной и вронского. Фото что стало с дочкой анны карениной и вронского

Часть четвертая

Главы I-VIII

Каренины продолжают жить в одном доме, но становятся «совершенно чужды друг другу». Анна по-прежнему встречается с Вронским, и ее все чаще одолевает ревность к нему. Терпению Алексея Александровича приходит конец, когда он застает любовника своей жены в собственном доме. Он обвиняет Анну в несоблюдении договора и собирается подать на развод, а Сережу отвезти к родной сестре.

На следующий день Каренин обращается к адвокату с просьбой провести развод «так, чтобы сын не оставался с матерью». Узнав, что для этого потребуется обнародование любовной переписки супруги, он отказывается от тяжбы и уезжает по вопросам службы «в дальние губернии». Будучи проездом в Москве, он сообщает Облонскому о разрыве родственных отношений между ними ввиду измены его сестры Анны.

Главы IX-XVI

На приеме у Облонских Левин вновь видится с Кити, и между молодыми людьми происходит объяснение. По сути, Левин делает Кити предложение руки и сердца, и она отвечает согласием. Родители девушки также «были бесспорно согласны и счастливы ее счастьем». Начинаются приготовления к свадьбе.

Главы XVII-XXIII

Каренин получает телеграмму от супруги с просьбой немедленно приехать и простить ее перед смертью. Алексей Александрович понимает, что это «обман и хитрость», но все же возвращается домой. Он узнает, что Анна родила девочку, но состояние ее критично. Она умоляет мужа о прощении, и тот дарует его.

Каренин объясняется с Вронским, и молодой офицер чувствует «себя пристыженным, униженным, виноватым». В отчаянии он решает застрелиться, но только ранит себя.

Пока супруга шла на поправку, Алексей Александрович взял на себя все заботы о новорожденной девочке, которую также назвали Аней. Но его надежды на семейное счастье не оправдались: окрепшая после родильной горячки Анна «боялась его, тяготилась им и не могла смотреть ему прямо в глаза».

Анна ненавидит мужа «за его великодушие», и просит брата обсудить с Карениным возможность развода. Алексей Александрович растоптан и соглашается подписать любые бумаги на любых условиях. Уже через месяц он остается один с Сережей, в то время как Анна с Вронским отправляется в Италию, «не получив развода и решительно отказавшись от него».

что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть фото что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть картинку что стало с дочкой анны карениной и вронского. Картинка про что стало с дочкой анны карениной и вронского. Фото что стало с дочкой анны карениной и вронского

Часть пятая

Главы I-VI

Приготовления к свадьбе идут полным ходом. На радостях Левин даже исповедуется, чего не делал много лет. Он признается батюшке в своем неверии, и тот призывает его уверовать в Господа хотя бы ради будущих своих детей. Левин успокаивается и с чистой душой венчается с Кити. Сразу после ужина «в ту же ночь молодые уехали в деревню».

Главы VII-XIII

Анна и Вронский путешествуют по Европе. Освободившись от супружеских оков, Анна чувствует себя «непростительно счастливою и полною радости жизни», в отличие от своего возлюбленного, который «не был вполне счастлив». Устав от скучной и бездеятельной жизни в Европе, они возвращаются в Россию.

Главы XIV-ХХ

Главы XXI-XXXIII

После отъезда Анны Алексей Александрович оказывается «совершенно одинок со своим горем»: в городе нет ни одного человека, с которым он мог бы поделиться своими переживаниями.

В «тяжелую минуту одинокого отчаяния» Каренин получает ощутимую моральную поддержку от своей старой знакомой – графини Лидии Ивановны. Ей удается укрепить его дух и веру в Бога. Графиня берет на себя все заботы о Сереже, решение хозяйственных вопросов. Она уверена, что мальчика нужно полностью изолировать от матери.

Лидия Ивановна получает письмо от Анны с просьбой встретиться с сыном и отвечает ей решительным отказом. В свою очередь, Каренин лично берется за воспитание Сережи, но ему никак не удается достучаться до сердца ребенка.

В день рожденья Сережи Анна решает, что поедет «в дом к мужу, подкупит людей, будет обманывать, но во что бы то ни стало увидит сына». Мальчик безумно рад этой встрече, но с появлением Каренина Анна бросается прочь из дома.

Анна томится взаперти и, вопреки всем предостережениям Вронского, отправляется в театр. Тем самым она подписывает под своей репутацией окончательный приговор: скандал в высшем обществе обеспечен, и за Анной закрепляется слава «падшей женщины».

Часть шестая

что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть фото что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть картинку что стало с дочкой анны карениной и вронского. Картинка про что стало с дочкой анны карениной и вронского. Фото что стало с дочкой анны карениной и вронского

Главы I-XV

Все лето в доме Левиных гостят многочисленные родственники и друзья молодоженов. Приезжает и Варенька, с которой Кити познакомилась во время своего пребывания на водах. За ней принимается ухаживать брат Левина, Сергей, который собирается сделать девушке предложение, но все не решается.

Главы XVI-XXIV

Долли решает проведать Анну, «несмотря на перемену ее положения». Долли замечает, что Каренина необычайно похорошела: она с особой тщательностью следит за гардеробом, ездит верхом. Она признается подруге, что «непростительно счастлива», и что более не будет иметь детей, чтобы сохранить свою красоту для Вронского. Анна мало времени уделяет дочери и с гораздо большим удовольствием занимается хозяйством.

За два дня, что Долли погостила у Анны, она поняла, сколь великой между ними стала пропасть.

Главы XXV-XXXII

На первый взгляд у Анны и Вронского жизнь «была такая, какой лучше желать нельзя: был полный достаток, было здоровье, был ребенок, и у обоих были занятия». Однако со временем Вронский все чаще начинает примечать, как его тяготит назойливая любовь Анны, ее постоянное стремление контролировать все его поступки. Он в одиночестве отправляется на губернские выборы, отчасти от скуки, но в большей степени, чтобы «заявить свои права на свободу пред Анной».

В свою очередь, Каренина старается не докучать любовнику бурными сценами ревности, но ее хватает ненадолго. Она пишет ему письмо и сообщает о мнимой болезни дочери. Вронскому ничего не остается, как вернуться в имение, где его ждет «мрачная, тяжелая любовь».

Часть седьмая

что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть фото что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть картинку что стало с дочкой анны карениной и вронского. Картинка про что стало с дочкой анны карениной и вронского. Фото что стало с дочкой анны карениной и вронского

Главы I-XII

Перед родами Кити супруги перебирается в Москву. Левин старается вести светскую жизнь, но она ему совсем не по душе. В числе прочих он наносит визит Вронскому и Анне, которые также переехали из имения.

Анна старается произвести выгодное впечатление на Левина, и это ей удается: он любуется и восхищается ею: «и красотой ее, и умом, образованностью, и вместе простотой и задушевностью». Узнав о визите мужа к Анне, Кити чувствует себя глубоко несчастной. Левин обещает ей впредь избегать любого общения с Карениной.

Главы XIII-XXII

У Кити начинаются роды, и Левин, человек неверующий, в отчаянии взывает к Господу, как «во времена детства и первой молодости», чтобы тот уберег любимую женщину. Видя мучения Кити, он уже не хочет ребенка, а желает «только прекращения этих ужасных страданий».

Кити благополучно рожает мальчика, и обезумевший Левин с трудом понимает, что жена «жива, здорова и что так отчаянно визжавшее существо есть сын его».

Финансовые дела семьи Облонских находятся «в дурном положении». Он просит Алексея Александровича похлопотать о его повышении оклада. Каренин считает зятя никчемным работником, но все же соглашается замолвить за него словечко перед начальством.

Главы XXIII-XXXI

Анна продолжает ревновать Вронского «не к какой-нибудь женщине, а к уменьшению его любви». Она мучает любовника бесконечными обвинениями, придирками, жалобами, резкими перепадами настроения, чем еще больше отдаляет его от себя. Все чаще Анна приходит к мысли, что «все спасается смертью», и решить все проблемы в ее жизни можно лишь смертью.

Каренина окончательно утрачивает душевное равновесие. В надежде получить необходимое ей утешение, она отправляется к Долли, но застает там Кити. Желая больнее уколоть бывшую соперницу, Анна как бы вскользь замечает, что Левин был у нее и очень ей понравился.

Желая как можно больнее наказать возлюбленного за его равнодушие и избавиться от терзавших ее переживаний, Анна отправляется на вокзал и бросается под поезд.

Часть восьмая

что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть фото что стало с дочкой анны карениной и вронского. Смотреть картинку что стало с дочкой анны карениной и вронского. Картинка про что стало с дочкой анны карениной и вронского. Фото что стало с дочкой анны карениной и вронского

Главы I-V

Мать Вронского считает, что смерь Карениной – это «все что-то особенное доказать». Даже теперь она не может спокойно говорить о женщине, погубившей «двух прекрасных людей» – Каренина и ее сына.

Воспитание осиротевшей Ани берет на себя Алексей Александрович.

Главы VI-XIX

Счастливая в своем материнстве Кити спокойно растит сына, которого нарекли Дмитрием. Левин часто размышляет над тем, «что он такое и для чего он живет». Переосмыслив свое отношение к вере, он начинает жить «для души, по правде, по-Божью».

Заключение

В своем произведении Лев Николаевич делает акцент на том, что невозможно построить счастье, основанное на разрушении семьи и страданиях близких людей. Слепое следование страсти разрушительно и не способно сделать человека по-настоящему счастливым.

После ознакомления с кратким пересказом романа «Анна Каренина» рекомендуем прочесть роман Толстого в полном варианте.

Источник

Дети Анны Карениной

«Отгоняй от себя все то, что мешает
тебе чувствовать твою связь со всем живым»

В Ясной Поляне шел ливень. Вековые дубы походили на Льва Толстого. Много, много Толстых. Разгневанных, с разрывами молний в глазах.

Под дубом было сухо. Струи стекали по ветвистым бровям Толстого, и разрозненными каплями рассеивались вокруг.

Иван приехал сюда, в обитель великого моралиста, с юной женщиной, чужой женой.
Толстой колко смотрел каждым деревом.

Тогда же, в Крыму, он увидит беременную соседку, которая еще совсем недавно была школьницей, отличницей, мечтавшей о педагогическом институте, и казалась воплощением целомудрия. Но перед выпускными экзаменами сошлась с местным хулиганом, которого скоро посадили, а она родила от него, и теперь была беременна снова от парня, брата подруги, который только что вышел из тюрьмы. Малолетних, не готовых к воспитанию мам, он встречал по России, и теперь по Украине немало, и всеобщая радость по поводу повышения рождаемости увиделась ему делом сомнительным.

Пасмурный тяжелый взгляд из Дубовой рощи смотрел так, будто во всем этом был повинен он. И тогда у него родилось смутное подозрение, кто это его сглазил.

Так или иначе, как старик Каренин не крутись, а с такой порослью русской аристократии так и видится алая заря 1917 года.

Но все эти мысли явились потом. А пока Иван развернулся к женщине, к ее льнущей стати, любящему взору, спадающим волосам. И, глядя на путанные, как его жизнь, ложбинки древесной коры, видел себя героем, заезжим гастролером на сцене Ясной Поляны, где в кардобалете принимали участие великий классик и его великие творения.

Молодой блестящий гвардеец Касатский – будущий отец Сергий – мог счастливо прожить со своей избранницей всю жизнь, не узнай он до поры, что она – обыкновенная грешная женщина, да еще любовница так почитаемого им государя. Гвардеец уходит в монастырь. И далее Толстой ставит, казалось бы, иные вопросы: что праведнее и органичнее для человеческого пути, отшельническая жизнь или мирская? Соблазнов много: и стяжательство, и жажда слава, и гордыня. Но основные муки герой претерпевает все-таки из-за того предмета, который и привел его в монастырь: женщина!

Продуманной власти светских женщин Отец Сергий нашел противостояние. Но перед неприкрытой хитростями, первозданной плотской женской властью отшельник не устоял.

Отец Сергий, а с ним и Лев Толстой, решает противоречия между монастырским путем жизни и мирским в пользу последнего. Но, увы, мы так и не узнаем, как в миру, сначала став безымянным странником, потом, живя в Сибири на заимке, где работает у хозяина «в огороде, и учит детей отец, и ходит за больными», отец Сергий решает свою главную проблему монашеской жизни: влечение к женщине? Что, благодаря детям или больным побеждена похоть? Естественная тяга к продолжению рода?

Иван взял на заметку любопытную статистику. На западе рождается четыре процента детей, зачатых матерями не от своих законных мужей. В России этот показатель гораздо выше – четырнадцать процентов. Это серьезный общественный диагноз: измены, ложь, совращение.

Давно ли мы видели на экране красивую домохозяйку, мать семейства? Зато с прославлением проституток могут поспорить разве что гомосексуалисты или трансвеститы, удалившие за исторической ненадобностью мужские гениталии.

В российских средних школах старшеклассники на переменах обнимаются. Ивану, как человеку, учившемуся в советской школе, удивительно уже то, что они в школе обнимаются. Но, заметьте, обнимает, или сидит рядом, положив руку на плечо друга, всегда девочка. Именно так, как в годы его юности обнимал парень. Правда, обычная жалоба современных молодых жен состоит в том, что муж ничего не хочет, ничего не надо, пиво попить, на компьютере поиграть, да поспать. Так он еще в твоих объятьях спал!

Российские матери одиночки, как правило, зависимы и часто не подготовлены отвечать даже за себя. Крымская соседка, сама ребенок, к лету уже с двумя на руках. Это повсеместное явление: на улице могут жить замечательные мальчики, скромные, застенчивые, думающие. Но если есть хорошая, добрая девочка, то она обязательно найдет самое последнее отрепье. Конечно, это есть и в женской природе – тяга к решительному, сильному мужчине. К змию. Но сегодня сказывается и бесконечная романтизация «крутых», отвязанных, плохих показных парней. Силу – перепутали с наглостью и бессовестностью. «Залетит» от него, пьяного или наколотого, где-нибудь в подъезде или в дорогой сауне, и мучается потом с сынишкой, клянет мужчин. Хотя сама устроила себе такую жизнь, и запустила в мир ген насильника. И ведь не того, нахрапистого, клянет, а другого, который всегда стоял в сторонке, смотрел на нее во все глаза, но так и не подошел.

С тем, застенчивым, тоже происходит казус: он начинает выпивать, чтобы «раскрепоститься». По пьянке знакомится с женщиной, и вместе они выпивают, пока дружат, им хорошо, и кажется, что есть серьезное взаимопонимание. Женятся, и узнают, что трезвые, они совсем иные люди.

Процент рожденных в России детей с диагнозом « гиперактивность», то есть нарушением волевых, психических качеств, у нас просто чудовищен: сорок процентов. Мальчиков с такими показателями в 4,5 раза больше, чем девочек. Проблема мужчин – мужей – станет острее.

Сын Божий примет всех. Всех обоймет любовью. Если только мы не утратим способности к любви и покаянию, не превратимся в биологических существ, наделенных сексуальным и жевательным инстинктом, или только жевательным.

Века отбором невест или женихов занимались «мамки», «бабки», «повитухи», «мудрецы», велись родовые книги с характеристиками предков. Ныне есть наука генетика, докопавшаяся до невообразимых глубин в изучении наследственности. До сорокового колена можно установить принадлежность человека к расе, этнической принадлежности. Согласно весьма доказательная версии, каждый двухсотый мужчина на территории Центральной Евразии, независимо от национальности, потомок Чингисхана. Если мы утратили законы сохранения рода, отбросили моральные нормы, если не под силу нам духовная жизнь, то давайте обратимся к научным законам генетики. Но современному человеку претят любые системы, никто не может посягать на его так называемую свободу, и он ведет себя, будто только что откушал яблоко с древа познания.

Устами Поздышева Лев Толстой гласит: «Человечество живет, перед ним стоит идеал и, разумеется, идеал не кроликов или свиней, чтобы расплодиться как можно больше, и не обезьян или парижан, чтобы как можно утонченнее пользоваться удовольствиями половой страсти…»

В летнем Крыму, в отсвете открытого кафе, Иван наткнулся на пару, справляющую на каменном постаменте нехитрую любовную утеху. Испытал ли он неприязнь, какое-то осуждение? Нет. Поразился красоте прогнутой девичьей спины. И свернул в сторону, делая вид, будто идет мимо и ничего не замечает. Однако видел, как пара распрямилась. И он полагал, что спугнул их, и люди сейчас торопливо начнут одеваться. Но девушка просто сменила позу, сев на камень и широко раскинув на редкость красивые ноги. Чужие глаза ее, что называется, заводили.

В сравнении с идей страны, как трудовых лагерей, идея «обезьян и парижан» выглядит привлекательнее. Но все дело в том, что идея обезьян – сегодня рыночная идея. Рыночная идея с ее необходимостью превратить потребителя – то есть человечество – в существа с упакованным сознанием, устремленным к удовлетворению потребностей, к удовольствию, ибо за удовольствие надо платить. И нормальный человек должен бы сопротивляться рыночным постулатам, сохраняя человеческое в себе, но не мы, не наше общественное мнение, самым трепетным и искренним образом обслуживающее рыночную идею, как прежде обслуживало идею диктатуры пролетариата.

Кто напишет современный «Домострой»? Смотреть ли молодоженам порнуху, и как к ней относиться, если все равно ее покажут? Как почувствовать аромат любви, если до свадьбы перебрано несчитанное количество «партнеров». Как вернуть понимание того, что близость – это не достижение экстаза за счет механических телодвижений, а создание нового мира, слияние душ, может быть, прикосновение к неведомой вечности, откликающуюся через женскую матку рождением новой жизни.

Парень, упитанный, холеный, по виду, благообразный офисный служитель в очках, фосфорился ощущением удальца и победителя.

Иисус, сын Сираха сказал: «Человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь». Толстой уверял: «А быть блудником есть физическое состояние, подобное состоянию морфиниста, пьяницы, курильщика».

Блудник – остается перед жизненным противоречием, теряя на пути клочья души.
И дай ему Бог – не превратиться в распутника, для которого женщина – предмет ненависти и презрения. Впрочем, для него и мужчина может быть предметом ненависти, потому распутник чаще всего удовлетворяет похоть без разбора пола. Для него главное: сделать из человека животное.

Ивану несколько раз довелось участвовать в банном застолье, где очень богатый мужчина постоянно бахвалился тем, как он имел связь с женщинами, которые, по большей части, у него работали. Рассказ всегда сопровождался унижающими женщину деталями. Пятидесятилетний мужик срывался на самый радужный гогот в подростковой уверенности, будто срам – может быть предметом гордости. Люди вокруг, вполне зажиточные, но беднее, все бывшие инженеры, явно переживая неловкость, натужно смеялись или выдавливали отупелое раздельное «хи-хи». При этом о своей жене любитель похабить женщин говорил очень уважительно, а при слове «мама» просто ронял слезу. И Ваня понял: на свой лад, как в тюремном мире, у человека существуют четкие нравственные градации: «жена, мать – это святое. И не только свои. Если ты чужая жена и мать – будь ею. Но если ты, тварюга, ложишься под меня, потому что я хозяин или богатый, то я тебя, как тварюгу, и буду пользовать». К сожалению, женщины, да и мужчины, польстившиеся на сказки о богатых, на придуманный дешевыми литераторами мир «гламура», в разрекламированности насилия, полюбили унижение, принимая его чуть ли ни за дар свыше, и в благоговейном порыве подобострастия сами лезут в грязи поваляться.
После южной парной ночи вновь открытый Толстой отрезвил и буквально встряхнул Ивана существом вопроса. Во время войны, когда люди гибли от пуль и штыков, а прекрасная Эллен, жена графа Безухова, металась меж двух любовников, иностранного принца и русского вельможи, приняла католичество, в расположении к обворожительному французу иезуиту. И вдруг внезапно умерла от неясной хвори.

Отец Сергий, найдя благо в мирском служении людям, так и не сможет разрешить противоречия между зовом плоти и необходимостью духовного подвига.

Иван мысленно предложил женам, рожавшим ему детей, на время беременности и кормления прекратить половую близость. Обе они ответили одинаковой улыбкой, сдержанной и завлекающей, как у Моны Лизы, рассекретив ее загадочность. У него жены были настоящими женщинами!

Настоящей женщиной была Анна Каренина. Она хоть и выщелкнулась из течения жизни, предвещая распад аристократического лада, но все делала ради любви. И под поезд бросилась только потому, что не видела больше возможности завоевать его, любимого, навеки приковав к себе. Лев Толстой в предисловии к рассказу Чехова «Душечка» пишет о том, что автор хотел осудить героиню, отсталую с точки зрения женской эмансипации, но, как настоящий художник, невольно ее восславил. Толстой также хотел вывести на чистую воду, как делился замыслом с Софьей Андреевной, женщину из аристократического слоя, но падшую. И восславил, влюбил читателя в женщину любящую до безумия.

Поэт Юрий Кузнецов говорил, что мужчина ходит вокруг вселенной, а женщина – вокруг мужчины. Поэтично! Только все наоборот, мужчина, может, и рвется пройтись вокруг вселенной, но ходит вокруг женщины, как телок, пасущейся на привязи в отведенном кругу. Причем, женщина, пока она не получила мужское семя – это одна женщина, женщина родившая – совершенно другой человек.

Мужчина живет мечтой, выстраивая завтра, никогда не меряясь с настоящим.
Какой удивительной женщиной была Софья Андреевна Толстая! Это же такого мужика удержать! Она уж ему и детей рожала, со счету собьешься, и версты рукописей его переписывала, и в пруд бросалась, выбрав, где мельче, но потребовалась, утонула бы, а Лев Толстой остался бы при ней.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». В годы перестройки Иван не раз говорил, что время изменило эту Толстовскую мысль, и теперь каждая несчастливая семья несчастлива одинаково, потому как одинаково задавлена бытом и выживанием. Минули годы, материальный уровень жизни немножко подтянулся, несчастье вновь разветвилось в многообразии. А вот счастье?

Была ли ноша тяжелее, чем крест Сына Божьего? Знал ли кто такую муку, как Авраам, своими руками привязывающий любимого сына своего к жертвеннику?
О дереве судят – по плодам его.

Толстой, потерявший в полтора года мать, целенаправленно строил счастливую семью. Выбирал жену, присматриваясь, взвешивая, сравнивая. Как Левин в «Анне Карениной», устраивал, расширял хозяйство. И чем больше он любил, вкладывал сил и души в семью, в поместье, тем крепче прирастал ко всему сущему вокруг и оказывался несвободным.

Заточенье счастливой семьи! От несчастья, человек масштаба такой ответственности, как Лев Толстой, никуда бы не ушел, а уйти он мог только от счастья, ссучивавшего душу до размеров счастливой привязи.
Перефразируя еще раз мысль Толстого можно сказать: каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, а все счастливые семьи – несчастливы одинаково.

Меняется экология, исчезают целые виды животных. Мутирует и человек, не замечая, не считая важным осознавать собственные изменения, грозящие перерождением вида. Вслед за Толстым проповедник двадцатого столетия святитель Лука говорит о существовании, имея в виду склад души, людей обезьян. Человечество словно приняло на себя обязательство по широкому воспроизводству и духовной подготовке человека именно этого типа. Кажется, сама природа движется к распаду, как цепь ядерной реакции, завершающаяся выбросом грандиозной энергии. Любое движение состоит из ценробежных и ценростремительных сил. «Если ли левый глаз соблазняет тебя, вырви его…». Вырви семя греха, пока его еще нет на Свете. Ты, вечный Адам и ты, вечная Ева, продолжаете жизнь, впечатывая в нее ДНК с наличием всех ваших физических и нравственных утрат, ибо передаваемы не только черты ваши, характеры, но и дух ваш.

Не растекайся жижею и топью, устремляйся руслом в море, океан.

…Незнакомка шла по аллее Дубовой рощи, порыв ветра взвихрил ее распущенные волосы, она придержала их рукой, убирая с глаз, и невольно выстрелила взглядом, угадав в глаза идущего навстречу Ивана. Они улыбнулись друг другу, как люди, объединенные одной любовью, Ясной Поляной, замедлили шаг и стали оборачиваться, будто вспоминая, где прежде встречались? И вновь глаза ее из-под руки с блеснувшим обручальным кольцом и взвившихся косм, в застенчивости, были нацелены прямо на него. Сердце Вани вздрогнуло, запрыгало, как жеребенок на аркане, и помягчал вдруг хмурый взгляд, смотревший стволами дубов, и стаяли только что возведенные в душе Египетские пирамиды, и голова решительно перестала понимать, почему же нельзя, когда все равно все уже – на-ча-лось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *