что стало с пароходом циклоп
Тайна «Циклопа»! (6 фото)
4 марта 1918 года от острова Барбадос отошел грузовой пароход «Циклоп» водоизмещением 19 600 тонн, на борту которого было 309 человек и груз марганцевой руды. Судно имело длину 180 метров и было одним из самых больших в составе военно-морского флота США. Оно направлялось в Балтимор (по другим, и возможно, верным предположениям — в Норфолк), но туда так и не прибыло. Оно ни разу не послало сигнала SOS и не оставило после себя никаких следов.
Последний раз связь с кораблем состоялась в день выхода в океан — 4 марта, далее ожидалось, что время перехода займет 9 дней и 13 марта судно прибудет в пункт назначения.
Никаких следов судна не было найдено. Но это вполне объяснимо: его поисками занялись лишь спустя месяц. Спасатели не нашли ни обломков судна, ни спасшихся моряков, ни даже круга с погибшего корабля. Огромный рудовоз сгинул в море без единого следа. Стоял 1918 год, шла первая мировая война, гибель судов обычно списывалась на действия неприятеля. И хотя маршрут «Циклопа» пролегал в прибрежных водах США, первое, что пришло многим в голову: корабль атакован и потоплен немецкой подводной лодкой. Правда, изучение архивов уже в наши дни не дало столь однозначного решения. Немецкие лодки в начале XX века никогда не забирались так далеко на запад, никаких боевых действий у берегов США не вели, и они тут ни при чем.
Существовало несколько версий, как и почему бесследно исчез целый корабль.
Версии несчастного случая:
1. Судно попало на минное поле.
2. Судно столкнулось с одиночной плавающей миной.
3 Судно налетело на подводные камни.
4. Днище судна разрушилось из-за коррозионного воздействия марганцевой руды.
5. Судно накренилось из-за внезапного перемещения груза и утонуло.
6 Лопнул корпус, и судно развалилось пополам.
Версии злого умысла:
1. На борту произошла диверсия (немецкий диверсант).
2. На «Циклопе» находился генеральный консул Соединенных Штатов в Рио-деЖанейро, известный своими прогерманскими настроениями. Он мог организовать передачу судна в руки немцев.
3. Капитан Уорли, родом из Германии, сдал «Циклоп» немцам или дал им возможность потопить судно.
4. Судно было торпедировано немецкой подводной лодкой.
5. Экипаж взбунтовался, захватил судно и увел его в неизвестном направлении.
Версия экзотическая:
Расследованием гибели судна занималось министерство военно-морского флота США, правда, безуспешно. Вердикт министерства гласил:
Исчезновение «Циклопа» является одним из самых крупных и наиболее трудноразрешимых случаев в анналах военно-морского флота. Точно не установлено даже место катастрофы, не известны причины несчастья, не обнаружено ни малейших следов судна. Ни одна из предложенных версий катастрофы не дает удовлетворительного объяснения, при каких обстоятельствах оно пропало.
Президент США Вудро Вильсон был еще лаконичнее: «Только Бог и море знают, что произошло с кораблем».
Увы, стандартные версии несчастного случая не объясняют тайну «Циклопа». Мин или минных полей у побережья не было. Налететь на подводные скалы судно тоже вряд ли могло, если шло выверенным фарватером, да и лоцман обязательно был на борту. И даже если несчастный корабль получил пробоину или взорвался, радист успел бы послать сигнал бедствия, но таких сигналов с судна никто и никогда не получал. Следовательно, оно затонуло мгновенно. Об этом свидетельствует и то, что обломков судна, шлюпок, каких-то плавучих предметов найдено не было ни в море, ни на берегу. Считается, что и шторм, который мог стать причиной беды, тоже в этом районе не наблюдался. А что же касается Норфолка, там действительно отмечены ураганные ветры до 120 километров в час и восьмиметровые волны. Только с небольшой оговоркой: они отмечены в самом начале марта 1918 года, а не в начале второй декады, когда судно должно было подойти к конечному пункту своего следования.
Американские власти одно время предполагали, что корабль мог перевернуться из-за того, что был плохо уложен груз. Якобы руда марганца сместила центр тяжести судна и тем вызвала катастрофу. Но груз, как выяснилось, был погружен по всем правилам. Лейтенант Тисдэйл, служивший некогда на «Циклопе», вспоминал о безалаберности капитана Уорли, который оставлял даже в ветреную погоду, когда волны захлестывают палубу, открытыми люки трюмов. Так, пояснял он, лучше для груза. И смеялся над опасениями Тисдэйла, что такая небрежность может привести к беде. Он вспоминал, что в последний раз судно было загружено сверх нормы и имело низкую осадку, что тоже могло стать причиной трагедии. Но у Уорли было специфическое чувство юмора, он мог просто издеваться над лейтенантом. Распустил же он однажды слух, что везет на борту живого льва. Слух дошел до адмирала, и тот в ярости потребовал, чтобы проклятый капитан тотчас отпустил зверя на волю! (Дело было у берегов Франции.) На самом деле, пугая лейтенанта открытыми люками, которые опасности не представляли, капитан всегда зорко следил, чтобы основные люки, обеспечивающие устойчивость и плавучесть судна, всегда были задраены.
Самая крупная жертва Бермудского треугольника: вопросов больше, чем ответов
Тайны загадочного и зловещего Бермудского треугольника продолжают волновать умы, и вопросов пока больше, чем ответов. 4 марта — отличный день, чтобы вновь вспомнить о загадке Бермуд.
В этот день в 1918 году в водах Атлантического океана, в районе Бермудского треугольника (впрочем, тогда это название еще не прижилось), бесследно исчезло американское военное судно «Циклоп», на борту которого было 306 человек. Ни следов судна, ни тел погибших найдено так и не было. Загадочно исчезнувший «Циклоп» считается самой крупной жертвой Бермудского треугольника.
Что за треугольник такой?
Уже намного позже — в конце Второй мировой войны — район Атлантики, ограниченный треугольником, вершинами которого являются Флорида (Майами), Бермудские острова и Пуэрто-Рико, стал называться Бермудским треугольником. Считается, что место это непростое и даже, можно сказать, загадочное. Там постоянно пропадают то корабли, то самолеты.
Пропавший «Циклоп»
Самая большая жертва Бермуд, как уже было сказано, пропавший в 1918 году «Циклоп».
«Циклоп» (USS Cyclops) — судно ВМС США, построенное за несколько лет до начала Первой мировой войны. Как уже было сказано, 4 марта 1918 года корабль бесследно исчез в районе Бермудского треугольника. Без вести пропали 306 человек — все члены экипажа и пассажиры.
Что случилось с «Циклопом», так и не выяснили. Возможно, корабль потопила германская подводная лодка — таких катастроф во время Первой мировой войны было немало. Впрочем, Германия вину за гибель «Циклопа» отрицает. По другой версии — судно потонуло во время шторма, поскольку таинственный Бермудский треугольник в силу графических особенностей, течений и ветров — один из самых трудных районов для судоходства.
Самое загадочное исчезновение
Самым загадочным событием, случившимся в районе Бермудского треугольника, считается исчезновение знаменитого Звена №19 — пяти бомбардировщиков-торпедоносцев «Эвенджер». Самолеты вылетели с базы Военно-морских сил США в Форт-Лодердейле 5 декабря 1945 года. Назад не вернулось не только Звено №19, но и посланный на его поиски гидросамолет «Мартин Маринер». Шесть летальных аппаратов бесследно исчезли, остальные самолеты, посланные на поиски, благополучно вернулись на базу, но следов пропавших так и не нашли.
Если отбросить версии об инопланетянах, похитителях с таинственной Атлантиды и тому подобное, что часто фигурирует в массовой культуре, в том числе в кинематографе, причиной катастрофы называют человеческий фактор (ошибка пилота), неблагоприятные погодные условия, а в случае с гидросамолетом — технические неполадки, приведшие к взрыву.
Позже в США несколько раз объявляли, что следы Звена №19 найдены, но все эти сведения так и не были официально подтверждены.
Посмотрим с точки зрения паранормальных явлений
Астролог и психолог Алена Полынь, называющая себя потомственной ведьмой, объясняет особенности Бермудского треугольника с точки зрения паранормальных явлений.
«Напомню, это место иногда называют Морем дьявола, или Морем тайн, — отметила ведунья в комментарии ФАН. — На самом деле в мире — на земле, на воде, в воздухе, по большому счету, во Вселенной — существуют места, которые являются потенциально опасными для человека. В таких местах возможно исчезновение и самих людей, и даже больших предметов, таких как корабли и самолеты».
Этому есть объяснение, считает собеседница ФАН.
«Есть временные сломы, где время имеет, если можно так выразиться, некоторый залом. Мы, люди, воспринимаем время линейно. Но на самом деле оно не линейно. Время — это как кристалл, в котором закручены по спирали различные взаимодействия. Кристалл дает отражения в разные стороны, отсюда понятие дежавю и так далее. И если мы оказываемся в сломе времени, то это как воронка, в которую может засосать.
Мое мнение, что Бермудский треугольник — это одна из таких зон-воронок, через которые происходит проваливание в другое пространство. Но эта воронка работает не постоянно, а в определенные временные промежутки, возможно, минуты или даже секунды, когда человек или какие-то предметы туда попадают», — говорит Алена Полынь.
Кому верить
Еще в 1975 году Лоуренс Куше опубликовал книгу «Бермудский треугольник: мифы и реальность», в которой пытался доказать, что ничего сверхъестественного в этом районе не происходит и катастроф там не больше, чем в других местах. С тех пор ученые с завидной регулярностью опровергают мифы о загадочном треугольнике, но люди предпочитают верить в паранормальные объяснения тайны Бермуд.
При этом факт, что в этом районе навигация затруднена из-за большого количества отмелей, а также частых циклонов и штормов никем не оспаривается. Согласно статистике, различные неприятности с судами и самолетами происходят в Бермудском треугольнике не чаще, чем в других районах Мирового океана. Это подтверждают и данные Береговой охраны США. Кроме того, страховой рынок Lloyd’s не предъявляет судам, маршрут которых пролегает через опасный треугольник, какие-то особые требования.
Тем не менее загадочные происшествия, случающиеся время от времени в этом районе, продолжают будоражить умы людей.
Мертвецы не рассказывают историй: исчезнувший в Бермудском треугольнике корабль не могут найти 100 лет
Потерю этого корабля исследователи называют знаковой — с «Циклопа» началось активное изучение Бермудского треугольника. После пропажи американского судна в этом районе начали теряться не только корабли, но и самолёты, найти которые оказалось невозможно.
Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images
Этот корабль в США ждали сильнее остальных. Огромный 180-метровый «Циклоп» последний раз видели в порту Барбадоса. После короткого отдыха экипажа корабль, гружённый марганцевой рудой, необходимой США для производства пушек, вышел в море. В тот же день — 4 марта 1918 года — судно перестало выходить на связь. Груз на корабле сопровождали около 300 человек — офицеры и сотрудники дипмиссий, планировавшие попасть в Норфолк чуть больше чем через неделю.
Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов
В штабе ВМС США не сразу поняли, что корабль потерян. В порту Норфолка «Циклоп» ждали 12–13 марта. Первые два дня береговые службы пытались связаться с транспортом, но безуспешно. Через пару недель военные устали ждать и наконец начали поиски судна. Однако поисковая операция результатов не принесла — корабль как будто растворился. В прессе сообщения об исчезновении «Циклопа» появились не сразу — военные до последнего скрывали факт исчезновения. Однако 16 апреля 1918 года газета «Вирджиниан пайлот» опубликовала сообщение о пропаже корабля.
Жизнь замечательных людей
Первым подозреваемым в исчезновении корабля стал капитан. «Циклопом» командовал Джордж У. Уорли — настоящий морской волк с огромным опытом. Правда, Уорли — его вторая фамилия. Первая — Вихман. Контрразведка ВМС копала немецкие корни капитана так активно, что дело едва не дошло до обвинений в пособничестве Германии и госизмене. Основанием для проверки послужил разговор с бывшим коллегой, которому Уорли незадолго до отбытия рассказал о некоем задании, после выполнения которого он «будет долго отдыхать». Но передачу корабля противнику доказать не смогли и переключились на других людей.
«Советский мул» и «летающий гроб»: почему самолёт Ан-8 любили и смертельно боялись одновременно
Следующим под подозрение попал американский консул в Рио-де-Жанейро. Ему контрразведка приписывала «прогерманские настроения» и «способность организовать мятеж», но дальше обычных предположений дело так и не пошло.
Подозреваемыми по делу об исчезновении проходили члены экипажа. Среди них нашлись и бывшие уголовники, поменявшие личность и сочинившие новую биографию, и те, кого спецслужбы обычно считают «неблагонадёжными». Однако под командованием Уорли экипаж работал как часы — слаженно и без малейшего намёка на выговоры. Но недовольные всё-таки были, и версию с передачей корабля германским военным отметать не стали — она до сих пор имеет сторонников на Западе.
Фото © Getty Images
Фото © ТАСС / adoc-photos / Corbis
Менее популярная, но одна из самых логичных версий — «Циклоп» погиб из-за дефектов конструкции. Стальные краны для быстрой погрузки и выгрузки угля располагались высоко над палубой и в случае большого крена могли завалить корабль на бок. К тому же трюмы «Циклопа» не были загружены под горлышко, и груз в них при сильной качке мог перемещаться. Но погода во время исчезновения была практически идеальной.
Другой причиной переворота «Циклопа» и его погружения на дно могло стать. наплевательское отношение к технике безопасности. Через два года после гибели корабля бывший старпом «Циклопа» Мэлон Тисдел опубликовал статью, где утверждалось, что корабль регулярно выходил в море с открытыми подпалубными цистернами. В эти ёмкости на обратном пути забиралась морская вода, и корабль получал нормальную осадку. Если оставить их открытыми и загрузить, то судно может быстро пойти ко дну.
Космический солдат. Зачем построили «Буран» и кто погубил уникальную машину?
Помощник капитана балкерного сухогруза Игорь Плотников пояснил: погубить такую технику может либо погода, либо неправильное обращение.
Мог сложиться пазл: внезапный тропический шторм, большая волна, неправильное размещение груза в трюмах. От нагрузки корпус корабля мог просто лопнуть, поэтому радист, вероятно, не успел отправить сигнал бедствия
Старпом балкерного сухогруза
Удар одной из таких волн даже смоделировали британские учёные. Результат оказался предсказуем: «Циклоп» действительно мог завалиться на бок и затонуть.
Через 50 лет водолаз ВМС США Дин Хейвз, искавший на дне Атлантики пропавшую атомную подлодку «Скорпион», наткнулся на корабельный остов. Часть обломков палубы некоего корабля лежала на глубине 60 метров всего в 100 километрах к востоку от Норфолка. Хейвз утверждал, что сравнил фотографии «Циклопа» с тем, что увидел на дне, и был уверен, что нашёл именно этот корабль, тем более что курс корабля и место крушения совпадали почти на сто процентов. Но атомная подлодка была важнее, и довести поисковую операцию до конца Хейвзу не дали, а дело об исчезновении «Циклопа» закрыли.
Три брата-близнеца американского «Циклопа» также были потоплены — два из них затонули после атак немецких подлодок, ещё один налетел на скалы и затонул в Атлантическом океане. Корабль «Нерей», как считают специалисты, был затоплен немецкой подводной лодкой практически там же, где за четверть века до него исчез «Циклоп». В 2020 году команда исследователей нашла в Бермудском треугольнике другой корабль — SS Cotopaxi. На его поиски потребовалось 95 лет. Не исключено, что «Циклоп» тоже ждёт своего часа, и однажды тайна загадочного исчезновения корабля и экипажа всё же будет раскрыта.
Тайна исчезновения «Циклопа» в Бермудском треугольнике
Мировой океан скрывает в себе множество тайн, и, пожалуй, главная из них – загадка Бермудского треугольника, в котором за бесследно исчезли десятки кораблей и самолетов. 101 года назад, 4 марта 1918 года, в водах Бермудского треугольника пропало военно-морское судно «Циклоп». «МИР 24» решил вспомнить эту загадочную историю.
В середине февраля 1918-го военно-морское судно США «Циклоп» отправилось в путь от берегов Рио-де-Жанейро в сторону Северной Америки. Согласно расчетам, время путешествия должно было занять девять дней. В пункте назначения судно ожидали 13 марта, тем не менее корабль исчез.
При этом известно, что последний сеанс связи с «Циклопом» произошел 4 марта 1918 года в районе Бермудского треугольника, после этого корабль больше никто не видел. На судне находилось 306 пассажиров, не считая членов команды. Оно имело длину 180 метров и было одним из самых больших в составе ВМФ США.
Журналисты узнали об этом инцидента только в середине следующего месяца. 15 апреля 1918 года газета The Virginian Pilot разместила заметку, которая называлась «Гибель американского углевоза. Еще одна тайна океана».
Специалисты мгновенно начали ломать головы, что могло случиться с кораблем. Были высказаны предположения о том, что судно потопила немецкая подводная лодка, однако Германия опровергла эту информацию. Согласно другой версии, экипаж взбунтовался, захватил судно и отвел его в какой-то пункт, расположенный в стороне от главных морских путей. Кроме того, говорили, будто бы генконсул США в Рио-де-Жанейро, находившийся на «Циклопе» в качестве пассажира и известный своими прогерманскими настроениями, организовал передачу судна в руки немцев. Более распространена версия, что корабль затонул в неожиданном шторме.
В 1956 году в печати появилось сообщение о том, будто видели, как «перед самой пасхой» в 1918 году «Циклоп» взорвался во Флоридском проливе. Но никто не мог объяснить, почему свидетели этой катастрофы молчали 40 лет и почему судно так резко изменило курс, оказавшись так далеко от порта назначения.
В 1969 году некий Конрад А. Нервиг, служивший на «Циклопе» во время его последнего плавания в Южную Америку, высказал предположение, что судно раскололось пополам. По его мнению, погрузкой на судне руководил какой-то неопытный офицер, который приказал заполнить лишь центральные трюмы. По мнению Нервига, судно раскололось пополам и затонуло, прежде чем радист успел послать сигнал SOS.
Появилось и множество совсем уж фантастических версий. Комментируя эту историю, тогдашний глава Белого дома Вудро Вильсон сказал, что истину знают только Всевышний и синее море. Между тем одна авторитетная газета всерьез написала, что «Циклоп» исчез из-за того, что из морской пучины вынырнул огромных размеров кальмар, который увлек корабль в морскую пучину.
В 1919 году мать одного из членов экипажа получила из Нью-Йорка телеграмму, из которой следовало, что ее сын жив, а «Циклоп» находится в одном из немецких портов. В море неподалеку от Галвестона была найдена бутылка с запиской, в которой сообщалось, что «Циклоп» торпедировали в 1000 миль к востоку от Ньюфаундленда. Позднее выяснилось, что оба сообщения оказались мистификацией.
В результате ни одна из гипотез так и не смогла дать ответ на вопрос, куда все-таки исчезло судно ВМФ США.
Отметим, что недавно на морском дне в районе Бермудского треугольника был найден загадочный затонувший объект инопланетного происхождения. Удивительную находку сделал известный «охотник за кораблекрушениями» Даррелл Миклос, который использовал карты знаменитого астронавта NASA Гордона Купера.
Миклос отправился в экспедицию на Карибское море, чтобы отыскать останки погибших кораблей. Он обнаружил массивный и явно старинный якорь, предположительно – с одного из кораблей Христофора Колумба. Однако последний артефакт затмил все. Миклос рассказал, что совершил погружение в батискафе недалеко от Багамских островов. По его данным, там мог находиться затонувший фрегат Френсиса Дрейка. Тем не менее вместо остова судна специалист увидел странный объект внушительных размеров, с боковыми выступами длиной около 500 метров.
Он рассказал, что это не походило ни на природный объект, ни на творение человеческих рук. Нижняя часть объекта находилась на почти 100-метровой глубине. Чтобы ее осмотреть, команде потребовалась современная подводная лодка. Они отметили, что вся поверхность покрыта кораллами, которым несколько сот лет, а под ними расположены причудливые образования. Миклос рассказал журналистам, что намерен продолжить изучение странного «корабля». Более того, если удастся, он хочет поднять его на поверхность.
Напомним, Бермудский треугольник расположен в границах между Бермудскими островами, Майами во Флориде и Пуэрто-Рико. Его площадь составляет свыше одного миллиона квадратных километров. Само словосочетание появилось в 60-х с легкой руки писателей. Этот район не особенно сильно отличается от других похожих географических мест. Однако именно в районе Бермудского треугольника загадочно исчезают суда и самолеты.
Ученые давно пытаются объяснить данный феномен. Среди последних гипотез, в частности, британских экспертов – нисходящие потоки ветра и неизвестные явления на глубине, так называемые блуждающие волны. Они могут возникнуть неожиданно, прямо посреди спокойного океана. Обычно перед такой «волной-убийцей» идет провал в воде, в который и попадают корабли. Британские ученые также предположили, что такие волны, только высотой в 30 метров, могут сбивать низколетящие самолеты, как в 1945-м, когда пропали сразу пять бомбардировщиков США в 45-м году. Впрочем, через район ежегодно проходят тысячи судов и самолетов, это кратчайший путь между Северной и Южной Америкой, а значит, и возможность катастроф там гораздо выше.
Исчезновение «Циклопа». С чего началось «проклятие» Бермудского треугольника
Предположительно 4 марта 1918 года в водах Бермудского треугольника исчезло американское военно-морское судно «Циклоп».
Без вести пропали 306 человек — члены экипажа и пассажиры. Были высказаны предположения о том, что корабль был потоплен немецкой подводной лодкой, Германия же опровергла эту информацию. Более распространена версия, что корабль затонул в неожиданном шторме, но настоящая причина исчезновения «Циклопа» так и не установлена.
4 марта 1918 года недалеко от Бермудских островов пропал огромный грузовой пароход Военно-морских сил США. На борту «Циклопа» находилось 306 человек. Ни их, ни корабль больше никто не видел. До этого крупного происшествия никто не думал называть эту морскую зону зловещим Бермудским треугольником, хотя недобрые слухи ходили и ранее. Но после исчезновения «Циклопа» место стали считать проклятым.
Участок океана между Майами, границей Бермудских островов и Пуэрто-Рико на карте образует треугольник. Но в начале прошлого века никто ещё не знал, что Бермудский треугольник вскоре станет синонимом таинственного и жуткого места, куда лучше не соваться. Хотя недобрые слухи о тех краях ходили с середины XIX века, но чаще их списывали на морской фольклор и байки. В середине февраля 1918 года грузовой пароход «Циклоп» вышел с острова Барбадос — его конечным маршрутом был американский порт Норфолк, штат Вирджиния. То есть корабль должен был пройти на север, двигаясь недалеко от американских берегов.
Первая мировая война была в разгаре. В морях то и дело появлялись немецкие подлодки, и путешествие могло стать опасным. Однако в такой близости от берегов США ни нападений подлодок, ни минных полей, которые могли бы стать причиной гибели транспортника, не фиксировали. Поэтому экипаж не слишком нервничал, отправляясь в путь. Тем не менее 4 марта «Циклоп» перестал выходить на связь.
Исчезновение гиганта
В море отправились десятки кораблей. Они обыскали морскую локацию вдоль и поперёк в тех направлениях, куда даже теоретически мог уйти корабль, учитывая его курс и скорость хода. Но ничего. Ни следов нефтепродуктов, ни шлюпок, ни мало-мальских дрейфующих обломков. Корабля словно и не существовало вовсе. Он даже не успел отправить сигнал SOS, словно сгинул в одно мгновение. «Только Бог и море знают, что произошло с кораблём», — сказал тогдашний президент США Вудро Вильсон, когда многодневные поиски не увенчались успехом.
Тайна Бермудского треугольника
Поиски закончились безрезультатно в начале мая. В СМИ появлялись самые разные теории. По одной из наиболее экстравагантных, виновником трагедии был назван гигантский кальмар, который якобы всплыл и своими щупальцами утянул пароход на дно морское. Наиболее рациональная теория звучала так: один из двигателей «Циклопа» барахлил, поэтому из порта он вышел на пониженном ходу. Дело не критичное, но корабль могло ощутимо раскачивать. В результате марганцевая руда, находящаяся в трюме, могла переместиться и создать крен.
В результате корабль перевернулся и ушёл на дно. По второй версии, марганцевая руда могла взорваться — и вода затопила корабль. Но тогда были бы обломки. Все эти версии, даже теория про кальмара, оставляли хотя бы минуту на то, чтобы радист мог отправить сигнал SOS. Но его не было. В итоге исчезновение «Циклопа» стало одной из самых неразрешимых загадок в истории американского флота. Отгадки нет и сегодня. Но с момента исчезновения «Циклопа» Бермудский треугольник окончательно получил славу недоброго места. Она лишь окрепла и стала более ужасающей в середине XX века, когда корабли и самолёты начали пропадать там куда чаще, чем раньше.