что стало с магазином ряды
Cеть гипермаркетов «Оптоклуб Ряды» объявила о закрытии магазинов
В Петербурге прекращает работу сеть гипермаркетов «Оптоклуб Ряды», сообщает РБК.
Источник: «Оптоклуб Ряды»
Владельцы «Оптоклуб Ряды» Август Мейер и Дмитрий Костыгин приняли решение закрыть гипермаркеты после пяти лет развития сети. Магазины прекратят работу 14 сентября.
«За время работы постоянными членами клуба стали более 100 тысяч человек. «Оптоклуб Ряды» и сама модель лоукостера всегда показывали высокие результаты, что подтверждает количество действующих членов клуба и сумма среднего чека – 3200 руб. Средний размер маржи составляет всего 12%. Однако сложные внешние обстоятельства негативно повлияли на развитие сети. Именно поэтому владельцы компании приняли решение не развивать формат и прекратить работу всех торговых точек», – сообщили в компании.
В «Оптоклубе Ряды» подтвердили, что стоимость активов компании превышает сумму обязательств. Сеть заверяет, что рассчитается как с сотрудниками, так и с кредиторами.
Добавим, что к 2021 году Август Мейер и Дмитрий Костыгин планировали открыть 22 гипермаркета, однако из-за акционерного конфликта в другом активе и банкротств юридических лиц, план не реализовался.
Как рассказали РБК контрагенты «Оптоклуба Ряды», сеть рассчитывалась за поставленный товар весь последний год с заминками. Отсрочка доходила до 60–90 дней вместо зафиксированных 30–40 дней.
«Ситуация с несвоевременными платежами нарастала как снежный ком весь последний год. Мы летом 2019 года начали получать задержки по оплате и через какое-то время прекратили работать с «Рядами», – рассказал поставщик бакалейной группы товаров.
«Невские сыры» тоже прекратили работу с «Оптоклубом» в 2019 году в связи с несвоевременной оплатой за поставленный товар. Владелец «Невских сыров» Альберт Суфияров считает, что «Оптоклуб Ряды» слишком поздно вышел на рынок продуктовой розницы, на момент открытия первого объекта «рынок уже был зрелый, сформированный». Помимо этого, по мнению эксперта, сеть недостаточно отличалась от конкурентов, «у нее не было своей фишки». К тому же, «Оптоклубу» не хватало маркетинговой политики в достаточном количестве.
Как оптоклуб «Ряды» работал последние часы перед закрытием
С 14 сентября в Петербурге полностью прекращают работу гипермаркеты оптоклуба «Ряды». НЕВСКИЕ НОВОСТИ запечатлели последние часы работы одного из магазинов сети, сфотографировали опустевшие прилавки, а еще поговорили с персоналом и покупателями.
Мы приехали в магазин на Шафировском проспекте. В воскресенье после обеда товара уже, можно сказать, не осталось. За выходные покупатели смели с полок практически всю продукцию. Не разобрали разве что консервы, супы и лапшу быстрого приготовления, игрушки да одинокий стул на колесиках, сиротливо стоящий в отделе мебели. Перед окончательным закрытием последние клиенты бродили с полупустыми тележками в поисках последних товаров.
Несмотря на это, в магазине транслировали объявления о скидках, акциях, бонусах, ассортименте и необходимости соблюдать социальную дистанцию. Слышать все это довольно странно. Как будто не закрываются вовсе.
Уже ближе к вечеру покупателей стало гораздо меньше. Наверное, потому что товара практически не осталось, а все, кто хотел, пришли сюда раньше. Всего пара кассиров могли обслужить всех желающих без очередей.
«Очень грустная новость. Мы были постоянными покупателями. Тысяч по 15 минимум оставляли тут ежемесячно, а взамен получали продукты отличного качества. Где теперь отовариваться, не знаем», — вздыхает пожилой мужчина по имени Вячеслав.
Покупательница Ирина любила «Ряды» за низкие цены, широкий ассортимент, обходительный персонал и круглосуточный график работы.
«Это был очень хороший магазин. Никакой альтернативы я ему, к большому сожалению, не вижу», — поделился еще один покупатель Михаил.
А вот Александру оптоклуб «Ряды» запомнится опустевшими прилавками в последний день работы.
«Но если честно, не только этим. Прикольный был магазин. Соотношение цены и качества тут были что надо. В городе есть еще неплохие торговые сети, но это все равно не гипермаркеты», — рассказал Александр.
Сотрудники «Рядов» тоже жалеют о закрытии гипермаркетов и говорят, что у них останутся только хорошие воспоминания об этой работе. Правда, отвечать на вопросы, касающиеся последующего трудоустройства, они отказались. Кроме того, персонал не стал раскрывать подробностей прощания с работодателем.
«Соблюдены ли все условия трудового договора, не осталось ли долгов по заработной плате, нет ли конфликтов с руководством? — На эти вопросы нам отвечать запрещено, так как будет нарушена корпоративная тайна», — настороженно сказал один из сотрудников оптоклуба «Ряды».
В общем, грустно от закрытия всем: и сотрудникам, и покупателям.
Несколько дней назад в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ вице-президент Ленинградской торговой областной промышленной платы Елена Дюкарева назвала возможные причины закрытия гипермаркетов. По словам эксперта, у сети, в отличие от других крупных ретейлов, на хватило магазинов, чтобы пережить непростые кризисные времена.
«Печальная, но вполне закономерная история. Во всем виновато глобальное снижение спроса, спровоцированное экономическим кризисом. Более крупные сети смоли преодолеть трудности», — полагает эксперт.
Еще одной проблемой «Рядов» могла стать низкая транспортная доступность. Без личного автомобиля добраться в магазины оптоклуба было довольно проблематично.
Впрочем, по словам эксперта, по ряду параметров «Ряды» были магазином уникальным. Поэтому теперь для петербургского бизнеса освободится довольно привлекательный сегмент.
Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали о том, что петербуржцы не видят альтернативы закрывшимся «Рядам».
В Петербурге закрывается сеть гипермаркетов «Оптоклуб Ряды»
Владельцы компании «Оптоклуб Ряды» (ООО «БигБокс») Август Мейер и Дмитрий Костыгин приняли решение закрыть сеть после пяти лет ее развития. Гипермаркеты сети прекратят работу 14 сентября.
Падение лоукостера
«За время работы постоянными членами клуба стали более 100 тысяч человек. «Оптоклуб Ряды» и сама модель лоукостера всегда показывали высокие результаты, что подтверждает количество действующих членов клуба и сумма среднего чека — 3200 руб. Средний размер маржи составляет всего 12%. Однако сложные внешние обстоятельства негативно повлияли на развитие сети. Именно поэтому владельцы компании приняли решение не развивать формат и прекратить работу всех торговых точек», — говорится в сообщении компании.
В «Оптоклубе Ряды» заверяют, что стоимость активов сети превышает сумму обязательств, и компания намерена рассчитаться как с сотрудниками, так и с кредиторами.
Страх покупателей
Напомним, что к 2021 году бизнесмены планировали открыть 22 оптоклуба. Но из-за акционерного конфликта в другом активе Августа Мейера и Дмитрия Костыгина («Юлмарт») и банкротств юрлиц, планы по развитию сети «Оптоклуб Ряды» не реализовались.
Два месяца назад «БигБокс» закрыла единственный гипермаркет в Московском регионе. Тогда в компании заверили, что она решила сконцентрировать все свои активы в Петербурге и Ленобласти. На деньги, вырученные от продажи объекта в Москве, планировалось начать строительство четвертого гипермаркета в Северной столице. Однако источник, близкий к акционерам рассказал, что Августу Мейеру и Дмитрию Костыгину после истории с «Юлмартом» сложно распродавать свои активы. Так как потенциальные покупатели, когда слышат их имена, не рискуют совершать сделку из-за того, что потом вдруг позже возникнет какой-нибудь суд и вынесет решение о наложении ареста или признает сделку недействительной.
Ретейл «без фишки»
Как рассказали РБК Петербург контрагенты «Оптоклуба Ряды», компания весь последний год рассчитывалась за поставленный товар «очень тяжело». Как рассказывал ранее генеральный директор ГК «Реалъ» Александр Мышинский, отсрочка доходила до 60-90 дней вместо зафиксированных 30-40 дней.
«Ситуация с несвоевременными платежами нарастала как снежный ком весь последний год. Мы летом 2019 года начали получать задержки по оплате и через какое-то время прекратили работать с «Рядами», — рассказал поставщик бакалейной группы товаров. Компания «Невские сыры» (ТМ «Тысяча озер») также перестала работать с «Оптоклубом «Ряды» в прошлом году из-за несвоевременной оплаты за поставленный товар. Судя по сайту арбитражного суда, всего к ООО «БигБокс» подано 30 исков на общую сумму более 60 млн руб.
По словам владельца «Невских сыров» Альберта Суфиярова, «Оптоклуб Ряды» слишком поздно вышел на рынок продуктовой розницы, на момент открытия первого объекта «рынок уже был зрелый, сформированный». Кроме того, компания плохо отстроилась от конкурентов — «у нее не было своей фишки», и она мало использовала ресурсы поставщиков в своих целях, маркетинговая политика «почти отсутствовала» (в частности, «не было промо, ради которых покупатель готов ехать в магазин»).
Справка
«Оптоклуб Ряды» («БигБокс») — российская торговая сеть, ориентированная на продажу популярных товаров по низким ценам. Прототипом бизнес-модели является сеть COSTCO — крупнейшая в мире по объему продаж сеть клубного типа. За пять лет компания открыла четыре гипермаркета (в Петербурге — на Пулковском и Мурманском шоссе, а также на Шафировском проспекте; в Москве — в Мытищах).
По данным СПАРК, выручка ООО «БигБокс» в 2019 году составила 6,7 млрд руб. против 7 млрд руб. годом ранее. Чистый убыток в прошлом году составил 800 млн руб. против чистого убытка в размере 838 млн руб. в 2018 году. Краткосрочная кредиторская задолженность на 1 января 2020 года составила 1,3 млрд руб., в разделе «долгосрочные обязательства» обязательства по заемным средствам компании составляют 5,6 млрд руб.
Подписывайтесь на РБК Петербург в Facebook, «ВКонтакте» и Instagram
С конца 1999 года я был главным технологом компании «Лента C&C». И до 2004 года формировал всю технологию продаж, а также планы магазинов, товарный справочник, ретейл-аналитику, управленческие отчеты, клиентские программы CRM, руководил внедрением SAP R3. Формирование технологии ретейла сродни созданию скелета человека или каркаса автомобиля. Суть технологии «Лента» заключалась в соединении элементов сash&сarry и гипермаркета. И самым важным было построение отдела по работе с клиентами и клиентской программы.
Идея оптоклуба витала в воздухе еще в 2002-2003 годах, когда Август Мейер и Дмитрий Костыгин выкупили долю в «Ленте» у Ладимира Волошина и Андрея Смецкого.
Август Мейер приехал из США, а в Штатах нет ретейла формата cash&carry+гипермаркет. Есть формат wholesales club, оптовый магазин-клуб. Это и есть магазины формата Sam’s club и Costco. Когда Август как соучредитель предлагал основателю «Ленты» Олегу Жеребцову перевести «Ленту Cash&Carry» в формат Sam’s club и Costco, мне стоило значительных усилий отговорить Олега от этого решения.
То, что не вышло в нулевых, случилось в 2015 году: в «Оптоклубе Ряды» была почти тотально скопирована модель работы Sam’s club из Америки. При этом американский покупатель значительно отличается от российского по мотивам и целям покупки. Та же Metro Cash&Carry потерпела неудачу в США, а Walmart ушел из Европы и России, где так ничего и не открыл. Почему? Потому что стратегия покупок и тактика покупателей на разных континентах абсолютно разная. Sam’s club — еще один проект Сэма Уолтона, основателя Walmart. Так вот, у Walmart в формате store 90% ассортимента — non food. Там есть носки с золотым люрексом, носки с серебряным люрексом, носки с бронзовым люрексом и т.д. А, для сравнения, в «Ленте» 90% ассортимента — это продукты питания. Все наоборот. Американец едет в Walmart в первую очередь за трусами, а русский и европеец отправляется в гипермаркет за продуктами питания. Тотальная разница!
Есть два разных подхода в технологии создания ретейла: тотально копировать и умно адаптировать. С моей точки зрения, технологию к рынку необходимо адаптировать.
Например, «Карусель» была когда-то слепо скопирована с «Ленты» и до сих пор приносит убытки.
«Ряды» тоже адаптацию не сделали, и на дистанции в 5 лет этот управленческий минус стратегически грохнул компанию. Основное зерно технологий в ретейле — работа с клиентами. Именно для клиентов и в показателях клиентов строится умная работа с товарами и коммерческое управление продажами. Если нет технологии (а в «Рядах» ее было недостаточно), то и все остальное неуспешно. Технологии — сердце ретейла.
Например, в Sam’s club и во многом в «Оптоклубе Ряды» основная покупательская группа — это владельцы малого бизнеса в сегменте Horeca, а розничные покупатели и охотники за скидками лишь на втором месте. В «Лента Cash&Carry» было все наоборот. Соответственно различается и размер покупки, и технология предоставления скидки: в первом случае — 3-10 sku и скидка на опт, во втором — 15-30 sku и скидка на сумму покупки.
Но если в США крупные покупки можно хранить в гараже или подвале частного дома, то в России человек живет условно на «5-м этаже хрущевки без лифта». А тащить на 5-й этаж мешок с рисом трудно. Таких отличий можно привести еще много.
Ошибка была сделана в самом начале — руководителем «Оптоклуба Ряды» как СЕО стала операционный менеджер из «Лента C&C» Елена Стрельцова. Но руководить магазином созданной торговой сети и создавать технологию торговой сети — две разные задачи. Как водить автомобиль и делать его.
Для начала нужно было сделать правильный товарный справочник, рейтинговый анализ продаж, то есть ABC-анализ, out of stock — отсутствие в продаже рейтинговых товаров, CRM и т.д. Без этого проект не полетит, как автомобиль не поедет без колес, руля, тормоза и мотора.
В итоге в «Оптоклубе Ряды» почти не было фреш-фуда и ультра-фреша, они продавали в основном упакованные продукты. Так же как в Америке, где Sam’s club продает консервы, донатсы, соки, замороженные продукты и т.д. А в России продуктовые супермаркеты, гипермаркеты и сash&сarry без фреша — никак! Да, россиянин склонен быть ловцом дешевых товаров, но никто не покупает домой 5 кг блинов и 75 донатсов! Попробуй ты принести домой 24 упаковки молока, тебе жена скажет: «Ты что, рехнулся? А где бананы и картошка?»
С клубными карточками, которые необходимо было купить, чтобы стать клиентом «Рядов», — то же самое. Россияне не хотели за нее платить, потому что им невыгодно: здесь нет финансовых программ, поддерживающих эту карточку. В Sam’s club есть программы, связанные с MasterCard и Visa. Если у тебя American Express, то ты не отбиваешь свою сотку баксов, которую нужно положить на годовую программу. А здесь люди не понимали: за что я плачу деньги, если мне хватает товара и ассортимента?
Проект Льва Хасиса сеть «Смарторри» сделала те же ошибки. Не было проведено адаптации торговой технологии под потребности и мотивы покупок клиентов. Плюс слабое изучение клиентов, плюс слабая CRM. Если инвестор, делая ретейл-клуб, думает, что покупки будут как в супермаркете, он изначально ошибается на 70-80%.
Клубная программа в России возможна, только создают ее не деньги, связи, товары и скидки, а именно торговые технологии. Retail is detail!
Виктор Адамов о причинах провала проекта «Смартори» Льва Хасиса
Мне кажется, для «Рядов» сложилась трагическая совокупность факторов. Такое стечение обстоятельств отправило на дно и непотопляемый «Титаник». Вот эти факторы:
1. Формат «гиперов» демонстрировал снижение популярности и до локдауна. Очевидно, что в пандемию покупатель был склонен к магазинам у дома. Федеральные сети их и развивали. А «Оптоклуб Ряды» строил стратегию именно на «гиперах».
2. Собственно формат. Да, клуб. Да, у Costco отлично получилось. Но вот российскому потребителю «не зашло». Или массовое промо желтых ценников и «3 по цене 1» в федеральных сетях сформировали паттерн поведения «поиска лучшей цены сегодня».
3. Феномен локаций. Вроде вот он, по пути. Но даже на Пулковском шоссе (в Петербурге. — Ред.) в «Ленте» и «О’Кее» всегда было больше народу.
4. И, вероятно, главный фактор. История сложных взаимоотношений акционеров привела «Юлмарт» к закрытию. Возможно, в то время, когда компании нужен был pivot (смена бизнес-модели. — Ред.), например, на «клуб у дома», но этого не произошло именно из-за погруженности акционеров в проблемы «Юлмарта».
Помещениями бывших магазинов оптоклуба «Ряды» в Петербурге могут заинтересоваться дарк-сторы
С понедельника, 14 сентября, в Северной столице прекратила работу сеть магазинов «Оптоклуб Ряды». За 5 лет деятельности в городе сеть открыла три гипермаркета, которые пользовались большой популярностью у местных жителей. Эксперты предположили, какие компании могут заинтересоваться освобожденными помещениями.
Отметим, руководство сети причиной закрытия магазинов назвало «негативным влиянием сложных обстоятельств». Генеральный директор INFOLine Иван Федяков считает, что бизнес мог закрыться из-за слишком большой конкуренции. Дело в том, что, когда в стратегии упор делается на дисконт, весьма сложно удержаться на плову. Для это стоит постоянно расширять бизнес и наращивать количество магазинов в разных регионах. Сам формат гипермаркетов тоже постепенно отходит на второй план. Покупатели в настоящее время больше ориентированы на онлайн-магазины и магазины у дома. Сказывается и факт того, покупательская способность из-за кризиса снижается. Об этом сообщает АБН.
Еще одним фактором для решения о закрытии могла стать пандемия. Петербуржцы боялись ездить в отдаленные магазины (все точки находились в непосредственности близости от КАД), а также активно посещать общественные места. Из-за этого фокус покупателей сместился с гипермаркетов на доставку и магазины у дома. Негативное влияние данной тенденции ощутили на себе многие торговые сети.
Федяков также предположил, кто может стать следующими арендаторами освободившихся площадей. Эксперт подчеркнул, что новых представителей продуктового ритейла ждать не стоит из-за большой конкуренции. Расположение также не является удачным. Скорее всего, помещениями могут заинтересоваться онлайн-игроки, такие как Ozon или Wildberries, для организации складов с товарами для интернет-заказов. К тому же, переоборудование помещений бывшего оптоклуба для данных целей не будет стоить серьезных затрат.