что стало с олегом ефремовым
Олег Ефремов
Биография
Олег Ефремов говорил, что покатился бы по наклонной, если бы не стал актером. И став им, он гипнотизировал публику, не допуская ни грамма фальши. Как режиссер он реформировал театр, придав этому виду искусства неведомой глубины психологизм.
Ефремов мог быть добрым и чутким, жёстким и крайне категоричным, не приемлющим чужого мнения, даже семье отводилась второстепенная роль. Но каждый, кто сталкивался с Олегом Николаевичем в жизни или профессии, отзывается о нем с благоговением и восхищением.
Детство и юность
Родители Анна Дмитриевна и Николай Иванович жили скромно, потому детство легендарного актера, режиссера, педагога и основателя театра «Современник» прошло в большой московской коммуналке на Арбате. Его лучшими друзьями были внук советского артиста Василия Калужского, Александр Калужский, и приемный сын писателя Михаила Булгакова Сергей Шиловский.
Олег частенько бывал у Булгаковых дома в Нащокинском переулке, впитывал интеллигентную творческую атмосферу как губка, даже не подозревая, с каким великим человеком ему повезло общаться. Маленький Ефремов тогда еще ни одной булгаковской книжки не успел прочесть. Но потом, конечно, наверстал упущенное, поставив не одно произведение писателя в театре.
Школьные годы Ефремов провел в Воркуте. Его отец работал бухгалтером в ГУЛАГе, так что сын достаточно близко увидел настоящую лагерную жизнь.
Сразу после войны Олег пошел сдавать экзамены в Школу-студию МХАТ. Желающих поступить на актерский факультет было неимоверное количество, но 18-летний юноша, не красавец, умудрился покорить приемную комиссию и пройти по конкурсу с первого раза. Ефремову повезло попасть на курс выдающегося театрального режиссера, лауреата четырех Сталинских премий Михаила Кедрова и не менее знаменитого актера и режиссера, лауреата двух Сталинских премий Василия Топоркова.
Со всей юношеской пылкостью первокурсник Ефремов влюбился в учение Станиславского, да так сильно, что вместе с друзьями поклялся ему в вечной верности. Для пущей серьезности будущие актеры скрепили клятву собственной кровью. И Олег Николаевич был ей верен до конца своих дней.
Молодой человек ушел в учебу с головой, мечтая о МХАТе. Амбициозный студент писал в дневнике, что станет главным режиссером знаменитого театра, но после окончания Школы-студии его не взяли туда даже статистом. Это был полный провал. Но Ефремов не отчаялся и поступил на службу в Центральный детский театр.
Театр
В ЦДТ молодому актеру сразу дали главную роль. Он вышел на сцену в образе Володи Чернышева в постановке «Ее друзья» Виктора Розова и полюбился зрителям с первого спектакля. Ефремов играл так искренне, что никто не видел в нем актера, а только живого настоящего школьника, при том, что рост у Олега был отнюдь не детским – 180 см.
Вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. Ефремов сыграл на его сцене больше 20 ролей. Актеру одинаково блестяще удавалось перевоплощаться в Самозванца в «Борисе Годунове» и Иванушку-дурачка в «Коньке-горбунке». А в 1955 году Олег Ефремов сам поставил музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростылева «Димка-невидимка». Режиссерский дебют удался знаменитому к тому времени актеру блестяще.
Метод Станиславского, которому Ефремов в студенчестве клялся в вечной верности, вскоре стал немоден в театральных кругах, но, верный обещанию, актер нашел себе единомышленников среди учеников Школы-студии МХАТ. Окончив училище, Ефремов остался в нем преподавателем, и студенты его очень любили. Из них он и собрал первую труппу будущего театра «Современник».
Олег Ефремов и Екатерина Фурцева
«Современник» полностью оправдывал свое название. Театр поднимал самые актуальные проблемы. На его сцене играли пьесы современных авторов, среди которых были Александр Галич, Василий Аксенов и опальный Александр Солженицын. Это было честное, живое общение со зрителем. В театре не было даже занавеса.
Ефремов, будучи режиссером «Современника», оставался и его актером, задавал тон и определял стиль театра, а остальные коллеги ему подражали. В 1970 году Олега пригласили художественным руководителем в МХАТ. Амбициозная мечта, зафиксированная в молодости на бумаге, стала реальностью. Поговаривали, что должность Ефремову досталась не без протекции Екатерины Фурцевой.
Министра культуры не зря называли «железной леди СССР», она лично поручилась перед горкомом партии за человека, которого взяли на карандаш за злоупотребление алкоголем. По воспоминаниям Олега Табакова, минимум дважды Ефремов обязан Екатерине Алексеевне своим спасением перед власть имущими.
Жена Олега Ефремова хотела покончить с собой, узнав об изменах. Кого на самом деле любил актер? Олег Ефремов // Фото.
Правда, реальность оказалась совсем не такой, какой представлялась. Ефремова позвали в разваливающийся МХАТ в качестве, по сути, кризисного менеджера. Труппе «Современника» он предложил в полном составе перейти на новые подмостки, но согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем новому худруку удалось восстановить былую славу театра и переманить туда Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, а потом и Татьяну Доронину.
Труппа МХАТа стала настолько большой, что ролей на всех актеров не хватало. В конце концов, Олег Николаевич предложил театр разделить. Так он стал главой МХТ имени Чехова.
Фильмы
Олег Ефремов дебютировал в кино в 1955 году, когда сыграл комсорга Алексея Узорова в мелодраме «Первый эшелон» Михаила Калатозова, снявшего через пару лет всемирно признанный киношедевр «Летят журавли», который получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». После удачного кинодебюта фильмы с Ефремовым стали выходить чуть ли не каждый год.
Киногерои Ефремова были совершенно разноплановыми, но каждый раз зрителю казалось, что актер как будто играет самого себя. И Долохов в «Войне и мире», и доктор Айболит в «Айболите-66», и следователь Максим Подберезовиков в фильме «Берегись автомобиля!», и, конечно, таксист Саша в «Трех тополях на Плющихе» получались у Олега Николаевича такими живыми, как будто он не играет, а живет перед камерой.
Кстати, Эльдар Рязанов первоначально видел Ефремова в роли Юрия Деточкина, но на кинопробах выяснилось, что великий актер не может скрыть волевой характер, и играть главного героя пригласили Иннокентия Смоктуновского.
Татьяна Доронина и Олег Ефремов в мелодраме «Три тополя на Плющихе»
Рассказывают, будто Александра Пахмутова не хотела писать саундтрек к фильму «Три тополя на Плющихе», пока не увидела уже отснятые кадры. Героиня Татьяны Дорониной пела, а герой Ефремова слушал. Актер смотрел так, что его взгляд как будто из глубины души вдохновил Пахмутову написать музыку.
Так появилась одна из самых пронзительных советских песен «Нежность». А этот эпизод стал самым сильным моментом в фильме.
В Санкт-Петербурге сегодня живет тезка знаменитого артиста, тоже Олег Ефремов. На фото времен 70-х между молодыми коллегами наблюдается некоторое сходство. Творческая биография этого человека сложилась, возможно, не столь ярко, и тому виной производственная травма: на съемках он получил контузию, с годами стал плохо слышать.
В 90-е Олег Владимирович почти не снимался. Тем не менее, в фильмографии «петербургского» Ефремова есть запоминающиеся проекты: «Улицы разбитых фонарей», «Золотая мина», «Государственная граница», «Жизнь Клима Самгина».
Личная жизнь
В Школе-студии МХАТ Ефремов незамедлительно влюбился в первую красавицу театрального Ирину Скобцеву, но девушка вышла замуж за другого. Отвергнутый влюбленный, не особенно переживая, отдал сердце однокурснице Лилии Толмачевой, на которой вскоре женился. Брак просуществовал полгода. Актер влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла Димку в его дебютном спектакле «Димка-невидимка», к тому же злоупотреблял алкоголем. Законная жена не выдержала и ушла. Олег потом жалел об этом.
Вскоре после развода артист обнаружил у себя симпатию к еще одной коллеге. Антонина Елисеева была примой ЦДТ, в котором в тот момент служил Ефремов, к тому же старше актера на 10 лет, да еще и замужем за исполнителем роли принца в знаменитом советском фильме «Золушка». Но сердцу не прикажешь.
В 1955 году Галина Волчек познакомила Олега Ефремова с 19-летней внучкой полярного летчика Ириной Мазурук. Официально регистрировать отношения пара не стала, но свадьбу сыграли. Вскоре Ирина родила дочь Анастасию. Правда, это не помешало артисту продолжать влюбляться во всех по очереди актрис собственного театра.
Во время первых же съемок в кино у Ефремова вспыхнул страстный роман с партнершей Ниной Дорошиной. В конце концов, Ирина не выдержала и тоже стала принимать ухаживания посторонних кавалеров, с некоторыми из них Олег Николаевич даже познакомился лично. Когда супруг окончательно ушел из семьи, Ирина попыталась покончить с собой. К счастью, женщину спасли.
С Ниной Дорошиной Олег Ефремов расставался не раз, но потом отношения опять возобновлялись. После одного из таких расставаний Дорошина вышла замуж за Олега Даля. Ефремов пришел к ним на свадьбу и объявил, что невеста любит его больше, чем жениха. Даль развелся с Дорошиной через пару месяцев.
В числе любимых женщин Ефремова значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская. Последнюю актер впервые увидел в Ташкенте, на гастролях, и был так поражен красотой «вечной Ассоль», что залез к избраннице в номер по балконам.
Анастасия сделала ремонт в квартире Ефремова и даже купила новую мебель, но Олег так на ней не женился и не дал главных ролей в театре. Роман с Мирошниченко тоже просуществовал недолго.
После картины «Продлись, продлись очарованье» народная молва женила Олега на Ие Саввиной. В фильме Ефремов сыграл директора завода на пенсии, а Саввина – его случайную знакомую.
Последней официальной спутницей Ефремова в личной жизни в 1962 году стала Алла Покровская, дочь знаменитого театрального деятеля Бориса Покровского. Она родила сына Михаила и терпела измены своего знаменитого мужа дольше всех – целых 12 лет.
Михаил Ефремов долго не мог выйти из тени своего знаменитого отца, но теперь он популярный и узнаваемый актер. Его сын Никита, внук Олега Ефремова, также пошел по тернистому пути служения Мельпомене.
Анастасия Ефремова работает в Союзе театральных деятелей с Александром Калягиным, организовывает фестивали, редактирует журнал «Страстной бульвар, 10». Своим детям она поменяла фамилии после развода с мужем.
Сын Олег погиб в 2002 году. Дочь Ольга окончила Щукинское училище, снялась в картинах «Метод Фрейда», «Русский бес», «Корабль». Младший Викентий не дает СМИ повода говорить о себе.
Смерть
По словам сценариста и поэтессы Людмилы Петрушевской, в театре все знали, что Олег Николаевич смертельно болен, при том что сам худрук никогда не жаловался. На рабочем месте, дома и в поездах Ефремов возил аппарат, поддерживающий дыхание. Дочь рассказывала, что ни один курс лечения отец не доводил до конца – бросал, как только чувствовал облегчение. И в больнице он не давал спуску окружающим, постоянно работал. За год до смерти для канала АТВ артист читал чеховскую повесть «Моя жизнь».
Режиссер проекта позже поделился впечатлениями:
«Ефремов, являясь главным и единственным центром этой работы, невероятно интересен и загадочен сам по себе. Не деланным внешним выражением, не актерской позой, не „взятой“ ролью или умно рассчитанным поведением. Он интересен своим открытым взглядом, мудрой интонацией, ефремовской манерой говорить и реагировать на собственные мысли и ощущения. От его лица трудно отвести взгляд».
Олега Николаевича не стало в мае 2000-го. Причина смерти – рак легких. Творческим завещанием Ефремова считается спектакль «Три сестры», но напоследок он успел поставить «Сирано де Бержерака», который до логического конца доводил уже Николай Скорик. Следующие 18 лет бразды правления МХТ имени Чехова держал в руках Олег Табаков.
Основатель «Современника» похоронен на Новодевичьем кладбище. Могила расположена в так называемом мхатовском некрополе, рядом с Антоном Чеховым, чье имя носил возглавляемый им театр, и с Константином Станиславским, чьему искусству он поклонялся.
Алкогольная зависимость и личные трагедии. Как жил и умер Олег Ефремов
Полное имя: Олег Николаевич Ефремов
Дата рождения:
1 октября 1927 г.
Знак зодиака:
Весы
Возраст:
72 года
Место рождения:
Москва
Дата смерти:
24 мая 2000 г.
Деятельность:
Актер и режиссер театра и кино, педагог
Образование:
Школа-студия МХАТ
Семейное положение:
Был женат
Супруг(а):
Алла Покровская (1937—2019), Ирина Мазурук (1936—1985), Лилия Толмачёва (1932—2013)
Дети:
Анастасия Олеговна Ефремова, Михаил Ефремов
Родители:
Николай Николаевич Ефремов, Анна Дмитриевна Ефремова
Олег Ефремов — биография
Олег Ефремов — известный режиссер и актер кино и театра. Его биография многогранна и включает в себя много интересных фактов. Славу ему принесла роль в фильме «Три тополя на Плющихе». Последующие фильмы: «Берегись автомобиля», «Гори, гори моя звезда» и другие… продолжали увеличивать успех актера.
20 лет назад не стало Олега Ефремова. К смерти он относился просто: «Отключился и все». Но это только с виду. За маской бравады скрывалось немало страхов и главный вопрос: а все-таки что там, за гранью.
Самое интересное
Знаменитые актрисы, которым не стоит открывать свои ноги (13.02.2020)
Топ-10 курьезов на вручении премий «Оксар» (22.12.2017)
Возлюбленная актера была старше его самого на целых десять лет, а также состояла в официальных отношениях с другим актером. Сердцу не прикажешь, но эта любовная история так и не нашла своего продолжения.
Детство и юность, семья
С самого раннего детства жизнь великого актера одаривала его встречами, которые влияли и на его мировоззрение, да и на жизнь тоже. Родился Олег Ефремов в Москве 1 октября 1927 года. Его родители жили небогато, поэтому очень долгое время маленький Олежка проживал в коммуналке, которая находилась на Арбате. Но это было счастливое время для мальчика, потому что у него были настоящие друзья: Сергей Шиловский и Александр Калужский. Только впоследствии Олег Ефремов смог оценить, что ему повезло не только с друзьями, верными и надежными, то и тому, что благодаря им состоялись встречи с великими людьми. Так, Саша Калужский был сыном знаменитого в то время актера Василия Калужского.
Но огромнейшее влияние оказали встречи с отцом Сергея Шиловского, который был приемным ребенком в семье Булгаковым. Когда Ефремов стал играть в театральных спектаклях, то разговоры с Михаилом Булгаковым помогли ему многое понять и разобраться в себе.
Школьные годы будущий киноактер провел в Воркуте, где смог наблюдать за тем, как проходила лагерная жизнь заключенных ГУЛАГа. Его отец работал в этом месте бухгалтером, поэтому интерес Олега Ефремова был неподдельным.
Еще в школьные годы Олег стал интересоваться театральным искусством и даже посещал драматический кружок при Доме пионеров. Это увлечение настолько понравилось будущему актеру, что о другой профессии он уже просто не мог мечтать. По воспоминания самого актера, в детском возрасте он вместе с друзьями дал обет о том, чтобы служить всю свою жизнь кино и театру. Эта клятва была скреплена кровью. И известный всему миру актер смог ее сдержать.
После окончания школы Олег Ефремов отправляется поступать во МХАТ. Экзамены он сдал с первого раза, хотя поступить было очень сложно. Все его друзья провалили экзамен. Повезло актеру и с курсом, который вели знаменитые актеры и режиссер Михаил Кедров и Василий Топорков. Тогда ему настолько понравилось учение Станиславского, что он в него не только влюбился, но и поклялся верности вместе со своими сокурсниками.
Учеба Ефремова в Школе-студии МХАТ
Став студентом, Олег Николаевич Ефремов приложил все усилия, чтобы в совершенстве овладеть театральным искусством.
Во время учебы он знакомится со взглядами на актерское мастерство Станиславского, становится их приверженцем и сохраняет им верность на протяжении всей своей жизни. В это же время актер ставит перед собой цель – стать главным режиссером МХАТа. Через много лет он все-таки добился этого.
Карьера
Олег Ефремов, обучаясь во МХАТе, мечтал о своей карьере, думая, что станет главным режиссером своего учебного заведения. Но как только учеба была окончена, то выяснилось, что работы нет. С трудом актер устроился в Детский театр. Так начинается театральная биографии актера.
Но уже практически сразу тогда еще неизвестному молодому актеру дали главную роль в одном из спектаклей. Его игра настолько понравилась зрителям, что с каждым новым спектаклем, где он играл главные роли, их становилось все больше. Вскоре Центральный детский театр стал самым популярным. В нем талантливый актер Олег Ефремов сыграл чуть более 20 ролей.
1955 году он пробует сам поставить на сцене театра комедию «Димка — невидимка», которая представляла собой литературно – музыкальную композицию. Его дебют прошел довольно успешно. Олегу Ефремову даже предложили поработать в школе – студии МХАТ, где он и сам ранее обучался, преподавателем. Его студенты позднее будут выступать на сцене театра «Современник».
Судьба знаменитого актера Олега Ефремова тесно связана с театром «Современник», где он был не только режиссером, но и актером. В 1970 году поступило предложение из МХАТа, о котором он когда – то мечтал. К сожалению, работа в этом театре оказалась не такой, о которой он когда-то мечтал, да и труппа, которую он собрал в «Современнике», кроме Евгения Евстигнева, отказалась последовать за ним.
Конечно же, Ефремову пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить славное имя этого театра, да и бывшие его коллеги по работе вскоре потянулись к нему. Так актеров во МХАТе стало много, а ролей на всех не хватало. Было решено разделить этот театр. Одну из этих половинок и возглавил Олег Ефремов.
«Современник»
Олег Ефремов. Фотография: aif.ru
Первой постановкой нового театра, которым руководил Олег Ефремов, стал в 1956 году спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Зрители, судя по отзывам, ожидали от молодых актеров большего: «Спектакль замечательный, конечно, но ведь вы показали нам просто хороший МХАТ». Однако Ефремов воспринял подобные высказывания как похвалу: традиции старого МХАТа как раз и были главным его идеалом.
В свое время Олег собрал нас ради единственной идеи: заниматься театром психологическим — таким, в котором будет нерв, мысль, душа. Разумеется, в формах самых различных, но при непременном условии: чтобы за формой не потерялось содержание. И настолько зажег этой идеей, такой мощный дал нам старт, так вдохновленно верил в нас и столь безжалостно был требователен, что этого заряда хватает до сих пор.
Уже в 1960 году труппа отправилась на гастроли в Ленинград — завоевывать популярность за пределами Москвы. Следующий год был для актеров «кочевым»: собственного здания у театра еще не было, хранить реквизит и костюмы было негде, постоянно перевозить громоздкие и хрупкие декорации — слишком сложно и дорого. Играли все время на разных площадках. Когда в 1961 году «Современнику» выделили здание на площади Маяковского, актеры сохранили привычки, которым вынужденно следовали на гастролях. Так, в театре не было занавеса, а спектакли оформлялись крайне лаконично.
В 1964 году «Современник» признали профессиональным театром — из его названия исчезло слово «студия». К этому времени в репертуаре было уже более десятка спектаклей на произведения современных авторов — «Голый король» по пьесе Евгения Шварца, «Продолжение легенды» и «Два цвета» Анатолия Кузнецова, «По московскому времени» Леонида Зорина и другие. Одним из любимых драматургов Олега Ефремова по-прежнему оставался Виктор Розов: в репертуар «Современника» входили его пьесы «В день свадьбы», «В поисках радости», «Вечно живые».
Искусство театра современно по своей сущности, потому что сегодня оно происходит — вот сию секунду, — его нельзя зафиксировать никаким образом. Это тогда уже будет другое искусство.
Ефремов руководил «Современником» до 1970 года. Последней его постановкой на этой сцене стала чеховская «Чайка».
Фильмы
Кинематографическая карьера в биографии известного актер театра началась в 1955 году, сыграв свою первую роль в киноленте «Первый эшелон». Ефремов настолько сильно погружался в роль, что режиссеры постоянно ему предлагали работу, поэтому и фильмы с его участием выходили практически каждый год.
Будучи основателем и худ-руком «Современника», Олег Ефремов и сам выходил на сцену. На его попечении были постановки, молодые актеры, репертуар. Несмотря на плотный график, актер успевал сниматься. Каждую роль Ефремову удавалось сделать запоминающейся, даже если на экране он появлялся в эпизоде.
Чего стоит один только таксист Саша из картины «Три тополя на Плющихе». Его взгляд, устремленный куда-то вдаль, пока героиня Татьяны Дорониной исполняет знаменитую песню «Нежность», достоин «Оскара». Но Ефремов получил гораздо больше, чем статуэтки и награды: ему досталась огромная зрительская любовь.
Самый долгий брак
Со временем у всех сложилось впечатление, что режиссер не способен на долгий брак. Но в начале 60-х годов он познакомился с актрисой Аллой Покровской.
После встреч последовал брак, который стал самым продолжительным в биографии знаменитости. С 1962 года в течение 12 лет Покровская была женой именитого режиссера.
В этой ситуации все же стоит отдать должное супруге. Ефремов к моменту его женитьбы никак не изменился. Он все также выпивал и увлекался другими женщинами.
Только благодаря прекрасному, спокойному характеру Аллы Борисовны семья продержалась так долго. Но в итоге и ее терпению пришел конец, и супруги расстались.
Режиссер МХАТа
Когда он предложил своей труппе перейти в новый театр вместе с ним, согласился только Евгений Евстигнеев. Чуть позже удалось переманить Иннокентия Смоктуновского, Татьяну Доронину, Александра Калягина. Вместе с ними играли и начинающие артисты. В конце концов, труппа разрослась почти до двухсот человек. Задействовать такое количество артистов было невозможно. В итоге в постановках участвовала лишь пара десятков, остальные сидели без работы.
Ефремов чувствовал себя будто в террариуме. Столько ссор и склок он никогда еще в своей жизни не встречал. На собраниях и репетициях режиссер, бывало, выкуривал по несколько пачек сигарет. Все от волнения…
В конце концов, в 1987 году ему пришлось принять непростое решение — разделить театр на две части. Многие обвиняли руководителя в том, что он забрал себе все театральные «сливки» — лучший состав труппы. Негласно МХАТ раскололся на «мужскую» и «женскую» половины. Во главе первой встал Олег Ефремов, а во главе второй оказалась Татьяна Доронина.
«Ефремовский» театр, получивший название МХТ им. А.П. Чехова, был сразу обласкан публикой, тогда как «Доронинскому» приходилось непросто. Между двумя актерами, которые давно и тепло дружили, на долгие годы пробежала черная кошка…
Первенец Ефремова дочь Анастасия родилась в 1957 году от гражданского брака с Ириной Мазурук. В детстве и юности много времени проводила с отцом. Иногда подолгу жила в его семье.
По образованию она театральный критик, но работает редактором журнала «Страстной бульвар». Анастасия является президентом благотворительного фонда имени своего отца.
В 1963 году в браке с Аллой Покровской на свет появился сын Миша. Детство и юность Михаила Олеговича прошли под пристальным вниманием и влиянием отца.
В течение жизни между ними иногда возникали серьезные разногласия. Особенно это коснулось периода раздела МХАТа. Сегодня Михаил Олегович — популярный актер театра и кино, режиссер, удостоен звания заслуженного артиста РФ.
Личная жизнь
С трудностями и неудачами актер привык бороться двумя способами — забываться в алкоголе и любовных интрижках. Как поговаривали друзья, «под его молчаливым взглядом не могла устоять ни одна дама». Официальных жен у Ефремова было три, но в каждом браке он умудрялся крутить романы на стороне.
Первая избранница. Лилия Толмачева, терпела выходки и загулы мужа лишь полгода. После поняла: ее любимый — талантливый артист, но семейная жизнь — не для него. В доказательство тому Толмачева позже стала ведущей актрисой «Современника» и прекрасно ладила с бывшим мужем.
Со второй, гражданской женой Ириной Мазурук, Ефремов прожил три года, в этом союзе родилась дочь Анастасия. Расставание с ним далось Ирине непросто: когда Олег ушел, женщина перерезала себе вены на запястьях и шее. Всю оставшуюся жизнь она ходила с браслетами на руках и в одежде с высокими воротниками.
Простила ли его Анастасия? Мало того, что он бросил их с мамой: когда та сгорела от рака, не приехал даже на похороны! И на рождение внучки отреагировал равнодушно. Зачем-то делился с дочерью подробностями своих романов…
Третья супруга, Алла Покровская, продержалась дольше прежних жен. Много лет она закрывала глаза на измены мужа, занималась воспитанием их сына Миши. Но и ее терпению однажды пришел конец…
А что же увлечения на стороне? Их было немало! Маргарита Куприянова, Анастасия Вертинская, Ирина Мирошниченко, Людмила Максакова… В этот список попала даже министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Поговаривали, что для нее любовь оказалась без взаимности. Но в подробности не вдавались: все же о романе с «железной леди советской культуры судачить было небезопасно.
Пожалуй, самой долгой и трагичной оказалась связь Олега Ефремова с актрисой Ниной Дорошиной. Они познакомились еще в 1955 году на съемках фильма «Первый эшелон». Роман длился не одно десятилетие, то прерываясь, то вспыхивая вновь. Назло любовнику Дорошина даже вышла замуж — за актера Олега Даля. На свадьбу явился Ефремов и позволил себе гнусную выходку. Усадив невесту себе на колени, он с ухмылкой произнес: «А любишь ты, лапуля, все равно меня одного».
Говорят, после этого Нина с Олегом уединились на полчаса. Несчастный Даль был вне себя от гнева. Но… он любил, а потому на все закрыл глаза и все простил. Впрочем, этот брак был обречен. Как и отношения Дорошиной с Ефремовым.
Когда Олега Николаевича однажды спросили, почему он так и не позвал актрису замуж, тот ответил: «Жена должна быть тылом. А эта так и будет кокетничать».
Олег Николаевич Ефремов любил не только кино и театр: страстью его жизни были женщины.
В итоге на склоне лет Ефремов остался один. «С папой не могло быть идеального брака ни у кого, — говорила Анастасия. Потому что любая женщина достойна хоть какого-то, но внимания».
Он и по жизни был одиночкой. По словам близких, даже находясь рядом с ними, Олег Николаевич всегда был сам по себе. Обидно!
Первый брак
Для влюбленного мужчины такая ситуация была не очень приятной, но его переживания долго не продлились, благо выбирать было из кого. Когда создавался «Современник», к молодому человеку снова пришла любовь. Его новой избранницей стала однокурсница Лилия Толмачева.
Их встречи были недолгими, влюбленный артист предложил девушке выйти за него замуж. Она не отказала. Их брак, как и встречи, были непродолжительными.
Уже через полгода пара рассталась. Лилия очень любила мужа, но ей было трудно смириться с тем, что он часто выпивал и это все больше входило в привычку.
Кроме этого, звание женатого мужчины не сдерживало Ефремова. Он все также увлекался женщинами. Молодая супруга не выдержала и сама подала на развод. Олег Николаевич всегда очень тепло и нежно отзывался о своей первой жене.
Болезнь
Бывает, одно малозначительное событие накладывает отпечаток на всю жизнь. Так случилось и с Ефремовым. В молодости начинающий актер получил травму: упал во время спектакля, сломал ребро, а оно, в свою очередь, повредило легкое. Но, когда ты молод, подобные происшествия забываются быстро. Лишь с возрастом старая травма начала давать о себе знать все чаще.
В 1990-х у актера по-прежнему было много работы, но трудиться, как раньше, он уже не мог — появилась одышка, Ефремов быстро утомлялся. Врачи после ряда обследований не обрадовали: эмфизема легких. Однако считать себя больным и немощным Олег Николаевич отказывался категорически!
Чтобы вернуться к привычному ритму жизни, он обратился к знаменитому доктору Константину Павловичу Бутейко. Тот настаивал: Ефремову следует забыть про сигареты и меньше работать. Режиссер негодовал: «Но я не могу все бросить! Я только начал репетиции новой постановки!» Сопротивлялся, как мог, и, в конце концов, профессор перестал с ним спорить и лишь грустно вздохнул: «Смотрите, потом будет поздно…»
Ни одного курса лечения Олег Николаевич не довел до конца. Едва ему становилось лучше, он тут же переставал пить таблетки и отказывался от уколов. Неудивительно, что вскоре он уже не мог существовать без кислородного аппарата. В среднем пользоваться агрегатом приходилось по 15 часов в сутки, с перерывами. В ноздрях Ефремова крепились две трубки из тяжелого баллона. Он ворчал, злился, но деваться было некуда. Друзьям часто признавался: «Я все бы вынес! Пускай бы болели сердце, почки, любые органы! Но я дышать не могу…» И продолжал много курить…
В театре знали, что Ефремов тяжело болен. Кто-то жалел его, кто-то предпочитал не смущать своим сочувствием. Сам он старался не смотреть коллегам в глаза, боясь увидеть в них приговор: многие были уверены, что Олегу Николаевичу осталось недолго.
Его состояние усугубляли и непростые отношения с сыном. Будучи максималистом, начинающий актер Михаил Ефремов не раз заставлял отца краснеть за себя. Олег Николаевич взял сына к себе в театр, а тот, недолго думая, подрался с директором. Причина была веской — юноша узнал, что он разворовывает средства. Но отец поблажки ему не сделал и с позором выгнал из театра. После инцидента Олег Николаевич долгое время не общался с Михаилом, а потом оттаял. Даже звал его обратно, обещая хорошие постановки, но тут отказал худсовет.
Летом 1999 года Олега Ефремова отправили на лечение во Францию. С собой он взял Ветхий Завет, твердо решив прочитать его от корки до корки. Получилось. Но полностью отогнать тревожные мысли Олег Николаевич так и не мог. Однажды ночью ему не спалось. Из соседней палаты вывезли на каталке человека. Он был укрыт простыней. «Вот и меня так однажды повезут», — вырвалось у режиссера.
Впрочем, переживал он зря: терапия дала результаты. Врачи озвучили благоприятный прогноз, и Ефремов вернулся в Россию, исполненный грандиозных планов. Однако судьба вновь поставила подножку: несколько месяцев спустя Олег Николаевич упал у себя дома и сломал руку. А когда его несли на носилках до кареты скорой помощи, никто не догадался укрыть. На улице стоял ноябрь. Много ли надо человеку со слабыми легкими? У Ефремова развилась пневмония.
Словно по кирпичикам стало рушиться и без того хрупкое здоровье. Все чаще беспокоила больная нога — несколько лет назад врачи поставили диагноз тромбоз. Олег Николаевич даже ездил к филиппинским хилерам, которые, как считается, проводят операции без разрезов и инструментов. Местный специалист удивительным образом вынул тромб у русского пациента (чему тот, конечно же, не поверил). Но тогда боли действительно прошли, а сейчас вновь дали о себе знать.
Болело сердце, легкие работали лишь на 20%, упало зрение. На съемках фильма, посвященного 100-летию МХАТа, Ефремов выглядел глубоко больным человеком. Все больше сидел, с трудом передвигался. Снимать старались с одного дубля, чтобы лишний раз не утомлять мэтра.
В последние годы жизни Олега Ефремова старались не тревожить и не говорить ему о смерти близких друзей. Один за другим уходили те, с кем режиссер шел по жизни. Об их кончине он узнавал позднее, долго плакал, причитая: «Куда же они все уходят. »
30 апреля 2000 года, на Пасху, семья Ефремова собралась за большим столом. Здесь были дети, внуки. Ему так хотелось запечатлеть всех вместе! Было сделано несколько снимков, но пленка почему-то оказалась засвеченной.
Спустя месяц, 23 мая, врач сообщил ему: «Вам осталось жить около полугода». Это же целая вечность! Столько всего можно успеть! Окрыленный Ефремов вновь стал строить планы.
Школьные годы
В 1935 году Олег пошел в первый класс школы № 9 в Староконюшенном переулке. В классе было сорок человек, в связи с этим на следующий год ребят расформировали, и Ефремов продолжил учебу в школе № 70. Он выделялся среди других учеников, даже одет был по-особенному, ходил не в бесформенных штанах, а в довольно дорогих и модных бриджах. Отличался от остальных учеников сильнейшим духом независимости, для Олега не существовало никаких предрассудков и страхов.
Он постоянно находил для себя занятия, был завсегдатаем в Доме Пионеров. Особенно нравилось Олегу заниматься в историческом кружке, он отлично знал историю Москвы, мог рассказать о любой улице. Когда родители подарили ему на день рождения фотоаппарат «Фотокор», юный Ефремов увлекся фотографией, снимал, проявлял, печатал.
Еще в начальной школе стали заметны его качества лидера, потом неоднократно Олега избирали старостой класса, председателем совета пионерского отряда. Ефремова любили и уважали все – одноклассники и учителя.
Но самым большим увлечением для Олега были сцена и театр. Вместе с двоюродным братом они постоянно устраивали какие-то постановки, делали из бумаги простенькие декорации и кукол. В журнале нашли детскую пьесу и поставили по ней спектакль. С этой постановкой успешно выступили на школьном вечере, после чего были выдвинуты на районный смотр художественной самодеятельности.
Когда началась война, отец Ефремова состоял на службе в ГУЛАГе на должности бухгалтера и работал в одном из лагерей Воркуты. Летом 1941 года туда же эвакуировались и Олег с мамой. За два года эвакуации юноша основательно познакомился с миром уголовников и лагерников и научился курить, эту вредную привычку так и не смог побороть до конца жизни.
Смерть
Когда гроб вынесли из театра, чтобы везти на Новодевичье кладбище, небо внезапно затянулось свинцово-серыми тучами. В ту же минуту послышались раскаты грома, начался проливной дождь…
Спустя два года, желая отпраздновать день рождения режиссера, Галина Волчек устроила в театре небольшое торжество для своих. Гости были поражены: весь вечер над сценой, где выступали артисты, летала удивительной красоты бабочка.
Позже кто-то из присутствовавших поинтересовался у энтомолога: неужели бабочек можно увидеть в октябре? Тот заверил, что это маловероятно. Тем более под жаром софитов она бы наверняка погибла. Может, душа Олега Николаевича заглянула на огонек.
Вторая жена
Следующей супругой режиссера стала 19-летняя Ирина Мазарук, внучка известного летчика-полярника. Их познакомила Галина Волчек. На момент встречи девушка уже была разведена. Молодые люди не собирались официально вступать в брак, но свадьба у них все же была.
К сожалению, супруги были счастливы недолго. Они совершенно не подходили друг другу, и не только по характеру. Олег Николаевич большую часть дня был занят в театре.
Ирина, понимая, что вокруг мужа вращается много красивых актрис, безумно его ревновала. Семейные ссоры и скандалы стали для них нормой. Тем более что и сама женщина имела «скелеты в своем шкафу».
Однажды в руки мужа попал дневник, где она описывала свои отношения с любовниками. Эта информация для него была неожиданной и неприятной.