что стало с хамом сыном ноя после потопа
Библия, изложенная для семейного чтения
Жертвоприношение Ноя. Ной проклинает потомство Хама. Столпотворение Вавилонское. Смешение языков
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя. |
Итак, свершилась грозная кара над людьми правосудного Творца их! Снесено было с лица земли все человечество и все зло от него. Долготерпение Господне не истощалось, пока не осталась на земле одна только семья, помнящая Бога. И через отца ее, праведного Ноя, Бог продолжал Свое общение с человечеством и вел судьбы его до исполнения обещания Своего послать в мир Спасителя, таинственно руководил человеками на пути к предопределенной Его благостью высочайшей цели – соединиться с Ним в блаженной вечности.
Но как подвигалось на этом пути человечество? Увы, с первых же времен возобновления жизни на земле возобновился и грех, как бы унаследованный заразившейся однажды грехом природой человека. Уже сын праведного Ноя заявил о своих порочных наклонностях. Вот как повествует об этом Священное Писание. После того как, выйдя из ковчега со всеми бывшими в нем, «устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь Бог в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею».
«Вот, Я поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
И сказал Господь Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда.
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга Моя в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти. И будет радуга Моя в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле».
Итак, стали вновь расселяться по земле спасшиеся от потопа.
«Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. И от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан [1] ; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер».
(Быт. 8, 20–22; 9, 1, 11–16, 18–29)
Потомки Ноя умножились и стали постепенно отдаляться от первоначального после потопа поселения нового человечества; они двинулись сначала с востока в землю Сеннаар, в обширные равнины, орошаемые реками Тигр и Евфрат. У всех них тогда был один язык и одно наречие. «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».
«И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню).
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
Халдеи, финикиане, евреи – вот жители той области, центром которой был Вавилон. Они владели и пустыней, и морем. Из рода евреев благоволил родиться Богочеловек Спаситель, обещанный людям для искупления их первородного греха.
Потомство Иафета позже всех расселилось на далеком обширном пространстве земли, оно разошлось по Малой Азии, Индии, двинулось и на запад в Европу. Это племя и приняло название индо-европейского, к которому принадлежим и мы.
[1] Так как Хам получил благословение Божие в числе сыновей праведного Ноя, то проклятие отца лично не коснулось его, но относилось к потомству Хама в лице сына его Ханаана.
[2] Из сынов Хама «Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом (Богом). Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10, 8–10).
[3] Ассур, один из сынов Сима, из земли Сеннаар, основал город Ниневию (Быт. 10, 11).
СЕМЯ ХАМА
СЕМЯ ХАМА
В Св. Писании есть один интересный и спорный момент истории. Когда Бог вывел евреев из Египта, Он сказал им, чтобы они истребили целые народы, а, уничтожив их, завладели их землями.
«И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Гергесеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед». Исх. 3:17.
Исторически от ветви Хама произошли все те народы, которых Бог повелел Евреям изгнать из святых земель. От Сима произошел народ Израиль, а от Иафета народы, которые в определенное время присоединились к Израилю, став составлять один народ, одну воссоединившуюся семью. О чем сказано так:
«Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых». Быт. 9:27.
Линия Хама представляет народ, который творил на Земле одно зло, представляя класс рабов, и не только в физическом плане, но и в духовном.
Читаем:
«Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Благословен Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, Ханаан же будет рабом ему». Быт. 9:25-26.
Сейчас эти дела мы рассмотрим.
«Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Гергесеям, Евеям и Иевусеям».
«Аморреи» означает: «Запад», племя, народ происходит от Ханаана, сына Хама. Они были одним из семи народов, которых Израиль должен был предать заклятию, когда наполнится «мера беззаконий Аморреев». Быт. 15:16. Аммореи основали первую царскую династию Вавилона, самым знаменитым представителем которой был Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), считающийся создателем известнейшего собрания др. вост. правовых норм (законов Хаммурапи), представляющий права торговли, налогообложения, ведения банковской системы, права найма, отношение мужа и жены в браке, и т.д. Этой системой до сих пор пользуется весь мир.
ФЕРЗЕИ
Самые древние жители Ханаана, потомки Хама. «Ферзеи» означает: «Деревенские жители».
ХАНАНЕИ
Потомки Ханаана. Основатели Торговли. В древнееврейском языке слово «Хананеи» означает: «Купец». Основным занятием жителей побережья была торговля. Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ.
Родоначальником Иевусеев был один из сыновей Ханаана, внука Ноя. Они жили на горе. Они неоднократно упоминаются как жители Иерусалима, который поэтому называли городом иевусеев, или Иевусом. Оставшихся Иевусеев Соломон «сделал оброчными работниками». Все они исторически в итоге были рабами, что и предсказывал Ной.
От Хама произошли жители: Вавилонии, Эфиопии, Южной Аравии, Египта, Палестины и Сирии, от Фута один из африканских народов.
Слово «Ханаан» означает: «подчиненный», «покоряться», «унижаться». От Хама произошли хананеи, финикийцы, циники, святотатцы, кощунники, наглецы. Казалось, как это наглецы. кощунники?! святотатцы и одновременно униженные, покоренные, рабы?
Таким образом, плоть послепотопных людей стала многоаспектной, сложной, с чрезвычайно широкими возможностями, с зависимостью от случая вероятности. Представляя различные генетические смеси, от чего уже сын Сима и Семиты стали представлять не одно и то же, смешение изменило генотип до неузнаваемости. Именно поэтому и сказано: «Дерево узнается по плоду».
Но, как было в начале сказано, что потомки Хама были людьми глубоко религиозными! Именно они родили саму религию плодородия, которая, в конце концов, поглотила все остальные религии, поставив их под верховного бога Ваала Господа под одной идеей плодородия.
В противовес ей:
«Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя». Псал. 47:3.
В главных городах Ханаана находились храмы богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими. Внутри храмов имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов.
От жрецов требовалось умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. В жертву богам обычно приносили жертвенных животных и пищу. Практиковались человеческие жертвоприношения. К этому обряду прибегали при чрезвычайных обстоятельствах, когда ценой великой жертвы можно было снискать расположение божества на цели плодородия. Отсюда и появилась идея «жертвенного Христа», умершего за людей как жертва богу Ваалу (Господу), воскресшему по сценарию Фаммузы, Митры.
В Ханаанском и древнееврейском языках слова «жертвоприношение», «священник», «храм» звучали одинаково. Вторгшиеся в Ханаан израильтяне испытывали сильное искушение почитать богов, которые издревле были прославляемы в этой земле и от которых, по убеждению хананеев, зависело ее плодородие.
К тому же, хананейские боги были не столь требовательны к своим поклонникам, как Бог Израиля. Многие из народа Божьего поддались этому искушению, так как стать святым и непорочным было очень легко (похоже на современное христианство, предлагающее лишь поднятием руки получить спасение).
Вот, что Бог повелевал Израилю:
«Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, Гергесеев и Иевусеев; смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте. столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, и изваяния богов их сожгите огнем».
Исх. 34:11-13.
Именно генетическая смесь с семенем Хама стала причиной разрыва завета Израиля с Богом. Именно эта единственная причина стала возникновением ненависти всех народов к евреям, так как получилась весьма гремучая смесь, породив вид супер предателей, прелюбодеев с обязательным религиозным уклоном. Именно по причине смешения семени евреев с хамитами они не смогли принять Христа за Мессию, так как Его слово не вмещается в семя Хамитов. Не позволяет генетика. Они этого просто по природе не могут сделать!
«Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». Иоан. 8:43-44.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Сын Ноя — страницы библейской истории
Грех – начало смерти
Адам и Ева нарушили Божественный запрет не вкушать плодов Дерева познания добра и зла. После этого человечество заразилось опасной болезнью – грехом. По словам протоиерея Сергия Дергалева, порче подверглось само человеческое естество. Она стала передаваться всем людям, от родителей к детям. Со временем люди все дальше и дальше отдалялись от Бога. Среди них процветал разврат, люди достигли критической точки распущенности. Тогда Бог, видя какие злодейства совершают люди, решил истребить все человечество. “И раскаялся Господь, что создал человека на земле” (Быт.6:6). Спасся от кары Божьей лишь один человек со своим семейством – Ной. Кем же был Ной, сын Ноя и вся его семья? Как ему удалось остаться праведным и непорочным в настолько безнравственном окружении?
Спасение Ноя
Ной (что значит “успокаивающий”, “умиротворяющий”) произошел из рода Сифа (третий сын Адама и Евы). При рождении отец Ноя Ламех сказал:
“он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь” (Быт. 5:28–29).
И действительно, Ной стал утешителем всего рода человеческого. Именно ему Бог заповедал плодиться, размножаться и восстанавливать в своих потомках лучшие человеческие качества.
“Ной «действительно явился благодатным утешителем, как сохранитель человеческого рода и восстановитель его в лучшем виде” (святитель Филарет Московский).
Святитель Иоанн Златоуст фокусирует внимание на отличительной черте характера Ноя. Это стойкость и твердость его веры Богу, решимость не поддаваться разврату:
“как был предан добродетели этот праведник, когда среди такого множества людей, с великою силою стремившихся к нечестию, один он шел противоположным путем, предпочитая добродетель — и ни единодушие, ни столь великое множество злых не остановило его на пути добра… Представь же необычайную мудрость праведника, когда он, среди такого единомыслия злых людей, мог избежать заразы и не потерпеть от них никакого вреда, но сохранил твердость духа и уклонился от греховного единомыслия с ними”.
Именно поэтому Бог сохранил Ноя и его семью от гибели. Господь сообщил ему о неминуемой гибели всей земли от потопа и велел построить ковчег. Ною были даны четкие предписания. Бог открыл ему, каких размеров должен быть ковчег, где сделать входные отверстия, какой материал использовать. Бог велел взять по паре всех животных, птиц, пресмыкающихся. А также распорядился запастись водой и пищей (Быт.6:14-22).
Ной переживал за участь человечества. Пророк пытался призвать их к покаянию и изменению развратного образа жизни. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что:
“всем людям в течение всего этого времени он проповедовал и внушал отстать от нечестия”.
Но жестокие люди лишь осмеяли его и не придали словам праведника никакого значения.
Великий потоп
Когда ковчег был построен, Ной вместе с семьей вошел на спасительное судно. И начался дождь, который продолжался сорок дней и сорок ночей. Вода затопила всю поверхность земли и пребывала в течение 150 дней. Погибло все живое на планете. Затем вода стала спадать. И ровно через год после начала потопа Ной сошел на землю. Он принес жертву Богу. Всевышний дал обещание (завет), что больше не будет за грехи полностью истреблять род человеческий.
Семья Ноя
На Ноя легла ответственная задача – восстановить человеческий род. У него было 3 сына: Сим, Хам и Иафет. В книге Бытия перечисляется родословная каждого из них. После всемирного потопа Ной принялся возделывать землю, посадил виноградники. Именно он считается создателем вина и первым виноделом.
Происхождение Ноя: Адам – Сиф – Енос – Каинан – Малелеил – Иаред – Енох – Мафусаил – Ламех – Ной.
После потопа Ной прожил еще 350 лет, показывая своим детям пример праведной жизни и воспитывая в них любовь к Богу. Как говорит святитель Иоанн Златоуст
“праведник этот может научить весь род наш и руководить к добродетели. В самом деле, когда он, и живя [до потопа] среди такого множества злых людей, и не умея найти ни одного человека, подобного ему по нравам, достиг до такой высокой добродетели, то чем оправдаемся мы, которые, не имея таких препятствий, не радим о добрых делах?”.
Сын Ноя — Сим
Он считается родоначальником семитских народов. К числу современных семитских народов относят арабов, евреев, мальтийцев, ассирийцев. Иисус Христос происходит из рода Сима. В некоторых источниках упоминается, что женился Сим уже после потопа. В апокрифе “Книга Юбилеев” говорится, что жену Сима звали Седукательбаб. Первый сын Арфаксада родился через 2 года после потопа. У него родились 5 сыновей, его потомки населили многие страны Востока. Сим умер в возрасте 600 лет.
Сын Ноя — Иафет
До потопа Иафет не имел детей, а после у него родились 7 сыновей. Его потомки заселили территорию Европы и средне-восточной Азии. Это даёт право считать Иафета праотцом как славянских племен, исторически населявших эти земли. Иудейский историк Иосиф Флавий описывает:
“У Ноева сына Яфета было семь сыновей. Последние расселились, начиная с гор Тавра и Амана [северная Сирия] до реки Танаиса [Северный Донец], а по Европе до Гадиры [юго-запад Испании], занимая встречавшиеся по пути земли, до этого никем не занятые, и дали населению свои собственные названия».
Изначальным местом расселения яфетидов была территория древнего государcтва Урарту. В настоящее время это современная Армения, восточная Турция и северо-западный Иран.
После потопа сын Ноя Иафет вместе с братьями был благословлен Богом. Ной пророчески благословил Иафета, пообещав ему большие владения и указывая, что его потомки вселятся в шатрах Симовых (Быт. 9:27).
Сын Ноя – Хам
Одним из трех сыновей Ноя был Хам. У него было 4 сына, но в Библии особо выделяется старший сын Ханаан. Потомки Хама в основном заселяли юго-западную часть Азии и Африки и в будущем стали рабами. Рабство потомков Хама было предсказано Ноем, за постыдный поступок Хама. От Хама произошли: эфиопы, кушиты, копты, берберы, доеврейское население Палестины.
В один из дней Ной выпил слишком много вина (еще не знал, как оно сильно действует) и уснул обнаженный.
“И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим” (Быт. 9:22).
В те времена считалось неприемлемым представать перед своими детьми в обнаженном виде. И тот факт, что сын Ноя Хам рассказал братьям об увиденном, вместо того, чтобы умолчать об этом, можно приравнять к насмешке и неуважении к отцу. Именно поэтому впоследствии “хам” стало именем нарицательным и дало начало такому явлению как хамство. То есть неуважение, пренебрежительное отношение к культурным запретам и традициям.
“Пренебрегая почтением к родителю, он стремится сделать и других свидетелями этого зрелища и, сделав из старца как бы театральную сцену, убеждает и братьев к смеху” (святитель Кирилл Александрийский).
Сим и Иафет взяли одежду, вошли в шатер спиной вперед, чтобы не увидеть его наготу. Так они накрыли спящего Ноя. Когда пророк Ной проснулся, то проклял сына Хама Ханаана, предрекая ему быть рабом у своих же братьев. Почему был проклят Ханаан, а не сам Хам? Святые Отцы толкуют это таким образом: Хам был благословен Богом при вхождении в ковчег. За грех родителя Хама проклинается его ребенок Ханаан потому, что не будет счастья сыну, которого воспитывает такой неблагодарный и глупый отец.
144. Жизнь Ноя и его детей после потопа
«Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были: Сим, Хам и
Иафет.
Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из
виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел. Потому
что ещё не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнажённым в
шатре своём. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнёсся к отцу
своему, пошёл и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет
взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и
покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего
сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал,
что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и
Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится
истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут
истинную веру от потомков Сима.
Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой
старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди
могли доживать только до 400 лет. Но и при такой всё ещё долголетней жизни люди быстро размножались».
Всё, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются СЕМИТЫ, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нём одном сохранялась вера в истиннаго Бога. Потомки Иафета называются ИАФЕДИТЫ, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые приняли от евреев веру в истиннаго Бога. Потомки Хама называются ХАМИТЫ; к ним относятся ханаанския племена, первоначально населявшия Палестину, многие народы Африки и других стран. Хамиты всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие» гл. 9, 18-29; гл. 10
ЖИЗНЬ НОЯ И ЕГО ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ПОТОПА.
С Ноем спаслись его три сына:
Сим, Хам, и Иафет
Земля легко плоды родила,
Давал надежды Божий Свет.
Ной стал возделывать ту землю
И виноградник посадил,
Построил тут же винодельню,
Вино впервые получил.
Ной пил вино и восхищался,
Ценя и вкус и аромат.
Он постепенно напивался
И сном глубоким был объят.
В своем шатре, вином сраженный,
Нагой и пьяный Ной лежал,
А Хам, тем видом, удивленный,
Об этом братьям рассказал.
Но Сим и Иафет не стали
Смеяться над отцом своим,
Они его одежду взяли
И сразу же к отцу пошли:
В шатёр вошли так, чтоб не видеть
Отца в невольной наготе,
Чтоб непочтеньем не обидеть,
Набросили одежды те
И наготу отца прикрыли,
И потихонечку ушли,
Хоть этот случай не забыли,
Но пересудов не вели.
Проснувшись, Ной узнал про Хама,
Меньшего сына своего,
Он осудил сына нахала
И проклял навсегда его…
Он его проклял в лице сына,
Какого Ханааном звать,
Чтоб жизнь потомкам отплатила,
Чтобы им всем рабами стать,
Чтоб были в рабстве у потомков
Его хороших сыновей,
И чтоб скиталися с котомкой
В земле чужой, а не своей…
А Сима с братом Иафетом
Благословил и предсказал,
Что их потомки с верой светлой
В землях любых найдут причал,
Что будут истинную веру
Потомки Сима сохранять,
А Иафет один из первых
По всей земле распространять.
Сбылись все предсказанья Ноя:
От Сима род пошёл большой-
Семиты дружною семьёю
Пополнили весь род людской.
Потомки Иафета стали
Другие земли заселять-
Иафетидами их звали,
В Европе нужно их искать.
Потомки Хама раньше жили
Все в ханаанских племенах-
Хамиты в древней Палестине,
Им был не ведом Божий страх.
Хамиты были в подчиненьи,
Как раньше Ной им предсказал,
Они не знали обученья
И род их кое-где дичал.
ПРОКЛЯТИЕ ХАМА
Ной начал обустраивать жизнь семьи в новом мире. Началась обыденная жизнь, с ее заботами и трудностями.
Сим, Хам и Иафет. Художник Джеймс Тиссо
Согласно наиболее принятому толкованию, имя «Сим» значит «Имя, слава, знак, помета», отсюда – вообще «имя»;
имя «Хам», значит «горячий, жгучий, черный, темный, смуглый»;
имя «Иафет» означает «распространение, распространит (Бог)».
Хам родился за 100 лет до Всемирного Потопа, от которого он вместе с женой, отцом и братьями спасся в ковчеге.
Согласно Библии Хам повел себя, прямо сказать, неблагопристойным образом во время случая, произошедшего с отцом его Ноем.
А произошло следующее:
После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник.
«И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. «
Следует отметить, что допотопное человечество было знакомо с виноградом, но совершенно не было знакомо с употреблением вина.
Удивительное свойство виноградной лозы, впитывающей воду своими корнями и солнечный свет своими листьями, и превращающее их в сок своих плодов. Вино получается из виноградного сока естественным брожением, достигая при этом крепости около 12 градусов. Естественным означает, что если виноградный сок какое-то время постоит на солнышке, он начнет бродить, превращаясь в вино.
Мы знаем, что «Ной был человек праведный и непорочный», и опьянение, вызванное употреблением вина или перебродившего сока, явилось полной неожиданностью для самого Ноя. Легко могло случиться, что он, не зная силы и действия вина, выпил его больше, чем бы это следовало, и захмелел.
Все бы ничего, но случилось так, что в шатер зашел сын Ноя Хам.
А он в это время зашел в шатер и увидел отца своего, скажем так, в неприглядном виде.
Есть предположение, что в шатер сначала забежал Ханаан, внук Ноя и сын Хама, который и сообщил об увиденном отцу своему.
Пишет об этом и святитель Филарет: «Ханаан. первый увидел наготу своего деда и сказал об том отцу своему».
Принято считать, что Хам не промолчал и не скрыл увиденное, а посмеялся над спящим отцом, рассказывая братьям про наготу отца своего.
Можно предположить, что рассказ Хама братьям вряд ли был очень лестным для Ноя. Скорее всего, он содержал насмешку, но никаких подробностей нам Библейские тексты не сообщают.
Ной делает вино. Хамов грех. Мозаика
А Хамом двигало не любовь и уважение к отцу своему, а желание унизить отца в глазах других.
Если бы это были любовь и уважение, не промолчать ли надо было? Будь его сердце чистым, любящим, лишённым зависти, не принес ли бы он тайно от других покрывало, чтобы скрыть наготу того, кого любил и уважал, от глаз братьев своих, чтобы и они неожиданно не оказались в неправильной ситуации, в которой он сам оказался?
Ной проклинает Хама. Художник Гюстав Доре
Поступок Хама привел к серьезнейшим (для дальнейшей истории человечества ) последствиям.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».
Хам зовет братьев. Мозаика. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XI в.
Мы знаем, что общество в те времена было патриархальным. Патриарх, т. е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть, принадлежавшую впоследствии царю; он был в то же время священником, который приносил жертвы, и пророком, как хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб.
Ной проклинает Хама. Художник И.Ксенофонтов
Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям имело пророчествующее и решающее значение для судьбы их потомков. Хам за его непочтение к своему родителю и патриарху был проклят в лице своего сына Ханаана; Сим благословлен как представитель истинного благочестия, а Иафету предсказано необычайное распространение на земле, и обоим им Ханаан отдан в рабство.
Фреска «Опьянение Ноя». Сикстинская капелла. Италия. Микеланджело Буонаротти (1475-1564)
В своём пророчестве Ной почему-то не сказал «проклят Хам». Хотя именно Хам повёл себя недостойным образом. Ной перенёс проклятие на сына Хама и своего внука – Ханаана. Святые отцы позже объясняли, что наложив проклятие не на Хама, а на его первенца Ханаана, Ной избавляет от наследования проклятия всех остальных сыновей Хама, которых у него было четыре: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан, а также избегает налагать проклятие на того, кто в числе прочих вышедших из ковчега сподобился получить благословение Божие.
Фреска «Опьянение Ноя». Сикстинская капелла. Италия. Микеланджело Буонаротти (1475-1564)
. И оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт.11:9)
Джером Сабле. Опьянение Ноя
Следует сказать, что потомки Ханаана были умерщвлены и обращены в рабство евреями при Иисусе Навине, во время завоевания им земли обетованной (Нав. 9:23). Не раз и еще, в особенности при Давиде и Соломоне, хананеи испытали на себе тяжелую руку потомков Сима и послужили им (3Цар. 9:20–21). А другие отрасли хамитов – финикияне и в особенности ефиопляне были покорены племенами Иафета – персами, греками и римлянами. Так что пророчество Ноя сбылось полностью.
Расселение потомков Хама, согласно европейской средневековой карте
Среди более отдаленных потомков Хама были жители Ниневии, так раздражившей Господа своими грехами, что он послал к ним пророка Иону с грозным предупреждением. Были филистимляне, из среды которых вышел, кстати, великан Голиаф, побежденный будущим царем Давидом и сделавшийся с тех пор олицетворением какого-то огромного и с виду неодолимого зла. Населяли хамиты и города Содом и Гоморру, тоже ставшие впоследствии именами нарицательными, обозначающими крайние степени порока.