что стало с грачевским борисом
От грузчика до создателя «Ералаша»: каким был Борис Грачевский
Борис Грачевский родился в 1949 году в Москве в семье культурного работника и библиотекаря. Будущий режиссер начал выходить на сцену еще в шесть лет, участвуя в мероприятиях отца.
«Мои родители работали в доме отдыха, отец был культработником и для развлечения отдыхающих придумал такой номер: они загадывали фамилии всяких известных людей — писателей, артистов, художников, а я отгадывал. Это был хорошо продуманный трюк, но зрители были в восторге», — рассказывал он
После школы выучился на токаря в подмосковном Калининградском механическом техникуме (сейчас это Технологический университет имени летчика-космонавта Леонова).
«В 14 лет я все бросаю и иду учиться строить ракеты. Вот этот фокус был загадочным. Мне было жутко интересно вот это — математика, строить, чертить, эти ракеты. Но вдруг, когда я пошел на работу, я с ужасом понял, что каждый день буду приходить вот за этот стол, каждый день будут вот эти люди… Мне вдруг стало страшно», — вспоминал Грачевский
Получив среднее образование, отслужил в армии и участвовал во вводе войск в Чехию в 1968 году. Там он получил перелом основания черепа — как говорил сам режиссер, «получил камнем по голове». Кинематографическое образование Грачевский решил получать еще в 1969 году и поступил во ВГИК, но окончил его только в 1990-х.
После армии Грачевский пришел работать на Киностудию имени М.Горького — сначала всего лишь грузчиком, а затем администратором. Там он организовывал производство фильмов таких режиссеров, как Василий Шукшин и Александр Роу.
«Я пришел на киностудию Горького и сказал: «Возьмите меня в кино». Одной из первых картин стала «Варвара-краса, длинная коса». Помните страшный кадр, когда рука высовывается из воды? Вот эту руку играл я. Нужно было ложиться под огромный таз, в резиновую руку высовывать человеческую. Я был тогда самый молодой и самый худой, меня туда подсунули, и все», — вспоминал Грачевский
Дело всей своей жизни — «Ералаш» — Борис Грачевский основал вместе с писателем Александром Хмеликом в 1974 году. Идея создания детского киножурнала принадлежала Алле Суриковой. «Алла Сурикова предложила сделать «сыновний» киножурнал для детей — «Фитилек». Мы с Александром Хмеликом, моим учителем и по творчеству, и по жизни, начали с «нуля». Поначалу в затею никто не верил, косо поглядывали: ерундой занимаемся. Но мы сразу же отмели проектное название и решили (с подсказки дочери Александра) назвать детский киножурнал «Ералашем» — в смысле кутерьмы, неразберихи, этакого винегрета с салатом. Название понравилось всем, кроме руководителя тогдашнего Госкино СССР Филиппа Ермаша — уж больно здорово рифмовалось: Ермаш — ералаш», — рассказывал Грачевский.
Первый выпуск «Ералаша» состоял из трех миниатюр. Один из сценариев к первому эпизоду «Позорное пятно» написала Агния Барто. В год на экран выходило шесть выпусков, а с 2010-го не менее десяти. «В «Ералаше» никогда нет халтуры, а есть попытки сделать еще лучше. Рукописи не горят, а «Ералаши» тоже. У нас уже 1300 сюжетов, которые прошли через мое сердце, через мою голову, они наполнены нашими хорошими эмоциями», —говорил в одном из своих последних интервью Грачевский
Многие актеры и звезды шоу-бизнеса начали свою карьеру с участия в киножурнале «Ералаш». Например, Сергей Лазарев, Влад Топалов, Наталья Ионова (Глюк’Ozа), Ольга Кузьмина, Михаил Казаков, Александр Головин и другие. В эпизодах «Ералаша» появлялись и многие уже известные звезды: Геннадий Хазанов, Светлана Крючкова, Любовь Полищук, Филипп Киркоров, Дмитрий Нагиев, Сергей Безруков, Ольга Аросева.
Грачевский и сам снимался в некоторых эпизодах «Ералаша», исполнил роли в нескольких российских фильмах (например, «Чего хочет женщина» 2006 года и в сериале «Трое сверху» 2006–2007 годов)
У художественного руководителя «Ералаша» есть и полнометражный художественный фильм «Крыша», который он снял в 2009 году, и работа 2015 года — мини-сериал «Между нот, или Тантрическая симфония».
Грачевский также написал книги «Идиотизмы» и «Я мартышка». «Я сочиняю такие фразы — называются «идиотизмы Бориса Грачевского». Один из которых, мне кажется, жизнеутверждающий: «Главное — не сколько тебе, главное — как тебе». Мне замечательно живется. Мне очень интересно жить. Я все-таки всегда смотрю вперед. Но и зеркало заднего вида существует, без него нельзя. Нельзя ничего забывать, но не то чтобы, так сказать, с утра до вечера этим жить, потому что все-таки интереснее впереди, чем прожитое. Но на это опираться», — говорил он в интервью.
Среди наград Грачевского — премия правительства в области культуры и орден Почета
Борис Грачевский был трижды женат, у него осталось четверо детей. Его последней супругой была актриса Екатерина Белоцерковская. Как и со второй женой Анной, у него была с ней разница в возрасте больше 30 лет.
«Я не всегда хожу широко улыбаясь. Но у меня есть понимание, что в этой жизни всегда есть что-то светлое. Человеку, который глубоко погружен в свои негативные истории и не видит из них выхода, будет только хуже. Мы же в первую очередь живем сами с собой. Так что нужно искать пути к светлой, солнечной стороне. У меня на этот счет есть очень хорошая фраза: везде хорошо, где нас есть», — рассказывал о своем девизе режиссер
Победил рак, но умер, так и не помирившись с дочерью. Несбывшиеся мечты и сожаления Бориса Грачевского
Борис Юрьевич был одним из основателей детского юмористического тележурнала и как нельзя лучше отражал его суть: оптимистичный и всегда веселый, худрук «Ералаша» с улыбкой шел по жизни. Борис Грачевский строил планы на будущее и очень боялся оставить молодую жену и маленького сына…
Зачастую совсем еще молодые люди выглядят уставшими от жизни, а Борис Грачевский в 71 год казался полным сил и энергии. Заряжал мужчину «Ералаш», которому он посвятил 46 лет, или же Грачевский просто надевал маску веселья, притворяясь оптимистом? «Я стараюсь ходить по солнечной стороне жизни. Там, где солнышко, тепло и хорошо. Такой у меня характер!» — уверял режиссер, и в его искренности невозможно было усомниться.
Он планировал снять легкую комедийную ленту и уже писал сценарий будущего кинохита, хотел как можно дольше оставаться рядом с маленьким сыном Филиппом и молодой супругой. Но судьба распорядилась иначе. Грачевский так и не успел наладить отношения со старшей дочкой Ксенией, не познакомился с внуком, не увидел первых шагов младшего ребенка. 14 января жизнь Бориса Юрьевича оборвалась из-за осложнений, вызванных COVID-19. А ведь 18 марта ему могло бы исполниться 72. О чем худрук «Ералаша» жалел, о чем мечтал и за что боролся?
«Отец «Ералаша»
Папа-конферансье впервые вывел Грачевского на сцену, когда тому было всего шесть. Внимание зрителей мальчику понравилось, однако всерьез о творческой деятельности он задумался гораздо позже. Борис успел поработать токарем и техником-конструктором на заводе, а после службы в армии устроился на киностудию имени Горького… грузчиком реквизитного цеха.
Потом Грачевский попал разнорабочим на съемки «Преступления и наказания» и сказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса» и заинтересовался происходящим на площадке. Заметив парня, увлеченно следящего за актерами, Роу дал ему первую эпизодическую роль. Борис по-прежнему мыл полы и разгружал реквизит, зато получил уникальную возможность изучить мир кинематографа изнутри, а затем поднялся по карьерной лестнице до администратора.
Интересно, что через пару лет Грачевский поступил во ВГИК, но в итоге получил диплом только спустя 23 года. Впрочем, эта заминка не помешала Борису создать вместе с Александром Хмеликом свое главное детище — киножурнал «Ералаш». Мальчишки, девчонки, а также их родители были в восторге от коротких юмористических зарисовок. Отдельно стоит отметить, что сам Борис Грачевский часто писал сценарии, ставил эпизоды и снимался в детском сериале, кроме того, именно он придумал задействовать в съемках звезд шоу-бизнеса. Вот только в последнее время работать становилось все сложнее…
«Предложения купить у меня «Ералаш» возникают периодически, не буду открывать пока их сути, — признавался худрук киножурнала в прошлом месяце. — Лет 15 назад я их даже не принимал. У меня была злоба, обида какая-то: с чего это я должен продавать мое любимое дело? Сегодня есть экономические формы, благодаря которым возможно оставить управление мне, а права передать тому, кто купит «Ералаш». Какая-то боязнь у меня существует, но работать стало тяжело. Министерство культуры лишило нас финансирования. Мы теперь бегаем сиротками, ищем возможности, что кто-то нас поддержит».
К своему детищу Грачевский относился очень ревностно. Со стороны казалось, что ничего сложного в отлаженном за годы процессе съемок киножурнала нет, а на самом деле нужно отыскать хороший сценарий, детей-актеров, «правильного» режиссера. По словам худрука проекта, он был бы только рад, если б нашелся постановщик, который справился бы с задачей не хуже него самого. «В «Ералаше» никогда нет халтуры, а есть попытки сделать еще лучше. Рукописи не горят, а «Ералаши» тоже. У нас уже 1300 сюжетов, которые прошли через мое сердце, через мою голову, они наполнены нашими хорошими эмоциями», — делился Грачевский.
Было бы ошибкой говорить, что Борис Юрьевич — это только создатель «Ералаша». Он еще и автор проекта «Социальная реклама», режиссер художественных фильмов «Крыша» и «Между нот», филантроп, член жюри детского КВН. И конечно, мужчина, перед которым не могли устоять девушки.
Борьба за жизнь и за любовь
Первый брак
Борис Юрьевич впервые женился, когда был разнорабочим на студии. Супруга Галина Яковлевна делала грандиозные успехи в математике, с отличием окончила вуз, поступила в аспирантуру, но диссертацию так и не дописала: сначала родился сын Максим, потом дочка Ксения.
Почти 35 лет супруги прожили вместе, так что известие о разводе пары стало неприятным сюрпризом для знакомых. Тем не менее даже спустя годы Грачевский отзывался о бывшей избраннице тепло и с восхищением.
«Я обожаю эту женщину, я ее уважаю и дружу с ней и не хочу говорить ничего об этой ситуации. Я уходил не к кому-то, а просто, не изменял ей. Пять лет я жил один после развода. Никогда не позволю обижать женщину, хоть мы и расстались, дай Бог ей здоровья», — подчеркивал режиссер в программе «Судьба человека».
Максим принял выбор отца и продолжил с ним общаться, а вот дочка так и не смогла простить папе уход из семьи. Поговаривали также, что позднее из-за нарастания конфликта девушка покинула «Ералаш»: оставив работу в студии, она открыла свое турагентство. Когда у Ксении родился сын, она даже не предложила Грачевскому увидеться с ним. Борис Юрьевич пытался наладить отношения с наследницей, но все попытки обернулись провалом. «Она знает, что я готов забыть все и сказать: «Здравствуй, Ксения». Нет, значит, нет, дай Бог здоровья», — заключил Грачевский.
Союз с Анной и поздняя любовь с Екатериной
В 2011-м худрук киножурнала женился на актрисе Анне Панасенко, которая была моложе на 37 лет. Через год у пары родилась дочка Василиса, однако это не уберегло супругов от скорого развода. Отношения они выясняли бурно и на всю страну, но в конечном итоге пришли к примирению ради общего ребенка.
Хотя после второго развода Грачевский зарекся жениться, один он оставался недолго. Молодая актриса Екатерина Белоцерковская не только изменила взгляды режиссеры на брак, но и оказалась рядом с ним в самые трудные моменты жизни.
Рак и коронавирус
«Была родинка смешная, болит. Такая болезнь убивает человека за шесть-восемь месяцев. Я пережил две операции, одна серьезная, тяжелая химия, облучение. Слава Богу, появились лекарства», — рассказывал худрук юмористического тележурнала о борьбе с раком.
Он обследовался каждые три месяца: не только ради себя, но и ради молодой жены. А в апреле прошлого года появился и еще один «лишний» повод жить — Екатерина подарила Борису Юрьевичу сына Филиппа.
«Сын слушает Моцарта, Чайковского, Шопена и детские песенки, обожает музыку Владимира Шаинского. Есть одна удивительная вещь: как только мы включаем ему песню «Мальчишки и девчонки», он начинает радостно улыбаться. Еще обожает смотреть на эмблему «Ералаша», которая ему настолько нравится, что он начинает махать руками», — умилялся Грачевский.
Но в декабре хорошие новости для семьи Грачевского закончились. Режиссер заразился коронавирусом и попал в больницу в тяжелом состоянии. 2 января он успокоил поклонников, сказав, что ему гораздо лучше, и любовь Екатерины помогла справиться с недугом. Однако в Рождество друзья худрука «Ералаша» сообщили, что он в реанимации с 75-процентным поражением легких.
К сожалению, на этот раз молитвы близких и старания врачей не спасли жизнь Борису Грачевскому, 14 января он скончался, так и не проснувшись после медикаментозной комы. Соцсети заполнились соболезнованиями семье кинодеятеля, и сложно даже представить, что сейчас творится в душе его жены, которая осталась вдовой с маленьким сыном. Вместе супруги победили рак, но с COVID-19 ослабленный организм 71-летнего мужчины не справился…
Наследники
Можно было предположить, что после смерти Бориса Грачевского родственники начнут ругаться из-за наследства. Но вдова режиссера и его экс-супруга Анна сразу заявили, что не будут конфликтовать из-за имущества. Более того: женщины хотят сохранить хорошие отношения ради своих детей, которые являются родными по папе. Ошиблись и те скептики, что считали Белоцерковскую охотницей за деньгами: по словам друзей, Грачевский все средства вкладывал в «Ералаш», так что не стал миллиардером. Кроме того, все это время Екатерина пребывала в ужасном состоянии и не находила себе места из-за ухода мужа.
«В тот день, 14 января, я уложила сына и чувствую, что сердце сильно кольнуло. Тут же сын внезапно закричал: «Папа». Я подбежала к ребенку, успокоила его, а следом раздался телефонный звонок. Я боялась снять трубку, поскольку понимала, зачем они звонят. Честное слово, если бы не сын, меня бы тоже уже не было. Филипп очень скучает по папе. Теперь он все время целует его фотографии», — рассказывала Белоцерковская в эфире шоу «Пусть говорят» на Первом канале.
Мрачных красок в ситуацию добавило недавнее появление на арене еще одного потенциального наследника — 36-летнего Максима Красикова, назвавшегося в эфире программы «Ты не поверишь!» канала НТВ внебрачным сыном Бориса Юрьевича. Мужчина так убедительно рассказывал историю знакомства родителей, что многие в нее поверили. Вот только не Анна Грачевская: она заявила, что ни за что не позволит дочери принимать участие в ДНК-экспертизе, чтобы помочь самозванцу.
Пока раздел состояния еще не произошел, но уже ясно, что распределять имущество будут между вдовой и четырьмя детьми Грачевского. Красиков изначально утверждал, что не станет претендовать на наследство, однако неизвестно, как в дальнейшем поступит мужчина и предпримет ли попытку доказать кровное родство со звездой.
В Москве скончался создатель и бессменный руководитель «Ералаша» Борис Граческий
Печальная новость. Не стало Бориса Грачевского. Человека, с которым у многих из нас связаны теплые воспоминания о детстве. Временах, когда миллионы мальчишек и девчонок, а также их родители смотрели на экранах большой страны юмористический киножурнал «Ералаш». Веселые, ироничные и при этом добрые истории, которые без назидания учили и воспитали не одно поколение.
Для Грачевского «Ералаш» стал делом жизни, которому он посвятил без малого полвека. В последние недели режиссер и сценарист боролся с коронавирусом. Но болезнь оказалась сильнее. Борису Грачевскому был 71 год.
Человек, который последние 46 лет смешил мальчишек, девчонок, а также их родителей, даже в реанимации фотографировался с улыбкой. Борис Грачевский всегда говорил: «Во мне сидит 12-летний мальчик». И именно умение быть вечным хулиганом он и называл счастьем.
«Меня как-то спросили: а дети Вам не надоели? Я и говорю: как может надоесть воздух, которым ты дышишь?» — рассказывал он.
Именно эта вечная влюбленность Грачевского в дело своей жизни и покоряла зрителей. Ну и, конечно, шутки, которые и спустя столько лет заставляют улыбнуться.
«»Ералаш» — это жизнь. Большую часть своей жизни я посвятил «Ералашу». Что бы я ни делал, на что бы ни отвлекался, ничего нет важнее главного моего события — «Ералаша»», — говорил Борис Грачевский.
Дело всей его жизни, в общем-то, счастливая случайность. В семидесятых Алла Сурикова придумала детский аналог знаменитого «Фитиля», а Борис Грачевский стал тем, кто идею воплотил в жизнь. Название придумала дочь его коллеги, сценариста Александра Хмелика. И в этом тоже его умение прислушиваться к детям.
«Она была ученицей 8 класса, она сказала, а чего бы не назвать «Ералаш»? Нам всем понравилось. Слово такое, оно редко использовалось, ералаш — неразбериха, путаница, и нас это все вполне устроило», – вспоминал Борис Грачевский.
Вот так неожиданно хулиганские трехминутные анекдоты для детей и их родителей стали классикой телевидения, ведь, кажется, каждый в нашей стране может вспомнить, а какой же у меня самый любимый момент в «Ералаше». Свою формулу добрых и таких близких всем шуток Грачевский никогда не скрывал: «Это гипербола жизненной ситуации, увеличение какое-то. И тогда это интересно».
Грачевский дал путевку в жизнь театра и кино многим детям. Целые судьбы начинались отсюда, со съемочной площадки «Ералаша».
«Он всегда был очень легким человеком. Бывает иногда, особенно когда начинаешь, ты больше нервничаешь, но с ним настолько было легко, а это очень важно», — сказала актриса Елена Захарова.
«Он всегда шутил, какие-то приколы. Его остроумие от всех отличалось, он действительно любил детей, с ним было легко и просто. Когда в последний раз с ним виделись, я говорю: Борь, давай снимем новый «Ералаш», а он: кстати, да, ты могла какую-нибудь училку сыграть», — вспоминает Юлия Волкова.
Борис Грачевский — это и надежный друг.
«Я был временно безработный, и появляется Боря и говорит: надо сыграть итальянского учителя», – рассказал народный артист РСФСР, художественный руководитель Московского государственного театра эстрады Геннадий Хазанов.
«Нас должны любить, а мы должны делать все возможное. Ради этого я и живу — чтобы смотрели, смеялись и радовались», — говорил Борис Грачевский.
Памяти Бориса Грачевского. Как жил и как умер создатель «Ералаша»
Вечером 14 января у некоторых пользователей в соцсетях появилась рисованная заставка финальных титров киножурнала «Ералаш», на которой озорной мальчишка держит табличку «Всё!». Правда, в отличие от цветного оригинала, она была сделана в чёрно-белых тонах.
«Мальчишки и девчонки, а также их родители»
Грачевский заразился COVID-19 21 декабря. Уже через шесть дней — 27 декабря — его госпитализировали с пневмонией, подключили к аппарату ИВЛ и ввели в медикаментозный сон.
«Мы с тобой прошли многие испытания… Пройдём и это! Я люблю тебя! Мы одно целое! Всё хорошо!» — написала тогда в Instagram его жена Екатерина Белоцерковская.
Сейчас под этой записью комментарии с соболезнованиями. Скорбят и те, кто лично знал Грачевского, и те, кто вырос на выпусках его киножурнала.
«Боре лучше. Я отвозил ему разные вкусняшки. Боря находился в искусственном сне, а вчера врачи вывели его из этого состояния. Он уже сидел вчера. Слава Богу, состояние стабилизировалось. Больше ничего вам сказать не могу. Я передаю то, что мне сказала Катюша (жена Грачевского. — Ред.)», — цитировали в тот день СМИ его друга — актёра Владимира Долинского.
Но уже через три дня Грачевскому снова стало хуже.
«Он в медикаментозном сне, пока стабильно тяжёлое состояние. Это коварная болезнь», — рассказал Долинский РИА Новости.
Режиссёра подключили к аппарату экстракорпоральной мембранной оксигенации, который насыщает кровь кислородом. Врачи диагностировали тяжёлое поражение лёгких. За час до наступления пятницы 15 января Грачевский умер.
Родные, близкие, друзья, да и все, кто знал Грачевского, а также кто вырос на его киножурнале, скорбят.
Актёр Леонид Ярмольник отметил, что Грачевского знают, как никого. И он всегда был готов прийти на помощь.
«Борю знают, как никого. Его знают все, знают, что Боря — это синоним «Ералаша». Он давно уже мог бы взять себе псевдоним «Ералаш». Даже в трудные времена, в 1990-е, когда всё гибло, он всё равно вытащил «Ералаш», он не погиб и выжил, этот замечательный детский киножурнал, и не только детский. И я несколько раз там снимался, там все снимались», — сказал Ярмольник. По украинскому сценарию: Культового автора «Ералаша» не пустили в Грузию
По его словам, Грачевский всегда был готов оказать помощь всем и каждому.
«И сейчас у нас с ним планы были кое-какие, мы ждали, когда поутихнет пандемия, чтобы можно было на съёмочной площадке собираться», — отметил Ярмольник в комментарии РИА Новости.
«Грачевский — это же эпоха нашего детского кино. Несколько поколений выросло на «Ералаше», и моя дочка, и моя внучка. Прошли годы, и даже старые выпуски «Ералаша» сегодня смотрятся и смотрятся. Боря ушёл, но он оставил нам такое наследство: его фильмы останутся на десятилетия ещё. Мы потеряли замечательного человека, прекрасного совершенно организатора производства», — заявила актриса, первый замглавы Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко.
Артист Максим Галкин выразил соболезнования родным и близким Грачевского.
«Не стало Бори Грачевского, нет слов, что ж за напасть такая с этой болезнью. Светлый, жизнерадостный, часть детства нашего. Самые глубокие соболезнования Кате (вдове Грачевского. — Ред.) и всем близким», — написал он в Instagram.
Грачевский стал символом детского юмора в СССР, а затем и в России. При этом путь в кино был для него непрост.
Не «Фитилёк», но «Ералаш»
Путь в кино Грачевский начинал совсем не с творческой специальности.
«Начинал я свою киножизнь на киностудии Горького. Устроился туда на работу грузчиком. Потом меня заметил и забрал к себе на работу великий Александр Роу», — рассказывал сам Грачевский о начале своего творческого пути в интервью News.co.il в 2006 году.
Он особо подчёркивал, что работает не на телевидении, а в кино.
«Я не попадал на телевидение, я попал в кино, а это большая разница. Телевидение — это «сегодня», а кино — это «вечно». В кино другая система взаимоотношений со зрителем», — указывал он.
Изначально киножурнал, который он создавал вместе со сценаристом Александром Хмеликом, планировали назвать «Фитилёк» с отсылкой к названию взрослого советского сатирического киножурнала «Фитиль». Однако руководству последнего — главному редактору и отцу советского гимна Сергею Михалкову — это не понравилось. И Грачевскому с компанией пришлось устроить мозговой штурм.
«И тут Маша Хмелик, дочка Александра Григорьевича, вдруг говорит: «А может — «Ералаш»? И нам с Хмеликом это название очень понравилось. Но Ермаш, председатель Госкино, сначала воспротивился: «Ну зачем так вызывающе? Назовите… ну, скажем, «Уголёк». В конце концов мы его уломали», — рассказывал он в интервью «Российской газете».
Со временем аудитория «Ералаша» выросла во всех смыслах.
«Когда мы начинали «Ералаш», он был адресован десятилетним, а теперь и пятилетние его смотрят. Мы делаем сюжеты для детей разного возраста», — отмечал в том же интервью Грачевский.
И признавался — в каждый сюжет создатели стараются заложить какую-то важную мысль. Поэтому, отмечал Грачевский, они не могут демонстрировать «Ералаш» за границей. И речь не о «российской специфике».
«Не в этом дело. Есть же, в конце концов, вечные темы: любовь, жадность, зависть… Но детский кинопрокат на Западе не рассчитан на думающую аудиторию. Там нет умного юмора», — указывал он.
Однако взрослым за границей «Ералаш» нравился: об этом может говорить видео на YouTube, где итальянцы смотрят выпуск «Ералаша», снятый по мотивам произведений итальянских авторов.
Но помимо юмора, было у Грачевского и доброе сердце.
«Борис Грачевский по первому же зову приезжал в ДНР в самый разгар событий. Есть люди, для которых слово «гуманизм» не поза. Детям плохо, тяжело, страшно — приеду и помогу. Чем могу. Это — человек. Это позиция человека», — вспомнил после смерти создателя «Ералаша» писатель Захар Прилепин.
Грачевского не страшили санкции и что-либо подобное. В 2017 и 2018 годах он участвовал в фестивале детского и семейного кино «Солнечный остров», который проходил в Евпатории. За это его внесли на «Миротворец».
«За сознательное нарушение государственной границы Украины и участие в пропагандистских мероприятиях на территории Крыма», — гласил вердикт сайта.
Увы, но не все дети, которые выросли на «Ералаше», стали хорошими людьми. Но в этом не вина Грачевского. Он и его соратники делали всё, что от них зависело, не только для того, чтобы звучал детский смех, но и для того, чтобы дети учились хорошему.