что стало с понтием пилатом после распятия христа
Какова была судьба Пилата после казни Иисуса?
Понтия Пилата современный человек обычно представляет себе даже не по Евангелиям, не говоря уже об исторических трудах, а по рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда» или же по «Мастеру и Маргарите» Булгакова. В этих художественных произведениях Пилат представлен как честный служака, сочувствующий Иисусу и всеми способами пытающийся его спасти. А противостоят ему злодеи в лице Каиафы и Анны, первосвященники Храма в Иерусалиме. Они пугают прокуратора тем, что пожалуются на него самому римскому императору и Пилат в страхе отдаёт Иисуса на казнь.
И Булгаков, и Эндрю Ллойд Уэббер, без сомнения, гении, а их творения являются шедеврами. Вот только к историческим событиям они имеют весьма отдалённое отношение. Прежде всего, Пилат не воспринимался местным населением в качестве представителя законной власти, да и не был им по сути. Он — глава оккупационной администрации, нечто вроде гауляйтера. К местным жителям Пилат никогда не проявлял ни малейшего сочувствия, грабя их святыни и убивая сопротивлявшихся при любой возможности.
Разумеется, жители Иудеи ненавидели Пилата.
Будучи префектом (наместником), Пилат имел право осуществлять суд и казнь на территории римской провинции Иудея. Как отмечает Филон Александрийский, современник Пилата, часто он казнил вообще без всякого суда и формального обвинения. Тетрарха Ирода Антипу он мог поставить в известность, если дело касалось кого-то из его приближённых, но и только. Ни в каком милосердии, тем более ко всяким подозрительным бродячим проповедникам (их в то время было немало) он ни разу замечен не был.
Что касается Каиафы и его родича Анны, то с ними Пилат никогда серьёзно не ссорился. Даже в случае массовых избиений прихожан Храма римскими солдатами, первосвященники предпочитали закрывать глаза на эти досадные эксцессы. На Пилата в Рим приходило множество доносов (поэтому любую угрозу нажаловаться на него императору он бы просто проигнорировал), но они шли от местного населения. Каиафа и Анна на Пилата не жаловались, ведь он их полностью устраивал. Когда Пилата сняли с должности, Каиафа также был отстранён, так как Пилат был его прямым покровителем.
Скорее всего, реальный Пилат и не вспоминал потом о каком-то очередном лжепророке, казнённом по его приказу. Нет сомнений, что Иисуса казнил именно Пилат, поскольку распятие — чисто римская казнь, считавшаяся особо позорной. Ей подвергали лишь рабов и лиц без гражданства, самих римлян распинать на кресте закон строго запрещал.
К примеру, апостолу Павлу, который был римским гражданином, отрубили голову. Местные иудейские правители, как духовные, так и светские, казнить своих граждан через распятие не могли, это было прерогативой только римского наместника.
Пилату либо очень сильно везло, либо у него были весьма надёжные связи в Риме. Несмотря на непрекращающийся поток доносов, он просидел на своём посту десять лет. Только в 36 г. н.э. римский наместник в Сирии консул Луций Вителлий отстранил Пилата от должности префекта Иудеи и отправил его в столицу для разбирательства по фактам бесчисленных жалоб иудеев и самарян. Одновременно с этим Луций Вителлий отменил наиболее непопулярные постановления Пилата. Тем самым он покупал симпатии местного населения накануне готовившейся римлянами войны против Ареты IV, царя Набатеи.
Но в Риме Пилату снова повезло. Очень вовремя умер император Тиберий, который должен был осуществлять разбирательство и суд. К власти пришёл юный Гай Юлий Цезарь Август Германик, вошедший в историю как Калигула. Он начинал своё правление очень осторожно: отменил «Закон об оскорблении величия» и объявил амнистию для всех осуждённых по нему римских граждан. Настоять на расследовании дела Пилата мог бы Луций Вителлий, но ему Калигула не доверял и в 39 г. н.э. даже хотел казнить по подозрению в заговоре.
Судя по отсутствию всяких упоминаний о Пилате в этот период, суд над ним так и не состоялся. Но он не получил и новой ответственной должности, что неудивительно, ведь он был ставленником прежнего императора и новому оказался не нужен. По всей видимости, остаток своей жизни Пилат мирно доживал на своей вилле, в кругу семьи, окружённый любовью и заботой домочадцев.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что стало с Понтием Пилатом после казни Христа
SPQR | Древний Рим и Древний Мир
3 дня назад
Что стало с Понтием Пилатом после казни Христа
Благодаря Евангелиям, Понтий Пилат навсегда остался в истории и культуре как человек, приговоривший Иисуса Христа к смерти. Он сделал это, находясь на посту римского префекта провинции Иудея. Только он имел право утвердить смертный приговор человеку, обвиняемому в преступлениях по римским законам. Как можно судить по тем же Евангелиям, местный религиозный судебный орган, Синедрион, постановил передать пойманного ими Иисуса именно на римский суд. При этом Пилат передал дело формальному правителю Иудеи, царю Ироду, но и тот вернул обвиняемого римлянам.
«Христос перед Пилатом». Михай Мункачи, 1881 г.
Как проходила процедура суда и что было после него — показано в многочисленных произведениях искусства, которые появились за прошедшие два тысячелетия. Книг с подробным разбором этого события также вышло немало. Сам Пилат за весь свой срок наместничества в Иудее вынес множество подобных приговоров. По свидетельству его современника Филона Александрийского, устраивал Пилат и бессудные расправы, в том числе и казни. Источники того времени Пилата характеризуют как жестокого оккупанта, способного спровоцировать местное население на мятеж и после этого устроить бойню.
Жан Маре в роли Понтия Пилата в фильме 1962 г.
Кроме того, Пилата обвиняли в коррупции, приговорах за взятки, подкупе других должностных лиц и тому подобных преступлениях. Трудно сказать, сколько в этих обвинениях правды, ведь мы знаем о них в основном по доносам, которые на Пилата писал, например, иудейский царь Агриппа I, сменивший Ирода. Как бы то ни было, прочие местные правители и население Понтия Пилата крайне не любили. Но при этом Пилат оставался префектом более 10 лет, что для наместника этого бурного и мятежного региона очень много. Из этого следует, что на своём посту он вполне устраивал как императора в Риме, так и своего прямого начальника — римского наместника в Сирии.
Понтий Пилат (актёр А.Ванин) в спектакле «Мастер и Маргарита» Театра на Юго-Западе.
Понтий Пилат (актёр А.Ванин) в спектакле «Мастер и Маргарита» Театра на Юго-Западе.
Но в 37 г. н.э. Пилату перестало везти. Молодой легат пропретор Сирии Луций Вителлий по приказу императора Тиберия объявил войну Арете IV, правителю Набатейского царства. Поводом послужили нападения отрядов набатеев на иудейские земли. Сам Вителлий с двумя римскими легионами двинулся через Иудею к городу Петре. Он получил от жителей Самарии жалобу на неоправданную жестокость Понтия Пилата при подавлении очередного восстания. Рассмотрев её, Вителлий заменил Пилата на посту префекта Иудеи Публием Марцеллом. Самому Пилату было предписано отправиться в Рим, чтобы предстать перед судом.
Профиль Вителлия на римской монете. I в. н.э.
Виттелий далее посетил Иерусалим, где объявил об отмене налога на продажу плодов, а также вернул иудеям их религиозную святыню, одеяние первосвященника. Также Вителлий сместил первосвященника Каиафу, сменив его на Ионатана. Скорее всего, смещение деятелей администрации, запятнавших себя многочисленными преступлениями и коррупцией, было с восторгом воспринято местным населением. Не говоря уже о таких популистских мерах, как отмена налога и возврат святой реликвии. Таким образом Вителлий хотел, перед началом войны с соседним для Иудеи государством, заручиться поддержкой местного населения.
Кесария, раскопки на месте резиденции римских наместников. Современное фото.
Кесария, раскопки на месте резиденции римских наместников. Современное фото.
Пилат с семьёй покинул свою резиденцию в Кесарии и отправился в столицу Римской Империи. К сожалению, о том, что с ним стало после, не сохранилось абсолютно никакой информации. Неизвестно даже, состоялся ли суд над Пилатом. Именно в начале 37 года здоровье Тиберия резко ухудшилось и 16 марта он скончался на своей вилле в Мизене. Его преемником стал Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный по своему прозвищу — Калигула. Новый император начал своё правление крайне осторожно, опасаясь вызвать недовольство какой-либо из влиятельных политических группировок в сенате. Осуждение римского патриция из сословия всадников, каковым был Понтий Пилат, да к тому же ещё и по сомнительному доносу от каких-то там жителей провинции, не имевших римского гражданства, могло негативно сказаться на политическом рейтинге нового императора. Так что можно предположить, что суда над Пилатом не произошло.
Мраморный бюст Калигулы. I в. н.э.
В то же время Пилата вряд ли назначали на какую-нибудь другую аналогичную должность, поскольку его репутация была подмочена. Скорее всего не получил Пилат и должности в Риме. Основная причина — он был представителем прежней администрации, его назначал Тиберий, и быть лояльным Калигуле у него не было особых причин. Разумеется, укрепляя свою власть император везде продвигал своих собственных назначенцев, избавляясь при этом от старых кадров. А от Пилата даже специально избавляться не пришлось, над ним и так висела перспектива судебного разбирательства с неясным исходом. Так что скорее всего бывшего всесильного наместника Иудеи без шума отправили доживать свой век на личной вилле где-нибудь в глуши. Во всяком случае нет никаких данных о том, чтобы Пилат потом занимал хоть какой-то государственный пост в Риме.
Понтий Пилат: человек, который мог предотвратить казнь Иисуса
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.
О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».
Понтий Пилат был единственным, кто реально мог изменить участь Иисуса Христа. И он пытался ее изменить.
Судя по отзывам современников, Пилат, назначенный в 26 году римским наместником (префектом) Иудеи, не отличался ни справедливостью, ни даже простой порядочностью. Иудейский философ Филон Александрийский описывал его как человека жестокого и продажного, виновника многочисленных казней, совершенных без всякого суда. А иудейский царь Ирод Агриппа даже жаловался императору Калигуле на «бесконечную и невыносимую жестокость» Пилата.
Вероятно, для таких характеристик имелись основания, хотя обвинявшие Пилата были небеспристрастны. Дело в том, что у прокуратора с самого начала не сложились отношения с иудеями. Все жители Иудеи очень тяжело переживали утрату государственной самостоятельности (после смерти Ирода Великого в 4 году до н. э.) и даже в непринципиальных вопросах упорно отстаивали национальные обычаи и традиции.
Известен случай, когда Пилат, решив продемонстрировать свою преданность императору, велел внести в Иерусалим знамена с его изображением. Иудеи отреагировали на это крайне болезненно: пять дней они окружали резиденцию префекта (преторию), периодически предпринимая попытки штурма и громко требуя удалить языческие изображения из святого города. Угрозы Пилата перебить всех без разбора не действовали. В конце концов он был вынужден уступить, но мнение об иудеях составил самое неблагоприятное.
Не меньше разозлила Пилата другая история, когда он решил построить в Иерусалиме водопровод. Идея была здравая: в городе часто не хватало чистой питьевой воды, особенно в праздники, когда сюда съезжались сотни тысяч паломников из множества стран. Но финансировать предприятие Пилат предлагал за счет храмовой казны, а первосвященник и прочие члены синедриона (высшего государственного органа Иудеи) были категорически против. История с угрозами повторилась, и вновь Пилат пошел на попятную.
Среди иудеев было немало зилотов — ревнителей Моисеева закона, всерьез стремившихся свергнуть римское иго. То тут, то там возникали мятежи (упоминания о повстанцах Варавве, Февде и Иуде Галилеянине мы находим и в книгах Нового Завета), и Пилату нередко приходилось беспокоить императора, прося военной поддержки.
Словом, иудеев с их религиозными обычаями и бесконечными распрями Пилат, мягко говоря, недолюбливал, и те отвечали ему взаимностью.
И, тем не менее, в тот день накануне иудейской Пасхи, когда к нему привели галилеянина Иисуса, римский префект решил проявить принципиальность. Почему?
Возможно, ему хотелось уязвить иудейских вождей, которые вечно устраивали смуты по самым нелепым поводам. Они уже всё решили насчет Иисуса? Что ж, прекрасно, пусть сами и исполняют свое решение. А если им нужна санкция римского чиновника — тогда будет полноценное разбирательство, без всякой спешки. «Уладить небольшую формальность» на скорую руку не выйдет. Иудеи принципиальны в своих национальных обычаях, а римляне — в следовании закону.
На самом деле, конечно, Пилат вряд ли собирался погружаться в суть претензий к Иисусу. Поэтому начал он с самых простых вопросов: справедливо ли Тебя обвиняют? Ты действительно Царь Иудейский? Если Пилат надеялся на такой же простой ответ, то он его не получил. Подсудимый не сказал ни «да», ни «нет», Он ответил как есть: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин 18:36–37). Не желая долго возиться с этим делом, Пилат предпринял еще одну попытку получить короткий и ясный ответ. Итак Ты Царь? — уточнил он. И вновь услышал не то, на что надеялся: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Меньше всего Пилату хотелось пускаться в философские дискуссии о том, что такое истина, поэтому он решил просто отпустить Иисуса. Если не по причине Его невиновности (выдавал ли Он себя за царя или нет, Пилат так до конца и не разобрался, но опасен Он явно не был), то хотя бы в силу обычая отпускать накануне Пасхи одного из осужденных.
Но тут Пилат столкнулся с уже знакомым ему упорным сопротивлением народа, который первосвященники уже успели обработать. Народ потребовал освободить не Иисуса, называемого Христом, а другого заключенного — мятежника Варавву.
Так бывает: хочется принять легкое, всех устраивающее решение и успокоиться, а обстоятельства вдруг начинают сопротивляться, заставляют докапываться до сути, разбираться и принимать решение по существу, как бы тяжело оно ни далось.
Толпа все настойчивее требовала Христа казнить, а у Пилата появлялось все больше аргументов в пользу Его освобождения.
Во-первых, он уже знал, что первосвященники требуют осуждения Иисуса из зависти. Во-вторых, его собственная жена просила не причинять никакого зла Праведнику, которого прислали иудеи: она во сне много пострадала за Него» (Мф 27:19). А главное, чем дольше Пилат разговаривал с Иисусом, тем больше понимал, что перед ним особенный Человек. Если фарисеи и первосвященники только возмущались, слыша, что Спаситель называет себя Сыном Божиим, то Пилат, узнав об этом, убоялся и искал отпустить Его (Ин 19:8, 12). Видно, была в душе римского префекта задета какая-то живая струнка. А, может быть, он просто боялся: будучи язычником, Пилат вполне мог допустить, что и у иудеев есть свой Бог, и лучше с Ним не враждовать.
Тем более его должны были насторожить слова Иисуса: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе (Ин 19: 11).
Пилат предпринял не менее трех попыток освободить Спасителя. Но кончилось все так же, как и в предыдущие его столкновения с иудейской толпой: ему пришлось отступить. Убедить его, что Иисус виновен, первосвященники так и не смогли и тогда прибегли к откровенному шантажу: Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин 19:12). Этот аргумент подействовал. Пилат символически умыл руки перед толпой и объявил: Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы (Мф 27:24).
Так малодушие Пилата перечеркнуло все его попытки поступить по совести.
Мог ли Пилат настоять на своем?
Наверняка мог. Ни один человек не является слепым орудием Божиего Промысла, не был им и Пилат. Просто ему не хотелось идти на обострение конфликта с иудеями. Те и впрямь могли донести на него императору. Хотя, если разобраться, такой донос вряд ли повредил бы его карьере: освобождение Вараввы, открыто бунтовавшего против римлян, наверняка было бы в глазах Рима более тяжелым проступком, чем освобождение «Царя Иудейского».
Так умер человек, который сыграл одну из самых важных ролей в евангельской истории.
Вероятно, он не «умывал руки»: история Понтия Пилата
Библейская история гласит, что Пилат не хотел казни Христа, но позволил синедриону распять его. Есть основания полагать, что он даже не видел Иисуса.
Легенда Понтия Пилата
Библейский Понтий Пилат – воплощение малодушия. Римлянин, который хотел помешать казни невиновного бродячего проповедника, но под давлением синедриона и толпы разгневанных иудеев всё-таки отправил его на крест. Евангелие от Луки описывает это так: «Но они кричали: Расни Его! Распни! Он в третий раз сказал: Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу». Но «великий крик» фарисеев и левитов «превозмог», и Пилат «Иисуса предал в их волю». При этом римский префект (наместник) снял с себя ответственность за казнь пророка. Согласно Матфею, он «взял воды и умыл руки перед народом». Так Пилат продемонстрировал, что кровь – не на его руках: «Не виновен я в крови праведника сего – смотрите вы».
Что есть истина? (Иисус и Пилат), худ. Н.Н. Ге, 1890 (holytrinityutrecht.nl)
Но самое главное, что заставляет нас не доверять библейскому повествованию – Пилат вообще вряд ли судил Христа. Он утверждал приговоры тех, кто нарушил законы Рима. Иисус же обвинялся в религиозных преступлениях – попытках пересмотреть основы веры, и в том, что побил каких-то торговцев у Иерусалимского храма (мелочь для префекта!). Подобными делами занимался синедрион; римляне позволяли иудеям самим разбирать такие конфликты согласно их обычаям и традициям. Римской администрации до «ересей» и многочисленных иудейских сект дела не было, Пилата заботило другое – признание владычества империи и повиновение масс. Иисус же признавал Царя небесного, а что на земле – всё «от Бога», «кесарю – кесарево».
Есть ли ещё поводы сомневаться в евангельском рассказ о римском префекте (а других источников о причастности Пилата к казни Христа нет)? Историк Л.А. Ельницкий предлагал объяснение, почему ранние христиане могли интерполировать (то есть вставить) сюжет о Пилате в биографию Иисуса. Превратить римского префекта в одного из виновников распятия – логичный ход для евреев I в. н.э., которые Пилата ненавидели: Понтий заслужил репутацию жестокого и несправедливого чиновника, который издевался над местными традициями. История с казнью вполне соответствовала образу Пилата и подпитывала всеобщий гнев мятежных иудеев против Рима.
Средневековое изображение сцены разговора Христа и Пилата (history.com)
Интересно, что в более поздних текстах отношение христиан к Пилату и история самого Пилата изменились – вслед за политической ситуацией. Христианство во 2-3 вв. н.э. распространилось по Римской империи, и лидеры религии начали искать примирения с властями. Если ранее Пилат описывался как враг христиан, то теперь – как друг. Во-первых, в евангельском рассказе он пытается спасти Христа, и не может лишь из слабости, виновны же во всём иудеи и синедрион (враги христианства); во-вторых, ходили слухи, будто бы Пилат так впечатлился случившимся, что позднее сам обратился в христианство или, по меньшей мере, сочувствовал ему (об этом писал Тертуллиан). Очевидно, эта история должна была подать другим язычникам империи пример – вот, мол, даже Пилат увидел во Христе истину.
С древними текстами, которые дошли до нас спустя тысячи лет после многочисленных утрат их фрагментов, редакций и просто ошибок переписчиков, часто так – они менялись и служили политическим целям тех, кто их редактировал спустя пару сотен лет после описываемых в них событий. Так что историкам приходится сомневаться в ключевых евангельских сюжетах, и история Пилата – один из таких сюжетов.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Меч Самурая Японский меч (яп. 日本刀 нихонто) — клинковое однолезвийно.
Анастасия Макеева и ее новый муж Актриса Анастасия Макеева приобрела известность не только бла.
Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот.
САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ СПОСОБ ПРОЧИСТИТЬ СЛИВ. ВЫ НЕ СЛЫШАЛИ о нем САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ СПОСОБ ПРОЧИ.
—Музыка
—Фотоальбом
—Музыкальный плеер
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Что стало с Понтием Пилатом после казни Христа
Благодаря Евангелиям, Понтий Пилат навсегда остался в истории и культуре как человек, приговоривший Иисуса Христа к смерти. Он сделал это, находясь на посту римского префекта провинции Иудея.
Только он имел право утвердить смертный приговор человеку, обвиняемому в преступлениях по римским законам. Как можно судить по тем же Евангелиям, местный религиозный судебный орган, Синедрион, постановил передать пойманного ими Иисуса именно на римский суд. При этом Пилат передал дело формальному правителю Иудеи, царю Ироду, но и тот вернул обвиняемого римлянам.
«Христос перед Пилатом». Михай Мункачи, 1881 г.
Как проходила процедура суда и что было после него — показано в многочисленных произведениях искусства, которые появились за прошедшие два тысячелетия. Книг с подробным разбором этого события также вышло немало. Сам Пилат за весь свой срок наместничества в Иудее вынес множество подобных приговоров. По свидетельству его современника Филона Александрийского, устраивал Пилат и бессудные расправы, в том числе и казни. Источники того времени Пилата характеризуют как жестокого оккупанта, способного спровоцировать местное население на мятеж и после этого устроить бойню.
Жан Маре в роли Понтия Пилата в фильме 1962 г.
Кроме того, Пилата обвиняли в коррупции, приговорах за взятки, подкупе других должностных лиц и тому подобных преступлениях. Трудно сказать, сколько в этих обвинениях правды, ведь мы знаем о них в основном по доносам, которые на Пилата писал, например, иудейский царь Агриппа I, сменивший Ирода. Как бы то ни было, прочие местные правители и население Понтия Пилата крайне не любили. Но при этом Пилат оставался префектом более 10 лет, что для наместника этого бурного и мятежного региона очень много. Из этого следует, что на своём посту он вполне устраивал как императора в Риме, так и своего прямого начальника — римского наместника в Сирии.
Понтий Пилат (актёр А.Ванин) в спектакле «Мастер и Маргарита» Театра на Юго-Западе.
Но в 37 г. н.э. Пилату перестало везти. Молодой легат пропретор Сирии Луций Вителлий по приказу императора Тиберия объявил войну Арете IV, правителю Набатейского царства. Поводом послужили нападения отрядов набатеев на иудейские земли. Сам Вителлий с двумя римскими легионами двинулся через Иудею к городу Петре. Он получил от жителей Самарии жалобу на неоправданную жестокость Понтия Пилата при подавлении очередного восстания. Рассмотрев её, Вителлий заменил Пилата на посту префекта Иудеи Публием Марцеллом. Самому Пилату было предписано отправиться в Рим, чтобы предстать перед судом.
Профиль Вителлия на римской монете. I в. н.э.
Виттелий далее посетил Иерусалим, где объявил об отмене налога на продажу плодов, а также вернул иудеям их религиозную святыню, одеяние первосвященника. Также Вителлий сместил первосвященника Каиафу, сменив его на Ионатана. Скорее всего, смещение деятелей администрации, запятнавших себя многочисленными преступлениями и коррупцией, было с восторгом воспринято местным населением. Не говоря уже о таких популистских мерах, как отмена налога и возврат святой реликвии. Таким образом Вителлий хотел, перед началом войны с соседним для Иудеи государством, заручиться поддержкой местного населения.
Кесария, раскопки на месте резиденции римских наместников. Современное фото.
Пилат с семьёй покинул свою резиденцию в Кесарии и отправился в столицу Римской Империи. К сожалению, о том, что с ним стало после, не сохранилось абсолютно никакой информации. Неизвестно даже, состоялся ли суд над Пилатом. Именно в начале 37 года здоровье Тиберия резко ухудшилось и 16 марта он скончался на своей вилле в Мизене. Его преемником стал Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный по своему прозвищу — Калигула. Новый император начал своё правление крайне осторожно, опасаясь вызвать недовольство какой-либо из влиятельных политических группировок в сенате. Осуждение римского патриция из сословия всадников, каковым был Понтий Пилат, да к тому же ещё и по сомнительному доносу от каких-то там жителей провинции, не имевших римского гражданства, могло негативно сказаться на политическом рейтинге нового императора. Так что можно предположить, что суда над Пилатом не произошло.
Мраморный бюст Калигулы. I в. н.э.
В то же время Пилата вряд ли назначали на какую-нибудь другую аналогичную должность, поскольку его репутация была подмочена. Скорее всего не получил Пилат и должности в Риме. Основная причина — он был представителем прежней администрации, его назначал Тиберий, и быть лояльным Калигуле у него не было особых причин. Разумеется, укрепляя свою власть император везде продвигал своих собственных назначенцев, избавляясь при этом от старых кадров. А от Пилата даже специально избавляться не пришлось, над ним и так висела перспектива судебного разбирательства с неясным исходом. Так что скорее всего бывшего всесильного наместника Иудеи без шума отправили доживать свой век на личной вилле где-нибудь в глуши. Во всяком случае нет никаких данных о том, чтобы Пилат потом занимал хоть какой-то государственный пост в Риме.