что стало с помпеей после извержения вулкана
Помпеи — история, архитектура и гибель города
Помпеи — сохранившийся древнеримский город. Он находится в 23 км к юго-востоку от Неаполя у подножия горы Везувий. Он был построен на месте, образованном доисторическим потоком лавы к северу от устья реки Сарнус. Помпеи были разрушены вместе с Геркуланумом, Стабиями, Торре-Аннунциата и другими общинами в результате сильного извержения вулкана Везувий в 79 году н. э. Обстоятельства их уничтожения сохранили их останки как уникальный артефакт греко-римской жизни. Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1997 году.
История Помпеи
Помпеи, Геркуланум и близлежащие города были впервые заселены потомками неолитических жителей. Археологические данные свидетельствуют, что деревня Помпеи вскоре попала под влияние культурных греков. Греческому влиянию был брошен вызов с приходом этрусков на территорию нынешнего Неаполя. Влияние этрусков оставалось сильным до тех пор, пока их морская мощь не была уничтожена Иероном I в морском сражении у Кумов в 474 году до н. э. Затем последовал второй период греческой гегемонии. К концу V века до н.э, итальянское племя завоевало территории и Помпеи, Геркуланум и Стабии стали Самнитскими городами.
Помпеи впервые упоминаются в летописях в 310 году до н. э. Во время Второй Самнитской войны римский флот высадился в порту Помпей. Оттуда он предпринял неудачную атаку на соседний город Нукерия. В конце Самнитских войн Помпеи вошли в состав Римской конфедерации, а города стали “союзниками” Рима.
Помпеи присоединился к итальянцам в их восстании против Рима в этой войне, но был осажден римским генералом Луцием Корнелием Суллой в 89 году до нашей эры. После войны, Помпеи вместе с остальной Италией к югу от реки получили римское гражданство. Однако в наказание за участие Помпей в войне там была основана колония римских ветеранов под командованием Публия Суллы. Латынь заменила Оскан в качестве официального языка. Город стал латинизированным в учреждениях, архитектуре и культуре.
Землетрясение в 62 году нашей эры нанесло большой ущерб как Помпеям, так и Геркулануму. Города еще не оправились от этой катастрофы, когда 17 лет спустя их постигло окончательное разрушение.
Извержение вулкана Везувий и гибель Помпеи
Катастрофическое извержение Везувия началось 24 августа 79 года н. э. Яркое свидетельство сохранилось в двух письмах Плиния Младшего к историку Тациту. Плиний Старший поспешил из Мизена, чтобы помочь пострадавшему населению и поближе познакомиться с вулканическими явлениями. Позднее он погиб в Стабиях. Раскопки в конце 20-го века выявили дополнительные детали.
Затем последовали дополнительные пирокластические потоки и дожди пепла. Потоки сохранили в пелене пепла тела жителей, которые погибли, укрываясь в своих домах или пытаясь бежать к побережью. Таким образом, Помпеи оставались погребенными под слоем пемзы и пепла глубиной от 6 до 7 метров. Внезапное погребение города послужило ему защитой. В течение следующих 17 столетий город не пострадал от вандализма, грабежей и разрушительного воздействия климата и погоды.
Согласно индексу вулканической взрывоопасности, извержение вулкана Везувий было подобно извержению вулкана Сент-Хеленс в 1989 году.
История раскопок Помпеи в Неаполе
Руины Помпеи были впервые обнаружены в конце XVI века архитектором Доменико Фонтана. Геркуланум был открыт в 1709 году, а систематические раскопки там начались в 1738 году. Работы в Помпеях начались только в 1748 году. В 1763 году была найдена надпись (“Rei publicae Pompeianorum”), которая идентифицировала место как Помпеи. Работа в этих городах в середине XVIII века положила начало современной науке археологии.
Под покровительством короля Неаполя Дона Карлоса, военный инженер Карл Вебер проводил систематические исследования с 1750 по 1764 год. Более ранние раскопки были бессистемными, выполняемыми искателями сокровищ или другими необученными рабочими. Беспорядочные раскопки были прекращены в 1860 году, когда директором раскопок стал итальянский археолог Джузеппе Фиорелли.
Участки, лежащие между раскопанными улицами, были расчищены и тщательно задокументированы. Помпеи были разделены на девять областей. Блоки в каждом регионе были пронумерованы, и каждой двери на улице был присвоен номер. Фиорелли разработал технику изготовления слепков тел. В пустоты, образовавшиеся в вулканическом пепле, где тела распались, заливали цемент. Затем этот цемент снимали и получали слепки тел.
Вторая мировая война вызвала перерыв в раскопках. Интенсивные раскопки были возобновлены под руководством Амедео Майури в 1951 году. Археолог руководил раскопками вплоть до 1961.
К югу от Виа дель Аббонданца были вскрыты обширные территории, и мусор, сваленный за городскими стенами, был убран. Отсюда открывались ворота Порта-Ди-ночера и впечатляющий участок кладбища вдоль дороги, ведущей от ворот в Нусерию. К 1990-м годам было раскопано около двух третей города.
Место основания города Помпеи
Город Помпеи имел неправильную форму, потому что был построен на доисторическом потоке лавы. Раскопки показывают, что юго-западная часть города является самой древней. Стены охватывают территорию примерно 3 км в диаметре, площадью около 66 гектаров.
Главной улицей, идущей в юго-западном направлении, была via Stabina. Она соединяла ворота Везувия в самой высокой части города с воротами в самой низкой части города. Через эти ворота шел транспорт с реки Сарн и Стабии. Эту улицу пересекали две другие главные улицы – via del Abbondanza и via Di Nola.
Структура районов Помпеи
Общественные здания по большей части сгруппированы в трех областях.
Форум был центром религиозной, экономической и муниципальной жизни города. Это была большая прямоугольная площадь, окруженная двухэтажным портиком с колоннадой. На севере над форумом возвышался храм, посвященный Капитолийской триаде божеств: Юпитеру, Юноне и Минерве. В восточной части находился Макеллум — большой продовольственный рынок.
На юге находились небольшое святилище города Ларов, построенное после землетрясения в 62 году н. э. Храм Веспасиана и внушительная штаб-квартира шерстяной промышленности, возведенная богатой покровительницей Евмахией. Напротив Капитолия, на южной оконечности форума, располагались городской совет и городские магистраты.
Большая базилика с ее главным залом, окруженным с четырех сторон коридором, является самым архитектурно значимым зданием в городе. Она имеет большое значение для изучения происхождения и развития архитектуры христианской базилики. Он служил в качестве закрытого обмена и места для свершения правосудия. На Западе находился храм Венеры помпейской, покровительницы Помпеи. Напротив базилики находился храм Аполлона, один из самых ранних в городе.
На треугольном форуме находится дорический храм, старейший в Помпеях. Между 3-м и 1-м веками до нашей эры к востоку от треугольного форума были построены Палестра (спортивная площадка) и небольшой крытый театр. Неподалеку находились храмы Зевса, Мейлихия и Исиды.
Бани были разбросаны по всему городу: Стабийские бани, Форумские бани, Центральные бани (которые еще строились во время извержения вулкана) и многие бани в роскошных частных домах.
Жилые дома в Помпеи
Более значительными, чем общественные здания, являются сотни частных домов. Они уникальны. Ведь только в Помпеях можно проследить историю италийской и Римской внутренней архитектуры на протяжении 4 столетий. Самые ранние дома датируются первым Самнитским периодом (IV–III века до н. э.). Дом хирурга — самый известный пример раннего атриумного дома, построенного в этот период. Самые роскошные дома были построены во второй Самнитский период (200-80 гг. до н. э.). Тогда расширение торговых и культурных контактов привело к появлению эллинистических изысков.
Дом Фавна занимает целый городской квартал и имеет две атрии (главные комнаты), четыре триклинии (столовые) и два больших сада перистиля. Его фасад построен из мелкозернистого серого туфа — главного строительного материала этого периода. Стены украшены в стиле живописи, который имитирует мраморные шпонированные стены с помощью окрашенной штукатурки. Знаменитая мозаика Александра Македонского, найденная в доме Фавна, вероятно, является копией утраченной эллинистической картины. Многие дома этого периода были украшены искусной мозаикой на полу.
Знаменитая мозаика Александра Македонского
Большое количество домов, построенных в Самнитский период, сделало необходимым строительство меньшего количества домов в римский период. Те, что были построены, обычно были менее внушительными, с более низкими предсердиями, но с более сложным декором. Дом Марка Лукреция фронтона — небольшой, но элегантный дом периода Римской империи. Tablinum (кабинет мастера) оформлен в особенно изысканном третьем Помпейском, или египетском, стиле. Дом Веттий типичен для домов зажиточного купечества римского периода. Некоторые из его комнат оформлены в четвертом Помпейском, или орнаментальном, стиле.
Влияние Помпеи на Европейскую культуру и неоклассический стиль
Находки в Помпеях и других местах, погребенных во время извержения Везувия, оказали глубокое влияние на европейский вкус. Известие о раскопках вызвало волну интереса к античности, которая распространилась по всей Европе. Например, похвальные высказывания немецкого классициста Иоганна Иоахима Винкельмана, совершившего свою первую поездку в Неаполь в 1755 году. Или например гравюры Джамбаттисты Пиранези. Все это только способствовало популяризации раскопок. Неаполь, Помпеи и Геркуланум стали важными остановками в Европейском Гранд-туре, совершаемом английскими посетителями.
Художники, архитекторы, гончары, и даже мебельщики черпали вдохновение в Помпеях. В лепнине, популяризированной в Англии архитекторами XVIII века Джеймсом и Робертом Адамом, использовались те же мотивы. Во Франции стиль Людовика XVI включал Помпейские мотивы. Апартаменты королевы Людовика, Марии Антуанетты были оформлены стиле, который стал популярным во всей Европе. Жак-Луи Давид и его ученик Жан-Огюст-Доминик Энгр черпали вдохновение для своих картин из раскопок. Действительно, неоклассический стиль, стимулированный открытиями в Помпеях, полностью заменил рококо и стал художественным стилем французской революции и наполеоновского периода.
Значение Помпеи в мировой истории
Масштабы археологических памятников делают их чрезвычайно важными. Они представляют уникальный источник информации о многих аспектах социальной, экономической, религиозной и политической жизни древнего мира. Многочисленные хорошо сохранившиеся домашние святыни дают до сих пор неожиданную картину жизненности религии в семье.
Пекарни с мельницами, тестомесильными машинами и печами, некоторые из которых все еще содержат буханки хлеба, показывают, как производился этот основной продукт повседневной жизни. Многочисленные заводы по переработке и очистке шерсти позволяют изучать эту важную отрасль промышленности. Мастерские скульптора, резчика инструментов и огранщика драгоценных камней, а также фабрики по производству гарума (рыбного соуса), ламп и множество винных и продовольственных магазинов документируют другие аспекты древней жизни.
Пекарня с кирпичной печью и мельницей среди руин в Помпеях, Италия.
Помпеи были оживленным портовым городом, который экспортировал продукцию по всему средиземноморскому региону. Купцы и торговцы находили пищу и ночлег у городских ворот и форума. Некоторые рестораны и гостиницы были довольно привлекательными и подавали еду гостям, которые отдыхали в саду. В более дешевых местах комнаты были маленькими и темными, а посетители сидели на табуретках.
Кроме того, Помпеи предоставляют наилучшие возможности для изучения градостроительства и землепользования в древнем городе. Раскопки с середины 20-го века выявили неожиданное количество открытой земли. Было обнаружено много виноградников, фруктовых деревьев и садов, что свидетельствует о менее интенсивном землепользовании и меньшей численности населения, чем считалось ранее.
История гибели города Помпеи (11 фото + 1 видео)
История гибели Помпеи свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году, днем, 24 августа и продолжалось два дня. Извержение, как тогда считалось, спящего вулкана Везувий уничтожило все. Тогда под лавой были погребены не только Помпеи, но и еще три города – Стабии, Оплонтия и Геркуланум.
В течении 1500 лет Помпеи останутся погребенными под землей, пока в 1599 г. при строительстве подземного канала от реки Сарно не обнаружат часть древней городской стены.
Дальше городу пришлось прождать еще 150 лет, пока в 1748 г. его раскопки снова не возобновились под руководством испанского военного инженера Роке Хоакина де Алькубьерре. На этот раз на поверхности появились не только хорошо сохранившиеся предметы быта (чему способствовало отсутствие под землей воздуха и влаги), но и целые здания.
Первый день — начало трагедии
Город Помпеи стихия пощадила до следующего дня. Городские жители легкомысленно не обратили внимание на черное облако пепла и газа, поднявшееся над вулканом Везувий и медленно двигавшееся в сторону города. Тревога начала нарастать после того, как хлопья пепла начали засыпать крыши домов, тротуары, цветы и кроны деревьев. Пепел покрывал белые одежды, его приходилось все время стряхивать; краски города тускнели, сливаясь в мрачный серый фон.
Многие из жителей старались укрыться от пепла в домах, куда проникали ядовитые сернистые пары. Под тяжестью пепла крыши домов обваливались, погребая находящихся в помещении. Многие погибали, не найдя в себе решимости оставить ценные вещи. При раскопках были найдены люди с мешками, набитыми золотом и драгоценными украшениями. Начавшееся землетрясение сопровождали непрерывные толчки. Содрогавшаяся твердь переворачивала повозки, разрушала статуи, стены домов; бегущих в ужасе жителей засыпало черепицей. Вслед за пеплом с неба начали сыпаться камни.
Подробности гибели Помпеи известны из писем известного римского ученого Плиния Младшего, гостившего в Мизено – имении своего дяди, также известного ученого, которого принято называть Плинием Старшим. Юному Плинию выпало несчастье оказаться на берегу Неаполитанского залива всего в 25 км от Везувия. Он описал извержение в письме к Тациту, по просьбе последнего поведав о смерти родственника, и в результате предоставил потомкам важный научный документ.
«Дядя был в Мизене и лично командовал флотом, – пишет Плиний Младший. – Он умер во время катастрофы, которая уничтожила прекрасный край вместе с городами и населением. В 9-й день до сентябрьских календ, часов около 7-и, он увидал облако, необычное по величине и виду. Смотревшие издали не могли определить, над какой горой оно возникло, а то, что это был Везувий, признали намного позднее. Дядя уже погрелся на солнце, облился холодной водой, закусил и потребовал сандалии, чтобы подняться на такое место, откуда лучше можно было видеть это удивительное явление.
Он собирался было выйти из дому, когда получил письмо от Ректины, жены Тасция, жившей на вилле под горой, откуда спастись возможно было только морем. Перепуганная женщина просила выручить ее из жуткого положения, и дядя изменил план. То, что начал ученый, закончил человек великой души: он велел подать судно, и сам поднялся на палубу, собираясь предоставить помощь не только Ректине, но и многим другим, ведь побережье было густо заселено. Он спешил туда, откуда другие бежали, держа прямой путь, стремясь прямо в центр опасности, и был до того свободен от страха, что, уловив любое изменение в очертаниях столба, велел отмечать и записывать все детали».
Ученый не поддался на уговоры кормщика, хотя колебался – не повернуть ли назад, но все же велел направить лодку в Стабии, к дому некоего Помпониана. На протяжении опасного пути Плиний Старший утешал испуганных пассажиров, обнимал их за плечи, уговаривал, желая ослабить страх своим спокойствием. По возвращении он велел отнести себя в баню; вымывшись, расположился на ложе и со вкусом отобедал, постоянно притворяясь веселым.
Сохранились свидетельства античного писателя Диона Кассия, более позднего автора, пользовавшегося неизвестным источником, но хорошо знал о последствиях извержения за пределами Кампании:
«Началось сильное землетрясение. Вся местность вокруг вулкана дрожала, а вершина горы колебалась. Подземные удары были подобны грому… шумело море… Неожиданно раздался ужасный треск. Из жерла Везувия полетели огромные камни… высоко поднялось пламя и повалил густой дым, солнце померкло. День обратился в ночь, в воздух поднялись тучи пепла. Он покрыл землю и море, засыпал полностью два города. Поднялась такая масса пыли, что она достигла Африки и Египта. В Риме носившиеся в воздухе тучи пыли застилали солнце».
В изложении Плиния Младшего уже в первый день катастрофы:
«на корабли падал пепел, и чем ближе они подходили, тем горячей и гуще становился воздух. Падали куски пемзы, черные обожженные обломки камней, уже почти похоронив отмель и завалив берег, доступ к которому был прегражден обвалом. Во многих местах из вулкана широко разлился, взметнувшись вверх, огонь, особенно яркий в ночной темноте. Дядя твердил, стараясь успокоить перепуганных людей, что селяне впопыхах забыли погасить огонь и в покинутых усадьбах занялся пожар.
Потом он отправился на покой и заснул крепким сном: дыхание у него, человека крупного, вырывалось с тяжелым храпом, и люди, проходившие мимо его комнаты, этот звук слышали. Площадка, с которой входили во флигель, была уже до такой степени засыпана пеплом и кусками пемзы, что человеку, задержавшемуся в спальне, выйти было бы невозможно. Дядю разбудили, предложив принять участие в совете, где обсуждали вопрос: остаться ли в помещении или выйти на открытое место. Ученый приводил разумные доводы, у остальных возобладали страхи».
К моменту переговоров сотрясаемые частыми и сильными толчками шатались здания; подземная стихия сдвигала их с мест, перемещала в сторону и возвращала обратно. С неба падали легкие, пористые куски пемзы. Люди защищались от падающих камней подушками, привязанными к голове полотенцами.
Угроза становилась ясной постепенно, ведь катастрофа начиналась с легкого пепла, который достаточно было стряхнуть с одежды и волос. Видя летящие с неба куски пемзы, люди ощущали опасность, но реальные меры к спасению принимали слишком поздно. Город Помпеи окутывали ядовитые пары; они проникали во все щели, заползали под накидки, повязки и платки, стесняли дыхание, вызывали слезы и кашель. В попытках глотнуть свежего воздуха, люди выбегали на улицу, попадали под град лапилли и в ужасе возвращались назад. В домах рушились потолки, погребая тех, кто сидел, забившись, под лестничными клетками, прятался в галереях, напрасно вымаливая у богов прощение.
При извержении любого вулкана вместе с пеплом из жерла выбрасываются куски старой и свежей лавы, а также чуждых вулкану пород. Небольшие, округлые или угловатые фрагменты этого вещества – лапилли (от лат. lapillus – «камешек») – падают как град, покрывая землю рыхлым слоем вулканической массы. При извержении Везувия большая часть камней едва достигала величины грецкого ореха, хотя временами попадались камни диаметром до 30 см. Даже в застывшем виде их нетрудно удалить при помощи простейших орудий. Именно такое вещество засыпало Помпеи, хотя и на значительно меньшую глубину, чем Геркуланум.
Вопреки утверждению античных авторов, стихия не застала горожан врасплох. Везувий проснулся ранним утром, а каменный дождь пошел только к полудню. У людей было достаточно времени, чтобы уйти из города, и многие сделали это. Судя по находкам, из 10 000 горожан погибло меньше четверти. Население города мертвых составили те, кто бросился на спасение домашнего скарба или просто решил переждать опасность, покинув дом слишком поздно. Погибли старики, потерявшиеся дети и рабы, оставленные хозяевами стеречь домашнее имущество.
1. Карты и средневековые источники
Помпеи и Геркуланум отмечены на карте относимой к 4 веку нашей эры, на картах 15-16-х веков, и на иллюстрациях к извержению везувия в 1631 году в книгах того времени.
Йоханес Баптист Масколо, очевидец этого извержения, так и пишет:
«. Все, что встречалось на пути, было захвачено этой бурей и вихрем огня. Скот, стада подавило и разбросало во все стороны по окраинам полей. Деревья, хижины, дома, башни были повалены и разбросаны. Из этих огненных потоков два были наиболее быстрыми, один с силой устремился к Геркулануму, другой к Помпеям (города, возрожденные некогда из пепла, не знаю, будут ли они снова жить).
2. Спящий Везувий
После извержения «79-го года» различные источники приводят до одиннадцати извержений в период между 202-ым и 1140-ым годами. Но последующие 500 лет нет никаких сведений об извержениях Везувия. Активный, с завидной регулярностью, вулкан вдруг выключается на пол тысячелетия, а затем с 1631 года снова регулярно беспокоит местных жителей. Такая вулканическая спячка становится легко объяснима, если принять во внимание хронологический сдвиг.
3. Эпитафия
В 15 километрах от Неаполя до сих пор стоит памятник с эпитафией, посвящённой извержению Везувия 1631 года.
Эта эпитафия, выбитая в 1738 году, описывает события страшного извержения вулкана. В списке пострадавших городов упоминаются города Помпеи и Геркуланум.
4. Средневековая письменность
В одном из восстановленных текстов на помпейских папирусах обнаружены диакритические знаки – ударения и придыхания, которые наряду с пунктуацией и лигатурами вошли в обиход лишь в средние века, а своё завершение получили только с началом книгопечатания.
5. Три грации
В национальном археологическом музее Неаполя выставлена фреска с помпейских раскопок. Она является точной копией знаменитой картины Рафаэля «Три грации» 1504 года, вплоть до поз и малейших деталей композициии. Либо Леонардо да Винчи изобрёл и подарил Рафаэлю машину времени, либо владелец виллы в Помпеях знал о картине Рафаэля и заказал средневековым дизайнерам интерьеров сделать копию знаменитой на тот момент картины.
6. Технологический уровень средневековья
В процессе раскопок было найдено огромное количество различных инструментов, неотличимых по технологии изготовления от современных: уголок с идеальным прямым углом, циркули, пинцеты, скальпели, зубоврачебные инструменты, сложные музыкальные инструменты, в том числе тромбоны с золотыми мундштуками.
При строительстве использовался стандартный калёный средневековый кирпич, изготовленный на ленточном прессе.
Водопроводный кран, представляющий из себя герметичную конструкцию из трёх частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притёртого к ней запорного цилиндрического вентиля.
Подводящие и магистральные трубы сложнейшей системы водоснабжения в Помпеях изготовлены из свинца. В Англии, например, даже до сих пор многие старые дома имеют такие же свинцовые трубы.
На одной из фресок изображен ананас, но этот фрукт появился в Европе только после открытия Америки, в 15-м веке.
В Помпеях обнаружены изделия из бутылочного стекла, флакончики для духов цветного стекла разных оттенков, множество абсолютно прозрачных тонкостенных изделий.
Такие же стеклянные вазы изображены на многочисленных помпейских фресках, раскопанных под пеплом города. Однако впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века. А секрет производства такого стекла ещё долгое время, как зеницу ока, берегли от конкурентов. К тому же, в Геркулануме обнаружены стандартные оконные стёкла большого размера – 45х44 см. и 80х80 см. Но первые известные оконные стёкла стали делать только в 1330 году, а первое подобное геркуланумскому стандартное оконное стекло произвели методом современного вальцевания только в 1688 году.
7. Водовод Доменико Фонтана
Если бы даже не было ни одного из вышеперечисленных пунктов, «древность» Помпей перечёркивает в прямом и переносном смысле водовод, проведённый знаменитым папским инженером-архитектором Доменико Фонтана. Это был передовой инженер того времени, который, помимо прочего, устанавливал обелиск на площади перед собором Петра в Ватикане, и достраивал сам собор.
Получается, что инженер Фонтана, занимаясь горно-проходческими работами, наткнулся на крыши и стены домов города, погребённого под многометровым слоем пепла. Но, во-первых, о подобной находке сам Доменико Фонтана нигде не упоминал, а во-вторых, двухкилометровый туннель нельзя построить в вулканическом грунте без принудительной вентиляции горной выработки. Выделяемый из вулканических грунтов ядовитый газ, делает невозможным производство любых подземных работ без эффективной вентиляции, с которой горная выработка по схеме напоминала бы титаник, с основным туннелем и огромными «трубами» для вентиляции. Ведь если бы Фонтана прокладывал водовод под многометровым слоем вулканического пепла, то и шахты были бы многометровыми. Вместо подобных конструкций мы видим обыкновенные городские колодцы.
Очень редко водовод проложен с нарушением городской инфраструктуры, как, например, здесь.
Если пройтись по маршруту водовода, проложенному Фонтана под Помпеями, то можно обнаружить удивительные вещи. Следы перекладки дорожного покрытия, водяную мельницу, которая археологами называется «бурбонским водоподъемником», но которой нет на картах бурбонского и более поздних периодов.
На ранних топографических картах Помпей до начала раскопок никакие колодцы не обозначены. Все колодцы водовода были обнаружены исключительно в процессе раскопок, большей частью в XX-м веке. Некоторые колодцы снабжены каменными ступенями-консолями, встроенными в одну из боковых стенок. Некоторые колодцы реставраторами просто уничтожаются. Есть колодец с боковой дверью. Другой колодец имеет окно в одной из стен. Зачем делать окно под землёй? И как можно было штукатурить колодец снаружи, если его выкладывали как вертикальную шахту изнутри?
Это был первый колодец водовода, обнаруженный в процессе раскопок. Поэтому во времена Пиранези ещё не поняли, какую опасность он представляет для официальной версии гибели Помпей в глубокой античности.
При выходе из Помпей водовод открывается г-образным колодцем со ступеньками и с боковым входом.
Канал вне города, проложенный траншейным методом, пришлось откапывать более 20 лет. Мельницы новой пороховой фабрики испанского вице-короля были запущены только в 1654 году. Однако по официальной версии там же расположенный город Помпеи катастрофическое извержение 1631 года никак не коснулось.
Как комментируют археологи этот очевидный факт? Первые раскопки водовода проводились ещё в 1955 году, проводятся они и сейчас, но ни результаты старых, ни новых раскопок до сих пор не опубликованы, ведь тогда придётся пересматривать очень многое.
Зачем скрывать?
Казалось, бы, нет ничего более монолитного, чем историческая наука, твёрдо стоящая на трёх китах.
Первый кит истории – это первоисточники, которые в той или иной степени сохранности, якобы существуют на протяжении двух исторических тысячелетий.
Но факт состоит в том, что подделать любой письменный источник очень просто. Например, весь 19-й век можно смело назвать веком фальшивок. Якобы древнегреческие рукописи, письма монархов, известных учёных, и многие другие документы подделывались не сотнями, не тысячами, а десятками тысяч экземпляров. Например, только между 1822 и 1835 годами в одной только Франции было продано более 12000 рукописей знаменитых людей.
Но и до 19-го века деятельность по фальсификации источников была государственной европейской программой. В средние века старинные античные манускрипты массово и очень кстати находят в заброшенных башнях монастырей, а дельцы на ниве мистификаций, как, например, Поджо Браччолини, написавший в том числе «Истории» Тацита, за большие деньги продают «подлинники» античности богачам того времени.
Несмотря на то, что за открытие радиоуглеродного анализа была дана Нобелевская премия по химии, по сути, он работает только на утверждение существующей хронологии. Чтобы не получить чего-то крамольного, лаборатории, проводящие такие анализы, никогда не берут образец вслепую, без указания места его происхождения и предположительного возраста, жестко привязанного к хронологической шкале.
Сами авторы метода на симпозиуме нобелевских лауреатов в 1969 году цинично заявляли:
Если радиоуглеродная датировка поддерживает наши теории, мы помещаем ее в работу. Если она не полностью противоречит им, мы помещаем её в сноску. И если она полностью не подходит, мы просто не берём её.
То же самое касается дендрохнологического метода, таблицы которого основаны на той же стандартной хронологии. Дата гибели Помпей в 79 году нашей эры там является одним из основополагающих реперов.
Но вот почему российские историки до сих пор работают на сочинённую Миллером, Шлецером, Байером историческую сказку, не понятно. Может быть, пора заканчивать работать против своей страны и стоит начать трудиться на благо своих соотечественников?
Дополнительные материалы от Горожанина из Б.
Эта дорога никогда не реставрировалась. Бут и чугун с самых «древнеримлян».
Этот ковкий чугун в несущем элементе, арочном перекрытии, вылез. Без него и без элемента здание невозможно.
Вот это посторонним не покажут. Только коллегам по цеху создания истории.
Древние фрески и мозаики налеплены на стены древних помпейских зданий.
Древние здания невозможны без стен. Проемы стен невозможны без этого литого чугуна в перекрытиях. С ними можно только построить.
Открыли реставраторы косяки, не трогая древние фрески. Реставрируют. А когда отреставрируют косяки и проемы, то само собой и древние фрески на стенах подновят.
Их давно пора подновить. Осыпались все. Позор, а не памятник истории.