что стало с красным и белым

Самая популярная сеть недорогого алкоголя в России закрывается

что стало с красным и белым. Смотреть фото что стало с красным и белым. Смотреть картинку что стало с красным и белым. Картинка про что стало с красным и белым. Фото что стало с красным и белым что стало с красным и белым. Смотреть фото что стало с красным и белым. Смотреть картинку что стало с красным и белым. Картинка про что стало с красным и белым. Фото что стало с красным и белым что стало с красным и белым. Смотреть фото что стало с красным и белым. Смотреть картинку что стало с красным и белым. Картинка про что стало с красным и белым. Фото что стало с красным и белым

Неприятности у лидеров алкогольного рынка начались еще в конце 2018 года, когда в офисы компании нагрянули с проверками по подозрению в неуплате налогов. Правда, масштабные обыски ни к чему не привели, что поначалу заставило публику думать, что «К&Б» банально привлекает к себе внимание перед новогодними каникулами.

Но дальше проблемы лишь усугублялись: силовики побывали даже в головном офисе сети в Челябинске. Уже летом 2019-го начали распространяться сведения о том, что владелец «Красного & Белого» Сергей Студенников готовится сдаться конкурентам — второй по величине сети алкомаркетов «Бристоль» и продуктовому ритейлеру «Дикси». Впрочем, фирма сдаваться не собиралась и, вопреки всему, лишь набирала обороты, став по итогам года самой быстрорастущей торговой сетью в РФ.

Однако это достижение не помогло владельцу бизнеса сохранить самостоятельность: «К&Б», «Бристоль» и «Дикси» теперь представляют собой единую структуру. Правда, все три бренда сохранились и успешно развиваются по отдельности — но, как утверждает Telegram-канал Mash, эта ситуация не продлится долго, «Красное & Белое» скоро перестанет существовать: контроль над сетью фактически перешел к «Бристолю», сотрудники штаб-квартиры массово увольняются, а Студенников ведет переговоры с целью сохранить за собой хотя бы уральский филиал.

Источник

Владелец сети «Красное и Белое» перенес IPO из-за «рыночных условий»

что стало с красным и белым. Смотреть фото что стало с красным и белым. Смотреть картинку что стало с красным и белым. Картинка про что стало с красным и белым. Фото что стало с красным и белым

Накануне запланированных на 10 ноября торгов ценными бумагами Mercury Retail Group на Московской бирже компания объявила, что решила отложить планируемое IPO «в связи со сложившимися рыночными условиями».

Чем известна Mercury Retail Group

На конец июня 2021 года группа управляет почти 13,5 тыс. магазинов, из них около 9,5 тыс. — принадлежат сети «Красное & Белое», 4 тыс. — «Бристоль».

Начавшие свое развитие с формата классического алкомаркета сети сегодня позиционируются как магазины формата ultra convenience (точки в шаговой доступности, но с меньшим ассортиментом, чем у «магазинов у дома»). Сама Mercury Retail Group со ссылкой на оценку исследовательской компании GfK указывала, что доля всей группы в этом сегменте составляет 43%.

Выручка ретейлера, по собственным данным, в 2020 году составила 577,2 млрд руб., скорректированная EBITDA — 55,9 млрд руб., чистая прибыль — 25,6 млрд руб.

что стало с красным и белым. Смотреть фото что стало с красным и белым. Смотреть картинку что стало с красным и белым. Картинка про что стало с красным и белым. Фото что стало с красным и белым

Продавать свои бумаги в рамках IPO планировали только текущие владельцы Mercury Retail Holding: сейчас 49% всей группы принадлежит основателю «Красного & Белого» Сергею Студенникову и его семье. У основателей сети «Бристоль» Игоря Кесаева и Сергея Кациева 37,25 и 7,69% соответственно. Владельцы оставшихся 6,06% не раскрываются.

Управляющий директор по инвестициям «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Цупров предполагает, что IPO могло быть перенесено из-за того, что бумаги ретейлера не нашли спроса по оценке, которую хотели получить его владельцы: «Может быть, они и справедливо достаточно дорого оценивают свой бизнес, но, вероятно, инвесторы посчитали, что велик риск не продать бумаги дороже через полгода. Это все же офлайн-бизнес, который не относится к вечнорастущим хайповым историям». Реальных рыночных обстоятельств, из-за которых стоило бы переносить сделку, Цупров сейчас не наблюдает.

В записке для потенциальных инвесторов аналитики «ВТБ Капитала» (выступал одним из организаторов размещения Mercury Retail Group) отмечали, что средний рост сопоставимых продаж (продажи компании без учета новых открытых магазинов) ретейлера за последние восемь кварталов показывал опережающие темпы среди продовольственных торговцев — 15,8%. Во втором квартале 2021 года сопоставимые продажи компании выросли на 14,8%, тогда как у «Магнита» — 5,2%, у X5 Group — на 4%.

С января по июнь 2021 года Mercury Retail Group показывала более высокие темпы роста выручки, чем лидеры рынка: ее доходы выросли на 26,5%, у X5 — на 9,5%, у «Магнита» — на 7,7%.

Ранее также со ссылкой на «рыночные условия» о переносе IPO на Нью-Йоркской и Московской биржах на начало 2022 года объявил сервис «Делимобиль».

Источник

«Красное&Белое» продолжает ликвидировать компании

что стало с красным и белым. Смотреть фото что стало с красным и белым. Смотреть картинку что стало с красным и белым. Картинка про что стало с красным и белым. Фото что стало с красным и белым

Миллиардер Сергей Студенников запустил ликвидацию еще пяти своих фирм, связанных с «Красным&Белым» в Челябинске. Магазины перейдут под управление других юрлиц Студенникова, рабочие места также сохранятся. Как такие юридические инициативы могут спасти бизнесмена от обвинения в уходе от налогов – в материале «ФедералПресс».

Сеть алкомаркетов «Красное&Белое» челябинского миллиардера Сергея Студенникова продолжила массовую ликвидацию своих фирм в Челябинске. Это следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Бизнесмен закрывает пять ООО: «Альтаир», «Аполлон», «Бараус», «Бриз» и «Градусник».

что стало с красным и белым. Смотреть фото что стало с красным и белым. Смотреть картинку что стало с красным и белым. Картинка про что стало с красным и белым. Фото что стало с красным и белым

В конце июля из ЕГЮРЛ были исключены еще три челябинские фирмы Студенникова: «Гелиос», «Барк» и «Ганнимед». После текущей ликвидации в Челябинске под контролем Сергея Студенников останутся еще 10 юрлиц, связанных с «Красным&Белым».

«Проводится реорганизация структуры компании, рабочие места сохранены», – рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе «Красного&Белого».

Когда Студенников только создавал свою сеть, он зарегистрировал много юрлиц под один брендом «Красное&Белое». У каждой фирмы была своя лицензия на продажу алкоголя, поэтому в случае проблем у одного магазина все остальные были в безопасности и могли дальше вести бизнес.

Менять такое положение пришлось в конце декабря 2018 года, когда в офисы «Крансого&Белого» сразу по всей стане пришли с обысками. Силовики подозревали сеть в обороте контрафакта и неуплате налогов. Обыски прошли на складах компании в Москве, куда из Челябинска переехал головной офис компании, а также в Екатеринбурге, Самаре, Казани, Уфе и Воронеже. Тогда источники, знакомые с ситуацией на алкогольном рынке, связали обыски с конкурентными войнами.

что стало с красным и белым. Смотреть фото что стало с красным и белым. Смотреть картинку что стало с красным и белым. Картинка про что стало с красным и белым. Фото что стало с красным и белым

Россияне поддержали запрет продажи алкоголя до 21 года

До этого у налоговой службы были претензии к головной компании сети – ООО «Абсолют», ее обвинили в неуплате около 2 млрд рублей налогов. Компания попыталась оспорить решение, но вскоре сама отозвала иск.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры Международной экономики и менеджмента УрФУ Галина Соколовская считает, что текущее массовое закрытие юрилц «К&Б» связано с риском попасть под новое обвинение в дроблении бизнеса – то есть уходе от налогов. Сейчас, по словам экономиста, такое дробление часто используют недобросовестные бизнесмены.

Суть метода заключается в снижении общей налоговой нагрузки за счет использования льготных систем налогообложения. Ликвидирующиеся компании, по данным «СПАРК-Интерфакс», используют упрощенную систему налогообложения, которая предоставляет некоторые налоговые льготы. Систему могут использовать компании с численностью менее 130 человек и доходом до 200 млн рублей в год. Объединенный бизнес масштабов «К&Б» не смог бы попасть под такие рамки.

В начале 2019 года, почти сразу после обысков, «К&Б» начала объединение с другими сетями алкогольного ретейла – «Дикси» и «Бристоль». В 2019 году обыски прошли снова, и Студенников резко ускорил процесс слияния, завершив его в сентябре 2019 года. Владельцами новой холдинговой компании «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед», зарегистрированной в мае 2019 года на Кипре, стали бенефициары «Дикси» и «Бристоля» – Игорь Кесаев и Сергей Кациев (51 %), Студенникову досталось 49 % акций.

Новая компания объединили 13 тыс. магазинов, став третьей по величине сетью розничного ретейла с оборотом в 800 млрд рублей без НДС. Объединение алкомаркетов уступило лишь X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магниту».

что стало с красным и белым. Смотреть фото что стало с красным и белым. Смотреть картинку что стало с красным и белым. Картинка про что стало с красным и белым. Фото что стало с красным и белым

что стало с красным и белым. Смотреть фото что стало с красным и белым. Смотреть картинку что стало с красным и белым. Картинка про что стало с красным и белым. Фото что стало с красным и белым

Россиянам посоветовали не пить холодное пиво

В июле 2021 года СМИ узнали о возможном выходе «Красного&Белого» на биржу. Объединенная компания алкогольных ретейлеров Mercury Retail Group наняла британскую компанию Ernst & Young для того, чтобы оценить объективную стоимость бизнеса. Обычно такой шаг проводится как раз перед IPO.

Источники считают, что компания, вероятно, выставит на торги 15–20 % своих акций. В дальнейшем объем ценных бумаг на рынке может достичь 30 %. Аналитики предполагают, что стоимость бизнеса может равняться половине его выручки за год, то есть 245 млрд рублей.

Бизнесмены могли вдохновиться недавним выходом другого на биржу ретейлера – Fix Price. В марте компания разместила на бирже около 20 % ценных бумаг. После того, как активы были куплены, капитализация компании составила 8,3 млрд долларов, что также сделало ее основателей миллиардерами.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Майорова

Источник

Сообразили на троих: что стало с компанией «Красное & Белое» после слияния

Выбор напитка

После одной из самых громких сделок в российском ретейле прошло больше полутора лет, и Сергей Студенников впервые согласился поговорить с журналистом. Бизнесмен встретил корреспондента Forbes в своем московском офисе, расположенном в золотой башне «Меркурий тауэр» Игоря Кесаева в «Москва-Сити».

Выпускник Саткинского горно-керамического техникума занялся бизнесом в конце 1980-х. Лично ездил за товаром, стоял в очередях, покупал и перепродавал продукцию возле ресторана «Уральские пельмени» в Челябинске. Позже Студенников участвовал в запуске уральской розничной сети «Монетка» Романа Заболотнова и Александра Жеребцова, был директором представительства в Челябинске. «Сергей там был младшим партнером, а Заболотнов — его боссом», — рассказывает старый знакомый Заболотнова и Студенникова.

Заработав первые деньги, Студенников основал собственный «SPS-Холдинг», куда в разное время входили оптовые фирмы по торговле бакалеей, табаком, стройматериалами, алкоголем и пивом. «Мне сильно повезло в жизни, — признается бизнесмен. — Я общался с людьми, которые начали заниматься ретейлом уже в конце 1990-х. Они вдохнули в меня идею ретейла, расширили мировоззрение». В начале 2000-х Студенников с региональным партнером компании «Р-Модуль» из Нижнего Тагила основал фирму «Ролис», которая управляла сетью строймаркетов «Евроград». Через несколько лет партнер погиб в ДТП, в одиночку Студенников бизнес не потянул и свернул его.

Внимание предпринимателя переключилось на другое направление — в его холдинг входила фирма по оптовой торговле алкоголем «Азимут». Ее Студенников зарегистрировал в 2003 году вместе с тремя основателями продуктовой сети «Три богатыря» из закрытого города Озерска в Челябинской области. «Это было собрание свободных художников: оптовое направление было общим, а розницу каждый мог развивать свою отдельно», — рассказывает знакомый челябинских бизнесменов. Позже интересы партнеров разошлись, но именно тогда Студенников окончательно определился, чем займется дальше.

В 2006 году он открыл первый магазин «Красное & Белое» в Копейске, городе-спутнике Челябинска. Продажи в точке, специализирующейся на торговле алкоголем, сразу же превысили ожидания. Успех был неожиданным для местных бизнесменов. «Сергей не менеджер, он предприниматель 1990-х, который действует по принципу «есть идея — погнали», — рассказывает один из них. — Все систематизировать, составить бизнес-план — это не про него. У него вечно все падало, не получалось. Поэтому, когда «Красное & Белое» выстрелило, все были в шоке».

За первый год сеть выросла до 64 алкомаркетов. Небольшие магазины площадью в среднем 80 кв. м вмещали несколько сотен товарных позиций, в основном алкоголя, пива и сигарет. С самого начала была задача дать лучшее ценовое предложение, например пол-литровую бутылку водки в магазине продавали за 29 рублей.

В середине 2013 года в одной только Челябинской области работало 470 магазинов «Красное & Белое». Уже тогда Студенников начал раздражать конкурентов и регуляторов. «Это больше, чем магазинов «Пятерочка» и «Магнит», вместе взятых! «Красное & Белое» нас всех уже… монополизировала», — возмущалась руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова. По данным ведомства, в 2012-м сеть занимала в области самую большую долю продуктовой розничной торговли — 5,9%.

По итогам 2014 года «Красное & Белое» вошла в топ-15 продовольственных ретейлеров страны с выручкой 47 млрд рублей. К этому времени число магазинов выросло до 1700, а через год превысило 2500. В чем секрет столь быстрого роста? На рынке считали, что здесь не обошлось без влиятельных покровителей: чиновников, сотрудников федеральных силовых ведомств. Студенников никогда не стремился опровергать слухи о себе и своем бизнесе, его устраивала роль малозаметного регионального предпринимателя, ни на что не претендующего. «Все думали, что мы ведем бизнес как-то нечисто, с этим связывали успех, — говорит он. —Очень хорошо, когда тебя недооценивают. Важно создать иллюзию слабого игрока, чтобы большие не задавили».

Неуправляемый размер

В последние 14 лет жизнь Сергея Студенникова напоминала гонку. Он признается в интервью: «Мы вышли на рынок с опозданием почти на 10 лет и поставили задачу занять сколько-нибудь значимую долю. Поступательными шагами этого не удалось бы, только интенсивно, без остановки». К 2016 году сеть выросла почти до 4000 магазинов в 40 регионах, через год открылось еще 1290 новых.

Бизнес рос, вопреки строгим ограничениям и контролю за продажей алкогольной продукции. Потребление алкоголя в стране планомерно снижалось: по данным ВОЗ, с 20,4 л чистого алкоголя на душу населения в 2003 году до 11,6 л в 2016-м. «Эффективная работа с алкогольным ассортиментом, эксклюзивные бренды (в том числе в винной категории) и самые низкие цены позволили «Красному & Белому» задавать тренды и влиять на ценообразование не только в алкомаркетах, но и в федеральных сетях FMCG, — считает генеральный директор агентства Infoline Михаил Бурмистров. — Кроме того, сеть вовремя начала расширять ассортимент, чтобы обеспечить полноту потребительской корзины». С 2010 года «Красное & Белое», помимо алкоголя, начала продавать бакалею, молочные продукты и даже детские игрушки. «Сеть заняла перспективную нишу в ретейле — «магазин у дома» с ограниченным ассортиментом, но явным фокусом на одну определенную категорию — спиртное», — добавляет Бурмистров. На сегодняшний день структура продаж сети выглядит так: 25% оборота приносят крепкий алкоголь и вино, 25% — продукты питания, остальное — табак, пиво и непродовольственные товары. При этом постоянно растет доля вина в общем объеме продаж, а доля крепкого алкоголя, наоборот, постепенно снижается.

В 2017 году «Красное & Белое» заняла 3-е место по количеству магазинов после «Магнита» и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), а в первом полугодии 2018-го, открыв 882 новых магазина, обогнала по темпам роста «Магнит». Выручка «Красного & Белого» в 2018-м выросла на 40% и составила 301 млрд рублей. Ближайшим конкурентом «Красного & Белого» была алкосеть «Бристоль», которую с 2012 года развивали владельцы крупнейшего в стране табачного дистрибьютора «Мегаполис» Игорь Кесаев и Сергей Кациев. Несмотря на открытие 200–500 новых магазинов в год, «Бристоль» так и не сумела догнать челябинского чемпиона, который превосходил ее втрое по выручке и вдвое по числу магазинов. По эффективности сеть «табачных магнатов» тоже сильно уступала челябинской: один магазин «Бристоль» в год приносил 20 млн рублей, а «Красное & Белое» — вдвое больше.

Но Студенникова уже не радовало лидерство, к которому он стремился много лет. «С самого начала я понимал, что придется терпеть: во всем себе отказать и заниматься делом 25 часов в сутки. Но не знал, что придется терпеть так долго», — устало признается бизнесмен. К тому времени сеть «Красное & Белое» достигла таких масштабов, что стало сложно ею управлять. Кредитная нагрузка росла, а прибыль почти нет. Кроме того, все чаще возникали проблемы с госорганами в разных регионах присутствия. Летом 2018 года межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Челябинской области вынесла решение о взыскании с ООО «Абсолют» (входит в ГК «Красное & Белое») 1,95 млрд рублей за налоговое правонарушение. В течение месяца с момента получения решения компания претензию оплатила. «Бизнес, которым мы занимаемся, — алкоголь, табак — на 100% контролируется государством. Это сказывается и на развитии, и на эффективности в целом, — говорит основатель «Красного & Белого». — Бизнес стал таким большим, что нам уже не хватало управленческих компетенций. С такими масштабами мы никогда не работали».

Правильные партнеры

В 2019 году выручка табачного дистрибьютора составила 752 млрд рублей. По словам Студенникова, с Кесаевым и Кациевым он знаком по меньшей мере 10 лет. «Мы давно друг друга знаем, — говорит он. — С 1990-х знакомы заочно, потом уже были очные рабочие встречи, где мы обменивались опытом. Обыкновенная рабочая рутина».

Обсуждали ли предприниматели объединение бизнеса? По словам источника Forbes, предложения о слиянии поступали Студенникову давно. Сам он на вопрос о переговорах отвечает уклончиво: «Гипотетически в разговоре [с Кесаевым и Кациевым] такие темы, естественно, затрагивались. Но таких разговоров и предложений от разных игроков случается по 10 штук в год. Но чтобы давайте кровь из носу объединимся, такого желания не было ни у нас, ни у акционеров «Мегаполиса». Получить комментарии Кесаева и Кациева Forbes не удалось.

Как бы то ни было, в сентябре 2019 года в России появился третий по обороту после X5 и «Магнита» розничный игрок — «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед». Кесаев и Кациев закрыли сделку по объединению своих активов с сетью Студенникова. «Классического due diligence бизнесов не проводилось: только внутренняя оценка, в результате которой стоимость активов оказалась равнозначной. Дополнительные средства в пользу одной из сторон не вносились», — рассказывает Студенников. В объединенную компанию вошли группа компаний «Дикси», «Альбион 2002» (управляет сетью алкомаркетов «Бристоль») и «Красное & Белое». Позже компания была переименована в «Меркурий Ритейл Груп Лимитед», она зарегистрирована на Кипре, 51% ее акций принадлежит Кесаеву и Кациеву, 49% — Студенникову. Силовики с момента объявления о слиянии в январе 2019-го в офисы и на склады «Красного & Белого» не приходили.

У Студенникова появилась возможность делегировать часть работы, с которой ему не удавалось справиться в одиночку в последние годы. «У каждого есть свои компетенции. У моих партнеров — это умение общаться с внешним миром: банками, представителями государственных органов на разных уровнях», — перечисляет Студенников. «Красному & Белому» был необходим GR-ресурс [Government Relations, взаимодействие с госорганами], и объединенная компания его получила. Это сильный серьезный партнер с опытом сложных сделок в лице Кесаева и Кациева», — говорит Михаил Бурмистров. По мнению эксперта, владельцы «Дикси» и «Бристоля» тоже получили преимущество от объединения — возможность увеличить стоимость бизнеса, капитализировать его, выведя на биржу. Акции «Дикси» торговались на бирже с 2007 года, но в 2018-м компания провела делистинг, объяснив это ухудшением финансовых показателей.

«Что нас с партнерами роднит? Это вовлеченность акционеров в операционную деятельность каждой из трех компаний, — рассуждает Студенников. — Одна голова хорошо, а три лучше. Объединение активов было стратегическим решением акционеров, которые «варятся» в бизнесе, хотят стать эффективнее. Все стратегические решения принимаются акционерами совместно, а оперативные вопросы в дальнейшем дошлифовываются разными командами».

Сегодня сетями «Дикси» (включая «Викторию» и «Мегамарт»), «Бристоль» и «Красное & Белое» управляют разные команды. Тем не менее преимущества от слияния есть. Например, Студенникову, по его словам, за год удалось в пять раз снизить кредитную нагрузку «Красного & Белого» (до 5 млрд рублей на октябрь 2020-го) и увеличить прибыль, открыть около 700 новых магазинов (всего сеть насчитывает 8800 точек). Пандемия ретейлера практически не задела: трафик в магазинах упал, зато средний чек вырос с 260 до 300 рублей. По итогам года Студенников прогнозирует рост выручки на 25–27%. В объединенной компании планируется довести оборот до 1,1 трлн рублей до конца года. По словам предпринимателя, развиваться в России ему уже не так интересно — через три-пять лет челябинец хочет вывести «Красное & Белое» на внешние рынки, в частности в США, Китай и Индию.

Источник

Что же произошло с «Красное и белое»: отжали или продали

Опубликовано 29.01.2019 в ЕКАТЕРИНБУРГ // 0 Комментарии

что стало с красным и белым. Смотреть фото что стало с красным и белым. Смотреть картинку что стало с красным и белым. Картинка про что стало с красным и белым. Фото что стало с красным и белым

Десятки юрлиц, примерно 30 млрд рублей кэша и почти полное отсутствие долгов — The Bell узнал, как Сергей Студенников создал крупнейшего в стране продавца алкоголя, сеть «Красное&Белое».

После объявления о ее слиянии с «Дикси» и «Бристоль» весь рынок спорит о том, что это: классическое M&A или бизнес у Студенникова «отжали». Узнали, какие версии обсуждают знакомые Студенникова и его нового партнера — одного из самых закрытых в России бизнесменов Игоря Кесаева.

Продавец

В результате слияния «Дикси», «Бристоль» и «Красное&Белое» в России появится не просто третья по размеру розничная сеть — объединенная компания станет крупнейшим в стране продавцом алкоголя и единственным ритейлером, способным бросить вызов безоговорочным лидерам рынка, X5 и «Магниту».

В сообщении компаний сделка названа «паритетным объединением активов» с использованием «денежных инструментов, которые позволят уравнять активы». Кто сколько кому заплатит, непонятно, но суть сделки от этого не меняется: владельцы «Дикси» Игорь Кесаев и Сергей Кациев покупают «Красное&Белое» и получают 51% объединенной компании, владелец купленной сети Сергей Студенников — 49%.

Аналитики называют «Красное&Белое» «жемчужиной сделки», и с ними трудно поспорить. Таких темпов роста ни у одного крупного игрока на российском рынке продуктового ритейла не было как минимум 10 лет. В 2015–2017 годах выручка «Красного&Белого» в среднем прибавляла по 65%. С похожей скоростью рос разве что «Вкусвилл» Андрея Кривенко, но по масштабу они несравнимы — в 2017 году «Красное&Белое» наторговало на 215 млрд рублей, «Вкусвилл» — на 39 млрд.

«Они смогли в своем сегменте построить настоящий дискаунтер — нащупали бизнес-модель, которая работает», — говорит аналитик ИК «Атон» Виктор Дима. Но точно сказать, как обстоят дела у компании Студенникова, нельзя, признает и он, и другие аналитики и участники рынка. Кроме числа магазинов и оценочной выручки о бизнесе сети не известно почти ничего. «Красное&Белое» — непубличная компания, сказать точно, прибыльная она или открывает магазины в кредит и копит огромные долги, со стороны не выйдет, признает самый опытный аналитик российского розничного рынка, управляющий директор Prosperity Capital Алексей Кривошапко.

Первый магазин «Красное&Белое» местный бизнесмен Сергей Студенников открыл в Копейске Челябинской области в 2006 году. Название придумывали «в горящем режиме», рассказывал он в 2015 году: «красное» отвечало за вино, «белое» — за водку. Основание компании совпало с дефицитом спиртного на прилавках из-за введения электронной системы учета ЕГАИС и запрета на импорт из Молдавии, и новый формат небольших специализированных магазинов-дискаунтеров с широким ассортиментом алкоголя оказался в выигрышном положении.

К 2015 году у «Красного&Белого» было 1800 магазинов по всей России. За следующие три года их число утроилось — сейчас их уже 5500. Все это — небольшие (70–100 кв. м) точки на арендованных площадях. Но в 2015 году Студенников оценивал затраты на открытие одной точки в 10 млн рублей — значит, за три года компания должна была потратить не меньше 30 млрд рублей чистого кэша только на открытие магазинов.Откуда «Красное&Белое» берет деньги на развитие, всегда было главной загадкой сети, говорит The Bell бизнесмен, работающий на уральском рынке розничной торговли с начала 1990-х. «При таких темпах роста они просто должны быть в долгах. Где еще брать деньги? “Магнит”, который так же быстро открывался в середине 2000-х, тогда был так закредитован, что, не проведи он IPO, не пережил бы 2008 год. А здесь никаких IPO не было», — рассуждает основатель одной из крупных российских розничных сетей, знакомый с бизнесом «Красного&Белого».

Но, по словам бывшего топ-менеджера банка «Уралсиб» (наряду со Сбербанком — один из двух крупнейших кредиторов «Красного&Белого»), долг у сети даже на этапе быстрого развития оставался небольшим. «Компания брала деньги, но в рамках обычного. Бизнес-модель была удачная, сотрудники были финансово замотивированы. Они быстро выбивали из регионов местных игроков, а когда нарастили масштаб, имели прямые поставки от поставщиков и при низкой марже они одни практически стали рентабельными».

О «финансовой замотивированности» сотрудников «Красного&Белого» действительно ходят легенды: якобы менеджеры, не выполнившие месячный план продаж, вынуждены были оформлять непроданный товар как недостачу и продавать своими силами. Студенников в интервью РБК отрицал это, но источник The Bell, недавно нанимавший на работу бывших сотрудников «Красного&Белого», подтверждает: менеджеры магазинов жаловались, что вместо зарплаты получали ящики алкоголя, которые потом ходили продавать по соседям.

Публичной информации об инвесторах или крупных кредитах компании Студенникова нет. В пресс-службе «Красного&Белого» запрос The Bell оставили без ответа. Сам Студенников в интервью РБК отвечал на вопрос, как компания финансировала развитие, так: «Частные деньги привлекаются по такой же схеме, как и банковские, но к владению компанией это не имеет никакого отношения». По словам уральского ритейлера, в свое время существовала версия о том, что частный инвестор «Красного&Белого» — бывший владелец агрохолдинга «Макфа», а в 2010–2014 годах челябинский губернатор Михаил Юревич. В 2017 году на Юревича было заведено уголовное дело, сейчас он находится в международном розыске. Телефон экс-губернатора сейчас недоступен.

Силовики

Точной информации о сути претензий силовиков к сети нет, сама компания объявила, что речь идет о подозрении в неуплате налогов и торговле контрафактом. Единственное, что известно точно (и это подтверждает источник The Bell, знакомый с ситуацией в сети), — что у налоговой были претензии к запутанной структуре собственности сети. Вопросы вызывало то, что сеть управляется через несколько десятков операционных компаний, говорил The Bell еще осенью человек, давно работающий на розничном рынке.

Компания управляется через более чем 50 юрлиц, учрежденных Сергеем Студенниковым. Еще десяток компаний, по данным СПАРК, находится в собственности Елены Соболевой, которую в СМИ называют супругой Студенникова («Владелец компании — моя семья», — говорил Студенников в 2015 году РБК). Большинство компаний названы производными от слов «Альфа», «Бета» и «Лабиринт» (например, «Альфа-Сургут», «Лабиринт-Уфа» и так далее).

В общей собственности у Студенникова и Соболевой одна компания «Альфа-Курган», которая управляет магазином в Шадринске Курганской области, а ранее управляла магазином в самом Кургане, следует из данных госорганов. Компания убыточна: по итогам 2017 года при выручке 3,7 млрд рублей она отчиталась об убытках более 30 млн рублей, поэтому не платила налог на прибыль.

Около половины юрлиц зарегистрированы в Челябинской области, где родился и живет Студенников. Все компании объединяет право пользования на товарный знак «Красного&Белого» и наличие лицензий на розничную продажу алкоголя. Большинство компаний арендуют одно или несколько помещений под магазины «Красное&Белое».

Ведение бизнеса через десятки небольших юрлиц — классический прием оптимизации налогообложения: если годовая выручка компании не превышает 50 млн рублей, она может не платить 20% НДС и 20% налога на прибыль, а ограничится только 15% от оборота, говорит управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Сергей Егоров. Но выручка большинства юрлиц Студенникова значительно превышает 1 млрд рублей, и все компании выплачивают не менее 100 млн рублей налогов в год.

«Чрезмерно сложная структура управления холдингом привлекает внимание регуляторов к бизнесу, а методы “распутывания” корпоративного “клубка” часто оказываются именно такими, какие применили к “Красному&Белому” в важный для бизнеса момент переговоров о сделке», — заключает юрист Norton Rose Fulbright Сергей Авакян. Владелец компании, создавая множество юрлиц, не только оптимизирует налоги, но и диверсифицирует свои риски — например, такая структура создает условия, при которых сфабрикованные уголовные дела не парализуют весь холдинг, говорит председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе.

Покупатель

Главным акционером новой сети будет Игорь Кесаев — старший партнер Сергея Кациева в «Дикси» и других их бизнесах. Кесаев — один из самых закрытых российских бизнесменов — свои основные деньги он заработал в табачном бизнесе.

Выпускник МГИМО Кесаев занялся торговлей сигаретами еще в начале 1990-х, а крупным оптовиком стал после скандалов вокруг льгот на ввоз сигарет, предоставленных правительством Бориса Ельцина Национальному фонду спорта, ассоциациям ветеранов-афганцев и инвалидов и РПЦ. В 1996 году льготы отменили. Кесаев, проживший предыдущие три года в Швейцарии, где располагалась европейская штаб-квартира крупнейшей мировой табачной компании Philip Morris International, вернулся в Россию и стал российским дистрибутором PMI, рассказывал Forbes.

Параллельно с «Дикси» Кесаев и Кациев с 2012 года развивали вторую сеть, очень похожую на «Красное&Белое», — такие же небольшие алкомаркеты «Бристоль». В появлении этого бизнеса была очевидная логика: с 2013 года в России законодательно запретили продажу сигарет в киосках, и табачным оптовикам пришлось развивать собственный канал продаж. В год запуска «Бристоля» Сергей Кациев и тогдашний гендиректор «Дикси» Илья Якубсон приезжали в Челябинск «посмотреть магазины», рассказывал Студенников. По словам знакомого Кациева, тогда бизнесмены думали о покупке «Красного&Белого», но Студенников «в резкой форме им отказал». По данным СПАРК, «Бристоль» в 2017 году при 67 млрд рублей выручки заработал 10 млн рублей чистой прибыли. Предыдущие четыре года сеть показывала убытки, например, в 2016 году — 355 млн рублей.

У Кесаева репутация жесткого бизнесмена. В период, когда Кесаев и Кациев скупали оптовые компании на табачном рынке, конкуренты указывали: у тех, кто не соглашался продавать бизнес, начинались проблемы с правоохранительными органами.

Еще одна сделка, в которой Кесаев появился сразу после силовиков, — покупка акций московского коньячного завода КиН. В июле 2007 года ГУВД Москвы провело на заводе обыски по делу об уклонении от налогов с помощью фирм-однодневок. Адвокаты завода заявили о рейдерском захвате, а источники, близкие к его частному акционеру Армену Еганяну, намекали, что за ним стоит Банк Москвы, строивший тогда свой алкогольный холдинг. Но уже спустя три месяца 52% завода у Еганяна и его партнеров выкупил Кесаев (правда, получить акции ему, впрочем, так и не удалось).

Впрочем, два человека, продававшие свои активы Кесаеву, сказали The Bell, что договаривались о сделках по доброй воле и без всяких проблем, а итогом остались довольны. То же самое говорили Forbes и несколько других бывших табачных оптовиков, продававших бизнес «Мегаполису».

«Кесаев — умный парень, никто его не видит и не слышит, а он столько лет растет, — рассказывает один из его знакомых. — Не тусовочный, семейный. У него был партнер по строительству башни в Москва-Сити, он умер, а потом выяснилось, что там куча долгов. Игорь со всеми рассчитался». Успех Кесаева в табачном бизнесе он объясняет покровительством вовсе не силовиков, а международных табачных корпораций: «Это совсем другой размах — за ними стоят миллиарды, они могут демпинговать, как хочешь».

Представитель Кесаева заявил The Bell, что сделка c «Красным&Белым» — рыночная, абсолютно добровольная и никак не связана с обысками силовиков в сети в конце декабря 2018 года. Переговоры о ней шли давно, а инициатива слияния исходила от акционеров «Дикси» и «Бристоля» Кесаева и Кациева, добавил он.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *