что стало с инвалидами вов после войны
Валаам, Самовары. Правда о судьбе инвалидов ВОВ
А потом пошло-поехало, каждый врал в меру своей фантазии.
«В 1948 году советская власть и её правоохранительные органы, готовясь к 70-летию со дня рождения И. В. Сталина, решили убрать с улиц сёл и городов всех нищих и инвалидов. Их были сотни тысяч, потерявших семьи, жильё, никому не нужных, без денег, зато увешанных гремевшими наградами. Их собрали за одну ночь специальными нарядами милиции и госбезопасности, отвезли на железнодорожные станции, погрузили в теплушки типа ЗК и отправили в дома-интернаты. У них отобрали паспорта и солдатские книжки — фактически перевели в статус заключённых»… (у них то в 1948 году всех инвалидов выслали, то в 1949, могли бы и умней врать, примечание автора)
«Как говорят, сам Иосиф Виссарионович приказал эту публику ущербную увезти с глаз долой, спрятать подальше, чтобы городского вида не портили. Для такого дела Валаам — лучше не придумаешь. Валаамский специнтернат был образован в постройках бывшего монастыря в 1948 г. Формально — по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР, хотя в действительности наверняка по распоряжению «из Москвы»». (дом инвалидов в Валаамском монастыре на самом деле образован в 1950 году, примечание автора)
«В концлагерь на Валаам в 1948 году свезли десятки тысяч инвалидов ВОВ со всех крупных городов, а в 1959 году на Валааме их осталось всего 1.500, остальные умерли». (дом инвалидов на Валааме физически не мог вместить одновременно больше одной тысячи человек, примечание автора)
«В СССР не существовало никакой единой программы помощи таким людям — как вы уже поняли, не существовало даже такой простой вещи, как инвалидная коляска. Инвалидов редко могли хотя бы куда-то трудоустроить или как-то иначе им помочь, пенсия у них была либо очень маленькая, либо (чаще) её не было вообще — и те инвалиды, у кого не было сердобольных родственников, были вынуждены побираться на улицах, тихо прося милостыню у магазинов и на площадях». (пенсии платили всем инвалидам первой и второй группы, об этом подробно напишу ниже, примечание автора)
«В 1949 году, перед празднованием 70-летия юбилея Великого Сталина, в СССР были расстреляны фронтовики, инвалиды Второй мировой войны. Часть их расстреляли, часть вывезли на далекие острова Севера и в глухие углы Сибири с целью дальнейшей утилизации. Окончательное решение вопроса инвалидов в СССР было проведено за одну ночь силами специальных отрядов советской народной милиции. В одну ночь органы провели облаву, собрали бездомных инвалидов и централизованно отвезли на вокзалы, грузили в вагоны теплушки типа ЗК и эшелонами отправили на Соловки. Без вины и суда. Чтобы они неприятным видом своих фронтовых обрубков не смущали граждан и не портили идиллическую картину всеобщего социалистического благоденствия советских городов. Существует мнение, что беспризорные инвалиды ВОВ, коих было после войны десятки тысяч, прежде всего вызывали злость у тех, кто действительно просидел войну в штабах. В народе говорили, что эту акцию организовал лично Жуков». (Жуков в 1949 году, находился в опале, командовал Уральским военным округом и никак не мог организовать высылку инвалидов, примечание автора)
А вот то, что стало последней каплей, что заставило меня написать эту статью. На многих сайтах у тех, кто врет о судьбе послевоенных инвалидов. приведены вот такие данные о числе безруких и безногих. «По данным Военно-медицинского музея Санкт-Петербурга на фронтах Великой Отечественной погибло 28 миллионов 540 тысяч бойцов, командиров и мирных граждан, ранено — 46 миллионов 250 тысяч, из них вернулись домой с разбитыми черепами — 775 тысяч фронтовиков, одноруких — 3 миллиона 147 тысяч, безруких — 1 миллион 10 тысяч, одноногих — 3 миллиона 255 тысяч, безногих — 1 миллион 121 тысяча, с частично оторванными руками и ногами — 418 905, так называемых «самоваров», безруких и безногих — 85 942…»
То есть всего безруких и безногих в данном списке более 9 миллионов, что в несколько раз больше всех групп инвалидов, пришедших с войны. В интернете выкладывают тотально лживые данные, которые в 18 раз больше того, что есть на самом деле. И им верит большинство из тех, кто читает этот бред. Поэтому я решил написать обо всем этом правду.
В статистическом исследовании «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил» значится, что в период Великой Отечественной войны 1941-45 годов демобилизовано по ранению, болезни, возрасту 3.798.200 человек, из них инвалидов 2.576.000 человек. И среди них 460.000 с ампутацией верхних или нижних конечностей.
После ВОВ треть страны была в руинах: фашистские захватчики сожгли и разрушили 1710 городов и поселков, более 70 000 деревень, полностью или частично было разрушено 1.5 млн. зданий и сооружений. Из 2 567 тыс. жилых домов в городах СССР, подвергавшихся оккупации, уничтожено и разрушено 1 209 тыс. домов, причём по размерам жилой площади это количество домов составляло свыше 50% всей городской жилой площади указанных городов. Из 12 млн. жилых домов сельского населения районов СССР, подвергавшихся оккупации, разрушено и уничтожено немецкими оккупантами 3,5 млн. жилых домов. Кров потеряли около 25 млн. человек.
Также разрушено и уничтожено 31.850 промышленных предприятий (из них особо важную роль играли машиностроительные и металлургические предприятия, дававшие до 60% валового довоенного продукта), не считая мелких предприятий и мастерских, 1 876 совхозов, 2 890 машинно-тракторных станций, 98000 колхозов, 216700 магазинов, столовых, ресторанов и других торговых предприятий, 4100 железнодорожных станций, 36000 почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций, радиостанций и других предприятий связи, 6 000 больниц, 33 000 поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 976 санаториев и 656 домов отдыха, 82 000 начальных и средних школ и т.д..
Некоторые вернулись домой, где их ждали и любили, приняли даже таких, кроме того, они сами нашли в себе силы адаптироваться к новой жизни. Но таких везунчиков было не больше половины.
Но речь не о них, а о тех кому и возвращаться было некуда, жилье уничтожено, семья погибла или потерялась в годы войны. О тех, от кого отказались жены, не пустили домой. О тех, что сами не захотели домой возвращаться, чтобы не стать обузой. О тех, что хоть и вернулись домой, но жили трудно, конфликтовали с женами или родителями, не могли социально адаптироваться к новой жизни. Резервы человеческой психики различны. И почти все они пили, пили, пили. Чтобы забыться, чтобы хоть на миг вырваться из реальности. Пособия быстро пропивались, а выпить снова хотелось. Поэтому большинство инвалидов быстро опускалось вниз по социальной лестнице, побиралось, нищенствовало, в основном в людных местах: на вокзалах, рынках, в общественном транспорте, у кинотеатров и т.д.. Общалось с себе подобными, занималось спекуляцией, сбивалось в банды, деньги часто буквально вымогали, приставая к прохожим, угрожали, порой ножами, воровали. То есть быстро шла криминализация инвалидного сообщества. Тех же «самоваров» родственники, а порой чужие люди вывозили на рынки, вокзалы, выставляли на обозрение, так как их сильно жалели, а значит щедро давали милостыню. К концу 40-х годов все это переросло в большую проблему для страны.
Доклад МВД СССР в Президиум ЦК КПСС о мерах по предупреждению и ликвидации нищенства от 20.02.1954. В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС. Секретно: товарищу МАЛЕНКОВУ Г.М. и товарищу ХРУЩЕВУ Н.С.
«МВД СССР докладывает, что, несмотря на принимаемые меры, в крупных городах и промышленных центрах страны все еще продолжает иметь место такое нетерпимое явление, как нищенство.
За время действия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 года «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами» органами милиции в городах, на железнодорожном и водном транспорте было задержано нищих:
во 2-ом полугодии 1951 года — 107 766 человек
в 1952 году — 156 817 человек
в 1953 году — 182 342 человека
Среди задержанных нищих инвалиды войны и труда составляют 70 %, лица, впавшие во временную нужду, — 20 %, профессиональные нищие — 10 % и в их числе трудоспособные граждане — 3 %. Из числа задерживаемых нищих по г.г. Москве, Ленинграду и Ростову трудоустраивается и помещается в дома инвалидов и престарелых не более 2–3 %.
Одной из основных причин неудовлетворительного устройства нищих является отсутствие достаточного количества домов для инвалидов и престарелых и интернатов для слепых инвалидов, строительство которых, предусмотренное Постановлением Совета Министров Союза ССР № 2590–1264с от 19 июля 1951 года, идет крайне медленно, а ассигнуемые на это средства ежегодно не осваиваются. Из 35 домов инвалидов и интернатов, строительство которых должно было быть закончено в 1952 году, на 1 января 1954 года построено всего лишь 4 дома.
В связи с этим органы милиции вынуждены подавляющее большинство задерживаемых нищих инвалидов освобождать.
Борьба с нищенством затрудняется также и тем, что некоторая часть нищенствующих инвалидов и престарелых отказывается от направления их в дома инвалидов, а устроенные нередко самовольно оставляют их и продолжают нищенствовать.
Закона о принудительном содержании таких лиц в домах инвалидов нет.
В связи с этим было бы целесообразно принять дополнительные меры по предупреждению и ликвидации нищенства. МВД СССР считает необходимым предусмотреть следующие мероприятия:
. 3. Для предотвращения самовольных уходов из домов инвалидов и престарелых лиц, не желающих проживать там, и лишения их возможности заниматься попрошайничеством, часть существующих домов инвалидов и престарелых преобразовать в дома закрытого типа с особым режимом.
МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР (Подпись) (С. КРУГЛОВ)
Проблема с инвалидами возникла не сразу после войны, а нарастала постепенно, по мере того, как часть инвалидов спивалась, деградировала. Можно обвинить в этом государство, но надо четко осознавать, что средств на решение проблемы инвалидов в 1945,1946,1947 году не было. У миллионов людей были разрушены дома, миллионы в землянках жили. В первую очередь помогали им. Потом голод 1946/47 годов. И только в конце 40-х ситуация более-менее стабилизировалась, страна чуть-чуть окрепла после войны, тогда и занялась проблемой инвалидов. В первую очередь в европейской части СССР, что была под оккупацией.
Вот поэтому был в 1950 году был открыт дом инвалидов на Валааме, в здании Зимней гостиницы и в монастырских постройках, скитах в 2-3 этажа, в которых прежде жили монахи, фото скитов ниже. Не для того, чтобы изолировать, спрятать от людских глаз несчастных инвалидов войны, а просто выхода иного не было. Кроме того, потерявших руки и ноги в ходе ВОВ, на Валааме было не больше половины пациентов, остальные престарелые, а также ставшие инвалидами в результате несчастных случаев, в том числе и бывшие заключенные. Всех их не «вылавливали» на улицах, а привозили на Валаам из «домов инвалидов малой наполняемости», уже существовавших в Карелии – «Рюттю», «Ламберо», «Святоозеро», «Томицы», «Бараний берег», «Муромское», «Монте-Саари». Различные сопроводительные документы из этих домов сохранились в личных делах инвалидов. Из документов следует, что очень часто это были уроженцы Петрозаводска, Олонецкого, Питкярантского, Пряжинского и других районов Карелии. Из больших городов на Валаам отправляли немногих. На фото ниже один из корпусов дома инвалидов на Валааме. Конец 50-х годов.
Персонал филиала дома инвалидов. Валаам. Никольский скит. Сердоболь. В Никольском скиту располагалось психиатрическое отделение на 100 коек. Было там и такое.
На 20 ноября 1950 год в доме инвалидов находилось 904 человека. Инвалиды, их называли «обслуживаемыми», были размещены в зданиях, которые ранее принадлежали монастырю. С 1942 года по 1944 год, при финнах, в монастыре жили иноки. На 28 июля 1950 г. на острове было трудоустроено 50 инвалидов. Как показывают документы, основной задачей было дать инвалиду профессию, чтобы реабилитировать для нормальной жизни. Например, с Валаама направляли на курсы счетоводов и сапожников – безногие инвалиды могли вполне это освоить. Обучение на сапожников было и в «Ламберо». Работать ветеранам 3-й группы было обязательно, 2-й группы – в зависимости от характера травм. Во время учёбы с пенсии, выдаваемой по инвалидности, удерживалось 50% в пользу государства.
В доме инвалидов на Валааме была большая «текучка» – одних туда привозили, других увозили, редко кто задерживался. Это следует из архивов. Фотокопии архивов, более двухсот штук выложены в Интернете. Их легко найти ( Тэги: альбом «Документы Валаама»). Многие инвалиды войны женились на медсестрах и санитарках, что их обслуживали и уезжали, некоторых находили родственники и забирали домой, третьи полностью реабилитировались, переставали пить, получали профессию и возвращались в семью. Никого насильно не держали. Не стану тут выкладывать длинный список доказательств всего этого, так как статья и так слишком большая. Кроме того, инвалидам ВОВ разрешали поездки за пределы острова. Есть в архиве заявление от инвалида войны 2 группы Качалова В.Н., что во время поездки в Петрозаводск продал (пропил) свои вещи: пиджак, брюки, рубашки, тужурку, простыни и т.д. и пишет: «Прошу вас меня простить и в дальнейшем прошу простить. Даю инспектору по трудоустройству слово в письменном виде, что больше этого не допущу и прошу вас выдать мне костюм шерстяной как выдавали инвалидам войны. К сему: Качалов. 3/X–1952».
То есть не все инвалиды ВОВ на Валааме были способны социализироваться. Некоторые спившись, став алкоголиками, ими и остались. Хоть оторванность от привычной среды, от городов многим пошла на пользу. Но не всем. Уверен, что удаленность домов инвалидов от городов власть в конце 40-х годов, наверняка учитывала, когда создавала дома инвалидов в северных монастырях. Она четко понимала, что если не вырвать спившихся инвалидов ВОВ из привычной среды, не увезти их далеко, то они не смогут социализироваться, продолжат пить, будут сбегать из дома инвалидов к своим дружкам и продолжат вести антисоциальный образ жизни. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с криминалом.
Кстати, свидетельницы подтвердили, что у половины пациентов дома инвалидов были родственники, с которыми инвалиды переписывались. Некоторые из родственников, обычно матери, жили на Валааме или часто приезжали, помогали ухаживать за своими сыновьями. За теми, кто не мог вставать и ходить. Сидели с ними ночами. Ведь большинство инвалидов на Валааме было из Карелии. И статус у данного дома инвалидов был не всесоюзный, а Карело-Финской ССР. Еще свидетельницы рассказали, что к началу 80-х годов инвалидов ВОВ, они их называли «отечественниками», на Валааме уже почти не осталось. Да и в прежние годы по их словам, а одна работала там со дня основания, вторая с 1951 года, «отечественников» было относительно немного, значительно меньше половины от числа всех пациентов.
Дом инвалидов на Валааме. Воскресенский скит, 1960-е. приезд к «обеспечиваемым» (инвалидам) самодеятельности Валаамского дома культуры.
Молоко и часть продуктов поступали в дом инвалидов из своего подсобного хозяйства, с фермы, откуда привозилось на склад гужевым транспортом. Потребность составляла: «Красный филиал — 2 лошади, Никольский филиал — 1 лошадь. Центральная часть — 1 лошадь». Для «перевозки дров от пристани центральной усадьбы по объектам» использовали автомобили «в среднем 6 машин в день» и трактора для доставки дров из леса по нормативу «8 час. х2 машины». Из Отчета дома инвалидов Министерству за 1957 год, в n. III приводятся сведения по подсобному хозяйству: «Надоено молока коровьего (центнеров) — 107,6. Сдано на общественное питание мяса в живом весе (включая птиц) — 232,7. Всего собрано зерновых, бобовых и кукурузы — 134. Собрано картофеля — 2243. Собрано овощей — 595». (данные 1957 года, все в центнерах, примечание автора)
Как одевались инвалиды видно из ст.14 «Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования». Вот некоторые позиции:«пальто зимнее — 200 шт.(х500руб), полупальто зимн. мужское — 200 шт.(хЗООруб), пальто осеннее — 200 шт.(ЗООруб), тужурки мужск. — 100(х450руб ), кофты вязаные — 300 шт. (х50руб ), валенки — 500 шт.(х160руб.), костюмы х/б- 500шт.(х140руб.)…» Всего 35 наименований на сумму 495 тыс. руб. В этой статье так же предусматривалась оплата «пошива и ремонта белья в портновской мастерской». (разные виды одежды выдавались на разное число лет, примечание автора)
Досуг инвалидов предусматривала ст. 18. — проведение культурно-просветительных мероприятий, в т.ч. на год было запланировано:«- кинопостановка в кол-ве 108 сеансов (на трех объектах), — платные лекции, — платные постановки концертов, спектаклей по 1 постановке в месяц (х250руб ), — приезжие гастроли артистов 3 раза в год (х1000 руб.)».
А вот уникальное свидетельство Вячеслава Кашина, который с родителями, они обслуживали инвалидов, прибыл на Валаам в 1950 году.
6 июня 1950 года наша семья вместе с инвалидами Муромского дома инвалидов прибыла на Валаам на барже (лихтер) и сразу же вселились в Зимнюю гостиницу на 1-й этаж. Инвалидов ВОВ в Муромском не было. Мы привезли корову, 5 овец, много кур, двух поросят. Животных устроили в хлев недалеко от Зимней гостиницы. В сентябре пошел в школу в 4-й класс. Прилагаю фото, сделанное во дворе Зимней гостиницы у стены, школы (школа была на 3-м этаже Зимней гостиницы. Вячеслав Кашин).
Существовал дом инвалидов на острове Валаам с 1950 года по 1984. Рассчитан он был максимум на 1.000 человек, поэтому число инвалидов в нем никогда не превышало указанной цифры, данные по годам: 1950-904, 1952 – 876, 1953 – 922, 1954 – 973, 1955 – 973, 1956 – 812 и т.д. В 1957 году число инвалидов на Валааме стало снижаться, так как инвалиды получали профессию, реабилитировались и уезжали с Валаама. В 1983 году в монастыре оставалось чуть более 400 «обслуживаемых». В 1984 году дом инвалидов и престарелых, так он к тому времени стал называться, перевели в село Видлице, в новое здание.
Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали.
Товарищ, мы едем далёко,
Подальше от этой земли.
А хорошо прикинутые, сытые «трёхпалубные» пассажиры замирали от неожиданности и испуга от силы и охочести звука. Они вставали на цыпочки и взбирались на верхние палубы своих пароходов, старясь увидеть, кто же производит это звуковое чудо. Но за высокой вологодской травою и прибрежными кустами не видно обрубков человеческих тел, поющих с земли. Иногда только над верхушками кустов мелькнёт кисть руки нашего земляка, создавшего единственный на земном шаре хор живых торсов. Мелькнёт и исчезнет, растворившись в листве. Очень скоро молва о чудесном монастырском хоре «самоваров» из Гориц, что на Шексне, облетела всю округу.
Это отрывок из книги Эдуарда Кочергина «Рассказы питерских островов». А вот как он описывает отбытие Васи Петроградского в Горицкий дом инвалидов: «В начале 50-х ленинградские бомжи и бомжихи (в том числе гулящие бабы, так сказать «низы общества») провожали в интернат своего весёлого собутыльника и запевалу Васю Петроградского – бывшего матроса Балтийского флота, потерявшего на фронте обе ноги. На обычный пассажирский пароход сажали его собесовские чиновники (которые и уговорили отправиться в интернат) и толпа друзей. На прощание «отутюженному и нафабренному Василию» вручили подарки на память – новый баян и три коробки любимого им «Тройного» одеколона. Под игру этого баяна («Любимый город может спать спокойно. ») пароход и отчалил в Горицы».
В селе Горицы еще в 2011 году жила Нина Александровна Котова, которая работала после войны медсестрой в Горицком доме инвалидов.
По воспоминаниям Нины Александровны Котовой: «В 40-е и 50-е годы инвалиды в индоме делились на «отечественников» и «общий тип». Ко второму относились травмировавшиеся во время мирных занятий».
— «Отечественников» кормили лучше, — рассказывает она. — Деревенские не всегда так питались, как они. Хлеб, каша, молоко, щи — шесть дней в неделю пустые, один день с мясом. Да и щи-то не из крапивы, как «общему типу», а из щавеля. И корпуса у них были свои, отдельные. В каждой палате по 10–12 человек помещалось.
Кадровые сложности с персоналом Нина Котова подтверждает, но обижается, когда инвалидный дом называют местом ссылки, и вспоминает о том, что брали сюда не всякого. На территории монастыря было чисто («не как сейчас — стройку и грязь развели»), высаживались цветы, пели птицы.
— Обиженных среди инвалидов я не помню, — говорит Нина Александровна. — Когда выпьют, войну, ранения свои да семьи вспоминают, плачут, конечно. Но ведь многие из тех, кого присылали, были молодые ребята. И что из того, что без ноги или руки. В клуб ходили, с девчатами гуляли. Лихие были парни — гармонь возьмут, как запоют, полдеревни зрителей соберут. Они даже в самодеятельности участвовали. Старичков разных играли или в массовке участвовали.
После войны мужчин в Горицах и окрестностях, как и во всей стране, было мало, и лихие ребята с гармошкой и профессией попали в категорию завидных женихов. Многие инвалиды обзавелись семьями и покинули интернат. «А вы не отвечали на ухаживания пациентов?» — поинтересовались мы у бывшей медсестры Нины Котовой. «Так ведь мой муж тоже из «отечественников», — со слезой в голосе ответила старушка.
Из доклада министра МВД Круглова от 1954 очевидно, что никто инвалидов ВОВ никуда в 1948 и в 1949 годах насильно не высылал. Тем более на Соловки. Соловецкий лагерь был переоборудован в 1937 году в тюрьму «особого назначения». Тюрьму закрыли в 1939 году. С 1942 по 1945 год там была знаменитая школа юнг. Что там было дальше при советской власти, история умалчивает. Специально пересмотрел множество материалов по Соловецким островам, искал что там было после ВОВ, но с 1945 года по 1967 пробел. Нигде ни слова не сказано. Но если бы туда свозили инвалидов, то об этом сейчас, когда страной правят антисоветчики, точно бы факты были, из каждого «утюга» об этом вещали, но нигде нет ни одного свидетельства, ни одного очевидца, ни одного документа, кроме голословной лжи.
И последнее. Мой родственник прошел войну. Откуда вернулся без обеих ног. Они у него были отрезаны полностью, почти под основание. Инвалид 1 группы. Государство обеспечивало его бесплатно протезами, он мог сам ходить, хоть и с большим трудом. Обеспечивало его бесплатно машинами. Помню его машину-инвалидку в конце 60-х годов. Как в фильме «Операция «Ы»». Он сам ей управлял. В начале 70-х ему выдали новую модель инвалидки. Во второй половине 70-х ее ему заменили на новую машину данной модели. Бесплатно. Государство таким инвалидам через каждые 5-6 лет бесплатно машины меняло. Бесплатно ремонтировало. Разрешало им гараж ставить во дворе многоэтажки. Несколько раз мы праздники отмечали в компании, где и он присутствовал. Он иногда, если сильно выпьет, то начинал рассказывать о войне. Но он никогда ни слова не говорил о том, что государство уничтожало инвалидов. А он бы молчать не стал. Пьяного его «несло».
PS Текст мой. Скопирован мной с другого сайта, на котором публикую свои статьи. Там можно выкладывать фотографии посреди текста, тут к моему огромному сожалению нет. Но не стал убирать описание фотографий.
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Как Сталин инвалидов после войны «вывез» в дома-интернаты
Как Сталин инвалидов после войны «вывез» в дома-интернаты
Антисоветская сказка о Великой Отечественной — один из часто тиражируемых мифов звучит так: «…в конце 40-х годов на улицах было много инвалидов. Наследие недавней войны… Фронтовики. Безрукие, безногие, на костылях, с протезами… Они пели и побирались, просили милостыню по вагонам и рынкам. И это могло бы породить в головах некие крамольные мысли о благодарности советского народа своим защитникам… Вдруг они исчезли. Их собрали за одну ночь – погрузили в вагоны и вывезли в «дома-интернаты закрытого типа с особым режимом». Ночью, тайком – чтобы не было шуму. Насильно – некоторые бросались на рельсы, но куда им было против молодых и здоровых? Вывезли. Чтобы не оскорбляли своим видом взоры горожан и туристов. Чтобы не напоминали о долге перед ними, спасшими всех нас».
А как было на самом деле? Совсем иначе. Разобрался в вопросе Михаил Сизов.
«ВАЛААМСКИЕ СПИСКИ
22 июня в 41-м началась война – и разве она окончилась?
Когда мы вспоминаем Великую Отечественную войну, в памяти предстают не только флаг над Рейхстагом, салют Победы, всенародное ликование, но и людское горе. И одно с другим никак не смешивается. Да, эта война нанесла чудовищный урон стране. Но радость Победы, осознание своей правоты и силы не должно погребаться скорбью – это было бы предательством по отношению к тем, кто отдал жизнь за Победу, кто кровью добывал эту радость.
Так я и написал недавно своему польскому приятелю: «Witek, в праздник Рождества об убитых вифлеемских младенцах не плачут. Не знаю как у вас, католиков, а у нас убиенных Иродом поминают отдельно, в четвёртый день после Рождества. Точно так же у нас не принято омрачать день Победы, для этого уместнее 22 июня – день начала войны».
Публикация была скомпилирована из разных русскоязычных статей. В них говорится: «В статистическом исследовании «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил» значится, что во время войны демобилизовано по ранению, болезни, возрасту 3.798.200 человек, из них инвалидов 2.576.000 человек. И среди них 450.000 одноруких или одноногих. Читатели постарше вспомнят, что в конце 40-х годов на улицах было много инвалидов. Наследие недавней войны… Фронтовики. Безрукие, безногие, на костылях, с протезами… Они пели и побирались, просили милостыню по вагонам и рынкам. И это могло бы породить в головах некие крамольные мысли о благодарности советского народа своим защитникам… Вдруг они исчезли. Их собрали за одну ночь – погрузили в вагоны и вывезли в «дома-интернаты закрытого типа с особым режимом». Ночью, тайком – чтобы не было шуму. Насильно – некоторые бросались на рельсы, но куда им было против молодых и здоровых? Вывезли. Чтобы не оскорбляли своим видом взоры горожан и туристов. Чтобы не напоминали о долге перед ними, спасшими всех нас.
На деле никто особо не разбирался – брали всех, кого попало, и те, у кого была семья, даже не смогли передать о себе весточку! У них отобрали паспорта и военные билеты. Исчезли, и всё. Вот там они и жили – если это можно назвать жизнью. Скорее, существование в каком-то Аиде, с другой стороны Стикса и Леты – реки забвения… Интернаты тюремного типа, откуда не было выхода. А ведь они были молодые парни, им хотелось жить! По сути дела, они были на положении заключённых… Такое заведение существовало, например, на острове Валаам. Интернаты находились в ведении МВД. Понятно, что там была за жизнь…»
Неприятно такое читать, да ещё с польскими комментариями. По-христиански мне бы надо смиренно покаяться за наших коммунистов-богоборцев: вот ведь что сотворили с инвалидами-ветеранами. Но чем больше я погружался в этот словесный поток, собранный из ручейков российской правозащитной критики, тем больше охватывало омерзение: «Что за страна СССР! Что за люди!» И коммунисты уже отошли на задний план, потому что в нормальной стране, населённой нормальными людьми, они не смогли бы творить такие злодеяния. Все виноваты! Как такое допустили русские люди?!
И вот тогда возникло у меня чувство: что-то здесь не то, некая демонизация реальности получается… Вправду ли «сотни тысяч» калек-ветеранов рассовали по тюремным интернатам? Ведь их в целом-то было не более 500 тысяч, и подавляющее большинство вернулось к семьям, работали на восстановлении страны, кто как мог – без руки или ноги. Это же в памяти народной сохранилось! И вправду ли интернаты подчинялись МВД? Там что, и охрана была? В ответ Witek смог привести лишь выдержку из доклада министра Внутренних дел Круглова от 20 февраля 1954 года: «Нищенствующие отказываются от направления их в дома инвалидов… самовольно оставляют их и продолжают нищенствовать. Предлагаю преобразовать дома инвалидов и престарелых в дома закрытого типа с особым режимом». Но из этого никак не следует, что предложение о «режимности» было удовлетворено. Министр исходил из своей, сугубо ведомственной, точки зрения, но решение принимал не он. А вот что действительно следует из этой записки, так это что до середины 50-х годов никакой «режимности» в интернатах для инвалидов не было. Правозащитники же наши толкуют про конец 40-х годов, когда инвалидов «рассовали по тюрьмам».
На пароходе в Горицы
Миф о тюремных интернатах для ветеранов-инвалидов появился не сразу. По всей видимости, всё началось с таинственности, что окружала инвалидный дом на Валааме. Автор знаменитой «Валаамской тетради» экскурсовод Евгений Кузнецов так и писал:
«В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение! Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь, на острове, а не где-нибудь на материке? Ведь и снабжать проще, и содержать дешевле. Формальное объяснение – тут много жилья, подсобных помещений, хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства, фруктовые сады, ягодные питомники. А неформальная, истинная причина – уж слишком намозолили глаза советскому народу-победителю сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли ещё где. Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой – из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого «позора»! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях…»
То есть удалённость острова Валаам вызвала у Кузнецова подозрение, что от ветеранов хотели избавиться: «В бывшие монастыри, на острова! С глаз долой…» И тут же к «островам» он причислил Горицы, Кириллов, д. Старая Слобода (Свирское). Но как, например, в Горицах, что в Вологодской области, можно было «упрятать» инвалидов? Это же большой населённый пункт, где всё на виду.
Защитник Невской Дубровки Александр Амбаров дважды во время бомбёжек был заживо погребён (рисунок Г. Доброва)
Эдуард Кочергин в «Рассказах питерских островов» описывает, как в начале 50-х ленинградские бомжи и бомжихи (в том числе гулящие бабы, так сказать «низы общества») провожали в интернат своего весёлого собутыльника и запевалу Васю Петроградского – бывшего матроса Балтийского флота, потерявшего на фронте обе ноги. На обычный пассажирский пароход сажали его собесовские чиновники (которые и заставили отправиться в интернат) и толпа друзей. На прощание «отутюженному и нафабренному Василию» вручили подарки на память – новый баян и три коробки любимого им «Тройного» одеколона. Под игру этого баяна («Любимый город может спать спокойно…») пароход и отчалил в Горицы.
Далее хотелось бы привести большую цитату – потому что про «Валаамскую тетрадь» Е. Кузнецова многие знают, а это свидетельство Э. Кочергина оказалось втуне:
«Самое потрясающее и самое неожиданное, что по прибытии в Горицы наш Василий Иванович не только не потерялся, а даже наоборот – окончательно проявился. В бывший женский монастырь со всего Северо-запада свезены были полные обрубки войны, то есть люди, лишённые абсолютно рук и ног, называемые в народе «самоварами». Так вот, он со своей певческой страстью и способностями из этих остатков людей создал хор – хор «самоваров» – и в этом обрёл свой смысл жизни. Начальница «монастыря» и все её врачи-санитары с энтузиазмом приветствовали инициативу Василия Ивановича, а на его одеколонное выпивание смотрели сквозь пальцы. Сёстры-санитарки во главе с врачихой по нервам вообще боготворили его и считали спасителем от страстных посягательств несчастных молодых мужских туловищ на их собственные персоны.
Летом дважды в день здоровые вологодские бабы выносили на зелёно-бурых одеялах своих подопечных на «прогулку» за стены монастыря, раскладывая их среди заросшей травою и кустами грудине круто спускавшегося к Шексне берега… Самым верхним клали запевалу – Пузырька, затем – высокие голоса, ниже – баритон, а ближе к реке – басы.
На утренних «гуляниях» происходили репетиции, и между лежащими торсами, в тельнике, на кожаной «жопе» скакал моряк, уча и наставляя каждого и не давая никому покоя: «Слева по борту – прибавь обороты, корма – не торопись, рулевой (Пузырёк) – правильно взял!» Вечером, когда у пристани внизу пришвартовывались и отчаливали московские, череповецкие, питерские и другие трёхпалубные пароходы с пассажирами на борту, «самовары» под руководством Василия Петроградского давали концерт. После громогласно-сиплого «Полундра! Начинай, братва!» над вологодскими угорьями, над стенами старого монастыря, возвышавшегося на крутизне, над пристанью с пароходами внизу раздавался звонкий голос Пузыря, а за ним страстно-охочими голосами мощный мужской хор подхватывал и вёл вверх по течению реки Шексны морскую песню:
Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали…
Товарищ, мы едем далёко,
Подальше от этой земли…
А хорошо прикинутые, сытые «трёхпалубные» пассажиры замирали от неожиданности и испуга от силы и охочести звука. Они вставали на цыпочки и взбирались на верхние палубы своих пароходов, старясь увидеть, кто же производит это звуковое чудо. Но за высокой вологодской травою и прибрежными кустами не видно обрубков человеческих тел, поющих с земли. Иногда только над верхушками кустов мелькнёт кисть руки нашего земляка, создавшего единственный на земном шаре хор живых торсов. Мелькнёт и исчезнет, растворившись в листве. Очень скоро молва о чудесном монастырском хоре «самоваров» из Гориц, что на Шексне, облетела всю Мариинскую систему, и Василию к питерскому титулу прибавили новый, местный. Теперь он стал зваться Василием Петроградским и Горицким.
А из Питера в Горицы каждый год на 9 мая и 7 ноября присылались коробки с самым лучшим «Тройным» одеколоном, пока майской весною 1957 года не вернулась посылка на Петроградскую сторону «за отсутствием адресата»».
Как видим, никакой «тюрьмы» в Горицах не было, и «обрубков войны» не прятали. Чем спать под забором, уж лучше пусть живут под медицинским надзором и уходом – такова была позиция властей. Спустя время в Горицах остались только те, от кого отказались родственники или кто сам не пожелал явиться к жене в виде «обрубка». Тех же, кого можно было подлечить, лечили и выпускали в жизнь, помогая с трудоустройством. Сохранился горицкий список инвалидов, вот беру из него не глядя первый попавшийся фрагмент:
«Ратушняк Сергей Сильвестрович (амп. культ. правого бедра) 1922 ИОВ 01.10.1946 по собственному желанию в Винницкую область.
Ригорин Сергей Васильевич рабочий 1914 ИОВ 17.06.1944 на трудоустройство.
Рогозин Василий Николаевич 1916 ИОВ 15.02.1946 выбыл в Махачкалу 05.04.1948 переведён в другой интернат.
Рогозин Кирилл Гаврилович 1906 ИОВ 21.06.1948 переведён на 3 группу.
Романов Пётр Петрович 1923 ИОВ 23.06.1946 по собственному желанию в г. Томск».
Есть и такая запись: «Савинов Василий Максимович – рядовой (остеопар. пр. бедра) 1903 ИОВ 02.07.1947 исключён за длительную самовольную отлучку».
«Расставались со слезами»
Эти горицкие списки нашёл в Вологде и Череповце (туда был переведён инвалидный дом) генеалог Виталий Семёнов. Он же установил адреса других интернатов в Вологодской области: в посёлке Прибой (Николоозёрский монастырь) и под городом Кирилловом (Нило-Сорская пустынь), куда из Гориц привозили самых тяжких. В пустыни до сих располагается неврологический диспансер, причём там сохранились две церкви, игуменский корпус и келейные корпуса (см. Покров над Белозерьем в № 426 «Веры»). Такой же интернат располагался в п. Зелёный берег (Филлипо-Ирапский монастырь), что близ села Никольское на реке Андога (см. Филипп, утешитель души в № 418 «Веры»). В обеих названных обителях, как и в Горицах, мне доводилось бывать. И ведь не пришло в голову о ветеранах расспрашивать. А Виталий Семёнов продолжает «копать»…
Неизвестный солдат. 1974 г. (коллаж автора с рисунка Г. Доброва)
Совсем недавно, в мае 2012 года, он получил электронное письмо от школьницы из села Никольское. Старшеклассница Ирина Капитонова восстановила 29 фамилий из пациентов андогского дома инвалидов и записала воспоминания более десятка людей, работавших в инвалидном доме. Вот некоторые отрывки:
«Рядом с кельями на улице был обстроен навес на свежем воздухе. Неходячих инвалидов в благоприятные дни на раскладушках выносили на свежий воздух. Инвалидам оказывалась систематическая медицинская помощь. Заведующей медпунктом работала фельдшер Смирнова Валентина Петровна. Её направили сюда после окончания Ленинградского медицинского училища при институте Мечникова. Валентина Петровна жила в 12-метровой комнате рядом с инвалидами. В трудную минуту всегда приходила на помощь.
Ежедневно в 8 ч утра медицинские работники делали обход инвалидов по палатам. Часты были и ночные вызовы. За лекарством ездили в Кадуй на лошади. Медицинскими препаратами снабжали регулярно. Кормили 3 раза и ещё выдавали полдник ежедневно.
При доме инвалидов содержали большое подсобное хозяйство… Рабочих в подсобном хозяйстве было немного. Им охотно помогали инвалиды. По словам бывшей рабочей Волковой Александры (1929 г. р.), инвалиды были работящими. На территории была своя библиотека. Привозили для инвалидов фильмы. Те, кто мог, ходили на рыбалку, за грибами и ягодами. Вся добытая продукция шла к общему столу.
Инвалидов никто из родственников не навещал. Трудно сказать: то ли они сами не хотели быть обузой, то ли родственники не знали места их пребывания. Многим инвалидам удалось обрести семью. Молодые женщины Зелёного берега и из близлежащих деревень, потерявшие своих женихов на войне, соединяли свою судьбу с инвалидами из Зелёного берега…
По словам респондентов, многие курили, а спиртным не увлекались. Справиться с физическими и душевными ранами помогал труд. Об этом свидетельствуют судьбы многих из них. Забоева Фёдора Фёдоровича, инвалида 1-й группы без ног, хорошо знавшие его называли «человеком-легендой». Его золотые руки умели делать абсолютно всё: портняжничать, шить и ремонтировать обувь, убирать урожай на колхозных полях, разделывать дрова…
Просуществовал дом инвалидов до 1974 года. Инвалиды расставались с Зелёным берегом и друг с другом тяжело, со слезами. Это свидетельствует о том, что здесь им было комфортно».
Все эти сведения переправил я польскому публицисту, мол, не надо мазать чёрной краской советское время – нормальные люди там были, добрые и отзывчивые, своих ветеранов уважали. Но оппонент мой не сдавался: «А как же «Валаамская тетрадь», ты не веришь Кузнецову?» И снова Кузнецова цитирует – как ветераны голодали, овощей им не хватало:
«Я видел это своими глазами. На вопрос кому-либо из них: «Что привезти из Питера?» – мы, как правило, слышали: «Помидорку бы и колбаски, кусочек колбаски». А когда мы с ребятами, получив зарплату, приходили в посёлок и покупали бутылок десять водки и ящик пива, что тут начиналось! На колясках, «каталках» (доска с четырьмя шарикоподшипниковыми «колёсами»), на костылях радостно спешили они на поляну у Знаменской часовни, там рядом была тогда танцплощадка. Для безногих инвалидов! Додуматься только! И был здесь же пивной ларёк. И начинался пир. По стопарику водки и по стопарику же ленинградского пива. Да если это «прикрыть» половинкой помидорки да куском «Отдельной» колбаски! Бог мой, вкушали ли изощрённейшие гурманы подобные яства! И как оттаивали глаза, начинались светиться лица, как исчезали с них эти страшные извинительно-виноватые улыбки…»
Ну что тут скажешь? Кузнецов ещё студентом стал подрабатывать на Валааме экскурсоводом с 1964 года. В ту пору, да и позже, «колбаску» только в Ленинграде да Москве можно было свободно купить. Значит ли это, что инвалиды голодали?
Честно сказать, задели меня слова Witeka. Ведь Валаам очень близок мне. Туда в командировку от петрозаводской газеты «Комсомолец» я приезжал ещё в 1987 году. Инвалидный дом не застал – его три года как перевели на «большую землю», в п. Видлица. Но пообщаться с одноруким ветераном довелось. Три ночи провёл я в конторе лесхоза (на острове были лесхоз и леспромхоз), а там рядышком находилась пасека. Вот при этойпасеке и жил инвалид, пожелавший остаться при своих пчёлах. Глядя на него, мне как-то в голову не пришло расспрашивать об «ужасах» инвалидного дома – такой светлый, умиротворённый старик. Только одно его огорчало. Показывал он мне пчёлок и предлагал: «Старый я, помощника нет, оставайся». И помнится, я всерьёз подумывал: а может, плюнуть на всё и остаться на острове?
Делюсь этим воспоминанием со своим оппонентом, он в ответ – «Значит, Кузнецову не веришь. А своим священникам веришь? Год назад на Валааме установили крест-памятник на кладбище ветеранов-инвалидов, после панихиды было сказано…» И цитирует: «Это люди, получившие тягчайшие увечья в Великой Отечественной войне. Многие из них не имели рук и ног. Но более всего, наверное, они испытывали муки от того, что Родина, за свободу которой они отдали своё здоровье, не сочла возможным сделать ничего лучшего, как отправить их сюда, на этот холодный остров, подальше от общества победителей… Условия их жизни здесь мало чем отличались от лагеря: они не имели возможности передвижения, они не имели возможности поехать к своим родным, близким. Они здесь умирали – скорбно почили, как мы только что слышали в молитве за упокой. То, что произошло на Валааме… – это ещё одна малоизвестная история, связанная с войной…»
Да, уел меня польский приятель. Даже и не знал, что ответить.
Правда о Валааме
Проповедь эта была сказана после освящения креста, сооружённого по просьбе наместника монастыря представителями Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-западного региона. Координатором этого дела была Ольга Лосич, которая готовила также историческую справку для будущего памятника. На сайте ассоциации выложено интервью с ней. Ольга Лосич сообщает, что «перед Ассоциацией была поставлена задача создать памятник ветеранам войны, проживавшим на Валааме с 1953 года» (на самом деле ветераны там проживали уже в 1951–1952 годах. – М. С.). Далее она рассказывает, с каким трудом им удалось разыскать архивы инвалидного дома – они «оказались» в Видлице. И сообщает, что на остров сразу же было привезено около тысячи ветеранов вместе с медицинскими работниками, затем «от тоски и одиночества они стали умирать один за другим». «Мы полностью перебрали и изучили документы, содержащиеся в двадцати мешках, – говорит О. Лосич. – Поисково-исследовательский этап работы завершился составлением списков ветеранов – инвалидов войны, похороненных на Валааме. В этот список вошли 54 имени ветеранов». Всего же, по мнению Лосич, на кладбище должно было быть похоронено 200 инвалидов.
Мемориал памяти инвалидов Отечественной войны, погребённых на Валааме
В реальности на острове была большая «текучка» – одних туда привозили, других увозили, редко кто задерживался. И это следует из тех архивов, которые члены ассоциации с такими сложностями искали, хотя карельским краеведам эти документы давно известны. Их фотокопии даже в Интернете выложены. Лично я, заинтересовавшись, просмотрел почти двести документов и даже нашёл родственника своего земляка из Беломорского района. Вообще, что сразу бросается в глаза – это адреса проживания ветеранов-инвалидов. В основном это Карело-Финская ССР.
Утверждение, что на «холодный остров» свозили тунеядствующих ветеранов-инвалидов из крупных городов СССР, – это миф, который почему-то до сих пор поддерживается. Из документов следует, что очень часто это были уроженцы Петрозаводска, Олонецкого, Питкярантского, Пряжинского и других районов Карелии. Их не «вылавливали» на улицах, а привозили на Валаам из «домов инвалидов малой наполняемости», уже существовавших в Карелии – «Рюттю», «Ламберо», «Святоозеро», «Томицы», «Бараний берег», «Муромское», «Монте-Саари». Различные сопроводиловки из этих домов сохранились в личных делах инвалидов.
Как показывают документы, основной задачей было дать инвалиду профессию, чтобы реабилитировать для нормальной жизни. Например, с Валаама направляли на курсы счетоводов и сапожников – безногие инвалиды могли вполне это освоить. Обучение на сапожников было и в «Ламберо». Работать ветеранам 3-й группы было обязательно, 2-й группы – в зависимости от характера травм. Во время учёбы с пенсии, выдаваемой по инвалидности, удерживалось 50% в пользу государства.
Виталий Семёнов, скрупулёзно изучавший валаамский архив, пишет: «Типичная ситуация, которую видим по документам: солдат возвращается с войны без ног, родственников нет – убиты по пути в эвакуацию, или есть – старики родители, которым самим требуется помощь. Вчерашний солдат мыкается-мыкается, а потом машет на всё рукой и пишет в Петрозаводск: прошу отправить меня в дом инвалидов. После этого представители местной власти производят осмотр бытовых условий и подтверждают (или не подтверждают) просьбу товарища. И только после этого ветеран отправлялся на Валаам.
Вопреки легенде, более чем в 50% случаев у тех, кто попал на Валаам, были родственники, о которых он прекрасно знал. В личных делах через одно попадаются письма на имя директора – мол, что случилось, уже год не получаем писем! У валаамской администрации даже традиционная форма ответа была: «Сообщаем, что здоровье такого-то по-старому, ваши письма получает, а не пишет, потому что новостей нет и писать не о чем – всё по-старому, а вам передаёт привет»».
Самое поразительное: страшилки о валаамском «аиде» разлетаются мгновенно, стоит лишь любому сомневающемуся набрать адрес в Интернете – http://russianmemory.gallery.ru/watch?a=bcaV-exc0. Вот они, фотокопии внутренней документации. Например, такая объяснительная (с сохранением орфографии):
«1952 г. Валаамский инвалидный дом. От инвалида войны Качалова В.Н. Заявление. Так-как я ездил в город Петрозаводск и случилось несчастье, во время припадка раздели тужурку и летние брюки, то прошу вас дать мне фуфайку и брюки. В чём прошу Вас не отказать. В Петрозаводске заявил министру, то она велела вам написать заявление. К сему: Качалов 25/IX–52 года».
Картину проясняет ещё одна записка: «Директору дома инвалидов тов. Титову от инвалида войны II гр. Качалова В.Н. Объяснение. Объясняю в том, что продано у меня 8 вещей: брюки 2 х/б, простынь 1 х/б, тужурка 1 х/б, фуфайка х/б. Пинжак х/б один. Рубашка 1 х/б, носки 1 х/б. За это всё прошу вас меня простить и в дальнейшем прошу простить. Даю инспектору по трудоустройству слово в письменом виде, что больше этого не допущу и прошу вас выдать мне костюм шерстяной как выдавали инвалидам войны. К сему: Качалов. 3/X–1952».Получается, что инвалид свободно поехал с острова в областной центр и там покуролесил.
Запрос инвалиду-фронтовику, действиетльно ли он желает поступить в инвалидный дом (этот и другие документы на странице — из Валаамского архива)
Или вот ещё документы. Официальный запрос инвалиду, действительно ли он хочет жить в инвалидном доме (к слову об «облавах»). Увольнительная «инв. войны тов. Хатову Алексею Алексеевичу в том, что он увольняется для сопровождения жены к месту жительства в Алтайский край г. Рубцовск» (и это была «тюрьма»?). А вот ещё два документа. В одном даётся справка за 1946 год, что у ветерана Гавриленко из Питкяранты, бывшего танкиста, ослепшего на два глаза, нетрудоспособная мать, «положение безвыходное», поэтому ему выделяется место в интернате «Ламберо» Олонецкого района. Из другого следует, что танкиста перевели на Валаам, но в 1951 году его оттуда забирает мать. Или такая деталь: Ланев Фёдор Васильевич, прибывший на Валаам из г. Кондопога, в 1954 г. как ветеран получает пенсию в 160 руб. Вот из таких маленьких деталей и вырастает реальная картина.
И на всех документах значится не «дом инвалидов войны и труда», как его называет Е. Кузнецов и многие мифологи, а просто «инвалидный дом». Оказывается, на ветеранах он и не специализировался. Среди «обеспечиваемых» (так официально назывались пациенты) был разный контингент, в том числе «инвалиды из тюрем престарелые». Об этом В. Семёнов узнал от бывших работниц валаамского дома инвалидов, когда в 2003 году ездил в Карелию.
«У меня был случай один, – рассказала старушка. – Один бывший тюремный напал на меня на кухне, здоровый такой, с протезом ноги, а их же трогать нельзя – засудят. Они тебя бьют, а ты их не можешь! Я тогда закричала, пришёл замдиректора и дал ему так, что он отлетел. Но ничего, судиться не стал, потому как чувствовал, что неправ».
История с валаамским «аидом» очень неоднозначна. Между тем легенда о «Гулаге для ветеранов» продолжает шириться. И разве виноват мой приятель, польский публицист, собравший все эти страшилки, если не в польской, американской или ещё какой, а именно в русской Википедии говорится: «Валаам – лагерь инвалидов Второй мировой войны, куда после Второй мировой войны в 1950–1984 годы свозили инвалидов войны». Там же есть ссылка на статью «Как в СССР уничтожали инвалидов войны» с комментариями какого-то украинца: «Перед преступлениями российских коммунистов меркнут все преступления германского нацизма вместе взятые… Генетические уроды… Куда подевал народ-богоносец калек-победителей? Суть этих интернатов была в том, чтоб тихо спровадить инвалидов на тот свет как можно быстрее…» А в прошлом году в США должна была выйти книга американского адъюнкт-профессора Френсис Бернштайн, в которой описывается ущемление прав ветеранов в том числе в горицком доме инвалидов. Психологическое давление продолжается – направленное на очернение того, что объединяет сейчас народы России. Тихо, исподволь, копаясь в ранах ветеранов, они подрывают у молодого поколения «память о памяти» – мол, если ваши деды глумились над ветеранами, то зачем вы на свадьбах возлагаете цветы к памятникам, зачем вам «такая» Победа?
Только правда может этому противостоять. И молитвенная память о тех покалеченных, что многие годы носили в себе осколки страшной войны. И, конечно, я кланяюсь Ольге Лосич и её сотоварищам, что воздвигли памятный крест на Валааме. Крест, возможно, появится и на горицком погосте – Виталий Семёнов уже несколько лет добивается этого у местных властей. И сколько ещё таких инвалидных кладбищ по Руси…
Вместо послесловия: После выхода этой публикации 4 июля в редакцию нашей газеты зашла 78-летняя сыктывкарка и рассказала, что её отца долгое время после войны считали в семье без вести пропавшим. Но однажды её знакомая поехала на Валаам и случайно увидела там односельчанина… Это был отец нашей гостьи. На войне он потерял ноги и решил не сообщать семье о себе, чтобы не быть в тягость. Об этой и ещё одной истории, пополнившей «валаамский список», расскажем в № 664 газеты.»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.